Научная статья на тему 'Правовое положение коренных народов Австралии'

Правовое положение коренных народов Австралии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2022
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОРИГЕНЫ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / АВСТРАЛИЙЦЫ / АВСТРАЛИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ / СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананидзе Фридон Ревазович, Куцуров Одиссей Юрьевич

Цель. В качестве цели исследования выступает анализ правового положения аборигенного населения Австралии. Исследование проведено на основе действующего национального законодательства Австралии, регулирующего правовой статус коренных народов данного континента. Особое место в статье уделено проблемам сохранения и развития аборигенов Австралии. Методология. Для достижения данной цели в процессе написания статьи был применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные положения национального законодательства Австралии, регулирующих правовой статус аборигенного населения страны, обозначить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, обобщение. Выводы. Правовой статус коренных народов включает в себя: вопросы гражданства; вопросы недискриминации по признаку расы, цвету кожи, рождения, национального или этнического происхождения; земельные права коренных австралийцев; права аборигенов на сохранение и защите мест, территорий и объектов, особо значимых для них; право на традиционный образ жизни, право на образование и другое. Возможность последующего использования результатов научной работы. Проведенный анализ может быть использован в последующих исследованиях по вопросам правового статуса и защиты коренных народов в целом. Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в учебном процессе юридических ВУЗов для преподавания курсов: «международная защита прав человека», «защита прав меньшинств и коренных народов», а также в деятельности государственных органов и общественных организаций, отдельных физических лиц, вовлеченных в процесс защиты коренных народов в целом. Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая министерства образования и науки, культуры, природных ресурсов и экологии, по развитию Дальнего Востока, экономического развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ананидзе Фридон Ревазович, Куцуров Одиссей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of the Indigenous peoples of Australia

Aim. The aim of the research is to make the analysis of the legal status of the aboriginal population of Australia. The research has been carried out based on the effective national legislation of Australia, which regulates the legal status of indigenous peoples of this continent. The article emphasizes the crucial issues of maintaining and developing of indigenous peoples of Australia. Methodology. To achieve the aim of the research general scientific methodological approach that allows to determine the scope of the study, to clarify the main provisions of the national law in Australia regulating the legal status of the indigenous peoples in the country, to identify key conceptual aspects of the research topic, has been applied. The study used scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization. Results. The legal status of indigenous peoples includes following aspects: citizenship issues, issues of non-discrimination on grounds of race, colour, birth, national or ethnic origin; land rights of indigenous Australians; Aboriginal rights to the preservation and protection of the places, areas and facilities of special significance; the right to a traditional way of life; the right to education and others. The practical significance. The findings of the research may be useful for the purpose of teaching special courses at the law faculties of universities, such as “International protection of human rights”, “International protection of the rights of minorities and indigenous peoples” as well as in the activities of state bodies, public organizations and individuals, involved in indigenous peoples’ protection process generally. Value. The results can be applied in the activities of relevant Russian government agencies, including the Ministry of Education, Culture, Natural Resources and Environment; as well as for the elaboration and implementation of strategies of the Far East’ development and of the economic growth of Russian Federation generally.

Текст научной работы на тему «Правовое положение коренных народов Австралии»

10.8. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АВСТРАЛИИ

Ананидзе Фридон Ревазович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: fra-61@rambler.ru

Куцуров Одиссей Юрьевич, аспирант. Место учебы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. Должность: Исполнительный директор. Место работы: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. E-mail: odys-sey_5@mail.ru

Аннотация

Цель. В качестве цели исследования выступает анализ правового положения аборигенного населения Австралии. Исследование проведено на основе действующего национального законодательства Австралии, регулирующего правовой статус коренных народов данного континента. Особое место в статье уделено проблемам сохранения и развития аборигенов Австралии.

Методология. Для достижения данной цели в процессе написания статьи был применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные положения национального законодательства Австралии, регулирующих правовой статус аборигенного населения страны, обозначить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, обобщение.

Выводы. Правовой статус коренных народов включает в себя: вопросы гражданства; вопросы недискриминации по признаку расы, цвету кожи, рождения, национального или этнического происхождения; земельные права коренных австралийцев; права аборигенов на сохранение и защите мест, территорий и объектов, особо значимых для них; право на традиционный образ жизни, право на образование и другое.

Возможность последующего использования результатов научной работы. Проведенный анализ может быть использован в последующих исследованиях по вопросам правового статуса и защиты коренных народов в целом.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в учебном процессе юридических ВУЗов для преподавания курсов: «международная защита прав человека», «защита прав меньшинств и коренных народов», а также в деятельности государственных органов и общественных организаций, отдельных физических лиц, вовлеченных в процесс защиты коренных народов в целом.

Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая министерства образования и науки, культуры, природных ресурсов и экологии, по развитию Дальнего Востока, экономического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: аборигены, коренные народы, австралийцы, Австралия, самоуправление, права

коренных народов, сохранение и развитие коренных народов.

THE LEGAL STATUS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF AUSTRALIA

Ananidze Fridon Revazovich, PhD at law, Associate professor. Position: senior lecturer. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. E-mail: fra-61@rambler.ru

Kutsurov Odissey Yurievich, postgraduate student. Place of study: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. Position: Chief executive officer. Place of employment: Association of small indigenous peoples of North, Siberia and Far East. E-mail: odys-sey_5@mail.ru

Annotation

Aim. The aim of the research is to make the analysis of the legal status of the aboriginal population of Australia. The research has been carried out based on the effective national legislation of Australia, which regulates the legal status of indigenous peoples of this continent. The article emphasizes the crucial issues of maintaining and developing of indigenous peoples of Australia.

Methodology. To achieve the aim of the research general scientific methodological approach that allows to determine the scope of the study, to clarify the main provisions of the national law in Australia regulating the legal status of the indigenous peoples in the country, to identify key conceptual aspects of the research topic, has been applied. The study used scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization.

Results. The legal status of indigenous peoples includes following aspects: citizenship issues, issues of non-discrimination on grounds of race, colour, birth, national or ethnic origin; land rights of indigenous Australians; Aboriginal rights to the preservation and protection of the places, areas and facilities of special significance; the right to a traditional way of life; the right to education and others.

The practical significance. The findings of the research may be useful for the purpose of teaching special courses at the law faculties of universities, such as "International protection of human rights", "International protection of the rights of minorities and indigenous peoples" as well as in the activities of state bodies, public organizations and individuals, involved in indigenous peoples' protection process generally.

Value. The results can be applied in the activities of relevant Russian government agencies, including the Ministry of Education, Culture, Natural Resources and Environment; as well as for the elaboration and implementation of strategies of the Far East' development and of the economic growth of Russian Federation generally. Keywords: aborigines, indigenous peoples, Australians, Australia, self-government, indigenous people's rights, maintain and developing of indigenous peoples.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в Австралии человек впервые появился около 40 тысяч лет назад. [8]. К началу европейской колонизации аборигены Австралии расселились по всему континенту, жили со своими обычаями, традициями, культурами, вероисповеданиями, и вели хозяйство присваивающего типа (охота, собирательство, рыболовство), которое было основано на половозрастном разделении труда и систематичных передвижениях хозяйствующих коллективов в переделах определенных территорий. [4, с. 23].

Сегодняшние потомки тех древних коренных жителей Австралии крайне негативно относятся к дискуссиям и мнениям о том, кто, как, или, когда «открыл» Австралию. Один школьник-абориген прервал учительницу, на уроке географии рассказывавшую классу о том, как Дж. Кук обнаружил Австралию, воскликнув: «Это неправда»! - «Почему же»? - возмутилась учительница. «Потому что она никогда не терялась», [10, с. 109] - ответил мальчик. И действительно, как утверждал историк Джеффри Блейни, если мы разделим историю человечества по двадцатичетырехчасовой шкале, аборигены царили здесь в течение всего времени, за исключением последних нескольких минут. [11, с. 22] Справедливее и точнее высказаться, наверное, просто невозможно.

Однако, даже этих «последних минут» стало достаточно для европейцев для того, чтобы оказать губительное воздействие на коренные народы Австралии и поставить вопрос об их выживании под сомнение. Ведь аборигены европейцами долгое время рассматривались как принадлежность австралийского пейзажа, подобно кенгуру и эвкалиптам и никому не приходило в голову, что они имеют право на землю, которую они населяют. [6, с. 37] Более того, «в начале XIX века проводились даже серьезные юридические дебаты по вопросу о том, являются ли коренные австралийцы действительно «людьми» в такой степени, что их убийство можно считать уголовным преступлением». [7, с. 64] Следует также отметить, что излюбленным воскресным развлечением для белых на Тасмании, как это не кощунственно, но была охота на коренных жителей, [5, с. 19] вследствие чего они были полностью уничтожены, т.е. сегодня на острове Тасмания нету ни одного коренного жителя (аборигена). Наверно, комментарий здесь излишни.

Европейские колонизаторы помимо всего лишили местных коренных жителей самого святого для них -родной земли, земли предков. По сегодняшний день в Австралии вся земля официально принадлежит Британской короне. А все началось так: первые поселенцы (европейцы) свои земельные участки огораживали изгородями, а аборигены, которые до этого свободно перемещались по стране, занимаясь собирательствам, охотой и т.п., становились нарушителями, вторгавшимися в чужие владения. Шаг за шагом, таким образом, европейцы сгоняли аборигенов с плодородных прибрежных земель вглубь континента - в пески или непроходимые местности, где в последующем создавались резервации для них.

