Научная статья на тему 'Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы'

Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1338
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / VALUABLE FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS / ТЕМП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / TEMP OF ECONOMICAL DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Олег Викторович

В своей статье автор доказывает необходимость повышения социальных компетенций учащихся и предлагает конкретные направления работы в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating the social competences within school educational process

In this article the author proves the necessity to improve the social competences of students, and suggests the concrete directions of work in this field

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы»



Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы

Олег Викторович Решетников,

директор Института общественного служения, психолог школы № 1910 ЮВАО, руководитель учебно-методического центра дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки Женского делового Центра Департамента труда и занятости населения г. Москвы, кандидат психологических наук, dobrovolec@inbox.ru

• компетентностный подход • идеология • ценностные основания образовательного процесса • темп экономического развития • образовательные программы •

Компетентностный подход в современном образовании и роль социальных компетенций

Компетентностный подход, который пришёл на смену «предметному», позволяет гибко реагировать на быстро меняющуюся социальную реальность. Ещё в прошлом столетии содержание учебных предметов в образовании в основном сохранялось на протяжении десятилетий. В начале нового тысячелетия обновление научных знаний в некоторых отраслях требует чуть ли не ежегодной ревизии. Причём эти изменения захватывают не только предметы математического и естественно-научного циклов, но и большинство гуманитарных. Если изменения в фундаментальных науках связаны, прежде всего, с убыстряющимся научным прогрессом, то изменения в гуманитарных науках связаны с тем, что социолог З. Бауман назвал «текучей реальностью», постоянно создающей новые смыслы и предающей забвению прежние. Лев Толстой уже не пишет новых романов, но наш взгляд на его произведения постоянно отыскивает новые фокусы внимания, находит смысловые подтексты, проясняющие современную нам историю.

Вторая причина, оправдывающая доминирование в образовании компетентностного

подхода — это девальвация подхода информационного. Всякое явление, достигнув своего предела, распадается с тем, чтобы дать питательную среду для прорастания нового либо чтобы вовсе исчезнуть. Информационная эпоха с развитием цифровых технологий достигла своего предела. Как и всякая добытая с избытком ценность, информация девальвировалась. Сегодня нельзя сказать учащемуся, что для его учебного успеха он должен прочитать определённое количество книг, усвоить определённый объём информации. Объём информации, который способен усвоить ученик, всегда будет ничтожен по отношению к существующим объёмам информации даже по самым малозначительным вопросам и предметам. Сегодня как никогда важна способность анализировать, сопоставлять, критически осмысливать новую информацию, выделять необходимый информационный континиум для решения практических задач.

Компетенции обладают существенными характеристиками, определяющими новый образовательный ландшафт:

• компетенции определяются в большей степени требованиями социальной и профессиональной практики;

• список и содержание компетенций гибко изменяются в соответствии с возникающи-

113

ми новыми требованиями образовательного процесса;

• компетенции предполагают включение в образовательный процесс больше возможностей для их практического освоения;

• компетенции требуют постоянной оценки, детально ориентирующей учащегося.

Существует ещё одна парадоксальная особенность компетенций — это повышение значимости идеологии. С одной стороны, компетентностный подход сужает пространство схоластических и идеологических форм обучения. Но, с другой стороны, это сужение порождает дефицит ценностных оснований образовательного процесса. Эта проблема решается путём включения в образовательный процесс социальных компетенций и создания широкого поля социальной практики учащихся.

В изучении литературы западный школьник освобождается от идеологических клише, заставляющих его видеть произведение в заданном ракурсе. Но при этом, осваивая социальные компетенции, школьник сам приобретёт необходимый ракурс в рассмотрении сложных жизненных явлений.

В Европе выделяется 8 групп основных компетенций:

• Общение на родном языке.

• Общение на иностранных языках.

• Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии.

• Компьютерная грамотность.

• Освоение навыков обучения.

• Социальные и гражданские компетенции.

• Чувство новаторства и предпринимательства.

• Осведомлённость и способность выражать себя в культурной сфере.

Этот список может меняться, иначе структурироваться, но его суть сохраняется — традиционные «школьные» компетенции дополняются социальными. Более того, социальные компетенции постепенно становятся ключевыми. Выдвижению социальных компетенций на первый план способствует ряд причин:

• Гуманитаризация экономики. Экономика перестаёт быть строго математической наукой и становится в большей степени на-

укой гуманитарной и, более того, сугубо социальной сферой деятельности.

♦ Повышение роли менеджмента. Огромное количество созданных товаров и предлагаемых услуг высокого качества нуждаются в эффективном менеджменте для их продвижения.

♦ Социализация товара. Современный товар получает достойную капитализацию, если он становится брэндом, а это уже во многом история социальная.

♦ Расширение рынка социальных услуг. Экономика социальных услуг по темпам роста опережает все традиционные отрасли (промышленность, транспорт и т.д.).

