Научная статья на тему 'Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии'

Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
927
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SKILLS OF SAFE BEHAVIOR / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Александр Аркадьевич, Елганов Алексей Рафаилович

В статье описываются подходы, которые необходимо учитывать при конструировании оптимального, в соответствии с возрастом, образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Описанные подходы могут быть положены в основу отбора и конструирования педагогических технологий, которые могут быть направлены на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дана характеристика психолого-педагогической модели, цель которой формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников, то есть оказание помощи семье и педагогу, осуществляющему проведение различных видов деятельности. Рассматриваются некоторые вопросы освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; формирования у них основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Публикуются результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF SKILLS AND SOCIALLY SAFE BEHAVIOR AMONG PRESCHOOL CHILDREN IN THE IMPLEMENTATION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL INTEGRATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

The article describes the approaches that need to be taken into account in designing an optimal educational process for senior preschool children in accordance with their age. The described approach can be the basis for selection and design of pedagogical techniques, which will be helpful in solving the tasks of the Federal state educational standard of preschool education. A description of the psycho-pedagogical model is given. The purpose of the model is to develop skills of socially safe behavior in senior preschool children, that is, to assist families and teachers involved in various activities associated with some issues of the educational program "Socio-communicative Development" concerning the foundations of safe behavior in everyday life, society and nature. Results of experimental work on approbation of the model are published.

Текст научной работы на тему «Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии»

Психология. Социальная психология

УДК 373.24

_41

2016. Т. 26, вып. 4

А.А. Баранов, А.Р. Елганов

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье описываются подходы, которые необходимо учитывать при конструировании оптимального, в соответствии с возрастом, образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Описанные подходы могут быть положены в основу отбора и конструирования педагогических технологий, которые могут быть направлены на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дана характеристика психолого-педагогической модели, цель которой - формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников, то есть оказание помощи семье и педагогу, осуществляющему проведение различных видов деятельности. Рассматриваются некоторые вопросы освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; формирования у них основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Публикуются результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели.

Ключевые слова: модель образовательного процесса, навыки безопасного поведения, педагогические технологии.

В настоящее время в проекте Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности рассматриваются не только вопросы формирования основ безопасности жизнедеятельности, но и технология формирования культуры безопасности как совокупности культурно-информационных воздействий, направленных на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способной принять безопасные решения в быту и профессиональной деятельности [2].

В основе формирования такой личности лежит привитие навыков безопасного поведения. А.В. Гостюшин, И.К. Топоров и др. [1; 6] рассматривают навыки безопасного поведения человека в разных условиях: городских, природных, бытовых. В публикациях А.Г. Маслова, В.Я. Сюнькова, О. Шаровой и др. [4; 5; 7] рассматриваются вопросы формирования навыков безопасного поведения человека в природных условиях, а также навыков пожарной безопасности с подробным освещением действий, необходимых при возникновении пожара в жилом доме.

Н.А. Короткова [3] описывает классические модели-прототипы, которые необходимо учитывать при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста, чтобы в дальнейшем эти модели могли быть положены в основу при отборе и конструировании педагогических технологий.

Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности), каждый из которых имеет свою логику построения. Такая структура образовательных содержаний тесно связанна с определенной функцией (позицией) взрослого - учительской: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому.

Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета, и не может быть иным. Предметная среда обслуживает урок и приобретает вид «учебных пособий».

Комплексно-тематическая модель (в классической форме идущая от педагогической системы Ж.-О. Декроли) использует более органичную для дошкольника организацию образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представляемое в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Реализация темы в разных видах детской активности («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится и организация предметной среды.

Стандартный набор тем придает систематичность образовательному процессу, однако в целом он направлен, скорее, на расширение осведомленности ребенка об окружающем, чем на его развитие.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной, искусственно и жестко ограниченной предметной среде (система М. Монтессори). Взрослый в этой модели - лишь организатор предметной среды, его функция - подбор развивающего материала, который автодидактичен: сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Во всяком случае возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Теория и практика дошкольного образования показывают, что ДОУ как уникальная педагогическая система не может быть монотехнологичным; политехнологизм в образовании сегодня неизбежен. Поэтому среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию лич-ностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, технологию исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии.

Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников представляет собой длительный, непрерывный, сложный и напряженный процесс, имеющий комплексный характер, основывающийся на единстве цели, этапов, содержательных направлений, форм, методов и педагогических условий, реализуемых во взаимодействии со всеми участниками этого процесса. Главными участниками выступают дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители воспитанников.

