ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 300(1) Июль 2007
ИСТОРИЯ
УДК 39:323(574)
Р.С. Арын
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Рассматриваются связи между этносом и государством, место и формирование этносов.
Современных ученых, граждан любого государства живо интересуют вопросы, где и как формировались этносы; откуда пришли современные нации и народности; почему для многих народов численностью от 3 до
5 тыс. чел. их история оказалась напряженной и критической, более того, трагической; какова связь между этносом и государством; на каком уровне развития находятся титульные нации?
Концепции исследователей по существу этих вопросов не всегда совпадают. Так, В.И. Козлов в работе «Этнос, нация, национализм» рассматривает этнос как «родителя» государства, предлагает даже своеобразный термин, отражающий «связку» этноса и власти, - «эт-нопотестарная общность (эпо)». Он считает, что протогосударство во многом основывается на родоплеменных структурах и естественной внутриэтнической связи. Со временем оно превращает этничность в принудительную вертикальную организацию, преобразуя ее обычаи и традиции в естественную норму жизни в государстве, т.е. вначале обычную, а затем путем репрессивного принуждения в юридическую подчиненность. Он далее резюмирует, что любая страна является полиэтническим образованием, поскольку этнос и государство постепенно теряют свою племенную основу, оказываясь в разных системах социальных и территориальных координат [1].
Идеи В.И. Козлова получили поддержку в трудах Ю.В. Бромлея, который убедительно доказывает постоянство взаимодействий этносов и государств, т.е. когда государство выступает важным фактором этнических процессов с момента своего возникновения..., политическое господство той или иной этнической группы, в том числе установленное в результате завоеваний, в значительной мере предопределяло направленность этнических процессов при формировании многих народностей, и в то же время этнические моменты сами оказывают определенное воздействие на процесс образования государственной территории [2].
Исследователи этнополитических проблем Ю.П. Шабаев и А.П. Садохин утверждают, что в контексте многих научных трудов государство выпало из поля зрения ученых, «. в то время как во взаимосвязи этноса и государства, этничности и государственности есть принципиальные вопросы, ответы на которые позволяют определить, что собственно является сферой приоритетных политических интересов государственных институтов в их отношении с этническими сообществами» [3].
Формирующемуся этносу на различных этапах исторического развития, любой нации и народности присущи внутренние закономерности и определенные признаки: общность территории, языка, культуры, самосознания, этнического менталитета и единство уникальной самобытности, что предполагает целостность, состоящую из различных мировоззрений, идей, теорий, понятий, категорий и компонентов, находящихся во взаимных отношениях, взаимодействиях и противоречиях.
Каждый этнос как субстанция проходит свой процесс становления и функционирования, развития и распада вплоть до исчезновения, прогресса и регресса, выражающихся в подъеме или падении. Отдельные этносы оказались неспособными противостоять суровым испытаниям, в результате чего сошли с мировой арены. Исследование внутреннего строения этноса, эндо- и экзогенных факторов титульной нации является чрезвычайно важным политическим вопросом, что должно служить главной общетеоретической методологической основой научного познания этноса как целостной системы.
С философской точки зрения этническая система как составная часть Вселенной состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных этносов, диалектического единства борьбы противоположностей взаимодействующих законов и тенденций, самосознания и самосохранения, уникальной духовной силы и самобытности.
Государствообразующий этнос Казахстана имеет многовековую историю. Далекие предки современных казахов - это саки, сарматы, гунны, авары. Основу национальной государственности составляли Тюркский каганат, Тюргешское, Огузское и Карлукское государства, монгольские улусы, Золотая орда и Казахское ханство, которые играли значительную роль в формировании и становлении современного казахстанского этноса. Именно в эпоху масштабных переселений, преодолевая огромные расстояния от Восточной Сибири до Западной Европы, он изменял этническую и государственную картину, что способствовало объединению кочевых племен и союзов племен в единый этнический комплекс со своей территорией, культурой, традициями и тюркским языком. Этническим процессам казахской народности, традиционным способам ведения хозяйства, корням казахской титульной нации, ее материальной и духовной культуре посвящены историко-этнические исследования отечественных и зарубежных ученых, к числу
которых относятся: Р.Г. Абдулатипов, Ж.О. Ар-
тыкбаев, М. Ауезов, С.Л. Абрамзон, И. Алтынсарин, К.А. Акишев, И.Г. Андреев, Х. Аргынбаева, Н. Амре-кулова, В.В. Бартольд, К.А. Биржанов, В.Н. Басилов, С.И. Вайнштейн, Ч.Ч. Валиханов, В.В. Востров, Л.Н. Гумилев, А.Н. Глухов, К. Жузбасов, И.В. Захаров, А.Б. Калышева, М.К. Козыбаев, Д.Х. Кармышева, А.И. Левшин, Н.Э. Масанов, С.М. Муканов, А. Мар-гулан, М. Магауи, В. Михайлов, В. Потто, С.И. Руденко, М. Татимов, М. Чорманов, А. Ягмин.
