Научная статья на тему 'Развитие культуры детско-родительских отношений средствами событий творческой жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации'

Развитие культуры детско-родительских отношений средствами событий творческой жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА / ОТНОШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Задворная М.С.

Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям детей, исходя из чего возрастает значимость социальных институтов, в том числе и детского сада, в преодолении разобщенности детей и родителей. Автором статьи освещена проблема нарушения связей в системе «родитель-ребенок» и как следствие эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста. Автор статьи видит решение проблемы в развитии культуры детско-родительских отношений средствами организации события творческой жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации и раскрывает теоретические основы гармонизации отношений детей и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры детско-родительских отношений средствами событий творческой жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации»

УДК 372.3/.4

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ СОБЫТИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗадворнаяМ.С., 2018

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования.

Санкт-Петербург

Аннотация: новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям детей, исходя из чего возрастает значимость социальных институтов, в том числе и детского сада, в преодолении разобщенности детей и родителей. Автором статьи освещена проблема нарушения связей в системе «родитель-ребенок» и как следствие -эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста. Автор статьи видит решение проблемы в развитии культуры детско-родительских отношений средствами организации события творческой жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации и раскрывает теоретические основы гармонизации отношений детей и родителей.

Ключевые слова: событие творческой жизнедеятельности, детско-родительские отношения, культура, отношения, дошкольная образовательная организация.

THE DEVELOPMENT OF A CULTURE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS BY MEANS OF

CREATIVE EVENTS OF LIFE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Zadvornaya M. S., 2018

St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Preschool Education. St. Petersburg

Abstract: new socio-economic conditions, the change of ideological landmarks, social and psychological changes of the modern child create difficulties that parents of children have to face, on the basis of which the importance of social institutions, including kindergarten, in overcoming the disunity of children and parents increases. The author of the article highlights the problem of breaking ties in the "parent-child" system and, as a consequence, the emotional unhappiness of the child of preschool age. The author of the article sees the solution of the problem in the development of the culture of child-parent relations by the means of organizing the event of creative activity in the pre-school educational organization and reveals the theoretical bases for harmonizing relations between children and parents.

Keyword: event of creative activity, parent-child relations, culture, relations, preschool educational organization.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья, поэтому в Российском обществе наблюдается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, происходящими в обществе -гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей [3]. Изменения государственной политики и социального заказа по отношению к семье повлекли за собой передачу ей от государства и общества всех основных функций по воспитанию и социализации ребёнка, что отражено в ряде документов, таких как Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года, Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В вышеперечисленных документах обозначается необходимость повышения ответственности семьи за воспитание и обучение детей, определяются права и обязанности родителей в сфере образования детей. Сегодня за семьей закреплено право выбора организационной формы образования

своего ребёнка, включая семейное обучение; определения типа образовательного учреждения, заключения договора об образовании.

Вместе с тем семья призвана обеспечить ребенку освоение образовательной программы дошкольного образования, взаимодействуя с образовательной организацией, которая в свою очередь создает условия для усиления роли семьи в образовательном процессе.

Таким образом, создана определённая правовая основа для активного включения семьи в образовательное пространство, предполагающее взаимопроникающее сотрудничество образования и общества. В то же время, практика показывает, что в реализации семьями своих прав в сфере образования существует ряд объективных и субъективных препятствий. Исходя из наблюдений, можно утверждать, что готовы воспользоваться данными правами лишь так называемые «социально благополучные» семьи, семьи. с благоприятным семейно-ролевым взаимодействием, не имеющие конфликта с обществом, способные обеспечить развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. К их числу, согласно данным исследований российских ученых М.В. Вдовиной [1], М.С. Мацковского [4], относят не более 40% российских семей с детьми.

В современном обществе основными принципами жизни становятся автономность и самоутверждение, что приводит к следующим изменениям - распаду традиционных устоев жизни, опорой которых служила семья; перераспределению ролей в семье по социальным возможностям и способностям личности; отсутствию заинтересованности родителей в воспитании детей; эмоциональной разобщенности; отчуждению между членами семьи; ограниченности общих интересов взрослых и детей, кризис родительства [5].

Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям детей, исходя из чего возрастает значимость социальных институтов, в том числе и детского сада, в преодолении разобщенности детей и родителей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, когда велико влияние семьи, существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений и на процесс социализации дошкольника, и на развитие личности ребенка.

Несмотря на то, что проблеме детско-родительских отношений и взаимодействию дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и семьи уделяют внимание многие исследователи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, П.Я. Гальперин, Т.А. Данилина, О.И. Давыдова, Т.Н Доронова, А.А. Майер, И.М. Марковская, А.Л. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер,), аспект, связанный с развитием культуры детско-родительских отношений, подходов, принципов, условий их формирования разработан не лучшим образом, недостаточно рассмотрены механизмы и способы организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО.

