Научная статья на тему 'Трансформация культурной традиции в современном искусстве Казахстана'

Трансформация культурной традиции в современном искусстве Казахстана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
756
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ЖИВОПИСЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ергалиева Р.А.

Статья посвящена проблемам самоидентификации в современной живописи Казахстана. Главные траектории искусства этого периода активное стремление к глубинной самоидентификации, формиро-вание национальной идеи и мощная потребность выхода на мировую художественную арену. Живопись Казахстана это культурный феномен, постоянно движущийся вперед, обогащающийся из глубин соб-ственной традиции и в диалоге с новациями мирового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ергалиева Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация культурной традиции в современном искусстве Казахстана»

Был награжден многими грамотами и дипломами областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок и фотоконкурсов.

Его главная страсть в жизни - наблюдение за природой, жизнью простых людей и любовь к этому «обычному и не примечательному» для многих миру. В каждой картине, снимке или рассказе - радость настоящего мгновения.

Написано Владимиром Николаевичем немного - всего несколько книг с рассказами о природе, о своей жизни, изданных в местной типографии небольшим тиражом и напечатанных частично в местных газетах.

В 2012 году Владимир Николаевич передал документы в КГУ «Государственный архив» Управления архивов и документации Восточно-Казахстанской области.

Документы были подвергнуты научно-технической обработке и вошли в ф. 79 «Коллекция документов личного происхождения» опись № 22 в количестве 26 дел за 1952-2012 гг. Физическое состояние дел удовлетворительное. К описи составлено «Предисловие».

Помимо книг в опись вошли и документы о награждении В.Н. Нетисова грамотами, благодарственными письмами, дипломами от Восточно-Казахстанского областного комитета комсомола, Предгорнен-ского райкома комсомола, от Восточно-Казахстанского областного Совета Казахского общества природы, Глубоковского отдела культуры и спорта и от Акима Глубоковского района за отличные успехи в работе, за активное участие в жизни комсомола.

Статьи Н. Максимова, Ю. Назаренко, Т. Орловой, И. Петровой и других о В. Н. Нетисове, вырезки из газет «Рудный Алтай», «7 дней» и «Огни Прииртышья»; отзывы В. Буренкова - члена Союза писателей СССР, Р. Н. Шепко на рукопись В. Н. Нетисова «Охота без выстрелов»; машинописный вариант писем В. Н. Нетисову из редакции детского журнала «Костёр», из редакции журнала «Охота и охотничье хозяйство» по поводу публикаций фотографий и издания книг. Также вошло 6 фотоальбомов с работами В.Н. Нетисова, вырезки работ из газет «Рудный Алтай», «Огни Прииртышья», «Дружные ребята» и «Казахстанская, правда», 2012 год, и вышеперечисленные книги [6]

Не стало Владимира Николаевича Нетисова 10 мая 2013 год, похоронен в селе Черемшанке Глубоковского района Восточно-Казахстанской области.

Творчество Владимира Николаевича - это целая эпоха в истории и культуре Восточного Казахстана. 25 марта 2017 году прекрасному художнику, фотографу и писателю Владимиру Николаевичу Нетисову исполнилось бы 80 лет.

Список источников

1. ГАВКО, ф. 76, оп. 22, предисловие.

2. Нетисов, В. Н. Коробочка красок / В. Н. Нетисов. - Усть-Каменогорск, 2004. - с. 296 с.

3. ГАВКО, ф. 76, оп. 22, предисловие.

4. ГАВКО, ф. 76, оп. 22, предисловие.

5. Нетисов, В.Н. От «Любителя» до цифрового фотоаппарата / В.Н. Нетисов. - Усть-Каменогорск : Шыг-ыс Полиграф, 2012. - 304 с.

6. ГАВКО, ф. 76, оп. 22, предисловие.

7. www.proza.ru/avtor/231099231099ma. УДК 7.036(574)

Р. А. Ергалиева

Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова,

Алматы, Казахстан

ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА

Статья посвящена проблемам самоидентификации в современной живописи Казахстана. Главные траектории искусства этого периода - активное стремление к глубинной самоидентификации, формирование национальной идеи и мощная потребность выхода на мировую художественную арену. Живопись Казахстана - это культурный феномен, постоянно движущийся вперед, обогащающийся из глубин собственной традиции и в диалоге с новациями мирового искусства.

