ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
М.И. Баишева, А.А. Григорьева
Аннотация. Статья посвящена проблеме приобщения детей дошкольного возраста к культуре безопасной жизнедеятельности на этнокультурных традициях народов Севера. В ней обоснована целесообразность подготовки педагогов для обеспечения безопасной среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, культура безопасности, Север, компетентность.
Summary. The article deals with the problem of familiarization of preschool children to a life safety culture at the ethnic and cultural traditions of the peoples of the North. It proves the expediency of training teachers to provide a safe environment in pre-school educational institutions.
Keywords: preschool children, life safety culture, the North, competence.
П
158
риобщение детей к культуре безопасной жизнедеятельности, знание основополагающих умений и навыков безопасности жизнедеятельности определяются сегодня реальными потребностями общества. Трагические события, которые произошли и происходят в современном обществе, говорят о необходимости формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей с самых малых лет и подготовки педагогов, обеспечивающих безопасную среду в дошкольных образовательных учреждениях и школах. В исследовании А.И. Садретдиновой подчеркивается, что сегодня дети и их педагоги составляют «пятую часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспече-
ния безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России» [1, с. 3]. Потому каждый педагог в чрезвычайных ситуациях должен быть готов к принятию экстренных и адекватных мер по спасению жизни детей.
Особенность безопасной жизнедеятельности на Севере обусловлена природно-климатическими и этнокультурными особенностями края. Суровые природно-климатические условия требуют выработки у детей устойчивых навыков безопасной жизнедеятельности. Формирование безопасной личности, обладающей оптимальным для данного климата здоровьем, выносливостью, сноровкой и стрессоустойчивой психикой, является важнейшей задачей учреждений образования. В этом отношении богатый
Преподаватель XX
ЕК
4 / 2012
опыт народа по безопасности жизнедеятельности, выработанный комплекс профилактических мер в условиях резко континентального климата, безусловно, требуют содержательного изучения и научно-методического обоснования.
Для безопасности жизнедеятельности человек должен осознавать ценности и смыслы своего существования. Абсолютно верно утверждение Н.Д. Никандрова, что «...оказываясь в экстремальной ситуации, человек чаще выживает, если движим высокими идеями, видит смысл жизни» [2, с. 44]. В этом плане традиционная культура жизнедеятельности и выживания человека, веками накопленная народами в суровых условиях Севера является бесценным источником.
Главной идеей и сущностью традиционной культуры воспитания у народа саха является формирование созидающего человека. Осознание, поддержка гармонии макро- и микрокосмов, понимание ценностно-смысловых основ жизни, восхождение человека в «духовное-Я» являются главными целями воспитания совершенного человека. В философско-миро-воззренческом учении саха (ученье Айыы) подчеркивается многомерная и ценностная суть человека, его огромный потенциал в познании мира и поддержке гармонии в окружающей действительности.
Профессор из Чувашии Т.Н. Петрова утверждает, что «в современных условиях реформирования всей системы российского образования, возрождения и реализации при этом национально-этнического потенциала особую актуальность приобретает погружение исследователей в историко-педагогическую национальную духов-
ную культуру, представляющую фундаментальную содержательную основу формирования молодого поколения» [3, с. 3]. А.Б. Панькин исходит из того, что на протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, в котором средства, методы и технология воспитания детей не утратили своего значения и сегодня. Профессор утверждает, что культура всегда служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (необходимости в пище, удовлетворении физических потребностей), производным (в разделении труда, в защите, в социальном контроле), интегратив-ным (потребностям психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни и т.д.) [4, с. 50]. Каждая историческая эпоха по своему наполняет суть безопасной жизнедеятельности человека, общества. Сегодня особенно актуальным становится принятие комплекса мер по педагогическому обеспечению безопасной жизнедеятельности в учреждениях образования: обоснование теоретико-методологических подходов к проблеме, разработка ее концептуальных основ, создание целостной системы безопасности и противодействия терроризму и т.д.
