Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И БИБЛИОТЕКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БИБЛИОТЕКА / ИНТЕРЕС / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Кимовна

В статье рассматривается проблема формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста. Цель статьи - раскрытие основных условий взаимодействия детского сада и библиотеки. Детская литература авторами рассматривается как важное средство формирования у дошкольников представления о мире. Большое значение в развитии личности детей придается книге и раннему чтению детям. Раскрыты роль и возможности библиотеки в формировании интереса к чтению у детей с младшего возраста. Определены основные принципы совместной работы ДОО и библиотеки. Дается описание педагогических условий взаимодействия ДОУ, библиотеки и семьи. Проведенная работа показала положительную динамику развития уровней сформированности интереса к художественной литературе у детей. В результате определены наиболее эффективные формы и методы взаимодействия ДОО и библиотеки. Особая роль отводится семье и родителям детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEREST IN READING IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF THE DOE AND THE LIBRARY

The article deals with the problem of the formation of reader's interest in preschool children. The purpose of the article is to reveal the main conditions for the interaction between the kindergarten and the library. Children's literature is considered by the authors as an important means of forming preschoolers' ideas about the world. Great importance in the development of the personality of children is given to the book and early reading to children. The role and possibilities of the library in the formation of interest in reading in children from an early age are revealed. The basic principles of joint work of the preschool educational institution and the library are determined. A description of the pedagogical conditions for the interaction of the preschool educational institution, the library and the family is given. The work carried out showed a positive dynamics in the development of the levels of formation of interest in fiction in children. As a result, the most effective forms and methods of interaction between ECE and the library were determined. A special role is assigned to the family and parents of children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И БИБЛИОТЕКИ»

Выводы. Значимость результатов проведенной работы заключается в улучшении организации процессов обучения, воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях с применением стратегий для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка. В связи с этим, требуется продолжение начатой работы, а также расширение выборки по возрасту, более активное задействование учащихся младшего школьного возраста для продолжения лонгитюдного исследования.

В этом учебном году проводится диагностика по определению уровня воображения детей старшего дошкольного возраста, запланирована повторная диагностика детей на период их обучения в подготовительной группе детского сада в рамках лонгитюдного эксперимента. Будет проведена диагностика когнитивных способностей (включая оценку способностей к зрительно-пространственной ориентации, с применением методики «Схематизация» Л.А. Венгера - Р.И. Бардиной в оцифрованном виде и оценку развития диалектического мышления с применением цифровой версии методики «Циклы» авторства Н.Е. Вераксы), а также эмоциональной компетентности учащихся. Работа также включает опрос родителей и воспитателей об особенностях развития ребенка и других аспектах его формирования с целью выявления значимых связей и последующей разработки рекомендаций по развитию. По итогам диагностики все родители, как и в этом году, получат персонализированную обратную связь, что особенно важно в период перехода детей к обучению в первом классе.

Литература:

1. Иванова, М.К. Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста: монография / М.К. Иванова, М.И. Дедюкина. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 CD-ROM.

2. Дедюкина, М.И. Особенности развития когнитивных навыков и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 370-373

3. Методические рекомендации по развитию эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста / [А.Н. Веракса и др.]; под ред. М.С. Аслановой, А.В. Пермяковой. - Якутск: Смик-Мастер. Полиграфия, 2022. - 15 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И

БИБЛИОТЕКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста. Цель статьи - раскрытие основных условий взаимодействия детского сада и библиотеки. Детская литература авторами рассматривается как важное средство формирования у дошкольников представления о мире. Большое значение в развитии личности детей придается книге и раннему чтению детям. Раскрыты роль и возможности библиотеки в формировании интереса к чтению у детей с младшего возраста. Определены основные принципы совместной работы ДОО и библиотеки. Дается описание педагогических условий взаимодействия ДОУ, библиотеки и семьи. Проведенная работа показала положительную динамику развития уровней сформированности интереса к художественной литературе у детей. В результате определены наиболее эффективные формы и методы взаимодействия ДОО и библиотеки. Особая роль отводится семье и родителям детей.