Ключевые слова: Казахстан, культура, традиции, живопись, идентичность, инновации.

R. Yergaliyeva M.O. Auezov Institute of Literature and Arts, Almaty, Kazakhstan

THE TRANSFORMATION OF THE CULTURAL TRADITION IN THE CONTEMPORARY ART OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to self-identification problems in modern painting of Kazakhstan. Active aspiration to deep self-identification, formation of national idea and strong requirement of an exit to the world art scene are the main tendencies of contemporary art. Painting of Kazakhstan is a cultural phenomenon, constantly moving forward, enriched from depths of own tradition and in dialogue with innovations of world art.

Keywords: Kazakhstan, culture, traditions, painting, identity, innovations.

Период независимости, обретение суверенитета, активное вхождение Казахстана в мировое сообщество, поставили перед национальной культурой новые духовные и творческие задачи. Одной из важнейших стала задача национальной культурной самоидентификации, необходимость выразить свой взгляд на общечеловеческие мировоззренческие вопросы, гуманитарные и культурные ценности. Этнокультурное самоопределение во все более активно внедряющем свои ориентиры внешнем мире стало актуальной задачей.

В этой ситуации определяющими вопросами для изобразительного искусства стали, во-первых: идеи и принципы национальной культурной памяти, трансформации древнего и средневекового пластического наследия, во-вторых: экзистенциальные проблемы человеческого и социального бытия. В целом такая ситуация характерна для общемировой художественной практики современности, проявляясь самобытно в разных культурных регионах Запада и Востока, она определяет основные направления развития мирового искусства.

Наступление мировых глобализационных вызовов совпало в Казахстане с новым этапом национальной истории, вдвойне стало временем масштабных социальных, идеологических, духовных преобразований.

Этот период внес новое содержание во все виды искусства. С одной стороны культура и изобразительное искусство суверенного Казахстана получили возможность свободной самореализации, глубинного внутреннего самопознания. В изобразительном искусстве этого периода отразились фундаментальные тенденции развития общественного сознания Казахстана, преломились и художественно трансформировались наиболее емкие идеи и смыслы современной национальной духовности. Её главные траектории - активное стремление к глубинной самоидентификации, формирование национальной идеи и мощная потребность выхода на мировую художественную арену.

С другой стороны появилась возможность настоящего выхода на широкую международную арену, возможность сравнить и увидеть себя рядом с другими национальными культурами. В страну хлынул мощный информационный поток, оказавший немалое влияние на сознание художников, принципы и даже виды творческой деятельности. Окончательное падение железного занавеса привело культуру Казахстана к тотальной встрече с огромной информацией об инновациях культур Запада и Востока XX века. Все это во многом повлияло на процессы развития искусства. И если в начале 1990-х информационный поток вылился в своеобразный художественный шок и усиленное развитие инновационных творческих практик актуального искусства, то постепенно, словно получив прививку и пройдя искушение всевозможными новаторскими поисками, изобразительное искусство смогло сохранить свое лицо и профессиональный уровень.

Концептуальной основой для изобразительного искусства Казахстана в эпоху глобализации стал фактор абсолютной самостоятельности. Зародившееся и сформировавшееся в советский период изобразительное искусство Казахстана впервые начало развиваться без внешней идеологии и цензуры. Утрата советской идеологии и развитие казахского искусства впервые в новейшее время как самодостаточного феномена обусловили активный поиск им подлинных духовных опор, преемственности художественных принципов и инновационных возможностей.

Идеологический центр общей советской культуры исчез безвозвратно, а эпицентры развития национальных культур постсоветских государств де-юре восстановили свои истинные исторические координаты и параметры. Нельзя не сказать, что эта резкая переориентация, как в свое время переориентация народного казахского искусства на искусство изобразительное (1920-1930-е гг.) внесла свои коррективы в ситуацию в искусство периода независимости. Де-факто изобразительное искусство независимого Казахстана вплоть до настоящего времени находится в реалиях поиска и становления. Разнообразие и противоречивость существующих художественных течений, стилей и творческих практик казахских художников говорит не только о свободе творчества в отечественном искусстве, но и о длительности периода становления современного искусства.

Современное искусство Казахстана дает наглядное представление о безграничных возможностях живописи, о поисках казахскими художниками новых путей в этом «старом» виде искусства, а также о новом возвращении современной живописи Казахстана к вечному синкретизму древнего искусства наших предков. Единым и очень активным, особенно в первой половине 1990-х годов стал процесс трансформации художественной формы. Средства и способы изображения, обобщения стремительно изменяются в сторону символизации, знаковости, условности и метафоризации.

