Научная статья на тему 'Особенности культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
964
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / CULTURE OF LIFE SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION / EFFICIENCY / CRITERIA OF SAFETY CULTURE OF LIFE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDHOOD / DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Доля Светлана Геннадьевна

Цель : выявление компонентных особенностей культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы : Комплекс диагностических процедур, таких как Диагностический инструментарий включал в себя комплекс заданий, разработанных А.И. Садретдиновой и ориентированных на оценку каждого из вышеперечисленных структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста позволил нам проанализировать особенности культуры безопасности. Результаты : на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития базиса культуры безопасного поведения в дошкольном возрасте как поэтапного процесса адаптации к опасностям окружающего мира. Результаты исследования позволили выявить, что когнитивный компонент культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников характеризуется недостаточной полнотой имеющихся представлений о безопасности жизнедеятельности, об источниках опасности и вариантах поведения в разных ситуациях опасности. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное отношение к ситуациям опасности является недостаточно сформированным. Эмоциональные реакции детей на поведение в разных ситуациях недостаточно дифференцированы, они затрудняется в выборе правильного поведения в конкретной ситуации. Анализ образовательных ресурсов среды организации дошкольного образования для формирования культуры безопасности показал ее дефицитарность, отсутствие в ней развивающих стимулов для формирования опыта безопасного поведения. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия формирования базиса культуры безопасности жизнедеятельности современных детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития базиса культуры безопасности у современных детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CULTURE OF SAFETY OF LIFE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Objective: to identify the component features of the culture of life safety of children of senior preschool age. Methods: A set of diagnostic procedures, such as the Diagnostic Toolkit, included a set of tasks developed by A.I. Sadretdinova and focused on the assessment of each of the above structural components of the safety culture of life of children of senior preschool age allowed us to analyze the features of safety culture. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this issue, the genesis of the development of the basis of the culture of safe behavior in preschool age as a step-by-step process of adaptation to the dangers of the surrounding world is considered. The results of the study revealed that the cognitive component of a culture of life safety in older preschoolers is characterized by a lack of comprehensiveness of existing ideas about life safety, sources of danger and behaviors in different situations of danger. In the older preschool age, an emotional attitude to hazard situations is not sufficiently formed. Emotional reactions of children to behavior in different situations are not sufficiently differentiated, they are difficult to choose the right behavior in a particular situation. Analysis of the educational resources of the organization of preschool education for the formation of a safety culture showed its deficiency, the lack of developmental incentives in it for the formation of safe behavior. Scientific novelty: in the article based on the use of a complex of psychological and pedagogical methods, the dynamics and conditions for the development of the basis of a culture of life safety of modern preschool children are identified and characterized. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering issues of the nature and development trends of the basis of safety culture in modern children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Особенности культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2.016

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0020

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2019

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица К.Маркса, 1, e-mail: yasy_za@mail.ru) Доля Светлана Геннадьевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 6 (665452, Россия, Усолье-Сибирское, проспект Космонавтов,6, e-mail: svet.dolya2014@yandex.ru)

Аннотация. Цель: выявление компонентных особенностей культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы: Комплекс диагностических процедур, таких как Диагностический инструментарий включал в себя комплекс заданий, разработанных А.И. Садретдиновой и ориентированных на оценку каждого из вышеперечисленных структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста позволил нам проанализировать особенности культуры безопасности. Результаты: на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития базиса культуры безопасного поведения в дошкольном возрасте как поэтапного процесса адаптации к опасностям окружающего мира. Результаты исследования позволили выявить, что когнитивный компонент культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников характеризуется недостаточной полнотой имеющихся представлений о безопасности жизнедеятельности, об источниках опасности и вариантах поведения в разных ситуациях опасности. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное отношение к ситуациям опасности является недостаточно сформированным. Эмоциональные реакции детей на поведение в разных ситуациях недостаточно дифференцированы, они затрудняется в выборе правильного поведения в конкретной ситуации. Анализ образовательных ресурсов среды организации дошкольного образования для формирования культуры безопасности показал ее дефицитарность, отсутствие в ней развивающих стимулов для формирования опыта безопасного поведения. Научная новизна: в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия формирования базиса культуры безопасности жизнедеятельности современных детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития базиса культуры безопасности у современных детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, образовательная среда организации дошкольного образования, эффективность, критерии культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном детстве, развивающая предметно-пространственная среда

FEATURES OF THE CULTURE OF SAFETY OF LIFE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