Ключевые слова: чтение, дошкольники, взаимодействие, библиотека, интерес, чтение, родители.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of reader's interest in preschool children. The purpose of the article is to reveal the main conditions for the interaction between the kindergarten and the library. Children's literature is considered by the authors as an important means of forming preschoolers' ideas about the world. Great importance in the development of the personality of children is given to the book and early reading to children. The role and possibilities of the library in the formation of interest in reading in children from an early age are revealed. The basic principles of joint work of the preschool educational institution and the library are determined. A description of the pedagogical conditions for the interaction of the preschool educational institution, the library and the family is given. The work carried out showed a positive dynamics in the development of the levels of formation of interest in fiction in children. As a result, the most effective forms and methods of interaction between ECE and the library were determined. A special role is assigned to the family and parents of children.

Key words: reading, preschoolers, interaction, library, interest, reading, parents.

Введение. Чтение и его непосредственное воздействие на процесс развития дошкольников в наше время привлекает внимание педагогов и психологов во всем мире. Однако интерес к прочтению книг в нынешнем социуме в последние время существенно уменьшился. Исследователи указывают на самые различные причины возникновения данного феномена. По мнению одних ученых с каждым годом возрастает воздействие аудиовизуальных СМИ и компьютера на человека. Другие исследователи придерживаются мнения, что с течением времени происходит изменение позиции, взрослый индивид утрачивает традицию семейного прочтения книг. Это в свою очередь приводит к тому, что вместе совместного прочтения книг с детьми их родители отдают предпочтение просмотру мультфильмов, провождению времени за компьютером и т.д.

Изложение основного материала статьи. Наиболее приоритетной задачей для современного общества по-прежнему остается создание у подрастающего поколения интереса к прочтению литературы. По мнению Н.С. Карпинской, современная литература представляет особую значимость в развитии индивида и носит особую важность в период его взросления [4].

Также стоит отметить, что детская литература рассматривается многими отечественными учеными в качестве одного из ключевых средств формирования у дошкольников общей картины мира, литературной речи.

З.А. Гриценко придерживается мнения, что литература оказывает существенное влияние на формирование способности и ключевые особенности характера дошкольника. Формирование навыка чтения представляется собой процесс первичного приобщения обучающихся ДОУ к детской литературе, с её неограниченным потенциалом для формирования личности, простейших навыков культуры чтения, коллективного взаимодействия [3].

Сегодня изучением процесса формирования интереса у воспитанников ДОУ к литературе активно занимаются такие исследователи как Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина и т.д. Однако проблемы зарождения интереса у индивида к книге в период цифровизации, по-прежнему остаются слабо изучены.

Современные библиотеки представляют собой ключевые центры читательского совершенствования обучающихся ДОУ. Обеспечение успешного взаимодействия библиотеки со взрослыми и их детьми, а также успешное выполнение задач данного взаимодействия обуславливают её ключевую роль в семейном воспитании. Исследование литературы и читателя в данных условиях наделяется особой значимостью. Наибольшую важность, с нашей точки зрения, сегодня приобретает региональный подход, исследование особенностей чтения в зависимости от характерных черт регионов. Республика Саха (Якутия) на данный момент выступает одним из тех регионов, где большая доля граждан, проживающих в тех местах, не имеет полноценного доступа к информации [1].

Интересным также выступает и тот факт, что в ДОУ РС (Я) имеется достаточно большой развивающий потенциал детской литературы, ориентированный на всестороннее совершенствование навыков детей. Однако при этом он используется в недостаточной степени учениками образовательных организаций. Помимо этого, достаточно очевидным остается и факт развития технических средств, а также их активное применение в быту, в семье и отсутствие необходимо в данной связи посещать городские библиотеки с целью приобретения новых знаний. Ключевым способом разрешения отмеченной проблемы является использование новых форм повышения уровня педагогической компетентности родителей дошкольников за счет применения передовых средств коммуникации ДОУ и библиотеки как основного партнера, ведь каждое ДОУ сотрудничает с детской библиотекой.

