Научная статья на тему 'К вопросу о комплексной стратегии противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе России'

К вопросу о комплексной стратегии противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОБЛЕМА / ПУТИ РЕШЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CORRUPTION / PENAL SYSTEM / PROBLEM / WAYS OF SOLVING / CRIME / CORRUPTION MANIFESTATIONS / OFFICIALS / BRIBERY / OFFICIAL CRIMES / COMPREHENSIVE CONCEPTUAL STUDY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сивцов Сергей Андреевич

В статье анализируются проблемные вопросы распространения коррупционных проявлений в уголовно-исполнительной системе России. В работе выражена мысль о необходимости комплексного исследования проблем коррупции (с социологической, экономической, политической и правовой точек зрения). Комплексная стратегия противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе должна заключать в себе: изучение коррупции как негативного социального явления, изучение коррупции в рамках экономических отношений социума, изучение политических рисков в рамках функционирования государственных органов в процессе своего взаимодействия, изучение правовых норм, запрещающих и ограничивающих коррупционные проявления в рамках законодательного регулирования разных уровней, а также формирование нетерпимого отношения общества к коррупционному поведению. Рассматривается коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе, приводятся примеры совершения сотрудниками УИС должностных преступлений. Коррупция с уголовно-правовой точки зрения определяется через преступления коррупционной направленности, наказания за которые закреплены в Уголовном кодексе РФ. Анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие антикоррупционные механизмы. Выделяются пути решения коррупционной проблематики в стране в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сивцов Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE INTEGRATED ANTI-CORRUPTION STRATEGY IN THE RUSSIAN PENAL SYSTEM

The article analyses problematic issues of the spread of corruption manifestations in the penal system of Russia. The paper suggested the need for a comprehensive study of corruption from different perspectives (sociological, economic, political and legal). The comprehensive strategy against corruption in the penal system should include: Study of corruption as a negative social phenomenon, study of corruption within the framework of economic relations of society, study of political risks within the framework of the functioning of state bodies in the process of their interaction, study of legal norms prohibiting and limiting corruption manifestations within the framework of legislative regulation at different levels, as well as formation of intolerance of society towards corruption behavior. Corruption offences are considered in the penal correction system, examples of the commission of official crimes by officials of the Penitentiary Service are given. Corruption is defined from a criminal legal point of view through corruption-related offences, the penalties for which are enshrined in the Criminal Code of the Russian Federation. Normative legal acts regulating anti-corruption mechanisms are analyzed. Ways of solving corruption issues are identified, both in general and in the penal correction system in particular. The work deals with the official crimes of employees of the penal correction system in the criminal legal aspect of anti-corruption activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о комплексной стратегии противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе России»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.014 УДК 343

Сивцов Сергей Андреевич

кандидат юридических наук,

начальник факультета повышения квалификации

и первоначальной подготовки,

Самарский юридический институт ФСИН России,

443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

e-mail: [email protected]

Sergey A. Sivtsov

Candidate of Law,

Head of the faculty of advanced training and initial training,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

к вопросу о комплексной стратегии противодействия коррупции

в уголовно-исполнительной системе россии

Аннотация. В статье анализируются проблемные вопросы распространения коррупционных проявлений в уголовно-исполнительной системе России. В работе выражена мысль о необходимости комплексного исследования проблем коррупции (с социологической, экономической, политической и правовой точек зрения). Комплексная стратегия противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе должна заключать в себе: изучение коррупции как негативного социального явления, изучение коррупции в рамках экономических отношений социума, изучение политических рисков в рамках функционирования государственных органов в процессе своего взаимодействия, изучение правовых норм, запрещающих и ограничивающих коррупционные проявления в рамках законодательного регулирования разных уровней, а также формирование нетерпимого отношения общества к коррупционному поведению. Рассматривается коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе, приводятся примеры совершения сотрудниками УИС должностных преступлений. Коррупция с уголовно-правовой точки зрения определяется через преступления коррупционной направленности, наказания за которые закреплены в Уголовном кодексе РФ. Анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие антикоррупционные механизмы. Выделяются пути решения коррупционной проблематики в стране в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности.

