ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
Ю. В. Якушева, аспирантка,
кафедра истории стран ближнего зарубежья,
Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова,
г. Москва, Россия
yu-yakusheva@mail.ru
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
Международное сообщество государств на современном этапе своего развития сталкивается с двумя, на первый взгляд, противоречивыми тенденциями: со все набирающей ускорение глобализацией и культурной унификацией, с одной стороны, а с другой — с ростом национального самосознания. Естественным следствием этих процессов является обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий. Поэтому в современном мире одним из главных условий сохранения общественной стабильности становится поиск инструментов и механизмов поддержания межкультурного диалога. Решению этой задачи может способствовать анализ опыта полиэтничного Казахстана, которому за 20 лет независимости удалось избежать крупных конфликтов на национальной почве.
Основу модели межэтнического и межконфессионального взаимодействия, созданной в Республике Казахстан (РК), в значительной степени составили глубоко укорененные исторические традиции, предопределившие способность казахского народа к совместному сосуществованию и неконфликтному восприятию иного менталитета и культуры. Нельзя не заметить, что культура кочевых народов от культур традиционно оседлых всегда отличала способ-
ность к адаптации к новым территориальным условиям. Во многом именно степные обычаи формируют основу стратегического курса в сфере национальной политики РК. Поэтому вне исторического контекста невозможно понять многие современные реалии казахстанской жизни, в том числе формируемую государственную модель взаимоотношений между этносами.
Главной особенностью казахстанской модели межэтнических отношений, сформированной за годы независимости, следует признать сочетание национальной специфики, присущей казахскому этносу, внедрение лучших международных практик в области обеспечения межнационального диалога и формирование оптимальной для казахстанских реалий нормативно-правовой базы в сфере межкультурного взаимодействия.
Основной этап формирования национальной законодательной базы Республики Казахстан в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений охватывает период с 1997 года по 2007 год. Именно в этот период были сформулированы долгосрочные и краткосрочные приоритеты эволюции общественно-политической системы страны по пути демократизации в сочетании с мерами по укреплению казахстанской государственности.
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
Стратегия долгосрочного развития Казахстана была изложена Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым 10 октября 1997 года в Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех ка-захстанцев». Этот документ, вошедший в историю независимого Казахстана под названием «Стратегия «Казахстан-2030», определил ряд приоритетных направлений развития Казахстана до 2030 года:
1. Национальная безопасность, призванная обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества, ориентированные на сохранение и укрепление внутриполитической стабильности и национального единства, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующего десятилетий.
3. Профессиональное государство, предполагающее создание эффективного и современного корпуса государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителя-
Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык -государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык -язык успешной интеграции в глобальную экономику.
ми народа в достижении приоритетных целей страны1.
Одним из ключевых направлений Стратегии «Казахстан-2030» было объявлено духовное развитие народов Казахстана и осуществление триединой языковой политики. С этой целью руководством Казахстана в 2003 году была инициирована культурная программа «Триединство языков». Н. А. Назарбаев так сформулировал свою позицию по этому вопросу: «Во-первых, продолжая проведенную работу в рамках программы "Культурное наследие", следует изучить вопрос о создании "Фонда Духовного Развития Народов Казахстана". Фонд должен вести регулярный мониторинг и поддержку развития культурных ценностей и традиций наших народов при помощи государственно-частного партнер-
ства и привлечения соответствующих общественных организаций. Управление Фондом должно осуществляться на основе принципов корпоративного управления. Во-вторых, предлагаю начать поэтапную реализацию культурного проекта "Триединство языков". Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык — государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику»2.
Новые принципы языковой политики нашли отражение в Законе «О языках в Республике Казахстан» № 151-1 от 11 июля 1997 года (с изменениями от 20 декабря 2004 года). В соответствии с Конституцией, статья 6 Закона РК «О языках в Республике Казахстан» фиксирует право каждого гражданина «на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана»3. Согласно Закону, долгом каждого гражданина Республики называется овладение казахским языком, являющимся важным фактором консолидации народа Казахстана. В то же время, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык4.
В результате предпринятых в языковой сфере мер, к середине 2000-х годов со всей очевидностью проявились значительные позитивные сдвиги в этом вопросе.
Президент Казахстана так охарактеризовал итоги проделанной работы: «Мы добились проведения сбалансированной языковой политики. Казахстан один из немногих в постсоветском пространстве разрешил эти проблемы без острых конфликтов и общественных потрясений. А вы знаете, что они были на постсоветском пространстве. Идет естественный процесс овладения государственным языком гражданами страны,
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
особенно молодежью. Это происходит не насильственно, а по добровольному стремлению людей, чувствующих потребность в знании государственного языка. Я уверен, что такое стремление с каждым годом будет повышаться»5.