На данный момент существует множество проблем, требующих особого внимания. Среди них:

а) педагоги ДОУ, не имеющие надлежащего уровня квалификации, не способны передать ученикам в необходимой степени все знания о детском книжном мире, сформировать базис культуры чтения;

б) книжные фонды ДОУ не имеют соответствующей базы детской литературы, в основном используется те книги, которые были переданы учреждению со стороны родителей обучающихся;

в) не все представили подрастающего поколения имеют возможность посещать ДОУ.

Сегодня детская библиотека должна выполнять функции института, который может предоставить помощь в необходимом объеме взрослым в прививании ученикам ДОУ интереса к прочтению литературы. Базой коллективного взаимодействия взрослых и ДОУ должно выступать формирование творческой личности с широким спектром читательских интересов.

Формирование среды комфортной для чтения литературы в дошкольном возрасте является одной из приоритетных проблем для современных исследователей библиотековедения.

Так, по мнению А.З. Гриценко процедура формирования читателей среди дошкольников включает в себя несколько стадий:

1) пассивная стадия, когда обучающийся находится в роли слушателя произведений, подбираемых и читаемых взрослыми;

2) активной стадии, когда обучающий самостоятельно интересуется литературой, периодически обращается к взрослым с просьбой почитать ему, с легкостью запоминает алфавит, учится самостоятельно читать литературные произведения [2].

Зачастую дошкольники не способны самостоятельно выбирать произведения для чтения. В данном возрасте на них оказывается целенаправленное психолого-педагогическое воздействие со стороны их родителей, персонала библиотеки, учителей ДОУ.

Основываясь на изученном, проанализированном материале в процессе проведения настоящего исследования, для прививания интереса к детской литературе в рамках взаимодействия между ДОУ, библиотекой и взрослыми, нами был предложен ряд мероприятий с библиотекой МКУ «Усть-Алданская МЦБС» Чаранский сельский филиал № 21 с. Чаранг Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия), родителями и со старшими дошкольниками.

Перечислим основные принципы работы:

- соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам дошкольников;

- отсутствие жесткой регламентации во времени;

- непринужденная доброжелательная обстановка в библиотеке;

- общедоступность;

- содержательность;

- разнообразие;

- активное участие всех читателей в реализуемых мероприятиях.

В процессе установления оптимальной тематики занятий учителя и персонал библиотеки применяли индивидуальный подход к отбору материала для взаимодействия с обучающимися и принимали во внимание интересы учеников старших классов.

План коллективной работы по вырабатыванию интереса к литературе у учеников МБДОУ Детский сад «Кэрэчээн» № 36 и МКУ «Усть-Алданская МЦБС» Чаранский сельский филиал № 21 включает 3 направления:

1) Мероприятия с воспитанниками.

2) Мероприятия с учителями.

3) Мероприятия с родителями.

С обучающимися проводился следующий ряд мероприятий: беседы на разные темы, например, «Экспресс-экскурсия в библиотеку», «Что такое библиотека?» «Что такое книга? Где живут книги?», встречи в читальном зале библиотеки: «Мир детской книги» (знакомство с библиотекой); ежедневное чтение взрослыми книг детям, слушание аудиозаписей «Слушаем якутские народные сказки», просмотр видеозаписей и видеодисков, подготовка и реализация проектов «Читающая мама», «Кинигэ кэпсээнэ, кыптыый тойуга», викторина «В гостях у сказки», тематические занятия в библиотеке «Писатели детям», ручной труд «Ремонт книг», проект «Театр и дети», изготовление с детьми тематических книжек - малышек, конкурс рисунков детей к прочитанному, «Квиз-блиц» онлайн-игра.

В рамках нашего исследования организована совместная работа работников библиотеки с педагогами, были проведены следующие формы работы:

- разработка рекомендаций по организации книжных уголков в группе, по ознакомлению детей с окружающим миром при помощи книг;

- консультации для педагогов «Художественная литература в процессе обучения работе учеников ДОУ»;

- проведение тематических выставок;

- обмен полученными впечатлениями с учителями о работе библиотек и их персонала.

