Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ / СИСТЕМА РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна, Красноперова Ирина Владимировна

В статье представлена сущностная характеристика процесса взаимодействия ДОО и семьи. Особая роль отведена дефиниции понятия финансово-экономического образования. Доказана необходимость и возможность формирования финансово-экономических представлений на этапе дошкольного детства. Авторы уделяют внимание историко-логическому анализу проблемы. Описаны как зарубежные, так и отечественные исследования, в которых представлены различные практики финансово-экономического образования подрастающего поколения. В статье показаны возможности интеграции образовательных областей в формировании указанных представлений. Показано содержательное наполнение каждой образовательной области, согласно ФГОС ДО, различными аспектами финансово-экономических знаний. Представлена авторская система по формированию финансово-экономических представлений у детей. Система содержит образовательные модули: обучающий, основной (содержательно-деятельностный), закрепляющий. Описано взаимодействие ДОО и семьи в реализации модулей по формированию финансово-экономических представлений детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна, Красноперова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FAMILIES IN THE FORMATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC IDEAS OF PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the essential characteristics of the process of interaction between the preschool educational institution and the family. A special role is assigned to the definition of the concept of financial and economic education. The necessity and possibility of forming financial and economic ideas at the stage of preschool childhood is proved. The authors pay attention to the historical and logical analysis of the problem. Both foreign and domestic studies are described, which present various practices of financial and economic education of the younger generation. The article shows the possibilities of integrating educational areas in the formation of these ideas. The substantive content of each educational area, according to the Federal State Educational Standard of DO, is shown with various aspects of financial and economic knowledge. The author's system for the formation of financial and economic ideas in children is presented. The system contains educational modules: training, basic (content-activity), reinforcing. The interaction of the preschool educational institution and the family in the implementation of modules on the formation of financial and economic ideas of children is described.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В целях же адекватной оценки сформированности у обучающихся социальной ответственности, мобильности и рефлексивности должны быть выбраны и обоснованы показатели и критерии оценки на высоком, среднем и низком уровнях по определённым психолого-педагогическим методикам.

Литература:

1. Аксенов, Ю.М. Социально-воспитательная работа с трудными подростками: деятельностный подход / Ю.М. Аксенов. - Курган: Книжный мир, 2002. - 100 с.

2. Андреева, О.А. Профессиональная подготовка юристов в контексте национального проекта «образование»: цели и задачи / О.А. Андреева, О.В, Яценко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2020. - № 1. - С. 62-65.

3. Антонов, А.А. Делинквентное поведение как фактор, детерминирующий мотивацию несовершеннолетних на совершение административных правонарушений, и его роль при их профилактике / А.А. Антонов // Российский следователь. - 2010. - № 3. - С. 18-20.

4. Баженов, А.В. Детерминация и превенция девиантного поведения несовершеннолетних в России / А.В. Баженов, Н.Г. Гомонов, Ф.Ю. Сафин. - Санкт-Петербург: ГУАП, 2010. - 192 с.

5. Бальжиев, Б.А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности / Б.А. Бальжиев // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 5. - С. 114-116.

6. Блясова, И.Ю. Социально-правовые, педагогические проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / И.Ю. Блясова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 122-127.

7. Быков, С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков / С.В. Быков. -Тольятти: ВУиТ, 2003. - 170 с.

8. Деманова, С.В. Правовое обеспечение подготовки юристов и политологов в условиях внедрения профессиональных стандартов / С.В. Деманова, В.Г. Семенова // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. - 2019. - Т. 19. - Вып. 1. - С. 89-96.

9. Дозорцева, Е.Г. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков / Е.Г. Дозорцева, Д.В. Кирюхина // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 80-87.

10. Желин, Э.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Э.В. Желин // Вестник наукаи. - 2021. -№ 8. - С. 4-13.

11. Карданова, Д.М. Проблемы формирования готовности к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних у будущих юристов / Д.М. Карданова // Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. - Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. - С. 44-47.

12. Карданова, Д.М. Программа реализации модели формирования готовности будущих юристов к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / Д.М. Карданова // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 2-2. -С. 665-668.

