Научная статья на тему 'Специфика деятельности государственных институтов по содействию и защите прав человека в содружестве наций (на примере Канады и Австралии)'

Специфика деятельности государственных институтов по содействию и защите прав человека в содружестве наций (на примере Канады и Австралии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
880
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПО СОДЕЙСТВИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КАНАДСКАЯ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ОМБУДСМЕН / АВСТРАЛИЙСКАЯ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КАНАДА / АВСТРАЛИЯ / NATIONAL INSTITUTION FOR PROMOTION AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / CANADIAN HUMAN RIGHTS COMMISSION / OMBUDSMAN / AUSTRALIAN HUMAN RIGHTS COMMISSION / CANADA / AUSTRALIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуксина Валентина Валерьевна

Проанализирована деятельность государственных институтов по содействию и защите прав человека на федеральном и региональном уровнях в Канаде и Австралии. Показано, что функционирование канадской федерации приводит к ряду различных практических трудностей, в том числе связанных c созданием институтов по содействию и защите прав человека и осуществлением международных обязательств в области прав человека на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрены канадские и австралийские комиссии по правам человека и омбудсмены. Выявлено, что Комиссия по правам человека Австралии имеет более широкую сферу компетенции, чем федеральная канадская комиссия, тем не менее, и в Канаде, и в Австралии институты по содействию и защите прав человека, представленные на всех уровнях, соответствуют международным стандартам Парижским принципам. Сделаны выводы о том, что необходимость инкорпорации международного права по правам человека, отсутствие механизма (закона) для выполнения международных обязательств Канады в области прав человека и сложности канадского федерализма являются наиболее существенными препятствиями для создания нормативно-правовой базы для всеобъемлющего осуществления прав человека, особенно это касается аборигенных народов; должность Уполномоченного по вопросам социальной справедливости для аборигенов и жителей островов Торресова пролива (Австралия) является весьма уникальной, не имеющей аналогов в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NATIONAL INSTITUTIONS FOR PROMOTION AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE COMMONWEALTH OF NATIONS (ON THE EXAMPLE OF CANADA AND AUSTRALIA)

The article analyses the performance of national institutions for promotion and protection of human rights operating on federal and regional levels in Canada and Australia. It's exemplified that functioning of the Canadian federation entails a range of predicaments including those which are connected with establishing of institutions for promotion and protection of human rights and implementing of international commitments in the sphere of human rights on federal and regional levels. The author gives careful consideration to the Canadian and Australian Human Rights Commissions and their ombudsmen. It is revealed that the Australian Human Rights Commission is more competent in comparison to the Canadian Federal Commission. Nevertheless, both Canada and Australia possess national institutions for promotion and protection of human rights on federal and regional levels which comply with the international standards-a.k.a. the Paris Principles. It is concluded that the main obstacles on the way to devising of regulatory and legal framework for the full enjoyment of human rights, especially among indigenous population, are the following: imperious necessity of incorporation of international human rights law, absence of a special mechanism (law) stipulating meeting of international obligations in the sphere of human rights in Canada, complexity of Canadian federalism, etc. It is also pointed out that the position of the Aboriginal and Torres Strait Islander Social Justice Commissioner in Australia is unique and unparalleled in recent experience.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности государственных институтов по содействию и защите прав человека в содружестве наций (на примере Канады и Австралии)»

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

УДК 342.72 В. В. ЧУКСИНА

ББК 67.400.63 кандидат юридических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОДРУЖЕСТВЕ НАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ И АВСТРАЛИИ)*

Проанализирована деятельность государственных институтов по содействию и защите прав человека на федеральном и региональном уровнях в Канаде и Австралии. Показано, что функционирование канадской федерации приводит к ряду различных практических трудностей, в том числе связанных с созданием институтов по содействию и защите прав человека и осуществлением международных обязательств в области прав человека на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрены канадские и австралийские комиссии по правам человека и омбудсмены. Выявлено, что Комиссия по правам человека Австралии имеет более широкую сферу компетенции, чем федеральная канадская комиссия, тем не менее, и в Канаде, и в Австралии институты по содействию и защите прав человека, представленные на всех уровнях, соответствуют международным стандартам — Парижским принципам. Сделаны выводы о том, что необходимость инкорпорации международного права по правам человека, отсутствие механизма (закона) для выполнения международных обязательств Канады в области прав человека и сложности канадского федерализма являются наиболее существенными препятствиями для создания нормативно-правовой базы для всеобъемлющего осуществления прав человека, особенно это касается аборигенных народов; должность Уполномоченного по вопросам социальной справедливости для аборигенов и жителей островов Торресова пролива (Австралия) является весьма уникальной, не имеющей аналогов в мире.

