ГАЙНУТДИНОВА Аделя Рушановна,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Университета управления «ТИСБИ», Казань e-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования правовой политики в масштабах мировой пандемии и раскрываются причины ее низкой результативности в условиях современной глобализации. Анализируются негативные последствия ответных мер государства, направленных на минимизацию последствий пандемии, на взаимодействие с гражданским обществом, раскрываются способы их минимизации. Обращается внимание на необходимость создания и выстраивания единых законных механизмов во взаимоотношениях властных структур и гражданского общества для налаживания конструктивного диалога. Делается акцент на изменение вектора правовой политики через призму антропологического фактора сохранения человечества и увеличения степени ответственности субъектов правовой политики за ее формирование и реализацию.
Ключевые слова: правовая политика, государственная политика, правовое регулирование, глобализация, антиглобализация, законность, право, гражданское общество.
GAINUTDINOVA Adelya Rushanovna,
рost-graduate student of the theory and history Department states and law, University of Management "TISBI", Kazan
LEGAL POLICY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: PROBLEMS OF CONSTRUCTION AND IMPLEMENTATION IN MODERN CONDITIONS
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10705
УДК 340.1 ББК 67.0
Annotation. The article discusses the formation of legal policy in the context of a global pandemic and reveals the reasons for poor effectiveness in the context of modern globalization. The article analyzes the negative consequences of the government measures aimed at minimizing the consequences of the pandemic, on interaction with civil society, reveals ways to minimize them. Attention to the need to create and build general legal mechanisms in the relationship between power structures and civil society in order to establish a positive dialogue. Emphasis is placed on changing the vector of legal policy through the prism of the anthropological factor of preserving humanity, and increasing responsibility of subjects of legal policy for its formation and implementation.
Key words: legal policy, state policy, legal regulation, globalization, anti-globalization, legality, law, civil society.
В современных реалиях проблема функционирования и эффективности правовой политики как основополагающего инструмента урегулирования политических, экономических, социальных, культурных отношений в государстве, обществе, правовых институтах является весьма актуальной. Правовая политика всегда подвергалась критике, а в нынешних условиях возникновения угрозы жизни человечества в связи с опасностью распространения новой коронавирусной инфекции (2019-п^^ ответные меры правовой политики по минимизации негативных последствий вируса приводят к росту
недовольства среди гражданского общества и становлению все большего разрыва, определенной утрате лимита доверия последнего к государству.
Феномен правовой политики изучается на уровне науки теории права, а для улучшения функционирования тех или иных отраслей законодательства на законодательном уровне разрабатываются проекты концепций правовой политики [9]. Сущность правовой политики следует раскрывать через определение ее как деятельности. Как деятельность правовая политика представляет собой системную, научно и доктринально обосно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
ванную, основанную на современных принципах права, деятельность государственных органов власти, правовых институтов и всего гражданского общества, отдельно взятых индивидуумов, основной цель которой - создание результативного механизма правового регулирования и применение легализованных юридических средств для обеспечения таких целей, как полное, всестороннее и объективное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, повышение уровня правовой защиты всех членов общества, а также формирование и функционирование принципов правового государства [1, с. 35]. Исходя из данного определения, четко прослеживаются основные цели правовой политики, которым неизменно должны следовать все субъекты правоприменительной деятельности, используя при этом только законные методы и средства.
В условиях глобализации правовая политика должна успешно варьировать между неизбежными изменениями и найти баланс, ту самую «золотую середину», благодаря которой изменения в общественной жизни будут приживаться и благосклонно восприниматься всеми гражданами. Это, прежде всего, не должно сводиться только к приспосабливанию и повторению уже имеющихся правил поведения в других «развитых и передовых странах».
Ни для кого не секрет, что термин «глобализация» уже давно не является сугубо экономической категорией, и экономика - далеко не единственная сфера общества, подверженная воздействию глобализационных процессов. Это сложное многогранное явление, пронизывающее все структуры, правовые институты, духовные устои. Огромное влияние процесс глобализации оказывает на социальную, политическую, духовную сферу общества, ведь интенсивность воздействия на них интересов наиболее экономически развитых стран, транснациональных корпораций, других субъектов международного и глобального уровня, не дает возможности оставаться государству и всем секторам его управления на прежнем уровне и не реагировать на трансформацию его структур. В таких условиях правовая политика государства вынуждена подстраиваться под неизбежные процессы глобализации и принимать соответствующие меры реагирования в ответ на ее воздействие и последствия такого воздействия на сферы общества, которые зачастую, как указано в анализируемой статье, носят не только положительный характер, но и зачастую негативный характер.
