Научная статья на тему 'Культурное наследие народа Казахстана в евразийском пространстве'

Культурное наследие народа Казахстана в евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2185
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / Н. А. НАЗАРБАЕВ / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермекбай Ж. А.

На территории Казахстан проживает свыше ста этносов, составляющие по конституции народ Ка-захстана со своими национальными традициями и обычаями. Интересы всех этносов представляет Ас-самблея народа Казахстана, осуществляющая свою деятельность через этнокультурные объединения в масштабе евразийского пространства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие народа Казахстана в евразийском пространстве»

нии как основы существования человека и природы, универсальной широтой творческих взглядов, органичной преемственностью национальных традиций, свободной интеграцией в культурное мировое пространство.

УДК [930.85(574)]:(4/5)

Ж. А. Ермекбай

Казахстанский филиал МГУ имени М. В. Ломоносова,

Астана, Казахстан

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДА КАЗАХСТАНА В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

На территории Казахстан проживает свыше ста этносов, составляющие по конституции народ Казахстана со своими национальными традициями и обычаями. Интересы всех этносов представляет Ассамблея народа Казахстана, осуществляющая свою деятельность через этнокультурные объединения в масштабе евразийского пространства страны.

Ключевые слова: Казахстан, евразийский союз, Н. А. Назарбаев, Ассамблея народа Казахстана, государственная программа «Культурное наследие».

Zh. A. Ermekbay

The Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University,

Astana, Kazakhstan

THE CULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLE OF KAZAKHSTAN IN THE EURASIAN SPACE

More than one hundred ethnicities live within the territory of Kazakhstan, which constitute the people of Kazakhstan with their national traditions and customs according to the Fundamental Law. The Assembly of People of Kazakhstan represents the interests of all ethnic groups, implementing its activity through the eth-nocultural associations on a scale of Eurasian space of the state.

Keywords: Kazakhstan, Eurasian Union, N.A. Nazarbayev, the Assembly of People of Kazakhstan, the «Cultural heritage» state program.

Республика Казахстан - это государство в центре Евразии, большая часть которого относится к Азии, меньшая к Европе. Многонациональный состав страны определился её историческим и географическим расположением. Со времени присоединения Казахстана к России происходила интеграция её территории в состав империи, особенно в 70-х годах XIX века, когда началось планомерное массовое переселение русского и украинского крестьянства во все области края. Кроме русских и украинских переселенцев в миграционном процессе участвовали татары, мордва, поляки, немцы, уйгуры, дунгане, а также представители других народов внутренних районов Российской империи и Центральной Азии.

В результате военной, казачьей, крестьянской и экономической колонизации на территории Казахского края появилось 440 казачьих станиц и поселков, 30 городов. Рост городского населения происходил за счет переселенцев из европейской части России. Русское население в городах составляли от 54 % до 82,8 %, татары - 14,3 %, казахи - 16 %, представители других народов - 3 %. Перед первой мировой войны в Казахстане кроме коренного казахского населения проживало около 60 этносов [1, с. 49].

В конце XIX века в России происходила перестройка традиционной социально-экономической структуры общества. Актуальными тогда были вопросы о путях дальнейшего развития страны, о роли нации, её культуры и истории. В этих условиях представители российской интеллигенции пытались выработать идеологическую концепцию самобытности России, что выразилось в идейно-философском течении как евразийство.

Основные евразийские идеи развивались и в XX столетии, но особенно актуальность её выросла на пороге XXI века. После распада СССР и образованием СНГ, первым из президентов стран Содружества Н. А. Назарбаев озвучил новую идею создания Евразийского союза в марте 1994 года на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Ученые с пониманием отнеслись к идее Н. А. Назарбаева и, конечно, оказали всяческую поддержку. В одном из своих выступлений Президент Казахстана сказал такие слова «Время показало жизнеспособность и востребованность нашей идеи создания Евразийского союза, выдвинутой мной десять лет назад в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Она не осталась лишь теоретическим постулатом, а нашла свое реальное воплощение на практике» [2. c. 35].

В Казахстане в культурном отношении евразийская идея является фундаментом совместного проживания казахов, русских и других народов республики. И в то же время Казахстан это полиэт-ническое

государство, где значительная этническая прослойка людей европейского происхождения является одним из факторов сближения страны с европейской цивилизацией и культурой.

В Казахстане действует национальная модель межэтнического согласия, когда вместе мирно живут представители около 130 этносов и 17 конфессий. Историческое длительное совместное проживание различных народов в составе Российской империи и во времена СССР сформировало в казахстанском обществе устойчивые традиции толерантности. Н.А. Назарбаев говорил «Нельзя забывать, что Казахстан - в полном смысле этого слова - многонациональное государство. Это не декларируемый постулат, это истина. Вот почему для нас очень важна задача сохранения национально-культурных ценностей всех народов, населяющих Казахстан, «малые» они или «большие». У каждого из них есть свои корни, богатое историческое прошлое, которое мы должны ценить, свои великие предки» [3, с. 532]. Для регулирования общественных отношений в сфере сохранения и распространения казахской национальной культуры и культуры других народов Казахстана 24 декабря 1996 г. был принят Закон Республики Казахстан «О культуре». Государство постоянно уделяет внимание сохранению, развитию и распространению культуры. Так, 2000 год был объявлен в Казахстане как Год культуры.

