Научная статья на тему 'Взаимодеиствие школы и детской общественной организации в современном образовательном пространстве'

Взаимодеиствие школы и детской общественной организации в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКИЕ ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ УЧЕНИКОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / PUPILS COMMON ORGANIZATIONS / PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS / CIVIL INITIATIVES OF STUDENTS / PERSONAL SENSE OF SCHOOL LIFE / CONTINUE PROCESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Лидия Ивановна, Решетников Олег Владимирович

В своей статье авторы делятся опытом подержания и развития традиций, связанных с созданием ученических детских общественных организаций и содействием добровольческим, гражданским инициативам учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between school and children organization within modern educational space

In this article the authors say about their experience to support and develop traditions of formation children’s common organizations and to assist to the civil initiatives of students.

Текст научной работы на тему «Взаимодеиствие школы и детской общественной организации в современном образовательном пространстве»

■к V V

Взаимодеиствие школы и детской общественной организации в современном образовательном пространстве

Лидия Ивановна Ковтун,

директор средней школы №1910, заслуженный учитель РФ, председатель совета директоров ЮВАО г. Москвы

Олег Владимирович Решетников,

директор Института общественного служения, психолог средней школы № 1910, кандидат педагогических наук, dobrovolec@inbox.ru

• ученические детские общественные организации • личностный потенциал учащихся • гражданские инициативы учеников • личностный смысл школьной жизни • непрерывный процесс образования •

Школа №1910 сохраняет традицию ученических детских общественных организаций, создающих дополнительные возможности для реализации личностного потенциала учащихся. Вот уже несколько лет школа успешно сотрудничает с Домом детских общественных организаций (ГБУ «ДДОО»), который оказывает содействие добровольческим, гражданским инициативам учеников школы, поддерживает сложившиеся в школе детские общественные объединения. Школьный музей космонавтики и общественное объединение, сформировавшееся на его базе, регулярное участие в жизни Нерехтского детского дома школьного добровольческого объединения, социальные проекты и творческие мероприятия, которые проводятся по инициативе самих учеников — всё это важная часть общественной жизни школы.

Детская инициативная общественная активность наполняет школьную жизнь личностным смыслом, даёт детям возможность разносторонне проявиться, с пользой и интересом заполняет школьный досуг. Но справедливо ли резкое разделение школь-

ной жизни на учебную (основную) и общественную (дополнительную, необязательную)? Какое сегодня значение для школы, современного образовательного процесса имеют детские общественные организации? Являются ли они просто украшением — «<кремовой розочкой на торте» или это «<насущный хлеб» образования? Вот на эти неоднозначные вопросы мы бы хотели предложить свой вариант ответа, основанный как на реальном опыте организации школьной жизни, так и на прогнозе развития образования в ближайшей перспективе.

Характеристики современного образовательного пространства

Традиционные ценности образовательного процесса не утрачивают своего сущностного значения — гуманизм, личностная ориентированность, нравственная и социальная ответственность педагога. Более того, современной школе приходится немало трудиться, чтобы эти принципы сохранить и претворить в повседневной практике. Но-

72

вые требования к современному образовательному процессу определяют и его новые качества и характеристики:

• Непрерывность и целостность

Одно из центральных направлений Болонс-кого образовательного процесса — это формирование непрерывного процесса образования, который сопровождал бы человека в течение всей его жизни. Образование становится многовариативным, использует технологии, позволяющие сочетать обучение с практической деятельностью. Строятся взаимодополняющие образовательные цепочки.

Вместе с тем важной особенностью становится то, что в процессе непрерывного образования рассматриваются в целостности все формы обучения — формальное (базовое), внеформальное (дополнительное), неформальное. Обучение в школе, занятия в кружках и секциях и процесс самообразования — всё это должно стать элементами общей образовательной системы.

• Мобильность и готовность к изменениям

Современное образование сталкивается с текущими изменениями содержания образования, с устареванием учебной информации в невиданных до этого темпах. Если раньше научные источники сохраняли свою достоверность десятилетиями, то сегодня, особенно в гуманитарной сфере, они могут устаревать за 2-3 года. Всё это требует от образовательного процесса гибкой готовности к изменениям, мобильности.