Казахстанская государственность, не имея системы организации механизма власти, без разветвленного государственного аппарата, регулярной армии, а также других государственных атрибутов возникла и развивалась в условиях смешанного кочевого и оседлого общества.
Однако на этот процесс губительно повлияли экзогенные факторы. Анализируя теоретические положения национального вопроса и пройденный путь казахской нации, перспективы ее развития и судьбы национальных диаспор в Казахстане - общей Родине всех казахстанцев, Президент республики Н.А. Назарбаев отмечал, что в течение многих веков на пути казахстанской нации встречались большие трудности, которые не только препятствовали ее развитию, но и угрожали самому ее существованию.
Эти факторы носили устойчивый характер, ставший для судеб казахской нации кризисным и трагическим. Все это происходило в рамках самых различных политико-государственных систем и общей политики притеснения и методично использовалось в целях унижения и торможения развития нации; более того она подвергалась ассимиляции и вытеснению, лишаясь тем самым государственности - одного из важнейших инструментов национальной самозащиты, самосохранения и суверенитета страны.
В работе «В потоке истории» Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Тяжелым испытанием для всей казахской нации было ее территориальное ущемление. С применением насилия казахское население вытеснялось с мест своего кочевого хозяйствования в другие места с худшими условиями для скотоводства, что вело к резкому сужению ареала экономического воспроизводства, ликвидации его традиционного способа, разрушению необходимых условий существования казахской нации» [4].
В условиях независимого развития Казахстана весьма актуальным становится определение статуса титульной нации и ее места в трансформационном процессе общества. Сегодня этнополитика особую значимость приобретает в сфере социально-экономического развития.
Во-первых, на современном этапе четко не сформированы обозначенные методы и приемы институционального анализа этнополитических процессов и последствий принимаемых политических решений по проблемам различных этнических общностей в общепланетарном масштабе.
2. Еще далеко до разработки единой концепции этно-политики и титульной нации, отвечающей современным интересам всех наций и народностей, проживающих в том или ином государстве.
3. Не проработаны механизмы контроля над выполнением управленческих решений, принятых международ-
ными организациями и различными сообществами по соблюдению, прежде всего, прав национальных меньшинств и коренного населения.
4. Во многих республиках постсоветского пространства недостаточно проработаны регулятивные, нормативные и инструктивные документы, направленные на предотвращение межэтнических конфликтов, обеспечение межэтнического согласия, политической стабильности и национальной безопасности.
5. Представляет особый интерес в нациологии вопрос
об отсутствии системной и концептуальной научноисследовательской работы, обобщения рационального опыта титульных наций в определении долгосрочных стратегических и тактических задач на пути самостоятельного и независимого развития и утверждения национальной государственности.
6. Этнополитика как самостоятельная наука и дисциплина испытывает насущную потребность в подготовке собственных программ спецкурсов и факультативов в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений (вузы, колледжи и школы).
Совершенно не случайно, что после Второй мировой войны был принят целый ряд конвенций, пактов и деклараций ООН по проблемам национальных, этнических, религиозных, языковых меньшинств, геноцида и дискриминации, политических прав и гражданских свобод. Толкования категорий «коренное население», «титульная нация», «коренной народ» в ученом мире разнообразны [5]. На наш взгляд, коренное население - это народы, подвергшиеся на разных этапах исторического развития дискриминации и геноциду, внешней колонизации иностранными завоевателями, находящиеся до сих пор на низком уровне эволюционной трансформации. Однако следует заметить, что приемлемость международноправовых норм зависит от национальных законодательных актов, сложившейся конкретной ситуации, политических реформ, демократических преобразований, менталитета коренного населения, принципиальных подходов институтов власти и компетентности данного государства. Следовательно, принимаемые акты по линии международных организаций и сообществ в значительной степени имеют рекомендательный характер и делегируются законодательным органом государств для принятия соответствующих документов по защите прав человека и национальных меньшинств.