Особую значимость представляет взаимодействие с родителями. В связи с этим, нами был проведен ряд мероприятий. Среди ник:

1) анкетирование на тему «Семейные чтения детской книги»;

2) выработка предложений для семей воспитанников по организации детской библиотеки дома;

3) консультация «На сколько ценно читать ребенку»;

4) подготовка и реализация проекта «Читающая мама», мастерская «Творчество» (изготовление атрибутов к театрализованным постановкам и представлениям), литературная гостиная «Любимая сказка нашей семьи» (семейные театрализованные постановки и представления);

5) презентации новых книг, подготовка и реализация проекта «Кинигэ кэпсээнэ, кыптыый тойуга»;

6) буккроссинг.

Наиболее интересными для детей были темы занятий, построенных на основе интегрированного осмысления и создания в художественной деятельности образов окружающей жизни и произведений искусства (литературы, якутского фольклора, музыки, изобразительного искусства). При этом дети знакомились с передачей образа средствами выразительности разных видов искусства.

Перед началом взаимодействия ДОУ и персонала библиотеки по привитию интереса к прочтению литературных произведений у старших дошкольников, обучающиеся предварительно знакомились с читальным залом. Данная процедура осуществлялась в игровой форме. По результатам её проведения, нами было установлено, что подобная экскурсия способствует повышению интереса к литературе, что в свою очередь немаловажно для прививания интереса у дошкольников к чтению книг. По итогам экскурсии у детей существенно вырос интерес к такой профессии как библиотекарь за счет проведения сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Наибольшее внимание уделялось коллективным мероприятиям со взрослыми, на которых преобладала позитивная атмосфера, позволяющая всем участникам хорошо прочувствовать «ситуацию успеха». Помимо этого, коллективная деятельность способствовала повышению авторитета родителей перед их детьми.

Также стоит подчеркнуть, что огромное внимание отводилось проблеме будущего первоклассника, а именно, способности ориентироваться в получаемой информации, где навык чтения носит особую значимость.

Находясь в зале библиотеки, обучающиеся ДОУ, стали зрителями театрализованного представления. Также и было предложено сыграть в различные подвижные игры, изготовить вместе с их родителями разнообразные поделки, рассмотреть большое количество презентаций, в которых рассказывалось о биографии и произведениях, созданных детскими писателями и поэтами.

Для взрослых учителями и персоналом библиотеки были созданы различные циклы бесед. Мероприятия с родителями дошкольников проводились также в формате игр.

С целью привлечения взрослых в коллективную работу нами был предложен такой формат работы с литературой как буккроссинг. Последний представляет собой процесс обмена литературными произведениями между людьми, базирующийся на принципе «Прочитал - отдай другому». Так, учителя раздают взрослым детскую литературу, чтобы им было тоже интересно, как и их детям. Для обмена литературными произведениями нами были организованы специальные места, где была представлена весь спектр необходимых книг.

Динамика изучения эмоционального поведения детей при восприятии художественной литературы (авторы Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева) у детей обеих групп отражена в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Сравнительные показатели уровней сформированности восприятия художественной литературы

у детей

В процессе проведения методики «Определение преобладающих форм активности детей при чтении художественной литературы» (автор М.И. Лисина) на контрольном этапе были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности интереса к художественной литературе показали 40% детей экспериментальной группы, 30% детей контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 60% детей экспериментальной и детей контрольной группы. Низкий уровень сформированности интереса к художественной литературе в обеих группах отсутствовал. Динамика уровней сформированности интереса к художественной литературе у детей обеих групп отражена в диаграмме 2.

экспериментальная группа

60

кон стати рующий контрольный этап

этап

■ высокий уровень ■ средний уровень низкий уровень

контрольная группа

60 60

кон стати рующий контрольный этап этап

■ высокий уровень ■ средний уровень низкий уровень

Диаграмма 2. Сравнительные показатели развития уровней сформированности интереса к художественной

литературе у детей

Полученные результаты дают основание утверждать, что уровни сформированности интереса к чтению детей улучшились.