По мнению казахстанского политика и историка Ермухамета Ертысбаева, «Трехъ-язычие — это установка президента, важная составляющая конкурентоспособности страны. То есть президент понимает: Казахстан может быть конкурентоспособным только в том случае, если новое поколение будет трехъязычным — точно так же, как великий Абай связывал будущее казахов в XIX веке с билингвизмом, через который казахи смогут приобщиться к русской науке, русской культуре, а через них — к мировой науке и культуре. А в эпоху глобализации, когда Казахстан начинает интегрироваться в мировую экономику через те же банковские артерии и так далее, для нас чрезвычайно важным является знание еще и английского языка. И сейчас подрастающее поколение активно изучает языки... с 1989 года, когда Верховный совет провозгласил казахский язык государственным, произошел громадный прогресс. Казахский
язык стал востребованным, его стали изучать, причем не только те казахи, которые им не владеют, но и представители других национальностей, и это очень радует»6.
Обозначенные принципы языковой политики были отражены в рассматриваемый период и в Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года: «Все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования»7.
В соответствии со статьями 4 и 36 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года, государство гарантирует всем гражданам Республики Казахстан, включая представителей всех национальных меньшинств, получение бесплатного среднего общего образования в пределах государственных общеобязательных стандартов образования. На практике, дети иностранных граждан, оралманов, лиц без гражждан-ства, беженцев, постоянно проживающих в Казахстане, получают бесплатное среднее
дискуссия
журнал научных публикаций
общее образование в государственных учебных заведениях8.
Принцип равенства граждан Казахстана в независимости от национальной или религиозной принадлежности распространяется и на сферу трудоустройства. В соответствии с Конституцией и Законом РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года, граждане Республики, включая представителей всех национальных меньшинств, имеют право на равный доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.9
При этом равный доступ к государственной службе обеспечивается посредством конкурсного отбора, который включает в себя ряд последовательных этапов: публикацию объявления о проведении конкурса на казахском и русском языках, тестирование на знание законодательства Республики Казахстан на рус- -ском либо казахском языках, проведение со-беседования.10 Кроме того, следует отметить, что в казахстанском законодательстве о государственной службе при поступлении обязательное требование к знанию государственного языка отсутствует.
В соответствии с нормой статьи 12 Закона «О государственной службе» при поступлении на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по любым иным об-стоятельствам.11
В целом, ответственность за нарушение равенства прав граждан в зависимости от расы, национальности, отношения к религии, причинившее вред правам и интересам граждан, определяется нормами введенного в действие с 1 января 1998 года Уголовного кодекса Республики Казахстан (ст. 164).
Одним из ключевых направлений Стратегии «Казахстан-2030»
было объявлено духовное развитие народов Казахстана и осуществление триединой языковой политики.
Также не может быть ограничена свобода совести и вероисповедания, даже в условиях чрезвычайного положения. Конституционный Совет РК постановлением № 6 от 26 октября 1996 года разъяснил это конституционное положение в том смысле, что права и свободы человека, перечисленные в пункте 3 статьи 39 Конституции, не могут быть ограничены никем, в том числе государством, и ни при каких условиях, в том числе во время военного и чрезвычайного положения. В апреле 2002 года Конституционный Совет еще раз подтвердил это разъяснение и признал не соответствующим Конституции принятый Парламентом Закон об изменениях и дополнениях в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», ограничивающий свободу совести и вероисповедания. За воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий предусмотрена уголовная ответственность (статья 149 Уголовного Кодекса РК).
В рамках совершенствования системы и механизмов обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод граждан в сентябре 2002 года была введена должность Уполномоченного по правам человека. В целях проведения политического диалога между государством и институтами гражданского общества в ноябре того же года было образовано постоянно действующее Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества (ПДС).
Все эти последовательно претворенные в жизнь шаги явились отражением системного подхода Н. А. Назарбаева к проведению преобразований в межэтнической и межконфессиональной сферах, его способности чутко улавливать наиболее подходящий момент и условия для назревших перемен.