Ключевые слова: государственный институт по содействию и защите прав человека; права человека; Канадская комиссия по правам человека; омбудсмен; Австралийская комиссия по правам человека; Канада; Австралия.

V. V. CHUKSINA

PhD in Law, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

PECULIARITIES OF NATIONAL INSTITUTIONS FOR PROMOTION AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE COMMONWEALTH OF NATIONS (ON THE EXAMPLE OF CANADA AND AUSTRALIA)

The article analyses the performance of national institutions for promotion and protection of human rights operating on federal and regional levels in Canada and Australia. It's exemplified that functioning of the Canadian federation entails a range of predicaments including those which are connected with establishing of institutions for promotion and protection of human rights and implementing of international commitments in the sphere of human rights on federal and regional levels. The author gives careful consideration to the Canadian and Australian Human Rights Commissions and

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-140 «Механизм защиты прав человека посредством реализации органами государственной власти контрольных полномочий: сравнительно-правовой анализ России и Германии» (соглашение № 14.В37.21.0048, номер регистрации темы в ФГНУ ЦИТиС 01201267859).

© В. В. Чуксина, 2013

their ombudsmen. It is revealed that the Australian Human Rights Commission is more competent in comparison to the Canadian Federal Commission. Nevertheless, both Canada and Australia possess national institutions for promotion and protection of human rights on federal and regional levels which comply with the international standards-a.k.a. the Paris Principles.

It is concluded that the main obstacles on the way to devising of regulatory and legal framework for the full enjoyment of human rights, especially among indigenous population, are the following: imperious necessity of incorporation of international human rights law, absence of a special mechanism (law) stipulating meeting of international obligations in the sphere of human rights in Canada, complexity of Canadian federalism, etc. It is also pointed out that the position of the Aboriginal and Torres Strait Islander Social Justice Commissioner in Australia is unique and unparalleled in recent experience.

Keywords: national institution for promotion and protection of human rights; Canadian Human Rights Commission; ombudsman; Australian Human Rights Commission; Canada; Australia.

В Содружество наций (Commonwealth of Nations), называемое до 1946 г. Британским Содружеством наций, выступающее как добровольное межгосударственное объединение 54-х суверенных государств, входят такие крупнейшие по территории федерации, как Канада и Австралия.

Функционирование канадской федерации приводит к ряду различных практических трудностей, в том числе связанных с созданием институтов по содействию и защите прав человека и осуществлением международных обязательств в области прав человека на федеральном и региональном уровнях. С одной стороны, Канада по своим юридическим характеристикам похожа на другие федерации, с другой — практика показывает, что в разных федерациях с учетом политических процессов по-разному решаются проблемы содействия и защиты прав человека в случае наложения полномочий федеральных и региональных структур.

Федеральное правительство разделяет общие цели и принципы защиты прав человека. Но его меры в соответствии с официальной политикой «примирения, управления и самоуправления» могут отличаться от мер, которые принимают правительства провинций, территорий и органы управления общинами коренных народов. Канадский федерализм стремится представлять собой систему взаимодействующих и взаимодополняющих законов, однако до сих пор существуют проблемы слабой координации федеральных и провинциальных структур между собой и с органами управления аборигенных народов, выполнения обязательств Канады, закрепленных в исторических договорах, и методов управления землями и финансовыми средствами Первых наций (индейцев).

Тем не менее, несмотря на мультикуль-турализм, необходимость непрерывных переговоров и расходов, чтобы поддержать функциональные отношения с Квебеком (нацией внутри нации), сообществом аборигенных народов, между федеральными и провинциальными уровнями, принцип канадского федерализма «автономия требует сотрудничества» поддерживается всеми структурами и гражданским участием [2, p. 118-120]. Этот канадский эксперимент имеет важное значение для продвижения и защиты прав человека.

