Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1182
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / SECURITY / БЕЗОПАСНОСТЬ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY CULTURE / РОЛЬ СЕМЬИ / FAMILY ROLE / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / GAME EXERCISES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т. П.

В данной статье рассматривается проблема о формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста, средствами игровых упражнений. Цель состояла в том, чтобы теоретически изучить проверить эффективность использования игровых упражнений в формировании культуры безопасности у детей шести лет. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по изучению состояния сформированности культуры безопасности у старших дошкольников, авторами предложены результаты исследования и в заключении раскрывается значимость игровых упражнений о правилах безопасного поведения и возможных последствиях их нарушения детьми старшего дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A SAFETY CULTURE FOR OLDER CHILDREN

The article discusses how to create a safety culture for older pre-school children with the help of game exercises. The goal was to study the theory the effectiveness of using the exercise in creating a safety culture for children six years of age. On the basis of the work about the status of the establishment of a safety culture among senior pre-school students, the authors suggest the results of the study and in the conclusion it reveals the value of the game exercises about the rules of safe behavior and the possible consequences of their violation by children of older preschool age.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

ние диалогически общаться, понимая друг друга, осознавая себя и себе подобного, как часть единого и целостного мироздания представляет собой колоссальные возможности для управления и руководства в различных видах профессиональной деятельности, в том числе и дирижёрской, в которой диалог предполагает, что дирижёр и исполнитель выступают в качестве субъектов исполнительской деятельности.

Успех межличностных взаимоотношений возможен на основе идей демократизации и гуманизации, на возрождении классических гуманистических традиций исторического прошлого, основанных на уважении и любви к человеческой личности, на гуманных человеческих отношениях.

Таким образом, диалог и его функционирование в качестве одного из принципов дирижёрской деятельности выступает

в качестве основы процесса дирижёрского взаимодействия и помогает разрешать многие проблемы, существующие в дирижёрском искусстве. Дирижёрское искусство несостоятельно без умения общаться с людьми, эта особая способность является необходимым слагаемым его мастерства и как всякую способность её необходимо активно развивать.

Развитая дирижёрская техника не может заменить собой роль межличностного общения. Дирижёрское искусство констатирует объективную истину: личность дирижёра - это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективности процесса профессионального становления и развития коллектива. Его руководящая, организующая и направляющая роль, тем значительнее, чем больше в ней демократизма, гуманности и творческой свободы.

Библиографический список

1. Баренбойм Л.А. Антон Гоигорьевич Рубинштейн. Ленинград: Музгиз, 1957; Том 1.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Сов. Россия, 1979.

3. Ахмедов Г.М. История развития школы и педагогической мысли Азербайджана. Баку: «Техсил», АБУ, 2002.

4. Сеидов А.Ю. О состоянии изучения истории педагогической мысли в Азербайджане. Педагогические проблемы: материалы 1-ой объединённой конф. институтов пед. наук Азербайджана, Армении, Грузии. Ереван, 1966: 185 - 190.

5. Кей-кавус. Антология гуманной педагогики. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

References

1. Barenbojm L.A. Anton Grigor'evich Rubinshtejn. Leningrad: Muzgiz, 1957; Tom 1.

2. Bahtin M.M. Problemypo'etikiDostoevskogo. Moskva: Sov. Rossiya, 1979.

3. Ahmedov G.M. Istoriya razvitiya shkoly ipedagogicheskojmysliAzerbajdzhana. Baku: «Tehsil», ABU, 2002.

4. Seidov A.Yu. O sostoyanii izucheniya istorii pedagogicheskoj mysli v Azerbajdzhane. Pedagogicheskie problemy: materialy 1-oj ob'edinennoj konf. institutov ped. nauk Azerbajdzhana, Armenii, Gruzii. Erevan, 1966: 185 - 190.

5. Kej-kavus. Antologiya gumannojpedagogiki. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 2000.

Статья поступила в редакцию 20.09.17

УДК 370-053.4 «465.05/07»

Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, N.F. Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),

E-mail: [email protected]

BUILDING A SAFETY CULTURE FOR OLDER CHILDREN. The article discusses how to create a safety culture for older pre-school children with the help of game exercises. The goal was to study the theory the effectiveness of using the exercise in creating a safety culture for children six years of age. On the basis of the work about the status of the establishment of a safety culture among senior pre-school students, the authors suggest the results of the study and in the conclusion it reveals the value of the game exercises about the rules of safe behavior and the possible consequences of their violation by children of older preschool age.