Такая политика привела к резкому сокращению численности аборигенного населения - отдельные народы просто вымерли, а оставшиеся в живых оказались в очень трудных условиях, или были ассимилированы. В итоге, численность аборигенного населения в Австралии, составляющая на заре колонизации в 1788 году около 300 тысяч человек, сто лет спустя сократилась примерно до 60 тысяч, [5, с. 19] и сегодня составляет менее 2,2% населения страны. [3, с. 24] на особенно быстро сокращалась в районах с высокой численностью европейских переселенцев. Это объяснялось многими факторами, в частности появлением болезней, принесенных с собой европейцами, от которых у аборигенов не было иммунитета, возникновением серьезных конфликтов и целым рядом других последствий контактов между людьми, занимающимися охотой и собирательством, и технически развитым обществом, занятым разведением скота и земледелием. По сведениям, представленным правительством Австра-

лии в Подкомитет по предупреждению дискриминации и защите меньшинств еще в 1973 году, сокращение численности коренного населения в стране прекратилось в 30-е годы прошлого века, а в последующее десятилетие и в начале 50-х годов тенденция уже носила обратный характер. [12]

Сегодня многие аборигены возвращаются на исконные земли, пытаются вернуться к традиционным формам хозяйствования или организовать земледельческие, или скотоводческие кооперативы. Например, в 1976 году резервации Северной территории, в 1981 году часть резерваций на юге Австралии, а в 1983 году резервации Нового Южного Уэльса перешли в коллективное владение аборигенов на правах фригольда. На этих землях, а также на севере Квинсленда и Западной Австралии живёт основная часть аборигенного населения страны, сохраняющего, в модифицированных формах, многие элементы традиционной духовной культуры и социальной организации. [4, с. 25]

Важное место в регламентации правового статуса коренных народов Австралии имеют международно-правовые обязательства страны в отношении защиты прав коренных народов. Здесь особо следует отметить следующее: несмотря на то, что Австралия участвует во многих международных соглашениях, направленных на защиту прав человека, в Конвенции МОТ «о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» №107 и Конвенции МОТ «о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» №169 она не участвует. Таким образом, международно-правовые обязательства Австралии в отношении защиты коренных народов включают в себя только обязательства по тем международным договорам, которые косвенно регулируют данную проблематику. Среди таких документов значатся: Международные пакты о правах человека 1966 года и факультативные протоколы к ним, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года др., однако, как мы уже подчеркнули, права коренных народов данными документами регулируются не прямо, а косвенно.

В значительной степени статус коренных народов Австралии регламентируются соответствующими двусторонними международными договорами страны с другими государствами. Так, например, в 1985 году вступила в силу договор Австралии с Папуа Новой Гвинеей о Торресовом проливе, в котором были признаны права коренных народов, населявших острова данного пролива, на рыболовство в офшорных зонах Австралии. При этом важно отметить два обстоятельства. Первое, в договоре понятие «традиционные» толкуется таким образом, что оно охватывает и традиции, которые понесли изменения в условиях современных реалии, в том числе касательно методов рыболовства. Второе, как явствует из названия самого договора, его положения применяются в отношении островитян пролива Торреса, но, к сожалению, они не распространяются на аборигенов, проживающих вдоль побережья континентальной Австралии имеющих традиционные связи с офшорными зонами данной морской акватории.

На основании положений данного документа была создана охраняемая зона с целью обеспечения защиты традиционного жизненного уклада и источников средств к существованию исконных жителей этих тер-

риторий, включая их права на рыболовство и свободное передвижение.

Тем не менее в конституции Австралии 1901 года отсутствуют какие-либо особые положения, касающиеся правового статуса аборигенов. Только во второй половине ХХ века, с исчезновением колониальных империй в Африке, Азии и с возникновением вместо них молодых государств, отношение австралийских властей к аборигенам изменилось к лучшему, им просто пришлось пересмотреть свое отношение к аборигенному населению. В итоге в 1966 году парламент Австралии принимает Акт о национальности и гражданстве, который впервые в истории страны определил аборигенов как граждан Австралии, т.е. наделил их статусом гражданина государства. [6, с. 39] Более того, в 1967 году был проведен референдум по поводу внесения в Конституцию страны поправок в отношении прав аборигенного населения. Согласно ст. 51 Конституции парламенту Австралии была предоставлена возможность принять специальное законодательство в отношении народа любой расы, включая, соответственно, коренных народов. Также, исходя из этого, федеральному правительству Австралии было предоставлено право вводить законодательство, касающееся аборигенов, оказывать содействие в их экономическом и культурном развитии. Примечательно то, что за внесение таких поправок в конституцию проголосовал 91% участников референдума. Это самый высокий результат за всю историю проведения референдумов в Австралии.

