Научная статья на тему 'Школа и социум: взаимодействие в новой социальной реальности'

Школа и социум: взаимодействие в новой социальной реальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EVOLUTION OF THE WORLD EDUCATIONAL SYSTEM / САМООБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ / SELF-EDUCATION OF STUDENTS / ЦЕННОСТНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / VALUABLE AND MORAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Олег Викторович

В статье анализируются возможности взаимодействия школы и общества в рамках реалий современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетников Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School and socium: interaction in new social reality

In this article it is analyzed the possibilities of interaction the school and society within the realities of modern world.

Текст научной работы на тему «Школа и социум: взаимодействие в новой социальной реальности»

Школа и социум: взаимодействие в новой социальной реальности

Олег Викторович Решетников,

директор Института общественного служения, психолог школы № 1910 ЮВАО, руководитель учебно-методического центра дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки Женского делового Центра Департамента труда и занятости населения г. Москвы, кандидат психологических наук, dobrovolec@inbox.ru

• образовательные стандарты • эволюция мировой образовательной системы • самообразование учащихся • ценностные и нравственные основания образовательного процесса •

Образовательные стандарты и содержание образовательного процесса: вместе или порознь

Эволюция мировой образовательной системы к началу 2000-х годов сформировала стандарты, основанные на компетентност-ном подходе. Это развитие позволило решить целый ряд проблем:

• Образовательные стандарты снижают значение субъективных учительских оценок.

• Образовательные стандарты и компетентности ориентируют учащихся всего мира в единых учебных требованиях и подходах.

• Повышается эффективность самообразования учащихся, которое имеет чёткие ориентиры.

• Оценка освоенности образовательных стандартов, основанная на верифицированном процессе (ЕГЭ и его аналоги), более объективна и справедлива.

Вместе с тем дискуссии о качестве современного образования не стихают в обществе ни в России, ни в других странах. Прежде всего, смысл этих дискуссий определён вопросом о смысле и значении современного образования в новых условиях социальной реальности. Наиболее сложная за-

дача — это определение миссии современного образовательного процесса, которая выражена в трёх ключевых вопросах, периодически возникающих на разных этапах исторического и социального развития общества:

• Какова общая цель образования? Это подготовка к сдаче тестов и экзаменов, или освоение ключевых учебных компетенций, или — более широко — подготовка к профессиональной деятельности, или — ещё шире — подготовка к реальной жизни в обществе?

• Каковы средства современного образования? Это свойственные современному характеру социального устройства информационные коммуникации, или традиционный межличностный диалог учителя и ученика, или погружение ученика в реальную практическую деятельность под руководством наставника?

• Какова позиция в учебном процессе ученика? Это позиция долженствующего объекта, сдающего «учебную подать» в виде тестов и зачётов, или это свободная саморазвивающаяся автономная личность, или это субъектный партнёр общественных отношений, вызревающий к своему полноценному общественному взаимодействию?

От ответов на эти вопросы во многом зависит не только то, каким путём пойдёт буду-

171

щий образовательный процесс, но и как в целом будет проявляться цивилизацион-ный выбор, сделанный обществом.

Возможно, будущее образования будет заключено в том, что вместо или/или будет возникать союз «и». А может быть, будут сформулированы новые ключевые вопросы, превосходящие по своему значению все предыдущие. Вполне вероятно, что список ключевых вопросов возглавят те, которые сейчас воспринимаются как дополнительные.

Например, вопрос о ценностных и нравственных основаниях образовательного процесса. Должен ли современный образовательный процесс давать ценностные ориентиры, каковы пределы его вторжения в сферу личностных нравственных убеждений? И может ли информационный обмен, каковым представляют современный учебный процесс, быть морально нейтральным?

Но уже сегодня в реальной социальной практике очевидным образом обострились противоречия по названным ключевым вопросам, вызванные расхождением содержания современного формального образовательного процесса и ожиданиями общественности. В самом общем виде эти противоречия выглядят следующим образом:

• Формальный образовательный процесс, основанный на стандартах, не только в школе, но в системе профессионального образования, не готовит учащихся к жизни в обществе.

• Формальный образовательный процесс оказывается недостаточным ни для первичной профессионализации, ни даже для традиционной профориентации.

• Формальный образовательный процесс, основанный на определённом типе рациональной ментальности, не соответствует востребованной ментальности в современных общественных и профессиональных отношениях.

