Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение детско-родительских взаимоотношений'

Психологическое сопровождение детско-родительских взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1295
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелентьева Е. В.

В статье представлены обзор теоретических аспектов и практического опыта работы по проблеме психологического сопровождения на современном этапе в сфере дошкольного образования. Главная цель нашего исследования – разработка модели психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста на базе образовательного учреждения. Принципиально новая модель психологического сопровождения семьи позволит создать единое диалоговое пространство, направленное на улучшение (восстановление) оптимизацию детско-родительских отношений. Основные задачи данной работы заключаются в анализе психолого-педагогических подходов к интеграции семейного и общественного воспитания детей и обобщении практического опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Предметом исследования являются особенности психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. В статье отмечается, что психологическое сопровождение детско-родительского взаимодействия необходимо для обеспечения оптимальных социально-психологических условий сохранения психологического здоровья семьи, полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности: целеустремлённого, инициативного, активного, самостоятельного, уверенного в себе, работоспособного гражданина нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение детско-родительских взаимоотношений»

2. Операционные механизмы мнемических способностей мобильных поленезависимых испытуемых включаются в процесс запоминания значительно быстрее, чем у испытуемых других когнитивных типов.

3. Мобильные поленезависимые студенты 17-18 лет при запоминании простого и усложненного бессмысленного материала используют операционные механизмы структурирования и схематизации, а у представителей других когнитивных типов данные операционные механизмы представлены значительно слабее остальных.

Список литературы:

1. Абакумова И.Б., Шкуратова И.П. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986.

2. Дружинин А.Е. Когнитивный стиль с точки зрения дилетанта (по-ленезависимость и обучение) // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2011.

4. Холодная М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение // Психологический журнал. - 2000.

5. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб., 2004.

6. Черемошкина Л.В. Психология памяти. - М., 2009.

7. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-н/Д, 1994.

8. Furnham A. Personality and learning style: a study of three instruments // Personality and Individual Differences. - 1992.

9. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current status // J. of Personality and Soc. Psychology. - 1979.

10. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: Essence and Origins. Field dependence and field independence. - N.Y., 1982.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

© Мелентьева Е.В.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье представлены обзор теоретических аспектов и практического опыта работы по проблеме психологического сопровождения на современном этапе в сфере дошкольного образования. Главная цель на-

* Аспирант кафедры Дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог Центра эстетического воспитания детей и юношества г. Москвы.

шего исследования - разработка модели психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста на базе образовательного учреждения. Принципиально новая модель психологического сопровождения семьи позволит создать единое диалоговое пространство, направленное на улучшение (восстановление) оптимизацию детско-родительских отношений. Основные задачи данной работы заключаются в анализе психолого-педагогических подходов к интеграции семейного и общественного воспитания детей и обобщении практического опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Предметом исследования являются особенности психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. В статье отмечается, что психологическое сопровождение детско-родительского взаимодействия необходимо для обеспечения оптимальных социально-психологических условий сохранения психологического здоровья семьи, полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности: целеустремлённого, инициативного, активного, самостоятельного, уверенного в себе, работоспособного гражданина нашего общества.

В настоящее время всё острее встаёт проблема развития, обучения, воспитания ребёнка при условии сохранения его психологического здоровья. В нашу жизнь входят новейшие технологии организации учебно-воспитательного процесса, которые предназначены для решения ряда проблем (ухудшение соматического здоровья, влияние семейных неурядиц на состояние ребенка и многие другие), обусловленных экономическими и социальными факторами.

Наряду с развитием современных технологий, в науку вводятся новые понятия, более точно определяющие назначение и направление методов научной и практической психолого-педагогической деятельности в рамках работы с детьми и их родителями.

Отдельным направлением психолого-педагогической работы с детьми и их родителями является психологическое сопровождение. Впервые термин «сопровождение» появился в 1993 году и связан с именами отечественных практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан, Т.Чередниковой. Психологическое сопровождение, по мнению специалистов, представляет собой концептуальный подход в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в ходе которого осуществляется сопровождение естественного развития ребенка. Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути [2].

Несмотря на то, что термин «психологическое сопровождение» введён в психологию сравнительно недавно, активное сущностное изучение и интерес к данному понятию непрерывно растёт в научной теории и практике, особенно на протяжении последних лет.

На сегодняшний день проблема психологического сопровождения находит отклик в работах современных отечественных специалистов-психологов В.С. Мухиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Э.Ф. Зеера, Г.В. Ми-тиной и многих других. Анализ литературы показал, что сама суть психолого-педагогического сопровождения отражалась в трудах как зарубежных ученых Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Эриксона, так и отечественных К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлин-ского, А.С. Макаренко, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и многих других.