• Демократичность, гражданственность и нравственная выраженность

В течение нескольких последних десятилетий образование, как на Западе, так и в России, прошло путь от жёсткой идеологизации к нравственной, идеологической нейтральности и вновь возвращается к пониманию важности нравственной, ценностной выраженности образования. Демократичность образовательного процесса становится его важнейшим институциональным качеством. Нравственная определённость содержания и методов образования сменяет идеологическую нейтральность, которой не смогли добиться в учебном процессе ни

одной страны, но которая порождала вакуум, заполнявшийся асоциальными стереотипами и предубеждениями.

• Вариативность и ценность уникальности

Другая сущностная эволюция образовательного процесса прошла от стремления к стандартизации и унификации учебного процесса к его предельной, усложнённой вариативности. Уникальность личностного потенциала перешла из сферы самообразования в самую сердцевину образовательного процесса, стала определять его современную сущность.

• Компетентность и практическая ориентированность

Образование уже не раз совершало маятниковое движение от высокого теоретического уровня к прикладным, практическим, связанным с реальной жизнью основам обучения. Современное образование стремится объединить эти две тенденции, предоставляя учащимся возможность закреплять полученные теоретические знания в учебной практике, максимально приближенной к реальной жизни.

Названные современные тенденции развития образования формируют фон для преображения всего образовательного процесса, для нового взгляда на понимание роли учителя и места ученика, для включения в этот процесс новых ресурсов. Одним из новых ресурсов образования во всём мире становится детская общественная организация.

Значение взаимодействия школы и детской общественной организации в современном образовательном процессе

Включение детской общественной организации в школьную жизнь — идея не новая. В той или иной степени о влиянии детской самодеятельности на формальный образовательный процесс говорили многие выдающиеся педагоги в начале XX века в Германии, Италии, США, в Советской России и в ряде других стран. В 1907 году, закладывая основы одной из самых известных де-

73

Sercice

leaning.

тских организаций — скаутской, Роберт Ба-ден-Пауэлл говорил о том, что она должна дополнить влияние семьи и школы. Отечественные педагоги А.С. Макаренко, В.Н. Со-рока-Росинский, С.Т. Шацкий в первой половине XX века создали модель взаимодополняющего влияния школы и детской самодеятельной организации. К концу XX века в России взаимодействие детской организации и школы стало формальным, утратило связь с реальной жизнью, потеряло свою идеологическую основу. Вместе с тем в европейских странах взаимодействие школы и детской общественной организации основано на многих достижениях советской педагогики, которые переносятся в современный образовательный процесс.

В то же время отсутствие взаимодействия между школой и детским общественным объединением подводит к трём важным выводам:

• Невозможно построить траекторию непрерывного образовательного и профессионального роста, не пытаясь педагогически целостно влиять на личность ребёнка, охватывая все стороны его жизни.

• Образовательный процесс без практики отрывается от реальной жизни, теряет свою осознанность.

• Без нравственного влияния на личность ребёнка невозможно сформировать его учебную мотивацию.

Эти три аксиомы заставили европейскую школу по-новому открыть для себя значение и роль детских общественных организаций в образовательном процессе. В этой связи в Европе около 75 % детей и подростков включены в жизнь детских и молодёжных общественных организаций. В то время, как в современной России подобное институциональное взаимодействие не оценено ещё по достоинству и количество детей и подростков в детских общественных организациях сократилось до 10-15 %.

1. Построение единого образовательного пространства

Современное обра-

зовательное пространство в инфор-

мационную эпоху вышло за пределы

2 Утверждено Указом Президента РФ от 1 сентября 2013 года

учебных аудиторий и библиотек, обогатилось многими новыми формами — дистантное образование, коучинг, тренинги, информационно-образовательные приложения электронных мобильных устройств и т.п. С элементами образовательной системы ребёнок соприкасается в электронных сетях, посещая городские общественные мероприятия, участвуя в социальных проектах, пользуясь многообразными дополнительными образовательными услугами, включая смартфон и т.д. Исчезает чёткое разделение на досуговую и учебную жизнь, поскольку сам характер современной организации досуга носит, прежде всего, образовательный характер, направлен на формирование конкретных компетенций. В новом образовательном пространстве деятельность детских и молодёжных общественных организаций, которая определялась, как внеформальное образование, становится не менее важной, чем иные формы образования (основного и дополнительного).