Активная законотворческая деятельность в сфере межэтнических отношений в конце 1990-х — начале 2000-х годов сопровождалась укреплением роли Ассамблеи народа Казахстана в общественно-политических процессов, происходящих в Республике.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
Прежде всего, на рассматриваемом этапе продолжилось формирование единой казахстанской нации. На седьмой сессии АНК в декабре 2000 года Президентом была поставлена задача формирования гражданской общности на основе казахстанского патриотизма. В своем докладе на этой сессии Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы создали Казахстан, теперь задача — создать казахстан-
цев»12.
Эта задача стала одним из ключевых направлений Стратегии АНК, принятой по итогам IX сессии Ассамблеи народа Казахстана в 2000 году. Основной целью Стратегии АНК было объявлено повышение роли Ассамблеи народа Казахстана в реализации задач Стратегии «Казахстан-2030», укреплении стабильности и согласия в обществе и процессе формирования казахстанского народа, его сильной государственности, открытого гражданского общества13.
Основными принципами стратегии АНК были определены:
— приоритет интересов народа и государства;
— верховенство закона и равенства прав и свобод человека и гражданина, независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;
— общественная стабильность как основа справедливого решения национального вопроса, предотвращения и предупреждения действий, выступлений и высказываний, способных дискредитировать Республику Казахстан, а также препятствующих нормальному функционированию Ассамблеи народа Казахстана;
— всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций казахстанского народа;
— предупреждение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной, национальной, родовой и религиозной розни, ненависти или вражды;
— поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления их связей с исторической Родиной, содействия в защите прав и интересов граждан Казахстана за ее пределами;
— расширение интеграционных отношений с международными организациями и институтами гражданского общества зарубежных стран14.
28 июня 2006 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Программа совершенствова-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ния казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 20062008 годы. Программа была направлена на комплексную систему мер гармонизации этнических и конфессиональных отношений, внедрение принципов и норм толерантного поведения, профилактики экстремизма и усиления сотрудничества государственных органов, национально-культурных, религиозных и неправительственных объединений в продвижении духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения гражданского мира и общественного согласия.
В целом, с середины 2000-х годов начинается постепенный процесс эволюции Ассамблеи народа Казахстана из консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан в орган с широким кругом полномочий и обязанностей, закрепленных в Конституции РК.
Одним из важных моментов в сфере межэтнической интеграции и конфессиональных отношений стал этап создания нормативно-правовой базы в 2008-2011 гг.
Основными вехами этого периода стало принятие двух важнейших документов: Закона «Об Ассамблее народа Казахстана»
и Доктрины национального единства. Кроме того, нормы регулирования межэтнической и межконфессиональной сфер Республики Казахстан нашли отражение в дополнениях, принятых к Закону «Об образовании» (от 19.01.2011).
В 2008 году в Республике Казахстан была осуществлена Конституционная реформа, по итогам которой Ассамблея народа Казахстана получила право избирать депутатов Мажилиса Парламента РК. Тогда же был издан Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», который формировал нормативно-правовые инструменты обеспечения деятельности этого органа и обеспечил политическое признание и роль АНК в деле укрепления мира и согласия в республике. Благодаря предпринятым шагам в этом направлении Ассамблея народа Казахстана стала полноправным субъектом политической системы страны.
Начиная с 2008 года интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи в Парламенте Республики Казахстан. Эта мера позволила Казахстану реализовать главный принцип пункта
31 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, подписанного в июне 1990 года, а также Лундских рекомендаций от сентября 1999 года относительно специальных мер обеспечения этнического представительства в органах власти15.
В мае 2010 года был сделан важный шаг в направлении формирования единой казахстанской нации как гражданской общности — принятие Доктрины национального единства «исходя из стремления к созданию равных возможностей и достойных условий жизни для всех граждан Казахстана, признания Всеобщей декларации прав человека, осознания ответственности за судьбу нации, созидания и укрепления национальной государственности на исконной казахской земле и других основополагающих принципов, изложенных в Декларации о государственном суверенитете, Конституционном законе о государственной Независимости и в Конституции Республики Казахстан»76. Основной задачей этого документа является формирование условий, при которых представители всех этносов и народностей, проживающих в Казахстане, смогут преодолеть в своем сознании доминант идеи национальной принадлежности и ощутить себя представителями единого целого, которое можно определить как казахстанская нация17. При этом формирование общегражданской казахстанской идентичности не должно умалять значения национального самосознания и социокультурных ценностей казахов и других народов Казахстана. Эти задачи определяют структуру Доктрины, основанную на трех принципах:
— одна страна — одна судьба,
— равные возможности,
— развитие национального духа.
