Общетеоретические проблемы правовой этнополитики: анализ Российского законодательства
Степаненко Р. Ф.1
Ключевые слова: правовая этнополитика, маргинальность, миграция, полиэтничность, моно-этничность, правовая диагностика, правовой мониторинг.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы правовой этнополитики, регулируемые при помощи современного отечественного законодательства. Мониторинг нормативных правовых актов в сфере законодательного реагирования на возрастающие миграционные процессы в России позволяет дать позитивную оценку правотворческой и правоприменительной видам деятельности в исследуемой сфере.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-15-22
Современное теоретическое правоведение, традиционно уделяющее значительное внимание мониторингу отечественного законодательства, качеству и результатам его реализации в сфере регулирования общественных отношений, одной из актуальных областей своих научных исследований определяет проблемы обеспечения национальной безопасности и установления межнационального и межконфессионального согласия в российском обществе при помощи эффективно проводимой правовой этнополитики. В этой связи, общеправовая теория маргиналь-ности, исследующая негативное влияние феномена отчуждённости, пограничности и дезаккомодации (маргинальное™) на качество общественных, в т.ч. правовых отношений и состояние законопорядка в целом, изучает каузальную природу формирования маргинального поведения, одним из элементов которой является этнокультурный фактор.
Действительно, события последних десятилетий, обусловленные процессами глобализма и антиглобализма, способствовали значительным политическим, социально-экономическим, культурным и иным трансформациям на территории и в юрисдикции Российской Федерации, способствовав её преобразованию в регион-реципиент на постсоветском пространстве и на международном рынке труда.
Значительные, в том числе стихийные, миграционные процессы, носящие неоднозначный для сохранения законопорядка характер, интенсифицировали необходимость их особого законодательного регулирования как на национально-государственном, так и международном уровнях. В совре-
менных условиях дифференциации «сакральных» европейских и достаточно архаичных восточных сообществ наблюдаются тревожные неправовые, либо внеправовые тенденции негативного свойства, избежать которые в настоящее время вряд ли удаётся как традиционно цивилизованным правовым системам, так и отдельным достаточно гомогенным религиозным семьям. Средства массовой информации, публицистика, социо-гуманитарная наука, политические институты и всё международное сообщество в целом, всерьёз озабочены транспарентной миграционной ситуацией в мире, приобретающей характер скрытой или же вполне явной угрозы для миропорядка.
Количество иммигрантов во Франции и ФРГ на сегодняшний день составляет от 7 до 15 % населения этих стран. Аналогично складывается ситуация в ОАЭ, Катаре, Омане, где на каждого коренного жителя приходится по 8-10 выходцев из Индии, Ирана, Ливана, Сирии и др. неблагополучных в политическом и социально-экономическом смысле го-сударств.1
Неизбежность конфронтации принимающего (реципиентного) и мигрирующего сообществ в данных условиях становится очевидной и требует незамедлительного принятия мер правового регулирования и воздействия.
Маргинальная природа миграции, её воспроизводство, периферийность, отдалённость, отчуждённость от символического центра нормативно-ценностных систем государственных образований,
1 Зотов Г. Скрытая угроза // Аргументы и Факты. 2016. № 8. С. 30.
1 Степаненко Равия Фаритовна, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства
и права НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», Российская Федерация, г. Казань.
