Роль информационных правовых систем в информационном обществе
Шельменков В. Н.*
Аннотация. Массовое внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы человеческой деятельности качественно преобразовало жизнь и общественное сознание. Сегодня вовлеченный в общественное производство человек с трудом представляет себя без информационных правовых систем и технологий, сети Интернет и мобильного телефона - продуктов современной информационной эпохи. По мнению многих экспертов, у нас в стране практически каждый будет сталкиваться с информационными правовыми системами. Для внедрения информационных правовых систем в массовых масштабах и в короткое время необходимо иметь высокую правовую культуру и правосознание граждан. Настоящее статья адресуется самому широкому кругу специалистов, граждан и организаций и содержит информацию, достаточную для осмысления и оценки возможностей и перспектив применения информационных правовых систем.
Ключевые слова: правовая информация, информационная правовая система, база данных, информационное общество, правовая культура, электронное официальное опубликование, правовое информирование.
Хорошо заметна тенденция повышенного внимания на всех уровнях власти, уделяемого формированию профессиональных компетенции современного специалиста и роль в них ИТ. Современное информационное общество, на нынешнем этапе его развития, позволяет отнести вопросы владения средствами информационных технологий в профессиональной сфере к категории общекультурных компетенций.
Достижения ИТ находят широкое применение практически во всех областях человеческой деятельности, преломляясь в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойствах конкретных видов информации, циркулирующих в данной области. Это привело к возникновению прикладных направлений информатики - экономической, социальной, правовой и т.д. Появляется новый социальный порядок - информационное общество. Россия вслед за целым рядом других стран приступила к строительству информационного общества [1]. Основание для создания Информационного общества является Распоряжение Правительства от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе РФ «Информационное общество (20112020 гг.) [2].
Развитие государственной системы правовой информации предусмотрено государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» и включает в себя мероприятия по созданию и развитию специальных информационных и информационно-технологических систем для обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и систему межведомственного электронного документооборота [3].
Информированность населения о действующих законах и иных нормативных правовых актах всегда была вопросом первостепенной важности. В условиях информатизации и массового выхода граждан в системы правовой информации этот вопрос стал актуальнейшей проблемой. Важными конституционными гарантиями правового информирования населения являются положения ст.ст. 15, 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации [4].
В современной практике под правовым информированием, понимается деятельность органов государственной власти по информированию до населения правовой информации, затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина посредством размещения на pravo. gov.ru или другим способом. При этом правовое
* Шельменков Валентин Николаевич, аспирант Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, старший преподаватель кафедры теории и истории права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
информирование - это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие усиления эффективности их деятельности.
4 мая 2011 года Президент России утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»[5]. С принятие Основ государство взяло на себя функции по формированию высочайшего уровня правовой культуры населения, традиций уважения к закону, правопорядку и суду, преодолению правового нигилизма. Особенное место в Основах отведено правовому информированию населения, как мере государственной политики. Необходимо отметить, что и до принятия Основ органы государственной власти и местного самоуправления должны были участвовать в правовом информировании населения [6].
Законодательство Российской Федерации обеспечивает порядок опубликование принимаемых законов и иных нормативных правовых актов. Особое внимание уделяется информационным правовым системам, главным ресурсом которых является правовая информация. Информационная правовая система является ядром, которая получает и распространяет правовую информацию в электронном виде по территории всей страны.
Доступ граждан и организаций к правовой информации является одной из важных государственных задач и институтов гражданского общества, особенно актуальных в настоящее время, в условиях становления правовой системы и активно изменяющегося законодательства.
Компьютерные технологии позволяют хранить и оперативно передавать на любые расстояния большие объемы информации. Ежедневно в России появляются тысячи новых правовых документов. Всё более широкому кругу профессионалов необходимо отслеживать изменения в законодательстве и учитывать их в своей работе. Очевидно, что работать с таким объемом информации, например, осуществлять в нем быстрый поиск нужного материала, без компьютера практически невозможно. Ясно, что иметь столько информации на бумаге как дома, так и на каждом рабочем месте просто невозможно. Недостатки использования печатных изданий для обеспечения доступа к правовой информации очевидны: это относительная ограниченность объема публикаций, неэффективность хранения больших массивов информации и поиска в них конкретных документов, низкая оперативность при передаче информации. По-видимому, тут неизбежно более активное использование справочных правовых систем.
