Научная статья на тему 'Государственные специализированные органы по содействию и защите прав человека в условиях глобализации прав человека: российская и зарубежная практика'

Государственные специализированные органы по содействию и защите прав человека в условиях глобализации прав человека: российская и зарубежная практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2208
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН / STATE SPECIALIZED BODY / СОДЕЙСТВИЕ / PROMOTION / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / ОМБУДСМЕН / OMBUDSMAN / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / ЗАЩИТНИК ПРАВ / RIGHTS'' DEFENDER / КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS COMMISSION / СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS COUNCIL / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / GLOBALIZATION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуксина Валентина Валерьевна

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу государственных специализированных органов по содействию и защите прав человека Российской Федерации и зарубежных стран. Раскрыты особенности их организации, функционирования и роли в государственной системе защиты прав человека. Рассматриваются история и специфика становления государственных органов, специализирующихся на содействии и защите прав человека в России. Проанализированы достоинства и недостатки правового статуса и компетенции Комиссии по правам человека при Президенте РФ, преобразованной в Совет при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сделан вывод о несоответствии Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека международным критериям, предъявляемым к органам по содействию и защите прав человека. Что касается Уполномоченного по правам человека в РФ, показано, что он сохраняет сущностные характеристики классического института омбудсмена, но цель учреждения данного органа отличается от целей классических омбудсменов. Автор, раскрывая связь между процессами глобализации прав человека и учреждения органов по содействию и защите прав человека, обосновывает мысль, что они являются позитивной конституционно-правовой «новинкой» ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чуксина Валентина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State specialized bodies on promotion and protection of human rights in the context of globalization of human rights: Russian and foreign practice

This paper is devoted to the comparative legal analysis of the state specialized bodies on promotion and protection of rights of man of the Russian Federation and foreign countries. The article shows the peculiarities of their organization, functioning and role in the state system of human rights protection. The paper deals with the history and specificity of formation of state bodies specializing in the promotion and protection of human rights in Russia. It examines the advantages and disadvantages of the legal status and competence of the Commission on Human Rights under the President of the Russian Federation, reorganized into the Civil Society Institutions and Human Rights Council under the President of the Russian Federation, Russia’s Human Rights Ombudsman. The conclusion is made about the discrepancy between the Civil Society Institutions and Human Rights Council under the President of the Russian Federation and the international criteria for agencies on promotion and protection of human rights. With regard to the Human Rights Commissioner of the Russian Federation, it is shown that he retains the essential characteristics of a classical ombudsman institution, but the goal of the establishment of this institution is different from those of the classical ombudsman. Revealing the relationship between globalization processes of human rights and estab lishment of bodies on promotion and protection of human rights, the author justifies the idea that they are a positive constitutional and legal «novelty» of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Государственные специализированные органы по содействию и защите прав человека в условиях глобализации прав человека: российская и зарубежная практика»

В.В. Чуксина*

Государственные специализированные органы по содействию и защите прав человека в условиях глобализации прав человека: российская и зарубежная практика

Аннотация. Статья посвящена сравнительно-правовому анализу государственных специализированных органов по содействию и защите прав человека Российской Федерации и зарубежных стран. Раскрыты особенности их организации, функционирования и роли в государственной системе защиты прав человека. Рассматриваются история и специфика становления государственных органов, специализирующихся на содействии и защите прав человека в России. Проанализированы достоинства и недостатки правового статуса и компетенции Комиссии по правам человека при Президенте РФ, преобразованной в Совет при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сделан вывод о несоответствии Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека международным критериям, предъявляемым к органам по содействию и защите прав человека. Что касается Уполномоченного по правам человека в РФ, показано, что он сохраняет сущностные характеристики классического института омбудсмена, но цель учреждения данного органа отличается от целей классических омбудсменов. Автор, раскрывая связь между процессами глобализации прав человека и учреждения органов по содействию и защите прав человека, обосновывает мысль, что они являются позитивной конституционно-правовой «новинкой» ХХ в.