E-mail: [email protected]
значительные правовые риски, исходящие из недостаточного государственно-правового реагирования на стихийные миграционные процессы, обращают на себя последовательное внимание исследователей общеправовой теории маргинальное™2 и выявляют объективную необходимость научного обоснования самостоятельного направления доктрины правовой политики - правовой этнополитики. Под последней нами понимается системная деятельность государственных органов по установлению межнационального и межконфессионального согласия в обществе, основанная на принципах равенства прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств, в своей совокупности обеспечивающая упрочнение и развитие многонационального Российского государства. Стратегии правовой этнополитики, на наш взгляд, должны устанавливаться с учётом и использованием таких важных политологических понятий, как толерантность, гражданская, политическая, этническая идентичность, самоидентификация и т.д., лежащие в основе превентивной правореализационной деятельности, противостоящей таким противоправным проявлениям, как дискриминация по национальному и религиозному признакам, ксенофобия, межэтническая нетерпимость, национализм, этнический и религиозный экстремизм, терроризм.3
Между тем, на проблему корреляции миграции и маргинальности, впервые было обращено внимание международного права. Так ещё в 1990-х годах в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 г. № 45/12 маргинальность рассматривалась как негативное социально-опасное явление, характеризующееся наличием в современных государствах значительного числа «рискогенных» групп переселенцев, мигрантов, беженцев, несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных
2 Степаненко Р. Ф. Генезис общеправовой теории мар-гинальности : монография / под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова. Казань : Университет управления ТИСБИ, 2012. - 268 с.; Степаненко Р. Ф. Проблемы обоснования стратегий правовой политики в общеправовой теории маргинальности (опыт междисциплинарного подхода) // Стратегия правового развития России: коллективная монография / под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова. М.: Юстиция, 2015. С. 381-403; Степаненко Р. Ф. Институциональное содержание общеправовой теории марги-нальности : монография / под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова. Казань : Университет управления ТИСБИ, 2015. - 172 с.
3 См. Степаненко Р. Ф. Общеправовая теория маргни-нальности: основные подходы и цели // Государство и право. 2015. № 5. С. 37.
семьях, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами, и др. с устойчивыми стереотипами нежелательного поведения. Данная Резолюция призывает обратить внимание на проблемы маргинальности государственные органы, институты правосудия и правоохранительные системы, средства массовой информации и ученых, разрабатывающих программы и политику предупреждения правонарушений в формате совместной деятельности Организации Объединенных Наций4.
Прежде всего, следует отметить, что категория этнополика, используемая общеправовой теорией маргинальности в связи с обоснованием стратегий правоприменительной деятельности в части выявления, предупреждения, минимизации негативных и социально-опасных проявлений маргинальности, получила своё научное применение ещё с середины прошлого столетия. В концепции зарубежных исследований (Б. Андерсон, Ф. Барт, Э. Геллнер, М. Паренти и др.) обосновывались необходимость и целесообразность фундаментальных изучений этнополитических проблем. Этнонацио-нальная проблематика известна в работах русских мыслителей (Н.А. Бердяев, И. А. Ильин, П.И. Новгородцев, Вл. Соловьёв и др.). Изучается она и в современной российской социогуманитаристике, в т.ч. прямо или опосредованно в правоведении (Г. Абдулкаримов, В.Д. Зорькин, О.Ю. Рыбаков, Л.В. Савинов, Т.Я. Хабриева, Б.С. Эбзеев и др.), что, во-вторых, обращает на себя пристальное внимание правотворческих органов.
Действительно, последнее десятилетие российское законодательство обстоятельным образом реагирует на рассматриваемые в данной работе проблемы и конституирует их в таких нормативно-правовых актах (законах и подзаконных актах) как: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»5, и достаточно предметно в таком документе, как «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
4 См.: Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 г. № 45/112 : приняты в Эр-Рияде // http://base.garant. ru/12123837/; Степаненко Р.Ф. Общеправовая теория маргинальности : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2015. С. 6
5 Официальный интернет-портал правовой информа-
ции . URL : http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2012 (дата обращения 04.03.2016)
года»6. В них, а также рассматриваемых нами далее нормативных правовых актах, находят широкое употребление такие научные термины, как «межнациональные» и «межэтнические» отношения, «межрелигиозные» диалоги и взаимодействия, «этнологический мониторинг», «этнокультурное» развитие народов России и т. д., что входит в содержание понятия «правовая этнополитика».
В-третьих, изучение этнокультурного фактора, лежащего, как отмечалось ранее, в основе формирования общей теории маргинальности, останавливает на себе внимание преобладающего большинства исследователей маргиналистики в целом и общеправового подхода в ней в частности.
В-четвертых, именно построение стратегий правовой этнополитики в условиях современных геополитических глобализационных преобразований (ранее не имевших в истории России столь актуального значения), в том числе связанных с масштабными международными миграционными процессами, в полной мере соответствует целям, задачам и содержанию «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой Указом Президента России В.В. Путиным.