Таким образом, на протяжении всех лет
независимости нормативно-правовое обеспечение межэтнических и межконфессиональных отношений являлось важнейшим направлением национальной политики Республики Казахстан.
Казахстанская модель межэтнического взаимодействия изначально выстраива-
ДИСКУССИЯ г
журнал научных публикаций *
лась на основе законодательных актов, обеспечивающих конструктивное взаимодействие институтов гражданского общества и государства. Так, одной из приоритетных задач этнокультурной политики, закрепленной в Стратегии Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период до 2011 года, было названо «привлечение институтов гражданского общества к решению важных социальных проектов в области межэтнических отношений, развитие институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений»18.
Можно констатировать, что Казахстану в целом успешно удалось решить поставленную в начале 1990-х годов задачу обеспечения межнационального мира внутри страны.
К настоящему времени определились основные составляющие казахстанской модели межэтнического взаимодействия.
Во-первых, межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизи-рованы. Согласно статье 5 Закона «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание партий по расовой, этнической и религиозной принадлежности. Пункт 2 статьи 39 Конституции РК устанавливает, что «признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие»19.
Во-вторых, казахстанская модель межэтнического взаимодействия изначально выстраивалась на основе законодательных актов, предполагающих обеспечение конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества (в лице этнокультурных объединений) и государства. Так, одной из приоритетных задач этнокультурной политики, закрепленной в Стратегии Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период до 2011 года было названо «привлечение институтов гражданского общества к решению важных социальных про-
Этнические группы имеют высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане.
t дискуссия
i журнал науч ных пубп ика ци й
ектов в области межэтнических отношений, развитие институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений»20.
В-третьих, этнические группы имеют высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане. Согласно статье 12 Конституции РК, «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов»21. При этом «каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»22.
Учитывая специфику формирования казахстанского общества, традиции и особенности менталитета казахского этноса вряд ли можно утверждать, что казахстанский опыт межэтнического и межконфессионального согласия является универсальной моделью. Однако, безусловно, основные принципы и инструменты межкультурного диалога, созданные в Казахстане, представляют большой интерес, могут быть учтены и даже адаптированы в других государствах. Особенно — постсоветского пространства. ^
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстан-цев» (Астана, 10 октября 1997 г.) // Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. — М.: «Фонд содействия развитию социальных и политических наук», 1997. — С. 435-436.
2. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. — Ал-маты: Атамцра, 2003. — С.56.
3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстан-цев» (Астана, 10 октября 1997 г.) // Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. — М.: «Фонд содействия развитию социальных и политических наук», 1997. — С. 438.
4. Закон «О языках в Республике Казахстан» № 151-1 от 11 июля 1997 года (с изменениями от 20 декабря 2004 года). [Электронный ресурс] URL: http://www.medialaw.ru (дата обращении 13.12.2012)
5. Выступление Назарбаева Н.А. на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана. 23 октября 2008 г. [Элек-
тронный ресурс] URL: //www.akorda.kz/ (дата обращения 10.12.2012)
6. Ертысбаев Е.К. Интервью телеканалу «Астана». Декабрь 2007 г.
7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.zakon.kz (дата обращения 14.12.12)
8. Там же.
9. Закон РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года. [Электронный ресурс] URL: www. minjust.kz (дата обращения 14.12.12)
10. Закон РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года. [Электронный ресурс] URL: www.minjust.kz (дата обращения 14.12.12)
11. Там же.
12. Выступление Н.А. Назарбаева на седьмой сессии Ассамблеи народов Казахстана. Декабрь 2000 г. [Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz/ (дата обращения 15.12.12)
13. Выступление Н.А. Назарбаева на седьмой сессии Ассамблеи народов Казахстана. Декабрь 2000 г. [Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz/ (дата обращения 15.12.12)
14. Там же.
15. Lund Recommendations on the Effective Participation of National Minorities in Public Life & Explanatory Note September 1999. [Электронный ресурс] URL: OSCE High Commissioner on National Minorities. 1999.
16. Доктрина национального единства Казахстана. Астана, 2010.
17. Национальное единство — наш стратегический выбор. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 26 октября 2009 г.) [Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz (дата обращения 22.03.2012
18. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856. Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года). [Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz (дата обращения 22.04.2012)
19. Конституционное право Республики Казахстан / Сост. Ащеулов А. Т. - Алматы: КазГЮА, 2001.С. 21.
20. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856. Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года). [Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz (дата обращения 22.04.2011)
21. Конституционное право Республики Казахстан ... С. 13.
22. Там же. С. 11.