♦ Социализация понятия «<качество жизни». Список составляющих этого показателя постоянно пополняется социальными индикаторами.

♦ Глобализация. Требует навыков партнёрства и взаимодействия.

♦ Самоуглубление современного человека. Переход от экстенсивного и вертикального роста к сущностному личностному развитию в большей мере опирается на социальное.

♦ Идеологическая конкуренция. С падением Берлинской стены эта конкуренция не завершилась, тем более, что в современном мире она становится всё большей частью конкуренции экономической.

Одним из факторов замедленных темпов экономического развития стран так называемой «сырьевой экономики» также является низкий уровень социальной компетентности населения, не позволяющий эффективно социализировать полученную прибыль.

Важнейшую роль социальные компетенции играют в самом образовательном процессе. Во-первых, социальные компетенции ориентируют ученика в нравственных ценностях, а сам процесс обучения рассматривается как часть процесса личностного развития. По справедливому мнению авторов книги «Ценностное воспитание и качественное обучение», вопрос нравственного

114

воспитания — это не только вопрос гражданственности и личностной ответственности, но и центральная проблема качества обучения.

Во-вторых, социальные компетенции обеспечивают ученику эффективную социальную практику для развития полученных учебных навыков и знаний.

В-третьих, социальные компетенции, формирующие навыки обучения и эффективного мышления, позволяют значительно повысить эффективность обучения.

В-четвёртых, социальные компетенции позволяют ученику решать проблемы в эмоциональной, личностной и коммуникативной сферах и сосредоточиться на эффективном личностном росте.

В процесс современного российского образования формирование социальных компетенций структурно не включено, что является важнейшей задачей на ближайшую перспективу.

Понятие «социальные компетенции»

Навыки, необходимые для успешной социальной адаптации в научных исследованиях, активно рассматриваются с начала XXI века. Прежде всего, эти навыки выделяются с целью понимания, каким образом человек способен регулировать своё социальное поведение. Прежняя ориентация исключительно на нравственные регуляторы поведения не давала полного ответа об эффективности социальных коммуникаций, об условиях успешной социальной адаптации, о принципах регулирования сложного социального поведения. В последующих исследованиях была выявлена прямая связь социальной компетентности и психического здоровья человека. В настоящее время понятие «социальные компетенции» охватывает широкий спектр навыков, необходимых для личностной социализации. Существуют различные модели, описывающие понятие «социальные компетенции», конструируемые в зависимости от исследовательских задач. В современном западном образовании наиболее устойчиво рассматривается четырёхфакторная модель, включающая:

• Когнитивные навыки и умения — культурные и социальные знания, необходимые для эффективного взаимодействия в обществе (например, академические и профессиональные навыки и умения, способность принимать решения и работать с информацией).

• Коммуникативные и поведенческие навыки — самоконтроль поведения, эффективное взаимодействие, просоциальное поведение.

• Эмоциональный навыки — управление эмоциональными реакциями.

• Мотивационные аспекты — способность совершать нравственный выбор, ориентация на нравственные ценности, личностный рост.

Социальные компетенции непосредственно связаны с социальной средой личностного развития и в этой связи в различных социокультурных средах возникают различные требования к социальной компетентности.

Важным аспектом понимания социальной компетентности является её взаимосвязь с нравственным развитием человека. Адаптация к конкретной социальной среде не может выступать критерием личностной эффективности, поскольку сама социальная среда способна формироваться в условиях нравственной деструкции. В этом смысле сущностные личностные характеристики, выражающиеся в ориентации на высшие нравственные ценности, остаются за рамками понятия «социальная компетентность». Социальная компетентность не тождественна личностному развитию, а лишь инструментирует социальное поведение человека в современной сложной, многофакторной социальной среде. При этом эффективная социальная компетентность, безусловно, является важным фактором личностного развития.

Социальные компетенции, прежде всего, связаны с социальным поведением, которое ориентируется на общепринятые нормы. Собственного говоря, освоение этих общепринятых социальных норм поведения и является основной задачей социальной компетентности.

115

Социальная компетентность — это необходимые знания, навыки и опыт, способствующие осуществлению индивидом социального поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами и требованиями. Социальная компетентность обуславливается тремя основными уровнями социальных требований:

• Общечеловеческие социальные ценности.

• Социокультурные нормы и ценности, действующие на национальном уровне.

• Социальные нормы и требования конкретной социальной среды (региональный и местный уровни).

Также на конкретного человека оказывает давление ближайшее социальное окружение, чьи нормы и требования могут существенно противоречить декларируемым. В данной ситуации для человека возникает проблема выбора: либо вступить в конфликт с ближайшим окружением, либо осваивать два типа социальной компетентности — официальной и неофициальной. Ни для одного, ни для другого типа компетентности подобная проблема не возникает, и это возможное противоречие является одной из специфик социальной компетентности.

В современной России проблема низкой социальной компетентности усугубляется низкой культурой просоциального поведения. Многие годы специалисты исследовали различные аспекты антисоциального поведения, и при этом на периферии научных исследований оказалась тема просоци-ального поведения.