Говоря о негативных воздействиях глобализации и связанных с ней процессов на право и правовую политику в целом, хотелось бы также акцентировать внимание на том, что такие сакра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
ментальные факторы в масштабах глобализации, как рост транснациональных инвестиционных потоков, развитие международной торговли и создание рынков «без границ», обмен технологиями, формирование трансграничных производственных систем и коммуникаций не только способствуют сближению национальных экономик, но и провоцируют рост маргинальности и социального неравенства всего общества. При этом происходит маргинализация как отдельных индивидуумов, так и отдельных институтов, что, в свою очередь, способствует повышению проявления данными субъектами деструктивного поведения. В условиях масштабных нарушений принципа социальной справедливости все более значимыми становятся такие негативные последствия глобализации, как деградация общественной нравственности, снижение уровня личной ответственности за происходящее, размывание основанных на духовных ценностях способностей, самоидентификации и чувства достоинства людей. В свою очередь, несправедливость права модифицирует нестабильность состояния законо-порядка, в предельных значениях приводя к аномалии общественных и правовых отношений [7].
Одним из важных, на наш взгляд, аспектов воздействия процессов глобализации на правовую политику является стандартизация моделей политического поведения в результате гомогенизации политических и институциональных систем разных стран [3]. Этот факт тоже не всегда может расцениваться только с положительной стороны, ведь в результате навязывания «наставниками» мирового сообщества и их диктата «верных решений» стирается уже установленный и сложившийся устой, при резком изменении которого общество отторгает их и возникает тот самый дисбаланс и социальное неравенство, являющиеся ключевыми причинами той самой маргинальности [6]. В данном случае правовая политика может создать перевес в свою пользу, изначально проанализировав и отсеяв те аспекты грядущей глобализации, которые, очевидно, не приживутся в обществе и будут ущемлять права и законные интересы граждан. В целях исключения возникновения дисбаланса правовая политика должна способствовать «мягкому» вводу глобализационных процессов в жизнь общества и служить неким «фильтром», оценивающим законность и обоснованность данных изменений.
В масштабе сложившейся ситуации правовая политика в условиях глобальных перемен должна пытаться минимизировать все вышеперечисленные последствия и обеспечить динамику и развитие общества, его усовершенствование. Однако на данном пути встречаются препятствия. Разбирая причины отсутствия результативной
правовой политики в мире в целом, в юридической науке часто приводится такой тезис, как отсутствие действенных механизмов взаимосвязи и взаимодействия властных структур государства и институтов гражданского общества, недостаточная степень доверия между ними, тогда как налаживание полноценного диалога между государственными и общественными структурами как субъектами правовой политики на международном уровне должно стать одним из основных приоритетов правовой политики. Отсюда следует вывод, что правовая политика должна играть роль «дипломата» в отношениях «государство - гражданское общество». Для минимизации разрыва между данными субъектами она должна действовать только в интересах общества и для защиты интересов этого общества. Кроме того, правовая политика, по мнению О.Ю. Рыбакова и С.В. Тихонова, исторически являлась устоявшейся «формой организации правового развития общества», должна управлять позитивным правом, служить методологической основой для всей юридической деятельности [4].
Наряду с этим, хотелось бы дополнить, что причиной отсутствия результативной правовой политики в условиях глобализации может явиться и отсутствие гармонизации законодательства государств, как одного из способов обеспечения интеграционных процессов. Так, в процессе гармонизации законодательства очевидно стремление к непротиворечивой, согласованной, соединенной в единое целое гармонии законодательства различных государств, обобщение их законодательных подходов и определение единой линии международного сотрудничества. Это согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и выработка совместных решений по актуальным для всех государств проблемам. Целью такой работы является установление согласованности, стройности и как минимум непротиворечивости регулирования отношений в различных сферах жизни государств, где на одни и те же правоотношения и их регулирование существует множество противоречащих друг другу норм. Следует заметить, что нормы одного государства могут не учитывать национальных особенностей другого суверенного государства, что приведет к уже вышеупомянутому дисбалансу, считает Т.Я. Хабриева [8].