Key words: culture, security, safety culture, family role, game exercises, motivation.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет» им. Н.Ф. Катанова,

г. Абакан, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается проблема о формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста, средствами игровых упражнений. Цель состояла в том, чтобы теоретически изучить проверить эффективность использования игровых упражнений в формировании культуры безопасности у детей шести лет. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по изучению состояния сформированности культуры безопасности у старших дошкольников, авторами предложены результаты исследования и в заключении раскрывается значимость игровых упражнений о правилах безопасного поведения и возможных последствиях их нарушения детьми старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: безопасность культура безопасности, роль семьи, игровые упражнения, мотивация.

Культура безопасности у детей дошкольного возраста в отечественной педагогике одновременно возникла с вопросами воспитания здорового образа жизни и формирования культурно-гигиенических навыков.

В 1986 году понятия «культура» и «безопасность были объединены одновременно как одно целое в обеспечении безопасности дошкольников.

Мнение о необходимости знакомить дошкольников с безопасным поведением в быту, учить навыкам обращения с потенциально опасными предметами, было высказано в конце 20-30-х годов О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольским и некоторыми другими педагогами.

О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольским были высказаны мысли о знакомстве детей дошкольного возраста с безопасным поведением в быту, на улице, в природе, обращение с техникой.

В.М. Федявская выделяла вопросы несчастных случаев на улице - это незнание правил уличного движения детьми, как вести себя на дорогах, владеть собой в опасных ситуациях. Она считала, что педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать навыки безопасности систематически, не только на занятиях, но и в других видах детской деятельности.

Такие исследователи, как А.Н. Каюрова, О.В. Скокова, Т.С. Шеховцова выделили такие компоненты воспитания культуры безопасности: воспитать мотивацию к безопасности, сформировать знания об опасных случаях, ситуациях и их предупреждениях, оценивать действия к безопасному поведению и преодолению опасных ситуаций [1].

Детство - уникальный период в жизни человека. В этот период дети накапливают опыт, который станет основой их будущей взрослой жизни. В начале его жизненного пути, ребёнка оберегают родители, воспитатели. Но современный мир таит множество

опасностей, от которых дети должны быть защищены. В этом возрасте детям свойственна любознательность, активность, повышенная впечатлительность, восприимчивость, наивно-игровое отношение ко многим явлениям, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни - всё это может привести к возникновению опасной ситуации. Ведь если у ребёнка не сформирована культура безопасности, природная любознательность ребёнка может стать опасной для него самого. В этом большая ответственность ложится на педагогов и родителей. Их главной задачей является подготовка детей к сложным, а порой и опасным, жизненным ситуациям. И здесь важно чтобы педагог опираясь, на характерные особенности этого возраста, подбирал правильные методы приёмы. А возникающая к шести годам потребность поступать в соответствии с установленными правилами, нормами, включение осознания своих действий и поступков становится хорошим фундаментом для формирования культуры безопасности у детей.

В.С. Мухина указывала на то, что ребёнок свою ответственность о своей безопасности раскрывает в присутствии родителей.

Более того, ответственное и безопасное поведение ассоциируется у ребёнка с ролью взрослого. Ощущение своего взросления он способен связывать с проявлениями безопасного поведение, если такая модель ему знакома. А для этого очень важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребёнка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках малыша продемонстрировать безопасное поведение. Если же ребёнок остается без присмотра взрослых, он может безответственно относиться к опасностям.

Большую роль семье в формировании культуры безопасности отдавала и Л.Л. Тимофеева, считая, что семьи у детей формирует мотивацию выполнять установленные правила безопасности. Поэтому очень важно чтобы в семье и детском саду был выработан единый подход к воспитанию культуры безопасности у детей [2].

В.А. Девисилов говорил о том, что в дошкольном возрасте закладывается первая ступень основ безопасного поведения, потому что в дошкольном детстве все получаемые навыки, в том числе и навыки безопасного поведения, легко вырабатываются и прочно закрепляются [3, с. 32].

В настоящее время у детей наблюдается несамостоятельность, безынициативность, не способность самостоятельно принимать решение, не сформированность культуры безопасного поведения, незнание, к кому можно обратиться за помощью. Именно поэтому формирование культуры безопасности является актуальным вопросом в воспитании детей дошкольного возраста.