© 2019

Zaytseva Olga Yuryevna, PhD in psychology, head of the department of the psychology and pedagogy of preschool education Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marx, 1, e-mail: yasy_za@mail.ru) Dolya Svetlana Gennadyevna, educator Municipal budget preschool educational institution № 6 (665452, Russia, Usolye-Sibirskoe, Kosmonavtov Avenue, 6, e-mail: svet.dolya2014@yandex.ru)

Abstract. Objective: to identify the component features of the culture of life safety of children of senior preschool age. Methods: A set of diagnostic procedures, such as the Diagnostic Toolkit, included a set of tasks developed by A.I. Sadretdinova and focused on the assessment of each of the above structural components of the safety culture of life of children of senior preschool age allowed us to analyze the features of safety culture. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this issue, the genesis of the development of the basis of the culture of safe behavior in preschool age as a step-by-step process of adaptation to the dangers of the surrounding world is considered. The results of the study revealed that the cognitive component of a culture of life safety in older preschoolers is characterized by a lack of comprehensiveness of existing ideas about life safety, sources of danger and behaviors in different situations of danger. In the older preschool age, an emotional attitude to hazard situations is not sufficiently formed. Emotional reactions of children to behavior in different situations are not sufficiently differentiated, they are difficult to choose the right behavior in a particular situation. Analysis of the educational resources of the organization of preschool education for the formation of a safety culture showed its deficiency, the lack of developmental incentives in it for the formation of safe behavior. Scientific novelty: in the article based on the use of a complex of psychological and pedagogical methods, the dynamics and conditions for the development of the basis of a culture of life safety of modern preschool children are identified and characterized. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering issues of the nature and development trends of the basis of safety culture in modern children of preschool age.

Keywords: culture of life safety, educational environment of the organization of preschool education, efficiency, criteria of safety culture of life activity in preschool childhood, developing subject-spatial environment

В современном обществе, характеризующемся высоким уровнем опасности в разных сферах жизнедеятельности, важнейшее значение приобретает формирование у человека культуры безопасности жизнедеятельности.

В рамках целого ряда научных направлений указывается, что главным механизмом формирования ответственного отношения к себе является, прежде всего, образование (М.А. Котик, С.А. Прокурин и др.). При этом

важно затрагивать все ступени образования, начиная с дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте под воздействием природной и социальной среды, под влиянием взрослых формируется базис мировоззрения.

В этом возрасте еще сохранены природные инстинкты, на основе которых можно более эффективно формировать ответственность за свое здоровье, навыки без-

Zaytseva Olga Yuryevna, Dolya Svetlana Gennadyevna FEATURES OF THE CULTURE OF SAFETY OF LIFE .

опасного взаимодействия с миром. Постепенно по мере развития ребенка, параллельно с обучением и воспитанием, происходит более глубокое осознание природных и социальных закономерностей, становление целостной картины мира.

Поэтому дошкольный возраст называют сензитив-ным периодом для развития культуры безопасности жизнедеятельности.

К.Ю. Белая считает, что эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности напрямую зависит от того, насколько рано начат этот процесс. Современные исследователи считают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для организации работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности [1].

Эта проблема затрагивается в работах многих исследователей, в том числе и в нормативных документах системы образования. В частности, в Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», акцентируется внимание на комплексном подходе к решению проблем безопасности, необходимости формирования у детей базовых навыков безопасного поведения.

Культура безопасности жизнедеятельности представляет собой сложное интегративное образование, включающее в себя ряд структурных компонентов. Безопасное поведение дошкольников И.М. Ережепова определяет как поведение, которое основано на знаниях о правилах безопасности жизнедеятельности и отражающее умение обращаться с потенциально опасными предметами и осознанно относиться к соблюдению правил безопасности [4].

Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности, т.е. формирование соответствующих знаний, личностных качеств, навыков, помогающих не растеряться в опасной ситуации.

Старший дошкольный возраст характеризуется определенными предпосылками для формирования основ безопасности жизнедеятельности, которые связаны с интенсивным интеллектуальным развитием ребенка, расширением и углублением его представлений об окружающем мире, развитием самосознания и рефлексии [5-11].

Потребность в безопасности является базовой потребностью каждого ребенка, и ее удовлетворение выступает в качестве важнейшего условия его развития. В стремлении решить проблему формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, исследователи обращают внимание на возможности использования разных средств организации данного процесса.

Анализ парциальных программ О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, В.К. Полыновой, З.С. Дмитриенко, Н.В. Коломеец, Т.П. Гарнышевой показывает, что чаще всего в качестве средств формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста исследователи используют упражнения, игры, работу с литературой, занятия и так далее.

