Научная статья на тему 'Особенности общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений'

Особенности общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3657
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / СЧЕТА / ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / СТАНДАРТЫ / ВЗЯТКА / ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / CORRUPTION / BRIBERY / CORRUPTION OFFENSE / OFFICIAL / INCOME / EXPENSES / ACCOUNTS / BEHAVIOR / PREVENTION / STANDARDS / PROHIBITIONS / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимпиев Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений, анализируется эффективность некоторых мер по профилактике коррупции, роль и значение просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания. Высказываются предложения по дальнейшему совершенствованию существующей системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of General social prevention of corruption offenses, analyzes the effectiveness of some measures for the prevention of corruption, the role and importance of educational, educational and other activities aimed at the formation of anti-corruption behavior of state and municipal employees, popularization of anti-corruption standards in society and the development of public legal consciousness, makes proposals for further improvement of the existing system of prohibitions, restrictions and requirements established in order to combat corruption. Keywords: corruption, bribery, corruption offense, official, income, expenses, accounts, behavior, prevention, standards, bribery, prohibitions, restrictions.

Текст научной работы на тему «Особенности общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений»

УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

УДК 343.8

Особенности общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений

Алимпиев Сергей Александрович, Уральский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: Alimpuss@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений, анализируется эффективность некоторых мер по профилактике коррупции, роль и значение просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания. Высказываются предложения по дальнейшему совершенствованию существующей системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция; взяточничество; коррупционное правонарушение; должностное лицо; доходы; расходы; счета; поведение; профилактика; стандарты; взятка; запреты; ограничения.

Features of General social prevention of corruption offenses

Alimpiev Sergey Alexandrovich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law

The article deals with the issues of General social prevention of corruption offenses, analyzes the effectiveness of some measures for the prevention of corruption, the role and importance of educational, educational and other activities aimed at the formation of anti-corruption behavior of state and municipal employees, popularization of anti-corruption standards in society and the development of public legal consciousness, makes proposals for further improvement of the existing system of prohibitions, restrictions and requirements established in order to combat corruption. Keywords: corruption, bribery, corruption offense, official, income, expenses, accounts, behavior, prevention, standards, bribery, prohibitions, restrictions.

Key words: corruption; bribery; corruption offense; official; income; expenses; accounts; behavior; prevention; standards; bribery; prohibitions; restrictions.

Общесоциальное предупреждение коррупционной преступности представляет государственный институт, содержащий в себе совокупность мер, применяемых в интересах предупреждения коррупции, и призванный разрешать задачи по устранению, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов и детерминант, коррекции поведения и правосознания лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений, формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и к совершению коррупционных преступлений.

По нашему мнению, общесоциальное предупреждение коррупционной преступности должно реали-зовываться за счет следующей группы мер.

В качестве первой из них выступают масштабные действия со стороны государства и его институтов, оказывающие целенаправленное влияние на детерминанты, способствующие существованию коррупционной преступности. К таким мерам можно отнести:

1. Ограничение возможностей реализации преступно нажитых средств и иного имущества.

Указанная мера сводится к тому, чтобы создать условия, при которых лица, совершившие коррупционные правонарушения, не смогли бы осуществить легализацию незаконно полученных денежных средств, недвижимости или иного имущества, в том числе полученного в качестве предмета взятки, иных имущественных прав. Это выражается в обязательном контроле за доходами1, расходами2, сведениями об имуществе и обязательствах имущественного характера3 государственных служащих и членов их семей, проведении анализа их доходов и расходов за отчетный период, запрете открывать и иметь денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами4, а также введении законодателем иных ограничений.

2. Дальнейшее совершенствование налогового, уголовного, уголовно-процессуального, административного и иных сфер отечественного законодательства. Обновление законодательства является необходимым атрибутом государства, что способствует дальнейшему развитию общественных отношений в обществе. Отечественное законодательство находится на этапе совершенствования, в результате которого наблюдается тенденция к снижению числа «пробелов» и «лазеек» в законе, зачастую используемых государственными служащими в целях уклонения от юридической ответственности за акты коррупции. Не менее важной составляющей рассматриваемой меры является и совершенствование методов, в том числе разработка новых, эффективной борьбы с коррупционной преступностью5.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности» // СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1133.

2 См.: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. 2012. 5 декабря.

3 См.: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Российская газета. 2009. 20 мая.

4 См.: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Российская газета. 2013. 14 мая.

5 См.: Предупреждение коррупционной преступности. Спра-

вочник. Криминология. Преступность в России [Электрон-

3. Привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, воспитание правосознания у граждан, получение и формирование навыков и возможных моделей антикоррупционного поведения.

Указанная мера призвана организовать активное взаимодействие общества и граждан, государства и органов государственной власти при содействии средств массовой информации, направленном на формирование антикоррупционного правосознания среди населения, нетерпимости к проявлениям коррупции в обществе, оказание помощи лицам, пострадавшим от коррупционной преступности, и т. д.

