Научная статья на тему 'Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здороья как основной элемент современного образования'

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здороья как основной элемент современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / CHILDREN''S DISABILITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ВНУТРИ ШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / INSIDE THE SCHOOL CONTROL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ / THE PSYCHO-PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF A PUPIL / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITY / МОНИТОРИНГ / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна

В статье рассматриваются условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработан комплекс мероприятий по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Произведен анализ нормативной основы адаптированной программы обучающихся. Представлен алгоритм составления адаптированной программы обучающихся. Отмечена необходимость соотношения целей и задач программы с ее планируемыми результатами, предложены условия разработки программы и требования, способствующие успешной реализации адаптированной основной общеобразовательной программы. Даны четкие инструкции по составлению пояснительной записки, титульного листа, основного содержания программы. Охарактеризованы планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Проанализированы основные блоки разрабатываемой программы. Рассмотрены основные показатели и формы оценки достижений, а также оценка успешности освоения предметов. Дана психолого-педагогическая характеристика обучающейся с задержкой психического развития, кратко проанализирован анамнез течения других сопутствующих заболеваний. Особый акцент сделан на использовании в работе педагогических принципов, являющихся основными в коммуникативной сфере обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В качестве навыков, необходимых в учебной деятельности, предложено развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета, формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTED SECONDARY PROGRAM FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AS A CORE ELEMENT OF MODERN EDUCATION

The article deals with the conditions for the adaptation of children with disabilities. A complex of activities on psycho-pedagogical and medico-social support is developed. The regulatory framework of the adapted program for pupils is analyzed. The algorithm of drawing up the adapted program for pupils is given. The necessity of the correlation of the goals and objectives of the program and its expected results is noted. The conditions of the development of the program and the requirements to facilitate the successful implementation of the adapted basic general educational program are proposed. The clear instructions on drawing up the explanatory note, the title page and the main content of the program are given. The expected results of the mastering of the adapted basic general educational program are characterized. The basic blocks of this program are analyzed. The main indicators and forms of the assessment of achievements and the assessment of the success of the mastering the objects are considered. The psycho-pedagogical characteristics of the pupil with mental retardation is given, the history of the flow of the other comorbidities is briefly analyzed. The particular emphasis is placed on the use of the pedagogical principles that are predominant in the field of communication of pupils with disabilities. The development of the skills of own activity planning, monitoring and verbal report is proposed as the skills required in the learning activities, the concepts, which will be based on clear and vivid images of real objects represented in a variety of relationships with each other, are formed with the help of subject-practical activity.

Текст научной работы на тему «Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здороья как основной элемент современного образования»

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ .

УДК 37:159.923.2

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОЬЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Степаненко Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, старший лаборант кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: natali-stepanenko@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработан комплекс мероприятий по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Произведен анализ нормативной основы адаптированной программы обучающихся. Представлен алгоритм составления адаптированной программы обучающихся. Отмечена необходимость соотношения целей и задач программы с ее планируемыми результатами, предложены условия разработки программы и требования, способствующие успешной реализации адаптированной основной общеобразовательной программы. Даны четкие инструкции по составлению пояснительной записки, титульного листа, основного содержания программы. Охарактеризованы планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Проанализированы основные блоки разрабатываемой программы. Рассмотрены основные показатели и формы оценки достижений, а также оценка успешности освоения предметов. Дана психолого-педагогическая характеристика обучающейся с задержкой психического развития, кратко проанализирован анамнез течения других сопутствующих заболеваний. Особый акцент сделан на использовании в работе педагогических принципов, являющихся основными в коммуникативной сфере обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В качестве навыков, необходимых в учебной деятельности, предложено развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета, формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом.

Ключевые слова: адаптированная основная общеобразовательная программа, ограниченные возможности здоровья, детская инвалидность, развитие, условия, внутри школьный контроль, педагогические технологии, психолого-педагогическая характеристика обучающейся, задержка психического развития, учебная деятельность, мониторинг.

