Interethnic relations and model of the ethnic policy of Kazakhstan
Nazarov Ravshan Rinatovich
Candidate of philosophical sciences, assistant manager of the Department of «Modern and contemporary history» of the Institute of History of Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, gentleman of the medal «XX years to the Assembly of the people of Kazakhstan». Republic of Uzbekistan, 100060, Tashkent, Mirabadsky district, Shakhrisyabz St. 1, 5. E-mail: [email protected]
Abstract. Questions of the ethnic policy and the interethnic relations are of particular importance for the Republic of Kazakhstan, owing to variety of the presented ethnic groups. All historical richness and uniqueness of cultures and languages of the people is the general property of the Central Asia, the CIS, all mankind. The interethnic relations in RK are characterized in general by the stability and sustainability that is explained, on the one hand with the objective or historical reasons, and on the other hand, subjective or political ones. The analysis of the interethnic relations and model of the ethnic policy of Kazakhstan is undertaken in the article.
Keywords: ethnic policy; interethnic relations; ethnic minorities; irredentists; multilingualism; Assembly of the people of Kazakhstan.
Этникааралык катынастар
жэне Казакстаннын этникалык саясатынын улпа
Назаров Равшан Ринатович
философия гылымдарыныц кандидаты, ©збекстан Республикасы Гылым Академиясыныц тарих Институты «Жаца жэне ^азфп заман тарихы» Бeлiмi мецгерушюЫщ орынбасары, «Казахстан хал^ы Ассамблеясына ХХ жыл» медалЫщ кавалерк ©збекстан Республикасы, 100060, Ташкент, Мирабад ауданы, Шахрисябз кешеа, проезд 1, 5 y^ E-mail: [email protected]
Тушн. Казахстан Республикасы Yшiн этникалыщ саясат жэне этносаралыщ ^атынастар сура^тары этностардыц эралуандыгына байланысты ерекше мацызы бар. Барлыщ тарихи байлыщ пен мэдениеттер мен ттдер бiрегейлiгi Орталыщ Азия, ТМД жэне 6y^ адамзаттыц иплп болып табылады. КР-да Этносаралыщ ^арым-^атынастар тутастай алганда тура^тылыгымен жэне орны^тылыгымен сипатталады, бул бiр жагынан, объективтi себептерi немесе тарихи, ал екiншi жагынан, субъективтi немесе саяси себептермен тYсiндiрiледi. Статьяда этникааралыщ ^атынастар жэне Каза^станныц этникалыщ саясатыныц Yлгiсiне талдау жасалады. ТYЙiн сездер: этникалыщ саясат; этникааралыщ ^атынастар; этникалыщ азшылы^тар; ирриденттер; кепттдтк; Казахстан хал^ы Ассамблеясы.
Межэтнические отношения и модель этнической политики Казахстана
Назаров Равшан Ринатович, кандидат философских наук, заместитель заведующего Отделом «Новой и новейшей истории» Института истории Академии наук Республики Узбекистан, кавалер медали «ХХ лет Ассамблее народа Казахстана». Республика Узбекистан, 100060, Ташкент, Мирабадский район, ул. Шахрисябз проезд 1, д.5. E-mail: [email protected]
Аннотация. Вопросы этнической политики и межэтнических отношений имеют для Республики Казахстан особое значение, в силу многообразия представленных этносов. Все историческое богатство и уникальность культур и языков народов составляет общее достояние Центральной Азии, СНГ, всего человечества. Межэтнические отношения в РК характеризуются в целом стабильностью и устойчивостью, что объясняется, с одной стороны причинами объективными или историческими, а с другой, субъективными или политическими. В статье предпринят анализ межэтнических отношений и модели этнической политики Казахстана.
Ключевые слова: этническая политика; межэтнические отношения; этнические меньшинства; ирриденты; полиязычие; Ассамблея народа Казахстана.
ееж/ УДК 323.1(574)
Межэтнические отношения и модель этнической политики Казахстана
Назаров Р.Р.