Особенную актуальность понятие «правовая этнополитика» приобретает в контексте изучения общеправовой теорией маргинальности состояний «пограничности», «отчуждённости» личности и особенностей юрисдикционного пространства отдельных государственных устройств, обусловленных перманентностью, транзитивностью и незавершенностью всевозможных социальных как глобальных, так и локальных преобразований. При этом выстраиваемая нами концепция акцентирует внимание на том, что предикативный смысл обосновываемого нами направления государственной политики состоит именно в ее правовом, а не только политическом, экономическом, демографическом либо ином «предопределении». Тем более, повторимся, если, например, в России речь идет о воплощении и реализации в жизнь доктринальной идеи построения правового государства, сформулированной в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Одной из основных задач современной как российской, так и международной этнополиики, по мнению Г. Абдулкаримова, является корреляция нормативно-ценностных систем на уровне соци-
6 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2012 (дата обращения 04.03.2016).
ентальных ценностей, взаимодействующих в процессах установления межнациональной толерант-ности7.
Система права, являющаяся одним из основных компонентов нормативно-ценностной системы общества в современных неустойчивых условиях функционирования миропорядка, наделяется особым аксиологическим смыслом. Преодолевая при помощи права каузальную природу порой дисгармоничных взаимоотношений политического, правового и личностного пространств,8 законодательство должно синтезировать в себе объединяющие все эти сферы задачи и цели и ориентироваться на получение оптимального и взаимоприемлемого для всех субъектов правоотношений результата.
Правовая этнополитика, учитывающая темпоральную неизбежность увеличения миграционных процессов в своих стратегических планах должна сочетать дуализм: 1) полиэтничности функционирования межнациональных государственных устройств и 2) моноэтничности, т. е. культурно-исторической, ментальной, национальной и духовной преемственности и традиций различных этносов, интегрирующихся в пространство современных сообществ.
Система законодательства как самоорганизующаяся динамичная система должна находить пути, механизмы и способы оперативного и рационального правового реагирования на конфликто-генные ситуации в этнополитической сфере, одним из важных направлений регулирования которой является миграционное законодательство.
В этой связи представляется позитивным опыт отечественного законодательного управления миграционными процессами, учитывающий, на наш взгляд, особенности национально-государственных интересов, а также механизмы соблюдения и защиты конституционных прав и свобод российских граждан и, с другой стороны, права мигрантов, пребывающих на территории России9.
Одной из основных проблем, с которой сегодня сталкивается Российская Федерация, является возрастающее количество мигрантов, определенная часть которых относится к социально-неза-
7 Абдулкаримов Г. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России. Этносоциальная модернизация современной России. М.: Весь мир, 2010. 336 с.
8 См. Степаненко РФ. Каузальная природа маргинального поведения : философско-правовые аспекты // Философия права. 2013. № 2 (57). С. 112-116.
9 Степаненко РФ., Путяткин А.В. Актуальные проблемы
правового регулирования маргинального поведения // Вест-
ник экономики, права и социологии. Казань, 2012. № 1. С. 250256.
щищённому или социально-уязвимому слою, а другая - к социально-неблагополучным или социально-опасным группам маргинальных субъектов. Основным уполномоченным и компетентным органом в обозначенной сфере правоприменения является Федеральная миграционная служба Российской Федерации (далее - ФМС России), осуществляющая функции по разработке, обоснованию и реализации этнополитики в области миграции, функции по федеральному государственному надзору (контролю) и исполнению (предоставлению) государственных услуг (функций).10 ФМС России издает приказы, распоряжения, инструкции, непосредственно осуществляя функции правотворческой политики государства. В частности, приказы ФМС России утверждают административные регламенты предоставления государственных услуг по предоставлению статуса беженцев, вынужденных переселенцев, в области предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства11 и др.
15 января 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который, будучи одной из базовых форм правового регулирования миграционных процессов, является достаточно эффективным средством осуществления миграционного направления правовой этнополитики путем обеспечения и исполнения установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения прав каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации.
Стратегически важным направлением правовой этнополитики является ужесточение уголовного и административного законодательства в сфере нелегальной миграции как в отношении самих ми-
10 Положение о Федеральной миграционной службе : утв. постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 : ред. от 24.02.2015 // ЭПС Система ГАРАНТ : Аналитик+. Версия 29.02.2016
11 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия: приказ ФМС России от 29.06.2012 № 218 (ред. от 10.02.2014); Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства : приказ ФМС РФ от 05.12.2007 № 451 (ред. от 22.01.2010); О утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах : приказ ФМС РФ от 05.12.2007 № 452, утратил силу в связи с изданием Приказа ФМС России от 19.08.2013 № 352 // ЭПС Система ГАРАНТ : Аналитик+. Версия 29.02.2016
грантов, так и к организациям, использующим их труд. С другой стороны, в начале 2013 г. вступил в силу закон, обеспечивающий мигрантам12 отдельные социально-бытовые гарантии и устанавливающий административную ответственность за непринятие мер должностными и юридическими лицами по их материальному, медицинскому и жилищному обеспечению, что вполне соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (гуманизм, запрет на принудительный труд, соблюдение прав на достоинство личности) и т.д.
В Федеральном законе от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение»13 вполне оправданно, по нашему мнению, установлены меры, ужесточающие миграционное законодательство. Вводится безусловный запрет на въезд в Россию иностранцам и апатридам, если ими предоставлены подложные документы, или же за неуплату налогов, штрафов, не возмещение расходов на их выдворение в период предыдущего визита. В соответствии с поправками, не смогут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет были неоднократно выдворены из нашей страны.
Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции, а также расширен перечень нарушений, за которые иностранцы будут безоговорочно и принудительно выдворены из России, в особенности если они повторно задержаны за осуществление трудовой деятельности без соответствующего на то разрешения на работу. Кроме того, законом увеличены назначаемые судом штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и т.д.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № ФЗ-357 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» институты квотирования выдаваемых ранее разрешений для иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию заменены механизмом разрешитель-
12 О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ // ЭПС Система ГАРАНТ : Аналитик+. Версия 29.02.2016
13 ЭПС ГАРАНТ Аналитик +. Версия 29.02.2016
ного порядка осуществления трудовой деятельности на основании патента (на срок от 1 месяца до 1 года). Патент выдается при условии предоставления соответствующих документов в течении 30-ти дней со дня въезда в Российскую Федерацию лично гражданином иного государства или уполномоченным на то субъектом РФ. В их перечень входят: заявление о выдаче патента, документ, удостоверяющий личность, миграционная карта с указанием цели визита и отметкой пограничного контроля о въезде в РФ, договор добровольного медицинского страхования и документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболеваний наркоманией, ВИЧ-инфекцией и иных инфекционных заболеваний, документ, подтверждающий владение русским языком и знание истории России и основ отечественного законодательства и др.14
21.11.2014 г. был принят Федеральный закон № 409-ФЗ О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»15 изменений, связанных с особенностями регулирования труда иностранных работников, и лиц без гражданства». В нем, в частности, устанавливается обязательное наличие у граждан этих категорий договора (полиса) добровольного медицинского страхования. Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен главой 50, где определяются особенности регулирования труда иностранных работников и специфика заключения, изменений и прекращений трудовых контрактов, выплат выходных пособий и др.
16 декабря 2014 г. принят Федеральный закон № 524-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающий для нарушителей миграционного законодательства запрет на въезд в Российскую Федерацию от 3-х до 10-ти лет. 16
Анализ правоприменительной правовой политики в исследуемой сфере на теоретическом уровне основывается на исследованиях российской юридической науки. Правоприменительная политика, в том числе в сфере регулирования этнопо-литических отношений, как указывает профессор Н.Н. Вопленко, есть относительно обособленное
14 О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ : ред. от 08.03.2015 // ЭПС ГАРАНТ Аналитик +. Версия 29.02.2016
15 Собрание законодательства РФ. 2014, № 49, ч^1, Ст.
6918
16 Собрание законодательства РФ. 2015, № 1, ч. I. Ст. 77.