Таким образом, Акт 1966 года и поправки 1967 года создали определенную юридическую базу для политического, экономического и духовного развития аборигенных сообществ, которая время от времени дополнялась новыми нормативными актами. В настоящее время существует около ста правовых актов, прямо или косвенно регулирующих правовой статус коренных народов Австралии. Проанализируем положения основных из них.

Акт о расовой дискриминации 1975 года (далее - Акт 1975 года) является одним из заметных источников регулирующих правовой статус коренных народов Австралии, принятию которого предшествовала ратификация парламентом страны Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года (далее - Конвенция 1966 года). Эти факты стали в определенном смысле как бы поворотным моментом в деле изменения политики государства в отношении правового регулирования аборигенного населения континента: постепенно начался процесс отмены дискриминационного законодательства, на основе Акта о расовой дискриминации 1975 года был учрежден пост специального уполномоченного по общественным отношениям, функции которого заключаются в расследовании предполагаемых нарушений положений Акта и в оказании содействия при урегулировании вопросов, которые, по всей вероятности, связаны с этими нарушениями. [13, с. 8]

В принципе «Акт о расовой дискриминации» 1975 года был принят для выполнения Австралией обязательств, взятых на себя в соответствии со статьей 5 Конвенции 1966 года. Действительно, по смыслу раздела 9 Акта 1975 года считается незаконным совершение любого деяния, связанного с дискриминацией, исключением, ограничением или предпочтением по признаку расы, цвету кожи, рождения, национального или этнического происхождения, применяя, таким об-

разом, определение «дискриминация» статьи 1 Конвенции 1966 года.

Также раздел 10 Акта 1975 года направлен на обеспечение равенства перед законом в отношении пользования правами (включая права, упомянутые в статье 5 Конвенции 1966 года). Более того, в силу раздела 109 Конституции Австралии - данное положение отменяет все законы Содружества, государства и территории, которые могут носить дискриминационный характер по признаку расы, и отменяет необходимость вносить частичные поправки в такие законы. Помимо законов, которые носят совершенно очевидный дискриминационный характер, этот раздел применяется к законам, которые являются дискриминационными в зависимости от того, каким образом они действуют или применяются. Подраздел 10(3) Акта 1975 года направлен на обеспечение равного отношения к аборигенам и жителям островов Торресова пролива в отношении управления их собственностью.

Другие разделы этого Акта 1975 года регулируют такие вопросы, как запрет дискриминации при вступлении в профсоюзы, при принятии лица на работу, профессиональной подготовки, продвижения по службе, увольнения со службы и т.п. Акт также содержит положения, касающиеся управления собственностью, места жительства и других законов, касающихся резерваций; приемлемого и или недопустимого поведения на территории резерваций; доступа в помещения, расположенные на территории резерваций, возбуждения судебного дела против аборигена или жителя островов пролива Торреса в судах, учреждениях для резерваций; правил о выполнении работ, которые должны выполняться лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами, и положений и условий о найме аборигенов или жителей островов пролива Торреса. [2, с. 27]

В принципе, Акт о расовой дискриминации в своем применении не ограничивался аборигенными народами, однако 30-40% жалоб на его основе исходят обычно от аборигенов, хотя они составляют чуть больше 2% населения страны, т.е. он нашел широкое применение у коренных народов Австралии для защиты своих прав.

В том же 1975 году вслед за принятием Акта о расовой дискриминации парламент Британского Содружества принял Акт об аборигенах и жителях островов Торресова пролива, направленного на исправление ситуации, создавшейся в результате применения положений дискриминационного законодательства провинции Квинсленда, касающихся аборигенов и жителей островов Торресова пролива. Целями данного акта являлись «предупреждение дискриминации в некоторых отношениях против тех народностей, которые находятся под юрисдикцией провинции Квинсленда». [1, с. 396-397]

Акт о земельных правах коренных австралийцев 1993 года (с изм. от 18 июля 2005 года, далее - Акт 1993 года) является важнейшим правовым источником регулирования правового статуса коренных народов Австралии. Принятию данного закона предшествовала долгая борьба коренных жителей Австралии за свои земельные права начиная с момента колонизации континента, т.е. вопрос о правах аборигенов на землю в стране всегда остро стоял, и все прогрессивное и достигнутое в этом отношении, является результатом борьбы аборигенов за свои права.