На современном этапе психологическое сопровождение изучается и внедряется в различных сферах психолого-педагогической деятельности (психологическое сопровождение образовательного процесса, самоопределения и профессиональной ориентации, инклюзивного воспитания и др.). В каждом конкретном случае, психологическое сопровождение имеет определенную специфику. Это обстоятельство обусловило отсутствие единого всеобщего понимания этого термина и большое количество не противоречащих друг другу определений «психологического сопровождения».

1. В некоторых работах «психологическое сопровождение» рассматривается как «психологическая поддержка», как условие успешности человека в решении стоящих перед ним задач.

2. Проблемам «психологической поддержки» уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги А. Байярд, Р. Бернс, Т.Г. Гордон и др. Они утверждали, что у любого человека есть возможности для позитивного и конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся внутри человека - это и есть его потенциальный внутренний ресурс.

В своих трудах А.А. Бодалев определяет «психологическую поддержку» как условие для создания доброжелательного психологического климата. Асмолов А.Г. рассматривает как содействие ребенку в его развитии, Мудрик А.В. - помощь в социальном воспитании, Газман О.С. - как поддержку ребенка в индивидуальном развитии и самореализации. С точки зрения Т.А. Мерцалова «психологическая поддержка» - помощь в самопознании. В работах Е. Александрова, В.К. Зарецкого, И.Ю. Шустовой отмечается важность и необходимость психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения и самоанализа.

Битянова М.Р. считает, что «психологическое сопровождение - это особая идеология работы практического психолога образования. Оно опирается на личностные достижения, которые у ребенка реально есть, означает создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и с собой. В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной среде... Целью сопровождения является создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимально возможного в данных условиях личностного развития» [3].

Слюсарев Ю. и употребляет данное понятие для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [37].

Овчарова Р.В. в своих работах раскрывает психологическое сопровождение с точки зрения возможного поля деятельности и его содержания, основным аспектом которого является феномен семьи и родительства.

Под психологическим сопровождением Т. Яничева понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации личности [40].

Зеер Э.Ф. под понятием «психологическое сопровождение» понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога [18].

При всем разнообразии формулировок данного понятия, неизменным остаётся то, что психологическое сопровождение направлено на оказание психологической помощи и поддержки личности или семье, на раскрытие, развитие, активизацию и реализацию их потенциала, на оптимизацию межличностных взаимоотношений [14, 30, 32, 40].

Многие специалисты считают, что идея сопровождения как гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с принятием и вступлением в силу Конвенции о правах ребёнка [21], впервые провозглашающая детей полноценными и полноправными личностями, имеющими право на защиту, развитие, обеспечения активного участия в жизни общества [1].

Некоторые исследователи убеждены, что психологическое сопровождение обусловлено востребованностью общества в разработке модели работы психологической службы для оказания помощи в социализации, обучении, развитии и воспитании [3, 4, 5, 15, 36]. Также наряду с вышеизложенным, хочется сказать и о том, что на данном этапе семья как социальный институт претерпевает значительные сложности в воспитании и развитии подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях, и требует поддержки и помощи со стороны специалистов (педагогов, психологов, дефектологов и других).

Социально-экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, влияют на переустройство не только государства, но и систем общественного и семейного воспитания детей. С принятием и ратификацией Конвенции о правах ребёнка [21], на смену преобладающей роли общественного воспитания приходит приоритет семейного воспитания. Ведь ребёнок свои первые годы проводит с близкими людьми, которые знакомят его с окружающим миром, раскрывая многообразие предметов и явле-

ний, развивая познавательно и эмоционально, передавая культурно-исторические традиции семьи и народа, помогая адаптироваться в мире вещей и отношений, пока ещё незнакомых и непонятных ребёнку.

Одной из целей нашей работы является анализ теоретических аспектов психологического сопровождения и психолого-педагогических подходов к интеграции семейного и общественного воспитания детей, а также обобщение практического опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений для разработки принципиально новой модели психологического сопровождения взаимоотношений родителя с ребёнком дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования. Потому что именно в ходе взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования появляется возможность вовлечения в учебно-воспитательный процесс не только ребёнка, но и членов его семьи, так как одной из форм организации занятий, именно данного типа учреждений, является совместная детско-взрослая деятельность.

Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и практического опыта показал, что тема психологического сопровождения взаимоотношений родителей с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях выглядит следующим образом.

