УДК 373.2
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ,
НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗадворнаяМ.С., 2018
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Эта задача может решаться при получении детьми дошкольного образования в семейной форме, о чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Автор статьи подчеркивает актуальность данной темы обусловленной современной ситуацией в дошкольном образовании.
Ключевые слова: консультационный центр, семейное образование, психолого-педагогическая помощь, диагностическая и консультативная помощь.
CONSULTING CENTER - ONE OF THE FORMS OF WORK WITH PARENTS OF CHILDREN NOT VISITING PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
ZadvornayaM.S., 2018 St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education, St. Petersburg
Abstract: the article discusses the current issue of the inclusion of subjects of educational relations in a single child development space, where educational tasks are solved by providing psychological and pedagogical support to the family and raising the competence of parents in the development and education of children. This problem can be solved when children receive pre-school education in a family form, as stated in the federal state educational standard for pre-school education. The author of the article emphasizes the relevance of this topic due to the current situation in preschool education.
Keywords: counseling center, family education, psychological and pedagogical assistance, diagnostic and consultative assistance.
Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется с каждым годом. Одним из важнейших направлений работы дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) является работа с родителями детей, получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания. Согласно Федеральному Закону от 29.12.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» участниками образовательных отношений являются «... обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие педагогическую деятельность» [2], поэтому в современных условиях актуальна проблема вовлечения участников образовательных отношений в единое пространство детского развития, где поставленные образовательные задачи решаются с помощью «. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи повышения компетентности родителей (законных представителей) вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]. Эта задача может решаться при получении детьми дошкольного возраста образования в семейной форме, о чем говорится и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, где подчеркивается право родителей (законных представителей) на обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [3]. В связи с этим ДОО должны обеспечить поддержку семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Перед родителями, выбирающими семейную форму образования, стоят не простые задачи по формированию у ребенка знаний, умений в соответствии с их возрастом; по развитию способностей,
навыков учебной деятельности, а также формированию личностных качеств, способствующих социализации ребенка. Нельзя не отметить, что существующие проблемы в предоставлении детям от 2 месяцев до 7 лет дошкольного образования в форме семейного образования, во многом связаны с недостаточной компетентностью родителей. Современные родители, с одной стороны, достаточно образованные люди, но с другой стороны недостаточно информированные в вопросах педагогики, психологии, физиологии и в других областях знаний, связанных с воспитанием и образованием ребенка дошкольного возраста. Независимо от образования у родителей возникает очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка дошкольника. Поэтому современная семья в своей воспитательной и образовательной деятельности нуждается в помощи, о чем говорится в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Должны быть созданы условия для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализованы программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье [1].
Диагностическая, психолого-педагогическая, консультативная помощь родителям, дети которых получают семейное образование, предусмотрена и Федеральным Законом от 29.12.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» [2].
Изучение данного вопроса показало, что в категорию «детей, получающих семейное образование» входят дети:
- родители которых намерены воспользоваться услугами дошкольного образования, но не получили направление из-за наличия очередности, либо еще не встали на очередь, своевременно не позаботившись об этом;
- имеющие медицинские противопоказания;
- родители которых пользуются услугами учреждений дополнительного образования.
Анкетирование показало, что у родителей присутствует интерес и потребность в помощи,
которую они могут получить от специалистов по дошкольному образованию.
Основная цель создания консультационных центров - это создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье достижение которой, предполагается через реализацию следующих задач.
а) оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам ухода, воспитания, полноценного развития и обучения детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в семье;
б) создание равных возможностей для получения современного качественного образования и позитивной социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в семье;
в) оказание диагностической помощи в выявлении возможных нарушений и отклонений в развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в семье;
Преимущества получения психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в центрах по сравнению с другими источниками информации, такими как Интернет, теле - и радиопередачи, периодические издания или научно-популярная литература заключаются в возможности реализовывать контакт с родителями на прямую, наблюдать за развитием ребёнка, получать «обратную связь» непосредственно от родителей, учитывать исключительность каждой семьи, ребёнка, отвечать на вопрос каждого родителя при личной встрече. Прибегнуть к помощи педагогов консультационных центров за получением психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи может любой нуждающийся в помощи родитель, ребенок которого не посещает ДОО.
В Санкт-Петербурге систему психолого-педагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста можно представить в виде многоуровневой модели (рисунок 1), основной целью которой является информационно-просветительская поддержки родителей детей дошкольного возраста направленная на развитие и воспитание ребенка, поддержку его индивидуализации и социализации, и выступающая как необходимый элемент образовательной деятельности.
Цель: информационно-просветительская поддержка родителей детей дошкольного возраста в вопросах воспитания и развития
Уровни реализации модели
Уровень дошкольных образовательных организаций Уровень информационно-N методических центров Л (районный) Уровень СПб АППО ^ (городской)
к -Ш- -Ш-
Ведущие направления сопровождение информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста
Практико-ориентированное сопровождение информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста. Становление сообщества «педагог - ребенок - родитель» Информационно-методическое сопровождение информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста. Становление сообщества «методист - педагог -родитель» Научно-методическое сопровождение информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста. Становление сообщества «преподаватель - методист -педагог»
Формы: открытые мероприятия, педагогические советы дискуссионные клубы, мастер-классы, семинары-практикумы, деловая игра, ролевая игра и ДР- Формы: опытно-экспериментальные площадки, сетевые профессиональные сообщества, районные научно-практические конференции, ярмарки педагогических идей, творческие лаборатории, методические объединения Формы: курсы повышения квалификации, научно-практические международные, региональные, городские методические объявления, сетевое профессиональное сообщество, вебинары, педагогические форумы, образовательный портал ОДПО и др.
