Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПРОЯВЛЕНИЯ У РЕБЕНКА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПРОЯВЛЕНИЯ У РЕБЕНКА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
60
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / THREEYEAROLD CRISIS / COOPERATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH PARENTS / A CONSULTATION CENTER / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Малашенкова Валентина Леонидовна

Статья посвящена педагогической поддержке родителей, имеющих детей трёхлетнего возраста. Выделены особенности проявления кризиса на уровне внутриличностного конфликта, детскородительских отношений и отношений в семейной системе. Представлена нормативная база для осуществления взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи. Раскрыты возможности помощи родителям через такую форму, как консультационный центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Малашенкова Валентина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A FAMILY DURING THE PERIOD OF A CHILDREN’S THREE-YEAR-OLD CRISIS

The article deals with the pedagogical support to parents who have a child up to three years. The authors highlight the features of crisis manifestation at the level of intrapersonal conflict, childparent relations and relations in the family system. They also present the regulatory framework for the cooperation of preschool organizations and families. The paper reveals the possibilities of providing pedagogical support to parents through such a form as a consultation center.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПРОЯВЛЕНИЯ У РЕБЕНКА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.11

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПРОЯВЛЕНИЯ У РЕБЕНКА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Ж.Н. Тельнова, В.Л. Малашенкова

Омский государственный педагогический университет

Россия, 644099, г. Омск, наб. им. Тухачевского, 14

Статья посвящена педагогической поддержке родителей, имеющих детей трёхлетнего возраста. Выделены особенности проявления кризиса на уровне внутриличностного конфликта, детско-родительских отношений и отношений в семейной системе. Представлена нормативная база для осуществления взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи. Раскрыты возможности помощи родителям через такую форму, как консультационный центр.

Ключевые слова кризис трёх лет, взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, консультационный центр, педагогическая поддержка.

COOPERATION OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A FAMILY DURING THE PERIOD OF A CHILDREN'S THREE-YEAR-OLD CRISIS

Zh. N. Telnova, V. L. Malashenkova Omsk State Pedagogical University Russia, 644099, Omsk, Tukhachevsky nab., 14

The article deals with the pedagogical support to parents who have a child up to three years. The authors highlight the features of crisis manifestation at the level of intrapersonal conflict, child-parent relations and relations in the family system. They also present the regulatory framework for the cooperation of pre-school organizations and families. The paper reveals the possibilities of providing pedagogical support to parents through such a form as a consultation center.

Keywords: three-year-old crisis, cooperation of pre-school educational organization with parents, a consultation center, pedagogical support.

Детство — важнейший период развития установки, модели поведения во многом личности. Усвоенные в этот период ценности, определяют поступки взрослого человека.

© Тельнова Ж.Н., Малашенкова В.Л., 2020_

106

Глубинные причины, личностная предрасположенность к деструктивному поведению закладываются в детстве. В.М. Бехтерев указывал на значение раннего возраста: «...в этом возрасте кладутся первые устои для создания будущей личности, и в зависимости от того, как заложены эти устои, будет зависеть и развитие наиболее важных сторон будущей личности» [1, с. 10].

Сегодня в СМИ достаточно часто обсуждаются факты жестокого обращения родителей с несовершеннолетними детьми, в значительной части — детьми раннего возраста. Основным условием развития ребёнка в этот период является общение с близким взрослым, именно в этот период современные родители сталкиваются с рядом проблем, которые не всегда могут разрешить самостоятельно. Поэтому возникает необходимость в специальной организации помощи родителям, создании условий для понимания ими потребностей и переживаний ребёнка в кризисный период, готовности к освоению конструктивных моделей взаимодействия с ребёнком, что будет способствовать созданию не только психологического комфорта в семье, но и позитивному развитию личности.

Ранний возраст характеризуется как кризисный период. В трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эль-конина и других авторов даётся подробная характеристика кризиса трёх лет и особенностей его протекания с указанием происходящих изменений в эмоциональной сфере и поведенческих реакциях.