Ключевые слова: коррупция, уголовно-исполнительная система, проблема, пути решения, преступление, коррупционные проявления, должностные лица, взяточничество, должностные преступления, комплексное концептуальное исследование.

revisiting the integrated anti-corruption strategy in the russian penal system

Summary. The article analyses problematic issues of the spread of corruption manifestations in the penal system of Russia. The paper suggested the need for a comprehensive study of corruption from different perspectives (sociological, economic, political and legal). The comprehensive strategy against corruption in the penal system should include: Study of corruption as a negative social phenomenon, study of corruption within the framework of economic relations of society, study of political risks within the framework of the functioning of state bodies in the process of their interaction, study of legal norms prohibiting and limiting corruption manifestations within the framework of legislative regulation at different levels, as well as formation of intolerance of society towards corruption behavior. Corruption offences are considered in the penal correction system, examples of the commission of official crimes by officials of the Penitentiary Service are given. Corruption is defined from a criminal legal point of view through corruption-related offences, the penalties for which are enshrined in the Criminal Code of the Russian Federation. Normative legal acts regulating anti-corruption mechanisms are analyzed. Ways of solving corruption issues are identified, both in general and in the penal correction system in particular. The work deals with the official crimes of employees of the penal correction system in the criminal legal aspect of anti-corruption activities.

Keywords: corruption, the Penal system, problem, ways of solving, crime, corruption manifestations, officials, bribery, official crimes, comprehensive conceptual study.

Поступающая в настоящее время информация из средств массовой информации (далее -СМИ), аналитических обзоров Генеральной прокуратуры РФ, из иных источников, а также громкие задержания высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов (в том числе сотрудников территориальных органов и центрального аппарата ФСИН России) за-ставля.т задуматься о феномене «коррупция», о том, что движет лицами, преступающими закон,

© 2019 Сивцов С. А.

при совершении правонарушений коррупционной направленности, о мерах по ограничению совершения коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами, о пути решения общей коррупционной проблематики.

Следует отметить, что законодателем проделана трудоемкая работа по нормативному регламентированию антикоррупционной деятельности государственных органов: принят ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 [1], где даны определения коррупции, коррупционным правонарушениям, закреплены иные основополагающие постулаты организационного и разъясняющего характера; действует Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ), содержащий в себе перечень составов преступлений коррупционной направленности и уголовные наказания разных видов; Указом Президента РФ принят Национальный план противодействия коррупции в Российской Федерации на 2018-2020 гг. [2], на основе которого правоохранительными органами разработаны внутриведомственные планы противодействия коррупции на соответствующий период [3].

Однако данные меры противодействия не останавливают должностных лиц в желании улучшить свое материальное положение незаконными способами.

Требуется комплексное научное исследование проблем коррупции, в рамках которого феномен «коррупция» будет подвергнут анализу под углом зрения разных отраслей наук, будут рассмотрены причины коррупционных отношений и коррупционного поведения российских граждан.

В разных отраслях наук анализируются отдельные узконаправленные проблемы коррупции (социальные, политические, экономические (финансовые), правовые).

Хотелось бы отметить тот факт, что в последнее время выходит на первый план роль СМИ и Интернета в реализации антикоррупционной политики в государственных органах и, в частности, в правоохранительных органах. Освещаются случаи задержания высокопоставленных чиновников, сотрудников МВД России, ФСИН России, ФСБ России, СКР и т. д.

Не в первый раз мы обращаемся к вопросу об оказания воздействия общественных формирований в рамках антикоррупционной политики. Следует отметить, что, несмотря на большую работу общественных наблюдательных комиссий, действующих в территориальных органах ФСИН России, вопрос уменьшения должностных преступлений сотрудников УИС, ограничения коррупционных проявлений в местах лишения свободы остается не решенным. Также следовало бы отметить, что для эффективного формирования системы мер противодействия коррупции необходимо проанализировать, как сами граждане оценивают степень опасности данного негативного явления, какие меры, по их мнению, будут более действенны.

По нашему мнению, общество осознает необходимость ведения комплексных мер противодействия коррупции и считает, что бороться с ней в первую очередь должны сотрудники правоохранительных органов. Однако как быть с проявлениями коррупции среди самих сотрудников?

Следует подчеркнуть, что должностные лица УИС не имеют морального права на действия (бездействия), нарушающие закон, поскольку их работа связана с постоянным контактом со спецконтингентом, а вопрос правопослушного поведения сотрудников ведомства - это вопрос превентивной профилактики пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива. Поэтому проблема антикоррупционного противодействия в рамках функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, требует глубокого изучения [4].