Создание художниками своих творческих концепций в тесном сплаве с традиционными представлениями казахов, становится одним из отличительных признаков искусства этого десятилетия. Удивительные откровения - сочетания светоносной живописной формы и пульсирующего энергетикой духа создает Е. Тулепбай. Своеобразие насыщенности цвето-фактурной лепки и цветового богатства находит А. Аканаев. Экспрессивный формализм наполняет метафорические пейзажи и натюрморты К. Дуйсенбаева. Мощный потенциал внутренних сил природы и человеческой души накапливается в них, словно едва сдерживаемый силой живописно-пластической формы. Каркас мира разбивается на кусочки цвета и вновь собирается в «оптических» полотнах К. Ахметжана. Возрождается интерес к орнаментальному, фольклорному стилю, изъятому из разных пространственных и временных культурных пластов (А. Менлибаева, Э. Казарян.).

Принципиальная сосредоточенность на потребности предельно острого самовыражения находит себя в приверженности к определенным, конкретным объектам, превращающимся в творчестве в некий, емкий символ, миф о Вселенной. Вырываемый из реального контекста объект нагружается всей возможной полнотой значений, превращаясь в некий специфический шифр, через который каждый автор пытается передать всю вариативность Вселенной: от ее генезиса и величия до действующих в ней правил, законов и возможных, предощущаемых итогов. Реализуется в создании живописных легенд о мироздании - в тигровых версиях абсолюта А. Исы, анималистическом тотемизме А. Есдаулетова, фетишизме сакральной утопии балбалов Б. Бапишева, золотых, апокалиптических фресках В. Люй-ко.

Поиск новизны, остроты и масштабности видения вызвал обращение к архаике самых разных времен и культур, дав сильные и выразительные произведения. В искусстве проявились многогранность и универсальность взгляда на мир. Стремление к передаче многообразия мира зашифрованным многообразием знаков и символов приводит к углубленному интересу к структуре мира, к потребности выразить его богатство через аналитическую строгость бесконечно варьируемых форм. В этой тенденции наиболее интересны утяжеленные полностью земного притяжения картины М. Наримбетова, хрупкие, тленные как дыхание полотна С. Атабекова. Или динамичные, броские, раздвигающие пространство холстов, композиции С. Баялиева, вбирающие идею бесконечного движения и возникновения новых форм жизни.

Одной из узнаваемых в современном искусстве стала тенденция к сосредоточению в отдельном изображенном объекте или наборе постоянных объектов. Избираемый объект или сюжет превращается в творчестве художников в своеобразный символ. Миф, посредством которого они стремятся передать всю полноту и вариативность Вселенной: от ее генезиса и величия до существующего в ней порядка, действующих правил, предощущаемых перспектив.

В русле подобного универсального мифотворчества развивалось творчество ведущих художников Казахстана. А. Сыдыхан, взявший специфическим кодом своей живописи вариации тамги - родовых символов казахов, сумел преобразовать по правилам структурного формообразования всю возможную полноту окружающего мира. Условность, цвето-фактурный изыск подчиняют себе видимый мир и преобразуют его по своим собственным законам. Е. Тулепбай при всей сложности своих пространственно-цветовых решений так же приходит к устойчивому знаковому ряду - удлиненному силуэт, напоминающему человеческую фигуру, условность которого очень близка условности вытянутых пропорций сак-ского вождя - «золотого человека».

Воспоминаниями о мифах и легендах пронизано как пластическое, так и духовное пространство, насыщенное энергией солнца, напоенное запахами степи, в полотнах и сложных конструкциях А. Аканаева.

Художники разрабатывают и в результате создают собственные живописные мифы, схожие с анималистическим тотемизмом древних. А. Иса - использует образ тигра как символа вселенного абсолюта, а А. Есдаулетов - носорогов и быков, которые воссоздают густую атмосферу первозданного мира, мифологического времени. А. Ахат черпает вдохновение в ушедшем в прошлое древнем Туране, в живописных преданиях которого запечатлены как мечты, так и ностальгия о прошлом. А. Бектасов фетишизирует линеарность петроглифов.