4. Активное взаимодействие на международном уровне в сфере сотрудничества по борьбе с коррупционными преступлениями6. Международные соглашения и сотрудничество являются универсальным методом противодействия коррупционным преступлениям во взаимодействии целого ряда государств.

Приведенный выше перечень мер исчерпывающего характера носить не может, поскольку коррупционная преступность - сложное правовое явление, имеющее множество форм и видов проявления.

В качестве одной из них будет выступать законодательная и правоприменительная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение коррупционной преступности, ее искоренение и наказание за ее совершение7.

Первым шагом для формирования нового направления в российской государственной антикоррупционной политике стало признание того факта, что коррупционная преступность в стране существует и причиняет значительный вред общественным отношениям, нормальному функционированию органов государственной власти и дестабилизирует правопорядок в обществе.

Не менее важным моментом является и активное взаимодействие России с международными организациями, в том числе Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Организацией международного сотрудничества и развития, совместная деятельность которых направлена на решение вопросов по борьбе с коррупцией и коррупционными преступлениями.

Параллельно с продвижением международного сотрудничества развивалось и отечественное законодательство в сфере противодействия коррупции.

Так, среди первых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государства по борьбе с коррупцией, следует выделить проект федерального

ный ресурс]. 1Ж1.: http://criminal.peterlife.ru/criminal/184. Ь^т1#.УЕ_ка1сфУА (дата обращения: 20 сентября 2018 г.).

6 См.: Волков К. А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. 2011. № 15. С. 5-9.

7 См.: Воронин Ю. А., Семенов И. А., Сычева С. И., Семенов Я. И. Борьба с коррупционной преступностью в системе государственной и муниципальной службы. Екатеринбург, 2006. С. 103.

закона «Основы антикоррупционной политики»1, который, хоть и не был принят, но стал одним из первых шагов к формированию отечественного антикоррупционного законодательства, регламентируя деятельность государства по борьбе с коррупционной преступностью. Вместе с тем в рамках международной организации Содружества Независимых Государств принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», который в ст. 8 ввел разграничение коррупционных деяний в соответствии с различными видами ответственности, а также дал по этому поводу соответствующие пояснения:

1) гражданско-правовые коррупционные деликты - обладающие признаками коррупционного деяния, но не являющиеся таковыми, к примеру, нарушения правил дарения, предусмотренных соответствующими статьями гражданского кодекса государства;

2) коррупционные проступки - административные или служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность;

3) административные коррупционные правонарушения - деяния, обладающие признаками коррупции, и за которые установлена административная ответственность;

4) коррупционные преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещаемые под угрозой уголовной ответственности2.

Однако, несмотря на это, в России необходимо было создать и принять собственный закон, который бы учел как достоинства зарубежного сотрудничества, так и ошибки, возникавшие в ходе такой деятельности.

Таким законом стал принятый в 2008 г. закон «О противодействии коррупции», который и в настоящее время является основополагающим нормативно-правовым актом, определяющим политику государства по борьбе с коррупционной преступностью.

В нем названы основные направления деятельности государственных органов, призванные повысить эффективность противодействия коррупционной преступности, в числе которых значатся: 1) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 2) принятие законодательных, административных и иных мер, на-

1 Проект федерального закона от 5 июня 2001 г. «Основы антикоррупционной политики». URL: http://www. stopcorruption.ru/item_332.htm.

2 См.: Модельный закон от 15 ноября 2003 г. № 22-15 «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ. URL: https://docviewer.yandex.ru/7urkhttps%3A%2F%2Fwww. nalog.ru%2Ffiles%2Fdocs%2Fanticorruptiondoc&name=Моде льный%20закон%20основы%20законва%20об%20антикор. политике.doc&lang=ru&c=58b953c2bb57.

правленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 3)обеспечение независимости средств массовой информации и иные направления3.

Помимо проверки достоверности предоставляемых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен контроль за соответствием расходов лиц, занимающих государственную должность, их супругов и несовершеннолетних детей доходу данных лиц и их супругов, в случаях и порядке, установленных законом, а также содержит перечень лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Законным основанием для принятия решения об осуществлении такого контроля за расходами лица, а также их супругов и несовершеннолетними детьми является достаточная информация о том, что перечисленными категориями лиц в течение отчетного периода совершена сделка или более одной сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую их общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду4.

Кроме того, в качестве дополнительного механизма контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады) хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» введен запрет на осуществление перечисленных в названии закона действий определенным категориям лиц.

Отдельно следует отметить гражданско-правовые деликты в отношении подарков и дарения.

Так, постановление Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления

3 См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

4 См.: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. 2012. 5 декабря.

средств, вырученных от его реализации» устанавливает запрет государственному и (или) муниципальному служащему получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и (или) муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются, соответственно, федеральной собственностью1.

Одним из ключевых моментов успешной реализации антикоррупционной политики государства является открытость информационного обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется, например, с помощью закона Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Данный закон предоставляет гражданам, в том числе и представителям организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, право на ознакомление с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления различными, установленными данным, а также иными законами способами2, вплоть до возможности личного присутствия вышеперечисленных лиц на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного само-управления3.

Особую роль в осуществлении контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны общественности выполняют два субъекта.