Существует два условия способствующие гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной [2], что позволит родителям решить задачи:

Первая задача - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся, стремление в поддержании и сохранении контакта с ребенком на протяжении всей жизни. Прежде всего — это партнерские, доверительные отношения (интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку; соблюдение равенства позиций ребенка и взрослого).

Вторая задача - принятие ребенка (признание за ребенком права быть таким, какой он есть). Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

В современном мире детей и взрослых существует проблема нарушения связей в системе «родитель-ребенок» и как следствие - эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста, поэтому использование потенциала событийного подхода позволит субъектам образовательного процесса непосредственно взаимодействовать в различных видах совместной деятельности.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникают вопросы о том, как усилить положительное влияние семьи на воспитание ребенка; сориентировать современного ребенка и его родителей на культурные и социальные ценности, привить нормы морали и высокой нравственности; оказать квалифицированную помощь и содействие родителям в приобретении коммуникативных навыков, преодолеть авторитарный стиль общения и выстроить личностно-ориентированное взаимодействие.

Возникают вопросы о том, что сегодня лежит в основе отношений между родителем и ребёнком; между ребенком и детским садом; на что ориентирован современный ребенок; какие эмоции он проявляет во взаимодействии с окружающими его взрослыми и детьми (счастье, горе, обида, зло, скука, восхищение), какие эмоции он испытывает по отношению к различным видам деятельности дома, в детском саду (восприятие книг, элементарный бытовой труд, игра, просмотр телепередач, занятия физкультурой): страх, послушание, скромность, честность, любовь [6].

Эти и другие вопросы требуют сегодня переосмысления.

Как утверждает М.В. Шейнова «на первом месте по значимости у детей дошкольного возраста общение с родными и друзьями, на втором месте личные вещи и домашние животные, на третьем -досуг, занятия трудовой деятельностью, чтение художественной литературы. В тоже время меньше всего дети ценят естественные потребности и явления окружающего мира, а игровой деятельности уделили внимание лишь 53% детей» [8]. Это свидетельствует о смене приоритетов в видах деятельности старших дошкольников и формировании нового вида ведущей деятельности - учебной. В ходе констатирующего эксперимента, проведенного исследователем М.В. Шейновой было установлено, «что у 69 % обследованных детей эмоциональная сфера недостаточно сформирована, и мы может констатировать наличие определенных трудностей в общении и деятельности, а именно более агрессивном, неадекватном поведении в группе сверстников и во взаимодействии со взрослыми. При этом неадекватность детского поведения выражается в том, что ребенок часто необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции не позволяют ему удовлетворять собственные потребности либо мешают нормальной жизни окружающих» [8].

Таким образом, согласно полученным данным, причиной эмоционального неблагополучия детей служит нарушение связей в системе «родитель-ребенок», которые выражаются в невнимании родителей к удовлетворению основных потребностей ребенка, в предъявлении неадекватных, чаще завышенных требований. Основная проблема в современных условиях - это недостаток родительской любви, тепла, физического контакта между детьми и родителями, и как следствие неумение детей выстраивать конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому сегодня необходимо объединить усилия педагогов детского сада и родителей воспитанников для того, чтобы способствовать личностному развитию детей дошкольного возраста, а также развитию культуры детско-родительских отношений. Для этого в ДОО должна быть выстроена система взаимодействия детского сада и семьи, способствующая развитию культуры детско-родительских отношений.

В основе данной системы будут находиться события творческой жизнедеятельности, которые дадут возможность не только установить партнерские отношения с семьями воспитанников, но и объединить усилия детского сада и родителей для развития и воспитания детей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей детей дошкольного возраста; оказать психолого-педагогическую поддержку родителям, убедить их в собственных педагогических возможностях; создать атмосферу общности интересов между субъектами образовательных отношений, способствовать эмоциональной взаимоподдержке и взаимопроникновению в проблемы друг друга; содействовать развитию культуры отношений между детьми и родителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- оказание психолого-педагогического помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей, объединение воспитательных усилий педагогов и родителей;

- приобщение детей и родителей к русской национальной культуре, народным традициям как основам формирования духовности личности и осознанного отношения родителей к духовно-историческим ценностям;

- формирование дружественной социокультурной среды межсемейного общения детей и

взрослых в событиях творческой жизнедеятельности;

- переориентировка родителей с позиции переживаний за своего ребенка на позицию творческого поиска и реализации позитивных возможностей ребенка.

Отношения ДОО с семьей должны выстраиваться на основе сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия при условии открытости детского сада:

— вовлечение родителей детей дошкольного возраста в образовательный процесс ДОО;

— сотрудничество детского сада с социальными институтами.

