Использованные источники:
1. Овсийчук, В.В. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организациях агропромышленного комплекса по производству сельскохозяйственной продукции / В.В. Овсийчук // Автореферат диссертации кандидата экономических наук - Москва, 2011.
2. Тахтомысова, Д.А. Аудит: учебное пособие / Д.А. Тахтомысова. - Саратов, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2016. - 160 с.
3. Макаренко, С.А. Методика внутреннего аудита дебиторской и кредиторской задолженности d организациях торговли / С.А. Макаренко // Автореферат диссертации кандидата экономических наук - Краснодар, 2014.
УДК 304.44
Морозова Е.А., д.э.н. профессор, зав. каф. менеджмента им. И.П. Поварича
Мухачева А.В., к. э. н. старший преподаватель кафедра менеджмента им. И.П. Поварича ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Россия, г. Кемерово ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ С КОРЕННЫМ
НАСЕЛЕНИЕМ: ОПЫТ АВСТРАЛИИ В статье приводится краткий обзор нескольких публикаций австралийских ученых об опыте взаимодействия государства и бизнеса с аборигенами. Подобная практика является актуальной для российских регионов, в которых ведется экономическое освоение территорий в местах проживания коренных народов.
Ключевые слова: коренное население, согласование интересов, взаимодействие, освоение территорий
У исследователей проблем взаимодействия бизнеса и власти с коренным населением, на территории традиционного проживания которых размещаются предприятия, не вызывает сомнения тот факт, что освоение регионов сопряжено с рядом серьезных сложностей, среди которых на первый план выходят не только эколого-экономические, но и социо-культурные. В разных странах по-разному осуществляется процесс согласования интересов бизнеса, государства и местных жителей, действуют различные нормативно-правовое обеспечение, организационно-управленческие механизмы, традиции, изучение которых актуально для представителей таких научных направлений, как экономика, история, культурология, социология, социальная психология, право и т.п., оказывающих научную поддержку практики экономического освоения земель, на которых проживают те или иные этносы.
Настоящая статья (работа выполнена в рамках гранта РФФИ, проект 16-46-420035р-а) посвящена обзору ряда публикаций, описывающих опыт взаимодействия властных структур и представителей бизнес-сообщества с
коренными народами Австралии (аборигенов островов Торресова пролива), в частности осознания необходимости учета интересов местного населения и реализации компенсационных мер для него. Анализируемые материалы основаны на совместных проектах Австралийского правительства, Австралийского института здоровья и благосостояния и Австралийского института изучения семьи.
В статье Ж. Хант «Взаимодействие с коренным населением Австралии: рассмотрение условий эффективного сотрудничества с аборигенами островов Торресова пролива» [1], в первую очередь, подчеркивается, что Декларация Организации Объединенных Наций (ООН) о правах коренных народов призывает государства получать от коренных народов свободное, предварительное и осознанное согласие на сотрудничество. Соответствующие отношения должны строиться на доверии и честности, а также давать широкие возможности аборигенам участвовать в управлении.
В Австралии учитывают подобные принципы взаимодействия государства и бизнеса с коренными народами и многое делают для их реализации. Но сохраняется необходимость в большей гибкости использования финансовых механизмов, в большей доступности отчетных материалов по работе государства в данном направлении, в повышении уровня координации и полномочий руководителей местных сообществ, в корректировке бюрократической культуры по поддержке сотрудничества.
Для боле успешного взаимодействия с аборигенами требуются: рост культурных компетенций специалистов, знание истории и коренных народов, их культурных навыков и традиций; ясное понимание цели взаимодействия и критериев его успешности; долгосрочные доверительные отношения, основанные на уважении и честности, а также на постоянном информационном обмене; эффективное управление, как на уровне коренной общины, так и на уровне правительства; определенные временные рамки.
Рассмотрев процессы совместного участия в управлении, согласования долгосрочных целей, руководства и наращивания потенциала, автор подчеркивает, что эффективность взаимодействия государства и аборигенов зависит от возможностей активного их участия в принятии решений местного значения, от понимания культурно-исторических особенностей коренных общин, от правильного использования различных механизмов управления.