В мире существует значительное количество справочно-правовых систем, большинство из них сконцентрировано в странах Европы. Развитие систем правовой информации началось сразу после изобретения компьютера. Первый эксперимент по отправке и хранению юридической информации был предпринят в 1967 году совместно компанией IBM и Mead Corporation.
В настоящее время практически все зарубежные страны имеют СПС. В США это LexisNexis, Westlaw, FLITE, OpenJurist, Bloomberg; в Великобритании - Justis, Bailii, i-law; в Италии - Italguire Lex, Lex24; в Бельгии - Justel, Jura; в Германии - Juris, Lexinform, Nomos, Beck-Online, Legios; в Финляндии - Finlex; во Франции - LexisNexis JurisClasseur, Lamyline Reflex, Legifrance, Dalloz и т.д.
Заметим, что большая часть этих систем носит негосударственный характер. Сначала во многих странах предпринимались попытки создания государственных информационных систем юридической информации. Однако в большинстве случаев такие попытки терпели крах из-за дороговизны реализации проектов.
В России на данный момент существуют государственные информационные системы и негосударственные правовые системы: 21 октября 2011 года был подписан Федеральный закон № 289 [7], а 10 ноября 2011 года впервые в Российской Федерации началось официальное электронное опубликование правовых актов, подписанных Президентом России. Ст. 9.1 Федерального закона от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» определено, что «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в состав государственной системы правовой информации, функционирование которой обеспечивает ФСО России. Портал зарегистрирован Роскомнадзором как сетевое издание и как федеральная государственная информационная система. Пользователи www.pravo.gov.ru могут свободно получать как актуальную, так и ретроспективную правовую информацию в режиме круглосуточного непрерывного доступа к трем основным информационным разделам:
> ИПС «Законодательство России»;
> Официальное опубликование правовых актов;
> Свод законов Российской Империи;
ИПС «Законодательство» зарегистрирована в качестве средства массовой информации - электронного периодического издания.
С 1 сентября 2014 г., как и предписывалось Указом Президента, на Портале было начато размещение (опубликование) законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации. Первыми были Ленинградская и Тамбовская области. На сегодняшний день 79 субъектов Российской Федерации в режиме реального времени осуществляют размещение (опубликование) своих нормативных правовых актов, а портал законодательно признан источником официального опубликования в 82 субъектах Российской Федерации. Всего на Портале размещено более 40 тыс. правовых актов этого уровня.
В конце 2014 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2769-р была утверждена Концепция региональной информатизации [8]. В соответствии с ней на Портале предполагается размещать официальное электронное опубликование муниципальных правовых актов. Стоит отметить еще одно знаменательное событие - это решение проблем официального опубликования федеральных органов исполнительной власти. Был принят Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2014 № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [9]. В связи с тем, что печатные средства массовой информации не справлялись с опубликованием ведомственных правовых актов в полной мере. Таким образом, с 1 января 2016 г. вступает в силу п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2014 № 668, касающейся размещения (опубликования) на Портале нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые признаны Минюстом России не нуждающимся у государственной регистрации.
В Минюсте России существует портал «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, который обеспечивает доступ к сведениям о нормативных правовых актах:
> Федерального законодательства;
> Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
> Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
> Фонда международных документов и соглашений;
> Реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований;
> Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Портал обеспечивает формирование и ведение Единого информационного пространства нормативных правовых актов в Российской Федерации. Информационное пространство Минюста России создается на основе интеграции этих документов.
При рассмотрении информационных систем правовой информации органов законодательной власти следует обратить внимание на систему правовой информации Федерального Собрания РФ.
Информационно-правовая система Федерального Собрания Российской Федерации предназначена для организации доступа пользователей к следующим действующим документам: Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, в том числе Кодексы. Она является составной частью сайта Совета Федерации Федерального Собрания (http://www.council.gov.ru/fedzak/index.html).
Правовая база Государственной Думы представлена на сайте (www.duma.gov.ru ) и включает следующие компоненты:
> информационно-правовая система «Нормативно-правовые акты Федерального собрания Российской Федерации»;
> автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).
В основе информационного обеспечения Федерального Собрания лежит информационно-коммуникационная система (ИКС), созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. № 159 «О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания» [10]. Правовая информационно-справочная система «Федеральные законы» размещена в разделе Федеральные законы (www.council.gov.ru) на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В рамках выполнения ФЦП [11] предусмотрено развитие Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
В этой отрасли работают много негосударственных справочных правовых систем, которые распространяют правовую информацию. Например, система Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, Экспертная юридическая система «^ехрго», Система «Юрист» и т.д.
