Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста'

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4077
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ ДОУ И СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Юлия Владимировна

Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Обеспечение безопасности ребенка в ДОУ, охрана и поддержание физического и психического здоровья участников образовательного процесса должно быть приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения. Безопасность человека, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей людей и возможностями природы, между стремлением человека сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Эти противоречия постоянно обостряются в связи с технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, усилением глобальных экологических проблем, нарастанием социальной напряженности, увеличением количества видов насилия над личностью и т.п. Обусловленная не столько естественными природными процессами, столько деятельностью самого человека, эта проблема возвращает его от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. «Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений» (Лызь Н.А. 2006, с. 68). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество детского сада с семьей. Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья (Сташкова Т.Н. 2014, с. 3.). Цель экспериментальной работы заключается в проверке эффективности комплекса педагогических условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы для научного поиска перспективных направлений решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи; Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий эффективного формирования опыта безопасного поведения дошкольников на основе взаимодействия ДОУ и семьи. 3. Разработать педагогическую модель и апробировать комплексную программу обеспечения безопасности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи. Научная новизна исследования состоит в следующем: Разработана и апробированапедагогическая модель формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи, позволяющая использовать технологии, методы, формы и средства в образовательном процессе, направленные на активизацию когнитивной и эмоционально-мотивационной функции личности, актуализацию ценностных ориентаций, способствующие безопасному поведению. Реализация педагогических условий, формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста,с учетом характера воздействия средовых факторов, возрастных и типологических особенностей детей с целью расширения образовательной и деятельностной среды, повышения приспособительных возможностей организма в различных условиях жизнедеятельности и создания устойчивой мотивации личности к безопасному поведению. Разработано методическое содержание педагогического взаимодействия ДОУ и семьи ребенка дошкольного возраста в процессе обеспечения личной безопасности детей, которое отражено в программе, включающей планирование тематических занятий, лекций, мастер-классов, самостоятельной работы родителей с детьми, разработки совместных детско-родительских тренингов, мероприятий, консультаций с учётом особенностей семейного воспитания и уровня подготовленности родителей. Уточненыкомпоненты (когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий), критерии и показатели для оценки уровня сформированности (высокий, средний, низкий) безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы применялся ряд апробированных в педагогических исследованиях методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов и программ, результатов деятельности, тестирование, анкетирование, наблюдение, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, беседы, педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: подготовительный, формирующий и обобщающий. Этапам соответствовали назначенная цель, задачи и направления деятельности, объединенные целевыми установками и общей логикой нашего исследования. На подготовительном этапе (2012-2013 гг.) изучалось современное состояние проблемы, анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая, методическая литература по проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования: определены цель и рабочая гипотеза, уточнялись объект и предмет исследования, формулировались задачи. Отбирались и адаптировались диагностические методики, разработана структурно-содержательная модель обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи. На формирующем этапе эксперимента (2013-2015) проведены констатирующий и формирующий эксперименты; разрабатывался комплекс организационно-педагогических условий формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста; сформулированы критерии и их показатели для определения уровней сформированности безопасного поведения у детей. Осуществлялась диагностика исходного уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и представлений родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей; разработана и апробирована комплексная педагогическая программа по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи; проводились изучение и анализ промежуточных результатов. На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы (2015-2016) обобщены результаты опытно-экспериментальной работы; проводилась интерпретация полученных данных, осуществлена их проверка; подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; разработаны методические рекомендации по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2012 по 2016 гг. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №52 «Белочка», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка детского сада №21 «Кэнчээри» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 120 детей старшего дошкольного возраста, родители и 42 педагогических работника. Опытно-экспериментальную работу мы начали с изучения готовности педагогов к созданию педагогических условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с помощью анкетирования. Результаты опроса показали, что большинство педагогов формально готовы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Анкетирование позволило определить тематику и содержание, формы и методы совместной работы. Педагоги проявили большую заинтересованность в повышении психологопедагогической культуры в вопросах обеспечения безопасного поведения детей дошкольного возраста. На основе выявленных данных в ходе опроса и анкетирования родителей мы спланировали и организовали работу, которая направлена на повышение педагогической компетентности родителей в формировании безопасного мировоззрения детей. Критерии и показатели сформированности безопасного поведения разрабатывались в работах Т.Г. Хромцовой, А.И. Садретдиновой, Л.В. Пелиховой и включает следующее. Когнитивный критерий характеризует знания о безопасности жизнедеятельности, зависимости жизни и здоровья человека от состояния окружающей среды, представления о строении организма человека, о человеке как живом организме, как части природы, правилах сохранения здоровья. Развитые познавательные умения. Эмоционально-мотивационный критерий связан с осознанием мотивов, потребностей и целей, направленных на сохранение и укрепление здоровья, безопасности жизнедеятельности. Предметно-практический критерий сформированность поведенческих навыков здорового образа жизни, выполнение правил безопасного поведения в быту, опыт безопасного поведения в быту, поведение и опыт сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях. Разработанная педагогическая модель формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи, позволяет использовать технологии, методы, формы и средства в образовательном процессе, направленная на активизацию когнитивной и эмоционально-мотивационной функции личности, актуализацию ценностных ориентаций, способствующие безопасному поведению. Внедренная программа обеспечения безопасности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи и ее методическое обеспечение могут быть использованы педагогами в ДОУ для работы с детьми и родителями. Таким образом, проведенное исследование позволило достигнуть поставленной цели, реализовать намеченные задачи и подтвердить гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ефимова Юлия Владимировна

СВФУ им.М.К. Аммосова, г.