Теоретически и практически проблема психологического сопровождения детско-родительских взаимоотношений в семье дошкольника в основном проработана в дошкольных образовательных учреждениях и осуществляется в следующих направлениях работы:

а) взаимодействие с ребёнком с целью социальной адаптации, обучения, развития и воспитания, то есть организации учебно-воспитательного процесса по программам развития детей дошкольного возраста;

б) взаимодействие с родителями в информационно-просветительской и консультационной форме с целью успешного освоения программы дошкольного учреждения [6, 7, 9, 10, 11, 12, 17, 19, 27, 31, 34, 38].

Возможности использования разнообразных направлений и форм психологического сопровождения ограничиваются целями и задачами психологической работы данного типа учреждения, а также социальными категориями семей, так как в основном родители, дети которых посещают детский сад, имеют большую занятость на работе, что влияет на их возможности и желание участвовать в учебно-воспитательном процессе.

Ситуация в учреждениях дополнительного образования складывается диаметрально противоположным образом. Посещая занятия данного типа учреждений, родитель мотивированно приводит сына или дочь для творческого развития с учётом интересов, индивидуальных способностей и особенностей ребёнка, что облегчает возможность привлечения родителей к учебно-воспитательному процессу и организации совместной развивающей деятельности.

На данный момент мы имеем лишь ограниченное количество источников по проблеме психологического сопровождения в учреждениях дополни-

тельного образования. Практический опыт реализации данного рода программ осуществляется, как правило, в единичных учреждениях, по ряду причин. Психологическое сопровождение семей дошкольников слабо пропагандируется и распространяется, в связи с незащищённостью авторских прав создателей программ или сложностями, возникающими в ходе оформления обобщения практического опыта, а также в связи с трудоемкостью, протяженностью во времени этого вида работы.

Таким образом, на сегодняшний день проблема разработки модели психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования является очень актуальной и требующей создания теоретической и практической базы на основе изучения, анализа и обобщения теоретических основ и практического опыта в психолого-педагогической науке и практике [8, 16, 25, 26, 35, 36, 39].

Изучив и обобщив имеющиеся источники по данной проблематике, мы можем предложить следующую разработанную нами модель психологического сопровождения взаимоотношений родителями с детьми дошкольного возраста, реализуемую на базе учреждений дополнительного образования.

Предлагаемая нами модель состоит из трёх направлений, реализуемых в разных формах, которые позволяют осуществлять психологическое сопровождение детско-родительских отношений в рамках образовательного учреждения:

1. Работа с ребёнком с целью психологического сопровождения его развития и сохранения психологического здоровья. Реализация данного направления происходит в форме занятий различной направленности (диагностические, развивающие, коррекционные) и организации (индивидуальные, групповые, мини-группы). Занятия проходят в форме игрового общения и направлены на создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями [24].

2. Работа с родителями с целью создания условий для развития личностной зрелости родителей. Как показывает практика, на сегодняшний день самой распространённой и востребованной формой работы с родителями является родительский клуб, объединяющий диагностическую, консультативную, просветительскую и тренинговую работу [25, 26, 35, 36, 39].

Диагностическая работа включает способы и методы для получения информации о запросе родителей, позволяет выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория. Формы диагностической работы могут быть разнообразны: наблюдение, опросы, анкетирование, тесты, родительские сочинения и многие другие.

Консультативная работа проводится как в групповой форме, так и в индивидуальной. Консультации способствуют установлению доверительных от-

ношений в группе, сплочению на основе общих интересов и решению проблемных ситуаций, развитие способности выражать и отстаивать свои взгляды на ту или иную ситуацию. Помогают расширению взглядов родителей, в поиске самостоятельных путей решения психолого-педагогических и личностных проблем. Просветительская работа осуществляется путем распространения стендовой информации, в ходе родительских собраний, бесед, организации тематических лекций, семинаров-практикумов с целью повышения социальной и психолого-педагогической компетентности родителей, а также активного привлечения к учебно-воспитательному процессу учреждения.

Тренинговая работа направлена на сплочение родительского коллектива, установление доверительных отношений в группе. Формирование умений и навыков слушать и слышать друг друга, видеть и принимать особенности другого, использовать теоретический материал на практике. Расширение педагогических позиций и взглядов родителей, оснащение родителей стереотипами поведения в конкретной ситуации рефлексия собственных действий и чувств. Тренинговая работа может осуществляться в форме деловой игры, моделирования ситуаций, с элементами игротерапии, сказкотерапии и других.

3. Работа с детско-родительскими коллективами с целью создания условий для формирования детско-родительской со-бытийной развивающей общности.