13. Миронов, Д.Д. Формирование готовности студентов юридических колледжей к работе с подростками девиантного поведения. Автореферат дис. ... канд. пед. наук / Д.Д. Миронов. - Екатеринбург, 2017. - 26 с.

14. Москвина, Е.В. Субъектность педагога в профилактике девиантного поведения подростков: уточнение содержания понятий / Е.В. Москвитина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 08. - С. 63-74.

15. Самсонова, Н.В. Девиантное конфликтное поведение подростков / Н.В. Самсонова, Е.В. Дейнега // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6(73). - С. 188-189.

16. Таратута, Г.А. Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов / Г.А. Таратута // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. - С. 85-93.

17. Шилова, А.Е. О некоторых аспектах системы профессиональной подготовки юристов для регионов Евразии / А.Е. Шилова, М.Е. Кирюшкина // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2022. - № 17-2. - С. 578-580.

18. Эрдынеева, В.А. Внедрение интерактивных методов и форм обучения / В.А. Эрдынеева // Вестник бурятского государственного университета. - 2018. - Вып. 2. - С. 58-60.

Педагогика

УДК 373.24

доктор педагогических наук, профессор Пономарева Людмила Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); аспирант Красноперова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлена сущностная характеристика процесса взаимодействия ДОО и семьи. Особая роль отведена дефиниции понятия финансово-экономического образования. Доказана необходимость и возможность формирования финансово-экономических представлений на этапе дошкольного детства. Авторы уделяют внимание историко-логическому анализу проблемы. Описаны как зарубежные, так и отечественные исследования, в которых представлены различные практики финансово-экономического образования подрастающего поколения. В статье показаны возможности интеграции образовательных областей в формировании указанных представлений. Показано содержательное наполнение каждой образовательной области, согласно ФГОС ДО, различными аспектами финансово-экономических знаний. Представлена авторская система по формированию финансово-экономических представлений у детей. Система содержит образовательные модули: обучающий, основной (содержательно-деятельностный), закрепляющий. Описано взаимодействие ДОО и семьи в реализации модулей по формированию финансово-экономических представлений детей.

Ключевые слова: взаимодействие, взаимодействие ДОО и семьи, финансово-экономические представления, дети дошкольного возраста, интеграция образовательных областей, система работы.

Annotation. The article presents the essential characteristics of the process of interaction between the preschool educational institution and the family. A special role is assigned to the definition of the concept of financial and economic education. The necessity and possibility of forming financial and economic ideas at the stage of preschool childhood is proved. The authors pay attention to the historical and logical analysis of the problem. Both foreign and domestic studies are described, which present various

practices of financial and economic education of the younger generation. The article shows the possibilities of integrating educational areas in the formation of these ideas. The substantive content of each educational area, according to the Federal State Educational Standard of DO, is shown with various aspects of financial and economic knowledge. The author's system for the formation of financial and economic ideas in children is presented. The system contains educational modules: training, basic (content-activity), reinforcing. The interaction of the preschool educational institution and the family in the implementation of modules on the formation of financial and economic ideas of children is described.

Key words: interaction, interaction between preschool educational institutions and families, financial and economic representations, preschool children, integration of educational areas, system of work.

Введение. Дошкольное образование является самым главным этапом в системе непрерывного образования личности. Именно в этом возрасте закладываются основы физического, психического, интеллектуального, и духовно-нравственного развития. Значимой в этом становлении будущего профессионала, способного быстро реагировать на вызовы социально-экономического развития страны, считается финансовая грамотность.

Применительно к дошкольному детству, особая роль в становлении финансово грамотной личности принадлежит его родителям. Следовательно, дошкольная образовательная организация, как первый социальный институт в социализации подрастающего человека, призвана оказать поддержку семье, в повышении компетентности по вопросам развития сложных представлений финансового характера у своих детей. Общепринятым считается, что родители несут ответственность за ознакомление «маленького гражданина» с экономической составляющей жизни ближайшего окружения (поступление дохода в семейный бюджет, заработок родителей, распределение семейного бюджета, экономия и другие вопросы) [1].