Проведя диагностику сформированности культуры безопасности, мы определили, что дети имеют средний и низкий уровень знаний по данному направлению. На основании этого мы использовали, игровые упражнения по формированию культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста и нами было выдвинуто предположение о том, что игровые упражнения в формировании культуры безопасности будут эффективны только тогда, когда их содержание соответствует компонентам безопасности и если полученные знания закрепляются детьми в самостоятельной деятельности.

Детям предлагались игровые упражнения Л.Л. Тимофеевой, Н.Ю. Марчук, Т.А. Белоноговой и некоторых других авторов.

На наш взгляд упражнение должно быть направлено на совершенствование способа выполнения действия, путём его многократного повторения. Однако упражнения при обучении дошкольников никогда не даст ожидаемого эффекта и поэтому

Библиографический список

их необходимо объединить в системы, подсистемы и комплексы.

Упражнения дают детям не только знания, но и практические действия, при выполнении заданий необходимо создать проблемную ситуацию, такие задания не превращают данное упражнение в механическую операцию.

На умение находить опасные предметы среди других мы проводили такие игровые упражнения как «безопасный и опасный предмет в доме», «ядовитые растения» и др. В игре «опасно - неопасно» детям предлагались карточки с изображением опасных и неопасных предметов. Перемешанные карточки нужно было разделить на две группы, соответственно опасные предметы в одну группу, безопасные - в другую. После этого ребёнка просили объяснить, почему он считает эти предметы опасными. В игре «ядовитые растения» детям предлагалось среди карточек, взять карточку, назвать, какое растение на ней изображено, ядовитое оно или безвредное, и объяснить, почему он так думает. Количество карточек расположенных на столе равняется количеству детей в подгруппе. Все предметы и растения, использующиеся в карточках должны быть знакомы детям.

К игровым умениям, развивающим умение видеть опасную ситуацию, можно отнести такие как «Опасные ситуации», «Пешеходы», «Зимние забавы». В этих игровых упражнениях детям предлагались картинки. Посмотрев на картинки, детям надо было определить, кто из изображенных на них людей поступает правильно, а кто нет; рассказать, почему этот поступок неправильный и к чему это нарушение может привести. Приведём пример игрового упражнение «Опасные ситуации» - Посмотрите на картинки. Где изображены опасные ситуации? На всех картинках изображены опасные ситуации? На какой нет? Какие опасные ситуации изображены на картинках?

Почему они опасные? Как можно было бы их избежать? А если она все же произошла, что нужно сделать? Цель упражнения: формирование системы знаний об источниках опасности в быту и средствах их преодоления и предупреждения. Мы формировали мотивационный и знаниевый компоненты. Дети ознакомились с правилами безопасности, такими, как нельзя оставлять включённые электроприборы без присмотра. Нельзя вешать вещи рядом с огнём, оставлять игрушки и другие предметы рядом с огнём и оставлять вещи на батарее.

В игровом упражнении «Если бы...» мы развиваем умение выходить из опасной ситуации. На картинках изображена опасная ситуация, которая уже произошла. Детям предлагалось определить, почему это случилось, нарушение какого правила привело к этой ситуации, и самое главное мы задавали детям вопросы, что же делать в этой ситуации, раз она уже случилась.

После каждого проведённого упражнения мы с детьми выделяли правила поведения, которые необходимо соблюдать. Потому что, зная к каким последствиям, приведёт нарушение таких правил, дети будут понимать, почему так важно их соблюдать.

Были проведены и игровые упражнения на развитие компе-тентностного компонента. К таким игровым упражнениям относятся «Телефонный звонок», «Машина». В них проигрывались небольшие ситуации на закрепление умения вести себя в опасной ситуации.

Подведя итоги, мы убедились, что игровые упражнения позволяют закреплять, уточнять и систематизировать представления детей об источниках опасности, о правилах безопасного поведения и возможных последствиях их нарушения; развивают умение различать потенциально опасные предметы, формировать представления о необходимых действиях в случае опасности.

1. Соколова Е., Шеховцова Т.С. Правила безопасности поведения. Ярославль: Академия развития, 2009.

2. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс. 2015.

3. Девисилов В.А. Концепция национальной образовательной политики в области образования (проект). Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

References

1. Sokolova E., Shehovcova T.S. Pravila bezopasnostipovedeniya. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2009.

2. Timofeeva L.L. Formirovanie kul'tury bezopasnosti u detej ot 3 do 8 let. Parcial'naya programma. FGOS. Detstvo-Press. 2015.

3. Devisilov V.A. Koncepciya nacional'noj obrazovatel'noj politiki v oblasti obrazovaniya (proekt). Moskva: MGTU im. N.'E. Baumana, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.