Главные требования пользователей к справочным правовым системам известны и понятны. Во-первых, это полнота информации: в справочных правовых системах люди хотят найти все све-
дения, которые им могут пригодиться. Во-вторых, оперативность: если нормативный акт уже принят (допустим вчера или даже сегодня), его необходимо сразу включить в базу и предоставить к нему доступ. В-третьих, пользователи надеются на точность представленной в системе правовой информации, т.е. опечатки, ошибки, касающиеся внесения изменений в текст документа, определения сроков введения его в действие и т.п., с точки зрения потребителей, абсолютны недопустимы. В-четвертых, пользователям нужна определенная правовая поддержка в их работе с документами, поэтому очень востребованы комментарии к законодательству, которые позволяют понять суть нормативных актов, написанных порой довольно затейливым юридическим языком и т.д. Всем этим и многим требованиям справочные правовые системы в настоящий момент полностью отвечают.
Ключевой проблемой функционирования негосударственных информационно правовых систем является отсутствие их официального статуса правовой системы, и отсутствие официального статуса правовых документов, используемых в ней [12].
Делает ли ненужными бумажные источники, когда есть информационные правовые системы?
Официальные бумажные источники необходимы. Объективно далеко не все граждане в настоящее время имеют доступ к ПК и соответствующий опыт работы. Если сегодня ограничиться официальным опубликованием документов только в электронном виде, то права и возможности существенной части граждан будут ущемлены. Практика показывает, что многие граждане, пользователи предпочитают распечатывать на бумаге найденные в СПС документы для дальнейшей работы.
В.Б. Исаков [13] предложил отдельный федеральный закон «О системе официального электронного опубликования», который закрепит структуру системы ОЭО, права и обязанности ее участников, четко определит функционал и пределы их ответственности. Принятие данного Федерального закона, создаст необходимую правовую базу для развития ОЭО на федеральном, региональном и муниципальном уровне, что мы сейчас и наблюдаем, что с 1 сентября 2014 г. законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации публикуются на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) на основании Указа Президента РФ от 2 апреля 2014 г. № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» [14].
В обозримом будущем можно обсуждать перспективы электронного официального опублико-
вания только как дополнения к существующему способу - опубликование актов на бумажных носителях. Конечно, бумажными источниками стоит пользоваться. Юриспруденция ведь очень сложна, и информационные правовые системы не могут ответить на все вопросы. Конечно, они помогают юристам в решении конкретных задач, более того, они способствуют формированию единого правового пространства в Российской Федерации, уравнивая право всех граждан на получение информации, но оптимальным обеспечением потребности общества и государства в доступе к текстам нормативных правовых актов в современных условиях является электронная форма распространения правовой информации, а электронное опубликование, как часть этой деятельности, является наиболее перспективным способом решения проблемы доступа к правовой информации [15].
За последние время были приняты законодательные акты, которые раскрывают доступ к правовой информации:
> Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [16].
> Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» [17].
> Федеральных закон: от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [18].
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Правительству Российской Федерации поручено до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети «Интернет» к открытым данным, содержащимся в информационных системах государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации [19].
Исходя из нормативных правовых актов, можно утверждать, что преимуществ больше, чем недостатков, когда раскрывается информация органами государственной власти. Во-первых, когда правовая информация раскрывается, серьезно сокращается возможность принятия коррупционных решений, что делает нашу законодательную, исполнительную и судебную власть более прозрачной на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [20]. Во-вторых, миллионы нормативных правовых актов, судебных решений, очень помогают практикующим юристам и спорящим сторонам выбрать верную правовую тактику. Поэтому, с моей точки
зрения, процедура раскрытия правовой информации сейчас дает положительный эффект.
Конечно, есть и недостатки. Интернетом пользуются почти все, и многие именно там ищут решение своих правовых вопросов, при этом часто не задумываясь о том, что интернет-ресурсы не всегда содержат точную и достоверную информацию. Давая гражданам правовые советы или размещая нормативные акты, руководители многих сайтов не заботятся о том, чтобы поддерживать ресурс в актуальном состоянии, не указывают, по состоянию на какую дату приведен текст, был ли он в впоследствии изменен. Между тем это очень важный момент: поправки, как я отмечал, вносятся постоянно, регулирование меняется, и если правоотношения возникают сегодня, нужно руководствоваться текстом в последней редакции, а если решается вопрос месячной или полугодовой давности, следует взять нормативный акт в редакции, действовавшей именно в тот период. При всем его удобстве интернет не дает потребителю достаточной информации о том, как применять конкретный нормативный акт.