Не стоит также забывать, что политика - это своеобразная игра, игра по «перетягиванию каната». У каждой «игры» есть своя задача, и зачастую политика переходит в борьбу между конкретными индивидуумами за вполне конкретную, прежде всего, материальную цель. В этот самый момент предназначение правовой политики в ее истинном понимании искажается и превращается
в обычное удовлетворение интересов, что мы можем зачастую наблюдать в настоящее время. Именно в этот момент и зарождается социальная несправедливость. Из вышеизложенного следует, что одним из препятствий результативности правовой политики является, как бы это странно не звучало, ее субъективный характер - ведь за каждой политикой стоит конкретный человек и, как правило, его личные интересы.
Нельзя исключать из ряда причин отсутствие результативности правовой политики в условиях глобализации, само отсутствие либо низкий уровень правовой культуры и правового воспитания самого гражданского общества, которое властные структуры и призваны регулировать в рамках той или иной правовой политики государства. Ведь иногда само общество нигилистически настроено в отношении властей ввиду своего невежества, низкого уровня правосознания, нежелания либо отрицания правовой политики, в связи с чем просто не способно адаптироваться к праву в его глобальном изменении.
В настоящее время мировому сообществу присуще пронизывающее все слои общества неравенство населения, растущий разрыв между бедными и богатыми, и уменьшение прослойки т.н. «среднего слоя» населения, как показателя стабильности функционирования и, что немаловажно, юридически грамотной правовой политики [2]. В современный период увеличивается разрыв в возможностях доступа к достоверной информации между бедными и богатыми, тотальное несоблюдение основополагающего принципа социальной защищенности граждан, приводящие к тому самому росту социальной обездоленности и маргинализации на фоне снижения социальных функций политических институтов и государства.
Как при вышеперечисленных отрицательных глобализационных процессах общество, которому вменяют не присущие ему устои, должно было отреагировать? Закономерно растущее негодование в обществе небезосновательно породили рождение в начале 90-х годов протестного движения, получившее название «антиглобализм». При этом следует сказать, что антиглобалисты не отрицают позитивность процессов интеграции и обмена опыта между государствами. Следует отметить, что большинство из них выступают не против содержания процесса глобализации, а против ее форм, которые и порождают многочисленные негативные проявления во всех сферах жизни и функционирования государства как единого субъекта права.
В сложившейся в настоящее время обстановке, в масштабах мировой пандемии, правовая политика вынуждена модифицировать свои направления и выдвинуть в приоритет антропо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
логический фактор сохранения человечества. Сейчас как никогда должны активизироваться цели правового государства, главной ценностью которого, как известно, является человек, его права и свободы. Пандемия создала уникальную, значительную нагрузку для всех государственных учреждений, и время этой нагрузки так неопределенно. Однако именно сейчас, в условиях «самоизоляции», действия государства облегчены, и то, как оно действуют в глазах своих граждан сейчас, может либо повысить подорванное общественное доверие, либо ослабить его в долгосрочной перспективе.
Небезызвестно, что принятие ряда ограничительных мер, закрытие многих учреждений привело к росту безработицы и разорению сектора частного предпринимательства. Уязвимые слои сообщества, оставленные вне структур государственной поддержки, оказались в бедственном положении. В результате распространения коро-навирусной инфекции перегруженная в настоящее время система здравоохранения пронизана духом «криминального оппортунизма», основанного на информационной асимметрии с целью роста дохода некоторых «криминальных индивидуумов» [10]. Все вышеперечисленное создает условия для роста криминогенных факторов, увеличения количества правонарушений, в т.ч. преступлений [5].
При таких условиях правовая политика государства в условиях пандемии должна адаптироваться и принять исчерпывающие меры для минимизации негативных последствий. В частности, правовая политика государства должна быть нацелена на поддержку и обеспечение социальных гарантий гражданского общества. Поддержка населения очевидна, т.к. многие остались без средств к существованию и обеспечение их как минимум товарами первой необходимости - это самое основное. Здесь правовая политика должна рассчитывать на помощь социальных работников, а также волонтеров.