Опираясь на программы, а также учитывая характеристику личности безопасного поведения, представленные в «Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности», мы определили для своего исследования четыре навыка:

• навык распознавания опасностей;

• навык предвидения опасных ситуаций и их недопущения;

• навык самостоятельного применения способов личной защиты и природы от опасностей;

• навык реакции на сигналы об опасности.

При отборе навыков безопасного поведения для нашего исследования исходили из следующего:

- навыки должны быть типичными для большинства опасных ситуаций в быту, в природе и на улицах города;

- навыки должны соответствовать возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим характеристику модели. Ее основополагающий компонент - цель: сформировать навыки социально-безопасного поведения у старших дошкольников, то есть оказать помощь семье и педагогу, осуществляющему проведение различных видов деятельности.

Учитывая, что процесс формирования любого навыка происходит постепенно и заключается в приобретении знаний об опасностях, их преодолении и предотвращении, в формировании мотивов безопасного поведения, а также в упражнениях по использованию способов преодоления и предотвращения опасностей, в модели определены этапы формирования навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников:

- 1 этап - информационный, когда старшие дошкольники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении;

- 2 этап - мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения;

- 3 этап - тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения.

Данные этапы выделены условно, так как для старших дошкольников невозможно отделить друг от друга получение соответствующих знаний, формирование мотивов безопасного поведения и упражнение в их самостоятельном использовании.

Существенным компонентом модели являют формы и методы организации работы со старшими дошкольниками, которые используются для формирования навыков социально-безопасного поведения

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Психолого-педагогическая модель формирования навыков социально-безопасного поведения

у старших дошкольников

Цель: формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников

Этапы формирования навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников

1 этап - информационный

2 этап - мотивационный

3 этап - тренировочный

Формы и методы работы

Формы Методы

Викторины, выставки, конкурсы, эстафеты, прогулки, экскурсии, встречи с интересными людьми Показ, объяснение, беседы, игры, упражнения

Критерии сформированное™ навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников

Когнитивный Эмоционально -ценностный Поведенческий

- знания об опасностях в жизни человека (в природе, дома, на улице); знания о навыках безопасного поведения; - знания о способах предотвращения опасности - проявление эмоций; - понимание ценности жизни человека - применение навыков безопасного поведения в условиях опасной ситуации; - исполнение действий во время опасности; деятельность по устранению и предотвращению опасности

Уровни определения навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников

Низкий Средний Высокий

- называют 1-2 опасности для человека в природе, в быту на улице; - ничего не могут сказать о навыках безопасного поведения и о том, как предотвратить опасность; - не понимают последствий опасности; - не могут объяснить, почему следует избегать опасности; - не могут мотивировать свои действия по безопасному поведению; - даже при напоминании взрослых не могут применить точных действий, входящих в состав навыка, по обеспечению своей безопасности, безопасности окружающих людей и природы; - называют 3-4 опасности для человека в природе, в быту, на улице, но и характеризуют их несколькими предложениями; - с помощью взрослого могут сказать несколько слов о навыках безопасного поведения и о способах предотвращения опасности; - начинают понимать последствия опасности, рассказывать о них; - могут объяснить, почему следует избегать опасности; - кратко мотивируют свои действия по безопасному поведению при подсказке взрослых; - применяют точные действия, входящие в состав навыка, по обеспечению своей безопасности только при напоминании взрослых; - называют 5-6 опасностей для человека в природе, в быту и на улице, характеризуя их несколькими предложениями; - самостоятельно рассказывают о навыках безопасного поведения и способах предотвращения опасности; - с пониманием рассказывают о последствиях опасности; - объясняют, почему следует избегать опасности; - мотивируют свои действия по безопасному поведению с частичной подсказкой взрослых; - применяют точные действия, входящие в состав навыка, по обеспечению своей безопасности и безопасности окружающих людей только при напоминании.

Интегративная педагогическая технология формирования навыков социально-безопасного поведения _у старших дошкольников в процессе образовательной работы_

• технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• технологии проектной деятельности;

• информационно-коммуникативные технологии_

Результат: старшие дошкольники, владеющие навыками социально-безопасного поведения

навык распознавания опасностей навык предвидения опасных ситуаций и их недопущения навык самостоятельного применения способов личной защиты, природы от опасностей навык реакции на сигналы об опасности

В модели указаны методы формирования навыков социально-безопасного безопасного поведения, которые в комплексе обеспечивают эффективность усвоения детьми данных навыков. Методы также соответствуют возрастным особенностям старших дошкольником. К методам относятся: показ действий, входящих в состав навыка; объяснение, беседы, игры и пр.