Австралия федеративное государство и изначально законы о земельных правах аборигенов принимались на уровне штатов. Прецедент был создан в 1966 году в штате Южная Австралия, где было образовано Аборигенное земельное опекунство. Аборигены других штатов тоже потребовали рассмотрения их земельных прав. 22 августа 1966 года представители народа гу-ринджи (около 200 человек), работавшие на скотоводческих предприятиях в Уэйв Хилл, прошли несколько километров и разбили лагерь на берегах реки Виктория (на своих традиционных землях) и объявили забастовку, протестуя против условий найма, устанавливаемых скотоводческими предприятиями в штате Северная Территория. При этом вся община покинула поселение и разбила лагерь в Уатти Крик, на своих традиционных землях. [14, с. 108] В 1969 году племена Пиркала на полуострове Гоув на Северной Территории обратились в суд с требованием констатировать факт непрерывного владения ими своими традиционными землями с правом оспаривания действительности лицензий на добычу минеральных ресурсов, выданных в отношении этих земель правительством Содружества Наций. [14, с. 122]

В итоге 1973 году правительство Австралии было вынуждено принять решение о разработке законопроекта о земельных правах аборигенов Северной Территории, который в 1975 году был передан на рассмотрение федерального парламента и в 1976 году после долгих дебатов он наконец-то был принят. В соответствии с новым законом все занимаемые аборигенами земли передавались в их собственность, при этом им предоставлялось право предъявлять требования на те части земель короны, которые были их традиционной территорией, предусматривалась дальнейшая компенсация за добычу полезных ископаемых на землях, принадлежащих аборигенам. [9, с. 28-52]

Однако накал страстей вокруг земельных прав аборигенов не утихал по всей Австралии (проблемы были во всех штатах). В штате Квинсленд местное правительство вообще отказалось обсуждать этот вопрос. Тем не менее, это не помешало народ аборигенов Ау-гукун в 1979 году выступить против выдачи правительством лицензий на добычу полезных ископаемых на его земле без консультаций с ним и тем более без участия в прибылях или получения компенсаций. [9, с. 48]

В 1980 году правительство штата Западная Австралия предприняло попытку установить нефтяные скважины в непосредственной близости от священных мест аборигенов. Федеральное правительство официально выступило против, но фактически ничего не предприняло. Его бездействие стало предметом жалобы Национальной конфедерации аборигенов в Подкомитет ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств. [14, с. 110]

Властям Австралии пришлось временно отступить. В 1983 году в штате Новый Южный Уэльс был принят Закон о правах аборигенов на землю, согласно которому все существующие ресурсы передавались в местную собственность аборигенов и предусматривалась также система рассмотрения споров о земле. [15]

В штате Виктория были предприняты шаги к изданию законодательства о правах на землю, в штате Квинсленд совершенствовалась система мер по передаче земель общинам аборигенов и островитян на трастовых началах.

Вопрос о правах аборигенов на землю и о контроле с их стороны за добычей минеральных ресурсов и раз-

работкой других видов ресурсов поднимался на общегосударственный уровень не раз, но не находил своего позитивного решения. Данная проблема, правда, нашла своеобразное отражение в Акте о сохранении и защите мест, территорий и объектов, особо значимых для аборигенов и связанных с ними, 1989 года, о котором речь пойдёт ниже.

Кульминацией «развития» данной проблемы стало вынесение Верховным судом Австралии в 1992 году решения по делу Мабо против Квинсленда, в котором он фактически признал наличие у аборигенного населения права на традиционные земли. Именно оно стало отправной точкой для принятия парламентом Австралии Акта 1993 года, который: признает права коренных народов на землю; определяет порядок признания прежних документов на владение землей, на аренду недр или выпасов; определяет статус земель, принадлежащих коренным народам; создает правовую основу для получения компенсаций за земли, принадлежавшие коренным сообществам. Это довольно объемный документ и состоит из 253 параграфа. К нему есть также одно приложение, которое, в свою очередь, состоит из семи частей, относящихся к отельным штатам, а именно: Новому Южному Уэльсу, Виктории, Квинсленду, Западной Австралии, Южной Австралии, Тасмании и Северной территории.

На основе Акта 1993 года был учрежден: 1) Суд по земельным правам коренных австралийцев, и 2) Национальный земельный фонд для восстановления прав и компенсации аборигенам, у которых были отобраны их земли.

Акт о сохранении и защите мест, территорий и объектов, особо значимых для аборигенов и связанных с ними, 1989 года (далее - Акт 1989 года) состоит из пяти частей и регламентирует такие важные вопросы жизнедеятельности коренных народов Австралии, как: защита значимых для аборигенов мест и объектов; культурное наследие аборигенов штата Виктория; правонарушения, наказания и процесс. К Акту имеются также приложения в виде перечня местных организаций аборигенов. Главное заключается в том, что Акт 1989 года устанавливает порядок защиты культурных ценностей аборигенных народов и жителей островов пролива Торреса.