На сегодняшний день существует многообразие форм организации совместной детско-взрослой деятельности: прогулки, экскурсии, походы, занятия, тренинги, проекты, музыкально-конкурсные программы и праздники. Объединение совместной детско-взрослой деятельности и совместных переживаний и чувств ребёнка и родителя являются условиями способствующими созданию детско-взрослой общности необходимой для улучшения, а в некоторых случаях восстановления, детско-родительских взаимоотношений [13, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 35, 36].

Хотелось бы отметить, что данные направления работы используются нами и в настоящее время. Подчеркнем, что на эффективность психологического сопровождения влияет не только количество направлений и форм, используемых в психологической практике, соблюдение дидактических принципов в работе, то есть систематичность, последовательность, единство правил и требований и другие [20], но и скоординированность действий всех специалистов и участников учебно-воспитательного процесса.

Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что психологическое сопровождение личности и семьи способствует созданию благоприятных условий для сохранения и восстановления психологического благополучия семьи и здоровья ребенка в процессе семейного воспитания. Таким образом, разработка и реализация модели психологического сопровождения взаимодействия родителя с ребёнком дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна, хотя и недостаточно разработана, особенно в учреж-

дениях дополнительного образования. Подчёркивая актуальность данной проблемы на сегодняшний день, хочется сказать, что именно в рамках психологического сопровождения разрабатываются и внедряются эффективные способы, методы и специальные технологии, помогающие в решении проблем детско-родительских взаимоотношений и взаимодействий в семье.

Список литературы:

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М., 2002.

2. Бардиер Г., Рамазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб, 1996.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2000.

4. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. - М., 1998.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998.

6. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Состав. Т. Н. Доронова, Г.В. Глуш-кова, Т. И. Гризик и др. - М., 2005. - 190 с.

7. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж, 2005.

8. Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи // Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. - 2004. - № 10.

9. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей / Авт.-сост. С. В. Глебова. -Воронеж, 2005. - 111 с.

10. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. - М., 2007. - 144 с.

11. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

12. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., 2005. - 95 с.

13. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. - Мн., 1998.

14. Зайцева Е.С. Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения [Электронный ресурс]. - Архангельск, 2003. - Режим доступа: www.inter-pedagogika.ru/shapka.php7sect_ 1уре= 11&menu_id=69&section_id=1788&alt_menu=-1.

15. Закревская В.Л. Девиантное материнство в современном родитель-стве. Выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа: http://www.5ka.rU/62/29152/1.html.

16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2009.

17. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2005 - 112 с.

18. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2003.

19. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. - М., 2008. - 112 с.

20. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989.

21. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 // «Сборник международных договоров СССР». - 1993. - Выпуск XLVI.

22. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб, 2008.

23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. - СПб., 2008.

24. Мелентьева Е.В. Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Рука в руке» [Электронный ресурс]. - М., 2010. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/564493.

25. Мелентьева Е.В. Программа родительского клуба-лектория «Уроки психологии» [Электронный ресурс]. - М., 2010. - Режим доступа: http://fes-tival.1september.ru/articles/564491.

26. Мелентьева Е.В., Сафонова С.И. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи «Мы вместе - мы рядом» [Электронный ресурс]. - М., 2011. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/ subjects/23?sz=8&page=4.

27. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. - М., 2006.

28. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. -СПб., 2007.

29. Монина Г.Б., Раннала Н.В.Тренинг «Ресурсы стрессоустойчиво-сти». - СПб., 2009.

30. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В.А. Го-ряниной. - М., 1997.

31. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. - СПб., 2009.

32. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М., 2003.

33. Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. - СПб., 2008.

34. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. - М., 2009.

35. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Сост. Л.В.Третьякова и др. - Волгоград, 2009.

36. Ситкина И.Г., Савельева В.А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи // Бюллетень. - 2005. - № 3.

37. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -СПб., 1992.

38. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. Н.М. Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород, 2004.

39. Щербич Л.А. Психолого-педагогическая поддержка как позитивная модель взаимодействия семьи и Дома детского творчества // Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. - 2004. - № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 3.

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ НА ЭТАПЕ ВЗРОСЛЕНИЯ

© Николаева Н.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматривается проблема ценностного отношения к здоровью школьников подросткового и юношеского возраста. Автор отмечает, что процесс взросления характеризуется возрастанием адекватности и интенсивности ценностного отношения к здоровью.

В настоящее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста все чаще связывают с социальными и поведенческими факторами. Специалисты отмечают, что это является особенно актуальным для детей подросткового возраста, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются неподготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних - различные виды зависимости. Не меньшую

* Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.