Научная статья на тему 'Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности реадмиссии по ускоренной процедуре'

Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности реадмиссии по ускоренной процедуре Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАДМИССИЯ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ПОГРАНИЧНЫЙ ОРГАН / ПРИГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / READMISSION ON ACCELERATED PROCEDURE / FOREIGNER / STATELESS PERSON / FRONTIER AUTHORITY / BORDER TERRITORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паукова Юлия Викторовна

В статье рассмотрены некоторые вопросы осуществления пограничными органами реадмиссии по ускоренной процедуре, осуществляемой в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, задержанных на приграничной территории. На предмет возможности применения к лицам мер, влекущих их принудительное перемещение, проанализированы международные правовые акты и российское законодательство по вопросам осуществления реадмиссии по ускоренной процедуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паукова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the Readmission on Accelerated Procedure Exercised by Frontier Authorities of the Federal Security Service

In the present article the author examines some points of implementation of the accelerated readmission procedure relative to the foreign citizens and stateless persons detained on the border territory. The author analyzed the international legal acts in order to determine if it is possible to use the measures involving the forced transfer of these persons. It was concluded that the frontier authorities can transfer foreign citizens within the accelerated procedure of international readmission agreement. A special attention is paid to the necessity of taking into consideration of their family status. At the same time, the author notes that the person is obliged to respect the Russian legislation. It is emphasized that the foreign citizens preserve their right to appeal the accelerated readmission procedure decision in the frontier authority (including superior authority) and in the court. The author of the article names the coercive administrative measures which are similar to the accelerated readmission procedure and which are implemented by frontier authorities relative to foreign citizens and stateless persons. Such as the administrative expulsion outward the Russian Federation in case of breaking administrative legislation on State border, the expulsion of trespassers of Russian State border, the transfer on accelerated procedure of foreign citizens according to international agreements on readmission and the transfer of foreign citizens according to international agreements of Russian Federation in terms of frontier authorities cooperation of neighboring countries. The author examined the main differences of the accelerated readmission procedure from the ordinary readmission. A special attention is paid to the fact that the accelerated readmission procedure is implemented by the frontier authorities at the local level, in difference from the ordinary readmission which is implemented by the Federal Migration Service. It is noted that the accelerated readmission procedure agreements are concluded with most countries having already agreements of frontier authorities’ cooperation. So, the accelerated readmission procedure is implemented, as a rule, by such frontier authorities and international readmission agreements contain direct indications of it. The Russian legislation in terms of implementation of accelerated readmission procedure is examined in the present article. Accelerated readmission procedure enlarges the cooperation between the frontier authorities of neighboring countries. At the same time, the implementation experience is necessary to reveal, in its turn, the problem points.

Текст научной работы на тему «Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности реадмиссии по ускоренной процедуре»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ

Политика — экономика — право

УДК 341.1/8

Паукова Ю.В.

Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности реадмиссии по ускоренной процедуре

Паукова Юлия Викторовна, кандидат юридических наук, заместитель начальника Управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы

E-mail: ypaukova@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые вопросы осуществления пограничными органами реадмиссии по ускоренной процедуре, осуществляемой в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, задержанных на приграничной территории. На предмет возможности применения к лицам мер, влекущих их принудительное перемещение, проанализированы международные правовые акты и российское законодательство по вопросам осуществления реадмиссии по ускоренной процедуре.

Ключевые слова: реадмиссия по ускоренной процедуре, иностранный гражданин, лицо без гражданства, пограничный орган, приграничная территория.

Соглашения о реадмиссии способствуют оперативному возвращению иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане), незаконно находящихся на территории России, в государства гражданства, пребывания, проживания или государства, с территории которых такие лица незаконно прибыли.

Некоторыми международными договорами о реадмиссии, заключенными Российской Федерацией, закреплена возможность передачи иностранных граждан, задержанных в пределах приграничного района, иностранному государству по ускоренной процедуре. При этом, как правило, приграничный район означает территорию протяженностью до 30 километров в обе стороны от общей сухопутной границы между договаривающимися государствами, куда иногда также включают территории морских портов (включая таможенные зоны) и международных аэропортов ^м., напр., [Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии... 2007; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии...2012]).

Принимая во внимание положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пограничные органы осуществляют реадмиссию по ускоренной процедуре только в случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории (см. п. 1.1 ст. 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [СЗ РФ 2002, № 30, ст. 3032]).