Несмотря на то что проблема кризиса трёх лет достаточно глубоко исследована в психологии (возрастная психология, психология развития) и педагогике (педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика), нас в большей степени интересовал вопрос об особенностях проживания кризиса трёх лет современным ребёнком и его семьёй. Интерес этот возник на основе анализа собственной консультативной практики по данной проблеме, осуществляемой в рамках взаимодействия с родителями в центре психолого-педагогического и социально-правового сопровождения семьи «Исток» (2003-2009) и в центре комплексного сопровождения семейного и общественного воспитания «Содружество» ОмГПУ (2009-2020), а также на основе анализа результатов ОЭР, осуществляемой на базе МБДОУ «Детский сад "Белоснежка"» п. Лим-

бяяха, г. Новый Уренгой ЯНАО (2007-2011) и дошкольных образовательных организаций БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка -детский сад № 23» (2015-2020) и БДОУ г. Омска «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» (2019-2020). Открытие широкой сети консультационных пунктов в рамках реализации Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (2019-2024) в значительной степени определило поиск путей оказания помощи современным родителям по широкому кругу проблем, так или иначе связанных с проживанием ребёнком этого возрастного кризиса.

Исследование теоретических основ и практики взаимодействия с родителями позволило сделать некоторые выводы относительно ряда тенденций, характеризующих отражение данного феномена в науке и практике первой четверти XXI века.

Теоретический анализ касался нескольких направлений исследования кризиса трёх лет, в частности, изучению особенностей проявления:

а) у ребёнка как субъекта проживания кризиса (уровень внутриличностного конфликта);

б) в диаде «ребёнок - взрослый» (уровень детско-родительских отношений);

в) в отношениях «родитель - родитель», «родитель - прародитель» (уровень отношений в семейной системе).

Особенностями проявления у ребёнка кризиса трёх лет являются:

- демонстрация приоритета самостоятельной деятельности, что выражается в стремлении к самостоятельности, направленности на деятельность, ярком переживании в случае её успешности или неуспешности, интенсивной аффективной реакции на критику;

- переживание утраты непосредственности по отношению ко взрослым, что проявляется в не свойственных ему ранее корыстном фантазировании, часто с целью избегания наказания, демонстративном, часто амбивалентном, выражении чувств, своеволии, хвастовстве несуществующими достижениями и болезненной зависимости от собственных фантазий [3].

Анализ обращений родителей за консультативной помощью позволил констатировать интересные для дальнейшего осмысления факты.

15-20 лет назад данная проблема начинала волновать родителей детей в возрасте от

2 лет 9 месяцев и до 3 лет 4 месяцев, обращение родителей с данной проблемой сегодня всё чаще приходится на возраст детей от 2 лет

3 месяцев до 2 лет 6 месяцев.

Если раньше среди жалоб родителей преобладали жалобы на негативизм, упрямство, строптивость и своеволие детей [2], что часто приводило к адресованности агрессии внутрь себя, то современные родители всё чаще сталкиваются с проявлениями протеста-бунта, обесцениванием, стремлением к деспотизму, что выражается в вербальной и невербальной агрессии, которая адресована взрослому, а ситуации, когда ребёнок ведёт себя как «маленький деспот», наблюдаются достаточно часто.

Усилилась и прямо противоположная тенденция: родители обращают внимание на то, что ребёнок не проявляет самостоятельности и активности, не борется за независимость, и даже в возрасте 3,5 лет продолжает принимать помощь взрослого в выполнении естественных жизненных ситуаций, таких как кормление, одевание-раздевание и т. п., что свидетельствует о его своеобразном инфантилизме.

Причины наблюдаемых тенденций видятся в изменении парадигмы образования в нашей стране — современная парадигма образования, ориентированная на гуманитарные установки, всё глубже проникает в разные сферы жизни общества и семьи как основной его ячейки. Установка на компетентное роди-тельство постепенно формирует у родителя интерес к ребёнку как к равноправному субъекту взаимодействия, мотивирует его к поиску путей решения возникающих проблем не волевым способом (с позиции силы), а путём обсуждения и выбора наиболее приемлемого для двух сторон решения.