Ключевые слова: права человека, государственный специализированный орган, содействие, защита прав человека, омбудсмен, уполномоченный по правам человека, защитник прав, Комиссия по правам человека, Совет по правам человека, глобализация прав человека.

С последних десятилетий ХХ в. проблема совершенствования государственных систем соблюдения и защиты прав человека приобретает глобальный характер. Став неотъемлемым элементом процесса глобализации, права человека «породили» многочисленные противоречия: между государственным суверенитетом, внутригосударственной практикой реализации прав человека, традиционными (не западными) культурными ценностями и социально-экономическими особенностями многих стран и др. и международным (универсальным) правом в области прав человека. Ни для кого не секрет, что под эгидой лозунга защиты прав человека, реальностью стало проведение «гуманитарных интервенций, оккупаций с целью обеспечения политической трансформации, целеори-ентированных санкций ООН, направленных против режимов, внесенных в так называемый "черный список" в качестве режимов, оказывающих поддержку террористическим группам»1.

1 Артамонова Е.В., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Права человека в условиях глобализации: новые концептуаль-

Не вдаваясь в анализ негативных последствий глобализации прав человека, отметим один из положительных моментов этого процесса. В частности, создание государственных органов, специализирующихся на содействии и защите прав человека, с учетом разработанных международных норм «мягкого» права — Парижских принципов2. Причем как в странах с давними демократическими традициями, так и в странах так называемой новой демократии.

Начиная с 90-х гг ХХ в. более 75 % всех имеющихся на сегодня подобных органов появились как один из основных элементов для продвижения международных (квазиконституционных) стандартов прав человека на государственный

ные подходы к анализу рисков // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 1 (49). С. 143.

2 Национальные институты по содействию и защите прав человека. Приложение: Принципы, касающиеся статуса национальных институтов, занимающихся содействием и защитой прав человека. ООН док. Л/ЯБ8/48/134 // Официальные отчеты ГА ООН, 48-я сессия. Женева: Организация Объединенных Наций. 1993. С. 367-370.

© Чуксина В.В., 2014

* Чуксина Валентина Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и

истории государства и права Байкальского государственного университета экономики и права.

[[email protected]]

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11.

Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

уровень. Фундаментальными составляющими международных критериев функционирования этих государственных (государственно-общественных)3 правозащитных органов служат принципы независимости (учреждение на основе конституции или закона) и плюрализма. Сегодня придерживающиеся Парижских принципов «национальные институты по правам человека играют центральную роль в деятельности национальных систем защиты прав человека и являются влиятельными партнерами Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Они могут взять на себя главенствующую роль в поощрении и мониторинге эффективного соблюдения международных стандартов в области прав человека на национальном уровне — роль, которая находит все более широкое признание у международного сообщества»4. При этом необходимо подчеркнуть, что в некоторых странах учреждение подобных органов (например, Независимая комиссия по правам человека в Афганистане, омбудсмен в Намибии и др.), формально полностью соответствующих Парижским принципам, в большей степени инициализировано международными структурами, чем внутренними социально-экономическими возможностями и первоочередными потребностями проведения правовых реформ.

По пути учреждения новых правозащитных органов пошла и Российская Федерация, официально закрепив в Постановлении Верховного Совета РСФСР «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» идею создания российского омбудсмена в ноябре 1991 г.

Однако на практике исторически первым типом внесудебного государственного правозащитного органа в 1993 г. стала Комиссия по правам человека при Президенте РФ (впоследствии преобразованная в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека)5. Практически во всех регионах РФ (по аналогии с федеральной) были учреждены комиссии по правам человека как вспомогательные и совещательные органы при главах субъектов РФ (впоследствии они были заменены институтом Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ). Необходимо подчеркнуть, что цели и задачи российских комиссий и

3 Цит. по: Чеботарев Г.Н. Особенности реализации конституционного принципа разделения властей в российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 15-24.

4 Доклад Генерального секретаря о национальных институтах, занимающихся содействием и защитой прав человека от 14.01.2008 A/HRC/7/69. URL: http://documents.un.org/ results.asp (последнее посещение — 2 августа 2014 г.).