Народы современной Центральной Азии (ЦА) унаследовали от прошлого большое разнообразие культур, традиций, конфессий. Проживающие на территории региона представители почти полутораста этнических групп образуют уникальную культурную мозаику, сочетающую азиатские и европейские компоненты. История ЦА полна примеров интенсивного и продуктивного межэтнического, межконфессионального межцивилизационного диалога, взаимодействия, социокультурного взаимопроникновения. Центральная Азия в различные периоды своей непростой истории входила в состав многих полиэтнических государств: Ахеменидской державы, Греко-Македонского царства, Кушанской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, Каракитаев, Чингизидских государств, державы Темура, Темуридских государств, Российской империи, СССР, представлявших собой различные модели синтеза и симбиоза, включавшего в себя разные этносы, культуры, религии.
В современной ЦА в целом удалось сохранить стабильность в межэтнических отношениях, по сравнению с другими регионами бывшего Союза (Postsovetskaja Central'naja Azija 1998). Это обусловлено целым рядом факторов: традиционной полиэтничностью и поликультурностью региона, привычкой жить в мире и согласии с соседями, устойчивостью политического руководства, всей совокупностью экономических, политических, исторических, духовных, социальных особенностей.
Большая проблема региона ЦА, как и всего постсоветского пространства -этнизация понятия нации. Если во всем мире нация - это прежде всего гражданское сообщество, согражданство, то на постсоветском пространстве нация - это прежде всего этнос. Хотя общеизвестно, что все народы ЦА сформировались на полиязыковой, полиантропологической, поликультурной основе. Абсолютизация этничности порождает проблему взаимоотношения «коренных» и «некоренных» народов, хотя в условиях ЦА ни один из титульных этносов не может быть признан некоренным в соседнем государстве (казахи в Каракалпакстане или Канимехе, узбеки в Шымкенте или Оше, Ходженте или Ташаузе, туркмены на Мангышлаке или в Хорезме и т.д.), поскольку это противоречило бы исторической истине. В этом случае лучше говорить не о диаспорах, а об ирредентах.
Об этом писала известный казахстанский исследователь Г.М. Мендикулова: «В современной политической науке под термином ирредента, или невоссоединенные нации подразумеваются этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где доминируют их соплеменники. За пределами своей страны невоссоединенные нации (в отличие от диаспор, которые создаются путем миграции этнических групп в другие страны, не являющиеся их исторической родиной) оказались вследствие завоеваний (покорений), аннексии, спорных границ или комплекса колониальных моделей» (Mendikulova 1995).
При таком подходе центрально-азиатские диаспоры есть в основной своей массе ирреденты, т.к. проживают на исторически «своих» землях. На большей части Центральной Азии этносы расселены чересполосно, есть целые регионы
традиционно компактного проживания двух, трех и более этносов. Так, зонами совместного казахско-узбекского проживания традиционно являются регионы Южного Казахстана (Южно-Казахстанская, Жамбылская области), Северного и Центрального Узбекистана (Каракалпакстан, Ташкентская, Навоийская, Джизакская, Сырдарьинская области) (Nazarov, Junusova, Alieva 2006).
На динамику и характер этнической политики государств все большее влияние оказывают общепризнанные нормы международного права, устанавливающие базовые критерии прав человека и целых народов. Однако, проведение справедливой и эффективной этнической политики невозможно вне учета конкретных социальных, политических, экономических, исторических условий, определяющих положение этнических групп в обществе (Perepelkin 1999-2000).
Политика не может быть ориентирована на мнимое или формальное равенство этносов. В условиях полиэтнического государства эффективна только многовариантная этническая и языковая политика. Верховный Комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств еще на рубеже веков принял решение об изучении положения дел с этноязыковыми правами во всех странах-участницах ОБСЕ. В 2007 г. в Казахстане на государственном уровне принят «Культурный проект "Триединство языков"» — казахского, русского и английского, что может служить примером для других государств (Nazarbaev 2007). Принята и внедряется Государственная программа развития языков1.
При соблюдении этноязыковых прав каждое государство, сообразно конкретным условиям, решает свои специфические задачи, но при этом по отношению к меньшинствам выработались некоторые общие стандарты проведения этноязыковой политики. В этом плане некоторые из государств разработали специальные меры, направленные на защиту и развитие миноритарных языков, используемых на их территориях. Проблемы же возникают тогда, когда при помощи законодательных актов или любых других действий, правительства ограничивают возможность лиц, принадлежащих к меньшинствам, говорить на родном языке. Международное право предоставляет этническим меньшинствам целый ряд неотъемлемых прав на использование родного языка, которые не могут быть ограничены государствами ни при каких условиях. Важно то, что очерчены общие контуры этих прав в целом ряде важнейших документов, среди которых особое место принадлежит Документу Копенгагенской встречи Конференции по человеческому измерению, состоявшейся в 1992 г. На практике государства могут защищать данные права, используя множество различных подходов.
Как отмечала депутат Мажилиса Парламента РК Л. Хочиева: «Мы должны понимать, что межнациональные отношения - это очень тонкая сфера и должны к этому относиться с очень большой осторожностью. В то же время мы должны прилагать все силы, чтобы укрепить наше взаимопонимание. Мы должны слышать друг друга» (Kazahstanskaja model' mezhjetnicheskogo Nd).
Демографические характеристики каждого отдельного государства сильно отличаются в плане количества лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, общего числа миноритарных групп, степени компактности их расселения и т.д. Можно легко выделить целый набор типологически несхожих ситуаций - от многоязыковых государств, где языковые группы не рассматриваются в качестве этноменьшинств, до государств, имеющих лишь малое количество лиц, принадлежащих к этноменьшинствам, или, таких, где
1 См. Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы на сайте edu.gov.kz
численность миноритарных групп составляет значительную долю населения (к ним относится Казахстан - 33,5 %). Государства существуют в различных социально-экономических условиях, а это, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на их возможности в проведении государственной политики в этнической сфере. Как отмечает социолог А.Н. Тесленко: «В Казахстане мирно проживают более 115 этносов и народностей, сложилась толерантная модель сосуществования христианства и ислама, позволяющая молодому государству, находящемуся в центре Евразии, концентрировать влияния Запада и Востока» (Teslenko 2007). Надо уточнить - по данным переписи 2009 г., в Казахстане проживают представители более 130 этнических групп. Правда, среди них есть совсем небольшие группы, насчитывающие лишь сотни и десятки человек.
Существует широкий спектр подходов, применяемых государствами по отношению к правам лиц, принадлежащих к меньшинствам. На этническую политику каждой страны накладывают отпечаток, прежде всего, особенности национального состава населения. «Этнополитика требует своевременного учета и научной разработки механизмов согласования специфических потребностей и интересов этносов» (Mustafaev Nd). Государства со значительным количеством этнических групп (в их числе - Казахстан) вынуждены постоянно заниматься решением национальных проблем, в результате чего, по сравнению со сравнительно моноэтничными странами, они имеют гораздо больший опыт этнополитического строительства.
Среди других факторов, оказывающих немаловажное влияние на способность государства соблюдать этнические права народов, можно назвать уровень его социально-экономического развития, что может увеличивать или, наоборот, ограничивать возможности правительств по финансированию программ, направленных на развитие и поддержку миноритарных этносов. Степень приверженности государств демократическим ценностям, идеалам свободы, гуманизма, а также их готовность соблюдать международно-правовые стандарты в области защиты прав человека и этносов, также играют свою непреходящую роль в сохранение культурно-языковой целостности меньшинств. Надо признать, что в Казахстане в целом стабильно состояние дел, связанное с соблюдением прав малочисленных этнических групп. Как отмечала заместитель директора КИСИ при Президенте РК М. Абишева: «Можно констатировать высокий уровень доверия казахстанского общества к структурам власти в вопросах межэтнического согласия» (Kazahstanskaja model' mezhjetnicheskogo Nd).
Анализ этнополитики государств показывает, что более действенных результатов добиваются те правительства, которые проводят соответствующие мероприятия в рамках специального законодательства. Принятие правоохранных мер защиты прав меньшинств делает перспективу их нарушения менее вероятной и способствует полномасштабной реализации международных стандартов. В этом плане принятие и реализация Закона «О языках в Республике Казахстан» придание казахскому языку статуса государственного языка в принципе согласуются с общепринятой мировой практикой.
Анализ свидетельствует о важности поддержания регулярных и тесных контактов государственных органов с представителями меньшинств. Надо отметить, что применение многих международно-правовых норм ставится в зависимость от реальных нужд меньшинств. Соответственно, государства должны быть полностью информированы о проблемах всех малочисленных этнических групп, проживающих на их территории. В некоторых странах
созданы специальные правительственные структуры, осуществляющие своеобразный мониторинг за состоянием дел меньшинств. Но, как представляется, во многих государствах меньшинства не имеют возможности непосредственного доступа к органам государственной власти и управления. Следовательно, у правительств отсутствуют каналы осуществления обратной связи с меньшинствами, что в итоге препятствует их деятельности по реализации языковых стандартов. Например, при отсутствии информации о количестве школ, газет, журналов на языках меньшинств, других проблемах их реального бытия, невозможно адекватно оценивать реальные нужды указанных групп населения.
Вопросы этнической политики и межэтнических отношений имеют для Республики Казахстан особое значение, в силу многообразия представленных этносов. Все историческое богатство и уникальность культур и языков народов составляет общее достояние Центральной Азии, СНГ, всего человечества. Межэтнические отношения в РК характеризуются в целом стабильностью и устойчивостью, что объясняется, с одной стороны причинами объективными или историческими, а с другой, субъективными или политическими. В результате многовекового взаимодействия тюркских, славянских и иных народов на территории республики сложились устойчивые традиции взаимного уважения и терпимости, молодежь воспитывается в целом в духе толерантности (Teslenko 2009). При этом межнациональный мир и согласие постоянно поддерживаются сравнительно взвешенной национальной политикой органов государственной власти РК и РУз. Этнические аспекты, присутствуя во всех экономических, социальных, политических и духовных процессах современного общества, занимают важное место в деятельности органов государственной власти и управления РК.
Как уже было отмечено, важным аспектом межэтнических отношений являются отношения межъязыковые. Долгое время двуязычие в Казахстане функционировавшее как одностороннее (казахско-русское без русско-казахского), было асимметричным. Асимметрия проявлялась и в том, что двуязычие развивалось вместе с диглоссией (одновременное существование в обществе двух языков, использующихся в разных функциональных сферах, один из которых имеет больший социальный статус и престиж), социально-нигилистической оценкой местных языков как менее престижных по сравнению с оценкой русского языка как социально престижного. В разные периоды эта ситуация «двуязычие с диглоссией» была качественно различной, тем не менее, постепенно она вела к формированию асимметрии между функциональными моделями русского и местных языков, а, в конечном счете -и к асимметрии в этноязыковой модели республики в целом.
Двустороннее двуязычие (свидетельствующее о симметрии) также характеризуется асимметрией, но количественной, поскольку число носителей национально-русского и русско-национального двуязычия по определению не может быть равным. Однако двустороннее двуязычие в ситуации «двуязычие без диглоссии» организует гармонию, симметрию в этноязыковой модели РК. Реальным признается нескольких моделей двуязычных ситуаций, которые уже сейчас и тем более в перспективе можно расценивать как плюрализм, отвергающий унификацию в двуязычии и утверждающий языковую свободу личности. Вместе с тем, в языковой сфере (в том числе и в этноязыковом взаимодействии) существует ряд проблем, связанных с функционированием языков (не исключая русского языка), которые могут быть решены только в общем контексте общественного развития. Казахстан даже в СНГ уникален по
своему этническому составу и представляет собою широкую мозаику этносов и культур. Здесь проживают представители более 130 национальностей. Наиболее крупными носителями этнических культур по своей численности является титульный этнос - казахи, составляющие - 66,48 % населения республики, русские - 20,61 %, узбеки -3,11 %, украинцы - 1,64 %, уйгуры -1,45 %, татары -1,15 % и др.2.