Первоначальные представления, которые дошкольное учреждение, совместно с семьей, способно сформировать у ребенка-дошкольника, позволяет ему в будущем мыслить по финансовым канонам, развить экономическое мышление, способствующее быстро реагировать на изменения, происходящие в современном мире.

Изложение основного материала статьи. Классическая отечественная дидактика, в лице ученых: Л.С. Дзинтерс, Л.М. Казарян, В.Г. Нечаева и др. рассматривает финансово-экономическое образование дошкольников в рамках трудового воспитания. Современная педагогика все чаще предлагает использовать синтез трудового, коммуникативного и нравственного воспитания детей, решая задачу формирования экономических представлений. В обоих случаях, ученые определяют важность решения данной проблемы и отмечают, что именно грамотная, с экономической точки зрения, личность, является залогом социального благополучия общества и финансовой безопасности страны. При этом, любое дошкольное учреждение, ключевую роль в этом должно отводить семье.

В современной зарубежной педагогике вопросы экономической социализации детей рассматривались в исследования Дж. Брунера, К. Гудмена, К. Данзингера, С. Камингса, Р. Саттона, А. Страуса, Д. Тибла, Б.Н. Фельдмана и пр.

Опираясь на эти и другие научные изыскания, понимая особенности целенаправленности и ориентированности процесса образования в ДОО, мы считаем необходимым более подробно остановиться на характеристике понятия экономического воспитания личности, как наиболее традиционного для отечественной педагогики.

Согласно ФГОС ДО «взаимодействие с семьей определяется как одно из преимущественных направлений работы учреждения дошкольного образования». В связи с этим, в детском учреждении, коллектив как бы обязуется создать все необходимые, а главное современные условия, для улучшения отношений с семьями воспитанников. Такие отношения должны содействовать целостному развитию каждой личности дошкольника, а также повысить грамотность самих родителей в финансовых вопросах, в частности, и в воспитании детей, в целом [4].

Для педагогов и родителей, важно стать равноправными участниками образовательного процесса, лишь в этом случае, результат воспитания ребенка, окажется успешным. Таким образом, начинается взаимодействие этих двух институтов социализации.

Под термином «взаимодействие», принято понимать некий обмен мыслями, чувствами и переживаниями. Данный термин, был описан в работах Т.А. Марковой, где «взаимодействие», раскрывается как «монолитность параллелей воспитания с намерением решения задач воспитания в семье, и, в целом, строиться на основе единства требований» [4].

Основу взаимодействия ДОО и семьи представляет сотрудничество педагогов и родителей, под которым понимается позиция партнеров «на равных», соответственное, уважительное отношения друг к другу и взаимодействующих сторон, с учетом всех индивидуальных характеристик; единство мнений и взглядов на пути и средства достижения ожидаемых результатов [2].

Проведя анализ существующих в системе дошкольного образования программ, мы приходим к заключению о том, что все программы объединены общими целями и задачами в вопросах развития финансовой грамотности. При этом, основными задачами следует считать: формирование морально-этического отношения к человеку-труженнику и результату общественного труда, быту и укладу семейной жизни с точки зрения финансов. Отличительными же особенностями программ ДО, являются используемые формы работы, которые и обеспечивают формирование опыта дошкольников в финансово-экономических вопросах.

Взяв за основу вывод, полученный Е.В. Семенковой, Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжановской в своем исследовании: формирование представлений дошкольников осуществляется успешней в процессе интеграции образовательных областей, нами представлено содержание этой интеграции применительно к финансово-экономическим представлениям [8].

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Предполагает знакомство дошкольников с принятыми в обществе нормами. При этом, данные нормы, а также нравственные ценности, целесообразно напрямую привязать к семейному бюджету. Взаимодействие ДОО и семьи здесь целесообразно строить с помощью разных ролевых моделей, которые связываются и отражают особенности ведения домашнего хозяйства.