Следует отметить, что ядром данной системы будут события творческой жизнедеятельности в ДОО, которые позволят решить проблему трансформации взаимоотношений родителей и детей. Такими событиями могут быть: творческая мастерская, фестиваль семейного творчества, театральная семья, акция, мастер-класс, встреча с интересными людьми, день дарения, день семьи и др.

Принимая во внимание тот факт, что основной идеей события, является формирование человека, умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально-значимой деятельности, осуществление этой цели мы видим через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий. При этом воспитание дошкольника может быть рассмотрено как совместное бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество.

Важно учесть, что при организации события творческой жизнедеятельности, необходимо построить дело так, чтобы родители принимали в нем активное участие. Понятие «событие творческой жизнедеятельности» трактуется нами как активное совместное действие и общение людей друг с другом и с природой. Таким образом, в подготовке события творческой жизнедеятельности ДОО должны участвовать все субъекты образовательного процесса - педагоги, родители, дети. Гармонизации отношений родителей и малышей, единения и сплочения семьи, освоения взрослыми и детьми социальных и культурных ценностей возможно достичь только в случае, если дети в разных видах деятельности сами подготовят событие вместе с взрослыми (воспитатели и родители).

Ориентируясь на удовлетворение потребностей семьи, а также реализуя принцип вариативности, при организации и проведении событий творческой жизнедеятельности важно выстроить взаимодействие с родителями воспитанников на основе интеграции современных образовательных технологий, таких как технологии решения исследовательских задач; исследовательских и проектных методов; технологии развития критического мышления; информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии; технологии «портфолио» и личностно-ориентированного взаимодействия и т. д.

Интеграция вышеперечисленных образовательных технологий при взаимодействии ДОО и семьи будет способствовать развитию культуры детско-родительских отношений. Их использование в совместных мероприятиях позволит активизировать и заинтересовать родителей; привлечь к обсуждению актуальных вопросов. Именно тогда родители из «зрителей» и «наблюдателей» перейдут в разряд активных участников встреч, будут вовлечены в исследование собственного родительского поведения, станут более компетентными в вопросах семейного воспитания.

Взаимодействие ДОО и семьи, построенное на основе организации и проведения событий творческой жизнедеятельности позволит получить следующие результаты:

— создание благоприятной психологической атмосферы между субъектами образовательных отношений;

— включение родителей в деятельность детского сада, установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей;

— умение выстраивать личностно-ориентированное взаимодействие педагогов ДОО с родителями детей дошкольного возраста;

— умение выстраивать личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми дошкольного возраста;

— проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка и готовность взрослых к эмоциональной поддержке;

— активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей, применение их в повседневной жизни;

— обогащение жизни детей дошкольного возраста запоминающимися событиями творческой жизнедеятельности;

— освоение детьми общечеловеческих ценностей, воспитание нравственных качеств;

— умение проявить свою способность к творчеству, стремление к успешности, активирующей развитие самостоятельной личности ребенка;

— создание ситуации благоприятного развития;

— единение, сплочение членов семьи;

— обогащение опыта семейного воспитания;

— гармонизация детско-родительских отношений;

— повышение профессионального уровня педагогов;

— повышение конкурентоспособности ДОО, формирование положительного отношения к ДОО у родителей и социальных парнеров;

— укрепление института семьи;

— возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что событие творческой жизнедеятельности как совместная творческая деятельность субъектов образовательного процесса сможет интегрировать общественное и семейное воспитание дошкольников, включить родителей воспитанников в интерактивное взаимодействие с детским садом и способствовать развитию культуры детско-родительских отношений. Кроме того, как показывает практика, неформальное сотрудничество ДОО с семьей помогает родителям сконцентрировать внимание на детях, усилить чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепить чувство родительского самосознания, может способствовать более глубокому пониманию своего ребенка, формировать доверие к нему, эмоциональную отзывчивость. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это - залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Список литературы

1. Вдовина М.В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения. /Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». УДК 316.48 /№ 3 2009. [Электронный ресурс], URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Vdovina/ дата обращения 31.03.2018.

2. Гордон Т. Популярная педагогика. - М., 2004. - 406 с.

3. Задворная М. С. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с родителями / М. С. Задворная // Человек и образование. - 2016. - № 2 (47). - С. 115-119.

4. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Инфра-М., 1998. - 207 с.

5. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 368 с.

6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. 112 с.

7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

8. Шейнова М.В. Проблема развития культуры детско-родительских отношений средствами событий творческой жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении / М.В. Шейнова // Современный дошкольник в исследованиях молодых ученых: Сборник научных статей (По материалам международной научно- практической конференции 6 - 8 ноября 2013 г.). -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 185-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.