Более раннее начало обращений родителей по вопросам проявления кризиса трёх лет у ребёнка объясняется ростом интереса родителей к проблемам воспитания в целом и в кризисные периоды его развития в частности. Родители всё чаще заявляют о желании обрести готовность к оказанию помощи своему ребёнку в трудный для него период и готовность к развитию себя как воспитателя. Понятно, что подобная прогностичность родительской позиции присуща далеко не всем, однако удельный вес родителей, ориентированных на выполнение воспитательной функции, постепенно растёт.

Вторая и третья тенденции имеют общее объяснение и кроются в стиле семейного вос-

питания. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) является актуальным средством в консультативной практике и позволяет увидеть примерное распределение семей по данному параметру:

- при авторитарном стиле семейного воспитания, характерном примерно для 15 % семей, силы ребёнка и родителя явно не равны и ребёнок, испытывая сильнейшую потребность заявить о своих желаниях, часто не имеет для этого ни физических, ни психических возможностей. Отсутствие выплеска агрессии вовне провоцирует направленность агрессии внутрь себя, у ребёнка может проявляться замкнутость, неуверенность, тревожность, агрессивность, что негативно влияет на протекание кризиса;

- большинство родителей детей раннего возраста (примерно 50 %) демонстрируют симбиотическое отношение к ребёнку — родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, ребёнок кажется ему маленьким и беззащитным, родитель стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей. Тревога родителя повышается, когда ребёнок входит в проживание кризиса трёх лет и делает попытки автономизироваться, родитель испытывает тревогу и препятствует проявлению ребёнком самостоятельности;

- примерно в 20 % современных семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста, преобладает отношение родителей по типу «маленький неудачник» (именно этот тип отношений закладывает базу для формирования у ребёнка «комплекса неполноценности»), что тоже накладывает отрицательный отпечаток на эмоциональное состояние и может являться причиной усугубления отрицательных проявлений кризиса трёх лет;

- отношение положительного сотрудничества — кооперации — выражено примерно в 15 % семей, где главной ценностью является уважение ребёнка. В этих семьях дети хорошо адаптируются к среде, к новым условиям, их отличает коммуникабельность, уверенность и устойчивое положительное эмоциональное состояние.

Проживание ребёнком кризиса трёх лет, безусловно, сказывается на отношениях в диаде «ребёнок - взрослый». Особенностями проявления кризиса на уровне детско-родитель-ских отношений являются: трудности во взаимодействии с ребёнком, неготовность к новым формам поведения, сложности в контроле

поведения ребёнка, а также частоты и интенсивности проявления им эмоциональных реакций [4, 8]. Именно эти проблемы преимущественно составляют локус жалоб родителей как получателей консультационных услуг специалиста. Причины данной тенденции видятся в недостаточной динамичности и гибкости родительской позиции, тяготении значительной части родителей к шаблонным действиям.

Вызывают интерес изменения в проявлении кризиса трёх лет на уровне отношений в семейной системе, а именно, в отношениях «родитель - родитель» и «родитель - прародитель». Если раньше проблема отсутствия единства требований к ребёнку со стороны разных членов семьи (особенно бабушек) стояла на одном из первых мест и часто рассматривалась как первопричина появления у ребёнка всего спектра негативистских проявлений, то сегодня ситуация существенно изменилась. Проблема единства требований к ребёнку в определённой степени актуальна в отношениях «родитель - родитель» и практически не заявляется в системе отношений «родитель - прародитель», последнее объясняется влиянием социальных процессов нуклеаризации (распространение двухпоколен-ной семьи) и конъюгализации (минимизация или полное отсутствие родственно-родительских связей), характерных для современной семьи.

Таким образом, рассмотрение проблем современной семьи в связи с проживанием ребёнком кризиса трёх лет позволяет осмыслить общие тенденции затруднений родителей и обозначить пути и условия их преодоления через взаимодействие со специалистами ДОО.

В настоящее время подготовлена нормативная база для своевременного выявления проблем семейного воспитания и оказания квалифицированной помощи семье («Концепция дошкольного воспитания», Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», а также Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»).

