ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2015. № 6
Валентина Дмитриевна Курганская,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела политологии Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, e-mail: [email protected]
Мухтарбек Сейд-Алиевич Шайкемелев,
доктор философских наук, заведующий отделом политологии Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, e-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2015 г.)
В статье рассматриваются основные направления этнополитики Республики Казахстан и отношение к ним представителей различных этнических групп. На основе анализа особенностей этносоциальной стратификации современного казахстанского общества и данных социологического мониторинга выявляются вызовы и угрозы стабильности этносоциальной сферы жизни республики. Они свидетельствуют, что осознание и оценка неравенства этнических групп в доступе к социальным ресурсам приобретает основное значение для этнической стратификации и является основным фактором повышения конфликтного потенциала межэтнических отношений. Основное внимание было уделено анализу конфликтного потенциала, заключающегося в структуре этнопроизводства и этнопрофессиональной стратификации Казахстана, различной степени адаптации этнических групп к новым социально-экономическим реалиям, проблемам внутренней нерегулируемой миграции, социально лингвистическим процессам и кадровой политике. При этом отмечаются определенные эффективные меры противодействия деструктивным тенденциям развития межэтнических отношений.
Ключевые слова: межэтнические отношения, конфликты, мониторинг, этнополитика.
Valentina Dmitriyevna Kurganskaya,
Doctor of Philosophy, Professor and Chief Researcher, Department of Political Science, Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies, Committee on Science and Scholarship of the Ministry of Education and Science (Republic of Kazakhstan), e-mail: [email protected]
Mukhtarbek Seid-Aliyevich Shaikemelev,
Doctor of Philosophy, Head of the Department of Political Science, Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies, Committee for Science and Scholarship, Ministry of Education and Science (Republic of Kazakhstan), e-mail: [email protected]
NEUTRALIZATION OF CHALLENGES AND THREATS IN THE SPHERE OF INTER-ETHNIC RELATIONS: RESULTS OF INTER-ETHNIC RELATIONS MONITORING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, 2015
This article examines the main directions of ethnic policy in the Republic of Kazakhstan and the attitudes of representatives of various ethnic groups towards them. The authors identify challenges and threats to stability in the ethno-social sphere using both theoretical features of ethno-social stratification of modern Kazakhstan society and by applying statistical data and the results of sociological monitoring. The article demonstrates that awareness and assessment of inequality of ethnic groups in access to social resources is taking on paramount significance in the ethnic stratification system and is becoming the main factor of the increasing potential for conflict based on the inter-ethnic relations. The authors pay particular attention to the analysis of conflict potential in the structure of ethno-production and ethno-professional stratification in Kazakhstan; differences in the adaptation levels ofethnic groups to new social and economic realities; problems ofunregulated internal migration; socio-linguistic processes; and personnel policy. The article also points out certain effective measures to counteract destructive tendencies in the development of inter-ethnic relations.
Key words: social conflict, inter-ethnic relations, migration, monitoring, ethno-social stratification, ethno-politics.
Введение
Республика Казахстан на практике доказывает, что проводит рациональную и в целом успешную межнациональную политику. За годы независимости приобретен значительный опыт политического регулирования процессов взаимодействия многочисленных национальных общин страны; выработана стратегия укрепления межнационального согласия; реализуется особая, казахстанская модель общежития различных национальностей, учитывающая особенности их культурно-исторического развития, органично соединяющая в себе универсальные принципы международного права и исторически сложившиеся особенности взаимоотношений национальных групп в Казахстане.
Вместе с тем механизмы реализации этнополитики требуют постоянного совершенствования, тонкой наладки. Сфера
межэтнических взаимодействий — поливариантно детерминированная и мультилинейно развивающаяся открытая система, чуткая к внешним и внутренним возмущениям, чрезвычайно сложна для управленческих воздействий. Поэтому в динамично меняющихся социальных, экономических, геополитических условиях, при появлении новых вызовов и угроз существующая модель политического регулирования межнациональных отношений должна постоянно корректироваться. Первостепенная значимость решения комплекса проблем, связанных с совершенствованием национальной политики в сфере превенции межэтнических конфликтов, с ростом ксенофобии и национализма, с распространением этнополитического радикализма определяет научно-теоретическую актуальность и политико-идеологическую востребованность мониторинга сферы межэтнических отношений.
В статье используются данные социологического исследования, проведенного в 2015 г. в рамках научно-исследовательского проекта Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК «Мониторинг межэтнической сферы как метод диагностирования эффективности государственной этнополитики». Научный руководитель проекта — доктор философских наук М.С.-А. Шайкемелев, доктор философских наук, профессор В.Д. Курганская. Социологический опрос 1000 респондентов во всех регионах страны был проведен согласно квотной выборке, учитывающей социально-демографическую структуру населения регионов.
Мониторинг межэтнической сферы в казахстанском обществе в 2015 г. показал, что межэтнические процессы протекают в конструктивном русле, между этническими группами сохраняются толерантные отношения. Однако существует ряд социально-экономических, управленческо-правовых, культурно-образовательных факторов, которые способны негативно отразиться на стабильности сферы межэтнических отношений казахстанского общества.
Этносоциальная структура казахстанского общества
как источник неравенства
Этносоциальная стратификация — это непрерывно развивающийся процесс воспроизводства структурированного и иерархи-зированного неравенства этнических групп. Индикаторами социального положения этнических групп в системе этносоциальной стратификации выступают такие различные факторы, как место в общественном разделении труда, доход, уровень жизни, социально-территориальные показатели, демографические показатели, перспективы социальной мобильности и профессионального роста, доступ к символическим и материальным ресурсам власти.