Совместные мероприятия с родителями воспитанников в области финансового образования последних, способствуют развитию у детей самостоятельности в выборе и достижении цели, регулированию собственных действий, росту когнитивной сферы и эмоционального интеллекта.

2. Образовательная область «Познавательное развитие». Базовым в содержании данной области является обследование окружающего его мира людей и вещей, с привязкой к финансам и экономике. Предполагается развитие у дошкольников воображения, творчества, поддержание интереса и направленность личности на определенную деятельность. Особую роль в данной образовательной области необходимо отвести усвоению основных понятий в экономической сфере. Осуществляться это должно через специально организованную деятельность, включающую ознакомление с принципами экономики и финансовыми категориями.

3. Образовательная область «Речевое развитие». Одна из ключевых в формировании финансово-экономических представлений. Именно речь позволяет дошкольникам выразить свои мысли, отработать различные социальные ситуации в игре (поход в магазин, почту, парикмахерскую и др.). При этом, решаются не только задачи финансовой грамотности: знакомство с деньгами, товарно-денежные отношения, но и непосредственные речевые, в частности, дети усваивают

формулы словесной вежливости. Кроме того, введение в активный словарь новых слов, способствует углублению формирующихся представлений.

4. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», закладываются основы эстетического отношения к результату труда, быта, и окружающему миру, в целом. Эстетическая культура занимает особое место в становлении личности: содействует формированию творческого воображения, пониманию эстетических ценностей. В формировании ценностных ориентиров детям можно показать, как надо заботиться о своей одежде, игрушках, потому что родители зарабатывали деньги, на которые они куплены. Кроме того, в процессе продуктивной деятельности, детей учат как правильно экономить бумагу, вырезая шаблоны, складывая фигуры и др.

5. При реализации образовательной области «Физическое развитие», во время физической активности, у детей совершенствуются как мелкая моторика рук, так и владение своим телом. При этом, детям даются такие категории, как оптимальная нагрузка и амплитуда движений. Закладываются основы и нормы здорового образа жизни. Так ребенок узнает о цикличности видов деятельности и движений, о смене труда и отдыха и др. Хорошо интегрируются в этот процесс математические представления, оказывающих непосредственное влияние на финансово-экономическое образование. Так, усваиваются математические термины «взять две скакалки», «принести один большой, два маленьких, три средних мяча», «расставь кегли по высоте, начиная с самой высокой».

Р.И. Жуковская обозначила, что семья ответственна за то, чтобы ребенок уяснил для себя разницу в понятиях «свое» и «чужое». Это и будет «определением, того, как близкие, для маленького человека, относятся к своим личным вещам и общественным. Умение обучать заключается в том, чтобы объединить и ту и другую задачу. Бережное отношение к собственным вещам, будет побуждать ребенка к такому же отношению и к игрушкам» [3].

В своем исследовании, Р.И. Жуковская доказала, что педагогические требования, оказывающие помощь развитию бережливости, будут формировать у дошкольников понятие о вещи, как результате трудов человечества [3].

И.И. Розанова, осуществила разработку по обнаружению у детей старших групп усвоения понятия «бережливость». Она доказала, каким образом некоторые виды деятельности, могут дать хороший результат в обучении ребенка бережливости по отношению к имуществу государства [7].

Существенным вкладом для ребенка станет и «совместная деятельность со взрослым, в этом случае ребенок вырабатывает эмоциональное и позитивное отношение к труду». Авторами выдвинута мысль о том, что детей очень привлекает коллективная работа, в ней они чувствуют гордость и свою пользу. А также, «во время совместной деятельности ребенок получает больше информации о ценности труда взрослых, что является большим плюсом в финансово-экономических представлениях».

А.Д. Шатова, в своих работах убедительно представила мнение о том, что именно воспитание трудом и станет основой будущего финансового воспитания [9].

Любой образовательный процесс, который основан на взаимодействии всех субъектов, а также в основе которого лежат единые цели, формы и методы обучения, может считаться успешным, при наличии созданной предметно-пространственной среды.