2. Практическое освоение учебных компетенций

Компетентностный подход в образовании предполагает приобретение полностью сформированных компетенций. В отличие от традиционной триады ЗУН, компетент-ностный подход в большей степени ориентирован на практическое применение и закрепление полученных учебных навыков. В западных школах, в связи с этим подходом, в XXI веке получил развитие метод, который назван «обучение служением»1. Его суть в том, чтобы создать для ученика условия, при которых полученные учебные знания могут быть применены на практике и при этом с пользой для общества. В организации служения обществу посредством приобретённых образовательных компетенций незаменимую роль играют детские и молодёжные общественные организации.

В учебных стандартах современной западной школы помимо трёх традиционных разделов (знать, уметь, выполнять) по каждой теме урока добавляется четвёртый — применять на практике. В новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании»2 практическая ориентированность учебного стандарта также добавляется. Наиболее эффективные условия

74

1

для практической реализации полученных учебных навыков с пользой для общества предоставляют детские общественные организации. При таком подходе эти организации становятся не просто формой организации досуга, а важнейшим элементом национальной образовательной системы. Более того, реализовать требования ФГОС о системно-деятельностном подходе к организации образовательного процесса возможно только в тесной связи с реальной социальной практикой. В СССР подобная связь школы и детских организаций осуществлялась в период наиболее плодотворный для образования — в 50-60-е гг., и западная школа этот наш успешный опыт активно использует.

3. Индивидуальная траектория образовательного, профессионального и карьерного роста

Важнейшая компетенция современного человека — это способность самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию роста и самостоятельно конструировать необходимую для её реализации образовательную модель. Подобный процесс жизне-творчества, самоактуализации предполагает наличие социального опыта, разнообразной, насыщенной возможностями среды развития, практики реальной социальной самореализации. Общественная активность, самостоятельная инициативная внешкольная деятельность позволяют наилучшим образом выстраивать собственную траекторию роста.

4. Гражданское и нравственное воспитание

Портрет выпускника основной школы, содержащийся в ФГОС общего образования, предполагает формирование гражданской, нравственной, социальной ответственности ученика. При этом возможности самого образовательного процесса школы позволяют говорить только о формировании мотива-ционной готовности школьников в реализации своего нравственного и гражданского потенциала. Связь образовательного процесса с реальной социальной практикой позволяет сформировать такие ожидаемые качества ученика, как, например, патриотизм, не только в сознании, но и в реальной повседневной жизненной практике.

5. Нравственные основания учебной мотивации

Многие современные психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что отсутствие у ученика нравственной мотивации поведения приводит и к потере учебной мотивации. Напротив, ученики, обладающие устойчивой нравственной мотивацией, проявляют и выраженную готовность к ответственному участию в учебном процессе.

Многие западные школы после долгих лет отказа от нравственного воспитания, попытки построить ценностно нейтральную школу вынужденно возвращаются к духовным основаниям образовательного процесса. В Австралии с 2005 года идёт процесс формирования национальной структуры нравственного воспитания в школе3, поскольку, по мнению многих учителей и родителей, школа перестала быть нейтральной в процессе ценностного воспитания. По справедливому мнению авторов книги «Ценностное воспитание и качественное обучение»4, вопрос нравственного воспитания — это не только вопрос гражданственности и личностной ответственности, но и центральная проблема качества обучения.

Детские общественные организации, формируя социальную ответственность ребёнка, его готовность к гражданскому участию, предоставляя возможность для осуществления своих патриотических замыслов и идей, способны значительным образом укреплять и развивать учебную мотивацию. Об этом свидетельствует опыт советской школы и опыт современных европейских школ.

6. Выделение уникальности и индивидуальности

Одно из важнейших социальных качеств человека, востребованных на современном рынке труда — осознанная, сформированная, презентуемая индивидуальность личности. Постепенно меняется сама традиционная парадигма рекрутинга, подбора кадров, которая многие годы строилась в логике

3 National Framework for Values Education in Australian Schools.

4 Values Education and Quality Teaching. The Double Helix Effect. Springer, 2009. C. 34.

75

от «профессии, должности к человеку». Новая парадигма выстраивается в логике «от человека — к должности, профессии». В этом смысле осознанная индивидуальность и сформированная уникальность личностного потенциала становится одной из важнейших ценностей на рынке труда, формирует конкурентоспособную рабочую силу.