Если рассматривать образование как личное дело каждого ученика или каждой семьи, то и ответы на эти вопросы в демократическом обществе каждый вроде бы дол-

жен искать самостоятельно. Но если воспринимать образование как важнейшее звено международной конкуренции (а собственно так оно и воспринимается в большинстве стран мира), то эти вопросы уже не праздное любопытство, а национальный интерес.

Ответ на всякий вопрос порождает ответственность, поэтому следует чётко определиться в том, кто должен отвечать на поставленные нами вопросы — государство, гражданское общество, работодатели, родители или ученики или все вместе?

На ком ответственность за результаты современного образовательного процесса?

Конституция Российской Федерации, как конституция социального государства, справедливо гарантирует всем гражданам страны бесплатное образование, так же, как и бесплатное медицинское обеспечение и другие социальные блага. Следовательно, в сознании многих, можно всю ответственность переложить на государство. Это так, но с той лишь разницей, что государство гарантирует не результат, а лишь процесс. Правительство не обещает сделать всех здоровыми и тем более не гарантирует, что никто никогда не заболеет. Государственная власть — и исполнительная, и законодательная — обещает приложить бюджетно возможные усилия, которые выражаются в равном для всех стандарте бесплатно предлагаемых услуг. Но если человек не занимается спортом, не ведёт здоровый образ жизни, игнорирует профилактику заболеваний, предпочитает самолечением или попустительски относится к своему здоровью, то, как говорится, «Минздрав не гарантирует». Этот подход в полной мере относится и к образовательному процессу.

Одна из публичных мифологем состоит в том, что люди иллюзорно полагают природу «социального государства» как государства, в котором вся ответственность лежит на правительстве и уполномоченных им органах. Ответственность за всё происходящее в стране, лежащая исключительно на властном центре, — это как

172

раз модель тоталитарного государства. Конечный результат образования, его качество не могут зависеть лишь от одного участника образовательного процесса, ответственность распределяется между всеми, в соответствии с их потенциальными и реальными возможностями. Национальная образовательная система — это сфера совокупной ответственности всех её основных участников:

• государство — государственная школа;

• семья;

• общественность — институты гражданского общества, инициативные гражданские группы, в том числе родительская общественность;

• работодатели;

• учащиеся.

Однако в настоящее время государство традиционно чётко, обоснованно жёстко регламентировано описало сферу своей ответственности в национальном образовательном процессе. А что делают остальные участники помимо законно присущего политической демократической системе процесса составления требований и претензий в адрес государственных организаций? Предоставление услуг по освоению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) — это, прежде всего, сфера ответственности государства, и она год от года совершенствуется. К этому процессу есть справедливые нарекания, но и есть очевидный прогресс. Но ФГОСы — это лишь элемент, пусть даже и один из ключевых, но не вся система образования. Как говорил в известном монологе А. Райкин: «К пуговицам претензии есть? Нет! Стоят намертво». Суть претензий к качеству современного российского образования не в низкой эффективность его отдельных элементов, а в отсутствии слаженной системы и взаимодействия всех его участников.

Семья является основным заказчиком и распорядителем участия ребёнка в образовательном процессе. Государство в России уже более 20 лет не выступает прямым заказчиком образования, доверив этот процесс семье. Кроме того, на семье все основные функции выбора индивидуально-личностных идеологических, ценностных, религиозных предпочтений. Семья,

а по достижении совершеннолетия сами учащиеся, несёт большую часть ответственности за конечный результат образования.

Гоажданское общество, общественность

занимаются общественным контролем, борьбой за права личности, отстаивают общественные интересы перед лицом государства. Но во всем мире гражданское общество, помимо этого, само оказывает множество востребованных услуг и, в особенности в сфере образования и воспитания. Классик демократического дискурса А. Токвиль говорил, что зрелость гражданского общества определяется количеством и качеством услуг, «которые гражданское общество оказывает независимо от государства».

Работодатели — во всех экономически развитых странах одна из наиболее заинтересованных сторон национальной образовательной системы. Они инвестируют в образование, стараются приблизить формальный процесс образования к потребностям рынка труда, берут на себя аут-сорсинговые образовательные услуги.

Учащиеся — формирование субъектной личностной позиции ученика в образовательном процессе, в конечном итоге решающий фактор достижения образовательных целей и задач.

Таким образом, ответственность в современном образовательном процессе распределяется между всеми заинтересованными участниками, и, что важно, не как между исполнителями и наблюдателями, контролёрами, а как между взаимозависимыми ответственными, дополняющими друг друга партнёрами.