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». В статье 44 «...определены права, обязанности и ответственность родите-

лей, заключающиеся в преимущественном их праве на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» [10, с. 53]. Для полноценной реализации этой обязанности родители (законные представители), на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, имеют право получения помощи ДОО «... в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [9, с. 8].

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» (период реализации проекта с 01.11. 2018 по 31.12.2024 г.) в настоящее время не только реализуется на территории РФ, но зарекомендовал себя как эффективная форма помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста. Цель проекта заключается в «.создании условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трёх лет путём предоставления . услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» [7].

Педагогическая поддержка — это работа с родителями, связанная с педагогическим просвещением и формированием у них представлений о том, какие симптомы кризиса проявляются у детей, о чём они свидетельствуют, и как правильно необходимо реагировать на данные симптомы. Одним из условий реализации педагогической поддержки родителей является создание консультационных центров при ДОО [6].

Консультационный центр, основываясь на положениях Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», рассматривается как современная форма взаимодействия ДОО и семьи, подразумевающая педагогическое просвещение и профессиональную помощь родителям в воспитании ребенка и позволяющая решать задачу дифференцированного подхода к взаимодействию с различными группами родителей, учитывая особенности домашнего воспитания, структуру семьи, специфику развития детей. Создание и функционирование

консультационного центра в ДОО призвано обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся на дому, поддержка всестороннего развития личности. Консультационные центры призваны обеспечить получение родителями детей раннего возраста методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи на безвозмездной основе. В нашем регионе модель информационно-просветительской поддержи родителей, имеющих детей раннего возраста, находится на первом этапе внедрения, предполагающем создание консультационных центров и разработку перспективных направлений их деятельности.

Направления работы консультационного центра в рамках поддержки семьи в период проявления у ребёнка кризиса трёх лет включают:

- диагностическое, предполагающее своевременное выявление проблем детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания в период проявления у ребенка кризиса трёх лет;

- информационно-профилактическое, предоставляющее широкие возможности выбора форм и методов организации поддержки родителей и проведение комплексной профилактики негативистских проявлений у ребёнка в период кризиса трёх лет;

- консультативно-коррекционное, включающее групповую и индивидуальную работу по формированию навыков взаимодействия родителей с детьми.

В Омске такие центры открыты на базе разных учреждений и организаций: при школах, детских садах колледжей, вузов, напри-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания / [Соч.] акад. В.М. Бехтерева; Психоневрол. ин-т. М. : Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1910. 41 с.

2. Выготский Л.С. Кризис трёх лет // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 145-150.

3. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трёх лет : дис. ... канд. психол. наук. М., 1988. 167 с.

4. Зиновенко О.А. Влияние детско-родитель-ских отношений на развитие личностных новообразований ребёнка в период кризиса трёх лет / О.А. Зино-венко, И.Ю. Троицкая // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 111-113. URL:

мер, Региональная ассоциация «ОТКЛИК», ЧДОУ «Детский сад «Гномик», ОРООИ «Планета друзей» и другие. В рамках реализации Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» на образовательной платформе Омского государственного педагогического университета силами Института развития образования Омской области создан открытый социально-образовательный портал «Омские родители и дети» для предоставления информации и повышения грамотности родителей в вопросах воспитания.

Суть педагогической поддержки родителей в период возрастного кризиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в том, чтобы взаимодействие ребёнка со взрослым позволило ему пережить кризис и использовать его положительный эффект для решения задач развития. Коррекция поведения родителей позволит им проанализировать собственные как положительные, так и отрицательные паттерны поведения [5].

Итак, анализ современных исследований и консультативной практики позволяет сделать вывод о необходимости взаимодействия ДОО и семьи по вопросам готовности родителей к оказанию помощи своему ребёнку в трудный для него период кризиса трёх лет и готовности к развитию себя как воспитателя. Организация педагогической поддержки родителей в рамках консультационного центра может рассматриваться как эффективная форма содействия формированию конструктивных норм взаимодействия взрослого и ребёнка, гармонизации детско-родительских отношений, что явится основанием закладки некоего фундамента «устойчивости» ребёнка в период проживания кризиса трёх лет, его взросления и умения противостоять навязываемому негативу.

