Научная статья на тему 'Роль национальных институтов по содействию и защите прав человека в образовании в области прав человека'

Роль национальных институтов по содействию и защите прав человека в образовании в области прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL HUMAN RIGHTS PROTECTION INSTITUTIONS / HUMAN RIGHTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуксина Валентина Валерьевна

Рассмотрены роль и практика образовательно-просвещенческой деятельности национальных институтов по содействию и защите прав человека. Показано, что образование в области прав человека является комплементарной составляющей правозащитной и правообеспечительной деятельности национальных институтов по содействию и защите прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чуксина Валентина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF NATIONAL HUMAN RIGHTS PROTECTION INSTITUTES IN THE SPHERE OF EDUCATION

The author studies the role and activity of national human rights protection institutions in the sphere of education, and arrives at a conclusion that education in the field of human rights is a complementary activity of these institutions.

Текст научной работы на тему «Роль национальных институтов по содействию и защите прав человека в образовании в области прав человека»

О

(N

УДК 341.231.14:37 В.В. Чуксина

ББК 67.911.11

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Рассмотрены роль и практика образовательно-просвещенческой деятельности национальных институтов по содействию и защите прав человека. Показано, что образование в области прав человека является комплементарной составляющей правозащитной и правообеспечительной деятельности национальных институтов по содействию и защите прав человека.

Ключевые слова: национальные институты по содействию и защите прав человека, права человека, образование.

V.V. Chuksina

ROLE OF NATIONAL HUMAN RIGHTS PROTECTION INSTITUTES IN THE SPHERE OF EDUCATION

The author studies the role and activity of national human rights protection institutions in the sphere of education, and arrives at a conclusion that education in the field of human rights is a complementary activity of these institutions.

Keywords: national human rights protection institutions, human rights, education.

SSI

2sê

KS г

“Is1

НА

Ой"

^ 1

І

^ П £

« я І Ssî

ЕнО а

£м§|

ЙО І

аи-і

See

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

Связующим звеном между «полным развитием человеческой личности и увеличением уважения к правам человека» (п. 2 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека) служит образование и правовое просвещение в области прав человека. Без преувеличения можно сказать, что знание и признание ценности прав человека является превентивно-конструктивным фактором предотвращения в долгосрочной перспективе нарушений прав человека и представляет собой необходимый компонент деятельности как государства, так и личности по созданию справедливого общества, в котором ценятся и уважаются права каждого.

Важным подтверждением основополагающей роли знания прав человека, форм и методов их защиты стало принятие 23 марта 2011 г. Советом ООН по правам человека Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека (далее — Декларация). Согласно Декларации, «образование и подготовка в области прав человека охватывают образование: а) по правам человека, которое включает в себя обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты; Ь) через посредство прав человека, которое включает в себя учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права как преподавателей, так и обучаемых; с) во имя прав человека, которое включает в себя наделение индивидуумов возможностями пользоваться своими правами и осуществлять их, а также уважать и поддерживать права других» [2]. Анализ Декларации позволяет рассматривать образование в области прав человека в широком смысле как комплекс образовательных, учебных, информационных и популярно-просветительских меропри-

© В.В. Чуксина, 2011

ятий, основанных на принципах Всеобщей декларации прав человека, направленных на формирование универсальной культуры прав человека для реализации прав человека во всех обществах.

Декларация еще раз подчеркнула, что в соответствии с Уставом ООН, ^ Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об эко-

5^ номических, социальных и культурных правах и другими международ-

ными договорами по правам человека именно на государстве лежит ряд позитивных обязательств по обеспечению направленности образования и просвещения на укрепление уважения прав человека и основных свобод.

Для эффективного осуществления образования и подготовки по правам человека необходимо принимать во внимание Всемирную программу образования в области прав человека и учитывать национальные потребности и приоритеты в соответствии с конституционной практикой каждого государства, но главное — требуются скоординированные усилия всех государственных и общественных структур на всех уровнях. Говоря

о роли различных институтов в процессе образования и подготовки по правам человека, следует отметить, что в ст. 9 Декларации специально обращается внимание на то, что государствам «следует содействовать созданию, развитию и укреплению эффективных и независимых национальных правозащитных учреждений в соответствии с Парижскими принципами, признавая, что национальные правозащитные учреждения могут играть важную и, в том числе когда это необходимо, координирующую роль в продвижении образования и подготовки по правам человека, в частности путем повышения уровня осведомленности и посредством мобилизации соответствующих государственных и частных субъектов» [2].