Реадмиссия по ускоренной процедуре влечет, также как и другие аналогичные виды административного принуждения, принудительное перемещение через Государственную границу Российской Федерации (далее — Государственная граница). В этой связи рассмотрим регулирование международными правовыми актами вопроса применения к лицам мер, влекущих их принудительное перемещение.

Прежде всего, необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации исключена возможность удаления граждан Российской Федерации с территории государства (ч. 1 ст. 61 Конституции Российской Федерации). Лица, имеющие двойное гражданство в соответствии с международным договором Российской Федерации1, а также гражданство России и

1 См., например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) [СЗ РФ 2005, № 7, ст. 495].

другого (или других) государства, рассматриваются Россией в качестве своих граждан и не могут быть высланы с территории РФ. В соответствии с российским законодательством возможно перемещение за пределы Российской Федерации ино-

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

странных граждан, что не противоречит международно-правовым принципам и нормам, являющимся, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международными правовыми актами закреплено право человека на выезд из любой страны и возвращение в свое собственное государство. Так, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну», а согласно п. 4 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою

собственную страну»2.

2 Также, согласно п. 2 ст. 3 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Первый протокол к ней

(Страсбург, 16 сентября 1963 г.), «никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является» [СЗ РФ 2001, № 2, ст. 1вЗ].

Пункт 1 ст. 12 данного Международного пакта закрепляет право каждого на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Однако такими правами обладают только лица, законно находящиеся на территории государства.

Международные правовые акты закрепляют за государством возможность законодательно ограничить право лица на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других людей3. Исключение составляет невозможность

3 См., например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщую декларацию прав человека, Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

удаления иностранного гражданина, признанного беженцем или вынужденным переселенцем либо ходатайствующего о признании таковым [Конвенция о статусе беженцев... 199З; О беженцах 1997].

Нормы ст. 1 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [СЗ РФ 1998, № З1, ст. З8З5] устанавливают, что иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какого-либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом, и должен иметь возможность представить аргументы против его высылки, требовать пересмотра своего дела, и для этих целей быть представленным перед компетентным органом или перед одним или несколькими лицами, назначенными таким органом4.

4 Под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [СЗ РФ 2002, № ЗО, ст. З0З2])

Кроме того, ст. В данной Конвенции закрепляется право каждого на уважение его личной и семейной жизни, согласно которой не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Пунктом 4 ст. 9 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 19В9 г. [Сборник международных договоров СССР 199З, с. 242— 257] допускает возможность разлучения ребенка с родителями вследствие решения, принятого государством — участником Конвенции, например при высылке или депортации. Конвенцией предусмотрено предоставление государством родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе, необходимой информации в отношении местонахождения отсутствующего члена (членов) семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка.

Европейский суд по правам человека в п. 49 своего постановления от 6 декабря 2007 г. «Дело "Лю и Лю (Liu and Liu) против Российской Федерации"» отметил, что Конвенция «не гарантирует как такового права иностранца въезжать в страну или проживать в ней. Согласно установившемуся международно-правовому законодательству и своим договорным обязательствам государство имеет право контролировать въезд иностранных граждан на свою территорию... Если речь идет об иммиграции, нельзя считать, что ст. В Конвенции накладывает на государство общее обязательство уважать решение женатых пар на выбор места совместного проживания и санкционировать воссоединение членов семьи на своей территории» [Бюллетень Европейского суда по правам человека... 2008, с. 104—120].

Из анализа приведенных положений следует, что нормы международного права и Конституции Российской Федерации признают допустимым и обоснованным право государства ограничивать некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных граждан, если это необходимо в интересах общественного порядка, здоровья населения или обусловлено соображениями национальной безопасности государства.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ по УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

законом или международным договором Российской Федерации. Отметим, что на Руси право иностранных граждан на передвижение было ограничено, и лишь Манифестом Петра I от 16 апреля 1702 г. «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» был разрешен свободный въезд иностранных граждан в Россию [Паукова 2010].

Верховный Суд Российской Федерации в одном из своих Обзоров отметил, что согласно международно-правовым предписаниям каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться ограничениям, установленным законом, необходимым для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимым с другими правами, признанными нормами международного права [Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации... 2008].

На основании изложенного, пограничными органами при принятии решений о передаче иностранных граждан по ускоренной процедуре в соответствии с международным договором о реадмиссии необходимо учитывать их семейное положение, при этом лицо не освобождается от обязанности по соблюдению российского законодательства.