Социальная компетентность включает в себя следующие основные содержательные аспекты:

• Когнитивный — необходимый уровень развития мышления, информационная осведомлённость, способность анализировать поведенческую информацию.

• Коммуникативный — эффективное взаимодействие, способность выразить себя и принять другого.

• Эмоциональный — способность к управлению собственными эмоциями.

• Мотивационно-личностный — ориентация на общепринятые нормы и ценности, личностная осознанность, способность к целе-полаганию в личностном росте и социальном поведении.

Содержание образовательных программ, направленных на формирование социальных компетенций

Содержание социальных компетенций во многом обуславливается реальной ситуацией социального развития. Так, например, в школах Великобритании один из основных учебных предметов — PSHE, направленный на освоение школьниками социальной компетенции, в разные годы в зависимости от текущих социальных ожиданий расшифровывался различно. Предмет включён в школьные программы в 2000 году и только за одно десятилетие означал:

• PSE (Personal and Social Education) — личностное и социальное образование.

• PSHE — личность, социум, здоровье и образование.

• PSHE — личность, социум, здоровье, эмоции.

• PSHEE (Personal Social Health Economic Education) — личность, социум, здоровье, экономика и образование.

Коррекция содержания данного учебного курса связана с конкретными социальными задачами современного общества и отражает способность образовательного процесса гибко реагировать на новые возникающие требования.

Образовательный процесс наилучшим образом отражает существующие представления об актуальном содержании социальных компетенций. Последнее десятилетие особенно активно во всём мире пересматриваются типовые учебные программы с целью адекватного ответа на современные вызовы. В своём традиционном социологическом обзоре Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2008 год называет основные тенденции, которые будут влиять на развитие образования в ближайшее время:

116

1. Старение населения — больше пенсионеров, меньше трудоспособной молодёжи.

2. Глобальные вызовы — перенаселение, глобальные проблемы экологии, перемещение населения, неравенство богатых и бедных.

3. Новый экономический ландшафт — наукоёмкая экономика услуг, глобальная экономика.

4. Изменения в сфере труда и занятости — люди меньше закреплены на рынке труда, жизнь меньше зависит от работы.

5. Общество знаний — роль образовательных достижений, увеличение инвестиций в образование, неравенство в сфере образования различных стран.

6. Информационные технологии — увеличение роли ИКТ, цифровая революция, расширение интернет пространства.

7. Гражданственность и государство — изменение форм участия в политической жизни, роль государства всеобщего — больше ответственности населения.

8. Социальные связи и ценности — жизнь в более разнообразных семьях, меньше социального взаимодействия, более разнообразные ценности, меньше доверия авторитетам и больше потребности в самовыражении.

9. Устойчивое благосостояние под вопросом — растущее изобилие и растущее потребление энергии, повышение неравенства, образ жизни с риском для здоровья.

Американские педагоги в работе «Учебная программа 21: необходимое образование для меняющегося мира» также задаются вопросом о необходимых изменениях в учебных программах в связи с меняющимся миром. Одним из основных трендов они считают то, «что новые технологии в сочетании с социальной и культурной адаптацией изменяют наши представления о знаниях и создают новые авторитеты».

К основным факторам, определяющим возрастание социальных компетенций и определяющих их содержание, следует отнести:

• кризис социального инфантилизма —

повышение индивидуальной роли и ответственности граждан в большинстве стран мира, снижение значения внешней власти и усиление индивидуальных возможностей для реализации личностного потенциала, смена социальной парадигмы государств всеобщего благосостояния;

• социализация экономики — на развитие экономики влияет всё больше социальных факторов, таких, например, как социальный капитал;

• социальная сфера как арена самоактуализации — всё больше людей связывают свои основные жизненные цели с достижениями в социальной сфере (в том числе в социальных сетях), отдавая меньше предпочтения таким сферам, как власть, бизнес, силовые структуры и проч.;

• образ жизни с рисками для здоровья — нарушение психического здоровья, нарушение питания, аддикции и т.д.;

• ценностный и культурный плюрализм — необходимость ориентироваться в многообразных ценностях, прогнозировать последствия социального и культурного выбора, взаимодействовать в сложных социальных системах отношений.

В качестве примера можно привести основные направления PSHE в программе средней школы Priory Woods School (г. Мидлсбо-ро, графство Северный Йоркшир, Англия). Эта программа учитывает четыре официальных документа Министерства образования Великобритании, которые регламентируют образовательную политику в сфере социального образования для школьников:

• Карьерная образовательная политика.

• Политика равных возможностей.

• Политика сексуального воспитания.

• Антинаркотическая политика.

В школе предмет преподают по четырём основным направлениям:

• Гражданство и уважение к окружающей среде.

• Самостоятельное проживание и профессиональная подготовка.

117

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Здоровый образ жизни и антинаркотическое образование.

• Взаимоотношения и сексуальное воспитание.