Что касается проблем этнических меньшинств, то современные этнополитологи выделяют несколько подходов к их решению: политический, языковой, культурный, образовательный, религиозный и другие, которые направлены на правовое регулирование, удовлетворение их потребностей и интересов, достижения внутренней политической стабильности и межэтнического согласия. В этом случае отправными позициями являются единство судьбы и духовных богатств, культивирование интереса нации к истокам и идейному наследию, этническим корням, культуре и языку, обычаям и традициям. Немаловажным фактором в процессе национально-государственного возрождения и строительства независимого государства остается пробуждение и движение нации к процветанию, формирование общего самосознания не только коренного населения, но и других этнических групп, населяющих Казахстан, стремление жить в мире и согласии.
Без преувеличения можно констатировать, что в основе успешного и динамичного развития Республики заложены взаимопонимание и уважение, межэтническая толерантность, патриотизм и единство казахстанцев. Тому подтверждение - бесценный опыт, высокий интеллектуальный потенциал Малой Ассамблеи народов Казахстана (МАНК), наработанный механизм гармонизации межэтнических отношений, твердая позиция титульной нации, позволяющие уверенно смотреть в будущее. Очевидно и то, что решаемые задачи в Республике диктуют необходимость работать в ногу со временем. Без этого невозможно, как сказал Нурсултан Абишевич Назарбаев, усилить роль Ассамблеи народов Казахстана.
Ассамблея, основанная по инициативе Президента РК Н.А. Назарбаева и не имеющая аналогов в мире, вносит значительный вклад в развитие Казахстана, в укрепление межэтнического согласия и единства, что является одной из главных приоритетных задач. В Послании Президента страны народу Казахстана подчеркивается: «Ассамблея народов Казахстана вот уже более 10 лет превосходно решает задачи единения многонационального Казахстана. Я не помню случая за это время, чтобы, принимая важное для страны и народа решение, мы бы обошли вниманием Ассамблею или не приняли бы в расчет ее позицию. Полагаю, что роль этого общественного института надо повышать. В международном сообществе уже получила признание наша последовательная политика, направленная на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в нашей стране и представляющих единый народ Казахстана. Народ, который активно строит современное и конкурентоспособное
светское государство. Когда народ един, живет в мире и благополучии, для него нет недостижимых высот. Мы это доказали самоотверженным трудом, своим единством во имя процветания родного Отечества» [6].
Анализируя деятельность Ассамблеи в регионах, следует отметить, что на прошедших собраниях актива МАНК Павлодарской области были определены некоторые подходы и предложения по совершенствованию деятельности Ассамблеи. Было внесено предложение о создании и механизме действия вертикальной структуры АНК от республиканского центра до городов, районов, а может быть, и сельских округов. Было отмечено, что деятельность национально-культурных центров необходимо на постоянной основе поддерживать через региональные программы государственной поддержки неправительственных организаций. К слову сказать, после выхода Послания Президента страны народу Казахстана и высокой оценки деятельности и роли АНК аким Павлодарской области К.А. Нурпеисов принял решение: выделить каждому из 16 НКЦ по полмиллиона тенге на развитие, которые они должны были получить в течение июня-июля 2006 г. Кроме того, принято решение о возведении в областном центре Дворца дружбы и согласия. Начата работа по созданию общественного фонда «Достык», участниками которого стали все НКЦ. Все эти меры направлены на укрепление материальной и финансовой основы МАНК.
Таким образом, плодотворная деятельность АНК и МАНК в регионах, на наш взгляд, требует постоянного целенаправленного финансирования из госбюджета, а не разовых инвестиций, что позволит осуществить многие творческие и деловые проекты НКЦ, активнее работать на местах, особенно в сельских округах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999. С. 111-131.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 228.
3. Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология. М., 2005. С. 53.
4. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атам=ра, 1999. С. 247.
5. Ким В. Годы созидания. Анализ политических и конституционных правовых взглядов Первого Президента Республики Казахстан. Алматы:
Эдельвейс, 2001. С. 70-71.
6. Назарбаев Н.А. Послание казахстанскому народу от 18 февраля 2005 г. Режим доступа: http:// www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=35373 Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 16 декабря 2006 г.