Невзирая на существующие проблемы, в Канаде правам человека уделяется первостепенное внимание, а их защита регулируется Конституцией Канады (1982 г.), Канадской Хартией прав и свобод (Canadian Charter of Rights and Freedoms), которая одновременно является законом и частью Конституции Канады и законом Канады о защите прав человека (Canadian Human Rights Act, 1977 г.). Хартия является первостепенной по отношению к законам провинций или территорий. Дополнительно к федеральным во всех административно-территориальных субъектах Канады приняты свои законы о правах человека.

Несмотря на то, что по Конституции Канады все обладают равными правами, а некоторые коренные народы также обладают коренными и (или) договорными правами, закрепленными в разделе 35 Конституционного закона 1982 г., Парламент Канады только в 2008 г. аннулировал раздел 67 канадского закона о Правах человека. До этого люди, живущие согласно Закону об индейцах (Indian Act), были исключены из федерального законодательства по правам человека. С 2008 г. больше чем 700 тыс. чел. получили право на жалобы, связанные с нарушениями прав человека против правительства Канады.

А с июня 2011 г. они получили то же самое право на жалобы против правительств Первых наций1.

Первая часть канадского закона о Правах человека устанавливает запрещенные мотивы дискриминации (расовая принадлежность, национальная принадлежность или этническое происхождение, цвет кожи, религия, возраст, пол, сексуальная ориентация, семейное положение, ограниченные способности и др.), но в их число не входит социальное происхождение (социальное положение) и политические взгляды. Более того, Акт специально указывает на то обстоятельство, что дискриминация может быть как явной, например, в форме категорического запрета или отказа в приеме на работу женщин или иностранцев, так и скрытой (например, если офисы или магазины не оборудованы специальными приспособлениями для обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями, то в результате ущемляются права граждан в инвалидных колясках; в другом случае — необоснованное предпочтение для некоторых видов работ молодых рабочих, в результате чего нарушаются права тех, кому сорок лет и больше).

Вторая часть канадского закона о Правах человека устанавливает полномочия, обязанности и функции федеральной Канадской комиссии по правам человека. Основными задачами Канадской комиссии по правам человека является рассмотрение жалоб на дискриминацию со стороны организаций, регулируемых федеральными властями (федеральных департаментов, агентств и государственных корпораций — компаний, принадлежащих федеральному правительству; авиалиний; автобусных компаний и железных дорог, обслуживающих более одной провинции; почтовой корпорации Канады; чартерных банков; компаний, обеспечивающих связь между провинциями, и телефонных компаний и др.)2.

В соответствии с Актом состав Комиссии определяется генерал-губернатором. В нее входит 8 членов, работающие на постоянной

’ Canadian Human Rights Commission. Annual Report 2010. Minister of Public Works and Government Services, 2011.

2 Official website: The Canadian Human Rights Act. URL: http://laws.justice.gc.ca/en/H-6/index.html.

основе, а также сотрудники, совмещающие работу в Комиссии с другой деятельностью. Председатель Комиссии и его заместитель работают на постоянной основе. Срок полномочий постоянных членов составляет 7 лет, работающих на совмещенной основе — 3 года. Члены Комиссии могут быть назначены на новый срок (гл. 33, п. 21 Акта по правам человека).

Для обеспечения плюрализма состава Комиссии при назначении ее членов соблюдается гендерный и территориальный (представительство различных провинций Канады) баланс. Члены Комиссии, работающие на постоянной основе, получают заработную плату, размер которой установлен генерал-губернатором. Труд совместителей оплачивается пропорционально отработанному времени, согласно внутреннему нормативному акту. Заседания Комиссии проходят регулярно. Штат Комиссии довольно многочисленный: более 200 чел. (в центральном офисе в Оттаве и в 6 региональных отделениях). В отдельных случаях для выполнения какого-либо проекта или специального исследования по правам человека Комиссия наделена правом приглашать специалистов с соответствующей квалификацией.