Первым из них выступает Общественный Совет при МВД России, который является совещательным органом и образуется с целью обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан России, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов страны, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, правозащитных, рели-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» // Российская газета. 2014. 14 января.

2 См.: Широков А. Некоторые вопросы реализации антикоррупционного законодательства [Электронный ресурс] // Познавательный журнал. 2013. № 9. URL: http:// xn--80aafngqnlfck6b3hm.xn--p1ai/all/nekotorye-problemy-realizad-antikorupdonogo-zakonodatelstva.html (дата обращения: 18 февраля 2017 г.).

3 См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправ-

ления» // Российская газета. 2009. 13 февраля.

гиозных и иных общественных объединений и организаций и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации4.

В качестве второго органа выступает Общественная палата Российской Федерации, которая обеспечивает взаимодействие граждан России, общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики для осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также для содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания5.

Итак, введение общественного контроля с целью противодействия коррупции способствовало дальнейшему развитию антикоррупционной политики государства, привлекло к этому большое количество общественных объединений и организаций, в том числе группы инициативных граждан, что не просто повысило эффективность борьбы с коррупцией, но и дало дальнейшее развитие открытости и информационного обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Позже указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» создаются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений как на федеральном, так и на региональном уровне, основными задачами которых выступают:

1) формирование у федеральных государственных гражданских служащих, у лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, муниципальных служащих и граждан нетерпимости к коррупционному поведению;

4 См.: Указ Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027 «Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4712.

5 См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 7 апреля.

2) профилактика коррупционных правонарушений в федеральном государственном органе, в высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими, лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции1, и иные задачи.

В свою очередь, это предоставляет возможность выявления и формирования новых направлений для борьбы с коррупционной преступностью, в том числе и с параллельной ее профилактикой.

С учетом динамики, сложности и многообразия форм проявлений коррупционной преступности меры, предпринимаемые для борьбы с ней, должны быть эффективными и актуальными. Для этих целей проводится анализ коррупционной обстановки в стране, устанавливаются детерминанты, иные имеющие значение факторы, на основании чего разрабатываются целевые планы противодействия коррупции, призванные внедрить комплексный подход для разрешения имеющихся проблем.

Примером тому выступает Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденный указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»2. Указ обязывает применять конкретные и превентивные меры с целью недопущения проявлений коррупции. Так, например, Верховный Суд Российской Федерации обязан подготовить и утвердить обзор судебной практики по делам, связанным с коррупционными преступлениями и правонарушениями, а также действиями, способствующими возникновению коррупционно опасных ситуаций, в частности, практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

1 См.: Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. II). Ст. 4477.

2 Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Нацио-

нальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.

муниципальных нужд», с целью урегулирования законодательства в определенных вопросах, среди которых ключевым моментом является предотвращение возникновения конфликта интересов3.

Таким образом, общесоциальное предупреждение коррупционной преступности ориентировано на достижение двух основных задач: разработку и последовательную реализацию общих государственных мер, направленных на стабилизацию и поддержание законности, устранение социальных негативных явлений и факторов, способных склонить должностное лицо к совершению коррупционного преступления; усиление контроля и надзора за деятельностью федеральных органов государственной власти, граждан и организаций, устранение коллизий законов, а также иных задач, решаемых в рамках реализации государственной антикоррупционной политики.

Библиографический список

1. Волков К. А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям / К. А. Волков // Российский следователь. - 2011. - № 15. -С. 5-9.

2. Воронин Ю. А. Борьба с коррупционной преступностью в системе государственной и муниципальной службы / Ю. А. Воронин, И. А. Семенов, С. И. Сычева, Я. И. Семенов. - Екатеринбург: УрАГС, 2006.

3. Широков А. Некоторые вопросы реализации антикоррупционного законодательства [Электронный ресурс] / А. Широков // Познавательный журнал. 2013. № 9. - URL: http://xn--80aafngqnlfck6b3hm.xn--p1ai/ all/nekotorye-problemy-realizaci-antikorupcionogo-zakonodatelstva.html (дата обращения: 18 февраля 2017 г.).

Bibliograficheskiy spisok

1. Volkov K. A. Ugolovno-pravovyye problemy protivodeystviya korruptsionnym prestupleniyam / K. A. Volkov // Rossiyskiy sledovatel. - 2011. - № 15. - S. 5-9.

2.VoroninYu. A. Borba s korruptsionnoyprestupnostyu v sisteme gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhby / Yu. A. Voronin, I. A. Semenov, S. I. Sycheva, Ya. I. Semenov. -Ekaterinburg: UrAGS, 2006.

3. Shirokov A. Nekotoryye voprosy realizatsii antikorruptsionnogo zakonodatelstva [Elektronnyy resurs] / A. Shirokov // Poznavatelnyy zhurnal. 2013. № 9. - URL: http://xn--80aafngqnlfck6b3hm.xn--p1ai/ all/nekotorye-problemy-realizaci-antikorupcionogo-zakonodatelstva.html (data obrashcheniya: 18 fevralya 2017 g.).

3 См.: Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2016 г. // Администратор образования. 2016. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.