Но сформировать собственную индивидуальность в процессе усвоения образовательных стандартов, с учётом широких социальных требований, крайне сложно. Необходим выход в многовариативную развивающую среду. Взаимодействие школы и общественной организации позволяет сформировать развивающую среду, обладающую необходимой целостностью и полнотой для развития уникального личностного потенциала каждого ученика.

7. Социальные компетенции

Социальные компетенции входят в группу базовых (наряду с учебными, научными, языковыми), определяющих успешную социализацию, готовность к профессиональной деятельности. Они охватывают те специфические навыки, которые способствуют эффективному социальному взаимодействию. В структуре требований, предъявляемых выпускнику школы рынком труда социальные компетенции занимают не менее важное место, чем учебные. В то же время в современной России не сформировалась целостная система их развития. Для европейской системы образования социальные и гражданские компетенции являются важнейшей сферой внимания и формируются в следующей логике: школа ориентирует в вопросах содержания и способов развития социальных компетенций, а детские и молодёжные организации создают условия для их полноценного развития.

Примером подобного подхода может служить образовательная программа

«PSHE education»5, которая стала неотъемлемой частью начального и среднего образования в Великобритании и включает в себя образование в сфере

5 Personal, social, health and economic (PSHE) education is a planned programmer of learning opportunities and experiences that help children and young people grow and develop as individuals and as members of families and of social and economic communities. www.pshe-association.org.uk

6 Felner i R.D., Lease A.M., Phillips R.S.C.

(1990). T.P. Gullota, G.R. Adams & R. Montemayor. ed. The development of social competence in adolescence. Beverly Hills, CA: Sage. pp. 245-64.

личностного и социального развития, здоровья и экономики.

В современном западном образовании наиболее устойчиво рассматривается че-тырёхфакторная модель социальной компетентности:

• Когнитивные навыки и умения — культурные и социальные знания, необходимые для эффективного взаимодействия в обществе (например, академические и профессиональные навыки и умения, способность принимать решения и работать с информацией).

• Коммуникативные и поведенческие навыки — самоконтроль поведения, эффективное взаимодействие, просоциальное поведение.

• Эмоциональные навыки — управление эмоциональными реакциями.

• Мотивационные аспекты — способность совершать нравственный выбор, ориентация на нравственные ценности, личностный рост6.

Таким образом, детские общественные организации во взаимодействии со школой реализуют важную часть национальных образовательных целей, готовя ребёнка к реальной жизни в современном обществе.

8. Жизненный, практический опыт для осмысленного образования

Ещё один важный аспект образования — жизненный, практический опыт, мотивирующий обучение. Это важно для школьников, которые, приобретя реальный социальный опыт, более осмысленно подходят к восприятию содержания образования. В ещё большей степени это важно для профессионального образования. Получив реальный жизненный и социальный опыт, учащиеся более осознанно подходят к приобретению образовательных компетенций.

В этой связи особое значение приобретает добровольческое служение, поскольку позволяет осуществить реальную профориентацию, ориентирует учащихся на приобретение навыков, необходимых для успешной

76

будущей профессиональной деятельности, даёт первичный профессиональный опыт.

9. Оценка личностного развития

В современной школе без взаимодействия с детскими общественными организациями крайне затруднительно реализовать личностный подход к ребёнку, учитывая его индивидуальные интересы и способности. Участие ребёнка в детской общественной организации позволяет ему более реалистично оценить собственное личностное развитие, а следовательно, воспринимать себя как личность.

10. Демократическое взаимодействие педагога и ученика

Необходимость личностного самовосприятия актуальна не только для ученика, но и для педагога. Учителя, пришедшие работать в школу, в большинстве своём движимы не только интересом к своему учебному предмету, но и потребностью эмоционально-личностного взаимодействия с ребёнком, желанием быть полезным в процессе его личностного развития. Однако формальный образовательный процесс предоставляет для такого взаимодействия недостаточно возможностей в силу естественной специфики поставленных учебных целей и задач. Внешкольное, внеформальное общение учителя и ученика, основанное на взаимном личностном уважении, на принципах демократического взаимодействия, может быть осуществлено в детском общественном объединении.