По всей видимости, следующий этап развития национальной образовательной системы России должен состоять в том, чтобы установить партнёрские отношения всех участников образовательного процесса, выстроить инфраструктуру и внедрить эффективные инновационные технологии их взаимодействия с учётом ключевых направлений осуществления широкого образовательного процесса в современной социальной реальности. Многие прообразы подобной эффективной системы уже сло-

173

жились в социально-образовательной российской практике, но в целом систему предстоит ещё выстроить.

Направления развития современного образовательного процесса в новой социальной реальности и ответственность его основных участников

Одна из фундаментальных характеристик современных социальных процессов — их децентрализация и распределение взаимной ответственности между участниками этих процессов. Советская школа осуществляла обучение, воспитание, первичную профессионализацию и формировала общественно-политическую идентичность. В современных социальных условиях школа может и, по сути, должна оставаться инфраструктурным центром универсального образовательного процесса, но содержательная сторона иных функций, помимо образовательного стандарта, возлагается на партнёров.

Национальный образовательный процесс в большинстве экономически развитых стран складывается из четырёх взаимодополняющих процессов:

• Образовательные стандарты — освоение учениками базовых учебных навыков и компетенций.

• Профессиональное образование — подготовка к реализации профессиональных компетенций.

• Социальное образование — формирование социальных и общественно-политических компетенций, необходимых для жизни в обществе и являющихся значимой частью учебной и профессиональной подготовки.

• Гражданское образование — формирование общественно-политической компетентности, социальной ответственности и гражданской активности учащихся.

Все четыре направления чётко взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя, в различных пропорциях и механизмах взаимодействия, уникальную национальную образовательную модель. Современная российская школа имеет традиции, которые были усвоены в последние годы многими западными школами, но которые в новой социальной реальности нашими школами утрачиваются. В настоящее время школа успешно фокусирует своё внимание на построении эффективного процесса обучения в рамках образовательных стандартов, но для конкурентоспособной образовательной модели необходимо двигаться дальше. В этом движении где-то нашей школе надо вернуться назад к советской, а то и дореволюционной практике, а где-то ориентироваться на инновационные технологии других стран. Выделим наиболее существенные отличия нашей российской школьной образовательной системы от стран, ставящих схожие с нами цели и задачи в образовательной политике:

Образовательные процессы Ключевые различия российской и европейской образовательной практики

Образовательные стандарты Низкий уровень индивидуализации: • Учащиеся выбирают значительно меньший процент учебной программы и учебных направлений. • Практически не выбирают преподавателей. • Индивидуальные особенности учащихся учитываются слабо в общеобразовательном процесс.е

Профессиональное образование Низкий уровень учебной, профессиональной и исследовательской практики: • В российских школах учебная практика составляет незначительный процент по отношению ко всему объёму теоретического обучения (в западных школах достигает до 60%). • Исследовательская практика рассматривается в большей степени как форма дополнительного образования и в меньшей степени связана с освоением образовательных стандартов. • Нет единой системы профориентационной работы с учащимися. • Нет единых принципов, требований и подходов к формированию карьерного портфолио ученика.

174

Социальное образование Нет целенаправленных программ формирования социальной компетентности: • В европейских школах формирование компетенций в сфере личностного развития, социального взаимодействия, профессионального выбора, здорового образа жизни, развития интеллекта является значимой сферой ответственности школы, родителей и общества. • Когнитивное развитие не считается «побочным эффектом» предметного обучения, а выделяется в важное направление социального образования.

Гражданское образование Нет механизмов поощрения активного гражданского участия и формирования социальной ответственности учащихся: • В большинстве европейских школ реализуется принцип «обучение служением», предполагающий применение учащимися знаний и навыков, полученных на уроке в реальной практике с пользой для общества, развитие добровольчества. • Поощряется участие учащихся в общественных организациях, в реализации гражданских инициатив (в России менее 5 % учащихся относят себя к членам общественных организаций, а в США — около 70%). • Социальные характеристики учащихся являются значимой составляющей их карьерного портфолио.

Если рассматривать отдельные элементы приведённых различий, то в российских школах можно обнаружить позитивный опыт во всех приведённых направлениях, но то, что является очевидным фактом, так это отсутствие системного и единого для всех подхода, связывающего эти названные направления образования.