REFERENCES

1. Bekhterev V.M. Voprosy obshchestvennogo vospitaniya / [Soch.] akad. V.M. Bekhtereva; Psikhone-vrol. in-t. M. : Tipo-lit. t-va I.N. Kushnerev i Ko. 1910. 41 s.

2. Vygotskiy L.S. Krizis trekh let // Sobr. soch. : v 6 t. M.. 1984. T. 4. S. 1457150.

3. Guskova T.V. Psikhologicheskiy analiz krizisa trekh let : dis. ... kand. psikhol. nauk. M.. 1988. 167 s.

4. Zinovenko O.A. Vliyaniye detsko-roditelskikh otnosheniy na razvitiye lichnostnykh no-voobrazovaniy rebenka v period krizisa trekh let / O.A. Zinovenko, I.Yu. Troitskaya // Problemy i per-spektivy razvitiya obrazovaniya : materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar. fevral 2016 g.). Krasnodar: Novatsiya. 2016. S. 111-113. URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9706/ (дата обращения: 08.12.2020).

5. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребёнка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92-103.

6. Левшина Н. Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования / Н. Левшина, Л. Санникова, С. Юревич // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 4-8.

7. Паспорт проекта Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». URL : https://project.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/ 160/715/origmal/Poddierzhka_siemiei_imieiushchikh_di etiei_viersiia_2.pdf.

8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. : ИЦ «Академия», 2000. 184 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : ТЦ Сфера, 2019. 80 с.

10. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Рос. федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012. М. : Проспект, 2015. 160 с.

https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9706/ (data obrashcheniya: 08.12.2020).

5. Krylova N.B. Pedagogicheskaya. Psikholo-gicheskaya i nravstvennaya podderzhka kak prostranstvo lichnostnykh izmeneniy rebenka i vzroslogo // Klassnyy rukovoditel. 2000. № 3. S. 92-103.

6. Levshina N. Konsultatsionnyye tsentry kak sredstvo soprovozhdeniya doshkolnogo semeynogo obra-zovaniya / N. Levshina. L. Sannikova. S. Yurevich // Doshkolnoye vospitaniye. 2018. № 6. S. 4-8.

7. Pasport proyekta Federalnogo proyekta «Pod-derzhka semey. imeyushchikh detey». URL : https://project.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/ 160/715/original/Poddierzhka_siemiei_imieiushchikh_di etiei_viersiia_2.pdf.

8. Polivanova K.N. Psikhologiya vozrastnykh krizisov. M. : ITs «Akademiya». 2000. 184 s.

9. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya : Prikazy i pisma Mi-nobrnauki RF. M. : TTs Sfera. 2019. 80 s.

10. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federalnyy zakon Ros. federatsii № 273-FZ ot 29.12.2012. M. : Prospekt. 2015. 160 s.

Жанна Николаевна Тельнова — кандидат педагогических наук, доцент;. zha-telnova@yandex.ru; Валентина Леонидовна Малашенкова — кандидат педагогических наук, доцент. Омский государственный педагогический университет.

Zhanna Nikolaevna Telnova — Cand. Sc. {Pedagogy}, Associate Professor; zha-telnova@yandex.ru; Valentina Leonidovna Malashenkova — Cand. Sc. {Pedagogy}, Associate Professor. Omsk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 12.10.2020 г.

Информационная поддержка научной периодики

Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», Санкт-Петербург

Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных нарушений у детей с использованием методов арт-терапии. 2020. № 8 (163). С. 4-7.

Шиманская О.А. Проект социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений. 2020. № 9 (164). С. 65-71.

Архипова О.М. Влияние современных информационных технологий на здоровье детей дошкольного возраста. 2020. № 10 (165). С. 6-8.

Скворцова Н.Б., Лбова С.Д., Дербенёва О.А. Раннее выявление детского и семейного неблагополучия. 2020. № 10 (165). С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.