Акт об аборигенных народах и жителях пролива Торреса 2005 года (далее - Акт 2005 года) заменил собой Акт 1989 года и посвящен вопросам самоуправления коренных народов Австралии. Законом регламентируются такие вопросы как: самоуправление островов пролива Торреса; бизнес коренных народов Австралии; корпорация коммерческого развития аборигенных народов и жителей островов пролива Торреса и Фонд земель коренных народов. К Акту имеются четыре приложения, регламентирующих вопросы организации и проведения выборов в соответствии его положениям.

На основе вышеприведенных актов, а также отдельных решений правительства и парламента страны были учреждены специальные государственные органы, которые занимаются защитой прав аборигенного населения Австралии. Важным звеном в системе этих органов является Национальный совет по делам аборигенов (далее - НСА), который появился в 2004 году в результате реформы административных органов, проводимой правительством Австралии, и который фактически заменил собой Комиссию по делам аборигенов и жителей островов Торресова пролива, существовавшего в качестве статутного органа Содружества

с 1994 года. НСА не является представительным органом. Он состоит из четырнадцати членов из числа представителей коренных народов Австралии назначаемых правительством страны. При назначении в качестве члена НСА учитываются, в первую очередь, такой важный фактор, как опыт работы в сферах, имеющих большое значение для улучшения жизни коренных народов Австралии (здравоохранение, образование, предпринимательская деятельность и т.п.). По своей сути НСА является одним из основных механизмов консультирования правительства по тем или иным вопросам из жизнедеятельности коренных народов страны.

Суд по земельным правам коренных австралийцев (далее - Суд) был учрежден на основании Акта о земельных правах коренных австралийцев 1993 года. Суд состоит из председателя, его заместителей, постоянных и временных членов. Члены Суда назначаются на должность генерал-губернатором и по своему статусу являются государственными служащими. Суд имеет свой секретариат, который 1) принимает заявления и ведет Национальный реестр прав на землю и Реестр соглашений об использовании земли коренных народов; 2) обеспечивает организационно-техническое обслуживание работы Суда. Суд в основном выступает в роли третейского суда и рассматривает заявления по делам трёх видов: 1) когда истцом на основании Акта 1993 года выступает коренной народ и требует признания своих прав на определенную территорию и землю; 2) когда истцом выступает некоренной австралиец с просьбой вынести определение, распространяются ли на интересующую его территорию какие-либо положения Акта 1993 года; 3) требования о компенсации коренным народам в соответствии с положениями Акта 1993 года. Стороны спора в Суде в случае не достижения соглашения могут обратиться в Федеральный суд.

Вопросы самоуправления занимают важное место в обеспечении правового статуса коренных народов Австралии. Они регламентируются Актом 1993 года и Актом 2005 года. Здесь следует отдельно коснуться вопросам регионального самоуправления островов пролива Торреса, которое состоит из представительной и административной составляющих. В выборный орган входят 20 представителей, которые, в свою очередь, избирают председателя и двух заместителей председателя. Главными направлениями в деятельности выборного органа являются: признание прав и обычаев коренных народов островов пролива Торреса; достижение более высокого уровня жизни островитян; организация и развитие для этого необходимой экономической базы.

Административная часть самоуправления коренных народов островов пролива Торреса состоит из 48 человек во главе главным управляющим, которого, в свою очередь, назначает министр по делам иммиграции, мультикультурализму и делам коренных народов. Она осуществляет управленческую деятельность.

Для определения правового статуса аборигенов Австралии немаловажное значение имеет статус языков аборигенов и их права в области образования. Численность языков австралийских аборигенов не имеет точной оценки и их количество по мнению специалистов варьируется от 200 до 500. Ассимиляционная политика официальной Австралии в отношении коренных народов, продолжавшаяся в течение длительного периода, привела к тому, что многие языки аборигенов

исчезли. Также довольно большое количество представителей коренных народов страны говорят только на английском и не знают своего родного языка, т.е. частично или полностью ассимилированы, широко распространено и двуязычие. Специальных правовых актов о языках в государстве нет. С другой стороны, Австралия является участницей Международной конвенции о запрете всех форм расовой дискриминации 1966 года (в том числе в отношении языка), текст которой является составной частью Приложения Акта 1975 года. Исходя из такой ситуации федеральное правительство и правительства штатов национальную языковую политику осуществляют на основе Директивы о национальной политике в отношении языков 1987 года, направленной на обеспечение равноправия языков и запрет дискриминации. В 1961 году был учрежден Австралийский институт изучения аборигенов, в рамках которого: 1) координируются все этнографические и лингвистические исследования, проводимые в стране; 2) разработаны детальные грамматики многих языков аборигенов; 3) ведется сравнительно-историческое изучение австралийских языков. [3, с. 32]

Как мы уже отметили языкам коренных народов Австралии пока что официально не предоставлены какие-либо специальные привилегии, однако они по-прежнему играют очень важную роль в качестве инструментов для обучения лиц, не говорящих на официальном государственном языке, чтения и письма на их родных языках или в качестве вспомогательных языков на которых проводится преподавание на начальной стадии государственного образования.