При этом важно отметить, что этническая стратификация включает в себя не только этническую сегментацию социума, но и способы формирования и воспроизводства этнического неравенства, передачи его от одного поколения к другому, а также особенности его восприятия обществом. Именно осознание и оценка социальной роли неравенства этнических групп в их доступе к тем или иным социальным ресурсам приобретает в системе этнической стратификации на современном этапе ключевое значение, являясь доминирующим фактором роста потенциальной конфликтности межэтнических взаимодействий. Степень конфликтности этносоциальной стратификации зависит даже не столько от масштабов неравенства этнических групп, сколько от отношения к этим различиям и от степени толерантности к ним массового сознания.
Современные экономические ниши этносов Казахстана, сформированные в структуре этнопроизводственной и этнопрофессио-нальной стратификации, заметно отличаются друг от друга, хотя и являются во многом традиционными для различных этносов страны. Под влиянием политических, социально-экономических и демографических процессов в современный период экономические стратегии этнических общностей претерпевают существенные изменения.
Анализ эволюционных изменений занятости двух наиболее многочисленных этносов республики — казахов и русских свидетельствует о противоположно направленных векторах этих изменений как о долгосрочном тренде. В 1989 г. удельный вес русских в структуре всего занятого населения равнялся 59,9 %, в 1999 г. — 32,1 %. Сокращение численности и доли русского населения происходит во всех секторах экономики и во всех видах экономической деятельности. Отмеченная тенденция характерна для всего европейского населения Казахстана в целом. Удельный вес казахов в составе занятого населения страны увеличился за 20 лет на 43,4 %. В промышленности, строительстве, транспорте и связи удельный вес работников казахской национальности вырос на 40,4 %1.
Сопоставительный анализ экономических стратегий двух основных этносов показывает, что этнические особенности отраслевой специализации сохранились, хотя можно отметить, что по сравнению с советским периодом произошло сближение конкурирующих областей. Казахи больше представлены в сельском хозяйстве, образовании, госуправлении; русские — в промышленности. Строительство, финансовая деятельность, торговля, транспорт и связь являются сферами их общих интересов. В случае этнической категоризации
1 Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК. URL: http://www.stat.gov.kz
борьба за перераспределение финансового и интеллектуального капитала может перерасти в формы жесткой конкуренции.
В связи с абсолютным численным доминированием казахов статистика фиксирует преобладание казахов почти во всех видах трудовой деятельности: в строительстве, промышленности, животноводстве; в бюджетных отраслях — науке, образовании, здравоохранении, культуре, а в последние 15-20 лет начинают преобладать в торговле.
Этносы страны условно можно разделить на аграрные и индустриальные. В аграрном секторе трудится большая часть дунган (69,5 %) и таджиков (69,5 %). Из наиболее многочисленных этносов РК в этом секторе задействовано 36,6 % курдов, 29,9 % узбеков, 27,6 % немцев, 24,4 % украинцев, 24,3 % уйгуров. Наиболее «индустриальными» этносами являются русские (16,8 %), украинцы (15,5 %) и татары (15,4 %). Сфера торговли является традиционной хозяйственно-экономической нишей корейцев (23,1 %), турок (20,9 %), уйгур (20 %)2.
8,3 % занятых в целом по республике являются руководителями разных уровней, из них 17,3 % — корейцы, 7,9 % — казахи, 9,3 % — русские, лидирующее положение занимают евреи — 27,5 %. Доля корейцев в общей численности населения РК менее 1 %, однако они довольно широко представлены в государственных органах власти, являются заметными фигурами в политической жизни страны. Среди корейцев высока доля специалистов высшего уровня квалификации — 18,4 %, тогда как в целом по Казахстану она составляет 12,9 %, среди казахов — 14,5 %, русских — 12,1 % и евреев — 33,8 %. Удельный вес неквалифицированных рабочих среди корейцев, как и следовало ожидать, оказался одним из самых низких — 6,5 %, что на 2 % выше, чем у евреев3. В целом по стране этот показатель равен 9,8 %, среди казахов — 9,4 %, русских — 10,2 %.
Если распределить занятое население корейцев РК по роду занятий, то наибольшее их число занято в сфере торговли — 23,1 %, промышленности — 11,0 %, строительстве — 10,3 %, образовании и здравоохранении — 10,2 %. В финансовой сфере доля корейцев составляет 6,4 %. Этот показатель самый высокий. В среднем по стране он равен 3,1 %, среди казахов — 3,4 %, русских — 3,0 %, татар — 3,3 %.
За прошедшие годы корейцы достигли в Казахстане значительных успехов в бизнесе. Они занимают довольно сильные позиции
2 Там же.
3 Ким Г.Н. Корейцы в экономике Казахстана за 75 лет: [Доклад на V Международной конференции "Корейцы в экономике Казахстана", Алматы, 29 ноября 2012 г.]. URL: http://www.academia.edu/3173841
на казахстанском рынке в следующих отраслях: финансы и банковское дело; строительство; мелкооптовая и розничная торговля; производство и продажа бытовой техники и электроники; оказание медицинских, юридических, консалтинговых услуг; сервисное обслуживание и досуг.