Необходимо отметить, что за иностранным гражданином сохраняется право на обжалование вынесенного в отношении него решения о реадмиссии по ускоренной процедуре как в пограничный орган, в том числе вышестоящий, так и в суд (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [СЗ РФ 2006, № 19, ст. 2060]; Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [РГ 1993, 12 мая]; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [СЗ 2002, № 46, ст. 4532]).

Проанализировав российское законодательство можно выделить следующие виды удаления иностранных граждан с территории Российской Федерации: административное выдворение за пределы Российской Федерации (далее — административное выдворение), депортацию, выдворение нарушителей Государственной границы, осуществляемое в соответствии с частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», передачу иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимодействие пограничных представителей, пограничных уполномоченных или пограничных комиссаров (далее — пограничных представителей) сопредельных государств, и международных договоров Российской Федерации о приеме, передаче или возврату лиц — реадмиссии (см. подробнее [Паукова 2012]).

Пограничные органы согласно российскому законодательству осуществляют административное выдворение в случае нарушения законодательства о Государственной границе, выдворение нарушителей Государственной границы, передачу иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии по ускоренной процедуре и передачу иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимодействие пограничных представителей сопредельных государств.

Удаление иностранных граждан из Российской Федерации пограничными органами может осуществляться как при наличии межгосударственного взаимодействия, так и в отсутствие такого взаимодействия, например, в случае осуществления административного выдворения. Также удаление иностранных граждан может осуществляться в государство, являющееся страной их гражданской принадлежности, а также в государство, с территории которого они незаконно прибыли.

Реадмиссия по ускоренной процедуре характеризуется сокращенными сроками направления, рассмотрения и ответа на ходатайства о реадмиссии, передачи и приема лиц, в отношении которых получен положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, направленное в порядке ускоренной процедуры. При этом реадмиссия по ускоренной процедуре предусматривает сокращенный, по сравнению с обычной процедурой, срок направления, рассмотрения ходатайства о реадмиссии, передачи и приема лиц.

В отличие от обычной процедуры реадмиссии, осуществляемой Федеральной миграционной службой, реадмиссия по ускоренной процедуре осуществляется пограничными органами на местах. При этом с большинством государств, с которыми заключены соглашения о реадмиссии, предусматривающие ускоренную процедуру (см. [Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии 2007; Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша... 2012; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия... 2009; Исполнительный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия... 2012]), ранее заключены соглашения, предусматривающие взаимодействие пограничных представителей (см., напр.: [Договор между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о режиме советско-норвежской границы... 1957]).

Учитывая налаженное между соответствующими пограничными представителями взаимодействие, международные договоры о реадмиссии, содержащие положения о реадмиссии по ускоренной процедуре, осуществляются такими представителями, о чем имеется соответствующее указание в документе [Исполнительный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия... 2012].

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4029] закреплено, что в случаях, предусмотренных соответствующим меж-

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ по УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

дународным договором о реадмиссии, иностранный гражданин въезжает в Россию на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре и проездного документа для целей реадмиссии. Учитывая положения соглашений о реадмиссии, такие проездные документы должны выдаваться (как правило, государственными органами того государства, которое принимает иностранца) гражданам третьих государств, не имеющим действительных для въезда в Россию документов, удостоверяющих личность.

Положения постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 715 «О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» [СЗ РФ 2012, № 30, ст. 4280] предусматривают помещение иностранных граждан, принятых Россией от иностранного государства в специальные учреждения ФМС России, предназначенные для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии. В этой связи такие лица должны передаваться пограничными органами ФСБ России территориальным органам ФМС России для помещения в названные учреждения. При этом пограничный орган передает соответствующему территориальному органу ФМС России решение о реадмиссии по ускоренной процедуре, а также имеющиеся в его распоряжении документы, касающиеся передаваемого иностранного гражданина. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации о реадмиссии, пограничный орган передает также проездной документ для целей реадмиссии с отметкой о пересечении Государственной границы.

При этом размещение иностранцев в специальных учреждениях на срок до 48 часов осуществляется на основании решения руководителя либо заместителя ФМС России, руководителя либо заместителя территориального органа ФМС России (см. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [СЗ РФ 2002, № 30, ст. 3032]). На более длительный срок лица помещаются на основании решения суда [Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002]. Документы, полученные от иностранного государства и оформленные пограничными органами, впоследствии лягут в основу решений о помещении лиц в специальные учреждения. В этой связи пограничным органам необходимо тщательно подходить к вопросу оформления документов, связанных с рассмотрением ходатайств о реадмиссии по ускоренной процедуре и приему иностранных граждан.