Фактически до конца ХХ века образование в Австралии велось на английском языке. Тем не менее, примерно с середины минувшего столетия в стране больше стали уделят внимания проблемам образования коренных народов. Хорошая основа для такой деятельности была создана практической деятельностью Австралийского института изучения аборигенов. А начали с того, что в отдельных районах страны были разработаны программы общественного образования. Например, в Западной Австралии сотрудники Отдела департамента общественного благосостояния регулярно посещали школы и читали лекции по специальным программам, направленным на развитие расовой гармонии и понимание проблем и чаяний аборигенного населения. [12, с. 22]

Очевидно, что этого было мало и с начала XXI века официальная Австралия предпринимает определенные прогрессивные шаги в сторону решения данной проблематики, что выразилось в принятии специальных правовых актов в данной области: Акта об образовании (Акта о целевой помощи) 2000 года (с изменениями 2004 года), Акта о высшем образовании 2003 года, Акта о помощи школам 2004 года.

Среди главных задач этих актов являются: 1) обеспечение равных возможностей коренных народов и некоренного населения в сфере образования; 2) совершенствование системы обучения коренных народов; 3) содействие подготовке преподавателей по языкам аборигенов; 4) обеспечение стипендиями и пособиями обучение представителей коренных народов. Для практической реализации этих задач федеральный бюджет и бюджеты штатов выделят немалые средства.

Также, в рамках министерства по образованию, науке и культуре была разработана и утверждена Программа обучения на аборигенных языках, в рамках ко-

торой всем желающим (в том числе некоренным австралийцам) предоставляется возможность обучения на языке коренных народов Австралии, но при этом второй язык обучающихся выбирают обязательно. В качестве второго обязательного языка сегодня в общеобразовательных школах Австралии преподаются 146 языков (включая 68 аборигенных), в государственных, католических или частных школах преподаются 69 языков. Однако практика показывает, что 90 % учащихся в качестве второго языка выбирают неаборигенные языки (европейские, китайский, японский). [3, с. 33]

Исходя из такой ситуации в рамках Министерства образования, науки и культуры была разработана Национальная стратегия обучения аборигенных народов и жителей островов пролива Торреса, главными задачами которой являются: 1) обеспечение равного доступа к образованию для всех граждан Австралии; 2) обеспечение широкого участия коренных народов в решении вопросов в области образования; 3) создание условий для преподавания аборигенных и островных языков и культуры всем обучающимся; 4) обучение английской грамотности и основам математики аборигенов (как отмечает отечественный исследователь К.Ю. Андреев, «это связано с тем, что менталитет у аборигенов иной, чем у некоренного населения, и в австралийских языках мало понятий, обозначающих количества, отсюда трудности в усвоении европейских знаний») [3, с. 34] и жителей островов пролива Торреса.

Стоит, наверно, отдельное место в статье уделить и тем проблемам, с которыми наиболее часто сталкиваются коренные народы Австралии, и без их решения сохранение и развитие аборигенов как отдельных народов и этносов представляется невозможным.

Самой большой проблемой для коренных народов Австралии является безработица. Например, в Австралии доля безработных среди аборигенов несколько раз превышает аналогичный показатель для страны в целом, соответственно, уровень их доходов ниже уровня доходов остальной части населения. Причин много, однако главной из них является то, что большое количество аборигенов живет в основном в труднодоступных и непроходимых местах, где фактически отсутствуют возможности получения полноценного образования, следствием чего является - неграмотность или малограмотность, а отсюда, соответственно, низкая квалификация и безработица. Они вынуждены искать работу, но на какую работу может рассчитывать человек, который, в лучшем случае, умеет только писать и читать. Счастливчики находят очень малооплачиваемую и грязную работу. А те, кому не удается найти работу, нередко скатываются на дно, в мир мелкой преступности, алкоголизма и проституции. Другими проявлениями такой социальной и культурной травмы являются разрушенная семейная жизнь и высокий уровень самоубийств.