Другим этносом, который показывает высокие адаптационные способности, являются узбеки. Сегодня, согласно официальным данным, узбеки стали третьим по численности (после казахов и русских) этносом в республике. Впечатляет динамика роста их численности. Если в 1999 г. узбеков насчитывалось 370 тыс. человек (2,5 % населения Казахстана), то на начало 2015 г. — уже 520 тыс. (более 3 %). Узбекская диаспора населяет в основном приграничные территории Южно-Казахстанской области, где она составляет 17 % всех жителей. Кроме Южно-Казахстанской области, крупные кластерно-дисперсные группы узбеков живут сегодня в городах и пригородах Жамбылской области (около 30 тыс. человек, или 2,5 % населения). В связи с широким распространением трудовой миграции заметные сообщества узбеков появились и в других городах и регионах Казахстана — в Астане и Алматы, а также в Алматин-ской, Карагандинской, Мангистауской, Кызылординской областях. Большая часть узбекского этноса в Южно-Казахстанской области, как и прежде, занимается сельским хозяйством и животноводством. Следует отметить, что благодаря своей приверженности торговле и земледелию узбеки являются в целом экономически самодостаточными4.
Несмотря на объективные трудности переходного периода, коснувшиеся всех жителей страны, казахстанские узбеки относительно безболезненно пережили наиболее тяжелые годы. Объясняется данный факт традиционной занятостью узбеков в сфере торговли, услуг, а также в сельскохозяйственной сфере. Более того, в последние годы узбеки заметно продвинулись и в традиционных для казахов сферах. Например, в животноводстве узбеки уже составляют казахам серьезную конкуренцию5.
Представители узбекской диаспоры вполне интегрированы в общеказахстанскую социально-экономическую и культурную среду и ощущают себя полноправными гражданами страны. Определенные вопросы возникают по поводу малой доли узбеков в местных и центральных органах власти и существующей практики недостаточного учета мнений этнических меньшинств при решении повседневных проблем в сельских регионах.
4 Юнусова Р. Как живется узбекам в Казахстане? // Central Asia Monitor. 2015. 20 февр. URL: http://camonitor.com/15295-kak-zhivetsya-uzbekam-v-kazahstane.html
5 Там же.
Конфликтогенные факторы в межэтнических отношениях
и их тренды
Проблемы этнических меньшинств: уйгуров, курдов, чеченцев. Этнические меньшинства Казахстана пользуются такими же конституционными правами, как и коренной этнос. Однако в некоторых этнических общинах на протяжении многих лет сохраняются одни и те же проблемы, отсутствие или недостаточность правовой базы для решения которых порождает скрытое, а подчас и открыто демонстрируемое недовольство представителей этих этнических групп.
Например, уйгуры не могли договориться с властями Алматин-ской области по поводу сохранения своего культурного памятника— несколько лет уйгурская общественность Казахстана добивалась разрешения властей на то, чтобы облагородить так называемую «пещеру Назугум» в Кетменских горах Уйгурского района Алматинской области. Эта пещера связана с судьбой юной поэтессы — уйгурской девушки, которая спасалась в ней после подавления маньчжурами восстания местных народов под руководством Джахангир-ходжи в XIX в. История Назугум описана известным уйгурским поэтом Билал-Назымом, о ней были написаны повести, пьесы, романы. В 1956 г. известный казахстанский композитор Куддус Кужамьяров создал на основе фольклорных мотивов первую уйгурскую оперу «Назугум». В 1991 г. на киностудии «Узбекфильм» был снят художественный фильм «Назугум».
Несколько лет назад по своей инициативе жители с. Кетмень заасфальтировали дорогу к памятному месту, оградили его металлическими ограждениями и поставили памятник народной героине. Однако местные власти не давали официального разрешения на обустройство местности. Просьба уйгурских организаций и интеллигенции к властям в Астане об обустройстве местности была разрешена положительно в 2015 г.
Имеются социальные проблемы и у других национальных меньшинств. Почетный президент курдской ассоциации «Барбанг» Н. Надиров озвучил некоторые тезисы, касающиеся положения курдов: 1) у казахов и курдов много общего в культуре, на казахском языке свободно говорят большинство курдов; в целом курды очень хорошо ладят с казахами и не испытывают никаких притеснений по национальному признаку; 2) в локальном межэтническом конфликте между казахами и курдами в Южно-Казахстанской области были заинтересованы третьи силы, их целью было показать, что в Казахстане существует межнациональная рознь; 3) сейчас курдам необходимо знать четыре языка — казахский, русский, английский и свой родной; 4) во власти курды почти не представлены; 5) молодежь
испытывает трудности с получением образования из-за его высокой стоимости, есть проблемы с трудоустройством6.
Член правления чеченской ассоциации «Вайнах» Адам Бой-саев озвучил позицию чеченцев по отношению к стратегическим принципам этнополитики: 1) все народы Казахстана — одна семья, один народ. Есть Конституция и законы. Перед ними все равны. Ссоры бывают всегда, но нельзя допускать, чтобы они перерастали в массовые беспорядки. Где нет единства, нет будущего; 2) нужно работать над воспитанием подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма. Казахстанцам не нужна западная культура и идеология, надо свято чтить обычаи и традиции своих предков; 3) молодежи нужно учить и знать как минимум три языка — казахский, русский и английский7.
Из интервью руководителей этнокультурных объединений становится ясно, что притеснений по национальному признаку они в республике не отмечают. Они признают необходимость знания даже не трех языков, а четырех, призывают к воспитанию молодежи в патриотическом духе. Курдов беспокоит кадровая политика, доступность образования, безработица среди молодежи. Чеченцы акцентируют внимание на соблюдении принципа равенства всех граждан страны перед законом, на необходимости соблюдения по-литкорректности в публикациях СМИ.