На наш взгляд, борьба с коррупцией именно в правоохранительных органах является основой решения проблемы. С этой целью можно предложить следующие меры: проведение профилактических мероприятий; введение специализированных санкций уголовно-правового характера, вплоть до ужесточения наказания; лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью пожизненно. Высказываются мнения о введении смертной казни для коррупционеров. По нашему мнению, возобновление применение такового уголовного наказания в условиях развития нашего правового поля без совершенствования и реформирования судебной системы невозможно.

Следует выработать комплексную стратегию противодействия коррупции в уголовно -исполнительной системе, к данной работе необходимо привлекать членов общественных формирований территориальных органов исполнительной власти разных уровней.

На наш взгляд, комплексная стратегия противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе должна заключать в себе: изучение коррупции как негативного социального явления, изучение коррупции в рамках экономических отношений социума, изучение политических рисков в рамках функционирования государственных органов в процессе своего взаимо-

действия, изучение правовых норм, запрещающих и ограничивающих коррупционные проявления в рамках законодательного регулирования на разных уровней, а также формирование в обществе негативного отношения к коррупции.

Однако большинство исследователей проблем коррупции функциональной основой успешных мер борьбы с ней видят в формировании действенной системы политических и правовых мер антикоррупционной направленности.

В международных актах, а именно в преамбуле к Конвенции ООН против коррупции 2003 г. [5] (далее - Конвенция ООН) отмечается, что коррупция не представляет собой локальной проблемы и является транснациональным явлением, затрагивающим общество и экономику всех государств.

В юридической литературе представлено следующее определение коррупции: «подкуп, продажность государственных, иных служащих и на этой основе корыстное использование в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий подкупаемых лиц, связанных с ними авторитета и возможностей, а равно получение каких-либо ненадлежащих преимуществ субъектами подкупа» [6].

В законодательстве России [1] понятие коррупции отражает именно деяния, подлежащие уголовному наказанию, закрепленные в УК РФ: фактически в определении приведены отдельные составы преступлений, предусмотренные УК РФ.

Вместе с тем понятие «коррупция» не ограничивается уголовно-правовой составляющей, так как установленные в УК РФ формы коррупции, представленные в разнородных составах преступлений, не являются исчерпывающими и достаточными.

Коррупционные преступления выражаются и в иных формах, менее опасных, приводящих к более мягкому наказанию (например, дисциплинарной или административной ответственности).

Верно отмечает Л. М. Прозументов, что «криминализировать все многообразие имеющихся в жизни форм коррупционного поведения просто невозможно», так как, «являясь по своей сути социальным явлением, коррупция может быть реализована в многочисленных формах, причем необязательно в тех, которые содержат уголовно-правовой запрет» [7].

Нормы уголовного права криминализируют только те общественные отношения, которые складываются в рамках коррупционного поведения, иные проявления коррупции криминализируются нормами других отраслей права.

Уголовный кодекс РФ не содержит понятия «коррупционное преступление», в своей структуре содержит самостоятельную группу преступных деяний, которые составляют преступления коррупционной направленности.

В рамках комплексного исследования коррупции нами выделяются следующие основные преступления коррупционной направленности, за совершение которых должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности согласно УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; взяточничество; служебный подлог. Кроме того, к коррупционным преступлениям также относится мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Представленные составы преступлений коррупционной направленности обладают одним общим свойством - они совершаются специальным субъектом.

Понятие должностного лица закреплено в уголовном законодательстве. Для признания должностного лица субъектом преступлений коррупционной направленности необходимо установление факта пребывания лица в определенной должности и осуществление этим лицом функций представителя власти, либо наделение лица организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» прямо указывает и раскрывает содержание и особенности понятия должностного лица.

Злоупотребления должностными полномочиями сотрудников УИС могут быть самыми разнообразными, в том числе необоснованное расходование денежных средств без признаков хищения [8, 9].

Совершение мошенничества лицом с использованием своего служебного положения означает, что должностное лицо ИУ, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, вопреки интересам службы использует возможности для незаконного завладения имуществом или приобретения права на него.

Так, Куйбышевским районным судом г. Самары вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего начальника ИК-3 УФСИН России по Самарской области Андрея Г.

Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ. В суде установлено, что Г. в августе 2018 г. договорился со своим знакомым за 300 тыс. р. решить вопрос об условно-досрочном освобождении его сына, осужденного за тяжкое преступление, содержащегося в ИК-3, хотя не имел реальной возможности и намерения выполнить данное им обязательство.

22 августа при передаче денежных средств знакомым Г. сотрудники регионального УФСБ России пресекли незаконные действия.

Вину свою Г. признал полностью и активно способствовал органам следствия в раскрытии и расследовании преступления.

С учетом всех смягчающих обстоятельств суд приговорил Г. к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Субъект преступления по ч. 3 ст. 160 УК РФ специальный - лицо (в том числе сотрудник исправительного учреждения), которому чужое имущество было вверено юридическим или физическим лицом на законном основании с определенной целью либо для определенной деятельности.

Наиболее распространенными преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми должностными лицами УИС, являются преступления в рамках понятия «взяточничество». «Взяточничество» включает в себя четыре самостоятельных состава коррупционных преступлений: ст. 290 УК РФ - получение взятки, ст. 291 УК РФ - дача взятки, ст. 2911 УК РФ - посредничество во взяточничестве, а также ст. 2912 УК РФ - мелкое взяточничество.

Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом (в том числе сотрудником исправительного учреждения) хотя бы части предмета взятки. В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК).

Преступление выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: непосредственной передаче взятки должностному лицу (в том числе сотруднику ИУ), иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом (в том числе сотрудником исправительного учреждения) хотя бы части передаваемых ценностей.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении соглашения между взяткодателем и взяткополучателем о получении и даче взятки - разные по характеру действия, направленные на достижение согласия между сторонами на совершение определенных деяний со стороны взяткополучателя в интересах взяткополучателя, а со стороны взяткополучателя деяний, направленных на передачу предмета взятки взяткополучателю.

В случаях, когда должностное лицо (в том числе сотрудник исправительного учреждения) отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

Приведенные примеры совершения коррупционных преступлений говорят о разнообразии форм деяний, субъектом которых выступает сотрудник уголовно-исполнительной системы. Вопрос противодействия коррупции должен решаться комплексно.

Продолжая мысль о формировании комплексной стратегии противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе, следует учитывать и мнения видных ученых-пенитенциаристов, прорабатывающих вопрос особенностей отбывания лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления [10].

Научно-образовательным центром «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю. М. Ткачевского юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова был подготовлен проект теоретической модели отбывания лишения свободы за экономические и должностные преступления. В рамках этого исследования посредством Интернета проводился опрос граждан, и один из вопросов был об уровне опасности различных видов преступлений. Итоги показали, что в современных реалиях наибольшую опасность для правильного развития государства представляют должностные преступления (51,9 % опрошенных респондентов) [10].

В заключениях научного исследования прослеживается главная мысль о том, что решение в отношении видов и форм обращения с экономическими и должностными преступниками должно исключить двусмысленные выводы, и основываться на правовых нормах международного права. Вопрос остается дискуссионным и по еще одной причине. При введении отдельного содержания экономических и должностных преступников незамедлительно вытекают риски реализации данного проекта (экономические, политические (внешнеполитические), социальные риски, в том числе коррупционного характера, в сфере противодействия преступности. Важно отметить, что эксперты отмечают высокую коррупционность уголовно-исполнительной системы, которая с введением системы отдельного содержания данных категорий осужденных может усилиться. Мы согласны с мнением экспертного сообщества, разрабатывающего данную модель, которое в качестве меры по ограничению коррупционных проявлений в местах лишения свободы предлагает ключевое изменение принципов подбора и подготовки сотрудников УИС, выработку новых видов (форм) контроля за профессиональной деятельностью. Основополагающим остается и вопрос создания серьезных политико-правовых и материальных стимулов для должностных лиц УИС, направленных на искоренение коррупционных проявлений при исполнении уголовных наказаний. Необходимость поднятия престижа профессии сотрудника УИС, а также его социального обеспечения отмечает и вновь назначенный директор ФСИН России А. П. Калашников: он ставит перед руководством ФСИН России конкретные цели по совершенствованию системы исполнения наказаний, совершенствованию подготовки высококвалифицированных специалистов, защищенных со стороны государства социальным пакетом поддержки [11].

Аспекты, проанализированные нами, это лишь начало долгого пути формирования комплексной концепции противодействия коррупции в системе ФСИН России.