Сотрудники правоохранительных органов и работники здравоохранения, действующие сейчас в тандеме и стоящие в одном ряду на защите населения от коронавирусной инфекции, взяли на себя удар первыми в борьбе с пандемией. Врачам, борющимся «на передовой» с болезнью, государство выделило дополнительные денежные вознаграждения. Однако в данном случае государство для исключения фактов коррупции и отмывания денежных средств должно жестко взять под свой контроль весь сектор здравоохранения, а при необходимости принять соответствующие меры, вплоть до уголовной ответственности. Денежные дотации, отправленные в регионы, и их движение, порядок их выплат сотрудникам
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
должны контролироваться со стороны власти федерального и регионального уровней. При этом надо учитывать, что большое внимание стоит уделить и организованной преступности, действующей в секторе здравоохранения, связанной с закупками и поставкой контрафактных товаров и предметов медицинского назначения. Как указывалось ранее, организованная преступность спекулирует в масштабах пандемии и действует в своей выгоде. Противодействие правовой политики попыткам криминальных предпринимателей развивать новые рынки сбыта, возникшие на фоне пандемии, должно проводиться публично, через средства массовой информации, повышая осведомленность гражданского общества о современных преступных сообществах, действующих в «единой упряжке» с фармацевтическими организациями через социальную рекламу продуктов «дикой природы» либо определенных лекарственных препаратов у определенного производителя и т.д. Средства массовой информации и институты гражданского общества должны сыграть важную роль в информационной обеспеченности граждан.
С учетом роста недовольства общества к принятым со стороны государства ограничительным мерам правовая политика должна обеспечить легитимность данных мер в контексте режима повышенной готовности, самоизоляции, карантина. Мерам реагирования со стороны правоохранительных органов следует придерживаться высоких стандартов профессионализма и недопущения необоснованного привлечения к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических норм в угоду «палочной системы». Многочисленное количество принятых распоряжений, постановлений и иных подзаконных актов о карантинных мерах, в совокупности с правовой безграмотностью сотрудников, привело к нарушениям законных прав и интересов граждан.
Обзоры правовых позиций Верховного Суда РФ не устранили неопределенность возникающих в вопросах привлечения к административной ответственности, и на законодательном уровне вопрос, связанный с ограничительными мерами в связи с пандемией, не приведен в порядок. С одной стороны, такие меры правовой политики можно оправдать, ведь в их основе лежит желание государства минимизировать последствия распространения инфекции (2019-пСо^ и уменьшения числа человеческих жертв. С другой - данные меры должны быть законодательно подкреплены так, чтобы не оставалось сомнений в их обоснованности и правомерности. Из вышеизложенного закономерно вытекает необходимость правовой политики содействовать в поощрениях сотрудников правоохранительных органов, орга-
нов таможенного контроля, которые в первую очередь столкнулись с противоречивыми новыми запретными требованиями и стали применять их к гражданскому населению. Ведь на данную категорию государственных служащих легли дополнительные обязанности, и без того не малая нагрузка увеличилась в разы.
Не стоит забывать, что в условиях мировой пандемии модифицировалась и перешла на дистанционный уровень не только деятельность учреждений, но и быстро трансформировалась сама преступность. Отмечается рост преступлений в киберпространстве, увеличилось количество мошенничеств в глобальной Сети, характер преступлений перешел на бытовой уровень [11]. В данном случае считаем, что институты, участвующие в реализации правовой политике, должны начать тесно сотрудничать со средствами массовой информации и интернет-платформами, чтобы прежде всего увеличить уровень осведомленности и безопасности в киберпространстве, побуждая родителей, а также традиционных поставщиков социальных услуг проявлять бдительность в отношении онлайн-мошенничеств, покупок контрафактных товаров и защищать детей и других уязвимых лиц от возможного обмана.
Таким образом, в условиях глобальных перемен роль правовой политики не только не снижается, она неизбежно возрастает, а потому повышается и степень ответственности субъектов выстраивания и осуществления национальной и глобальной правовой политики. Она должна обеспечить единые политические ответы на кризис и принятие обдуманных, а не спонтанных решений.
Список литературы:
[1] Большой юридический словарь / под ред. Малько А.В. - М.: Проспект, 2009. - С. 702.
[2] Бондарь Н.С. Конституция России в условиях глобальных перемен правовой жизни: от политической иллюзий к юридическому реализму // Журнал росс. права. 2018. - № 12. - С. 18 - 32.
[3] Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере зоны свободной торговли и таможенного союза ЕВРАЗЭС) монография / отв. ред. В.Ю. Лукьянова. - М.: ИЗиСП. - 2013. - C. 15-29.
[4] Рыбаков О.Ю., Тихонова С.В. Правовая политика как управление позитивным правом: новая версия теории правовой политики // Lex Russia (Русский закон). - 2015. - № 3. - С. 7-18.
[5] Степаненко Р.Ф. Преступность лиц, ведущих маргинальный образ жизни, и ее предупреждение / монография / Р.Ф. Степаненко. - Казань, 2008.
