Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: современное состояние и успешный опыт Грузии'

Противодействие коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: современное состояние и успешный опыт Грузии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ / ANTI-CORRUPTION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTEREST / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / COUNTERACTION TO CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лагутин Денис Вячеславович

Статья посвящена исследованию состояния противодействия коррупции в государственной службе, антикоррупционного законодательства, юридической ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения в Российской Федерации. Рассмотрен успешный опыт противодействия коррупции в Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the research of the state of counteraction to corruption in the public service, anticorruption legislation, legal responsibility of civil servants for corruption offenses in the Russian Federation. The successful experience of countering corruption of Georgia is considered.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: современное состояние и успешный опыт Грузии»

механизмы были бы действенны и эффективны, поэтому остается надеяться на дальнейшее совершенствование законодательства в этом направлении.

Список литературы:

1. Российская газета. 2007. 3 октября.

2. Тузов Д.О. (ред.). Вещные права: система, содержание, приобретение. Сборник научных трудов в честь проф. Б.Л. Хаскельберга. М.: Статут, 2008. 464 с.

3. Т. Красильникова Государственное предпринимательство и государственная корпорация в России // Власть, № 12, 2009, С. 136139.

4. О.С. Высоцкая. Правовая природа финансов, используемых государственными корпорациями // Современное право, № 11, 2009, С. 43-46.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И _УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ГРУЗИИ._

Лагутин Денис Вячеславович

студент-магистрант 2курса кафедра общей юриспруденции и правовых основ безопасности, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию состояния противодействия коррупции в государственной службе, антикоррупционного законодательства, юридической ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения в Российской Федерации. Рассмотрен успешный опыт противодействия коррупции в Грузии.

ABSTRACT

The article is devoted to the research of the state of counteraction to corruption in the public service, anticorruption legislation, legal responsibility of civil servants for corruption offenses in the Russian Federation. The successful experience of countering corruption of Georgia is considered.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционный, государственная служба, противодействие коррупции, конфликт интересов, правоохранительные органы.

Keywords: corruption, anti-corruption, public service, counteraction to corruption, conflict of interest, law enforcement agencies.

О коррупции, как о негативном явлении в обществе, написано множество научно-исследовательских работ. Связано это с тем, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен.

Актуальность темы обусловлена тем, что коррупция в государственной службе, как негативное явление разлагающее общество, несет угрозу экономической безопасности Российской Федерации, а средства ее противодействия являются недостаточно эффективными.

Коррупция является важнейшей системной проблемой, характерной не только для Российской Федерации, но и для большинства стран мира. В связи с этим одной из главных задач, в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции в системе государственной службы.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое понятие противодействия коррупции, как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. [1, с. 2]

Не так давно в России было создано антикоррупционное законодательство и разработан перечень мер, позволяющий бороться с этим пагубным социальным явлением. В дополнение к этому, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Реализация мероприятий Национального плана направлена на решение следующих основных задач:

совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности;

повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации

по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

повышение эффективности противодействия коррупции при проведение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

повышение воздействия этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

усиление эффективности информационно -пропагандистских и просветительских мероприятий, нацеленных на формирование в обществе условий нетерпимости к коррупционным проявлениям. [2, с. 4]

В целях эффективности противодействия коррупции государственные органы проводят единую государственную политику в области противодействия коррупции, создают механизм взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции. Принимают законодательные, административные и иных меры, направленные на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению. Совершенствуют системы и структуры государственных органов, создают механизмы общественного контроля за их деятельностью. Вводят антикоррупционные стандарты, то есть установленные для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Обеспечивают доступ граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Совершенствуют организацию деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции. Повышают уровень оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. Повышают ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин при назначении на должность государственной службы, а также государственный гражданский служащий, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан предоставить представителю нанимателя сведения

о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в целях противодействия коррупции. Непредставление государственным гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы. [3, с. 211]

Существенной проблемой, зачастую встречающеюся в деятельности государственных служащих, является конфликт интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности государственной гражданской службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. [4, с. 53] Для соблюдения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта, интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

За совершение коррупционных правонарушений государственные служащие Российской Федерации несут уголовную, административную, и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливаю-

щим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации. К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ: часть 2 статьи 141 УК РФ, часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 160, статья 170, часть 3 статьи 174 , часть 3 статьи 175, части 2,3 статьи 178, статья 184, часть 3 статьи 188, статья 201, статья 202, статья 204, части 3,4 ст. 226, статья 285, статья 285.1, статья 285.2, статья 286, статья 289, статья 290, статья 291, статья 292, статья 304, часть 1 статьи 309. Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.