ADAPTED SECONDARY PROGRAM FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AS A CORE

ELEMENT OF MODERN EDUCATION

© 2016

Mantrova Maria Sergeevna, candidate pedagogical sciences, senior lecturer in psychology and pedagogy Stepanenko Natalia Alexandrovna, candidate pedagogical sciences, senior research assistant of chair

psychology and pedagogy Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: natali-stepanenko@yandex.ru)

Аbstract. The article deals with the conditions for the adaptation of children with disabilities. A complex of activities on psycho-pedagogical and medico-social support is developed. The regulatory framework of the adapted program for pupils is analyzed. The algorithm of drawing up the adapted program for pupils is given. The necessity of the correlation of the goals and objectives of the program and its expected results is noted. The conditions of the development of the program and the requirements to facilitate the successful implementation of the adapted basic general educational program are proposed. The clear instructions on drawing up the explanatory note, the title page and the main content of the program are given. The expected results of the mastering of the adapted basic general educational program are characterized. The basic blocks of this program are analyzed. The main indicators and forms of the assessment of achievements and the assessment of the success of the mastering the objects are considered. The psycho-pedagogical characteristics of the pupil with mental retardation is given, the history of the flow of the other comorbidities is briefly analyzed. The particular emphasis is placed on the use of the pedagogical principles that are predominant in the field of communication of pupils with disabilities. The development of the skills of own activity planning, monitoring and verbal report is proposed as the skills required in the learning activities, the concepts, which will be based on clear and vivid images of real objects represented in a variety of relationships with each other, are formed with the help of subject-practical activity.

Keywords: the adapted basic general educational program, disabilities, children's disability, the development, the conditions inside the school control, pedagogical technologies, the psycho-pedagogical characteristics of a pupil, mental retardation, learning activity, monitoring.

Актуальность проблемы. Детская инвалидность -это одна из важнейших проблем во все времена, в особенности сегодня. В настоящее время происходит увеличение числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особую актуальность приобретает проблема создания эффективных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья [1]. Современные требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ [12] определяют, что целью программы является сопровождение процесса освоения адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ, позволяющей учитывать его особые образовательные потребности на основе осуществления двух подходов [6], а именно индивидуального и дифференцированного [2]. Когда мы говорим о создании безбарьерной среды [1] для детей

с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки [3]. Важный аспект реализации возможность посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья все виды учебных заведений, учреждений дополнительного образования, спортивных секций [5].

Под адаптированной основной общеобразовательной программой [7] следует понимать программу для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным условием разработки адаптированной программы выступает заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) [7], именно от ее рекомендаций будет зависеть возможность разработки адаптированной общеобразовательной программы с дальнейшей коррекцией учебного процесса и созданием

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...

условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ. Также она должна включать комплекс мероприятий по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Именно на основе заключения ПМПК для ребенка с ОВЗ составляется адаптированная образовательная программа и заключается договор между школой и родителями учащегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-об-разовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ и ориентировочных результатах инклюзивного обучения [4]. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ [9]. При разработке данного вида программ, есть два варианта их составления, первый - это разработка индивидуального маршрута, который включается в основную общеобразовательную программу, а второй вариант - это разработка индивидуальной адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ [8].

Степень исследованности проблемы. Нормативную базу любой адаптированной программы должны составлять следующие документы: 1. «Всеобщая Декларация прав человека» [16]; 2. «Конвенция ООН о правах ребенка»; 3. «Декларация ООН о правах инвалидов»; 4. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»; 5. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ) [17]; 6. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 02 декабря 2013 года); 7. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [11]; 9. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы; 10. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; 13. Устав образовательной организации [12].

Цели и методы исследования: Целью нашего исследования является педагогический анализ возможностей инновационного подхода в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ, необходимых для совершенствования инклюзивного образования в условиях школы. В качестве методов выступают: биографический метод, метод компетентных судей (то есть независимые оценки возможностей обучающегося с ОВЗ, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, а также анализ нормативных документов).

Основное содержание. Далее представлен алгоритм составления адаптированной программы: 1) титульный лист, где будет прописано наименование образовательной организации, название адаптированной образовательной программы (категория детей не указывается), гриф согласования и утверждения программы, Ф.И.О.

разработчиков программы, возраст (класс) учащихся, для которых разрабатывалась программа, год составления программы; 2) пояснительная записка, которая представляет биографический метод изучения семьи ребенка [10]. Профессиональная психологическая диагностика обучающихся с ОВЗ влияет на определение целей и задач обучения по предмету на фиксированный период [13]. Пояснительная записка представляет собой некие указания и рекомендации, на основе которых подготовлена АООП, а также обосновывает диапазон ее применения, в том только случае, если первостепенным в программе выступает определение количества часов, на которые отводится изучение тематических разделов, а также структуризация изучения тем [9]; 3) содержание программы, в которой представлено три равноценных блока, а именно: образовательный, раскрывающий структуру программы, базу нормативных документов, необходимых для создания эффективной программы; коррекционный, излагающий направления коррекцион-ной работы с обучающимися, ее приемы, методы и формы; 4) планируемые результаты изучения курса математика; 5) должны быть представлены основные требования к результатам реализации адаптированной образовательной программы, то есть соотношение целей и задачи программы с ее планируемыми результатами [13].