Порядок работы Комиссии строго регламентирован. Все поступающие жалобы подлежат проверке. В первую очередь выясняется, входит ли рассмотрение жалобы в компетенцию Комиссии, если нет — жалоба направляется в соответствующий орган. При подтверждении компетентности Комиссии возможны несколько вариантов работы с жалобой: урегулирование вопроса на ранней стадии, если это невозможно, тогда может быть назначен мировой посредник для разрешения спора или жалоба направляется в Трибунал прав человека. Решение Трибунала не является окончательным, в случае несогласия гражданин может обратиться в суд. Если в ходе рассмотрения жалобы Трибуналом прав человека было установлено, что в результате противозаконных действий (недобросовестного исполнения должностных обязанностей, халатности и др.) имела место дискриминация определенных лиц, то он выдает предписание — устранить дискриминацию, выплатить компенсацию и т.д.

Помимо рассмотрения жалоб еще одним важным направлением деятельности Комис-

сии является ежегодное проведение акции «Равная плата за равноценную работу»1. Согласно статистике за равную работу канадские женщины получают на 30 % меньше, чем мужчины, а в соответствии с Актом по правам человека это является открытой дискриминацией. С 1987 г. данная проблема находится в центре внимания работы Комиссии и на сегодняшний день наметился явный прогресс в ее решении.

Также одним из приоритетных направлений деятельности Комиссии является правовое просвещение. Для реализации своей задачи в области просвещения по правам человека Комиссия сотрудничает с организациями, предпринимателями и другими заинтересованными лицами, размещает информацию в СМИ и в Интернете. Эта инициатива — часть более широкого подхода Комиссии к предотвращению дискриминации в рамках новой «модели зрелости прав человека» (Human Rights Maturity Model). С этой целью Комиссия помогает организациям осознать, каким образом предотвращать нарушения, связанные с правами человека. «Эксперимент весьма удачен и мы скоро распространим эту модель взаимодействия с организациями по всей стране. Растущая сложность нашего мира увеличивает значение того, как мы понимаем закон о правах человека. Нашим программам предотвращения дискриминации помогают научно-исследовательские работы в этой области»2.

В соответствии с Актом по правам человека по результатам деятельности Комиссия представляет годовой отчет парламенту, а в случаях, не терпящих отлагательства, Комиссия может делать специальные сообщения в парламент (гл. Н-6, п. 61; гл. 9, п. 32).

Практически во всех провинциях Канады образованы комиссии по правам человека. По своему правовому статусу они во многом схожи с центральной Комиссией по правам человека. Их полномочия определяются в соответствии с Актом по правам человека провинции (Остров Принца Эдуарда, Новая Шотландия, Альберта), либо Кодексом прав

1 Official website: The Canadian Human Rights Commission, Pay Equity. URL: http://www.chrc-ccdp. ca/eng/content/milestones-human-rights-canada.

2 Canadian Human Rights Commission. 2011-12 Report on Plans and Priorities // Minister of Justice and Attorney General of Canada, 2012.

человека провинции (Британская Колумбия, Онтарио, Саскачеван, Манитоба).

Основными задачами региональных комиссий является: устранение дискриминации и содействие в достижении равенства в правах независимо от расы, пола, семейного положения, уровня образования; просвещение по правам человека; рассмотрение обращений и др. В соответствии с региональными Актами и кодексами по правам человека также запрещена дискриминация в сфере занятости, при аренде, покупке или продаже собственности, при оказании услуг, при членстве в организациях, волонтерской деятельности, СМИ (Британская Колумбия, Остров Принца Эдуарда, Альберта, Онтарио и др.).

Аналогично федеральной комиссии комиссии провинций Канады состоят из членов, работающих на постоянной основе и совмещающих работу в комиссии со своей профессиональной деятельностью. В среднем количественный состав комиссий составляет 7 чел. (Альберта, Остров Принца Эдуарда, Онтарио), в некоторых может быть и больше, например, в Манитобе (10 чел.), Онтарио — комиссия состоит из председателя, работающего на постоянной основе и 12 членов-совместителей, в других меньше — 3 чел. (Британская Колумбия), 5 чел. (Саскачеван). Члены региональных комиссий назначаются лейтенант-губернаторами (главами) провинций. Для обеспечения работы комиссий создается аппарат, в который входят сотрудники, выполняющие вспомогательные функции. В случае необходимости проведения специальных исследований могут привлекаться эксперты.