В официальных источниках публикуются лишь правовые акты о внесении изменений и дополнений. Измененный и дополненный правовой акт в актуальной редакции не публикуется, информация об утрате силы или отмене правового акта в базовый текст также не вносится [21].
В целом интернет-технологии - это безусловное благо, но он несет в себе и серьезные опасности, сравнимые с опасностями лечения себя или своих детей на основе абстрактных интернет-рекомендаций. Граждане должны как минимум понимать эти риски.
Информационно правовые системы со своей стороны, заботясь об удобстве граждан, предоставляет им интернет-доступ к довольно значительным информационным массивам. Я призываю тех, кто принципиально предпочитает пользоваться именно бесплатными ресурсами, стараться работать с сайтами компанией, профессионально занимающихся правовой информацией и гарантирующих ее точность и актуальность.
Сегодня от специалиста требуется не столько обладание конкретными специальными знаниями, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться и самосовершенствоваться, искать и использовать недостающие знания и другие ресурсы. Стратегическая линия любого высшего образования состоит в том, чтобы всесто-ронее развить личность студента, помочь ему познать себя, использовать свою индивидуальность
в целях личного роста. Использование интернет-ресурсов, мобильных приложений позволит обеспечить массовую компьютерную грамотность и сформирует новую информационную культуру мышления, что в свою очередь приведет к повышению уровня информационно-правовой культуры. Это позволит перейти от устаревших технологий к технологиям, ориентированным на персональные компьютеры, графические рабочие станции, справочные правовые системы. Таким образом обучение по справочным правовым системам станет более эффективным, увлекательным для студентов.
Государственные образовательные стандарты нового поколения, по которым будут учится студенты в ближайшие несколько лет, уделяют большое внимание вопросам доступа к актуальной информации, тематическим медиаресурсам, печатным и электронным ресурсам учебного и научного характера.
В Приказе Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» [22] сказано, что выпускник должен обладать следующими компетенциями: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе и т.д.
Из этого следует, что специалист, не владеющий информационными технологиями не сможет профессионально развиваться, а также находить, классифицировать и делать анализ правовой информации, а затем также быстро использовать ее в своей работе. Поскольку получаемая информация потом может использоваться в суде при отстаивании позиции по конкретному делу.
Внедрение современных технологий даёт реальную возможность гражданам своевременно получать информацию о деятельности государства, о событиях, происходящих в обществе.
К сожалению, некоторые некомпетентные публикации некоторых популяризаторов и отсутствие информации об информационных правовых системах создали превратное представление о сложности использования информационных правовых системах в реальных практических задач. У большинства граждан сложилось мнение об ин-
формационных правовых системах, как о системе, доступной только избранным, имеющим основательную юридическую подготовку. И лишь тот, кто занимался с современными правовыми системами, дружественными по отношению к пользователю, знает, что это совсем не так.
Поэтому нужно информировать о них, чтобы наши граждане могли защитить себя в любую минуту. Правда, мало, кто знает, из рядовых граждан, не специалистов, что есть такие информационные правовые системы. Раньше юристами создавались энциклопедии по праву в печатном виде, они плохо были составлены, а базы данных преуспели в этом деле. Зачем далеко ходить: в течение долгого времени у нас не был сформирован понятийный аппарат, никто не мог дать ответа на вопрос: Что такое информационная система, база данных, как будет осуществляться доступ к правовой информации в электронном виде, через какие каналы связей и т.д.?
Безусловно, надо учить граждан использовать информационные технологии, надо вовлекать и приобщать их в этот процесс. Повышение правовой культуры населения является одной из самых сложных проблем проводимой в Российской Федерации социально-экономической реформы. Без этого трудно говорить о стабилизации социально-экономической и политико-правовой ситуации в государстве, а также устойчивости духовно-нравственных компонентов, сохранения и развития той самой нормативной ипостаси нравственности - этики, а также обычаев и традиций. Без правовой культуры, а также развивающих и дополняющих её информационной, финансовой, экологической и общей культуры личности в государстве и обществе вряд ли будет достигнута цель реформы - создание устойчивой экономики, правового государства и информационного общества в общепринятом их понимании.