При этом недостаточно внимания уделяется проектной деятельности.

В тоже время, как указывает Н.Е. Веракса [2], в старшем дошкольном возрасте интенсивно идет познавательное развитие, и проектная деятельность способствует не только удовлетворению познавательных потребностей ребенка, но и отвечает основным задачам формирования важнейших новообразований возраста, в том числе способствует и формированию навыков организации деятельности.

На первом этапе нашего исследования мы изучили особенности организационно-педагогических условий образовательной организации дошкольного образования

в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности на ранних этапах онтогенеза. Оценив уровень готовности педагогов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности мы установили, что у большинства из них отмечается средний уровень готовности (50%).

Данный уровень характеризуется тем, что педагоги ДОУ недостаточно понимают сущность процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей, у них неустойчиво проявляется стремление к саморазвитию, они не в полной мере создают условия для безопасности жизнедеятельности детей и формирования у них навыков безопасного поведения, частично владеют методам и приемами формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Оценка состояния развивающей предметно-развивающей среды показал, что наличие материалов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, таких, как, например, транспорт, семья и т.д., наличие разнообразных дидактических игр, настольно-печатных игр, альбомов, стендов, иллюстраций, плакатов, книг соответствующей тематики, справочной литературы, детских рисунков и др. творческих работ, альбомов со стихами, загадками, пословицами, тематические карточки и т.д. является недостаточным.

Оценка готовности родителей принимать участие в работе по формированию культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников показала, что многие родители, относятся к среднему уровню, для которого характерно стремление принимать участие в работе по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

У них также сформированы первоначальные представления о формировании культуры безопасности жизнедеятельности, они знают о том, какие методы и приемы работы могут быть использованы, но недостаточно реализуют на практике свои знаний, у них снижена активность во взаимодействии с педагогами по данному вопросу.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности базируется на оценку уровня сформирован-ности культуры безопасности жизнедеятельности у детей. А.И. Садретдинова выделяет ряд критериев оценки сформированности культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоционально-мотивационный, предметно-практический [5].

Данные критерии были взяты нами за основу для проведения диагностики уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Диагностический инструментарий включал в себя комплекс заданий, разработанных А.И. Садретдиновой и ориентированных на оценку каждого из вышеперечисленных структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. В результате комплексной оценки сформиро-ванности культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников, мы проанализировали состояние каждого компонента культуры безопасности жизнедеятельности и показатели общего уровня культуры безопасности жизнедеятельности [3].

Результаты исследования, в котором принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная), в количестве по 25 человек в каждой показал, что когнитивный компонент культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, отражающий знания детей о предметах и ситуациях, несущих потенциальную опасность и знания о поведении в разных опасных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста сформированы в основном насреднем и низком уровне.

Общие количественные показатели распределения

детей по уровню сформированности когнитивного компонента являлись следующими: высокий уровень - 12% детей (экспериментальная группа) и 16% детей (контрольная группа); средний уровень - 48% детей (экспериментальная группа) и 48% детей (контрольная группа); низкий уровень - 40% детей (экспериментальная группа) и 36% детей (контрольная группа).

Старшие дошкольники с высоким уровнем сфор-мированности когнитивного компонента обладают достаточным запасом знаний о ситуациях опасности, правильно определяют возможные источники опасности и варианты поведения в данных ситуациях.

Старшие дошкольники со средним уровнем не во всех ситуациях способны определить потенциальную опасность, обосновать свой ответ, предложить варианты поведения в конкретной ситуации.

Для старших дошкольников с низким уровнем характерны более выраженные трудности в определении потенциальной опасности в разных ситуациях и объяснении возможных последствий тех или иных действий или причин возникновения опасности.

Мы установили в результате исследования, что когнитивный компонент культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников характеризуется недостаточной систематизацией и полнотой имеющихся представлений о безопасности жизнедеятельности, об источниках опасности и вариантах поведения в разных ситуациях опасности.

Показатели распределения детей по уровню сформи-рованности эмоционально-мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности являлись следующими: высокий уровень - 16% детей (экспериментальная группа) и 20% детей (контрольная группа); средний уровень - 52% детей (экспериментальная группа) и 56% детей (контрольная группа); низкий уровень - 32% (экспериментальная группа) и 24% детей (контрольная группа).

Высокий уровень эмоционально-мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников характеризовался сформированным положительным отношением к безопасному поведению и неприятием небезопасного поведения.