В целях повышения эффективности своей деятельности комиссии применяют различные методы и формы работы. Так, например, в комиссии по правам человека провинции Онтарио создана центральная служба, в которую поступают все жалобы, а специально обученный персонал их изучает и в случае необходимости запрашивает у причастных к делу лиц необходимую информацию. В 1997 г. была введена процедура медиации для обеспечения «административной вежливости» (в российской правоприменительной практике такая оценка административной деятельности не применяется). Приблизительно 65-70 % дел, в которых применялась

данная процедура, были успешно улажены1. В качестве превентивной меры возникновения конфликтных ситуаций комиссия разработала «Кодекс этики и профессиональных стандартов поведения административных работников».

Канадские комиссии, в соответствии с законами провинций, обязаны составить годовой отчет и представить его в Законодательное Собрание (Британская Колумбия) либо специально назначенному главой провинции министру Исполнительного Совета провинции (Альберта, Новая Шотландия, Онтарио, Саскачеван и др.).

Финансовой гарантией независимости комиссий по правам человека является значительный бюджет (в среднем он составляет 5-6 млн канадских дол. в год). Хотя федеральная Комиссия по правам человека более года работала без главного комиссара и испытывала недофинансирование2.

В целом региональные канадские комиссии по правам человека схожи как по статусу, полномочиям, так и по направлениям деятельности. При этом канадские комиссии при улаживании конфликтов, возникающих как в отношениях между гражданами и государственными органами, так и между частными лицами (независимо от того, чем вызваны эти трудности — дискриминацией, небрежностью, невежливостью или ошибками при применении нормативных актов), выносят рекомендации, которые хотя и не обладают юридической силой, но, как правило, выполняются, подтверждая высокий моральный авторитет комиссий.

Наряду с комиссиями по правам человека на федеральном и региональном уровнях в Канаде внесудебные правозащитные институты представлены разветвленной службой омбудсменов. Сфера компетенции канадских комиссий достаточно обширна. Область деятельности омбудсменов — наоборот узкая, т.е. классическая — рассмотрение индивидуальных сообщений о нарушениях прав со стороны административных органов [1, с. 29].

1 Official website: About the Ontario Human Rights Commission. URL: http://www.ohrc.on.ca/english/ about/index.shtml#about.

2 Centre for Research-Action on Race Relations,

Montreal, 2012.

Таким образом, можно отметить, что в Канаде институты по содействию и защите прав человека, представленные на всех уровнях, соответствуют международным стандартам — Парижским принципам3. Вместе с тем необходимость инкорпорации международного права по правам человека (в силу дуалистической природы правовой системы Канады) для обеспечения полноценного правового применения договоров в рамках внутригосударственного права, отсутствие механизма (закона) для выполнения международных обязательств Канады в области прав человека и сложности канадского федерализма служат одним из наиболее сильных препятствий для создания нормативно-правовой базы для всеобъемлющего осуществления прав человека, особенно это касается аборигенных народов.

Так же, как и в Канаде, в Австралии созданы институты по содействию и защите прав человека на федеральном уровне и уровне штатов. Конституция Австралии (1901 г.) установила федеративную систему, в которой власть разделяется или распределяется между федеральными органами власти и органами управления 6 штатов и 3 самоуправляющихся территорий. Как и Канада, Австралия является монархией, в которой субъекты федерации тоже организованы по республиканскому типу. Но если в Канаде федеративное устройство организовано с учетом языкового (9 провинций — англоязычные, а Квебек — франкоязычная провинция) состава населения, то в Австралии основано на территориальном принципе. Австралийская федеральная система, как и в Канаде, приводит к проблемам в плане осуществления международных обязательств в области прав человека, хотя в отличие от Канады Австралия делает более решительные шаги по выполнению международных обязательств и имплементации международных стандартов прав человека. В частности, федеральное правительство инициировало принятие закона, «в соответствии с которым

3 Национальные институты по содействию и защите прав человека. Приложение: Принципы, касающиеся статуса национальных институтов, занимающихся содействием и защитой прав человека. ООН док. A/RES/48/134 // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, сорок восьмая сессия. Женева: Организация Объединенных Наций, 1993.