5 Указ Президента РФ от 06.11.2004 № 1417 «О Совете при

Президенте Российской Федерации по содействию развитию

институтов гражданского общества и правам человека» //

Собрание законодательства РФ. 2004. № 46 (ч. II). Ст. 4511.

многих комиссий зарубежных стран практически идентичны (Канада, Индия, Австралия и др.), но в отличие от них возможности российского института комиссий по правам человека не были подкреплены соответствующими конституционно-правовыми полномочиями.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет) как консультативный орган функционирует в настоящее время. В 2011 г. было принято новое Положение о Совете, расширившее сферу его компетенции. В числе 13 основных задач Совета только 4 непосредственно касаются содействия защите прав человека, остальные направлены в первую очередь на развитие гражданского общества, содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества6. Совет получил право представлять проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также аналитические записки, тематические рекомендации и заявления и др.

Вместе с тем судить об эффективности деятельности Совета сложно по ряду причин, в том числе в силу его определенной информационной «закрытости». На официальном сайте Совета информация о проводимых мероприятиях и их результатах представлена очень скудно или вообще давно устаревшая. Например, по состоянию на сентябрь 2014 г. у Постоянной комиссии по гражданскому участию в правовой реформе в плане работы указаны мероприятия первой половины 2011 г.; в разделе Постоянной комиссии по социальным правам в планах указано содействие в решении проблем только в области материнства и детства, других нет и т.д. На этом фоне диссонансом выглядят рекомендации по итогам специального заседания 21 апреля 2014 г. «Права человека в контексте законодательного регулирования Интернета в России»7.

В целом нормативно-правовая база Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, так же как и бывших комиссий по правам человека (федеральной и региональных) не соответствуют Парижским принципам. В этом аспекте Совет проигрывает многим зарубежным государственно-общественным органам, например, французской Национальной консультативной комиссии по правам человека, греческой Национальной комиссии по правам человека и др.

Изначально французская Национальная консультативная комиссия по правам человека (далее — НККПЧ) имела другие статус, название и

6 Указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 6. Ст. 852.

7 Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://www.president-sovet.ru (последнее посещение — 3 сентября 2014 г.).

В.В. Чуксина

цели. Только с 1986 г. защита прав и свобод на государственном уровне и консультативные функции вошли в ее компетенцию. В связи с принятием 5 марта 2007 г. закона № 272 «О Национальной консультативной комиссии по правам человека» ее правовой статус был повышен. Ст. 1 данного закона, определяет роль НККПЧ: уведомление и разработка предложений парламенту и правительству в области прав человека и гуманитарных действий8.

Высокая значимость и независимость НККПЧ наглядно отражены в Государственном докладе, представленном Францией в 2008 г. в соответствии с п. 15 «а» приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека от 18 июня 2007 г. А также и в ее специальном (отдельном от государства) докладе в рамках участия Франции в 2013 г. во втором раунде международного механизма Универсального периодического обзора.

На НККПЧ по правовому статусу, функциям, многочисленности состава (60 человек) с плюралистическим представительством общественности (в том числе юристов) похожа греческая Комиссия по правам человека (далее — Комиссия Греции), учрежденная в 1998 г. изначально как Комиссия по правам человека и по биоэтике. На основании изменений, внесенных в Закон № 3156/2003, она становится Национальной комиссией по правам человека. Согласно ст. 1 п. 4 Закона, Комиссия Греции является консультативным органом государства по всем вопросам, касающимся защиты прав человека. В соответствии со ст. 1 п. 5, ее миссия включает: постоянный мониторинг этих вопросов, информирование общественности, а также повышения роли научных исследований в этой связи; обмен опытом на международном уровне с аналогичными органами международных организаций, таких как ООН, Совет Европы, или других государств; разработка предложений в области политики по вопросам, связанным с ее предметом ведения в полном соответствии с Парижскими принципами9.

В соответствии с Законом, представители министерств могут принимать участие в работе Комиссии Греции без права решающего голоса и обязательно в состав Комиссии Греции, так же как и во Франции, для укрепления сотрудничества между правозащитными институтами входит парламентский омбудсмен.