Сегодня проблема снижения интереса к чтению у младших школьников очень актуальна. Привитие ребенку интереса и навыков чтения стало одной из главных проблем современного начального образования. Перед современными учителями ставится ряд задач: помочь ребенку получить необходимый уровень знаний и сформировать личностные качества, которые помогут ему стать активным и конкурентоспособным членом общества; помочь ребенку стать счастливым человеком и выбрать уникальный жизненный путь, и, кроме того, успех на этом нелегком пути. Литературное чтение - идеальный способ достичь всех этих целей. Акцент на литературном чтении является стратегически важным элементом культуры, инструментом повышения интеллектуального потенциала людей, творческое развитие их личности и социальная активность в обществе в целом. Казалось бы, естественно, что потребность общества в высокообразованных людях может быть достигнута за счет роста культуры чтения и повышения уровня культуры чтения. Однако современный глобальный мир поражен кризисом чтения.

Очевидно, что в условиях современной экранной культуры человек просто неотделим от телевидения и компьютеров. В наши дни люди воспринимают экран как досуг, рекреацию, возможность снять стресс. Подсознательно в наши дни чтение ассоциируется с усилиями, напряжением воли и эмоций - все эти обязанности требуют большой работы. Современные дети считают чтение непрестижным занятием, утомительным и лишним. Естественно, они предпочитают визуальные способы получения информации с экрана.

Работа по литературному чтению является одним из условий воспитания читательского интереса. В этом случае особое место в жизни детей и формировании читательских интересов должно быть отведено библиотеке. Поэтому, когда впервые проводится экскурсия в библиотеку, она должна оставить приятные воспоминания и положительные впечатления у юных читателей.

В основном, во время библиотечных уроков педагог сотрудничает с библиотекарями. В интересной, доступной форме библиотекарь может рассказать детям об истории книги и вместе с учителем провести литературные игры, которые помогут организовать праздник «Посвящение в читатели» или «Дружба с книгой - это праздник!».

Большое значение имеет форма воспитательной работы. Можно подготовить развлечение «Герои любимых сказок». Дети готовят костюмы персонажей сказок, разучивают фрагменты для декламации, готовят инсценировку сказки или пальчиковый театр. Они также подбирают картины, готовят рисунки, аппликации, лепят фигурки из сказок.

Литературные экскурсии не менее важны для развития и самостоятельности детей в их поиске новизны. Такие экскурсии дают детям возможность визуально представляют жизнь писателя или его персонажей, события, которым посвящено художественное произведение. Интерес к книге начинает формироваться с раннего детства.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что в ходе систематической и качественной работы педагогов ДОО, персонала библиотеки, привлечения и взаимодействия со взрослыми у детей появляется интерес к чтению посредством взаимодействие между ДОО и библиотекой. Для прививания интереса у детей к библиотеке, прежде всего, следует заинтересовать взрослых, вместе с персоналом библиотеки нужно разработать ряд мероприятий на несколько учебных лет вперед.

Следовательно, наиболее приоритетная задача отмеченных мероприятий заключается в том, чтобы довести до дошкольников, что чтение литературных произведений, куда более интереснее, нежели компьютерные игры, смартфоны и т.д.

Литература:

1. Албакова, Х.М. Падение интереса к чтению как проблема в современной России / Х.М. Албакова, И.Н. Киселева // Проблемы развития современного общества. - Курск: Юго-Западный государственный университет. - 2019. - С. 413-416

2. Галкина, Л.П. Формирование читательского интереса младшего школьника как педагогическая проблема / Л.П. Галкина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2016. - № 8(45). - С. 33-38

3. Дубин, Б.В. Чтение в России: тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. - Москва: Левада-Центр, 2015. - 180 с.

4. Чудинова, В.П. Дети и библиотеки: анализ социокультурных процессов / В.П. Чудинова // Библиотечное обслуживание на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. - 2002. - С. 106-111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.