Главной чертой современного этапа развития постсоветского общества является бурный процесс возрождения и развития языков, культур и национального самосознания всех этносов. Следует отметить, что в Казахстане создана достаточно развитая система обучения на родных языках. Правовые гарантии и уважительное отношение ко всем употребляемым в республике языкам защищают неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры. В местах компактного проживания малочисленных национальностей в Казахстане функционируют школы с уйгурским, узбекским, таджикским, украинским, немецким, польским и другими языками обучения.
Процессами этнического ренессанса стимулировано создание национально - культурных центров, охвативших все уголки Казахстана. Их высшая трибуна - Ассамблея народа Казахстана. Сегодня эта мощная социальная сила органично вплелась в традиционные институты гражданского общества, выражая свою позицию в палатах Парламента, политических партиях, СМИ, государственных и неправительственных организациях. Как отмечал депутат Мажилиса Парламента РК Н. Рустемов: «Ассамблея - это своеобразный предохранительный механизм межэтнических проблем, а стало быть, механизм защиты безопасности страны для цивилизованного решения вопроса национальной политики» (Kazahstanskaja model' mezhjetnicheskogo Nd). Ассамблея народа Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, она скрепила интересы всех этносов, обеспечила выполнение соблюдения прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Ассамблея народов Казахстана определила стратегию своего развития. Основные ее цели - это национальное согласие, безопасность, гражданский мир. Этническую и конфессиональную политику, проводимую в Казахстане, отличают такие черты как взвешенность, продуманность, научная обоснованность и системность, позволяющие управлять социумом, в котором живут представители свыше 130 этносов и 46 конфессий.
Право на изучение и функционирование родных языков народов Казахстана закреплено в пункте 3 статьи 7 и пункте 2 статьи 19 Конституции РК. Статья 6 Закона РК «О языках в Республике Казахстан» фиксирует право каждого гражданина «на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана». Этноязыковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан. Все учебные заведения, независимо от форы собственности, обеспечивают знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка в соответствии с государственным общеобязательным стандартом для каждого уровня образования.
2 По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК (1.08.2017 г.)
325
Вопросы освещения участия граждан Казахстана в культурной жизни страны и пользования родным языком и культурой осуществляются в периодических изданиях в рамках тематических направлений «Информационная поддержка Государственной программы «Культурное наследие», «Размещение материалов по реализации государственной языковой политики», «Освещение вопросов государственной национальной политики», «Освещение деятельности национально-культурных центров», «Информационная поддержка деятельности Ассамблеи народов Казахстана», «Освещение актуальных вопросов современности, интеграционных процессов на территории СНГ, культурных и исторических связей стран Содружества», «Информационная поддержка государственной молодёжной политики, освещение вопросов межконфессионального согласия, духовно-нравственного воспитания молодёжи». Наиболее активную и целенаправленную работу по освещению данной темы ведут национальные издания, такие как «Коре ильбо», «УкраЫсю новини», «Дойче альгемайне цайтунг», «Уйгур авази», общенациональные газеты «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Ана ттЬ>, «Казах адебиети».
По данным Министерства культуры, информации и спорта РК, более 80% ТРК выполняют требования закона «О средствах массовой информации» и вещают передачи на государственном языке не менее 50% от общего объема передачи. Наряду с основными - казахским и русским языками, в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в числе которых дунганский, корейский, немецкий, польский, турецкий, уйгурский, украинский и другие. При этом все национальные СМИ получают государственную финансовую поддержку.
Мероприятия, проводимые в сфере развития национальных культур и языков, ориентированы на стандарты Конституции Республики Казахстан, Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах человека (Bajtenova 1997).