В следующем десятилетии, считает автор, будут внесены существенные изменения в правовое регулирование информационных правовых систем, ответственных за размещение (опубликование) правовой информации. В настоящее время западноевропейские информационные правовые системы активно используют облачные технологии для обеспечения населения правовой и регулярно обновляемой информацией о текущей деятельности органов государственной власти. Но не только технологические изменения, но и международная интеграция повлияет на деятельность информационных правовых систем. Поскольку органы государственной власти разных стран продолжают решать проблему доступности информации, то они столкнутся с конфликтом между государствами, профессиональным сообществом и неправитель-
ственными организациями, защищающий свободный доступ к правовой информации, а с другой стороны - есть организации, должностные лица, считающие информацию, с которой они работают, конфиденциальной, и, таким образом, не следует предоставлять правовую информацию другим организациям, гражданам. Проблемы информационной безопасности, конфиденциальности и персональной информации все еще сохраняются при обсуждении вопросов: какую и сколько правовой информации можно сделать доступной.
Развитие информационных правовых систем в России неизбежно должно привести к тому, что они станут естественной частью жизни граждан, и тогда мы сможем говорить об электронном государстве.
На основании вышеизложенного предлагаю следующие рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере информационных правовых систем:
1) Сформировать подходы к определению общих границ системы нормативного регулирования по созданию и функционированию информационных правовых систем;
2) Достаточно большая область применения норм информационного права в разных международных и зарубежных актах по соответствующим вопросам: использование электронного документооборота, формирование информационных ресурсов, обеспечение защиты информации и т.д. В этой связи необходимо конкретизировать все эти вопросы на создание и развитие государственной системы правовой информации;
3) Не менее существенным фактором в пользу учета международных информационных актов является внимание к субъектному составу участников этих актов. В связи с использованием справоч-но-правовых систем гражданами, юридическими лицами, у которых появляются дополнительные права, обязанности и ответственность;
4) В России необходимо развивать открытый для всеобщего доступа Единый федеральный регистр правовых актов, разработанный Научным центром правовой информации при Минюсте РФ. В ближайшем будущем можно на взаимной основе обеспечить доступ к аналогичным правовым регистрам других государств и международных организаций через Единый федеральный регистр правовых актов, который занимался бы сбором, обработкой и распространением документов;
5) Необходимо развивать сотрудничество с зарубежными информационно-правовыми системами, такими как LexisNexis, Westlaw (США), Juris, Lexinform, система Бундестага (Германия) и т.д;
6) Необходимо создать единую систему по обмену международной правовой информации, ко-
торая бы оказывала правовую поддержку международным организациям в данной области.
В силу многих причин для нашей страны массовое использование информационных правовых
систем является делом новым, требующим определенных усилий практически от каждого. Однако методическое и информационное обеспечение значительно отстает от выдвигаемых сегодня требований.
Рецензент: кандидат юридических наук Атагимова Э. И.
Литература
1. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами. 2000.
2. Распоряжение Правительства от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.).
3. Полякова Т.А. Систематизация законодательства - важная составляющая формирования единого информационно-правового пространства // Сборник ИГП РАН. 2014. С. 44.
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168).
6. Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Юридические записки. № 1. 2013.
7. Федеральный закон от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2769-р «Концепция региональной информатизации».
9. Указ Президента РФ от 14 октября 2014 г. № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
10. Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. № 159 «О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания».
11. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».
12. Шельменков В.Н. Правовое обеспечение функционирования информационно-справочных систем в Российской Федерации. // Мониторинг правоприменения. 2012. № 3. С. 52-56.
13. Официальное электронное опубликование: История, подходы, перспективы / Под ред. проф. В.И. Исакова. М.: Формула права, 2012. 320 с.
14. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)».
15. Смышляев С.М. Электронное опубликование нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 19-22 октября 2010 г. СПб., 2010. С. 54-58.
16. Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
17. Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации».
18. Федеральных закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
19. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
20. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
21. Макаренко Т.Н. Информатизация общества: Электронное опубликование // Правовая информатика. 2013. № 4. С. 21—27.
22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)».
The role of legal information systems in an information society
Valentin Shel'menkov, Ph.D. student at the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Senior Lecturer at the Department of Theory and History of Law of the National Research University "Higher School of Economics", Russian Federation, Moscow.