Парижские принципы, утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/134, предусматривают два основных типа национальных учреждений по правам человека: комиссию по правам человека и институт омбудсмена. Многие давно существую; щие институты омбудсмена непосредственно не занимались правами че-

ловека. Другие институты, в частности созданные в последние годы, по-ой § лучили мандаты на защиту прав человека. На национальные институты

^ ^ | по содействию и защите прав человека возлагается важная обязанность

^ | поощрения прав человека путем распространения информации и проезд 1 свещения, воспитания ценностей и установок и содействия действиям в

в защиту прав человека [9, р. 22, 43]. Конкретные информационно-про-

§к§ пагандистские механизмы, формы и методы ведения просветительской

в и образовательной работы, направленные на развитие цивилизованного

иоэ уважения и соблюдения прав человека, применяемые национальными

к®Э институтами по правам человека в разных странах, имеют как много об-

щего, так и свою специфику.

Классикой процесса становления специального парламентского 23 комиссара (justitieombedsman) для контроля «надлежащего управле-

ния» и разрешения споров «гражданин — публичная администрация» общепризнанно считается Швеция (1809 г.) [1]. Следуя стратегии уважения и реализации прав человека, которая в условиях глобализации прав человека становится составной частью системы международных обязательств государства, в 1975 г. Швеция учреждает новый государс-со твенный институт — «антидискриминационных» омбудсменов. В соот-

Нветствии с Законом о борьбе с дискриминацией (2008 г.) и Законом об омбудсмене по вопросам равенства с 1 января 2009 г. должности пре-

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

ОЙ"

^ 1

І

^ Л £ ё§| ь Е

« ¡Ґ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

жних (четырех) омбудсменов по борьбе с дискриминацией объединены в единый институт — Омбудсмена по вопросам равенства. Омбудсмен по вопросам равенства «уполномочен контролировать соблюдение Закона о борьбе с дискриминацией, противодействовать дискриминации и поощрять равные права и возможности для всех» [7]. Одним из механизмов поощрения прав человека служит повышение осведомленности среди населения о правах человека и информировании о ратифицированных Швецией международных конвенциях и протоколах к ним. Другими словами, шведский Омбудсмен по вопросам равенства стал совмещать функции института омбудсмена и образовательные функции института комиссий по правам человека.

По пути усиления роли национального института по правам человека в процессе правовой образованности в области прав человека пошла и Дания. С 1 января 2003 г. Датский институт по правам человека (ДИПЧ), первоначально учрежденный в 1987 г. Фолькетингом как Датский центр по правам человека, был включен в состав Датского центра международных исследований и прав человека. В соответствии с п. 2 закона № 411 об учреждении этого центра в сферу компетенции ДИПЧ напрямую входит правовое образование и просвещение населения по вопросам прав человека; проведение независимых исследований и издание рекомендаций по проблемам защиты от дискриминации; обеспечение свободного доступа всех заинтересованных лиц к информации по правам человека; гарантирование наличия современной доступной библиотеки и средств систематизации документов по правам человека [8].

К специфике деятельности ДИПЧ относится проведение исследований и консультаций по проблемам прав человека в развивающихся странах, подготовка рекомендаций для аналогичных структур по правам человека в странах «новой» демократии (в том числе в постсоциалисти-ческих странах), а также организация для них различных обучающих программ («Реформирование законодательства и государственных институтов», «Доступ к правосудию» и др.), стажировок, проведение международных и региональных конференций по проблемам совершенствования форм и методов защиты прав человека.

Также как Скандинавские страны, подавляющее большинство западноевропейских государств создали в дополнение к парламентскому омбудсмену национальные институты по правам человека, в функции которых входит правовое образование по правам человека. Так, например, у Национальной консультативной комиссии по правам человека Франции есть специальная подкомиссия «По образованию и правовому просвещению», Немецкий институт прав человека имеет широкие направления деятельности, в том числе правовое просвещение и др. Особенно активное внимание правовому просвещению по вопросам прав человека они уделяли в связи с празднованием 60-й годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека. Новый этап «Всемирной программы образования в области прав человека» (2010-2014 гг.) стимулировал усиление практикоориентированной правозащитной направленности образовательной деятельности национальных институтов по правам человека через соотнесение знаний о правах человека с жизненным опытом, заложенным в национальном культурном контексте (тренинги, проектная работа, имитационные игры и т.п.).

Для американской практики характерно формирование комиссий по правам человека на уровне штатов, городов, деревень, графств и т.д.