В местах компактного проживания этнических меньшинств функционируют национальные школы, при национально-культурных центрах (НКЦ) работают воскресные школы по изучению родного языка, традиций и обрядов своего этноса, национальные театры, проводится празднование национальных праздников, издаются национальные СМИ. Создана и успешно функционирует Ассамблея народа Казахстана (АНК), которая объединяет все национально-культурные центры (НКЦ) и является реальным механизмом представления интересов национальных меньшинств при разработке и осуществлении государственной политики и программ в области общественного согласия. Ассамблея народа Казахстана стала уникальным институтом гражданского общества, помогающим эффективно проводить государственную национальную политику. Ее деятельность получила признание казахстанского общества и высокую оценку во многих странах и в таких международных организациях как ООН и ОБСЕ3.
Проблема участия диаспор в политической жизни государств включает в себя взаимодействие не только государства и «своей» диаспоры, но также использование во внешнеполитических контактах и тех диаспор, которые проживают на территории полиэтнического государства.
3 См. www,assembly.kz/ru
Эдебиеттер -miMi/ Список литературы
1. Байтенова Н.Ж. Межэтническая интеграция: проблемы, реальность, перспективы. - Алматы, 1997.
2. Казахстанская модель межэтнического согласия: формула совместного участия в построении успешного государства [Электронный ресурс] // spy.kz. - URL: www.spy.kz/Soc/Kazahstanskaja-model-mezhehtnicheskogo-soglasija-formula-sovmestnogo-uchastija-v-postroenii-uspeshnogo-gosudarstva/ (дата обращения: 10.08.2017).
3. Мендикулова Г.М. Казахская ирредента в России (история и современность// Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. - 1995. - № 8. - С.70.
4. Мустафаев Н.И. Казахстанская модель этнополитики: ресурсы и ограничители [Электронный ресурс] // ЦентрАзия. - 2003, URL: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041974340 (дата обращения: 10.08.2017).
5. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. - 2007. - № 33(25278). 1 марта.
6. Назаров Р.Р., Юнусова Д.М., Алиева В.Р. Роль казахской диаспоры Узбекистана в развитии казахско-узбекских этнокультурных связей// Мир Евразии: история, современность, перспектива. - World of Eurasia: History, the Present, Prospect. Труды V-го Международного Евразийского научного форума. - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2006. - С.152-156.
7. Перепелкин Л. Государственная национальная политика и проблемы безопасности в этнической сфере [Электронный ресурс] // Конфликт-Диалог-Сотрудничество. - Вып. 2. (дек.1999-февр.2000). - uRL: www.icsps-project.arcon.ru/PubBul/bul2.htm (дата обращения: 10.08.2017).
8. Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения. — М.: Научная книга, 1998.
9. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества (на примере Республики Казахстан). Автореф. дисс. докт. соц. наук. - Саратов: СГТУ, 2009. - С. 3-4.
10. Тесленко А.Н. Социализация казахской молодежи в этнокультурной и исторической ретроспективе // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - № 3. - С. 67-72.