Старшие дошкольники со средним уровнем в большей степени проявляли нейтральное отношение к ситуациям опасности и только по отношению к некоторым ситуациям характеризовались выраженными положительными или отрицательными реакциями.

Старшие дошкольники с низким уровнем эмоцио-нально-мотивационного компонента не проявляли заинтересованности к самому заданию, их отношение являлось недифференцированным, что в целом указывает на несформированность данного компонента.

Мы установили в результате оценки эмоционально-мотивационного компонента, что в старшем дошкольном возрасте эмоциональное отношение к ситуациям опасности является недостаточно сформированным, и это проявляется в том, что эмоциональные реакции детей на поведение в разных ситуациях недостаточно дифференцированы, они затрудняется в выборе правильного поведения в конкретной ситуации.

Также нами был оценен предметно-практический компонент культуры безопасности жизнедеятельности. Количественные показатели распределения старших дошкольников по уровню сформированности данного компонента являлись следующими: высокий уровень -12% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы; средний уровень - 56% детей (экспериментальной группы) и 52% детей (контрольной группы); низкий уровень - 32% детей (экспериментальной группы) и 32% детей (контрольной группы).

Характерными особенностями сформированности предметно-практического компонента культуры безопасности жизнедеятельности на высоком уровне яв-

лялось правильное, обоснованное и аргументированное поведение детей в разнообразных предлагаемых ситуациях. Старшие дошкольники со средним уровнем не всегда выбирали правильную модель поведения, но в целом они ориентировались на безопасное поведение.

Старшие дошкольники с низким уровнем характеризовались трудностями в определении модели поведения в каждой конкретной ситуации, часто выбор модели поведения являлся необоснованным и небезопасным.

Результаты оценки предметно-практического компонента позволили нам сделать вывод о том, что старшие дошкольники в силу недостаточности опыта и недостаточной сформированности представлений о безопасном поведении, испытывают трудности и не всегда могут четко и правильно определить безопасное поведение в разных ситуациях.

Общий уровень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности мы оценили на основе суммирования баллов, по результатам оценки всех компонентов культуры безопасности жизнедеятельности.

Полученные результаты оказались следующими: высокий уровень - 12% детей (экспериментальная группа) и 16% детей (контрольная группа); средний уровень

- 52% детей (экспериментальная группа, и такое же количество детей в контрольной группе; низкий уровень

- 36% детей (экспериментальная группа) и 32% детей (контрольная группа).

Показатели среднего уровня по отношению к показателям других уровней являлись преобладающими. Это означает, что большинство детей старшего дошкольного возраста, которые участвовали в исследовании, характеризуются наличием определенных знаний о безопасности жизнедеятельности, возможных источниках опасности, вариантах поведения в разных ситуациях, частичной сформированностью эмоционального отношения к безопасному поведению и практических навыков поведения.

Полученные результаты показали нам, что культура безопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте находится в процессе формирования, и в соответствии с этим необходимо осуществлять организацию работы, направленной на формирование всех составляющих культуры безопасности, жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, для того, чтобы повысить общий уровень ее сформированности.

Нами была разработана технология проектной деятельности по формированию культуры безопасности, которая реализовывалась поэтапно: целеполагание и предварительное планирование проектной деятельности педагогами, организационно-мотивационное коллективное планирование, промежуточная рефлексия, расширение содержания проектной деятельности.

Как указывает Е.С. Евдокимова, в ходе проектной деятельности в игровой форме дети включаются в разные виды творческой и практически значимой деятельности. Они находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды[3].

В дошкольных образовательных учреждениях используются разные типы проектов:

1. Исследовательско-творческие.

2. Ролево-игровые.

3. Информационно-практико-ориентированные.

4. Творческие.

Н.Е. Веракса отмечает, что в ходе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Проектная деятельность обладает большим потенциалом в плане формирования безопасности жизнедеятельности, поскольку именно в ней создаются благоприятные условия для формирования субъектной позиции ребенка. Осознанное отношение к разным проблемам, связанным с безопасностью жизнедеятельности, позволит достичь

Zaytseva Olga Yuryevna, Dolya Svetlana Gennadyevna FEATURES OF THE CULTURE OF SAFETY OF LIFE .

более высоких результатов расширения представлений детей о безопасном поведении, о потенциальных опасностях и способах взаимодействия с ними [2].

Нами были реализованы проекты по формированию культуры безопасности жизнедеятельности, создана развивающая предметно-пространственная среда (Центр безопасности), проведен комплекс мероприятий для педагогов и родителей способствующий формированию культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках проектов мы уделяли внимание формированию всех компонентов культуры безопасности жизнедеятельности, расширяли представления детей о ситуациях опасности, опасных предметах, правилах поведения в ситуациях опасности.