В лучшем случае представители аборигенов для получения нормального образования и квалификации подаются в большие города, где их ждет неминуемая ассимиляция и растворение в общегосударственный коллектив. Но, с другой стороны, именно в таком процессе родилась и развивается у аборигенного населения своя собственная интеллигенция. Это довольно большое количество квалифицированных врачей, юристов, педагогов и т.д., которые уже вносят огромный вклад в процесс сохранения и развития коренных народов Австралии как отдельных народов и этносов в

целом. Наверно, именно в таких случаях говорят обычно «нету худа без добра».

Еще одной очень важной проблемой в процессе сохранения и развития коренных народов Австралии является проблема обеспечения здравоохранения. Статистика показывает, что средняя продолжительность жизни аборигена на несколько десятков лет меньше чем белого. Фактически тоже самое можно констатировать в отношении детской смертности, которая в резервациях для аборигенов в несколько раз превышает аналогичный показатель в других местах данного же региона. Для улучшения ситуации аборигены вынуждены создавать собственные медицинские службы, в отдельных местах возрождаются традиционные методы врачевания.

Следующая проблема в процессе сохранения и развития коренных народов Австралии проявляется в том, что долгое время у австралийского белого населения были определенного вида предрассудки в отношении аборигенов, их культуры, быта, верований и т.д. Сегодня, конечно, ситуация во многом изменилась, но, несмотря официальной политики Австралии, предусматривающей равные возможности всех индивидов в обществе сохранять свою религию, язык и обычаи, направленной на построение нации равными возможностями для всех австралийцев, независимо от расы, вероисповедания или культурных традиций (политика т.н. «мультикультуры), эти предрассудки, к сожалению, до сих проявляются в обществе, и создают определенные препятствия для гражданского согласия между коренными народами и остальной части австралийского общества.

Список литературы:

1. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р., Солнцев А.М. Международно-правовые основы защиты меньшинств и коренных народов. Учебник. М. РУДН. 2015.

2. Ананидзе Ф.Р. Правовое положение коренных народов Австралии и Новой Зеландии. // Вестник РУДН. Серия: юридические науки. М. 2002. № 1. С. 25-34.

3. Андреев К.Ю. Правовой статус коренных малочисленных народов в зарубежных странах. Справочник. М. 2006.

4. Артёмова О.Ю. Австралийцы. // Народы и религии мира. Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. Ред. коллегия: О.Ю. Артёмова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский, В.М. Макаревич, В.А. Попов, П.И. Пучков, Г.Ю. Сит-нянский. М. 2000.

5. Коренное население: глобальное стремление к справедливости. Доклад для НКМГВ. М. 1988.

6. Малаховский К.В. Австралия - время перемен? М. 1988.

7. Морс Б. Права человека и коренные народы в контексте международного права // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М. 1999.

8. Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах. Т. 16. М. 1981.

9. Aboriginal Land Rights: A Handbook. Canberra. 1981.

10. Government, Politics and Power in Australia. Melbourne. 1985.

11. Falk R. The Rights of Peoples (in Particular Indigenous Peoples). // in: Crawford J. The Rights of Peoples. Clarendon Press. Oxford. 1988.

12. UN Documents E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 1.

13. UN Documents E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 3.

14. Nettheim G. «Peoples» and «Populations» - Indigenous Peoples and the Rights of Peoples. // in: Crawford J. The Rights of Peoples. Clarendon Press. Oxford. 1988.

15. Wilkie М. Aboriginal Land Rights in NCW. APSOL. Sydney. 1985.

Рецензия

На статью Ананидзе Ф.Р., Куцурова О.Ю. «Правовое положение коренных народов Австралии»

Коренные народы являются одной из уязвимых групп населения фактически во всех государствах. Существует определенная международно-правовая база по регламентации правового статуса коренных народов и обеспечения нормальных условий сохранения и развития их сообществ. Огромную роль в этом деле имеет и национально-правовое регулирование этих же вопросов в государствах, составной частью населения которых являются коренные народы. Австралия в этом плане является наглядным примером: если до 70-х годов прошлого столетия официальными властями государства фактически ничего не предпринималось по защите прав аборигенного населения, то в настоящее время наблюдаются определенные позитивные сдвиги в этом отношении, анализу и изучению которых и посвящена рецензируемая статья.

Авторам статьи удалось собрать и использовать в работе достаточно широкий и разнообразный круг нормативно-документальных, доктринальных, источников, а также справочного материала, которые в совокупности дали им возможность всесторонне охватить исследуемую проблематику, во многом по-новому посмотреть на нее и провести скрупулёзный анализ правового положения аборигенного населения целого континента.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что статья Ананидзе Ф.Р. и Куцурова О.Ю «Правовое положение коренных народов Австралии» выполнена на весьма высоком научно-теоретическом уровне и рекомендуется для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве»

Доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов, к.ю.н. Н.С.Семенова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.