%

^ На федеральном уровне отсутствуют такие национальные институты по

правам человека, как комиссия по правам человека и омбудсмен. В задачи всех без исключения комиссий по правам человека, которые созданы в 40 штатах, входит просвещение населения по способам и формам за-^ щиты прав и свобод человека и гражданина. Так, например, Комиссия

5^ по правам человека штата Миссури, созданная в 1957 г., отмечает, что

на протяжении более 40 лет ее основная работа состояла в разрешении жалоб, а в новом тысячелетии комиссия сменила акценты, отдав приоритет программам по правовому обучению «для того, чтобы люди были хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях с целью уменьшения случаев дискриминации и расширения проблемного поля своей деятельности» [10].

В Канаде внесудебные правозащитные институты представлены службой омбудсменов и комиссий по правам человека на федеральном и, как в США, региональном уровнях. В Австралии наряду с комиссиями, имеющими широкие полномочия и функции, созданы специализированные омбудсмены. Сфера компетенции канадских и австралийских комиссий по правам человека тоже включает образование в области прав человека.

Проблемы образования в области прав человека являются приоритетными в странах, где ситуация с правами граждан осложняется низким уровнем социально-экономического развития. Так, например, исходными рамками и основой для политики содействия развитию культуры прав человека, проводимой правительством Марокко, служит Национальная хартия образования и подготовки 1999 г. (хотя до сих пор почти 30% населения страны неграмотно). Королевство Марокко располагает развитой институциональной структурой, обеспечивающей признание, защиту и поощрение прав человека. Так, канцелярия омбудсмена (Диван аль-Мадалим), созданная в 2001 г., представляет собой государственную структуру, которая выполняет традиционную для данного института ; роль — посредника в спорах между гражданами и представителями ор-

ганов власти. Консультативный совет по правам человека (КСПЧ), со-ой § зданный в 1990 г. и реорганизованный в 2001 г. на основе Парижских

^1 принципов, функционирует как национальный правозащитный инсти-

^ | тут. Начиная с 1990 г. КСПЧ наряду с другими функциями особое вни-

1 мание уделяет развитию культуры прав человека в рамках программ

в подготовки сотрудников правоприменительных органов, главным обрати | зом судебного корпуса, полиции и королевской жандармерии [3].

в Необходимо отметить, что, как правило, в странах этапа транзита де-

иоэ мократии омбудсменом называются институты, распространенные пре-

к®3 имущественно на Американском континенте, комиссией — в странах

Азиатско-Тихоокеанского и Африканского регионов. Сфера компетенции омбудсмена становится практически аналогичной сфере компетенции ко-23 миссий и предполагает широкую просветительскую деятельность, разра-

ботку целевых обучающих программ и тренингов по правам человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

»- N Не является исключением и образовательная деятельность в области

прав человека национальных институтов по правам человека в постсоци-алистических странах, в том числе и в Российской Федерации. Вступив на путь демократических преобразований, все они (кроме Туркмениста-со на учредили институты уполномоченных по правам человека/омбуд-

Н смена, которые фактически совмещают функции классического омбуд-

смена и комиссии по правам человека.

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

ОЙ"

^ 1

І

^ Л £ ё§| ь Е

« ¡Ґ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Как правило, законы или указы (об уполномоченном по правам человека Республики Казахстан), на основании которых созданы национальные институты по правам человека в постсоциалистических странах, не содержат конкретных положений о формах и видах деятельности, которая должна проводиться в целях образования в области прав человека. А также не определяют круг субъектов, в отношении которых уполномоченные по правам человека обязаны проводить образовательно-просветительскую работу. Однако цель — образование/просвещение по правам человека — явно прослеживается во всех правоустанавливающих документах.

Например, в соответствии с действующим законодательством и практикой правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты является одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в России (п. 3 ст. 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; пп. 2.3, 2.4, 4.8 Положения о приемной граждан Уполномоченного по правам человека в РФ) [4; 6] и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. План действий, обеспечивающий достижение этой цели, разрабатывается самостоятельно. Отчетливо акцентирован правозащитный подход к образованию и в практике работы Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. В 2010 г. сотрудниками аппарата Уполномоченного были проведены цикл лекций в министерстве внутренних дел и его территориальных подразделениях на тему «Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан» и тренинги «Стандарты ООН в области прав человека и предотвращения пыток». Прочитаны лекции для специалистов органов опеки и попечительства на тему «Международные и национальные стандарты в области защиты прав детей» и др. [5, с. 129-131].