Реалистическая линия продолжена А. Накисбековым. Продолжает развивать экзистенциальные идеи и формальную утонченность Б. Бапишев. В русле живописного конструктивизма работает Г. Маданов. Исторические реконструкции событий национальной истории воссоздают К. Ажибеков, А. Жакыпбеков, Д. Касымов, З. Медетбеков, Б. Тургынбай. Лирические образы казахского кочевья воссоздают М. Каспак, О. Жубаниязов.

Усилился интерес искусства к национальной идее на самых разных уровнях. От государственной символики (национальная волюта, герб, флаг, скульптурные комплексы, исторические полотна), до свободных творческих поисков мастеров. Любопытно, что национальная идея входит в построения нонконформистского искусства, активно манипулирующего концептами и понятиями традиционного мировоззрения казахов в своих акциях, перформансах и объектах (С. Атабеков, Е. Мельдибеков, Ю. Сорокина).

Традиции декоративной условности, идущие от трансформации приемов казахского декоративно-прикладного искусства и уроков западноевропейского постимпрессионизма наиболее любопытно преломляются в творчестве М. Касымбекова и Т. Муката. Новую волну с несколько иной, авангардно трактованной этнографической нотой развивают С. Смагулов, А. Колке. Продолжают вольную, непосредственную живописную игру - интерпретацию свободных полетов воображения А. Тазиев, С. Сулейменова, А. Менлибаева, З. Султангазина, М. Бекеев, К. Ибрагимов.

Формальное многообразие живописи давно стало своеобразной нормой современного художественного процесса в Казахстане. В работах молодых художников Д. Малика, Н. Саутбекова, М. Хитахуновой абстрактный подход к форме сочетается с внешними и эмоциональными отголосками фигуратива, наполняя их своеобразный живописный аскетизм изощренным эстетизмом, сосредоточенностью на главном.

Обращение к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу, став одной из самых характерных особенностей современной живописи Казахстана, позволяет назвать новый этап, в который вступило наше искусство возвращением к себе. Память национальной истории, цепь славных побед и событий, легенды о величии героев и воспоминания о мирной жизнь поколений предков на просторах казахской степи неодолимо манят художников, словно заключая в себе разгадку чего-то сугубо личного, сокровенного. Воспринимаемое почти сакральным причащение этнической, национальной культурной памяти выводит нашу культуру к новому витку самопознания, к философскому, интеллектуальному, осознанному пониманию своей самости, своего духовного вклада в сокровищницу общечеловеческой культуры.

В вопросе самоидентификации остро обозначилось традиционная для казахского искусства тяга к экзистенциальным, сущностным вопросам бытия. Реконструируя в живописных полотнах посредством цвета, композиции, фактуры или пластики свое национальное представление о мироздании, истоки которого сопряжены с традиционными, отшлифованными столетиями ценностями, художники словно собирают в некую совокупность утерянные и разрозненные фрагменты. Кардинальной идеей становится идея свободы творчества. Идея безграничности возможностей познания мира и самого творчества обыг-рывается живописцами и скульпторами в разнообразнейших вариациях.

Одной гранью этой мысли, своего рода почвой для широчайшего диапазона творческих проявлений является ставший для искусства Казахстана практически концептуальным, принцип абсолютной свободы творчества. Возможно поэтому, не существует главенствующей стилистической тенденции. Современное искусство Казахстан находится в бурном, непрерывном движении, в процессе непрерывного творческого эксперимента.

Сосуществование всевозможных стилистик, манер, живописных и пластических подходов к миру, от прямо противоположных друг другу до различающихся лишь тончайшими нюансами мировидения становится его отличительной характеристикой.

Художники словно пытаются научить зрителя воспринимать любое, даже трудно воспринимаемое, творческое проявление. Беспредметное искусство и фигуратив, новая волна авангарда и интерес к классическому реализму, неопримитивизм и чистая абстракция, символизм и экспрессионизм соседствуют на выставках, раскрывая усложнившееся восприятие реальности, переводятся художниками в особые авторские миры, системы метафор и пластические коды.

Живопись Казахстана настоящего времени можно воспринимать как постоянно движущийся вперед обогащающийся извне и из глубин собственной традиции культурный феномен. Заложенные в самой этой культуре общечеловеческие ценности раскрываются художниками в диалоге с традициями и новациями мирового искусства, новейшими явлениями философии и культуры XX века. Постижение основ национальной культуры рождает в искусстве Казахстана новые творческие концепции. В итоге современное казахское искусство, возникшее на почве инноваций меньше века назад, смогло не только не растерять собственную духовную самобытность, но и создать адекватный ей неповторимый пластический язык.