Таким образом, взаимодействие школы и детского общественного объединения всемерно развивает и поддерживает нравственную учебную мотивацию, даёт учащимся необходимые для жизни и профессиональной деятельности компетенции, создаёт широкую базу практики, необходимую для полноценного формирования базовых учебных компетенций и, что особенно важно, позволяет сохранить межличностный диалог учителя и ученика. Из предмета сферы досуга, организации свободного времяпрепровождения детские общественные организации превращаются в важнейший элемент национальной образовательной системы, осуществляют её целостность и наполняют личностными смыслами.

Практические рекомендации по организации единого образовательного пространства школы и детской общественной организации

Говоря о взаимодействии школы и детской общественной организации, мы ни в коем случае не ведём речь о том, чтобы создавать их специально для нужд школы. Детские общественные объединения обладают своим уникальным значением для личностного развития ребёнка, и это значение будет утрачено при формальном подходе. Детская организация может иметь характер образовательно-просветительский, но только в том случае, если это отражает интересы самих юных участников. Детское объединение должно строиться на принципах первичности детских интересов и инициатив. В то же время школа должна активно использовать потенциал детской организации в образовательных целях и при необходимости создавать условия для её развития. Возможно выделить четыре модели взаимодействия школы и детского объединения, в зависимости от характера инициативы, побудившей её создание:

1) Поддержка детской инициативы.

2) Учительская инициатива.

3) Инициатива родителей.

4) Организация создана за пределами школы, но заинтересована в сотрудничестве.

Взаимовыгодное сотрудничество школы и детской общественной организации, направленное на формирование целостного образовательного пространства, должно строиться на конкретных, педагогически обоснованных формах взаимодействия.

Для того чтобы достичь наибольшей эффективности в сотрудничестве и избежать педагогических ошибок, формы взаимодействия могут быть представлены как социальные технологии, учитывающие интересы и характер участников.

В качестве примера мы хотели бы привести ряд подобных социально-образовательных технологий в соответствии с основными направлениями взаимодействия школы и общественного объединения.

77

1. Социальная компетентность

В образовательный процесс школы № 1910 в 2011 году в форме элективного курса включён предмет «Психология профессионального выбора: социальные компетенции». Этот учебный предмет основывается на авторской программе О.В. Решетникова и О.Н. Решетниковой «СЛИПЗ (социум, личность, интеллект, профессия, здоровье)»7. Занятия проводятся для учащихся 8-10 классов — один урок в неделю. Цель занятий — сориентировать учащихся в тех социальных компетенциях, которые им необходимы для успешной профессионализации и социального взаимодействия и в том, как построить индивидуальную программу их развития. Практическое формирование социальных компетенций происходит в детских общественных объединениях и путём самообразования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Добровольческое служение и гражданственность

Важнейшее значение для личностного развития, профессионализации и приобретения социальных компетенций выполняет добровольческое служение. Добровольчество позволяет приобрести первичный трудовой опыт, реально оценить свои возможности в той или иной сфере профессиональной деятельности, приобрести навыки, необходимые для социального взаимодействия. Особое значение добровольческого служения состоит в том, что оно позволяет реализовать свой гражданский потенциал, формирует активную и ответственную общественную позицию. Подготовка к добровольческой деятельности, её организация и реализация требуют квалифицированного подхода, создания современных управленческих условий.

7 Решетников О.В., Решетникова О.Н. Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы. Программа СЛИПЗ (социум, личность, интеллект, профессия, здоровье). М.: Институт общественного служения, 2011.

8 Решетников О.В. Учебно-методический комплекс «Социальное и гражданское | служение молодежи». М.: РГСУ и Институт общественного служения, 2010.

9 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-фЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В 2010/2011 учебном году в Российском государственном социальном университете был разработан и включён в учебную программу курс «Социальное и гражданское служение молодёжи»8, цель которого — сориентировать молодых людей в тех формах, которые позволят реализовать собственный добровольческий или социальный проект, и в том, какие для этого необходимы компетенции. Данный курс может быть адаптирован и для средней общеобразовательной школы.