Для того чтобы понять, как система, объемлющая разные стороны образовательного процесса, могла бы быть выстроена, следует ответить на вопрос: «Как традиционно распределяются ключевые функции современного образовательного процесса, ответственность между основными участниками?». Условно, схематично подобное распределение может быть представлено следующим образом:

Участники образовательного процесса Ключевые элементы Механизмы реализации ответственности

Государство Образовательный стандарт Формальный учебный процесс (ФГОСы) Предметные конкурсы и олимпиады

Дополнительное образование Учреждения дополнительного образования детей Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время

Профессиональная и социальная компетентность учителя Курсы повышения квалификации Тренинги личной компетентности Психологическая служба в образовании

Общая координация образовательной инфраструктуры Ресурсная поддержка участников образовательного процесса Координация взаимодействия участников образовательного процесса

Семья Воспитание Формирование заказа на воспитательную деятельность в образовательном учреждении Самоорганизация родительской общественности

Индивидуализация участия в образовательном процессе Помощь в формировании индивидуальной траектории личностного, профессионального и карьерного развития ученика

Социальная компетентность учащихся Организация тренинговой работы Индивидуальная работа с учащимися в семье с учётом рекомендаций специалистов

175

$

Работодатели Первичная профессионализация Заказ на подготовку востребованных профессиональных специалистов Формирование пространства учебно-производственной практики (в т.ч. совместно с учреждениями и организациями профессиональной подготовки) Организация учебно-исследовательской практики (в том числе совместно с научно- исследовательскими организациями)

Профориентация Профориентационное консультирование

Гражданское общество Общественно-политическая компетентность Развитие форм гражданского участия в школе (самоуправление, соуправлене и т.д.) Помощь учащимся в создании школьных общественных объединений

Просветительская деятельность Организация лекториев, встреч с учёными и известными профессионалами, общественными деятелями и т.д. Вовлечение учащихся в просветительскую деятельность

Гражданское участие Вовлечение учащихся в общественные организации Организация пространства реализации учащимися общественной и гражданской активности (добровольческая деятельность, социальное проектирование), в том числе связанной с учебным процессом

Учащиеся Индивидуализация участия в образовательном процессе Самостоятельное формирование индивидуальной траектории личностного, профессионального и карьерного развития

В российской школе в соответствии с новой редакцией Федерального закона об образовании включены требования к организации его практической составляющей, повышение уровня индивидуализации, уровня доступности образования. В школах вводится практика учёта достижений учащихся, внедряется прообраз карьерного портфолио, которое в том числе буде учитывать добровольческий труд, спортивные и творческие успехи, достижения во внеучебной деятельности. Но без формирования единой модели национального образования с распределением ответственности между всеми заинтересованными участниками заявленные в законе общие широкие цели образования не смогут быть достигнуты усилиями только формальной образовательной системы.

Как строить взаимодействие школы и социума в новой социальной реальности

Характерным сущностным признаком формирования национальной системы образо-

вания является взаимосвязь предметного обучения, социального образования и практического воспитания. Под практическим воспитанием понимается реальная социальная практика, направленная на применение учащимися полученных общеучебных и социальных компетенций в общественно-полезной деятельности.

Другим сущностным признаком оформления национальной образовательной системы выступает организованное партнёрское взаимодействие с распределённой ответственностью всех заинтересованных участников — государства, семьи, гражданского общества, работодателей и самих учащихся.

Третий важнейший признак общенациональной образовательной системы — это её нацеленность на универсальный циви-лизационно значимый результат, связанный с целями и задачами национального развития конкретной исторической перспективы.

176

Указанные сущностные признаки не предполагают формирование жёсткого образовательного стандарта вне предметного обучения, а раскрывают лишь направления приложения общественных усилий и механизмы осуществления демократически определённых в формате общественного договора задач национальных интересов в сфере образования.

По сути уже нынешний Федеральный закон «Об образовании» формулирует универсальные цели образовательного процесса, понимая его как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...». Но общественно значимые цели по своему определению не могут быть достигнуты автономными усилиями государства без участия самого общества. В определённом смысле активное ответственное включение всех заинтересованных общественных участников в процесс образования уже само по себе может рассматриваться как национально значимая цель.

Формирование механизмов, инструментов, технологий взаимодействия школы и социума с учётом меняющейся социальной реальности позволит повысить международную конкурентоспособность нашего образования, аккумулировать дополнительные значимые образовательные и воспитательные ресурсы и, самое главное, максимально приблизить образовательный процесс к интересам и потребностям граждан.

С целью формирования эффективной модели взаимодействия школы и социума следует решить ключевые для этого процесса задачи.