Идея российского омбудсмена — Уполномоченного по правам человека в РФ долгое время не получала законодательного развития. Общеиз-

вестно, что международные и, в первую очередь, европейские структуры стимулировали процесс учреждения должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. С другой стороны, Россия стала одним из ярких примеров (как и многие постсоветские и некоторые зарубежные страны) того, как классический институт омбудсмена, получивший всемирное признание как специфический механизм контроля за «хорошим» управлением (или контроля за злоупотреблениями властью со стороны публичной администрации), продемонстрировал способность к трансформации и адаптации к конкретным государственно-правовым, социально-экономическим условиям и традициям страны.

С одной стороны, Уполномоченный по правам человека в РФ (далее — УПЧ РФ) по своему конституционно-правовому статусу и специфическим методам «альтернативного урегулирования споров» сохраняет сущностные характеристики классического института омбудсмена. С другой стороны, законодательно определенная цель учреждения УПЧ РФ — для «обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»10, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, отличается от целей классических омбудсменов. Также можно констатировать, что задачи, функции и комплекс полномочий по их реализации, сфера компетенции (в отношении субъектов и объектов правовых отношений) гораздо шире функций классических омбудсменов. Это дает основание отнести его к пост-омбудсмен институтам как специализированным институтам по защите прав человека, понимаемой в широком смысле (как ретроспективная и проспективная защита)11.

В силу несовершенства Закона об УПЧ РФ, он, в отличие от своих коллег (например, в Азербайджанской Республике, Республике Армения и др.), не имеет прав непосредственного обращения в Конституционный Суд вне связи с конкретным делом, на законодательные инициативы, официального внесения заключений на законопроекты и др. С момента начала функционирования УПЧ РФ в Государственную Думу РФ было внесено более 16 законопроектов о внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномочен-

8 Loi № 2007-292 du 5 mars 2007 relative à la Commission nationale consultative des droits de l'homme (1) // Journal officiel de la République Française. 2007. 6 mars. Texte № 6 sur 119. P. 4215.

9 Eûaraan E9viKr|t; Enirponrn; yia Ta AiKaiw|iaTa tou Av9pw-nou [Kai E0viK|; Enirpon|; Bio^SiKÎ;] NOMOZ 2667/1998 on«; rpononoii6nK£ |i£ ro àp9po 15 tou v. 2790/2000, ro àp-9po 18 tou v. 3051/2002 Kai ro àpGpo 23 tou v. 3156/2003 // ®EK A' 281/18.12.1998; ®EK A' 157. 25.6.2003.

10 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 16.10.2006 № 4-ФКЗ, от 10.06.2008 № З-ФКЗ, от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411; 2008. № 24. Ст. 2788; 2011. № 1. Ст. 1.

11 Цит. по: Чуксина В.В. Внесудебная защита прав чело-

века: пост-омбудсмен институты // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 33-35.

Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

ном по правам человека в Российской Федерации», которые практически все были отклонены или сняты с рассмотрения (по различным основаниям).

В настоящее время практически во всех субъектах РФ законодательно учреждены должности региональных уполномоченных по правам человека. В 2003 г. был создан Координационный совет УПЧ РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ как коллегиальный совещательный орган. С 2011 г. он называется «Координационный совет российских уполномоченных по правам человека». По Положению деятельность Координационного совета направлена на «совершенствование механизмов защиты прав и свобод человека, становление и развитие института уполномоченных по правам человека Российской Федерации, способствование укреплению его авторитета с учетом предъявляемых этических требований»12.

Несмотря на недостатки нормативно-правовой, а нередко финансовой и материальной базы функционирования российского института Уполномоченного по правам человека, он способствует укреплению демократического режима и внесудебной системы защиты прав человека в Российской Федерации.

В целом, процесс глобализации прав человека затронул не только учреждение новых государственных органов, специализирующихся на содействии и защите прав человека, но и имеющие достаточный правозащитный опыт структуры. В качестве примера трансформации правового статуса и функций омбудсмена приведем Посредника (Медиатора) Французской Республики.