Например, такие авторы как Т.Г. Казимирская и Л.Г. Самборенко, предполагают, что развитие экономических представлений, должно пройти через все режимные моменты, такие как: общение воспитанников друг с другом, с педагогом и родителями в образовательной и нерегламентированной деятельности. Важность этой работы, заключается в последовательности всех действий, и лишь в этом случае дошкольное учреждение и семья смогут заложить финансово-экономические представления у ребенка-дошкольника и подготовить его к будущей взрослой жизни [9]. Таким образом, можно сделать вывод: первичные навыки финансово-экономических представлений, дети получают от своих близких (родителей и воспитателей).

Исходя из рассмотренной актуальности, компонентов и интегративных особенностей формирования финансово-экономических представлений нами проведена совместная с родителями работа в указанном направлении.

Процесс по формированию финансово-экономических представлений, мы посчитали целесообразным начать с чтения художественной литературы, которую для детей подобрали совместно с родителями. Внимательно отбирая книги по их художественным достоинствам, содержанию, с целью ознакомления со знаниями из области экономики и финансов, были выбраны определенные произведения: «Волшебный банкомат», авторы Т. Попова, А. Булавкина; «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги», автор Д. Бейли; «Финансовая грамотность», автор С. Федин; «Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем», авторы А. Воронина, Т. Воронина, Т. Попова и др.

Со всеми произведениями, которые в детском саду читали детям, знакомили и родителей, которым были предложены специальные вопросы для проведения беседы детьми в домашней обстановке.

Разрабатывая систему по формированию финансово-экономических представлений в детском саду, нами были выделены следующие модули: обучающий, основной (содержательно-деятельностный), закрепляющий. Занятия проводились в первой половине дня, 3 раза в неделю. Все занятия сопровождались решением проблемных ситуаций. Так, с детьми отрабатывалась ситуация «Поход в супермаркет»: один мальчик сорвал все ценники на товаре... С детьми обсуждались различные ситуации: можно ли отрывать ценники на товаре? Как следует себя вести в магазине, или другом общественном месте? Можно ли бросать чеки на пол? Зачем нам кошелек? и др.

Часто обучающие занятия заканчивались продуктивной деятельностью. Например, целью занятия «Красный кошелек» было создание бумажного кошелька и ознакомление детей с разными видами кошельков, способами их застегивания (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки).

Кроме того, с детьми ежедневно проводились игры соответствующего содержания. Так, в рамках второго модуля -основного (содержательно-деятельностного), мы провели с детьми во вторую половину дня сюжетно-ролевые игры «Сбербанк», «Профессия и Бюджет», настольно-печатные (дидактические) игры «Монополия» и «Кейс-профессии». В данных играх дети не только закрепляли полученные знания, но и учились конкретным действиям с предметами: кошелек, банкноты, монеты, товары, банковская карта и др. Родители воспитанников помогали в создании атрибутов и инструментов для разнообразия указанных игр, и, создания обучающих ситуаций.

В рамках третьего, закрепляющего модуля, происходило закрепление знаний детей в области финансово-экономических представлений. Здесь также с детьми были организованы следующие дидактические игры: «Что важнее», «Школа банкиров», «Умелые ручки» и др.

Так, целью игры для детей «Не ошибитесь» была проверка практических навыков в последовательности покупки товара в магазине. Детям приходилось выстраивать цепочки своих действий (чем больше расскажут дети, тем лучше).

Игра «Перемешанные картинки» является одной из вариаций рассмотренной выше игры. В ней использовалась наглядность и игрушечные предметы. Детям необходимо отобрать предметы для осуществления определенного действия (поход в магазин, на почту, в банк, и т.д.). Данные игры очень заинтересовали детей, они часто брали их в игровых зонах и играли самостоятельно.

В заключении было проведено совместное мероприятие (квест-игра) с участием педагогов, родителей и дошкольников. детьми и родителями «Деньги любят счет». В ходе мероприятия у воспитанников ДОУ закреплялись первичные экономические понятия: деньги, финансы, товар, экономия, зарплата, их назначении, а также о правилах поведения. Родители, как и дети с большим интересом играли, выполняли поставленные перед ними задачи, решали ребусы, помогали Буратино найти дорогу в кукольный театр, отгадывали из какого мультфильма были сказаны фразы, типа: «Безвозмездно -то есть даром...», «Муха денежку нашла... Пошла муха на базар и купила самовар...».