К административным коррупционным правонарушениям относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: статья 5.16, статья 5.17, статья 5.18, статья 5.19, статья 5.20, статья 15.14, статья 15.21.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Совершение лицами (замещающими государственные должности Российской Федерации; замещающими должности, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы; служащими Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов; должностными лицами государственных органов контроля и надзора; служащими межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих; служащими и иными сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации; мировыми судьями; лицами, исполняющими обязанности арбитражных и присяжных заседателей; иными лицами, приравненными к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения) дисциплинарного коррупционного проступка, влечет наложение дисциплинарного взыскания, предусмотренного законодательством Российской Федерации. [5, с.

31]

К числу грубых дисциплинарных проступков относятся не являющиеся преступлениями нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ

65

«О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Несмотря на наличие антикоррупционного законодательства и подразделений по профилактике коррупционных правонарушений почти в каждом государственном органе, уровень коррупции в Российской Федерации на сегодняшний момент довольно высокий, о чем свидетельствуют статистические данные.

По данным статистики МВД России с января по ноябрь 2017 года выявлено 19126 преступлений коррупционной направленности, из которых 6037 совершены в крупном и особо крупном размерах, что на 13,6 % больше, чем на 2016 год. Согласно этой же статистике с января по ноябрь 2017 года МВД было выявлено 5471 преступлений, связанных со взяточничеством (1287 — в крупном или особо крупном размерах), из которых 2782 — получение взятки, 1987 — дача взятки и 702 — посредничество во взяточничестве. В соответствии с показателями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2016 году 91,1 % осуждённых за преступления коррупционной направленности (по количеству составов преступлений) осуждены за дачу или получение взяток до 50 тысяч рублей., 7,6 % составляют дела с взятками от 50 тыс. до 1 млн руб. И только в 1,3 % дел взятки превысили 1 млн. руб. Из этого можно сделать вывод, что в приоритете у правоохранительных органов стоит борьба с мелким проявлением коррупции, а взяточничество в особо крупном размере остается без должного внимания. [6, с. 29]

В мире на так много стран с успешным опытом борьбы с коррупцией. Среди стран постсоветского пространства в этом плане сильно выделилась Грузия, независимое исследование показало, что уровень коррумпированности в Грузии в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. Таких результатов удалось достичь путем проведения масштабных и глубоких реформ в разных областях, причем достаточно короткий срок.

Антикоррупционные усилия Грузии были сосредоточены по двум основным направлениям - отказ от государственного регулирования многих экономических сфер и радикальное обновление государственного аппарата. Эпоха антикоррупционного реформирования началась в Грузии с приходом к власти Михаила Саакашвили в результате президентских выборов 4 января 2004 года. Наилучшей политикой, по мнению Саакашвили, являлась экономическая свобода, поэтому страна взяла курс на либерализацию экономики. Идеологом реформ стал Каха Бендукидзе, успешный российский бизнесмен.

Сразу же необходимо сказать о главных направлениях совершенствования непосредственно антикоррупционного законодательства, а именно, введение уголовной ответственности за коррупцию - в соответствии с законодательством Грузии дача взятки карается лишением свободы до 7 лет.

Кроме того, были применены инициативы, направленные на снижение уровня коррупции косвенно. Монолитом среди подобных реформ стоит дебюрократизация. Новая власть склонялась к подходу «новое управление обществом», а именно, считала, что государству нужно избавиться от избыточных функций, с которыми оно не справляется, разумеется, если только эти функции не обязательно должны быть государственными. Утвержденный 11 февраля 2004 годы проект реформирования исполнительной власти имел своим приоритетным направлением максимальное дерегулирование, введение принципа «наименьшего государства». [7, с. 193] Такой принцип подразумевал среди прочего и радикальное сокращение госаппарата.

Необходимо понимать, что наличие большого числа регулирующих органов и инспекций приводило к дублированию многих функций, а иногда даже к незнанию самими должностными лицами своих полномочий. В этой связи было принято решение сократить количество министерств и инспекций путем их слияния или же полного упразднения.

Важным шагом на пути борьбы с коррупцией стала реформа правоохранительных органов, в частности, МВД. В Грузии правоохранительные структуры традиционно считались одним из наиболее коррумпированных структур. К примеру, полиция срослась, с одной стороны, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками, а с другой, с профессиональными криминальными группировками, так что подчас действия полиции было непросто отделить от происков криминальных авторитетов. Кроме того, ранее система МВД была такова, что рядовой полицейский практически не мог избежать коррупции, поскольку требовалось передавать собранные взятки своему непосредственному начальству и далее по цепочке. Поэтому в структуру МВД была внедрена внутренняя система контроля - генеральная инспекция, занимающаяся внутренним расследованием фактов коррупции.

В ходе реструктуризации МВД Грузии в 2004 году объединило в себе Министерство государственной безопасности, Департамент экстренных ситуаций, Департамент охраны нефтепровода и пограничный департамент. В итоге общая численность сотрудников сократилась с 75 до 27 тысяч, а среднемесячная зарплата возросла с 56 долларов в 2003 году до 443 в 2007 году.