Все без исключения национальные институты по правам человека имеют официальные интернет-сайты и ведут пропаганду прав человека, а также освещение своей деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, национальные институты по содействию и защите прав человека, учрежденные в странах «старой» и «новой» демократии в целях усиления государственной защиты прав человека, наряду с другими обязанностями выполняют образовательно-просвещенческие функции. В этом контексте образование/просвещение в области прав человека является комплементарным элементом правозащитной и правообеспечительной деятельности национальных институтов по содействию и защите прав человека, деятельности, направленной на формирование культуры прав человека, в рамках которой знания о правах и обязанностях подкрепляются решимостью воплотить эти знания в действительность.

Список использованной литературы

1. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт / В.В. Бойцова. — М.: БЕК, 1996. — 408 с.

2. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека (A/HRC/RES/16/1). — URL: http://www.un.org/ ga/search/view_doc.asp? — (4 мая 2011 г.).

3. Национальный доклад Марокко (A/HRC/WG.6/1/MAR/1). — URL: http://daccess-ods.un.org/08.11539. — (4 мая 2011 г.).

4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конституц. закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. — 1997. — № 9. — Ст. 1011; 2006. — № 43. — Ст. 4411; 2008. — № 24. — Ст. 2788; 2011. — № 1. — Ст. 1.

О

(N

5. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2010 год. — Астана, 2011. — 131 с. — URL: http://www.ombudsman. kz/purchase/files/otchet_2010_ru.doc. — (4 мая 2011 г.).

6. Положение о приемной граждан Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. — URL: http://www.ombudsmanrf.ru. — (4 мая 2011 г.).

7. Act the Equality Ombudsman: (Swedish Code of Status 2008:568). — URL: http://www.riksdagen.se/webbnav/index. — (29 нояб. 2010 г.).

8. Lov nr. 411 af 6. juni 2002 om etablering af Dansk Center for Internationale Studier og Menneskerettigheder. — URL: http://webarkiv.ft.dk/?/samling/20021/ lovforslag_efter_1behandling. — (29 марта 2011 г.).

9. National Human Rights Institutions: Professional Training Series № 4. — Geneva: Centre for Human Rights United Nations, 1995.

10. Official website: The Missouri Commission on Human Rights. — URL: http://www.dolir.mo.gov/hr/htm. — (27 апр. 2011 г.).

SSI

2sê Es =

Дн SI H£ï н31

Ой"

°i<s ^ s

S® S

SF I

8sî ИН 25 о

ChO!

£m§|

E40 % ЙИ-1 Sffle

К

H

H

о

H

PQ

C0

H

Referenses

1. Boitsova V.V. Sluzhba zashchity prav cheloveka i grazhdanina: Mirovoi opyt / V.V. Boitsova. — M.: BEK, 1996. — 408 s.

2. Deklaratsiya Organizatsii Ob’edinennykh Natsii ob obrazovanii i podgotovke v oblasti prav cheloveka (A/HRC/RES/16/1). — URL: http://www.un.org/ga/ search/view_doc.asp? — (4 May 2011 g.).

3. Natsional’nyi doklad Marokko (A/HRC/WG.6/1/MAR/1). — URL: http:// daccess-ods.un.org/08.11539. — (4 May 2011 g.).

4. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii: feder. konstituts. zakon ot 26 fevr. 1997 g. № 1-FKZ // SZ RF. — 1997. — № 9. — St. 1011; 2006. — № 43. — St. 4411; 2008. — № 24. — St. 2788; 2011. — № 1. — St. 1.

5. Otchet o deyatel’nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Kazakhstan za 2010 god. — Astana, 2011. — 131 s. — URL: http://www. ombudsman.kz/purchase/files/otchet_2010_ru.doc. — (4 May 2011 g.).

6. Polozhenie o priemnoi grazhdan Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. — URL: http://www.ombudsmanrf.ru. — (4 May 2011 g.).

7. Act the Equality Ombudsman: (Swedish Code of Status 2008:568). — uRl: http://www.riksdagen.se/webbnav/index. — (29 Nov. 2010 g.).

8. Lov nr. 411 af 6. juni 2002 om etablering af Dansk Center for Internationale Studier og Menneskerettigheder. — URL: http://webarkiv.ft.dk/?/samling/20021/ lovforslag_efter_1behandling. — (29 March 2011 g.).

9. National Human Rights Institutions: Professional Training Series № 4. — Geneva: Centre for Human Rights United Nations, 1995.

10. Official website: The Missouri Commission on Human Rights. — URL: http://www.dolir.mo.gov/hr/htm. — (27 Apr. 2011 g.).

Информация об авторе

Чуксина Валентина Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: v^[email protected].

Author

^uksina Valentina Valeriyevna — PhD in Law, Associate Professor, Senior Scientist, Research Institute, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: v^[email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.