Конфликтный потенциал внутренней миграции. Ежегодно по стране, согласно официальной информации, перемещается треть миллиона внутренних мигрантов, и только половина из них находит в городах работу и приобретает жилье. Причина внутренней миграции, которая идет в основном по линии «село — город», — поиски работы и жилья. Мигрируют в большинстве своем казахи.
Однако далеко не все мигранты, даже прожившие в городе много лет, добиваются того, ради чего они покинули родные места. Многие из них продолжают снимать дачи, квартиры, общежития, зачастую не имеют постоянной работы и существуют на пособие детей и пенсии стариков.
В последнее время получила большое распространение так называемая «маятниковая миграция», когда на заработки в крупные города приезжают жители областных центров. Одна из сфер их деятельности — пассажирские перевозки. Зоны скопления людей
6 Надир Надиров: «Курды очень хорошо ладят с казахами и не испытывают никаких притеснений» // Central Asia Monitor. 2015. 13 марта. URL: http://camonitor. com/15608-nadir-nadirov-kurdy-ochen-horosho-ladyat-s-kazahami-i-ne-ispytyvayut-nikakih-pritesneniy.html
7 О том, как живется чеченцам в Казахстане // Central Asia Monitor. 2015. 6 марта. URL: http://camonitor.com/15517-o-tom-kak-v-kazahstane-uzhivayutsya-chechency-i-kazahi.html
(вокзалы, аэропорты, рынки и пр.) поделены между конкурирующими группировками.
Хотя большинство мигрантов оценивают вероятность социальных протестов в Алматы как минимальную, почти каждый десятый респондент предполагает, что протесты и забастовки могут произойти в перспективе от одного месяца до года, а принять участие в протестных акциях готов каждый шестой респондент.
В этническом разрезе готовность к «мягким» формам протеста демонстрируют в основном русские респонденты, а к «жестким» — казахи8. Зачастую трудовые мигранты замечают неодобрительное отношение к себе со стороны коренных жителей, которые выражают недовольство тем, что приезжие, соглашаясь на низкую зарплату, становятся их конкурентами на рынке труда.
Среди не нашедших своего места в городе мигрантов довольно большое количество тех, кого бы устроил отъезд из Алматы людей других национальностей, занимающих, как они считают, их рабочие места и жилье. Но при этом трудовые мигранты не собираются принимать участие в акциях протеста, подрывающих внутреннюю стабильность в стране. «Мир и благополучие в стране» для них важнее остальных проблем. Однако мирные протесты при определенных условиях могут принять агрессивные формы.
Внутренняя миграция нуждается в государственном регулировании еще и потому, что трудовые ресурсы страны крайне неравномерно распределены между южными трудоизбыточными регионами и северными и восточными областями, теряющими квалифицированных специалистов из-за оттока населения. Так, за январь — июнь 2015 г. отрицательное сальдо миграции по Восточно-Казахстанской области составило 3799 человек9. Чаще всего это представители нетитульных национальностей, экономически активное население области (имеющие среднее специальное или высшее образование).
Однако государство уже имеет позитивный опыт регулирования миграционных процессов. В Северо-Казахстанском государственном университете и в колледжах области в 2015 г. обучалось 650 молодых людей из Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. В основном они осваивают технические и сельскохозяйственные профессии. По программе социального партнерства между профессиональными колледжами и бизнесом предусмотрено прохождение
8 Внутренняя миграция в г. Алматы (по результатам социологического исследования). Алматы: Исследовательский институт международного и регионального сотрудничества при КНУ, 2015.
9 Бюллетень Департамента статистики Восточно-Казахстанской области Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Серия 22. Демография. 2015: Миграция населения Восточно-Казахстанской области, январь — июнь 2015 года.
практики студентами на предприятиях области. На 2015 г. участникам программы «Серпин-2050» из республиканского бюджета было выделено 82 млн тенге.
Языковые проблемы. В своем первом заявлении новый министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев заявил, что вне зависимости от того, на каком языке ведется обучение в школе, все средние школы будут изучать казахскую литературу, историю Казахстана и географию на государственном языке. В старших классах ученики будут изучать информатику, физику, химию, биологию на английском языке.
Однако и уже реализуемые программы решения языковой проблемы не устраивают значительную часть как казахскоязычного, так и русскоязычного населения. Родители детей из русскоязычных школ выражают обеспокоенность, что их дети не овладеют в школе навыками языковой компетентности в области государственного языка, и видят причину этого в слабой методической базе преподавания.
Дефицит учителей в русских школах к концу учебного года в Атырауской области составил 246 специалистов. К началу 2015/16 учебного года областному акимату удалось под обещание предоставить льготную ипотеку пригласить из Актюбинской и Западно-Казахстанской областей всего лишь 16 учителей.
Остро стоит вопрос об учителях русского языка для казахских школ. Подобная ситуация наблюдается на юге страны. В сентябре аким Южно-Казахстанской области Б. Атамкулов провел встречу с членами Ассамблеи народа Казахстана Южно-Казахстанской области и председателями этнокультурных объединений. В своих выступлениях участники встречи обратили внимание акима области на проблему дефицита учителей русского языка в школах, а также на сократившееся количество абитуриентов в русскоязычных группах по педагогическим специальностям в вузах.
На нехватку учителей, способных работать в классах с русским языком обучения, сетуют директора шымкентских школ. Как отметила на встрече акима области с членами АНК директор Шым-кентской школы-гимназии № 45 Р. Пак, в системе образования могут возникнуть серьезные проблемы, когда уйдет на пенсию старшее поколение педагогов. Ректор Южно-Казахстанского педагогического института О. Аяшев объяснил дефицит педагогических кадров небольшим количеством грантов по специальности «русский язык» и отсутствием желающих учиться по этой специальности на платной основе из-за непрестижности профессии учителя.