Несмотря на наличие положений о реадмиссии по ускоренной процедуре в действующих соглашениях, отсутствует информация о применении данной процедуры российскими пограничными органами.

Вместе с тем, Европейская Комиссия в своем Коммюнике Европейскому Парламенту и Совету ЕС отмечает, что применение странами — членами ЕС ускоренных процедур крайне невелико. Все страны — члены ЕС в общей сложности направили 31 ходатайство о реадмиссии по ускоренной процедуре в рамках всех соглашений о реадмиссии Евросоюза, не считая Сербии с 249 ходатайствами по ускоренной процедуре в 2008 г. (число которых в 2009 г. сократилось до 1) и Черногории с 88 ходатайствами (в 2009 г. их число сократилось до 3) [Communication from the Commission to the European Parliament and the Council...2011, c. 5].

Учитывая, что предполагается осуществление реадмиссии по ускоренной процедуре пограничными представителями, взаимодействующими друг с другом в течение длительного времени (в том числе в части приема-передачи лиц) осуществление реадмиссии по ускоренной реадмиссии не является чем-то принципиально новым. Кроме того, рядом соглашений о реадмиссии предусмотрена возможность возвращения лица на основании иных формальных или неформальных договоренностей. В этой связи возможна передача людей на основании иных действующих соглашениях, которая, однако, влечет конкуренцию норм.

Реадмиссии по ускоренной процедуре расширяет спектр сотрудничества между пограничными органами сопредельных государств. Вместе с тем, требуется наработка практики реализации, которая, в свою очередь, выявит проблемные вопросы.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Communication from the Commission to the European Parliament and the Council, Evaluation of EU Readmission Agreements. Brussels, 23.2.2011, COM (2011) 76 final. URL: http://ec.europa.eu/dgs/homeaffairs/news/intro/docs/comm_pdf_com_2011_0076_f_en_communication.pdf

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // 2.

РГ. 1995. 5 апр.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 3.

ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Сборник 4.

международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 242—

257.

Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // 5.

Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6—28.

Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных 6.

свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Первый протокол к ней (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163. Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных 7.

свобод от 22 ноября 1984 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3835.

Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka ot 10 dekabrya 194В g. RG. 1995. 5 apr.

Konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod (Rim, 4 noyabrya 1950 g.). In: SZ RF. 2001.N 2. St. 163. Konventsiya o pravakh rebenka ot 20 noyabrya 19В9 g. In: Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. 1993. Vyp. XLVI. Moskva. Pp. 242—257.

Konventsiya o statuse bezhentsev (Zheneva, 2В iyulya 1951 g.). In: Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 1993. N 9. Pp. 6-2В. Protokol № 4 k Konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ob obespechenii nekotorykh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v Konventsiyu i Pervyi protokol k nei (Strasburg, 16 sentyabrya 1963 g.). In: SZ RF. 2001. N 2. St. 163. Protokol Т 7 k Konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ot 22 noyabrya 19В4 g. In: SZ RF. 199В. N 31. St. 3В35.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Special Issue 'Space, Time, and Boundaries'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Spezialausgabe 'Der Raum und die Zeit der Grenzen'

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.

10. Договор между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о режиме советско-норвежской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIV. М., 1957. С. 82—111.

11. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии (Сочи, 25 мая 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2007. № 8. С. 42—61.

12. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Брюссель, 24 июня 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 8. С. 3—74.

13. Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 года (Москва, 9 июля 2009 г.) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 2. С. 46—50.

14. Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 г. Доступ из справочной правовой базы «Гарант», 2012.

15. Дело «Лю и Лю (Liu and Liu) против Российской Федерации»: постановление Европейского суда по правам человека от 6 декабря 2007 г. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2008. № 8. С. 104—120.

16. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 2009. 21 янв.

17. О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии : Федеральный закон от 03.03.2007 № 26-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 2693.

18. О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны: Федеральный закон от

25.11.1996 № 135-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.

19. Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 г. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2012.

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о реадмиссии (Москва, 8 июня 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2009. № 4. С. 60—77.

21. Исполнительный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о реадмиссии от 8 июня 2007 г. (Москва, 2 марта 2012 г.). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2012.

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии и Исполнительный протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии (Москва, 22 октября 2012 г.). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2012.

23. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

В. Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh ot 16 dekabrya 1966 g. VVS SSSR. 1966. N 17. St. 291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Tadzhikistan ob uregulirovanii voprosov dvoinogo grazhdanstva ot 7 sentyabrya 1995 g. In: SZ RF. 2005. № 7. St. 495.

10. Dogovor mezhdu Pravitel'stvom SSSR i Korolevskim

Norvezhskim Pravitel'stvom o rezhime sovetsko-norvezhskoi granitsy i o poryadke uregulirovaniya pogranichnykh konfliktov i intsidentov. In: Sbornik deistvuyushchikh dogovorov,

soglashenii i konventsii, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XIV.-Moskva, 1957. Pp. В2—111.

11. Soglashenie mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Evropeiskim soobshchestvom o readmissii (Sochi, 25 maya 2006 g.). Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2007. N В. Pp. 42—61.

12. Soglashenie o partnerstve i sotrudnichestve, uchrezhdayushchee partnerstvo mezhdu Rossiiskoi Federatsiei, s odnoi storony, i Evropeiskimi soobshchestvami i ikh gosudarstvami-chlenami, s drugoi storony (Bryussel', 24 iyunya 1994 g.). Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 199В. N В. Pp. 3—74

13. Ispolnitel'nyi protokol mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi

Federatsii i Pravitel'stvom Latviiskoi Respubliki o poryadke realizatsii Soglasheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i

Evropeiskim soobshchestvom o readmissii ot 25 maya 2006 goda (Moskva, 9 iyulya 2009 g.). Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2010. N 2. Pp. 46—50.

14. Ispolnitel'nyi protokol mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi

Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Pol'sha o poryadke realizatsii Soglasheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i

Evropeiskim soobshchestvom o readmissii ot 25 maya 2006 g. Dostup iz spravochnoi pravovoi bazy «Garant». 2012.

15. Delo «Lyu i Lyu (Liu and Liu) protiv Rossiiskoi Federatsii»: postanovlenie Evropeiskogo suda po pravam cheloveka ot 6 dekabrya 2007 g.. Byulleten' Evropeiskogo suda po pravam cheloveka. Rossiiskoe izdanie. 200В. N В. Pp. 104—120.

16. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii, prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993. RG. 2009. 21 yanv.

17. O ratifikatsii Soglasheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Evropeiskim soobshchestvom o readmissii : Federal'nyi zakon ot 03.03.2007 N 26-FZ. In: SZ RF. 2007. N 23. St. 2693.

1В. O ratifikatsii Soglasheniya o partnerstve i sotrudnichestve, uchrezhdayushchego partnerstvo mezhdu Rossiiskoi Federatsiei, s odnoi storony, i Evropeiskimi soobshchestvami i ikh gosudarstvami-chlenami, s drugoi storony: Federal'nyi zakon ot

25.11.1996 N 135-FZ. In: SZ RF. 199В. N 16. St. 1В02.

19. Ispolnitel'nyi protokol mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Pol'sha o poryadke realizatsii Soglasheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Evropeiskim soobshchestvom o readmissii ot 25 maya 2006 g. Dostup iz spravochnoi pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus», 2012.

20. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Korolevstva Norvegiya o readmissii ot В iyunya 2007 g. Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2009. N 4. Pp. 60—77.

21. Ispolnitel'nyi protokol k Soglasheniyu mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Korolevstva Norvegiya o readmissii ot 2 marta 2012 g. Dostup iz spravochnoi pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus». 2012.

22. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Kabinetom Ministrov Ukrainy o readmissii i Ispolnitel'nyi protokol o poryadke realizatsii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Kabinetom Ministrov Ukrainy o readmissii ot 22 oktyabrya 2012 g. Dostup iz spravochnoi pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus», 2012.

23. Grazhdanskii protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 14.11.2002 N ^В-FZ. In: SZ RF. 2002. N 46. St. 4532.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Special Issue 'Space, Time, and Boundaries'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Spezialausgabe 'Der Raum und die Zeit der Grenzen'

Паукова Ю.В. Об осуществлении пограничными органами Федеральной службы безопасности

РЕАДМИССИИ ПО УСКОРЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

25. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права

и свободы граждан: Закон Российской Федерации от

27.04.1993 № 4866-1 // РГ. 1993. 12 мая.

26. О Государственной границе Российской Федерации : Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 // РГ. 1993. 4 мая.

27. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 // РГ. 1997. 3 июня.

28. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

29. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

30. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // РГ. 2002. 31 июля.

31. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008 // БВС РФ. 2008. № 11.

32. Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 715 «О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4280.

33. Руководство по реадмиссии: для экспертов и специалистов-практиков: В 2 т. / Под ред. М. Манке. М. : Международ. орг. по миграции, 2009.

24. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonaru-sheniyakh: Federal'nyi zakon ot 30.12.2001 N 195-FZ. In: SZ RF. 2002. N 1 (Ch. 1). St. 1.

25. Ob obzhalovanii v sud deistvii i reshenii, narushayushchikh prava i svobody grazhdan: Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 27 aprelya 1993 g. N 4В66-1. RG. 1993. 12 maya.

26. O Gosudarstvennoi granitse Rossiiskoi Federatsii: Zakon RF ot

01.04.1993 N 4730-1. RG. 1993. 4 maya.

27. O bezhentsakh: Federal'nyi zakon ot 19.02.1993 N 452В-1. RG. 1997. 3 iyunya.

2В. O poryadke vyezda iz Rossiiskoi Federatsii i v"ezda v Rossiiskuyu Federatsiyu: Federal'nyi zakon ot 15.0В.1996 N 114-FZ. In: SZ RF. 1996. № 34. St. 4029.

29. O poryadke rassmotreniya obrashchenii grazhdan Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 02.05.2006 N 59-FZ. In: SZ RF. 2006. N 19. St. 2060.

30. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 25.07.2002 N 115-FZ. RG. 2002. 31 iyulya.

31. Obzor zakonodatel'stva i sudebnoi praktiki Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii za vtoroi kvartal 200В goda, utverzhdennyi postanovleniem Prezidiuma Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 17.09.200В. BVS RF. 200В. N 11.

32. Postanovleniya Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyulya 2012 g. N 715 «O poryadke vzaimodeistviya Federal'noi migratsionnoi sluzhby i Federal'noi sluzhby bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii pri realizatsii mezhdunarodnykh dogovorov Rossiiskoi Federatsii o readmissii». In: SZ RF. 2012. N 30. St. 42В0.

33. Rukovodstvo po readmissii: dlya ekspertov i spetsialistov-praktikov : V 2 t. Pod red. M. Manke. Mezhdunarod. org. po mi-gratsii, Moskva, 2009..

CONCERNING THE READMISSION ON ACCELERATED PROCEDURE EXERCISED BY FRONTIER AUTHORITIES OF THE FEDERAL SECURITY SERVICE

Yulia V. Paukova, PhD (Law), Deputy Head of Citizenship Department of the Federal Migration Service (Russian Federation)

E-mail: ypaukova@mail.ru

In the present article the author examines some points of implementation of the accelerated readmission procedure relative to the foreign citizens and stateless persons detained on the border territory.

The author analyzed the international legal acts in order to determine if it is possible to use the measures involving the forced transfer of these persons. It was concluded that the frontier authorities can transfer foreign citizens within the accelerated procedure of international readmission agreement. A special attention is paid to the necessity of taking into consideration of their family status. At the same time, the author notes that the person is obliged to respect the Russian legislation.

It is emphasized that the foreign citizens preserve their right to appeal the accelerated readmission procedure decision in the frontier authority (including superior authority) and in the court.

The author of the article names the coercive administrative measures which are similar to the accelerated readmission procedure and which are implemented by frontier authorities relative to foreign citizens and stateless persons. Such as the administrative expulsion outward the Russian Federation in case of breaking administrative legislation on State border, the expulsion of trespassers of Russian State border, the transfer on accelerated procedure of foreign citizens according to international agreements on readmission and the transfer of foreign citizens according to international agreements of Russian Federation in terms of frontier authorities cooperation of neighboring countries.

The author examined the main differences of the accelerated readmission procedure from the ordinary readmission. A special attention is paid to the fact that the accelerated readmission procedure is implemented by the frontier authorities at the local level, in difference from the ordinary readmission which is implemented by the Federal Migration Service.

It is noted that the accelerated readmission procedure agreements are concluded with most countries having already agreements of frontier authorities' cooperation. So, the accelerated readmission procedure is implemented, as a rule, by such frontier authorities and international readmission agreements contain direct indications of it. The Russian legislation in terms of implementation of accelerated readmission procedure is examined in the present article.

Accelerated readmission procedure enlarges the cooperation between the frontier authorities of neighboring countries. At the same time, the implementation experience is necessary to reveal, in its turn, the problem points.

Keywords: readmission on accelerated procedure, foreigner, stateless person, frontier authority, border territory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.