В качестве критериев сформированности навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников выделены: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий.

Когнитивный критерий - характеризуется наличием знаний об опасностях в жизни человека, о навыках безопасного поведения о способах предотвращения опасностей. Он выделен в логике формирования навыков, так как для любого навыка, в том числе и навыка безопасного поведения, необходимы определенные знания. Данный критерий является важным и существенным, так как показывает степень целостного освоения личностью системы основных социокультурных знаний и ценностей, созданных в важнейших видах безопасной жизнедеятельности и определяющих эффективность формирования навыков безопасного поведения.

Эмоционально-ценностный критерий связан с формированием положительного эмоционального отношения к навыкам безопасного поведения, осознанного отношения дошкольника к процессу формирования навыков безопасного поведения. Без осознания ребенком ценности своей жизни и смысла навыков безопасного поведения для человека невозможно их формирование. Данный критерий во многом обусловлен предыдущим, является в свою очередь детерминирующим по отношению к остальным. Этот критерий определяет мотивацию личности на формирование навыков безопасного поведения. Мотивация же является стержневым моментом процесса усвоения навыков безопасного поведения.

Поведенческий критерий - характеризуется применением навыков безопасного поведения старших дошкольников в условиях опасной ситуации, исполнением необходимых действий во время опасности, деятельностью по устранению и предотвращению. Этот критерий основан на первых двух и является их логическим продолжением. Данный критерий свидетельствует о сформированности навыков социально-безопасного поведения.

В модели представлена интегративная педагогическая технология при помощи которой будут формироваться навыки социально-безопасного поведения у старших дошкольников: технологии лич-ностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии.

Итак, предложенная модель формирования навыков социально-безопасного поведения у старших школьников в ДОУ - основополагающая в ходе исследования. Компоненты, входящие в нее, помогают выстроить систему образовательной работы с детьми, а также сотрудничества с родителями и педагогами по такому важному направлению деятельности ДОУ, как формирование навыков социально-безопасного поведения старших дошкольников. Создание модели основано на теоретическом осмыслении проблемы формирования навыков социально-безопасного поведения, изучения научных исследований и работ, а также организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующее, формирующее и контрольное исследования. Апробация модели велась на базе дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа 6-7 лет). Исследование осуществлялось на протяжении учебного года. В опытно-экспериментальной работе участвовали 50 детей: по 25 - соответственно в экспериментальной и контрольной группах.

На констатирующем этапе исследования изучали уровни сформированности навыков социально-безопасного поведения детей на момент поступления их в подготовительную группу; проводился анализ полученных данных. Были поставлены задачи:

- определить уровни сформированности навыков социально-безопасного поведения у дошкольников на момент поступления в подготовительную группу;

- сформировать экспериментальную и контрольную группы для дальнейшего проведения исследования.

Широкое применение в констатирующем исследовании нашли разные виды наглядности: картины, иллюстрации, фотографии, предметы, действия и пр. Их использовали, учитывая, что мышление старшего дошкольника носит наглядно-образный характер, что наглядность всегда более привлекательна для детей, вызывает у них живой интерес, быстрый отклик и ответную реакцию. При этом

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

картины и иллюстрации отбирали с изображением опасной, но не трагической ситуации, с понятным детям сюжетом, яркие и выразительные. Использовали также произведения детской художественной литературы (рассказы, сказки, пословицы и поговорки), тексты из детских газет и журналов.

Таблица 1

Результаты констатирующего исследования, свидетельствующие о наличии знаний об опасностях в природе, способах их преодоления и предотвращения

Уровень сформированное™ знаний Количество дет об опасностях в при] гей, продемонстрировавших знания роде, их преодолении и предотвращении

природные явления (э.г./к.г.) животные (э.г./к.г.) растения (э.г./к.г.)

Высокий -/- -/- -/-

Средний 2/3 7/7 5/4

Низкий 23/22 18/18 20/21

Таблица 2

Результаты констатирующего исследования, свидетельствующие о наличии знаний об опасностях дома, способах их преодоления и предотвращения

Уровень сформированности знаний Количество детей, продемонстрировавших знания об опасностях дома, их преодолении и предотвращении

газ, вода (э.г./к.г.) пожар, бытовые приборы (э.г./к.г.) чужие люди (э.г./к.г.)

Высокий -/- -/- -/-

Средний 6/5 8/7 2/1

Низкий 19/20 17/18 23/24

Таблица 3

Результаты констатирующего исследования, свидетельствующие о наличии знаний об опасностях на улицах, способах их преодоления и предотвращения

Уровень сформированности знаний Количество детей, продемонстрировавших знания об опасностях на улице, их преодолении и предотвращении

транспорт (э.г./к.г.) чужие люди (э.г./к.г.)