В течение ряда лет независимого развития в стране созданы нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия, а конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Правовые нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами.

Основой конституционного порядка является положение о равенстве всех граждан, живущих на казахской земле, вне зависимости от их этнической, религиозной и иной принадлежности, социального происхождения. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».

За годы независимости сформирована правовая база межэтнического и межконфессионального равенств, в которую включена система законов - о свободе вероисповедания, о языках, об общественных объединениях, которая обеспечивает жизнедеятельность граждан страны. Своеобразным является конституционный статус «Ассамблеи народа Казахстана» как главного механизма межэтнического согласия, образованная 1 марта 1995 г. указом Президента РК и именовавшаяся до 2007 г. как «Ассамблея народов Казахстана». С 2007 г. в соответствии с Конституцией Республики Казахстан она стала именоваться «Ассамблея народа Казахстана». Ассамблея имеет право избирать своих представителей в Мажи-лис (Парламент), 9 депутатов избирает АНК в Мажилис республики. АНК стала одной из лучшей евразийской моделью диалога культур, эволюционировавший от консультативно-совещательного до конституционного органа.

В Казахстане как и в других странах евразийского пространства работают воскресные и национальные школы, где изучаются родные языки, обычаи и традиции, издается республиканские и региональные национальные газеты, работают национальные театры. В выступлении на XVI сессии Ассамблеи народа Казахстана в 2010 г. Н.А. Назарбаев отметил «Успешно действует эффективная система государственной поддержки этнических языков и культур. В 88 школах обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. Действуют 190 лингвистических центров по изучению языков 30 этносов. В стране издаются 35 печатных изданий на 15 языках. Работают 14 русских, узбекский, а также единственные в СНГ уйгурский, корейский и немецкий театры [4. с. 218].

По поручению президента страны в республике осуществляется культурный проект «Триединство языков», цель которого овладение казахстанцами тремя языками - казахским, русским и английским. В Казахстане реализован принцип «Одна страна - одна судьба».

Одним из основных элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов. Это своего рода формула мирного сосуществования. В республике ежегодно отмечают массовые народные празднования Масленицы, Наурыза, объявлены выходными религиозные праздники Курбан-айт и православное Рождество. В сознании казахстанцев эти нововведения становятся обыденным и традицией.

Что касается понятия культурного наследия, то отметим, что в него входят памятники истории, археологии, искусства, архитектуры и градостроительства, т. е. материальные движимые и недвижимые ценности, взятые под государственный учет и контроль. К культурным ценностям относятся редкие старинные книги, рукописи, документы и издания, имеющие уникальный исторический, научный, художественный, литературный интерес, а также музейные предметы и музейные коллекции, музыкальные инструменты, своеобразные по содержанию недвижимые объекты, связанные с историческими событиями и жизнью выдающихся деятелей науки, историей науки и техники. Конечно, они имеют неоценимое историко-культурное значение в воспитании народа Казахстана в духе уважения друг к другу, межнационального согласия, гордости за свою Родину.

Значительную роль в реконструкции, сохранении и пропаганде культуры сыграла государственная программа «Культурное наследие», ставшая основой культурной политики независимого Казахстана. Еще в 2003 году в Послании народу Казахстана президент республики Н.А. Назарбаев поручил разработать специальную программу, с целью изучения, восстановления и сохранения историко-культурного наследия страны, возрождения историко-культурных традиций, пропаганды культурного наследия Казахстана за рубежом.

Государственная программа «Мэдени м^ра» («Культурное наследие») стала определяющим документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Её целью было восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта. Реализация программы была начата в 2004 году и первоначально была рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011 гг.

По государственной программе «Культурное наследие» осуществили реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры, из которых 28 отреставрировано в период с 2008 по 2011 годы. Совершены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Широкую мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству ^-Ш вв. до н. э.).

Впервые в истории независимого Казахстана была проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников и утверждены Списки памятников истории и культуры республиканского (218 объектов) и местного значения (11 277 объектов). В результате научно-исследовательских археографических экспедиций в Россию, Узбекистан, Китай, Турцию, Монголию, Японию, Египет, Армению, США и страны Западной Европы было обнаружено и приобретено свыше пяти тысяч уникальных архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.

Впервые после обретения независимости в Казахстане в рамках программы «Культурное наследие» начато создание полноценного фонда гуманитарного образования на казахском языке. Опубликовано 537 наименований книг тиражом более полутора миллиона экземпляров, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари.

Реализованы исследования музыки средних веков, в частности таких жанров, как кюи, исторические песни. Выпущена антология казахской традиционной музыки «Мэцгшк сарын: казактыц 1000 куй, 1000 эш». Это грандиозный по масштабу и беспрецедентный в истории национальной культуры труд по сбору, подготовке, обработке, реставрации, оцифровке и выпуску СБ-дисков произведений казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.