[6] Степаненко Р.Ф. Причинность, понятие и виды правовой маргинальности II Государство и право. - 2014. - № 6. - С. 98-103.
[7] Степаненко РФ. Справедливость и зако-нопорядок: теоретико-методологический аспект II Государство и право. - 2020. - № 6. - С. 78-89.
[8] Хабриева Т.Я. Гармонизация правовой системы РФ в условиях международной интеграции: вызовы современности I Т.Я. Хабриева II Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2014. - № 1. - С. 4-15.
[9] Указ Президента РФ от 19.12.2019 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 06.12.2018). СЗ РФ от 24.12.2012 г. - № 52. - Ст. 7477.
[10] Шавлюк Mb., Шиловская E.M. Mетоды борьбы с оппортунизмом в медицинских учреждениях трех организационно-правовых форм: государственной, частной, коммерческой и частной некоммерческой II Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 4. - C. 133-143.
[11] URL: https:IIwww.unodc.orgIdocumentsI Advocacy-SectionIRussian_-_UNODC_-_ CYBERCRIME_AND_COVID19_-_Risks_and_ Responses_v1.2_-_14-04-2020_-_CMLS-C0VID19-CYBER1_-_UNCLASSIFIED_BRANDED.pdf (дата обращения: 10.07.2020).
Spisok literatury:
[1] Bol'shoj yuridicheskij slovar' I pod red. Mal'ko A.V. Moskva: Prospekt, 2009 - s 702.
[2] Bondar' N.S. Konstitytsia Rossii v ysloviyah global'nyh peremen pravovoi zhizni: ot politicheskoi illyuzij k yuridicheskomu realizmu II Zhyrnal Rossi-jskogo prava № 12. 2018 - 18-32 s.
[3] Pravovye problemy formirovaniya mezhgo-sydarstvennyh ob"edinenij (na primere zonu svo-bodnoj torgovli i tamozhennogo soyuza EVRAZES) monografiya otv. red. V.Yu.Luk'yanova - Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenya pri Pravitel'stve Rossiiskoj Federacii», 2013 - 15-29 s.
[4] Rybakov O.Yu. Tihonova C.V. Pravovaya politika kak upravlenie pozitivnym pravom: novaya versiya teorii pravovoj politikiII Lex Russia (Russkij zacon), 2015, № 3, s. 7-18
[5] Stepanenko R.F. Prestypnost' lic, vedushih marginal'nyj obraz zhizni, i ее predyprezhdenie IMon-ograpfiyaI R.F. Stepanenko. Kazan', 2008
[6] Stepanenko R.F. Prichinnost', ponyatie, i vidy pravovoj marginal'nosti. IIGosydarstvo i pravo, 2014 № 6, s. 98-103
[7] Stepanenko R.F. Spravedlivost i zakonopo-ruadok: teoretiko - metodologicheskii aspekt II Gosu-darstvo i pravo. 2020 №6 - s. 78-89
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
[8] Habrieva Т.иа. Garmonizaciya pravovoj sis-temy RF V usloviyah mezhdynarodnoj integratcii: vyzovy sovremennosti/ T.Ya.Habrieva// Zhumal zary-bezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravove-deniya. 2014, № 1 - С. 4-15.
[9] Ykaz prezidenta RF ot 19.12.2019 № 1666 «О strategii gosydarstvennoj nacionalnoj politiki Rossiiskoj Federatcii па period do 2025 goda (s izme-neniyami i dopolneniyami ot 06.12.2018). Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoj Federatsii ot 24.12.2012 № 52. ст.7477
[10] Shavlyk M.V., Shilovskaya Е.М. Metody Ьог'Ьу s oppor"tunizmom v medicinskih uсhrezhedeni-yah trekh organizasionno-pravovyh form: gosudarst-vennoj, chastnoj, kommercheskoj i chastnoj ^т-mercheskoj // Ekonomika i menedzhment innova-cionnyh tehnologij. 2016. №4 - С. 133-143
[11] URL: https://www.unodc.org/documents/ Advocacy-Section/Russian_-_UNODC_-_CYBER-CRIME_AND_COVID19_-_Risks_and_Responses_ v1.2_-_14-04-2020_-_CMLS-COVID19-CYBER1_-_ UNCLASSIFIED_BRANDED.pdf (data obrashenia (10.07.2020)
ЮРКОМПАНИ
н>н>н>. Ым-Ьоокэ. ги
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020