Напомним, что в отличие от классических омбудсменов, Посредник Французской Республики до 2008 г. назначался Декретом премьер-министра. Впоследствии в Конституцию Франции было включено положение о новом институте омбудсмена, который и был создан в марте 2011 г. В соответствии с разделом XI bis Конституции Франции теперь он называется Защитником прав (Le défenseur des droits). Защитник прав контролирует соблюдение прав и свобод административными службами государства, административно-территориальными образованиями, государственными учреждениями, а также любыми органами, на которые возлагаются миссии публичных служб или в отношении которых органический закон наделяет его какими-либо полномочиями. К нему могут обращаться любые лица, считающие себя ущемленными в результате деятельности какой-либо публичной службы или органа, а также он может проявлять инициативу в силу собственных полномочий. Защитник прав назначается Президентом Республики на шестилетний срок без возможности его возобновления

после публичного заключения компетентной постоянной комиссии каждой палаты. Защитник прав отчитывается в своей деятельности перед Президентом Республики и Парламентом13.

Органический закон определяет функции и способы действия Защитника прав в случае нарушения прав человека, в том числе в соответствии с которыми он может пользоваться коллегиальной помощью для осуществления некоторых из своих функций14. В рамках этого нового конституционного института были объединены и подтверждены функции посредника Республики, ом-будсмена по правам детей, Высшего совета по борьбе с дискриминацией и вопросам равенства и Национальной комиссии по деонтологии сотрудников служб безопасности.

Изменения, внесенные в Органический закон Французской Республики, значительно модернизировали функции Защитника прав и существенно расширили сферу его компетенции, по сравнению с другими омбудсменами (классическими). Логическим и неразрывным дополнением к традиционным полномочиям омбудсмена — индивидуальной помощи гражданам в урегулировании их споров с публичной администрацией стала новая сфера компетенции Защитника прав — разработка предложений для совершенствования законодательства или норм правоприменения в области прав человека. Все его предложения должны быть внимательно изучены компетентными министерствами, которые обязаны сообщать о своих решениях. Так, уже в 2011 г. Защитником было сделано 15 новых предложений, касающихся реформирования деятельности правительственных учреждений по различным темам, в частности, пенсионному обеспечению, защите детей, компенсации жертвам французских ядерных испытаний, укреплению правового режима судебно-психиатрической экспертизы и др.15

Конституциализация института французского омбудсмена укрепила независимость данного органа и дала более солидное правовое основание для повышения эффективности содействия развитию и защите прав человека на государственном уровне. Однако уже сейчас можно говорить, что омбудсмен Французской Республики ближе к ом-будсменам нового типа, чем к классическим — с узкой сферой компетенции. Вместе с НККПЧ они органично соединяют обязанности государства и инициативы гражданского общества по защите прав человека, конституционные нормы и международные нормы в области прав человека.

12 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. URL: http:// ombudsmanrf.org (последнее посещение — 5 августа 2014 г.).

13 Loi constitutionnelle № 2008-724 du 23 juillet 2008 de modernisation des institutions de la Ve République. NOR JUSX0807076L // Journal officiel de la République française (JORF). 2008. 25 juillet. 0171; 2 P. 11890-11895.

14 Loi organique № 2011-333 du 29 mars 2011 relative au Défenseur des droits. NOR: JUSX0918101L // Journal officiel de la République française (JORF). № 0075. 2011. 30 mars. P. 5497.

15 Défenseur des droits. Rapport annuel d'activité 2013. Paris,

Juin 2014. P. 146-158.