Высокий 2/2 -/-

Средний 12/9 9/7

Низкий 11/14 16/18

На основе результаты констатирующего обследования, было проведено формирующее исследование в экспериментальной группе. Формирующий эксперимент представлял собой опытно-экспериментальную работу по использованию модели формирования навыков социально-безопасного поведения. У старших дошкольников оно осуществлялось с учетом условно выделенных этапов: информационного, мотивационного и тренировочного.

В формирующем эксперименте широко использовалась наглядность, включая использование технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологии проектной деятельности, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Для обеспечения эффективности формирования навыков социально-безопасного поведения включались индивидуальные и коллективные формы организации детей. Не оставляли без внимания развитие у старших дошкольников также навыков самостоятельного применения способов личной защиты, защиты окружающих людей и природы от опасностей; способов предвидения опасных ситуаций, их недопущения, а также бережного отношения к себе и к окружающему миру.

Контрольное исследование проводилось по завершении формирующего эксперимента. С учетом выделенных этапов формирования навыков социально-безопасного поведения (информационный, мотивационный и тренировочный) выявили уровни сформированности у детей знаний об опасностях, их преодолении и предотвращении, а также уровни сформированности мотивов и навыков безопасного поведения.

Во время контрольного исследования ставили задачи:

• выявить результативность реализации психолого-педагогической модели формирования навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников;

• констатировать выход детей экспериментальной группы к концу старшего дошкольного возраста на высокий уровень сформированности навыков социально-безопасного поведения.

Собранный материал позволил подытожить уровень сформированности навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Результаты контрольного исследования, свидетельствующие о наличии знаний об опасностях в природе, способах их преодоления и предотвращения

Уровень сформированности знаний Количество детей, продемонстрировавших знания об опасностях в природе, их преодолении и предотвращении

природные явления (э.г./к.г.) животные (э.г./к.г.) растения (э.г./к.г.)

Высокий 15/8 18/9 13/8

Средний 10/14 7/14 12/15

Низкий -/3 -/2 -/2

Таблица 5

Результаты контрольного исследования, свидетельствующие о наличии знаний об опасностях

дома, способах их преодоления и предотвращения

Уровень сформированности знаний Количество детей, продемонстрировавших знания об опасностях дома, их преодолении и предотвращении

газ, вода (э.г./к.г.) пожар, бытовые приборы (э.г./к.г.) чужие люди (э.г./к.г.)

Высокий 17/9 19/9 18/7

Средний 8/13 6/14 7/14

Низкий -/3 -/2 -/4

Таблица 6

Результаты контрольного исследования, свидетельствующие о наличии знаний об опасностях на улице, способах их преодоления и предотвращения

Уровень сформированности знаний Количество детей, продемонстрировавших знания об опасностях на улице, их преодолении и предотвращении

транспорт (э.г./к.г.) чужие люди (э.г./к.г.)

Высокий 19/8 17/9

Средний 6/16 8/14

Низкий -/1 -/2

Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, не зависящие от характера распределения данных: непараметрический тест для несвязных выборок Манна-Уитни, критерий Вилкоксона.

_Динамика развития навыков социально-безопасного поведения..._47

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 4

Таблица 7

Достоверность различий показателей в экспериментальной и контрольной группах до проведения формирующего эксперимента (констатирующее исследование)

№ п/п Показатели Среднее значение Критерий достоверности

Экспериментальная Контрольная и - Манна- Уровень

группа группа Уитни значимости

1. Природные явления 2,08 2,12 300,0 р > 0,05

2. Животные 2,12 2,28 262,5 р > 0,05

3. Растения 2,12 2,16 300,0 р > 0,05

4. Газ, вода 2,24 2,20 300,0 р > 0,05

5. Пожар, бытовые приборы 2,32 2,28 300,0 р > 0,05

6. Чужие люди 2,08 2,04 300,0 р > 0,05

7. Транспорт 2,64 2,52 278,0 р > 0,05

8. Чужие люди 2,36 2,28 287,5 р > 0,05

9. Мотивация безопасного поведения 2,12 2,12 312,5 р > 0,05

Примечание. р < 0,05 - есть значения; р > 0,05 - нет значений.

По итогам сравнительного анализа в экспериментальной и контрольной группах после проведения формирующего эксперимента (контрольное исследование) были выявлены следующие значения (табл. 8).