каждый вносимый на рассмотрение парламента новый законопроект сопровождался заявлением, в котором давалась бы оценка совместимости этого законопроекта с семью основными разработанными Организацией Объединенных Наций договорами в области прав человека, стороной которых является Австралия»1. Оно восстановило историческую справедливость в отношении аборигенов и жителей островов Торресова пролива посредством создания Национального конгресса первых народов Австралии2, приняло в 2010 г. Рамочную основу прав человека Австралии и планирует внесение соответствующих поправок в Конституцию. А также ежегодно разрабатывает план действий по правам человека3, так, в закон 1986 г., предусматривающий создание Австралийской комиссии по правам человека, в 2012 г. были внесены изменения, которые наделяют ее еще более широким кругом функций, в том числе имеющим отношение к международным договорам, которые подписаны Австралией или участником которых она является4.

Исторически первая Комиссия по правам человека Австралии была образована в 1981 г. в Канберре, ее основные направления деятельности базировались на 4 международных документах (Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации прав ребенка, Декларации о правах умственно отсталых лиц и Декларации о правах инвалидов). В связи с изменениями в австралийском законодательстве данная Комиссия по правам человека прекратила свою деятельность, а в 1986 г. была создана новая федеральная Комиссия по правам человека и равным возможностям.

Австралийская комиссия по правам человека — это новое официально принятое

1 Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 15 а приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека. Австралия. URL : http://daccess-ods.un.org/results.asp.

2 The Aboriginal and Torres Strait Islanders Peoples Recognition Act., 2013. URL : http://www.comlaw. gov.au/Details.

3 Australia's National Human Rights Action Plan 2012. Canberra, 2012.

4 Australian Human Rights Commission. Act No. 125 of 1986 Human Rights and Equal Opportunity Commission as amended Statute Law Revision Act 2012. URL : http://www.comlaw.gov.au/Details/C2012C00585.

название Комиссии по правам человека и равным возможностям (1986 г.), так как равные возможности должны рассматриваться как неотъемлемая часть прав человека. Согласно закону она является независимым органом, полностью соответствующим критериям формирования и функционирования институтов по содействию и защите прав человека (Парижским принципам).

В соответствии с § 10 А, 11 и 13 закона об Австралийской комиссии по правам человека в ее основные обязанности входит:

- разрешение жалоб о дискриминации и нарушений прав человека в рамках федеральных законов;

- проведение опросов общественного мнения по вопросам прав человека;

- развитие правового просвещения и образования в области прав человека;

- предоставление независимой юридической консультации для оказания помощи судам в делах, связанных с принципами прав человека, т. е. выполнение функции Amicus curiae для учета международных принципов прав человека;

- предоставление консультаций парламенту и региональным правительствам по разработке законов, политики и программ в области прав человека;

- анализ потенциального воздействия проектов международных договоров на внутреннюю политику, обзор действующего законодательства и законопроектов в целях обеспечения их соответствия принципам соблюдения прав человека;

- проведение и координация исследований в области прав человека и дискриминации;

- возможность проведения публичных расследований, касающихся нарушений прав человека.

Если ранее федеральная Комиссия по правам человека Австралии состояла из 5 членов, то в соответствии с § 8 закона об Австралийской комиссии по правам человека (2012 г.) она состоит из 8 членов:

- Президента;

- Уполномоченного по правам человека;

- Уполномоченного по вопросам расовой дискриминации;

- Уполномоченного по вопросам дискриминации инвалидов;

- Уполномоченного по вопросам дискриминации по признаку пола;

- Уполномоченного по вопросам дискриминации по возрасту;

- Уполномоченного по вопросам социальной справедливости для аборигенов и жителей островов Торресова пролива;

- Национального Уполномоченного по правам детей1.