Abstract. A massive introduction of computers and information technology into all spheres of human activity qualitatively transformed life and social consciousness. Today, a man involved in social production can hardly imagine himself without legal information systems and technologies, the Internet and mobile phones, products of the modern information age. In the opinion of many experts, almost everyone in our country will come across legal information systems. In order to introduce information legal systems on a massive scale and in a short time, a high legal culture and legal awareness of citizens are needed. This article is addressed to a most wide range of specialists, citizens and organisations, it contains information sufficient to comprehend and evaluate the potential and prospects for using information legal systems.
Keywords: legal information, legal information system, database, information society, legal culture, official electronic publication, legal informing.
1. Godin V.V., Korneev I.K. Upravlenie informatsionnymi resursami, 2000.
2. Rasporiazhenie Pravitel'stva ot 20.10.2010 No. 1815-r "O gosudarstvennoi programme RF "Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gg.)".
3. Poliakova T.A. Sistematizatsiia zakonodatel'stva - vazhnaia sostavliaiushchaia formirovaniia edinogo informatsionno-pravovogo prostranstva, Sbornik IGP RAN, 2014, p. 44.
4. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabria 1993 g.).
5. Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere razvitiia pravovoi gramotnosti i pravosoznaniia grazhdan (utv. Prezidentom RF 28 aprelia 2011 g. Pr-1168).
6. Minina A.A. Pravovoe informirovanie naseleniia kak uslovie povysheniia effektivnosti deiatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniia, Iuridicheskie zapiski, No. 1, 2013.
7. Federal'nyi zakon ot 21 oktiabria 2011 g. No. 289-FZ "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O poriadke opublikovaniia i vstupleniia v silu federal'nykh konstitutsionnykh zakonov, federal'nykh zakonov, aktov palat Federal'nogo Sobraniia".
8. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2014 g. No. 2769-r "Kontseptsiia regional'noi informatizatsii".
9. Ukaz Prezidenta RF ot 14 oktiabria 2014 g. No. 668 "O sovershenstvovanii poriadka opublikovaniia normativnykh pravovykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti".
10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 17 fevralia 1995 g. No. 159 "O sozdanii informatsionno-kommunikatsionnoi sistemy Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniia".
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabria 2012 g. No. 1406 "O federal'noi tselevoi programme "Razvitie sudebnoi sistemy Rossii na 2013-2020 gody".
12. Shel'menkov V.N. Pravovoe obespechenie funktsionirovaniia informatsionno-spravochnykh sistem v Rossiiskoi Federatsii, Monitoring pravoprimeneniia, 2012, No. 3, pp. 52-56.
13. Ofitsial'noe elektronnoe opublikovanie: Istoriia, podkhody, perspektivy, pod red. prof. V.I. Isakova, Moskva,Formula prava, 2012, 320
14. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 2 aprelia 2014 g. No. 198 "O poriadke opublikovaniia zakonov i inykh pravovykh aktov sub'ektov Rossiiskoi Federatsii na "Ofitsial'nom internet-portale pravovoi informatsii" (www.pravo.gov.ru)".
15. Smyshliaev S.M. Elektronnoe opublikovanie normativnykh pravovykh aktov sub'ektov Rossiiskoi Federatsii, Internet i sovremennoe obshchestvo: Trudy XIII Vserossiiskoi ob'edinennoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 19-22 oktiabria 2010 g., SPb., 2010, pp. 54-58.
16. Federal'nyi zakon ot 09.02.2009 g. No. 8-FZ "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deiatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniia".
17. Federal'nyi zakon ot 22.12.2008 g. No. 262-FZ "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deiatel'nosti sudov Rossiiskoi Federatsii".
18. Federal'nykh zakon ot 2 maia 2006 g. No. 59-FZ "O poriadke rassmotreniia obrashchenii grazhdan Rossiiskoi Federatsii".
19. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2012 g. No. 601 "Ob osnovnykh napravleniiakh sovershenstvovaniia sistemy gosudarstvennogo upravleniia".
20. Federal'nyi zakon ot 25 dekabria 2008 g. No. 273-FZ "O protivodeistvii korruptsii".
21. Makarenko T.N. Informatizatsiia obshchestva: Elektronnoe opublikovanie, Pravovaia informatika, 2013, No. 4, pp. 21-27.
22. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 4 maia 2010 g. No. 464 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 030900 Iurisprudentsiia (kvalifikatsiia (stepen') "bakalavr")".
References
pp.