Таблица 8

Достоверность различий показателей в экспериментальной и контрольной группах после проведения формирующего эксперимента (контрольное исследование)

№ п/п Показатели Среднее значение Критерий достоверности

Экспериментальная Контрольная и - Манна- Уровень

группа группа Уитни значимости

1. Природные явления 3,60 3,20 210,0 р < 0,05

2. Животные 3,72 3,28 193,0 р < 0,05

3. Растения 3,52 3,24 238,0 р > 0,05

4. Газ, вода 3,68 3,24 200,0 р < 0,05

5. Пожар, бытовые приборы 3,76 3,28 181,5 р < 0,05

6. Чужие люди 3,72 3,12 161,0 р < 0,05

7. Транспорт 3,76 3,28 172,0 р < 0,05

8. Чужие люди 3,68 3,28 204,5 р < 0,05

9. Мотивация безопасного поведения 3,60 3,28 235,0 р > 0,05

Примечание. р = 0,01 - есть значения; р < 0,05 - есть значения; р > 0,05 - нет значений.

Сравнительный анализ изучаемых показателей в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента по тесту Вилкоксона позволил выявить значимые изменения по всем показателям (табл. 9).

Полученные данные свидетельствуют о том, что работа, проделанная с экспериментальной группой постепенно подготовила старших дошкольников к успешному освоению необходимых навыков. Исследование показало, что большая часть старших дошкольников, к концу эксперимента достигла высокого уровня сформированности навыков социально-безопасного поведения. В контрольной группе за время исследования часть старших дошкольников так и не достигла высокого уровня сформированности навыков социально-безопасного поведения.

Таблица 9

Динамика изменения показателей в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента по тесту Вилкаксона

№ Показатели Среднее значение Уровень значимости

п/п До После

1. Природные явления 2,08 3,60 р < 0,05

2. Животные 2,12 3,72 р < 0,05

3. Растения 2,12 3,52 р < 0,05

4. Газ, вода 2,24 3,68 р < 0,05

5. Пожар, бытовые приборы 2,32 3,76 р < 0,05

6. Чужие люди 2,08 3,72 р < 0,05

7. Транспорт 2,64 3,76 р < 0,05

8. Чужие люди 2,36 3,68 р < 0,05

9. Мотивация безопасного поведения 2,12 3,60 р < 0,05

Примечание. р = 0,01 - есть значения; р < 0,05 - есть значения; р > 0,05 - нет значений.

Можно сделать следующие выводы:

Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в ДОУ осуществляется по этапам:

- 1-й - информационный: старшие дошкольники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении;

- 2-й - мотивационный: вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения;

- 3-й - тренировочный: предполагает упражнения в применении навыков безопасного поведения. На формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников положительно влияет реализация психолого-педагогической модели в ДОУ.

Эффективность модели обеспечивается наличием и соблюдением интегративной педагогической технологии используемой в ДОУ:

- технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технологии проектной деятельности;

- информационно-коммуникативные технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.

2. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования России. 2005. № 23.

3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2007.

4. Маслов А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде: дис. ... канд. пед. наук. М, 1999.

5. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997.

6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.

7. Шарова О. Основы безопасного поведения в ЧС, связанных с пожарами // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 10; 2005. № 8.

Поступила в редакцию 08.11.16

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

A.A. Baranov, A.R. Yelganov

THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF SKILLS AND SOCIALLY SAFE BEHAVIOR AMONG PRESCHOOL CHILDREN IN THE IMPLEMENTATION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL INTEGRATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

The article describes the approaches that need to be taken into account in designing an optimal educational process for senior preschool children in accordance with their age. The described approach can be the basis for selection and design of pedagogical techniques, which will be helpful in solving the tasks of the Federal state educational standard of preschool education. A description of the psycho-pedagogical model is given. The purpose of the model is to develop skills of socially safe behavior in senior preschool children, that is, to assist families and teachers involved in various activities associated with some issues of the educational program "Socio-communicative Development" concerning the foundations of safe behavior in everyday life, society and nature. Results of experimental work on approbation of the model are published.

Keywords: model of the educational process, skills of safe behavior, pedagogical technology.

Баранов Александр Аркадьевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, директор института педагогики, психологии и социальных технологий E-mail: [email protected]

Елганов Алексей Рафаилович, аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии E-mail: [email protected]

Baranov A.A.,

Doctor of Psychology, Professor,

Head of Department of developmental psychology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and differential psychology,

Director of the Institute of Education, Psychology

and Social Technologies

E-mail: [email protected]

Elganov A.R., postgraduate student at Department of developmental and differential psychology E-mail: [email protected]

ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 462034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.