В.В. Чуксина

Эта тенденция отчетливо видна на родине (1809 г.) классического омбудсмена. В Швеции, наряду с омбудсменом юстиции, с 1975 г. работало четыре разных омбудсменов по проблемам дискриминации. С 2009 г. в соответствии с «Законом о борьбе с дискриминацией» и «Законом об омбудсмене по вопросам равенства» должности четырех прежних омбудсменов по борьбе с дискриминацией объединены в новый государственный институт ом-будсмена по вопросам равенства. Омбудсмен по вопросам равенства «уполномочен контролировать соблюдение Закона о борьбе с дискриминацией, противодействовать дискриминации и поощрять равные права и возможности для всех»16. Это позволило законодательно определить новые механизмы для борьбы с дискриминацией и улучшить условия борьбы с одновременной дискриминацией по множественным основаниям. В частности, одним из актуальных направлений работы омбудсме-на по вопросам равенства является практическая реализация новой западноевропейской политики, называемой, как отмечает профессор С.Ю. Головина, политикой «Аехюигку», направленной на гар-

моничное сочетание стабильности на рынке труда и увеличение гибкости правового регулирования17.

Таким образом, если говорить о положительном аспекте глобализации прав человека, то можно отметить учреждение новых внесудебных государственных (государственно-общественных) органов по содействию и защите прав человека или появление новых особенностей правового статуса и практики функционирования у существовавших правозащитных органов. Безусловно, что их тип, сфера компетенции, количественное разнообразие (в одной стране) и эффективность деятельности зависят в первую очередь от множества внутренних факторов (политико-правового режима, наличия различных видов контроля за публичной властью, развитости судебной системы, активности гражданского общества и др.). А также от внешних факторов — от усиления требований ООН и региональных организаций к государствам по имплементации международных стандартов прав человека, в том числе выполнения соглашений в области прав человека и укрепления внутригосударственных правозащитных систем. По этому пути пошла и Российская Федерация.

Библиография:

1. Артамонова Е.В., Лукин В.Н., Мусиенко Т. В. Права человека в условиях глобализации: новые концептуальные подходы к анализу рисков || Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 1 (49). С. 139—158.

2. Головина С.Ю. Экспертная группа «модернизация трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении стран ЕврАзЭС в условиях правовой интеграции» || Российский юридический журнал. 2011. № 5. С. 21-24.

3. Доклад Генерального секретаря о национальных институтах, занимающихся содействием и защитой прав человека от 14 января 2008 г. A|HRC|7|69. URL: http:||documents.un.org|results.asp

4. Чеботарев Г. Н. Особенности реализации конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации на современном этапе || Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 15-24.

5. Чуксина В.В. Внесудебная защита прав человека: пост-омбудсмен институты || Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 33-35.

6. Défenseur des droits. Rapport annuel d'activité 2013. Paris. Juin 2014. 168 p.

References (transliteration):

1. Artamonova E.V., Lukin V.N., Musienko T.V. Prava cheloveka v uslovijah globalizacii: novye konceptual'nye podhody k analizu riskov || Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj aka-demii. 2014. № 1 (49). S. 139-158.

2. Golovina S. Ju. Jekspertnaja gruppa «modernizacija trudovogo zakonodatel'stva i zakonodatel'stva o social'nom obe-spechenii stran EvrAzJeS v uslovijah pravovoj integracii» || Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2011. № 5. S. 21-24.

3. Doklad General'nogo sekretarja o nacional'nyh institutah, zanimajushhihsja sodejstviem i zashhitoj prav cheloveka ot 14 janvarja 2008 g. A|HRC|7|69. URL: http:||documents.un.org|results.asp

4. Chebotarev G.N. Osobennosti realizacii konstitucionnogo principa razdelenija vlastej v rossijskoj Federacii na sovre-mennom jetape || Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 2. S. 15-24.

5. Chuksina V.V. Vnesudebnaja zashhita prav cheloveka: post-ombudsmen instituty || Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2011. № 6. S. 33-35.

Материал поступил в редакцию 28 сентября 2014 г.

16 Discrimination Act (Swedish Code ofStatutes 2008:567), Act the Equality Ombudsman (Swedish Code of Status 2008:568). URL: http://www.riksdagen.se/webbnav/index (последнее посещение — 2 сентября 2014 г.).

17 См.: Головина С.Ю. Экспертная группа «Модернизация трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении стран ЕврАзЭС в условиях правовой интеграции» // Российский юридический журнал. 2011. № 5. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.