Изобразительное искусство Казахстана, принимая все вызовы глобализационных процессов, выходит через них к своим духовным ценностям и приоритетам. В нем осмыслены и интерпретированы древнейшие корни казахской кочевой культуры. Этнокультурные ценности казахской культуры претворяются в искусстве в диалоге с новациями мирового искусства, крупнейшими течениями философии и культуры XX века. При всем многообразии конкретных проявлений, искусство Казахстана отличается общими узнаваемыми чертами - интересом к экзистенциальным вопросам бытия, утверждением гармо-

нии как основы существования человека и природы, универсальной широтой творческих взглядов, органичной преемственностью национальных традиций, свободной интеграцией в культурное мировое пространство.

УДК [930.85(574)]:(4/5)

Ж. А. Ермекбай

Казахстанский филиал МГУ имени М. В. Ломоносова,

Астана, Казахстан

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДА КАЗАХСТАНА В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

На территории Казахстан проживает свыше ста этносов, составляющие по конституции народ Казахстана со своими национальными традициями и обычаями. Интересы всех этносов представляет Ассамблея народа Казахстана, осуществляющая свою деятельность через этнокультурные объединения в масштабе евразийского пространства страны.

Ключевые слова: Казахстан, евразийский союз, Н. А. Назарбаев, Ассамблея народа Казахстана, государственная программа «Культурное наследие».

Zh. A. Ermekbay

The Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University,

Astana, Kazakhstan

THE CULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLE OF KAZAKHSTAN IN THE EURASIAN SPACE

More than one hundred ethnicities live within the territory of Kazakhstan, which constitute the people of Kazakhstan with their national traditions and customs according to the Fundamental Law. The Assembly of People of Kazakhstan represents the interests of all ethnic groups, implementing its activity through the eth-nocultural associations on a scale of Eurasian space of the state.

Keywords: Kazakhstan, Eurasian Union, N.A. Nazarbayev, the Assembly of People of Kazakhstan, the «Cultural heritage» state program.

Республика Казахстан - это государство в центре Евразии, большая часть которого относится к Азии, меньшая к Европе. Многонациональный состав страны определился её историческим и географическим расположением. Со времени присоединения Казахстана к России происходила интеграция её территории в состав империи, особенно в 70-х годах XIX века, когда началось планомерное массовое переселение русского и украинского крестьянства во все области края. Кроме русских и украинских переселенцев в миграционном процессе участвовали татары, мордва, поляки, немцы, уйгуры, дунгане, а также представители других народов внутренних районов Российской империи и Центральной Азии.

В результате военной, казачьей, крестьянской и экономической колонизации на территории Казахского края появилось 440 казачьих станиц и поселков, 30 городов. Рост городского населения происходил за счет переселенцев из европейской части России. Русское население в городах составляли от 54 % до 82,8 %, татары - 14,3 %, казахи - 16 %, представители других народов - 3 %. Перед первой мировой войны в Казахстане кроме коренного казахского населения проживало около 60 этносов [1, с. 49].

В конце XIX века в России происходила перестройка традиционной социально-экономической структуры общества. Актуальными тогда были вопросы о путях дальнейшего развития страны, о роли нации, её культуры и истории. В этих условиях представители российской интеллигенции пытались выработать идеологическую концепцию самобытности России, что выразилось в идейно-философском течении как евразийство.

Основные евразийские идеи развивались и в XX столетии, но особенно актуальность её выросла на пороге XXI века. После распада СССР и образованием СНГ, первым из президентов стран Содружества Н. А. Назарбаев озвучил новую идею создания Евразийского союза в марте 1994 года на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Ученые с пониманием отнеслись к идее Н. А. Назарбаева и, конечно, оказали всяческую поддержку. В одном из своих выступлений Президент Казахстана сказал такие слова «Время показало жизнеспособность и востребованность нашей идеи создания Евразийского союза, выдвинутой мной десять лет назад в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Она не осталась лишь теоретическим постулатом, а нашла свое реальное воплощение на практике» [2. c. 35].

В Казахстане в культурном отношении евразийская идея является фундаментом совместного проживания казахов, русских и других народов республики. И в то же время Казахстан это полиэт-ническое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.