Включение процессов и факторов, влияющих на общий результат образования

Система школьного обучения, ориентированная на освоение ФГОСов, даже с учётом развитой российской модели дополнительного образования не может вместить все существенные факторы, влияющие на общий результат образования, понимаемый как подготовка учащихся к жизни в обществе. По мень-

шей мере, в этот процесс должны быть включены такие процессы, как:

• формирование социальной компетентности учащихся, включая компетенции личностного развития и социального взаимодействия, интеллектуальной эмоциональной зрелости, других актуальных компетенций для современной социализации;

• приобретение социального опыта;

• гражданское участие и добровольческое служение;

• первичная профессионализация и т.д.

Важный фактор, влияющий на образовательный результат, — нравственные ценности.

«Например, в Австралии с 2005 года идёт процесс формирования национальной структуры нравственного воспитания в школе, поскольку, по мнению многих учителей и родителей, школа перестала быть нейтральной в процессе ценностного воспитания. По справедливому мнению авторов книги «Ценностное воспитание и качественное обучение», вопрос нравственного воспитания — это не только вопрос гражданственности и личностной ответственности, но и центральная проблема качества обучения».

Взаимосвязанность учебного плана и социального образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебная программа школы должна ориентировать учащихся в процессе социального самообразования, формировать первичную социальную компетентность, учитывать индивидуальные социальные интересы и потребности учащихся.

Так, например, в школе № 1910 ЮВАО (директор Ковтун Л.И.) реализуется элективный учебный курс «Социальная компетентность и профессиональный выбор», ориентирующий учащихся в построении индивидуальной траектории личностного, профессионального и карьерного роста и в компетенциях, необходимых для его осуществления.

Вовлечение общественности

Социальное образование позволяет привлечь к его осуществлению представителей

177

гражданского общества, научной общественности, работодателей, родительской общественности. Речь идёт не просто о гостевом и лекционном посещении учебных заведений, а о целенаправленной последовательной совместной работе.

Компетентность учителей

Социальное образование и воспитание предполагают повышение компетентности учителей в вопросах личностного развития учеников, в осознании их социальных и индивидуально-личностных потребностей, в умении связывать содержание учебного предмета с реальными социальными потребностями, в способности сориентировать учащихся в развивающих возможностях социума.

Родительская компетентность

Важнейший фактор реализации национальной образовательной модели, успешного осуществления социального образования — это компетентность родителей. За более чем 20 лет реформ не создано системы поддержки и развития родительской компетентности, родители далеко не всегда способны сориентировать и оказать помощь в социальном образовании ребёнка, в формировании его жизненно важных социальных навыков.

Социальная компетентность учащихся как содержательный фундамент взаимодействия школы и социума

Формирование социальной компетентности учащихся — это основа их социализации, гарантия эффективного использования учебных умений и навыков в реальной социальной и профессиональной практике. В этом смысле формирование социальной компетенции учеников должно охватывать все составляющие компетентностного развития:

• информационная осведомлённость;

• ценностная осознанность;

• рефлексивное приятие;

• практическое применение.

Социальные компетенции определяются требованиями профессиональных и общественных отношений, условиями гражданс-

кого взаимодействия, потребностями личностного развития. Кроме того, каждое новое поколение учащихся сталкивается с потребностью актуализации тех или иных социальных компетенций с учётом поколен-ческих особенностей.

Местные и территориальные сообщества

Важнейшая роль в социальном образовании, в формировании универсальной образовательной модели принадлежит местным и территориальным сообществам. Эти сообщества — и место приложения гражданских усилий учащихся, поле социально исследовательской и проектной деятельности, и мощная ресурсная база поддержки социального образования. Местное самоуправление и территориальная самоорганизация граждан, по сути, начинаются с ученического самоуправления и сами нуждаются в энергии и гражданском энтузиазме учащейся молодёжи.

Социальный или исследовательский проект, добровольческое служение, реализованные с пользой для местного сообщества, основанные на применении учащимися знаний и навыков, полученных в процессе обучения, разработанные и спланированные в процессе социального образования, позволят максимально сблизить школьное обучение и реальную жизнь, сформировать привлекательный образ взаимодействия школы и социума.

Школа как центр взаимодействия

Школа должна быть центром, координирующим усилия общества, направленные на образование, связывающим учебную и социальную жизнь ученика — и содержательно, и организационно. Российская школа всегда была одним из цивилизационных центров русского мира, средоточием его потенциальных сил и надежд, сферой приложения творческих и гражданских усилий русской общественности. В новой социальной реальности необходимо бережно сохранить это традиционное высокое значение школы для устройства общества и найти новые пути и средства, сообразные сегодняшнему дню, для того чтобы приблизить общество к школе, а ученика полнокровно подготовить к общественной жизни. □

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.