Такого рода казусы становятся неизбежными, когда чиновники из образовательной сферы не выполняют стратегическую линию государства на трехъязычие и тем самым сужают карьерные перспективы молодежи.
Межэтнические проблемы в общественном мнении: анализ
результатов анкетного опроса
Оценка жизненно важных проблем. Как показало социологическое исследование, наиболее значимыми для казахстанцев остаются экономические проблемы. Высокие цены на услуги, товары, низкий уровень зарплаты — основные проблемы, которые волнуют граждан Казахстана. Третья весьма важная проблема - коррупция. В пятерку наиболее острых проблем респонденты включили также отсутствие хорошей работы и экологические проблемы.
Языковая проблема входит в число наиболее острых в межнациональных отношениях. В нашем опросе она беспокоит около 20 % респондентов. Однако ее остроту отмечают в основном респонденты из числа этнических меньшинств. Согласно полученным данным, для русских и казахов языковая проблема на фоне проблем экономических менее значима вследствие распространения двуязычия в Казахстане.
Что касается обеспокоенности языковыми проблемами этнических меньшинств, то одно из объяснений такого положения вещей может заключаться в том, что в национальных школах (узбекских, уйгурских, таджикских) преподавание ведется на национальном языке, а единое национальное тестирование (ЕНТ) выпускникам этих школ приходится сдавать на казахском или русском языке. Вследствие этого многие из них отказываются принимать участие в ЕНТ или показывают слабую подготовку.
Социально-психологическое состояние респондентов различных этнических групп значительно разнится. Казахи и этнические меньшинства проявляют достаточно позитивный настрой: они более оптимистичны, уверены в себе, спокойны, надеются на разрешение своих проблем (рис. 1).
Как представляется, в значительной степени пессимистические установки русских обусловлены как боязнью потерять свой статус из-за возможного изменения национальной политики, так и внешними факторами (конфликтом в Украине и обострением отношений между Россией и мировыми державами). Значительную роль в нагнетании этих настроений играет и рост использования «языка вражды» в СМИ, и слухи, распространяющие негативную информацию о внутриполитических процессах в стране.
Различные этнические группы, несмотря на оптимистические в целом социальные настроения, довольно высоко оценивают вероятность появления конфликтного сценария развития отношений между бедными и богатыми, населением и властями — такую возможность не исключают от одной шестой до четверти респондентов.
Казахи
..... 40,3%
138,1%
47,6%
15|3% I 12.4% II 15,1%
23,2%
] 25,1%
Русские
\ 29.8%
'✓л >7334/
18,8% 22,0%
1 з.з%
I 9.2%
38,1%
1 22.9%
] 30,7%
Другие__
■ 36,7% 33,1%
___I 42,4%
11й555М!М5н==»Д!Га5531В1М11й555М!М5нИ
10,8% 10,8%
27,3%
1 17,3%
] 22,3%
I Спокойствие СИ Надежда на решение своих проблем О Агрессивность 5 Уверенность Е2 Страх перед будущим Ш Апатия, безразличие
О Оптимизм
И Озлобленность
□ Озабоченность
Рис. 1. «Какое состояние присуще, по Вашему мнению, большинству жителей Вашего населенного пункта?»
Разительно отличаются от генеральной совокупности оценки возможности межнациональных конфликтов в будущем у русских респондентов — почти треть из них не исключает такого сценария развития отношений между этносами (рис. 2). Скорее всего, прогнозы этой части русского населения связаны с теми факторами, о которых говорилось выше.
Языковая ситуация. Языковые процессы в стране продолжают оставаться ареной острых дискуссий. Несмотря на постепенное расширение сферы казахского языка и сохранение употребления русского языка, некоторые общественные деятели продолжают
Лицами разных национальностей
Людьми с разным вероисповеданием
Бедными и богатыми
Населением и властями
-| 18,6%
ЛзЖ"
Ц 29,2%
_115,1%
Жо%
□ 21,6%
3200% 18,7%
Ц 25,3%
-115,2%
~ I 23,8% -120,5%
□ Казахи □ Русские □ Другие
Рис. 2. «Как Вы считаете, могут ли в Вашем населенном пункте обостриться отношения между ...?» (распределение утвердительных ответов)
обострять языковую ситуацию. В нашем исследовании большинство казахских респондентов считают, что значение казахского языка возрастает без ущерба для русского языка, и только шестая часть респондентов полагает, что русский язык продолжает доминировать, а положение казахского языка не меняется. Оценки языковой ситуации русскими и казахскими респондентами разнятся значительно. Русских респондентов, которые считают, что значение казахского языка в обществе возрастает, а русского снижается, вдвое больше, чем респондентов казахских. Лишь 24,2 % русских респондентов (44,3 % казахских) считают, что значение казахского языка возрастает без ущерба для русского (рис. 3).
Казахи
■ Значение казахского языка возрастает без ущерба для русского языка
□ Значение казахского языка возрастает, а русского снижается
□ Русский язык продолжает доминировать, а положение казахского языка не меняется
□ Русский язык гюололжает ломиниоовать. а значение казахского языка снижается
Рис. 3. «Какова, на Ваш взгляд, динамика языковых процессов в Казахстане?»