Были осуществлены зарубежные проекты, в том числе реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске.

Киностудией АО «Казахфильм» создано 20 документальных фильмов об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Среди них документальные фильмы из цикла «Культурное наследие» «Крркыт. История кюя», «Музыкальное наследие номадов», «Архитектурные памятники древнего Туркестана», «Мавзолей Жусуп Ата», «Петроглифы Тамгалы» и ряд других.

В программе «Культурное наследие» реализованы проекты, направленные на развитие туристического кластера (паломнический туризм, историко-археологический туризм), причем рекомендации археологов использовались при планировании туристских маршрутов. Ежегодно осуществлялись 200 мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом.

В реализации программы «Культурное наследие» привлекли лучший интеллектуальный потенциал современного Казахстана и в первую очередь академические институты истории и этнографии, археологии, литературы и искусства, языкознания, философии Национальной академии наук, а также Национальная библиотека, Центральный государственный архив республики, высшие учебные заведения страны и т. д.

В республике уделяют внимание сохранению и распространению национальных традиций и обычаев каждого этноса, выразившиеся в материальных памятниках зодчества, духовных шедеврах художественного искусства. В 2013 г. была принята государственная программа «Халык; тарих тол^ынын-да» («Народ в потоке истории») по сбору и анализу документов из известных мировых архивохранилищ, посвященные истории Казахстана. Президент Республики Казахстана Н. А. Назарбаев в своем докладе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» указал, что «У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа» и связи с этим предложил проект «Духовные святыни Ка-

захстана» или по словам ученых «Сакральная география Казахстана» [5]. Н. А. Назарбаев далее отметил «Культурно-географический пояс святынь Казахстана - это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект» [5].

В заключении отметим, что общее состояние историко-культурного наследия народа Казахстана определяется предпринимаемым государством комплексом мер по сохранению и развитию вековых евразийских традиций, открытием новых памятников истории и культуры, дальнейшей реставрацией и реконструкцией древних мавзолеев, мечетей, образованием новых историко-культурных музеев-заповедников, поиском архивных документов, имеющих историческое значение в культурном наследии этносов страны.

Список литературы

1. Народ Казахстана : энцикл. - Алматы : Казак энциклопедиясы, 2016. - 480 с.

2. Назарбаев, Н. А. Перспективы евразийской интеграции / Н. А. Назарбаев // Нурсултан Назарбаев и евразийское образовательное пространство. - Астана : ЕНУ им. Л. Н. Гумилев, 2009. - 304 с.

3. Назарбаев, Н. А. Избранные речи. Том II: 1991-1995 гг. / Н. А. Назарбаев. - Астана : Сарыарка, 2009. -672 с.

4. Назарбаев, Н. А. Избранные речи. Том VI: 2010-2011 гг. / Н. А. Назарбаев. - Астана : Сарыарка, 2014. - 632 с.

5. Казахстанская правда. - 2017. - 13 апреля. УДК 7.04:787[(=512.1)::(571.15)]

Б. К. Игилик

Казахская Национальная консерватория им. Курмангазы,

Алматы, Казахстан

ОБРАЗ КОНЯ В ДОМБРОВЫХ КЮЯХ КАЗАХОВ КИТАЯ

Данная статья посвящается образу коня в домбровых кюях казахов Алтая (КНР, Синьцзянь). Алтай, имеет древнюю историю и богатую музыкальную культуру. В инструментальной музыке казахских диаспор встречаются пьесы как народные, так и авторские.

Ключевые слова: домбра, кюй, казахи Алтая (Синьцзянь), образ коня, вид лошади, кочевой народ.

B. Igilik

Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Almaty, Kazakhstan

TOE CHARACTER OF A HORSE IN THE DOMBRA KUYS OF ALTAI'S KAZAKHS (CHINA)

This article is dedicated to the character of a horse in the dombra kuys of Altai's Kazakhs (China, Xinjiang). The investigated region Altai has the most ancient history and rich musical culture. In the instrumental music of the Kazakh diasporas there are both folk and authorial plays.

Keywords: dombra, kuys, kazakhs of Altai (Xinjiang), character of a horse, appearance of horse, nomadic people.

Данная статья направлена на исследование образного содержания домбровых кюев казахов Китайской Народной Республики (КНР).

Казахская диаспора, проживающая на территории КНР, в Синьцзянь-Уйгурском Автономном Районе (далее СУАР), насчитывает около 1,5 млн человек.

Согласно историческим данным, СУАР называли также «Восточным Туркестаном»[1, с. 521]. Он включает в себя три крупных региона - Алтай, Тарбагатай и Иле. Каждый из них состоит из отдельных городов (Кулжа, Шауешек, Алтай (старое название Сарсумбе), которые включают в себя 6-7 небольших районных центров.

Исследуемый регион, имеет наиболее древнюю историю и богатую музыкальную культуру. Традиционная музыка казахов Алтая (Синьцзянь) имеет непреходящую ценность. Хотя с давних времен она привлекала внимание многих ученых и исследователей, всё же остается малоизученной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.