Reference
Bajtenova 1997 - Bajtenova, NZh 1997, Mezhjetnicheskaja integracija: problemy, real'nost', perspektivy, Almaty, 1997. (Bajtenova, NZh 1997, Interethnic integration: problems, reality, perspectives, Almaty, 1997). (in Rus). Kazahstanskaja model' mezhjetnicheskogo Nd - Kazahstanskaja model' mezhjetnicheskogo soglasija: formula sovmestnogo uchastija v postroenii uspeshnogo gosudarstva Nd, spy.kz retried 10 August 2017, <www.spy.kz/Soc/Kazahstanskaja-model-mezhehtnicheskogo-soglasija-formula-sovmestnogo-uchastija-v-postroenii-uspeshnogo-gosudarstva/> (Kazakhstan model of interethnic consent: the formula of joint participation in a successful state Nd, spy.kz retried 10 August 2017, <www.spy.kz/Soc/Kazahstanskaja-model-mezhehtnicheskogo-soglasija-formula-sovmestnogo-uchastija-v-postroenii-uspeshnogo-gosudarstva/>). (in Rus). Nazarbaev 2007 - Nazarbaev, NA 2007, Novyj Kazahstan v novom mire, Kazahstanskaja pravda, №33(25278) - 1 marta. (Nazarbaev, NA 2007, New Kazakhstan in a new world, The Kazakhstan truth, №33(25278) - 1 marta). (in Rus). Nazarov, Junusova, Alieva 2006 - Nazarov, RR, Junusova, DM, Alieva, VR 2006, Rol' kazahskoj diaspory Uzbekistana v razvitii kazahsko-uzbekskih jetnokul'turnyh svjazej, Mir Evrazii: istorija, sovremennost', perspektiva. - World of Eurasia: History, the Present, Prospect. Trudy V-go Mezhdunarodnogo Evrazijskogo nauchnogo foruma, ENU im. L.N. Gumileva, Astana, P. 152-156. (Nazarov, RR, Junusova, DM, Alieva, VR 2006, The role of the Kazakh Diaspora in Uzbekistan is the development of the Kazakh-Uzbek ethno-cultural relations, World of Eurasia: history, present and perspectives. Works with the V-th International Eurasian scientific forum, L.N. Gumilev ENU, Astana, P. 152-156.). (in Rus). Mendikulova 1995 - Mendikulova, GM 1995, Kazahskaja irredenta v Rossii (istorija i sovremennost', Evrazijskoe soobshhestvo: jekonomika, politika, bezopasnost',. №8, P.70. (Mendikulova, GM 1995, Kazakh irredenta in Russia (history and modernity, The Eurasian community: Economics, politics, security, №8, P.70). (in Rus). Mustafaev Nd - Mustafaev, NI Nd, Kazahstanskaja model' jetnopolitiki: resursy i ogranichiteli, Central Asia retried 10 August 2017, <www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041974340>. (Mustafaev, NI Nd, Kazakhstan model of ethnic policy: resources and constraints, Central Asia retried 10 August 2017, <www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041974340>). (in Rus). Perepelkin 1999-2000 - Perepelkin, L 1999-2000, Gosudarstvennaja nacional'naja politika i problemy bezopasnosti v jetnicheskoj sfere, Konflikt-Dialog-Sotrudnichestvo, Issue 2 retried 10 August 2017, <www.icsps-project.arcon.ru/PubBul/bul2.htm (Perepelkin, L 1999-2000, Gosudarstvennaja nacional'naja politika i problemy bezopasnosti v jetnicheskoj sfere, Konflikt-Dialog-
Sotrudnichestvo, Issue 2, retried 10 August 2017, <www.icsps-project.arcon.ru/PubBul/bul2.htm). (in Rus).
Postsovetskaja Central'naja Azija 1998 - Postsovetskaja Central'naja Azija. Poteri i obretenija 1998, Nauchnaja kniga, Moscow. (Post-Soviet Central Asia. Gains and losses 1998, Scientific book, Moscow). (in Rus).
Teslenko 2007 - Teslenko, AN 2007, Socializacija kazahskoj molodezhi v jetnokul'turnoj i istoricheskoj retrospektive, Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, №3, P.67-72. (Teslenko, AN 2007, Socialization of Kazakh youth in ethno-cultural and historical perspective, Journal of sociology and social anthropology, №3, P.67-72). (in Rus).
Teslenko 2009 - Teslenko, AN 2009, Kul'turnaja socializacija molodezhi v uslovijah tranzitivnogo obshhestva (na primere Respubliki Kazahstan). Avtoref. diss. dokt. soc. Nauk, SGTU, Saratov, P.3-4. (Teslenko, AN 2009, Cultural socialization of youth in the conditions of transitive society (on the example of the Republic of Kazakhstan). Avtoref. diss. dokt. soc. Nauk, SGTU, Saratov, P.3-4). (in Rus).