Очевидно, что основы языковой компетенции закладываются в системе среднего образования. Поэтому переход к трехъязычию, озвученный в 2015 г. на августовском совещании работников об-
разования, практически означает решение языковых проблем в казахстанском обществе. Однако согласно нашему исследованию, далеко не все респонденты удовлетворены качеством преподавания государственного языка в средней школе — среди респондентов-казахов таких оказалось около двух третей, среди респондентов из этнических групп — половина, среди русских — чуть больше трети.
Возможность употребления родного языка в общественной сфере закреплена в международных документах, в частности в рекомендациях ОБСЕ, членом которой Казахстан является. Незначительное количество респондентов отрицательно ответило на вопрос о возможности использования их родного языка в административной сфере. Большинство респондентов считают, что либо такая возможность есть, либо они не видят в этом необходимости. Тем не менее только половина респондентов не сталкивалась с какими-либо трудностями из-за языковых проблем (не всегда в официальных учреждениях предоставляются бланки на двух языках, при приеме на работу требуется знание государственного или русского языка).
Большинство респондентов всех национальностей считая, что для качественного овладения русскоязычным населением государственным языком необходимо правильно организовать обучение языку с раннего возраста. Более двух третей респондентов этнических меньшинств и русских респондентов полагают, что методические пособия по изучению казахского языка должны соответствовать современным научным, методологическим и дидактическим требованиям, новейшим методам обучения, считают неприемлемыми принудительные меры и форсирование реализации Закона о языках. Около половины казахских респондентов высказалось за создание качественных методических пособий по изучению казахского языка, и четверть их выступает против принудительных мер по овладению государственным языком и форсирования выполнения Закона о языках.
Кадровая политика. Активное участие населения в решении общественно-политических проблем страны — условие развития казахстанского общества по демократическому пути. Более половины казахских респондентов и респондентов этнических меньшинств считают, что у них есть возможность участвовать в решении важнейших социально-политических проблем Казахстана в таких формах, как выборы, СМИ, участие в деятельности политических партий и общественных организаций. Русские респонденты оценивают такую возможность скептически. По мнению более 30 % опрошенных, их возможности участия в решении важнейших социально-политических проблем страны ограничены.
Представленность всех этносов в органах власти — одна из форм их участия в принятии важных государственных решений. Социологический опрос показал, что казахские респонденты более всех удовлетворены представленностью своего этноса в местных органах власти. Отрицательные ответы на этот вопрос дали около 10 % опрошенных казахов. Около 30 % русских респондентов и респондентов других этносов не удовлетворены положением своих этнических групп в системе органов власти.
Разнятся и оценки опрошенных относительно представленности этносов в республиканских органах управления. Русские респонденты и респонденты из других этнических групп не удовлетворены представительством во власти в большей степени, чем казахские.
Для большинства представителей всех этнических групп безразлична национальность должностного лица, к которому они идут решать свои вопросы. Большее недоверие сохраняется к другим этносам у русских респондентов (табл. 1).
Таблица 1
«Если Вам придется обратиться к должностному лицу, будет для Вас иметь значение его национальность?»
Казахи Русские Другие
Да 11,1 % 22,4 % 10,8 %
Нет 77,2 % 63,0 % 78,4 %
Затрудняюсь ответить 11,4 % 14,6 % 10,8 %
Оценка межэтнических отношений. Равенство всех граждан перед законом независимо от национальности зафиксировано законодательством Республики Казахстан. Большинством казахских респондентов и респондентов других этнических групп разделяется мнение, что принцип равноправия всех этносов перед законом соблюдается. Высокую оценку казахстанской Фемиде в соблюдении равноправия дают практически все казахские респонденты. Вместе с тем около трети некоренного населения отрицает строгое соблюдение принципа равноправия этносов (рис. 4).
Респонденты довольно высоко оценили межнациональные отношения как по месту жительства, так и в республике в целом. Наиболее доброжелательными эти отношения представляются казахам и этническим меньшинствам. Русские респонденты более критичны в оценке межнациональных отношений как по месту своего проживания, так и в стране.
Преобладающее большинство респондентов всех этнических групп и их близкие не оказывались в конфликтной ситуации этнического характера в течение последнего года, но в то же время
46,0%
40,6% V}
23,7%
771 14,3%
3,6%
Казахи ■ Да, безусловно [3 Скорее да, чем нет
Русские П Скорее нет, чем да □
И Нет, этот принцип
практически не соблюдается
Другие
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 4. «Соблюдается ли принцип равенства всех граждан независимо от национальности перед законом?»
наличие конфликтных ситуаций отмечает каждый десятый русский респондент. Среди казахских респондентов и респондентов других этнических меньшинств таких оказалось вдвое меньше.
Как следует из ответов респондентов, большинство конфликтных ситуаций возникает на бытовой почве. Основная стратегия разрешения конфликта — переговоры. Что касается других вариантов действий в конфликтной ситуации, то у разных этнических групп они несколько отличаются. Если казахи и русские респонденты предпочтут обращение в органы правопорядка, то этнические меньшинства предпочтут выступить на стороне своей национальности. Следующий по значимости способ поведения при возникновении конфликта: у казахов — выступление на стороне своей национальности, у русских — выступление на стороне пострадавших, у других этнических групп — обращение за помощью в этнокультурное объединение (ЭКО) и Ассамблею народов Казахстана (АНК) (рис. 5). Такие стратегии поведения говорят о высокой внутригрупповой сплоченности казахов и других этносов (кроме русских) и об авторитете ЭКО и АНК у этнических меньшинств (кроме русских).
