координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания [1].
Важным принципом в семейном и школьном воспитании является опора на положительное в личности ребенка. Данный принцип входит в состав совокупности общих принципов воспитания. В современных условиях он дополняется еще одним аспектом - создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического воздействия родителей на ребенка. Раскрытие положительных резервов подрастающей личности становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов родителей с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников. Развитие патриотических чувств, формирование патриотических взглядов и убеждений детей, включение их в деятельность [1].
При рассмотрении взаимосвязи школы и семьи в процессе формировании патриотизма младших школьников целесообразно выделить следующие формы, методы и средства: беседы, экскурсии, совместные праздники с родителями, совместные просмотры фильмов данной тематики с последующим их обсуждением и т.д.
Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых подходах к семейному воспитанию, что предполагает опору на новое понимание родителям основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания детей в семье, который, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе -использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом психологических особенностей младших школьников, что обусловлено процессами гуманизации семейного воспитания, направленностью данного процесса на создание условий для развития личности ребенка.
Обобщим выше сказанное, мы можем сделать вывод, что формирование патриотизма младших школьников в ходе взаимодействия школы и семьи - это процесс, взаимодействия родителей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданова, Н.М. Патриотизм как социально-педагогический феномен / Н.М. Жданова // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. - Шадринск : ШГПИ, 2008. - С. 58-60.
2. Жданова, Н.М. Современные проблемы патриотического воспитания младших школьников / Н.М. Жданова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиск, перспективы : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. - С. 438-442.
3. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей / Н.В. Ипполитова. - Челябинск : Факел, 1997. - 213 с.
4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков ; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
УДК 373.2
Л.И. Пономарева, г. Шадринск
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях модернизации дошкольного образования
В статье рассматривается проблема, возведенная в ранг государственной, - взаимодействие ДОО и семьи. Представлены направления работы, задачи и принципы осуществления такого взаимодействия.
Взаимодействие, принципы взаимодействия, формы работы, педагоги ДОО, родители
L.I. Ponomarevu, Shadrinsk
Organization of interaction with families of students in conditions of modernization of preschool education
The article considers the issue raised to the rank gosudarstvennoy, the interaction between the PEO and the family. Presents directions, tasks and principles of implementation of such interaction.
Keywords: Interaction, principles of interaction, forms of work, educators PEO, parents
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, правовой компетентности личности, сотрудничества семьи и образовательного учреждения [4]. Поэтому важным фактором в условиях модернизации системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В нормативно-правовых документах федерального уровня рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. Так, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [ 1].
Разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников [2].
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
В практической работе современных ДОО при работе с родителями поиск новых форм взаимодействия остается всегда актуальным. Все без исключения, дошкольные учреждения проводят планомерную целенаправленную работу с родителями, при этом, проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития можно сгруппировать в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная деятельность и работа по обмену опытом [5].
Выделенные направления реализуются путем решения основных задач:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилия для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка уверенности взрослых в собственных педагогических возможностях
[3].
Принципами взаимодействия с родителями являются:
A) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Б) Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы (папы), бабушки, (законных представителей). Здесь приоритетным становится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить взрослого, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
B) Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива.
Г) Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Д) Открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок). Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Создание сайта детского сада, как элемента активной развивающей среды, позволяет вести активные формы общения родителей и педагогов ДОУ (администрации и специалистов), обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО.
Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи активно используются инновационные формы и методы работы с семьей: «Круглый стол» по любой теме; Тематические выставки; Консультации специалистов;
Семейные спортивные встречи; Семейные проекты «Наша родословная»; Интеллектуальные ринги детей и родителей; Родительская гостиная; Конкурс семейных талантов; Портфолио семейного успеха; Аукцион секретов воспитания и др.
Все это позволяет констатировать изменения в общении педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Таким образом, совместная деятельность родителей и педагогов не только позволяет чувствовать родителей более спокойней, доверяя своих детей ДОО, но и положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-Ф3 / Рос. Федерация // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - 10.11.2015.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М -во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.
3. Рязанова, Ю.С. Положение о внутренней оценке качества образования [Электронный ресурс] / Ю.С. Рязанова. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/org/117-732/file/6043938/ - 25.02.2016.
4. Ган, Н.Ю. Научно-теоретические основы формирования правовой компетентности личности [Текст] / Н.Ю. Ган // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - № 4 (24). - С. 193-196.
5. Пономарева, Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования : коллект. моногр. [Текст] / Л.И. Пономарева, М.А. Забоева ; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск : ЧГПУ, 2014. - С. 154-183.