Формировали у детей эмоционально-положительное отношение к соблюдению правил безопасности и формировали практические умения и навыки поведения в разных ситуациях на основе их моделирования, использования творческого самовыражения, получения исследовательского опыта.

Организация работы с педагогами осуществлялась нами также с учетом комплексного подхода, в соответствии с которым мы формировали у педагогов компоненты готовности к формированию культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Проведенные нами формы работы с педагогами, которые включали в себя практическое занятие, семинар, практикум, дискуссию, оказали положительное влияние на готовность педагогов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Организуя работу с педагогами, мы отталкивались от анализа уровня сформированности их готовности и выделения тех проблемных «зон», которые существовали в организации работы по данному вопросу у педагогов. В соответствии с этим мы отбирали содержание материала и формы, методы и приемы работы с педагогами.

На контрольном этапе мы провели повторную диагностику, которая включала в себя также два направления, как и на констатирующем этапе исследования. В рамках первого направления мы провели сравнительный анализ организационно-педагогических условий образовательной среды ДОО в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей.

В рамках второго направления мы провели сравнительный анализ уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Распределение детей по уровню сформированности когнитивного компонента на контрольном этапе изменилось. Количество детей в экспериментальной группе с высоким и средним уровнем увеличилось более значительно по сравнению с детьми контрольной группы. Это же касается и снижения количества детей с низким уровнем.

Результаты повторной диагностики показали, что старшие дошкольники из экспериментальной группы на контрольном этапе стали характеризоваться более глубокими представлениями о безопасности жизнедеятельности, дети стали лучше дифференцировать опасные и неопасные предметы, ситуации, обосновывать свой выбор, предлагать варианты поведения в опасной ситуации.

Достижению данного результата способствовала организация в ходе проектной деятельности работы, направленной на сбор информации по той или иной тематике, дети узнали гораздо о ситуациях опасности, стали устанавливать связи между конкретными действиями и возможными опасностями.

В контрольной группе такого эффекта достигнуто не было, поскольку не организовывалась специальная работа с использованием проектной деятельности. Это означает, что с помощью проектов мы смогли повысить уровень сформированности когнитивного компонента

культуры безопасности жизнедеятельности.

Показатели уровня сформированности эмоциональ-но-мотивационного компонента на контрольном этапе в экспериментальной группе изменились по сравнению с контрольной группой более выражено (количество детей с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 16%, в контрольной группе - на 4%, количество детей со средним уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 4%, в контрольной группе сократилось - на 4%, количество детей с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 20%, в контрольной группе осталось прежним.

Анализируя результаты оценки эмоционально-мо-тивационного компонента, мы отметили, что старшие дошкольники экспериментальной группы стали чаще эмоционально включаться в ситуации, связанные с безопасным и небезопасным поведением, у них стало более выражено проявляться определенное эмоциональное отношение к поведению тех или иных персонажей конкретных ситуаций и проявляться более обоснованная оценка.

У детей экспериментальной группы, с которыми мы проводили работу по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в проектной деятельности, результаты повысились более значительно по сравнению с детьми контрольной группы. Количество детей с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 16%, в контрольной группе - на 6%, количество детей со средним уровнем сократилось в экспериментальной группе на 4%, в контрольной группе осталось прежним, количество детей с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 12%, в контрольной группе - на 4%.

Благодаря проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста стали более успешно ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, предлагать правильные варианты поведения, основанные на сохранении жизни и здоровья, проявлении осторожности и анализе возможных опасностей в каждой конкретной ситуации.

Результаты повторной диагностики на контрольном этапе показали, что организация проектной деятельности способствовала повышению уровня сформированно-сти всех структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей[Текст] / К. Ю. Белая. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 64 с.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.

3. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] /Е.С. Солодянкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

4. Ережепова, И.М. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста [Текст] /И. М. Ережепова// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2015. — №. 12 — С.140.

5. Садретдинова, А.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст]/ А. И. Садретдинова// Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2008. - №3. - С.407-411

6. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности формирования навыков безопасного поведения в быту у дошкольников с нарушениями зрения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 33-35.

7. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.

8. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 228-231.

9. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.

10. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества стар-

ших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

11. СередкинаН.Д., СоловьеваН.А., ШинкарёваН.А. Особенности проявления культуры поведения в общественных местах детьми старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 312-315.

Статья поступила в редакцию 25.02.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.