Школы Великобритании имеют значительную свободу для формирования учебной программы PSHE в зависимости от интересов и потребностей учеников, родителей, местного сообщества и с учётом возможностей образовательной среды.

В США разработана специальная программа для учащихся колледжей, ориентирующая их в необходимости приобретения социальных компетенций в следующих целях: знать себя, осознавать свои ценности, развивать свою компетентность, управлять своей жизнью, расширять свои ресурсы, строить блестящее будущее.

Эта программа, помимо США, используется в аналогичных образовательных учреждениях Австралии, Бразилии, Японии, Кореи, Мексики, Сингапура, Испании, Великобритании и включает в себя следующие разделы:

• Установление связей, необходимых для эффективного обучения.

• Строительство отношений и коммуникационные навыки.

• Тайм-менеджмент.

• Развитие индивидуального стиля обучения.

• Развитие навыков мышления.

• Развитие общеучебных навыков и памяти.

• Подготовка к экзаменам и учебным испытаниям.

• Запись и чтение учебной информации.

• Самовыражение.

• Забота о своём физическом и психическом здоровье.

• Управление финансовыми ресурсами.

• Управление карьерой.

Содержание понятия «социальные компетенции» регламентируется различными документами о ключевых компетенциях обучения в течение жизни. Так, например, Рекомендации Парламента и Совета Европы следующим образом описывают понятие «социальные компетенции»: «личные, межличностные и межкультурные компетенции охватывают все формы поведения, которые позволяют индивидам эффективным

и конструктивным образом участвовать в общественной и трудовой жизни и, в частности, во всё более разнообразных формах общественной жизни, а также при необходимости разрешать конфликты. Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в гражданской жизни, основываясь на знании социальных и политических понятий и структур и готовности к активному и демократическому участию:

• Социальная компетенция связана с личным и общественным благополучием, которое требует понимания того, как индивиды могут обеспечить оптимальное психическое и физическое здоровье, в том числе как ресурс для него и его семьи, его ближайшего социального окружения, а также знания о том, как здоровый образ жизни может этому способствовать.

• Гражданские компетенции базируются на знании понятий демократии, справедливости, равенства, гражданства и гражданских прав, включая текст Хартии о фундаментальных правах в Европейском сообществе и международных деклараций, а также на знании того, как они применяются различными институтами на местном, региональном, национальном, европейском и международном уровнях».

В учебные программы по формированию «социальных компетенций» включаются различные актуальные проблемы. Например, в учебных программах европейских школ в 2011/2012 учебном году большое внимание уделено проблеме буллинга — третирования, запугивания одноклассников (англ. bullying).

В целом основными направлениями учебных программ, формирующих социальную компетентность школьников, являются:

• Ответственная гражданственность, социальное участие и добровольческое служение.

• Развитие когнитивных и мыслительных функций, формирование общеучебных умений и навыков, развитие воображения и творческих навыков.

• Охрана окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам.

118

• Здоровый образ жизни, психическое здоровье, основы медицинских знаний.

• Сексуальное здоровье и сексуальные отношения.

• Социальные взаимоотношения в обществе, в группе, в семье и т.д.

• Экономическое образование, формирование компетенций необходимых для новаторства и предпринимательства.

• Профориентация, карьерный рост.

• Правосознание.

• Управление эмоциональным поведением.

• Профилактика алкогольной, табачной и наркотической зависимостей.

• Личностный рост и развитие.

Формирование социальных компетенций

В процесс формирования социальных компетенций включены различные современные социальные институты: образование, социальное служение (организация добровольческой и благотворительной деятельности), просветительство, СМИ, информационное сетевое пространство и т.д.

Многие аспекты понятия «социальная компетентность» имеют выраженное идеологическое значение и регулируются на государственном уровне как вопросы национального интереса. К наиболее актуальному списку подобных вопросов, в качестве примера, возможно отнести следующие:

• Осознание гражданственности и навыки, необходимые для гражданской активности.

• Коммуникации в сфере межэтнических, интеркультурных отношений.

• Преодоление поведенческих стереотипов, провоцирующих агрессию, ненависть, нетерпимость.

• Компетенции, связанные со здоровым и безопасным образом жизни и т.д.

Социальные компетенции формируется, как и всякие иные, в триаде: мотивация, научение, практика. Для конкретизации понимания процесса формирования социальных компетенций можно предложить модель, состоящую из 10 основных элементов, предложенных в таблице:

Мотивация • Убеждение в актуальности

• Актуализация личностной потребности

Научение • Информирование

• Осведомлённость

• Ориентирование

• Тренинг

• Саморазвитие

Практика • Учебная практика, практическая ориентированность учебного процесса

• Моделирующая практика

• Реальная деятельность

• Убеждение в актуальности

Основные механизмы формирования убеждённости в актуальности конкретных социальных компетенций — это государственная пропаганда и социальная реклама (как формальная, так и не формальная, например распространяемая в социальных сетях). Так, ролики с описыванием ужасающих последствий принятия наркотических веществ входят в плейлисты многих молодых людей, имеющих страницы в популярных социальных сетях.