политико-правовое явление, фокусирующее в себе основные тенденции теории и практики правоприменительной деятельности.17
О.Ю. Рыбаков объясняет понимание правоприменительной политики с позиций ее субъектного состава, которая персонифицируется в двух аспектах. Во-первых, когда речь идет о субъекте правоприменения - лице, обладающем по действующему законодательству возможностью применять право. Во-вторых, когда акт применения права затрагивает прямо или косвенно конкретную личность, ее права и обязанности, правовой статус, и т.д. В этом контексте рассматриваемые формы правовой политики носят личностно выраженный характер. Однако персонифицированный уровень правоприменительной формы не игнорирует ее общественной значимости18 и, безусловно, влияет на качество и эффективность проведения правовой этнополитики.
Таким образом, своевременное и актуальное совершенствование правовой сферы, её обязательная правовая диагностика и правовой мониторинг в столь важной области регулирования общественных отношений и в столь ответственный период, должны в первую очередь иметь своей целью обеспечение территориальной целостностии национальной безопасности Российской Федерации, так и её граждан, а также всех находящихся на её территории субъектов. Данные положения, собственно, постулируются в российском законодательстве и исполняются в правоприменительной деятельности, демонстрируя, на наш взгляд, взвешенную и рационально обоснованную российскую правовую этно-политику, в отличие от иных отдельных государств.
При этом, как отмечает Б.С. Эбзеев, в России не нужно «слепого копирования», т.н. «международных стандартов», заимствованных из иной «существенно отличной» истории. Во избежание взаимного отчуждения государства и общества, личности, накопления социальных противоречий, необходима «мудрость законодателя», которая заключается в адекватном и разумном определении пределов правового регулирования с «учётом переживаемого страной исторического этапа и потребностей общества»19.
17 См.: Вопленко Н.Н. Правоприменительная политика: понятие и содержание // Тезисы докладов IX научной конференции профессорско-преподавательского состава и XII научной студенческой конференции (20-25 апреля 1992 г.). Волгоград, 1992. С. 96-97
18 См.: Рыбаков О.Ю. Ценностные измерения российской правовой политики // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 5. С. 15.
19 См. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. 336 с.
Литература
1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 № 45/112, Эр-Рияд. URL: http://base.garant.ru/12123837/ (дата обращения 03.03.2016).
2. О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014, № 49, h.VI, Ст. 6918.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение. Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ // ЭПС ГАРАНТ: Аналитик +. Версия 29.02.2016.
4. О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Федеральный закон от 31.12.2014 № 524-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015, № 1, ч. I. Ст. 77.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ, ред. от 08.03.2015 // ЭПС ГАРАНТ: Аналитик +. Версия 29.02.2016.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ // ЭПС Система ГАРАНТ: Аналитик+. Версия 29.02.2016.
7. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации, Гос. система правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2012 (дата обращения 04.03.2016).
8. Положение о Федеральной миграционной службе. Утв. постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 № 711, ред. от 24.02.2015 // ЭПС Система ГАРАНТ: Аналитик+. Версия 29.02.2016.
9. О утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 № 452; утратил силу в связи с изданием Приказа ФМС России от 19.08.2013 № 352 // ЭПС Система ГАРАНТ: Аналитик+. Версия 29.02.2016.
10. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия. Приказ ФМС России от 29.06.2012 № 218, ред. от 10.02.2014 // ЭПС Система ГАРАНТ: Аналитик+. Версия 29.02.2016.
11. Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 № 451, ред. от 22.01.2010 // ЭПС Система ГАРАНТ : Аналитик+. Версия 29.02.2016.
12. Абдулкаримов Г. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России. Этносоциальная модернизация современной России / Абдулкаримов Г. М. : Весь мир, 2010. 336 с.
13. Вопленко Н.Н. Правоприменительная политика: понятие и содержание / Н. Н. Вопленко // Тезисы докладов IX научной конференции профессорско-преподавательского состава и XII научной студенческой конференции (20-25 апреля 1992 г.). Волгоград, 1992. С. 96-97.
14. Зотов Г. Скрытая угроза / Г. Зотов // Аргументы и Факты. 2016. № 8. С. 30.
15. Рыбаков О.Ю. Ценностные измерения российской правовой политики // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 5. С. 12-17.
16. Степаненко Р. Ф. Общеправовая теория маргинальности: основные подходы и цели / Степаненко Р.Ф. // Государство и право. 2015. № 5. С. 37.