Специальный социальный уполномоченный Комиссии был создан для решения проблем с правами аборигенного населения островов пролива Торреса. В соответствии с Актом о Комиссии по правам человека специальный социальный уполномоченный ежегодно сообщает федеральному парламенту о реализации прав человека в этом регионе и дает рекомендации относительно содействия и защиты прав аборигенов.

Помимо федеральной Комиссии, которая «играет главную роль в становлении справедливого, толерантного общества и в развитии демократии»2, в Австралии создана сеть региональных комиссий (во всех штатах, в Австралийской столичной территории и в Северной территории), правовой статус которых определяется в соответствии с законом о Комиссии по правам человека Австралии, а некоторые функции в соответствии с региональным законодательством могут быть шире или уже.

Акценты правозащитной деятельности региональных комиссий напрямую отражены в их названиях. Так, в регионах Новый Южный Уэльс, Северная территория, Квинслэнд и Тасмания созданы антидискриминационные комиссии (Anti-Discrimination Commission), а в экономически развитых и относительно менее проблемных в отношении прав человека территориях: Западная и Южная Австралия — комиссии по равным возможностям (Equal Opportunity Commission), в Виктории — комиссия по равным возможностям и правам человека3. Несмотря на разницу в названиях, в деятельности комиссий по пра-

1 Australian Human Rights Commission. Act No. 125 of 1986 Human Rights and Equal Opportunity Commission as amended Statute Law Revision Act 2012. URL : http://www.comlaw.gov.au/Details/C2012C00585.

2 Official website: The Human Rights and Equal Opportunity Commission. URL : http://www.humanrights. gov.au.

3 Official website: State and Territory Commissions. Australian Capital Territory Human Rights Office. URL : http://www.hro.act.gov.au/index.html.

вам человека не имеется принципиальных различий.

Так же, как в Канаде, в Австралии, наряду с комиссиями, имеющими широкие полномочия и функции, имеется Управление Федерального уполномоченного по правам человека, в компетенцию которого входит расследование по жалобам или по своей собственной инициативе на административные решения федерального правительства, Федеральный уполномоченный по неприкосновенности частной жизни и омбудсмены штатов и территорий с соответствующей компетенцией. Кроме этого созданы специализированные омбудсмены, наделенные отдельными полномочиями в сфере вооруженных сил, для защиты интересов граждан в их деловых отношениях с разнообразными поставщиками и службами (например, телесвязь, банковское дело и страхование, налогообложение). В сферу деятельности таких омбудсменов входит только рассмотрение жалоб граждан.

Все австралийские комиссии по своему статусу и функциям соответствуют международным критериям (Парижским принципам) и вместе с федеральной комиссией по правам человека образуют Австралийский совет правозащитных организаций.

Подводя итог, следует отметить, что Комиссия по правам человека Австралии имеет более широкую сферу компетенции, чем федеральная канадская комиссия. К этому необходимо добавить, что должность Уполномоченного по вопросам социальной справедливости для аборигенов и жителей островов Торресова пролива вообще является уникальной — во всем мире ни у одного национального института по содействию и защите прав человека таких должностей для защиты прав коренного населения нет. Несмотря на то, что еще существует много противоречий в законодательстве о борьбе с дискриминацией на федеральном уровне, уровне штатов и местном уровне (Австралия является единственной развитой демократической страной, не принявшей полноценного Закона о правах человека), деятельность государственных институтов по содействию и защите прав человека свидетельствует о том, что Австралия не только политически, но и юридически стремится стать государством, в котором обеспечиваются равные права для всех.

Список использованной литературы

1. Миронов М. А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика / М. А. Миронов. — М. : Юрид. лит., 2001. — 392 с.

References

1. Mironov M. A. Obrashhenija grazhdan kak jelement sistemy zashhity prav cheloveka i osnovnyh svobod: pravo i praktika [Citizens queries as an element of the human rights and fundamental freedoms protection system: law and practice]. Moscow, Juridical Literature Publ., 2001. 392 p.

Информация об авторе

Чуксина Валентина Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: v-с[email protected].

Author

Chuksina Valentina Valerievna — PhD in Law, Associate Professor, Department Head, Department of Theory and History of State and Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: v-с[email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.