Экономическое благополучие является основой стабильности в обществе, а истоки социальной протестности кроются в экономическом неравенстве. В нашем исследовании довольно значительная прослойка казахского населения (почти половина) считает, что другие национальности в Казахстане живут лучше коренных жителей. Респонденты других этнических групп также утверждают, что живут хуже других национальностей (рис. 6). Неудовлетворенность экономическим положением, зависть к более удачливому соседу, особенно если он другой национальности, порождает негативные этнические стереотипы.
9,8%
]
17,5%
32,9%
4,0% 11,5% 1-9%
И 19,7%
Ц 8,6%
Казахи 18,2%
29,2%
15,2%
{Ц>%
А 4,3% 2-9%
Ц 11,6%
■ Сделаю вид, что ничего не произошло
□ Постараюсь смягчить ситуацию путем переговоров, увещеваний
□ Вступлю в открытый конфликт на стороне моей национальности
■ Выступлю на стороне пострадавших
□ Обращусь за помощью в органы правопорядка
□ Обращусь за помощью в НКЦ, АНК
□ Обращусь в СМИ
5 Приму участие в акциях ] протеста
□ Затрудняюсь ответить
Другие
Рис. 5. «Как Вы поведете себя в ситуации, если будет задето Ваше национальное достоинство или нарушены права Вашей национальности?»
Казахи
16,8%
29,3%
19,8%
Русские
9,1%
28,3%
16,4%
18,7%
Другие
5,8% 32,4% 16,5% 20,9%
Полностью согласен Частично согласен
Частично не согласен Полностью не согласен
Рис. 6. «Считаете ли Вы, что другие национальности живут в Казахстане лучше, чем Ваша национальность?»
В современном Казахстане, как показывает опрос, нет этносов-изгоев, все этнические группы гордятся своей национальностью, большинство опрошенных не чувствуют никакого отчуждения со стороны лиц другой национальности. Только единицы хотели бы изменить свою национальность. Однако пятая часть русских респондентов и респондентов других этнических групп, а также 15 % опрошенных казахов сталкиваются с неуважением со стороны людей другой национальности.
Оценка национальной политики. Согласно официальной линии, в Казахстане строится государство как общий дом для всех этносов без каких-либо привилегий и дискриминации по этническому признаку, но при этом каждый этнос имеет возможность сохранения своих национальных особенностей. С такой оценкой национальной политики согласно 50 % опрошенных респондентов-казахов и других этнических групп и немногим более 25 % русских респондентов. Среди них незначительно, но преобладает точка зрения, согласно которой многонациональное государство строится с учетом особенностей культуры, обычаев, традиций и менталитета казахов и определенными привилегиями для казахского этноса. С такой позицией согласна пятая часть респондентов других этнических групп и почти столько же казахских респондентов. Незначительное число респондентов считает, что строится мононациональное государство с последующим вытеснением других национальностей. Десятая часть респондентов некоренного населения полагает, что создается мононациональное казахское государство, предполагающее последующее вытеснение представителей других национальностей (рис. 7).
Казахи 1 70/ ■ Создается государство как
I. / /о общий дом для всех этносов без каких-либо привилегий и дискриминации по этническому признаку
Создается многонациональное государство с учетом особенностей культуры, обычаев, традиций и менталитета казахов и определенными привилегиями для них
Создается мононациональное казахское государство с последующей культурной ассимиляцией других этносов
Создается мононациональное казахское государство, предполагающее последующее вытеснение других этносов
Рис. 7. «Какая политика, на Ваш взгляд, проводится в Казахстане в сфере межнациональных отношений?»
Другие
1,4% □
19,4% 12,2%
Респонденты выделили наиболее эффективные пути укрепления межнационального согласия в стране. Главными факторами, по мнению респондентов всех этнических групп, являются повышение жизненного уровня казахстанцев и действенная система воспитания культуры межэтнического общения через СМИ, образование и т.д. Третьим по значимости фактором укрепления межнационального мира казахи считают ускоренное внедрение казахского языка во все сферы жизни; русские — специальный закон о статусе русского как официально употребляемого языка; этнические меньшинства — цензуру в СМИ, в том числе и виртуальных, более жесткое наказание за разжигание межнациональной розни (рис. 8).
49,7%
63,5%
□
Нужна система воспитания культуры межэтнического общения через СМИ, образование и т.д., учитывающая многонациональный состав казахстанского общества
Нужно повышать уровень жизни всех казахстанцев
Нужно ускорить внедрение казахского языка во все сферы жизни
'< 2,9%
У, / /О 32,9%
44,3% 53,3%
53,0%
о.
а:
20,1% 63,4% 32,8%
Щ Нужна цензура в СМИ, в том числе и виртуальных, более жесткое наказание за разжигание межнациональной розни
Нужен специальный закон о статусе русского как официально употребляемого языка
Ничего не надо менять, все и так хорошо
| | Нужны специальные законы, защищающие права этнических меньшинств
14,2%
6,0% 9,7%
Рис. 8. «Каковы, по Вашему мнению, наиболее эффективные пути укрепления межнационального согласия в настоящее время?»
Заключение
Социологический анализ показал различия в степени адаптации этнических групп к новым социально-экономическим реалиям. Государство должно позаботиться прежде всего о казахском населении, проживающем в сельской местности и небольших городах. Эта часть казахского населения имеет ограниченные возможности для роста конкурентоспособности. Не решив проблему сельских казахов, которые нуждаются в создании рабочих мест на селе и условиях для социокультурного развития, невозможно решить проблемы консолидации казахстанского общества. В выравнивании стартовых уровней большая роль отводится получению качественного образования.