Якутск

Ключевые слова:

безопасность, основы безопасности жизнедеятельности, старший дошкольный возраст, взаимодейсвтие ДОУ и семьи

Аннотация: Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Обеспечение безопасности ребенка в ДОУ, охрана и поддержание физического и психического здоровья участников образовательного процесса должно быть приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения.

Безопасность человека, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей людей и возможностями природы, между стремлением человека сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Эти противоречия постоянно обостряются в связи с технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, усилением глобальных экологических проблем, нарастанием социальной напряженности, увеличением количества видов насилия над личностью и т.п.

Обусловленная не столько естественными природными процессами, столько деятельностью самого человека, эта проблема возвращает его от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. «Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений» (Лызь Н.А. 2006, с. 68).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество детского сада с семьей. Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья (Сташкова Т.Н. 2014, с. 3.).

Цель экспериментальной работы заключается в проверке эффективности комплекса педагогических условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы для научного поиска перспективных направлений решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи;

Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий эффективного формирования опыта безопасного поведения дошкольников на основе взаимодействия ДОУ и

семьи.

3. Разработать педагогическую модель и апробировать комплексную программу обеспечения безопасности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- Разработана и апробированапедагогическая модель формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи, позволяющая использовать технологии, методы, формы и средства в образовательном процессе, направленные на активизацию когнитивной и эмоционально-мотивационной функции личности, актуализацию ценностных ориентаций, способствующие безопасному поведению.

- Реализация педагогических условий, формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста,с учетом характера воздействия средовых факторов, возрастных и типологических особенностей детей с целью расширения образовательной и деятельностной среды, повышения приспособительных возможностей организма в различных условиях жизнедеятельности и создания устойчивой мотивации личности к безопасному поведению.

- Разработано методическое содержание педагогического взаимодействия ДОУ и семьи ребенка дошкольного возраста в процессе обеспечения личной безопасности детей, которое отражено в программе, включающей планирование тематических занятий, лекций, мастер-классов, самостоятельной работы родителей с детьми, разработки совместных детско-родительских тренингов, мероприятий, консультаций с учётом особенностей семейного воспитания и уровня подготовленности родителей.

- Уточненыкомпоненты (когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий), критерии и показатели для оценки уровня сформированности (высокий, средний, низкий) безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы применялся ряд апробированных в педагогических исследованиях методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов и программ, результатов деятельности, тестирование, анкетирование, наблюдение, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, беседы, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: подготовительный, формирующий и обобщающий. Этапам соответствовали назначенная цель, задачи и направления деятельности, объединенные целевыми установками и общей логикой нашего исследования.

На подготовительном этапе (2012-2013 гг.) изучалось современное состояние проблемы, анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая, методическая литература по проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования: определены цель и рабочая гипотеза, уточнялись объект и предмет исследования, формулировались задачи. Отбирались и адаптировались диагностические методики, разработана структурно-содержательная модель обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

На формирующем этапе эксперимента (2013-2015) проведены констатирующий и формирующий эксперименты; разрабатывался комплекс организационно-педагогических условий формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста; сформулированы критерии и их показатели для определения уровней сформированности безопасного поведения у детей. Осуществлялась диагностика исходного уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и представлений родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей; разработана и апробирована комплексная педагогическая программа по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи; проводились изучение и анализ промежуточных результатов.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы (2015-2016) обобщены результаты опытно-экспериментальной работы; проводилась интерпретация полученных данных, осуществлена их проверка; подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; разработаны методические рекомендации по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2012 по 2016 гг. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №52 «Белочка», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детского сада №21 «Кэнчээри» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 120 детей старшего дошкольного возраста, родители и 42 педагогических работника.

Опытно-экспериментальную работу мы начали с изучения готовности педагогов к созданию педагогических условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с помощью анкетирования. Результаты опроса показали, что большинство педагогов формально готовы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Анкетирование позволило определить тематику и содержание, формы и методы совместной работы. Педагоги проявили большую заинтересованность в повышении психолого-педагогической культуры в вопросах обеспечения безопасного поведения детей дошкольного возраста.

На основе выявленных данных в ходе опроса и анкетирования родителей мы спланировали и организовали работу, которая направлена на повышение педагогической компетентности родителей в формировании безопасного мировоззрения детей.

Критерии и показатели сформированности безопасного поведения разрабатывались в работах Т.Г. Хромцовой, А.И. Садретдиновой, Л.В. Пелиховой и включает следующее.

Когнитивный критерий - характеризует знания о безопасности жизнедеятельности, зависимости жизни и здоровья человека от состояния окружающей среды, представления о строении организма человека, о человеке как живом организме, как части природы, правилах сохранения здоровья. Развитые познавательные умения.

Эмоционально-мотивационный критерий - связан с осознанием мотивов, потребностей и целей, направленных на сохранение и укрепление здоровья, безопасности жизнедеятельности.

Предметно-практический критерий - сформированность поведенческих навыков здорового образа жизни, выполнение правил безопасного поведения в быту, опыт безопасного поведения в быту, поведение и опыт сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.

Разработанная педагогическая модель формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи, позволяет использовать технологии, методы, формы и средства в образовательном процессе, направленная на активизацию когнитивной и эмоционально-мотивационной функции личности, актуализацию ценностных ориентаций, способствующие безопасному поведению. Внедренная программа обеспечения безопасности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи и ее методическое обеспечение могут быть использованы педагогами в ДОУ для работы с детьми и родителями.

Таким образом, проведенное исследование позволило достигнуть поставленной цели, реализовать намеченные задачи и подтвердить гипотезу.

Список литературы:

1. Лызь Н.А. 2006. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. №4. С. 68-75.

2. Сташкова Т.Н. 2014. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2-7 лет. - Волгоград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.