Однако убеждённость в актуальности ещё не является личностной установкой, служит лишь некоторой благоприятной препозицией.

• Актуализация личностной потребности

Для того чтобы убеждённость в актуальности стала реальной мотивацией для деятельности, необходима актуализация личностной потребности. Иногда подобной актуализации можно достичь на общем фоне убеждённости в актуальности, но чаще требуется индивидуальная работа. Например, молодые люди осознают актуальность проблемы активного гражданского участия, преодоления расовой ненависти и социальной нетерпимости, вредных привычек, но не связывают эти проблемы со своими личностными потребностями. Эта как бы актуальность «вообще», для всех в целом, но не лично для меня.

119

Но без актуализации личностной потребности нет смысла в дальнейшем социальном образовании, поскольку оно не достигнет своей цели. Безусловно, формой актуализации личностной потребности не может выступать необходимость сдачи экзамена и любая другая форма учебного контроля.

• Информирование

Информирование предполагает сообщение определённого континуума информации, достаточного для описания и понимания того или иного явления, связанного с формируемыми социальными компетенциями.

• Осведомлённость

В отличие от информированности осведомлённость предполагает эмоционально-личностное отношение к полученной информации и осознание способов её применения. Также осведомлённость включает в себя способность к аналитической работе с полученной информацией.

К сожалению, довольно часто процесс формирования социальных компетенций сводится всего к двум пунктам — информированию и осведомлённости. Например, после проведения лекции о здоровом образе жизни делается вывод, что слушатели овладели необходимыми компетенциями. В реальности слушатели остались проинформированы, в лучшем случае осведомлены о конкретной проблеме, что само по себе не свидетельствует о готовности и способности использовать необходимые компетенции в личной жизни.

• Образовательное ориентирование

Важнейшая современная педагогическая функция — это образовательное ориентирование. Жизнь современного человека максимально насыщена потенциальными возможностями для развития и образования — электронные ресурсы, огромная номенклатура по любому социальному вопросу, развивающие возможности городской среды и т.д. Эти возможности облегчают роль педагога, который ещё недавно выступал в качестве универсального источника учебной информации. В то же время возникает новая проблема — навигация в огромном информационном пространстве. По-

добная навигация, с одной стороны, помогает избежать ложных представлений, а с другой стороны, экономит время педагогического взаимодействия. Освобождающееся от подробного информирования время может быть направлено на межличностный диалог педагога и воспитанников.

• Тренинг

Тренинг — в буквальном смысле упражнение — это специальные приёмы, которые позволяют формировать конкретные социальные навыки в рамках учебного процесса.

• Саморазвитие

Важнейшая задача по формированию социальной компетентности — помощь ученику в составлении программы саморазвития, его дальнейшее консультирование и при необходимости наставничество.

• Учебная практика, практическая ориентированность учебного процесса

Для социальных компетенций большое значение имеет возможность применения полученных навыков на практике — последовательно от учебной к реальной социальной деятельности.

Во многих странах стал распространённым новый метод обучения, получивший название service-learning или обучение посредством социального служения. Подобная учебная практика решает сразу две задачи, во-первых, у учащихся формируются нравственные ценности гражданского служения, а во-вторых, в реальной практической деятельности закрепляются полученные теоретические знания.

Традиционная учебная программа, состоящая из трёх разделов: знать, уметь, выполнять, например, средней школы в США, дополняется четвёртым разделом — практическое применение. Педагог в этом разделе указывает, каким образом полученные знания ученик может применить на практике, и, что важно, эта практика должна иметь гражданскую ценность.

Для социальных компетенций этот принцип важнее вдвойне, поскольку только реальное социальное поведение может свиде-

120

тельствовать о сформированности той или иной социальной компетенции.

• Моделирующая практика

Данная практика в отличие от учебной предполагает большую свободу и самостоятельность ученика и большую приближённость к реальной социальной деятельности. При этом моделирующая практика предполагает участие экспертов и наставников, способных корректировать применение полученных социальных навыков.

• Реальная социальная деятельность

Самостоятельное, независимое применение социальных компетенций в реальной повседневной жизни.

Для лучшего понимания цикла формирования компетенций я бы предложил четырёх-частную модель:

• Информационная осведомлённость — получение информации, актуальной для освоения компетенции.

• Ценностная осознанность — компетенции, в особенности социальные, гуманитарные, не могут быть рассмотрены вне своего ценностного контекста и требуют осознания базовых аксиологических принципов.

• Рефлексивное приятие — это важнейший элемент освоения компетентности, понимание компетенции как личностно актуальной, востребованной, удовлетворяющей сущностные личностные потребности и включённой в Я-концепцию.

• Практическое применение — компетенция не может считаться освоенной, если она не применяется на практике.

Формирование только одного из указанных элементов или даже нескольких, но без их полноты, не могут гарантировать успех в освоении компетенции.

Основная триада формирования социальных компетенций выглядит следующим образом:

• Формальное образование (в т.ч. учебная практика).

• Неформальное образование (в т.ч. система тренингов).

• Общественные организации (в т.ч. воспитательная среда системы образования).

Так, например, в учебных программах образовательных учреждений США есть учебный курс, рассчитанный на возраст от 5 до 25 лет, который называется «Изучаем и служим Америке». Суть этого курса — подготовка молодых людей к добровольческому служению. В системе формального образования учащиеся получают первичную информацию, формируется их мотива-ционная готовность к социальному служению на благо родной страны. В системе неформального образования учащиеся развивают те социальные навыки служения, которые больше соответствуют их индивидуальным интересам. В общественных организациях молодые люди в реальной практике реализуют полученные навыки. Таким образом, детские и молодёжные общественные организации являются не просто формой досуга молодёжи, а важнейшим компонентом национальной системы социального образования и воспитания.

По сути, эта модель близка той, которая ре-ализовывалась в пионерской и комсомольской организациях времён СССР. Более того, можно составить целый список советских подходов к организации учебной и воспитательной работы с учащимися, которые были разработаны в СССР и сейчас активно реализуются в образовательных моделях многих стран, но преданы забвению в России:

• практическая ориентированность учебного процесса;

• оценка и поддержка личностного развития ученика;

• воспитательная работа в школе;

• система гражданского и социального образования в детских и молодёжных общественных организациях и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школа мотивирует ученика на формирование социальных компетенций, дополнительное образование с учётом индивидуальных особенностей ученика развивает необходимые компетенции. Но всё это не имело бы значения, если бы у учеников не было реальной возможности реализовать полученные компетенции на практике.

121

Так, например, в Российском государственном социальном университете был разработан и проведён учебный курс «Социальное и гражданское служение молодёжи». Курс ориентировал студентов на социальные навыки, необходимые в добровольческой и благотворительной деятельности, для активного гражданского участия, для разработки и реализации социальных проектов. Более 90% студентов признали актуальность полученных навыков, почти 100% студентов разработали самостоятельные социальные проекты. Но при этом чуть более 10% студентов представляют, где и как на практике они могут эти проекты реализовать. Так, например, среди студентов, обучающихся по направлению «политология», из 40 первокурсников только 5 человек к моменту поступления в вуз имели опыт участия в общественных организациях.

Развитие реальной социальной и гражданской практики современной российской молодёжи — важнейшая задача для формирования социальной компетентности молодого поколения на ближайшую перспективу.

Существует также система специального социального образования, предполагающая формирование социальных компетенций у особых групп населения:

• превентивное социальное образование;

• работа с группами риска;

• помощь, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации (расширение культурного и социального капитала);

• медицинские программы формирования социальных компетентностей.

Превентивное социальное образование предполагает прохождение психологических и социальных тренингов людьми, совершившими правонарушения. Подобные тренинги являются одной из форм судебного принуждения. Например, молодому человеку, который проявляет агрессию, может быть присуждено определённое количество часов тренингов, направленных на формирование необходимых компетенций для контроля за своим агрессивным поведением. В зависимости от успешности тренинговой работы принимаются дальнейшие судебные решения. Аналогичная работа применяется для людей, входящих в группы социального риска, например,

склонных к насилию, к употреблению психоактивных веществ и т.д. Важную роль социальное образование играет в жизни людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поскольку позволяет им расширить свой культурный и социальный капитал, более эффективно включиться в жизнь общества. В системе здравоохранения также разрабатываются программы по формированию социальной компетентности, позволяющие формировать навыки здорового образа жизни. Для людей с нарушениями психического здоровья разрабатываются когнитивные тренинги, предваряющие психотерапевтическую работу, позволяющие повысить эффективность мыслительной деятельности, а следовательно, и эффективность психотерапевтического воздействия.

Кто реализует программы повышения социальной компетентности?

Педагоги — во многих странах педагогии работают в системе образования с молодыми людьми в возрасте от 5 до 25 лет. Для их подготовки и повышения квалификации в сфере социального образования создаются специальные профессиональные ассоциации.

Социальные работники — реализуют программы социального образования, как с молодыми так, и со взрослыми людьми.

Общественные организации — большинство известных общественных организаций разрабатывают и реализуют уникальные программы социального образования и включаются в реализацию общенациональных.

Специализированные центры социального образования — создаются в соответствии с различными направлениями формирования социальных компетенций, проводят тренинги и специальные учебные программы.

Наставники и консультанты — в системе современного социального образования широко распространены различные формы социального наставничества, коучинга, консультирования по проблемам формирования социальных компетенций.

122

Семья — разработаны специальные программы, включающие родителей в формирование социальной компетентности детей.

Просветительские организации — важный элемент социального образования.

В России существуют многие элементы социального образования, но что существенно снижает его эффективность, так это отсутствие системы социального образования. Участие детей и молодёжи в общественных организациях невелико и составляет в среднем не боле 5-10% учащейся молодёжи. В Европе охвачено общественными организациями более 60% молодых людей. В школьных программах практически отсутствуют учебные курсы по формированию социальных компетенций. Воспитательная работа в современной школе также не является системным элементом образовательного процесса. Даже психологическая служба школы недостаточна, сопряжена и с учебным процессом, и с социальным образованием учащихся.

Чаще всего молодые люди активно участвуют в программах, близких по своему содержанию к социальному образованию в летних оздоровительных лагерях. Но эти программы не квалифицируются как систе-

ма социального образования, не проходят экспертизу и не имеют общей координации. Так, например, в летний период года в лагерях оздоравливается около 440 тысяч московских школьников — это чуть менее половины учащихся школ и лицеев. В системе профессионального образования подобные программы системно вообще не реализуются, а это в Москве более миллиона учащихся.

Задача развития системы социального образования и просвещения, формирования социальной компетентности молодёжи является одной из наиболее актуальных для развития современной социальной сферы. В России эта задача особенно актуальна, поскольку после распада СССР так и не была создана система формирования социальных навыков, необходимых для успешной социализации в современном обществе. Навыки гражданского и демократического участия, эффективного личностного роста, навыки формирования карьерного и профессионального развития, компетенции успешных межличностных взаимоотношений — всё это формируется стихийно, вне системы и с результатами, недостаточными для проведения политики в сфере инновационного развития, социальной модернизации и социализации государства.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Пример программы формирования социальных компетенций «Социум. Личность. Интеллект. Профессия Здоровье. (СЛИ-ПЗ)», которая реализуется в качестве элективного курса для учащихся 8-11 классов школы № 1910 ЮВАО г. Москвы

Программа слипз

В чём значение социальных компетенций

• Стимулирование личностного развития и повышение эффективности процессов социализации.

• Повышение конкурентоспособности кадрового потенциала страны.

• Профилактика социальных нарушений.

• Помощь родителям в воспитательной работе.

• Подготовка молодых людей к жизни в обществе.

Содержание программы формирования социальных компетенций

Программа может быть названа СЛИПЗ

и включать следующие элементы:

Социум (социальные и организационные компетенции) — общение и взаимодействие, коммуникативные компетенции, умение работать в команде, гражданские компетенции, социальное поведение, социальное проектирование и т.д.

123

Личность (психологические компетенции) — личностный рост и оценка личностного развития, управление эмоциональным поведением, оценка личностного потенциала, преодоление психологических проблем, психология семейных отношений и т.д.

Интеллект (когнитивные и информационные, ментальные компетенции) — когнитивный тренинг, тренинг учебных навыков, работа с информацией, критическое мышление, творческое мышление и т.д.

Профессия (профессиональные компетенции) — профориентация, отношения к труду, предпринимательство и инновации, тренинг профессионального потенциала личности, управление карьерным ростом и т.д.

Здоровье (социально-медицинские компетенции) — социальная профилактика заболеваний, профилактика психического здоровья, компетенции здорового образа жизни, медицинские навыки и т.д.

Формы реализации программы

• Разработка концепции формирования социальных компетенций учащихся.

• Внедрение технологии «Оценка личностного развития учащихся» (Технология защищена как диссертация, использована в реализованном федеральном НИРе, внедрена как тема городской экспериментальной площадки в московских школах).

• Разработка технологии «Оценка уровня социальных компетенций учащихся». Технология может представлять собой многоуровневые тесты, позволяющие определить уровень социальной компетентности по указанным направлениям.

• Разработка учебно-тренинговых программ и пособий, соответствующих направлениям формируемых компетенций. Часть тренингов и занятий должна быть адресована родителям.

• Создание экспериментального научно-образовательного центра «Формирование социальных компетенций учащихся», который мог бы работать по следующим направлениям: повышение квалификации и консультации для специалистов, тренинги для детей, тренинги для родителей.

Темы программы СЛИПЗ

Вводные темы:

• Введение в психологию.

• Понятие «личность».

• Понятие «социум».

• Возрастные особенности психологического развития.

Блок «<Личность»:

• Личность. Личностное самовосприятие и самоценность.

• Формирование личности. Мотивация личностного роста. Планирование личностного роста. Личностное саморазвитие. Миссия личности.

• Индивидуальность личности. Индивидуальный стиль самореализации. Понимание индивидуальных личностных особенностей.

• Сознание и деятельность.

• Эмоциональный интеллект. Зрелость эмоционального развития.

Блок «Социум»:

• Коммуникации. Коммуникационные компетенции. Самопрезентация. Межличностная коммуникация. Работа в группе. Речевая коммуникация. Невербальная коммуникация. Сетевая коммуникация.

• Социальная зрелость. Социальная ответственность. Организационные навыки.

• Семья. Отношения с родителями. Отношения с братьями и сёстрами, другими родственниками. Отношения супругов. Отношения с пожилыми родственниками. Соседские отношения. Отношения с детьми.

• Гражданственность и социальное служение. Гражданственность. Общественная активность. Благотворительность и милосердие. Добровольчество. Демократические навыки. Лидерские качества.

• Межкультурное взаимодействие. Межнациональное. Межрелигиозное. Профилактика социального насилия. Отношение к людям с особыми потребностями. Социокультурные компетенции.

Блок «Интеллект»:

• Психическое развитие. Волевые процессы. Интеллект и мышление. Перецептивные процессы. Память. Организация интеллек-

124

туальной деятельности. Общая осведомлённость.

• Академические компетенции. НОТ. Работа с учебной информацией. Устный ответ. Самообразование. Построение индивидуальной образовательной траектории. Ориентация в информационно-образовательном пространстве.

• Исследовательская работа. Навыки про-блематизации. Индивидуальный исследовательский потенциал. Навыки системного анализа. Навыки осуществления выбора и принятия решений. Навыки сравнительного анализа. Навыки учебно-исследовательской работы.

• Критическое мышление. Противодействие манипуляциям. Ложная информация.

• Работа с информацией.

• Творчество и воображение. Креативные навыки.

Блок «<Профессия»:

• Карьерный рост. Карьерное портфолио.

• Психология профессионального выбора.

• Развитие способностей.

• Деловая психология.

• Новаторство и предпринимательство.

Блок «Здоровье»:

• Профилактика аддикций.

• Психология здорового образа жизни.

• Профилактика психического здоровья.

• Социальное здоровье.

Приложение 2

Пример ориентирующих тестовых заданий для самооценки развития социальной компетентности.

Блок «Личность». Тема «Личностное развитие».

Вопросы сформулированы по двум типам: «опыт» — что уже реально делается, и «мотивация», что готов делать, с чем согласен.

Оценка выставляется по шкале от 1 до 10 по возрастающей степени утвердительности.

Анализ результатов — содержательный.

• Определение целей личностного развития, личностной миссии.

• Я могу сформулировать, какие личностные цели я хотел бы достичь.

• У меня есть представление об образе совершенной личности.

• Я считаю, что у меня есть моё личное предназначение.

• Я стремлюсь действовать так, чтобы реализовать свой личностный потенциал.

• Мои жизненные цели и устремления определяются моими нравственными ценностями.

• Обо мне можно сказать — я знаю, чего хочу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Актуализация ресурсов личностного развития.

• Я сознательно преодолеваю трудности, если это способствует моему личностному развитию.

• Я способен находить возможности для моего личностного роста.

• Я знаю, что полезно, а что нет для моего личностного развития.

• Я способен оценить свой личностный потенциал.

• Я знаю свои возможности и ограничения на пути личностного развития.

• Обо мне можно сказать — я знаю, как достичь своих личностных целей.

• Управление карьерным и личностным ростом.

• В моей жизни есть время для специальных занятий, тренингов, упражнений, самостоятельного размышления, направленных на мой личностный рост.

• Я осознаю цели своего личностного развитию на ближайшую перспективу.

• Я веду дневник личностного роста или, во всяком случае, способен его составить.

• Я веду своё карьерное портфолио.

• У меня есть внутренний план личностного развития.

• Обо мне можно сказать, что я самостоятельно реализую цели личностного развития.

• Мотивация личностного саморазвития.

• Я способен вдохновлять других людей стремиться к личностному развитию.

125

• Я осознаю внутренние причины, побуждающие меня к личностному росту.

• Я осознаю внутренние причины, препятствующие моему личностному росту.

• Для меня личностное развитие не менее значимо, чем образование и карьера.

• Личностный рост занимает важное место в моей жизни.

• Обо мне можно сказать, что личностный рост — моя важная жизненная цель.

• Определение личностных потребностей и проблем.

• Я стремлюсь осознать свои личностные проблемы и при необходимости обращаюсь к другим людям, в том числе специалистам, чтобы в них разобраться.

• Я ясно осознаю свои личностные потребности и что необходимо для их удовлетворения.

• Для меня не вызывает затруднения назвать свои основные личностные проблемы.

• Я стараюсь решать свои личностные проблемы, а не делаю вид, что их не существует.

• Как правило, я осознаю причины своих личностных проблем.

• Обо мне можно сказать, что я знаю свои потребности и осознаю свои личностные проблемы.

• Оценка личностного развития.

• У меня есть внутренние критерии — показатели личностного развития.

• Я способен объективно разобраться в «плюсах» и «минусах» своего личностного развития.

• Я принимаю критику от других людей, поскольку считаю, что это способствует моему личностному развитию.

• Слушая суждения других людей о себе как о личности, стремлюсь осознать их объективные причины.

• Я использую специальные методики, позволяющие оценить мой личностный рост.

• Обо мне можно сказать, что я способен дать оценку своему личностному росту. □

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.