Национальная политика, проводимая руководством страны, устраивает большинство населения. Всех людей независимо от национальности волнуют практически одни и те же проблемы социально-экономического характера: низкий уровень зарплаты; дороговизна услуг, товаров; экология; коррупция. Решение проблем респонденты всех национальностей видят в улучшении экономической ситуации в стране.
Таким образом, на современном этапе развития страны перед органами, ответственными за разработку и проведение национальной политики, встают новые и сложные задачи по купированию процессов, ведущих к активизации существующих негативных трендов в сфере межэтнических отношений. Прежде всего это социально-экономические проблемы, а также трудности в получении образования; языковая проблема; отсутствие перспектив профессионального роста, которые негативно сказываются и на общей социально-психологической атмосфере в стране. Уже сейчас значительная часть населения страны испытывает тревогу и озабоченность своим будущим.
Хотя большинство респондентов предпочитает мирные стратегии разрешения конфликтных ситуаций этнического характера, однако часть их потенциально готова вступить в открытое противостояние на стороне своей национальности. Произошедшие в последние годы конфликты показывают, что этническая мобилизация осуществляется в самые короткие сроки.
Одной из наиболее острых и активно обсуждаемых проблем остается слабая представленность этнических групп во властных структурах, формирующая миграционные настроения и перекладывание ответственности за кризисное состояние дел в стране на коренной этнос. В этой связи целесообразно специальным правитель-
ственным распоряжением закрепить положение о том, что в местах компактного проживания этнические меньшинства должны быть представлены в органах местной исполнительной и законодательной власти.
Деполитизация языковой проблемы — неотложная задача государственной этнополитики. Без ее решения самый взвешенный и сбалансированный закон о языках неизбежно будет расцениваться как узаконенное ущемление прав национальных групп одной частью населения республики и как дискриминация интересов коренной нации — другой частью.
В решении языковой проблемы должна неукоснительно соблюдаться презумпция компромисса и сотрудничества над ультимативностью и противоборством; приоритет эволюционного развития над насильственным вмешательством. В нынешних условиях в регионах со значительной долей русскоговорящего населения необходимо сохранить фактический статус русского языка, не отменяя юридического признания за казахским языком статуса единственного государственного языка. Такое компромиссное решение позволит снизить напряженность межэтнического противостояния и миграционные настроения.
ЛИТЕРАТУРА
Бюллетень Департамента статистики Восточно-Казахстанской области Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Серия 22. Демография. 2015: Миграция населения Восточно-Казахстанской области, январь — июнь 2015 года.
Внутренняя миграция в г. Алматы (по результатам социологического исследования). Алматы: Исследовательский институт международного и регионального сотрудничества при КНУ, 2015.
Ким Г.Н. Корейцы в экономике Казахстана за 75 лет: [Доклад на V Международной конференции "Корейцы в экономике Казахстана", Алматы, 29 ноября 2012 г.]. URL: http://www.academia.edu/3173841
Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК. URL: http://www.stat.gov.kz
Надир Надиров: «Курды очень хорошо ладят с казахами и не испытывают никаких притеснений» // Central Asia Monitor. 2015. 13 марта. URL: http://camonitor. com/15608-nadir-nadirov-kurdy-ochen-horosho-ladyat-s-kazahami-i-ne-ispytyvayut-nikakih-pritesneniy.html
О том, как живется чеченцам в Казахстане // Central Asia Monitor. 2015. 6 марта. URL: http://camonitor.com/15517-o-tom-kak-v-kazahstane-uzhivayutsya-chechency-i-kazahi.html
Юнусова Р. Как живется узбекам в Казахстане? // Central Asia Monitor. 2015. 20 февр. URL: http://camonitor.com/15295-kak-zhivetsya-uzbekam-v-kazahstane. html
REFERENCES
"Nadir Nadirov: 'Kurdy ochen' khorosho ladiat s kazakhami i ne ispytyvaiut nikakikh pritesnenii'," Central Asia Monitor. 13 marta. 2015., URL: http://camonitor. com/15608-nadir-nadirov-kurdy-ochen-horosho-ladyat-s-kazahami-i-ne-ispytyvayut-nikakih-pritesneniy.html
"O tom, kak zhivetsia chechentsam v Kazakhstane," Central Asia Monitor. 6 marta. 2015, URL: http://camonitor.com/15517-o-tom-kak-v-kazahstane-uzhivayutsya-chechency-i-kazahi.html
Biulleten' Departamenta statistiki Vostochno-Kazakhstanskoi oblasti Komiteta po statistike Ministerstva natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan. Seriia 22. Demografiia. 2015: Migratsiia naseleniia Vostochno-Kazakhstanskoi oblasti, ianvar' — iiun' 2015 goda.
Iunusova, R. "Kak zhivetsia uzbekam v Kazakhstane?" Central Asia Monitor. 20 fevr. 2015, URL: http://camonitor.com/15295-kak-zhivetsya-uzbekam-v-kazahstane. html
Kim, G. N. Koreitsy v ekonomike Kazakhstana za 75 let: [Doklad na V Mezhdunarodnoi konferentsii "Koreitsy v ekonomike Kazakhstana", Almaty, 29 noiabria 2012 g.], URL: http://www.academia.edu/3173841
Komitetpo statistike Ministerstva natsional'noi ekonomiki RK. URL: http://www. stat.gov.kz
Vnutrenniaia migratsiia v g. Almaty (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniia). Almaty: Issledovatel'skii institut mezhdunarodnogo i regional'nogo sotrudnichestva pri KNU, 2015.