Проблема безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования рассматривается в научных трудах отечественных ученых И.А. Баевой, С.Н. Вольхина, В.Н. Мошкина, А.М. Яку-пова, М.Г. Гераськиной, А.Я. Голова, М.В. Головко, М.В. Гордиенко, Р. В. Григорян, О.В. Писаря, С.П. Данченко, Н.В. Дашковой, В.А. Евтеева, Н.В. Елисеевой, П.И. Костенка, В.В. Токарева, Л.А. Михайлова, С.П. Черного, Е.Н. Южа-ковой, В.А. Сидоркина, А.Т. Смирнова
159
4 / 2012
Преподаватель XXI
ВЕК
160
и др. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в исследованиях Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, ГК. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, А.И. Садретдиновой, Т.С. Сан-таевой, О.П. Синельниковой, Р.Б. Стер-киной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.
Тем не менее анализ научных трудов по проблемам обеспечения безопасности и противостояния терроризму в учреждениях образования показывает, что в педагогической науке пока еще не сложилась целостная научная концепция и не разработана система работы по обеспечению безопасной жизнедеятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Отсюда и цель нашего исследования: определение теоретико-методологических основ проблемы, разработка целостной концепции и системы работы по педагогическому обеспечению безопасности, противодействия терроризму и действиям в экстремальных ситуациях в дошкольных образовательных учреждениях.
Мы считаем, что в педагогическом обеспечении безопасной жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях должны учитываться климатические особенности Севера, веками выработанное и накопленное этнокультурное наследие аборигенных народов, их ценностное отношение к природе, гармонизации окружающей действительности. В этом отношении ожидаемый результат нами прогнозируется как воспитание и развитие личности детей дошкольного возраста, осознающей ответственность за безопасную жизнедеятельность и овладевающей элементарными умениями для про-
гнозирования опасности и ее последствия, навыками правильно оценивать свои возможности, принимать обоснованные решения безопасного поведения в экстремальных жизненных ситуациях.
Для педагогического обеспечения безопасности и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание должно быть обращено на подготовку педагогов в вузе. Студенты в вузе должны овладевать знаниями, умениями и навыками для обеспечения безопасности жизнедеятельности маленьких детей в дошкольных образовательных учреждениях. Они должны быть компетентными и готовыми для принятия адекватных мер при чрезвычайных ситуациях: природных (землетрясения, наводнения, ураганы, холода); социально-биологических (болезни, эпидемии); техногенных (аварии или катастрофы, связанные с техникой); социальных (криминальные, семейно-бытовые, религиозные и т.д.).
Для подготовки квалифицированных специалистов-педагогов нами разработан инновационный учебно-ме то ди ческий комплекс «Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях». Главной задачей курса является формирование у будущих педагогов культуры безопасности жизнедеятельности и подготовка их к обеспечению готовности в оказании профессионально грамотной защиты и охраны жизни детей дошкольного возраста в случаях чрезвычайных ситуаций. В процессе обучения студентов обращается особое внимание на воспитание куль-
Преподаватель XX
ЕК
4 / 2012
туры личной, экологической безопасности, социальной, и правовой защищенности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Ведение здорового образа жизни, знание норм и правил поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, выработка морально-психологической устойчивости, дисциплины является стержнем профессиональной этики педагога-дошкольника во имя охраны, спасения жизни маленьких детей.
В научно-исследовательской деятельности кафедры дошкольного образования ведется активный поиск интерактивных педагогических технологий, формирующих у детей не только элементарные представления, умения и навыки по ОБЖ, но и ценностное отношение к безопасной жизнедеятельности, этнокультурным традициям выживания народа саха в условиях Севера. Разработанная технология работы с детьми предусматривает эвристические, проблемные методы, разнообразие форм совместной деятельности с ними.
Отмечая актуальность обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности детей в дошкольных образовательных учреждениях, подчеркиваем, что назрела необходимость комплексного решения правовых, организационных, научно-методических основ проблемы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Садретдинова А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: УГЛУ, 2009. - 64 с.
2. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 303 с.
3. Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопе-дагогические воззрения народа саха: на материале олонхо. - Новосибирск: Наука. - 2008. - 167 с.
4. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 280 с. ■
161
4 / 2012
Преподаватель ^