Библиографический список

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть 1). Ст. 6228.

2. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 г.: Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.

3. План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2018-2020 г., утв. ФСИН России 28.06.2018.

4. Сивцов С. А. Коррупционные преступления в исправительных колониях России и механизмы противодействия им: монография / под ред. проф. д-ра юрид. наук В. А. Якушина. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. 160 с.

5. Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

6. Российская криминологическая энциклопедия. М., 2000. 808 с.

7. Прозументов Л. М. Уголовное право и «коррупция» // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер.: Гуманитарные науки (правоведение). 2000. № 1. С. 3-6.

8. Лопашенко Н. А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток, 2005. С. 21-35.

9. Комиссаров В. С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право, 1993. № 1. С. 26-30.

10. Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления: первый вариант теоретической модели / под. науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Селиверстова. М.: ИД «Юриспруденция», 2018. 72 с.

11. Право сидящего: интервью директора ФСИН России А. П. Калашникова // Российская газета. 2019. № 275.

References

1. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon ot 25 dekabrja 2008 g., no. 273-FZ [About counteraction to corruption: Federal law of December 25, 2008 no. 273-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2008, no. 52 (chast' 1), st. 6228 [in Russian].

2. O Nacional'nom plane protivodejstvija korrupcii na 2018-2020 gody: Ukaz prezidenta RF ot 29.06.2018 no. 378 [About the National plan of counteraction of corruption for 2018-2020: the Decree of the President of the Russian Federation of 29.06.2018 no. 378]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2018, no. 27, st. 4038 [in Russian].

3. Plan protivodejstvija korrupcii Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij na 2018-2020 gody, utv. FSIN Rossii 28.06.2018 [The anti-corruption plan of the Federal service of execution of punishments on the city of 2018-2020, approved. The Federal penitentiary service of Russia 28.06.2018] [in Russian].

4. Sivcov S. A. Korrupcionnye prestuplenija v ispravitel'nyh kolonijah Rossii i mehanizmy protivodejstvija im: monografija [Corruption crimes in correctional colonies of Russia and mechanisms of counteraction to them]. In V. A. Jakushin (ed.). Samara, 2018, 160 p. [in Russian].

5. Konvencija OON protiv korrupcii (prinjata v g. N'ju-Jorke 31.10.2003 Rezoljuciej 58/4 na 51-m plenarnom zasedanii 58-j sessii General'noj Assamblei OON) [UN Convention against corruption (adopted in new York 31.10.2003 Resolution 58/4 at the 51st plenary session of the 58th session of the UN General Assembly)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2006, no. 26, st. 2780 [in Russian].

6. Rossijskaja kriminologicheskaja jenciklopedija [Russian criminological encyclopedia]. Moscow, 2000, 808 p. [in Russian].

7. Prozumentov L. M. Ugolovnoe pravo i «korrupcija» [Criminal law and corruption]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki (pravovedenie). [Herald of Tomsk state pedagogical University. Ser.: Humanities (law)], 2000, no. 1, pp. 3-6 [in Russian].

8. Lopashenko N. A. Protivodejstvie rossijskoj korrupcii: obosnovannost' i dostatochnost' ugolovno-pravovyh mer [Counteraction to Russian corruption: validity and sufficiency of criminal-legal measures]. Problemy bor'by s projavlenijami kriminal'nogo rynka [Problems of fight against manifestations of the criminal market]. Vladivostok, 2005, pp. 21-35 [in Russian].

9. Komissarov V. S. Ugolovno-pravovye aspekty bor'by s korrupciej [Criminal aspects of the fight against corruption]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11: Pravo [Herald of Moscow University. Ser. 11: Law], 1993, no. 1, pp. 26-30 [in Russian].

10. Otbyvanie lisheniya svobody osuzhdennymi za ekonomicheskie i dolzhnostnye prestupleniya: pervyj variant teoreticheskoj modeli [Serving of imprisonment by convicts for economic and official crimes: the first version of the theoretical model]. In V. I. Seliverstov (ed.). Moscow, 2018, 72 p. [in Russian].

11. Pravo sidyashchego: interv'yu direktora FSIN Rossii A. P. Kalashnikova [Right sitting: interview of the Director of the Federal penitentiary service of Russia A. p. Kalashnikov]. Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], 2019, no. 275 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.