Рисунок 1 - Модель информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста
Определены уровни осуществления информационно-просветительской поддержки родителей: ДОО, информационно-методические центры, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования;
- успешность информационно-просветительской поддержки обеспечена путем реализации ведущих направлений: становление сетевых сообществ «педагог - ребенок - родитель», становление сетевых сообществ «методист - педагог - родитель», становление сообществ «преподаватель -методист - педагог», а целевым ориентиром выступает комплексное сопровождение: практико-ориентированное, информационно-методическое; научно-методическое.
Более подробно остановимся на первом уровне - ДОО. К работе с родителями и детьми в консультационном центре привлекаются сотрудники ДОО: заместитель заведующего по учебно-
воспитательной работе или старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель - дефектолог. Главная цель работы педагогов состоит в оказании консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей, выработке рекомендаций по работе с ними, в умении активизировать и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков. Педагоги дают рекомендации и консультируют родителей в пределах своей компетенции.
Координирующая роль в консультационном центре принадлежит заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе или старшему воспитателю, их деятельность связана с планированием работы консультативного центра, определением функциональных обязанностей и режима работы специалистов, размещением информации на сайте ДОО, осуществлением выбора специалистов для работы с родителями и детьми;
Воспитатели - помогают родителям решить проблемы в области воспитания и развития ребёнка, обучают родителей организации разнообразных видов деятельности с детьми: показывают приемы в формировании культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, приемы формирования познавательных интересов, вопросов развития творческих способностей ребенка, умению ориентироваться на особенности личности ребенка, помогают родителям использовать современные образовательные технологии в воспитании детей.
Педагог-психолог способствует адаптации дошкольника к обстановке ДОО, разъясняет родителям закономерности развития ребёнка, обусловливает пути вероятных проблем, диагностирует психическое развитие ребенка, оказывает родителям помощь в решении задач психологической готовности детей к обучению в школе, проводит психологическую диагностику готовности детей к школе, не посещающих ДОО.
Учитель-логопед, учитель - дефектолог выявляют уровень речевого развития ребёнка и информируют родителей о том, как помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения применять, помогают в обучении и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья или отклонениями в поведении.
Педагоги ДОО используют самые разнообразные формы работы:
- информирование на сайте ДОО;
- диагностика и составление индивидуальных маршрутов развития детей;
- индивидуальные и групповые консультации;
- тренинги, дискуссии и практикумы, проводимые совместно с родителями;
- дистанционные родительские собрания;
- совместные занятия с ребёнком в присутствии родителей;
- Интернет-гостиные;
- видеофильмы из жизни группы;
- родительские чаты;
- Онлайн-тестирование;
- диссеминация лучшего опыта семейного воспитания.
Консультационные центры выполняют определенные функции, которые позволяют родителям (законным представителям) получить своевременную и качественную помощь:
- информационная функция дает возможность совершить сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих ДОО, выявить социальный запрос по местоположению ДОО (район, город, регион), сформировать базу данных;
- диагностическая функция способствует проведению мероприятий по диагностике развития ребёнка, определению перспективных путей развития, диагностике семейных взаимоотношений;
-консультативная функция подразумевает проведение консультаций с родителями по обозначенной проблематике;
-координационно-организационная способствует организации деятельности по оказанию помощи родителям ребёнка, координации действий педагогов консультационного центра;
-аналитическая дает возможность изучать и оценивать особенности социальной среды, анализировать проблемы оказания помощи детям, не посещающим ДОО;
-методическая функция нацелена на разработку методического обеспечения деятельности консультационного центра, оказания методической помощи педагогам консультационного центра по планированию.
В результате работы консультационного центра специалисты формируют: банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей, обобщают методический материал, совместно со специалистами анализирует свою деятельность и вносят коррективы в план работы на следующий год.
Таким образом, встреча родителей с педагогами консультационного центра и включение их в процесс взаимодействия «педагог - ребёнок - родитель» в условиях комфортной ситуации, оказывается наиболее полезной для родителей, так как у родителей появляется возможность поделиться с педагогами своими проблемами, мыслями, но и семейным опытом.
«Банк педагогических знаний», сформированный педагогами консультационного центра дает возможность родителям создать дома развивающую предметно-пространственную среду для полноценного развития ребенка и выбрать самостоятельно подходящий индивидуальный образовательный маршрут.
Кроме того, ДОО формируют открытые и общедоступные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях. Информационная открытость, прозрачность ДОО обеспечивает официальный сайт организации: оперативное информирование, создание условий для сетевого взаимодействия и трансляции опыта между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, общественными организациями и заинтересованными лицами.
В заключение хочется отметить, что сетевое сообщество «методист - педагог - родитель» — это совокупность связей между людьми объединенными по доброй воле, целью которого считается специально организованная целенаправленная и систематическая деятельность, направленная на реализацию замысла повышения качества содержания информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста, а становление сообщества «преподаватель - методист -педагог», организовано с целью обучения информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста. Функциями научно-методического сопровождения являются: обучающая, консультационная, психотерапевтическая, коррекционная и адаптационная функции.
В Санкт-Петербурге накоплен опыт создания консультационных центров:
- создан пакет нормативных локальных актов и документов консультационного центра;
- накоплен и продолжает обновляться банк данных о семьях, в которых воспитываются дети, не охваченные системой дошкольного образования в Санкт-Петербурге;
- сформирована система мониторинга деятельности консультационных центров;
- пополняется и обновляется банк современных методических, психолого-педагогических и диагностических консультаций по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в виде рекомендаций, памяток, моделей детско-родительского взаимодействия, электронных образовательных ресурсов;
- создана информационно-методическая, психологическая и диагностическая видеотека по актуальным вопросам воспитания и образования дошкольников.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: УЦПерспектива, 2014. 32 с.