Подобный учебный курс мотивирует учащихся на вовлечение в деятельность детских и молодёжных общественных организаций, с целью реализации добровольческих и социальных проектов.

3. Обучение служением

Принцип «service — leaning», предполагающий закрепление полученных в образовательном процессе школы учебных компетенций в практической деятельности, имеющей общественное значение, становится особенно актуальным и в России, с принятием новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В этом документе сам процесс обучения получает трактовку, предполагающую непосредственную связь с опытом деятельности и практическим применением полученных знаний: «Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у учащихся мотивации получения образования в течение всей жизни»9.

4. Проектная деятельность

Проектный метод уже давно рассматривается как один из универсальных приёмов, повышающих качество образования и дающих навыки, необходимые в современной профессиональной деятельности. Реализация проектов, имеющих социальную значимость и при этом используемые, полученные в учебном процессе знания и навыки могут стать сферой взаимодействия школы и детского общественного объединения.

78

5. Карьерное портфолио и социальная характеристика

Одна из ключевых социальных компетенций — это способность управлять собственным карьерным и профессиональным ростом. В европейских учебных заведениях этой компетенции уделяется особое внимание. Общепринятое европейское карьерное портфолио «еигораэв» включает в себя, помимо традиционных разделов (рабочий опыт, образование), разделы «Социальные компетенции» и «Добровольческий опыт». Причём раздел «Социальные компетенции» — это не просто навыки (работа в команде, организаторские навыки и прочее), а прежде всего реальный опыт общественной активности, подтверждённый социальной характеристикой. Без социальной характеристики сегодня трудно претендовать на работу в сфере государственной и муниципальной администрации, на социально значимые должности. Бизнес-компании также всё больше внимания уделяют социальному опыту соискателей. В значительной степени социальный опыт и подтверждающая его социальная характеристика приобретаются в общественных организациях.

6. Вовлечение родителей и повышение родительской компетентности

Велика роль и ответственность школы в привлечении родителей к более активному и компетентному участию в процессе воспитания и образования. На базе школы №1910 реализуется программа «Школа родительской компетентности»10, цель которой — сформировать у родителей мотивацию и навыки, компетенции, необходимые для поддержки профессионального и личностного роста современных детей.

Сейчас разрабатывается адаптированная форма программы формирования социальной компетентности СЛИПЗ для самостоятельного использования родителями, с тем, чтобы они могли квалифицировано помочь детям построить современную программу саморазвития.

Важным направлением работы школы с родителями должна стать поддержка родительских инициатив, направленная на формирование детских общественных объеди-

нений и реализацию детских социальных проектов.

7. Соуправление и самоуправление

Необходимо сохранять и развивать такие традиционные формы демократического участия детей в общественной жизни, как соуправление и самоуправление. Особое внимание следует уделить тому, чтобы эти формы гражданской инициативы и ответственности детей имели реальный характер.

8. Учитель и ученик — гражданский и личностный диалог

Какие бы новые формы ни приобретал современный образовательный процесс, его сутью, сердцевиной остаётся личностное взаимодействие учителя и ученика. Новые формы образовательной работы, стремящиеся к большей объективности, зачастую снижают значение фактора личностного влияния, выводят интерсубъектное взаимодействие за пределы стандартизированного, формального образовательного процесса. Но это не отменяет необходимости и важности личностного подхода, но требует создания нового образовательного пространства. В этом пространстве общественное объединение, социальный проект, в котором учитель и ученик могут участвовать на равных как граждане, приобретает важнейшее системное значение для целей национального образования.

Взаимодействие школы и детского общественного объединения — это задача на ближайшую перспективу. Проблема, от решения которой зависит возможность создания целостного образовательного пространства, подготовки ребёнка к реальным современным требованиям рынка труда и общественной жизни, вовлечение в процесс реализации целей национального образования всех заинтересованных участников и привлечение новых ресурсов. Школа не должна превратиться в фабрику знаний, она должна оставаться

центром культурно- -

го единения общества, которое ставит перед собой грандиозные задачи. □

10 Решетников О.В., Решетникова О.Н.

Школа родительской компетентности. М.: Институт общественного служения. Лаборатория эссенциальной психологии, 2011.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.