В публикации «Стратегические и практические действия по повышению социального и эмоционального благополучия аборигенов островов Торресова пролива» [2] обосновывается, что:
1) на здоровье коренных народов сильное влияние оказывают культурное, духовное, социальное благополучие;
2) освоение островов Торресова пролива, их колонизация, переселение людей в резервации, привели к обнищанию аборигенов, нарушению религиозных и культурных традиций, ухудшению эмоционального и социального самочувствия;
3) по данным исследования, проведенного в 2008 году, почти треть
взрослых аборигенов островов пролива Торрес испытывают высокий уровень психологического стресса, что в два раза выше показателей среди некоренного населения;
4) международные исследования доказывают, что народы, общение которых происходит на родном языке, имеют более высокую психологическую устойчивость и здоровье;
5) необходимы специальные программы по поддержанию среди коренных народов социального и эмоционального благополучия.
Реализуемые программы поддержки аборигенов при освоении их земель, как правило, не содержат задач по сохранению и укреплению психологического состояния, обеспечения их чувственного благополучия.
Далее в публикации представлен опыт реализации правительственных инициатив по содействию социальному и эмоциональному благополучию аборигенов и жителей островов Торресова пролива. В 2009 году был сформирован специальный Фонд и разработана 4-летняя программа, в ходе реализации которой была оказана поддержка 323 инициативам по улучшению самочувствия населению, проведены сотни культурных мероприятий, направленных, кроме прочего, на предотвращение самоубийств, депрессий, насилия, токсикомании, межпоколенческих травм и т.д.
Оценка данных мероприятий показала их целесообразность и подтвердила, что экономическое освоение территорий обязательно должно сопровождаться серьезными мерами по компенсации не только хозяйственных, экологических ущербов, но социо-эмоциональных.
Работа В.-А. Варе «Повышение доступности услуг здравоохранения для коренных народов в городах и сельских поселениях» [3] посвящена особенностям понимания доступности медицинских услуг относительно коренных народов, механизмам ее повышения.
Традиционно под доступностью услуг здравоохранения подразумевают физическую и экономическую доступность, Но для коренных общин необходимо учитывать и другие факторы доступности: культурные традиции, информированность о возможных услугах.
Повышение доступности медицинских услуг для коренных народов должно осуществляться через: 1)устранение физических и экономических барьеров (предоставление услуг по месту жительства; предоставление транспорта для доставки в медицинские учреждения; гибкость медицинских назначений; семейное медицинское обслуживание; повышение качества медицинского обслуживания без увеличения затрат на него; рост доступности частного медицинского страхования и медицинского обслуживания); 2) расширение культурной компетентности, учет приемлемости медуслуг для коренных народов (развитие услуг по целостной модели здоровья и благополучия; формирование отношений на принципах доверия и взаимного уважения; использования «коренных» специалистов в области здравоохранения; обеспечение выбора (по возможности) между традиционными для аборигенов и современными методами лечения;
использование методик, которые поддерживают традиционные стратегии лечения, включая стиль общения, родственные связи; предоставление услуг в привычных для коренных народов условиях; устранение коммуникационных барьеров).
Использованные источники:
1. Hunt J. (2013) Engaging with Indigenous Australia—exploring the conditions for effective relationships with Aboriginal and Torres Strait Islander communities. Issues paper no. 5. Produced for the Closing the Gap Clearinghouse. Canberra: Australian Institute of Health and Welfare & Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 53p. from http://www.aihw.gov.au/uploadedFiles/ClosingTheGap/Content/Publications/2013 /ctgcip5.pdf
2. Closing the Gap Clearinghouse (AIHW & AIFS) (2013) Strategies and practices for promoting the social and emotional wellbeing of Aboriginal and Torres Strait Islander people. Resource sheet no. 19. Produced for the Closing the Gap Clearinghouse. Canberra: Australian Institute of Health and Welfare & Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 16 p. from http://www.aihw.gov.au/uploadedFiles/ClosingTheGap/Content/Publications/2013 /ctgc-rs19.pdf
3. Ware V-A (2013) Improving the accessibility of health services in urban and regional settings for Indigenous people. Resource sheet no. 27. Produced for the Closing the Gap Clearinghouse. Canberra: Australian Institute of Health and Welfare & Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 22 p. from http://www.aihw.gov.au/uploadedFiles/ClosingTheGap/Content/Publications/2013 /ctgc-rs27.pdf
УДК 316.7
Муллагалина Л.В. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Аннотация: Статья посвящена использованию основных видов современных электронных средств связи в деловом общении. Сегодня деловой человек, работая в сложной коммуникативной среде, использует весь коммуникативный арсенал - начиная с устной передачи информации до использования современных средств коммуникации.
Ключевые слова: деловое общение, современное общество, информация, телефонная связь, факсимильная связь, интернет, электронная почта.
Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна