Научная статья на тему 'Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса'

Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС УЧЕНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВАЛЕОПСИХОЛОГЖЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / MENTAL HEALTH / PHYSICAL HEALTH / THE PSYCHO-MEDICAL EDUCATIONAL STATUS OF THE SCHOOLBOY / EDUCATIONAL VALUES / VALEOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна, Павлюк Ольга Ильинична, Добрянская Рушания Гавасовна

Ставится и обсуждается проблема психического и соматического здоровья детей, поступающих в школу, и его динамики в течении первых четырех лет обучения. Осуществляется попытка реализовать проект развития новых форм и содержаний образовательного процесса. Рассматриваются направления работы с педагогами в плане повышения их психолого-медико-педагогической компетентности. Постулируются концептуальные положения сотрудничества академической нгуки и психолого-педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна, Павлюк Ольга Ильинична, Добрянская Рушания Гавасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical-Psychological Support of Educational Process

Is put the problem of mental and somatical health of children acting in school, and his dynamics during first four years of training is discussed. The attempt is carried out to realize the project of development of the new forms and contents of educational process. The directions of work with the teachers are considered by way of increase them of psycho-medical educational competence. Is postulated conceptual rules of cooperation of an academic science and psycho-pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса»

1. Изменение отношения к подростку в семье (работа с семьей), изменение отношения учителей, увеличить количество положительных оценок.

2. Организация режима дня, где есть место не только приготовлению уроков, но и тем занятиям, которые приносят ребенку радость, где он может проявить самостоятельность, инициативу.

3. Рационализация иррациональных мыслей.

4. Обучение приемам саморегуляции (метод расслабления Джекобсона), повышение социальной компетенции, развитие навыков общения.

Коррекционные мероприятия

Встречи с родителями, где рассказывается о таком состоянии, как депрессия, подробно говорится о причинах и последствиях этих нарушений. По мере возможности рационализируются иррациональные когниции родителей. Указываем на недопустимость физических наказаний, недопустимость выплескивания отрицательных эмоций на ребенка. Отцу предлагается принять большее участие в воспитании сына. Вместе с подростком, родителями составляется режим дня, выделяем время для свободных занятий,

приносящих удовольствие (просмотр любимых передач, игры на улице и др.) Специально выделяем время для сбора в школу. Отец контролирует, все ли подросток взял, не забыл ли ручку, карандаш и т.д. На индивидуальных занятиях проводим рационализацию

иррациональных мыслей, разбираем проблемные ситуации, рассказываем о методах саморегуляции. Обсуждаем стратегию предупреждения рецидивов: анализируем, кто из известных подростку людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения; обсуждаем ситуации с высоким уровнем риска, людей, события места, которые провоцируют срыв; обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков;

обсуждаются вопросы о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

На групповых занятиях вырабатываем навыки общения, навыки оптимального выхода из критических ситуаций.

Проведенная таким образом работа позволила улучшить состояние школьника, изменить мысли ребенка_ привести в соответствии с ними чувства и поведение: Женя стал более активным и жизнерадостным.

CORRECTION of PSYCHIC RIGIDITY and DEPRESSION of the TENDENCIES at the YOUNGER TEENAGERS with DELAYS of MENTAL DEVELOPMENT.

W.F. Garmanova (Bijsk) The summary: The features of display of psychic rigidity and activity at normative children and teenagers with delays of mental development (DMD) are studied. On the basis of the received data, the correctional program based on conceptual rules of cognitive-behavioral psychology is under construction. Will be carried spent the behavioral analysis, the purposes of correction and correctional measures directed on transformation of irrational ideas and installations, and also - skills of an exit from crisis situations are defi. Key words: Psychic rigidity, normative teenager, delay of mental development (DMD). school adaptation, activity, depression, irrational idea, desadaptation behavior.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (из опыта сотрудничества) Н.В. Козлова, О.И. Павлюк, Р.Г. Добрянская (Томск)

Аннотация: Ставится и обсуждается проблема психического и соматического здоровья детей, поступающих в школу, и его динамики в течении первых четырех лет обучения. Осуществляется попытка реализовать проект развития новых форм и содержаний образовательного процесса. Рассматриваются направления работы с педагогами в плане повышения их психолого-медико-педагогической компетентности. Постулируются концептуальные положения сотрудничества академической нгуки и психолого-педагогической практики.

Ключевые слова: Психическое здоровье, физическое здоровье, психолого-медико-педагогический статус ученика, образовательные ценности, валеопсихологжеская компетентность педагога.

На сегодняшний день педагоги и психологи школ испытывают острый недостаток в научно обоснованных программах ранней диагностики, профилактики и психокоррекции нарушений во всех сферах развития личности учащихся и их психического и соматического здоровья. Это связано с тем, что при изучении здоровья детей,

поступающих в первый класс, - в 1997 году установлено, что в среднем только у 30,5% будущих первоклассников не выявлено отклонений в развитии, в 1999 году таких детей оказалось 12%. Более того, при мониторинге динамики соматического здоровья учащихся установлено,

Ш2

что за время обучения только в начальной школе уровень здоровья снижается в 4 раза.

Совместная работа общеобразовательной школы № 1 с Факультетом психологии ТГУ, построенная на принципах обоюдного продуктивного сотрудничества педагогов-практиков и ученых, позволило добиться некоторых результатов:

1. Разработаны основные подходы по систематическому отслеживанию медико-психолого-педагогического статуса ученика и динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Систематизированы направления психопрофилактической, психоразвивающей и психокор-рекционной работы по созданию медико-психолого-педагогических условий для формирования здорового образа жизни, сохранения физического и психического здоровья и развития творчества всех участников образовательного процесса.

3. Разработаны программы профилактики и коррекции для создания специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы здоровья и психического развития.

В ходе методических семинаров и на основании проведенной исследовательской работы определены основные образовательные ценности - здоровье и творчество, а это, в свою очередь, обозначило необходимость новых форм управления образовательным процессом:

1. Создание предметных кафедр: естественнонаучной, гуманитарной, валеологии, начальных классов.

2. Определение целей и задач школы и предметных кафедр:

Общая цель - оптимизация образовательной среды как среды обитания, для реализации выделенных приоритетных образовательных ценностей - здоровье и творчество. Воздействие на школьную среду по заданным параметрам позволяет создать благоприятные условия для самопознания, самоорганизации, саморегулирования, самовыражения всех участников образовательного процесса.

Естественнонаучная кафедра (математика, физика, астрономия, география, химия, информатика) - формирование у учащихся естественнонаучной картины мира.

Гуманитарная (языки, литература, история, правоведение, МХК) - формирование свободного коммуникативного пространства.

Кафедра валеологии (биология, экология, физкультура, ОБЖ, труды) - формирование адекватной внутренней картины здорового образа жизни.

Кафедра начальных классов - формирование нормальной школьной линии развития.

3. Формирование межвозрастного пространства через развитие клубно-секционной кружковой работы и развитие форм самоуправления.

4. Расширение форм деятельности, позволяющих развивать новое педагогическое мышление и методическое творчество педагога.

5. Разработка критериев анализа учебных занятий в соответствии с приоритетами школы (физическое и психическое здоровье учащихся, творческий потенциал личности и возможность его реализации, характер устремлений учащихся, характер действий учащихся, образ «Я» учащегося).

По всем направлениям утверждены планы тематических заседаний как основы повседневной деятельности, включающие и творческие отчеты педагогов по разработке учебных занятий. Сотрудничество с учеными Факультета психологии ТГУ способствовало изменению профессионального образа мира педагога, позволило перейти на новый содержательный уровень педагогической практики. Важная роль отводится повышению валеопсихологической компетенции педагога, способного вовремя распознать отклонения в развитии ребенка, помогающего школьнику сформировать адекватную картину мира (внешнего и внутреннего), умеющего творчески подходить к структуре урока, предупреждать развитие утомляемости и значительного эмоционального напряжения у себя и своих учеников. Продуктивными стали совместные семинары-тренинги с участием иностранных специалистов: трехступенчатый тренинг «Теория и практика медиаторной работы» (руководитель семинара д-р П. Шюлер, Германия); совместный российско-бельгийский семинар «Психолого-медико-социальная служба в системе образования и проблемы профилактики наркомании у школьников». Расширение психолого-педагогического кругозора учителя и повышение его валеосписхологической культуры привело к изменению его практической деятельности, появлению новых форм работы. Так, актуализация проблемы здоровья и здорового образа жизни участников педагогического процесса привело к снижению у первоклассников вновь возникающих случаев нарушения осанки с 28% до 18%, а в классах развивающего обучения от 33,3% до 4%.

Анализ результатов эспериментально-психологических исследований, проводимых в школе с 1993 года, определил составляющие деятельности школы как системы с программой и инструментарием его осуществления. Возможность реализации и отслеживания результатов определялись разработкой программ инте-гративного курса «Познай себя». Этот курс явился попыткой интегрировать то ценное, что наработано медико-психолого-педагогическим коллективом школы и Факультетом психологии ТГУ. Он представляет собой синтез психологического практикума «Занимательных задач», проблемных ситуаций, словесного, правового, музыкального, спортивного, танцевального, устного, письменного, графического плана, история имен, великих открытий, шедевров искусства и т.п. Это уроки свободы раскрытия своих потенциальных возможностей, где дети мыслят, обобщают, творчески импровизируют, выполняют действия, невыполнимые на других уро-

ках. Данный курс варьируется в зависимости от личностно-значимых возрастных особенностей и потребностей, ориентирован на самопознание и познание другого человека и мира - совершенствование себя и окружающего.

Опытно-экспериментальная работа сотрудниками Факультета психологии проведена по следующим направлениям: комплексное психофизическое, психологическое и медико-валеологическое исследование учеников первых, пятых, седьмых классов, обучающихся по различным образовательным программам; поиск экспертных критериев психологической экспертизы урока; изучение особенностей проблемных ситуаций в старшем подростковом возрасте и способов совладания с ними (копинг-стратегии поведения); поиск целесообразных стратегий целостного, системного развития школы «Творчества и здоровья».

Подходы к разработке новой концепции, построенные на принцииах обоюдного продуктивного сотрудничества педагогов-практиков и ученых, позволяющие уйти от готовых образцов и определить эффективность совместных поисков решения проблем, встроить адекватные концептуальные стратегии личностно-ориентированного инновационного обучения:

- соотношение движения от практических находок, приемов и методов - к их концептуализации и сознательным выборам в психолого-

педагогической культуре теоретических концепций с целью получения наиболее действенных образовательных результатов;

- выделение приоритетных образовательных ценностей с определением критериев их достижения и возможностью эмпирической проверки их проявления;

- организация учебно-воспитательного пространства как целостной системы взаимосвязанных переменных, в котором личность не только развивается, но реально формируется под влиянием образовательной среды;

- совместная продуктивная и творческая деятельность всех участников образовательного процесса через создание вневозрастного пространства с целью выражения индивидуальных и возрастных особенностей;

- учет ситуации жизни школы: контингента детей. Преобладающего статуса семей и их образовательных идеалов, кадрового состава школы, степени подготовленности педагогов. Потребности и возможности профессионального роста;

- осуществление подготовительной программы, основанной на проведении инновационных семинаров, тренингов с целью перестройки профессионального мышления.

MEDICAL-PSYCHOLOGICAL SUPPORT of EDUCATIONAL PROCESS (from experience of cooperation) N.V. Kozlova. O.I. Pavliuk, R.G. Dobrianskaja (Tomsk) The summary: is put the problem of mental and somatical health of children acting in school, and his dynamics during first four years of training is discussed. The attempt is carried out to realize the project of development of the new forms and contents of educational process. The directions of work with the teachers are considered by way of increase them of psycho-medical educational competence. Is postulated conceptual rules of cooperation of an academic science and psycho-pedagogical practice. Key words: Mental health, physical health, the psycho-medical educational status of the schoolboy, educational values, valeopsychological competence of the teacher._

634050, Томск, прЛенина.36, ТГУ,корпус НИИПММ, 1этаж, каб.145

телефоны: (3822) 410 100; 410 102

Наши представительства:

Новосибирск (383 2) 240 Кемерово (384 2 ) 362 763 Новокузнецк (384 3) 448 994 Барнаул (385 2) 260 443 Колпашево (382 54) 50 462 Стрежевой (382 59) 32 495

Mill I III I Mill

1ФПН,1П[.М<|1Н1Н1 I M Мм .м Г.г jifgyil'l I'M'Ii ТГИПМ Г И 11<(МФ1Н1ММ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.