Кроме того, в родительском уголке была помещена папка-передвижка «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду», позволяющая ознакомиться родителям с финансово-экономическими представлениями, с их значением.

Также для родителей были проведены несколько индивидуальных консультаций. Во время консультаций нами давались советы по формированию у детей финансово-экономических представлений, в которых мы опирались на результаты данных диагностики.

На заключительном этапе нами были проведены итоговый педсовет и родительское собрание «Дети и деньги». В итоге проведённой работы педагоги и родители, единодушно отметили, что у детей повысился интерес к области финансов, выполнению товарно-денежных отношений, а также дети более рациональными и экономными.

Выводы. Обобщив все выше сказанное, можно заключить: основной принцип внедрения финансово-экономических представлений в образовательную деятельность дошкольного учреждения, является интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, художественно-творческой, двигательной и познавательной. Эффективность формирования финансово-экономических представлений обеспечивается четко продуманным содержанием учебных занятий и привлечением родителей воспитанников к данному виду детельности.

Литература:

1. Андрюкова, Д.А. Формирование у детей дошкольного возраста финансово-экономических представлений / Д.А. Андрюкова, Л.И. Пономарева // Ребенок в современном образовательном пространстве: материалы XII всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 7 апреля 2021 г. / Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Ю.О. Галущинская, О.А. Спицына. - Шадринск: ШГПУ, 2021 - С. 14-19

2. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое пособие / Т.Н. Доронова - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. - С. 34.

3. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2001. - 261 с.

4. Запорожец, А.В. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: «Наука», 2009. - С. 53.

5. Левчук, З.К. Нравственно-экономическое воспитание дошкольников и перспективы / З.К. Левчук // Актуальные проблемы теории и истории педагогики. - Витебск, 2006. - 161 с.

6. Мясищев, В.Н. Экономика образования как наука и учебный предмет / В.Н. Мясищев // Педагогика. - 1993. - №4 -С. 59-64.

7. Розанова, И.И. Воспитание бережливости к общественной собственности / И.И. Розанова // Сборник научных трудов. Проблема экономического воспитания на современном этапе. - Челябинск: УПИ, 2012. - С. 23-28.

8. Семенкова, Е.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Е.В. Семенкова, Л.В. Стахович, Л.Ю Рыжановская. - Вита-Пресс, 2019. - 32 с.

9. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А.Д. Шатова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. - С. 17-21.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Попов Анатолий Николаевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); заместитель директора по учебно-производственной работе Хандримайлов Алексей Алексеевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Актуальность работы обусловлена социокультурными трансформациями, а также социальным заказом на формирование молодого человека нового формата: личности, способной осуществлять профессионально-личностное таргетирование, при этом интериоризируя социально одобряемые ценности и нормы, приобретая человеческий капитал, позволяющий быть востребованным сотрудником и успешной, состоявшейся личностью. В связи с этим авторами проводилась поисковая работа, направленная на изучение возможностей профориентационной работы, посредством которой возможно нахождение профессионально-личностных смыслов и доминант, при этом происходит наращивание человеческого капитала, формирование мировоззренческих ориентиров, выстраивание жизненной траектории. По результатам работы, на основе научно-методического изучения литературы в обозначенном предметном поле, а также с учетом результатов практической деятельности были предложены определения ключевых понятий: «профориентация», «самоопределение», «профессионально-личностное самоопределение». Авторы отмечают, что профориентация - целостная систем, состоящая из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством обозначенных функций, а также делают акцент на практической взаимосвязи механизмов исследуемых процессов. Новизна работы обеспечивается определением и обоснованием потенциала профориентации в контексте поиска путей эффективного профессионально-личностного самоопределения. Вывод: эффективно выстроенная профориентационная работа обладает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.