17. Степаненко Р. Ф. Генезис общеправовой теории маргинальности: монография / Р. Ф. Степаненко; под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова. - Казань : Университет управления ТИСБИ, 2012. - 268 с.
18. Степаненко, Р. Ф. Институциональное содержание общеправовой теории маргинальности : монография / Р. Ф. Степаненко; под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова. - Казань : Университет управления ТИСБИ, 2015. - 172 с.
19. Степаненко Р. Ф. Проблемы обоснования стратегий правовой политики в общеправовой теории маргинальности (опыт междисциплинарного подхода) / Р. Ф. Степаненко // Стратегия правового развития России: коллективная монография / под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова. - Москва : Юстиция, 2015. - С. 381-403.
20. Степаненко Р. Ф. Общеправовая теория маргинальности: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2015. 58 с.
21. Степаненко, Р.Ф. Актуальные проблемы правового регулирования маргинального поведения / Степаненко Р.Ф., Путяткин А.В. // Вестник экономики, права и социологии. Казань, 2012. № 1. С. 250-256.
22. Степаненко, Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско-правовые аспекты / Степаненко Р.Ф. // Философия права. 2013. № 2 (57). С. 112-116.
23. Эбзеев, Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования / Б. С. Эбзеев. Москва : Проспект, 2014. 336 с.
General theoretical problems of legal ethnopolitics: an analysis of Russian laws
Stepanenko R.20
Keywords: legal ethnopolitics, marginality, migration, polyethnicity, monoethnicity, legal diagnostics, legal monitoring.
Abstract. Topical problems of legal ethnopolitics regulated by modern domestic laws are addressed in the paper. Monitoring normative acts in the sphere of legislative response to increasing migration processes in Russia makes it possible to give a positive evaluation of law-making and law enforcement activities in this sphere.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-15-22
References
1. Rukovodiashchie printsipy Organizatsii Ob'edinennykh Natsii dlia preduprezhdeniia prestupnosti sredi nesovershennoletnikh. Rezo-liutsiia General'noi Assamblei OON ot 14.12.1990 No. 45/112, Riyadh. URL: http://base.garant.ru/12123837/ (data obrashcheniia 03.03.2016).
2. O vnesenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii i stat'iu 13 Federal'nogo zakona "O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii" izmenenii, sviazannykh s osobennostiami regulirovaniia truda rabotnikov, iavliaiushchikhsia inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, Federal'nyi zakon ot 01.12.2014 No. 409-FZ, Sobranie zakonodatel'stva RF, 2014, No. 49, ch. VI, st. 6918.
3. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v tseliakh sovershenstvovaniia migratsionnogo zakonodatel'stva i otvetstvennosti za ego narushenie, Federal'nyi zakon ot 23.07.2013 No. 207-FZ, EPS GARANT: Analitik +, versiia 29.02.2016.
4. O vnesenii izmenenii v stat'iu 27 Federal'nogo zakona "O poriadke vyezda iz Rossiiskoi Federatsii i v'ezda v Rossiiskuiu Federatsiiu, Federal'nyi zakon ot 31.12.2014 No. 524-FZ, Sobranie zakonodatel'stva RF, 2015, No. 1, ch. I, st. 77.
5. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon ot 24.11.2014 No. 357-FZ, red. ot 08.03.2015, EPS GARANT: Analitik +, versiia 29.02.2016.
6. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii" i stat'i 18.9 i 28.3 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh, Federal'nyi zakon ot 30.12.2012 No. 315-FZ, EPS Sistema GARANT: Analitik +, versiia 29.02.2016.
7. O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 No. 1666, Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii, gos. sistema pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru , 19.12.2012 (data obrashcheniia 04.03.2016).
8. Polozhenie o Federal'noi migratsionnoi sluzhbe, utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 13.07.2012 No. 711, red. ot 24.02.2015, EPS Sistema GARANT: Analitik +, versiia 29.02.2016.
9. O utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noi migratsionnoi sluzhby po ispolneniiu gosudarstvennoi funktsii po ispol-neniiu zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o bezhentsakh, prikaz FMS RF ot 05.12.2007 No. 452; utratil silu v sviazi s izdaniem Prikaza FMS Rossii ot 19.08.2013 No. 352, EPS Sistema GARANT: Analitik +, versiia 29.02.2016.
10. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta predostavleniia Federal'noi migratsionnoi sluzhboi gosudarstvennoi uslugi po predostavleniiu statusa vynuzhdennogo pereselentsa i prodleniiu sroka ego deistviia. Prikaz FMS Rossii ot 29.06.2012 No. 218, red. ot 10.02.2014, EPS Sistema GARANT: Analitik +, versiia 29.02.2016.
11. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noi migratsionnoi sluzhby po ispolneniiu gosudarstvennoi funktsii po ispol-neniiu zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii po predostavleniiu politicheskogo ubezhishcha inostrannym grazhdanam i litsam bez grazhdanstva, prikaz FMS RF ot 05.12.2007 No. 451, red. ot 22.01.2010, EPS Sistema GARANT : Analitik +, versiia 29.02.2016.
12. Abdulkarimov G. Teoreticheskie problemy aktual'noi etnopolitiki v Rossii. Etnosotsial'naia modernizatsiia sovremennoi Rossii, Ab-dulkarimov G., M. : Ves' mir, 2010. 336 pp.
13. Voplenko N.N. Pravoprimenitel'naia politika: poniatie i soderzhanie, N. N. Voplenko, Tezisy dokladov IX nauchnoi konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava i XII nauchnoi studencheskoi konferentsii 20-25 aprelia 1992 g., Volgograd, 1992, pp. 96-97.
14. Zotov G. Skrytaia ugroza, Argumenty i Fakty, 2016, No. 8, p. 30.
15. Rybakov O.Iu. Tsennostnye izmereniia rossiiskoi pravovoi politiki, Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi akademii prava, 2010, No. 5, pp. 12-17.
16. Stepanenko R. F. Obshchepravovaia teoriia marginal'nosti: osnovnye podkhody i tseli, Stepanenko R.F., Gosudarstvo i pravo, 2015, No. 5, p. 37.
20 Raviia Stepanenko, Doctor of Science in Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of Law and State of TISBI University of Management, Russian Federation, Kazan. E-mail: [email protected]
17. Stepanenko R. F. Genezis obshchepravovoi teorii marginal'nosti: monografiia, R. F. Stepanenko; pod. red. d-ra filos. nauk, d-ra iurid. nauk, prof. O. Iu. Rybakova, Kazan' : Universitet upravleniia TISBI, 2012, 268 pp.
18. Stepanenko, R. F. Institutsional'noe soderzhanie obshchepravovoi teorii marginal'nosti : monografiia, R. F. Stepanenko; pod. red. d-ra filos. nauk, d-ra iurid. nauk, prof. O. Iu. Rybakova, Kazan' : Universitet upravleniia TISBI, 2015, 172 pp.
19. Stepanenko R. F. Problemy obosnovaniia strategii pravovoi politiki v obshchepravovoi teorii marginal'nosti (opyt mezhdistsiplinar-nogo podkhoda), R. F. Stepanenko, Strategiia pravovogo razvitiia Rossii: kollektivnaia monografiia, pod. red. d-ra filos. nauk, d-ra iurid. nauk, prof. O. Iu. Rybakova, Moskva : Iustitsiia, 2015, pp. 381-403.
20. Stepanenko R. F. Obshchepravovaia teoriia marginal'nosti: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora iuridicheskikh nauk, Kazanskii (Privolzhskii) federal'nyi universitet. Kazan', 2015. 58 pp.
21. Stepanenko, R.F. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniia marginal'nogo povedeniia, Stepanenko R.F., Putiatkin A.V., Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, Kazan', 2012, No. 1, pp. 250-256.
22. Stepanenko, R.F. Kauzal'naia priroda marginal'nogo povedeniia: filosofsko-pravovye aspekty, Stepanenko R.F., Filosofiia prava, 2013, No. 2 (57), pp. 112-116.
23. Ebzeev, B.S. Konstitutsiia, vlast' i svoboda v Rossii: opyt sinteticheskogo issledovaniia, B. S. Ebzeev. Moskva : Prospekt, 2014. 336 pp.