Одной из самых коррумпированных структур была дорожная полиция, Этот неэффективный, коррумпированный институт полностью ликвидировали летом 2004 года. Как показал грузинский опыт, при отмене неработающих механизмов надзора, бывших сильным источником коррупции, сама коррупция уменьшается, а дополнительных угроз жизни и здоровью людей не возникает. [8, с. 63]

Результатами проведенных реформ стало преодоление коррупции практически во всех сферах, о

чем свидетельствуют позиции, занимаемые Грузией в различных международных рейтингах.

Если в 2004 году Грузия занимала 133 место из 145 в рейтинге восприятия коррупции Transparency International, уже к 2010 году она поднялась до 66-ой позиции из 180, а к 2016 году добралась до 50 позиции из 174, демонстрируя рекордные темпы освобождения от коррупции (первое место в рейтинге Transparency International по скорости избавления от коррупции за 2004-2010 годы). [9, с. 37] По данным Глобального коррупционного барометра, также рассчитываемого Transparency International, среди 86 стран Грузия занимает второе место по доли респондентов, утверждающих, что усилия правительства по борьбе с коррупцией эффективны, и на первом месте по доли респондентов, считающих, что за последние 3 года масштабы коррупции снизились. [10, с. 21]

Грузия занимает четвертое место в мире по легкости налогового бремени по оценкам Forbes в 2016 году и пятнадцатое место в списке стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса, составленным Doing Business в 2017 году.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008 г. Федеральный выпуск №4823.

2. Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // Российская газета. 2016 г. Федеральный выпуск №6946.

3. Конджакулян К.М. Роль Правительства в системе формирования рационального информационного общества // Инновационное развитие российской экономики, материалы конференции. 2014.

4. Конджакулян К.М., Зоргабян Г.М. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере законодательства о выборах и референдумах: сравнительное исследование // Ценности и интересы современного общества, международная научно-практическая конференция. 2014.

5. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (сравнительно-правовое исследование) // Административное право и процесс. 2014. № 8.

6. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.

7. За коррупцию в России в 2016 году осудили более 13 тысяч человек. Бой продолжается! //Русское Агентство Новостей. 2017. [Электронный ресурс]: URL: http://ru-an.info

8. Общий ущерб от коррупции в России в 2016 году // The Village. 2016. [Электронный ресурс]: URL: http ://www.thevillage.ru/village/city/situation/25 2183-corruption-russia-2016

9. Рейтинг восприятия коррупции в странах мира // «РИА новости» [Электронный ресурс]:

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 12 (45), 2017 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ_67

URL:http://www.rian.ru/infografika/20101027/28952 URL:https://24smi.org/news/48623-korruptsiia-v-4140.html rossiiproblema-ili-traditsiia.html

10. Коррупция в России. Проблема или традиция? // 24СМИ. 2017. [Электронный ресурс]:

НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ВЫДЕЛЕНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ

СТОЯНКАХ (ОСТАНОВКАХ) МЕСТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ _АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИНВАЛИДОВ_

Репьева Полина Владимировна

Реализация программы «Доступная среда» предусматривает обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивать лицам с ограниченными возможностями по здоровью беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Так, согласно положениям норм федерального законодательства - статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «.. ..на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортив-ные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно»[1].

Общие требования в части оборудования мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов содержатся в нормах Национального стандарта РФ (ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст). Так, согласно п. 5.7.5 настоящего акта, знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств, в то же время п. 5.9.21 гласит: «.табличку 8.17 "Инвалиды" применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвали-дов»[2]. В свою очередь согласно нормам Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 N 621 "О

внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации" «.установленный на площадке для стоянки ТС совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» - информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки для инва-лидов»[3].

Следует отметить, что пользоваться парковкой для инвалидов могут водители с ограниченными возможностями по здоровью (инвалиды I и II групп) или водители автомобилей, перевозящих людей с ограниченными возможностями — инвалидов, детей-инвалидов. При этом важен тот факт, что при парковке на месте для инвалидов водитель должен иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность (стандартная справка об инвалидности, удостоверение инвалида I или II групп).

Наклейка знака «инвалид» по закону не обязательна. Наклеенный на стекло знак «инвалид» не является доказательством того, что водитель-инвалид. В том случае, если на автомобиле все же присутствует наклейка знака «инвалид», а документов, подтверждающих инвалидность лица, не имеется в наличии, то в данном случае водитель может понести ответственность, предусмотренную следующим составом правонарушения: «.статья 12.5 КоАП РФ - Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид"». Санкция за указанный вид правонарушения предусматривает наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Неисполнение указанных выше положений федерального законодательства, в части нарушения требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет за собою состав правонарушения, признаки которого содержатся в статье 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция настоящей нормы предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.