Информации о разработке адаптированных образовательных программ для обучающихся и о разработке индивидуальных образовательных маршрутов множество, проблема стоит крайне остро с тем, какие же требования предъявляются к разработке адаптированных основных общеобразовательных программ.

Далее представлена готовая примерная адаптированная основная общеобразовательная программа по литературе за 6 класс для обучающегося с умственной отсталостью [18].

1. Титульный лист: название организации разрабатывающей программу, согласование с психолого-медико-педагогической комиссией, согласование с директором школы, годы реализации программы.

2. Пояснительная записка: Данная рабочая программа по предмету «Литература» для 6 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 №1089). Цель программы: оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающейся с ограниченными возможностями здоровья и её родителям (законным представителям). Задачи программы: осуществление коррекции недостатков в умственном, физическом и психическом развитии. Форма обучения: урочная. Продолжительность урока - 40 минут. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития: обучающаяся по адаптированной программе 7 вида занимается в общеобразовательном классе. Айгуль С., ученица 5 класса. 19.06.2004 г.р. из неполной семьи, стоящей на учете у психолога. Родители в разводе. Девочка живет с матерью. Средняя степень умственной отсталости. Диагноз F84.01. ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной программе VII вида. Социальное положение обучающегося полная семья. Также у обучающейся были выявлены комиссией отклонения аутической направленности.

3. Содержание программы: курс рассчитан на 102 часа; 3 часа в неделю: литература способствует расширению кругозора, развивает способности к эстетическому восприятию, формирует когнитивные способности. В основе приобретения опыта общения у обучающихся с ОВЗ находится гуманистический принцип [14]. Под умениям и навыками, формируемым на урокам литературы, понимают эмотивное чтение и пересказ художественного произведения, постановку проблемных вопросов в начале урока, аргументированность ответов, рефлексию своего ответа у доски, анализ литературных источников с целью получения важной информации, грамотность

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна педагогические

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ... науки

речи, возможность переноса поведения героя на реальные жизненные ситуации. Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения, в совместном творчестве учителя и ученика, их активном диалоге. Формы работы - творческие мастерские письма, дискуссионные площадки, экскурсии по литературным местам, проведение внутри школьных конференций.

4. Планируемые результаты изучения предмета литература: овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями: личностные: готовность к саморазвитию [15], сформированность мотивации к учению и познанию; метапредметные: освоение универсальных действий; предметный результат: освоенный в результате изучения предмета «Литература», опыт, его преобразование и применение; личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают следующие учебно-практические задачи; первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических понятий: жанр, род, композиция, сюжет; осознание сущности схем: строение произведения; формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и применения знания (связный ответ на вопрос, первичный анализ текста произведения); формирование навыка коммуникации (создание письменного или устного сообщения, ответа на вопрос, написания сочинения на тему, оценочного суждения); формирование навыка рефлексии (самостоятельная постановка задачи урока, самооценка и анализ собственной деятельности).

5. Достижение поставленных целей (эффективность программы): каждый содержательный блок программы включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, являющиеся необходимыми для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде. Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Формирование жизненной компетентности. Знания по литературе имеют важное значение в повседневной жизни. Они необходимы при усвоении других учебных дисциплин и формы деятельности: личност-но-ориентированное обучение, индивидуальная работа, карточки для самостоятельной работы, тексты, работа с компьютером.

6. Показатели и формы оценки достижений: оценка успешности освоения предмета [17]. Литература 6 класс, проявляется в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Уровневый подход в оценке результатов: письменные работы; устные ответы; проекты, творческие работы; самоанализ, самооценка [18]. Критерии оценки: все виды контрольно-оценочных работ по литературе обучающихся VIII вида оцениваются следующим образом: оценка пять ставится за работу, в которой выполнено более 50% заданий; оценка хорошо, ставится за работу в которой выполнено от 30% до 40% выполняемого материала; оценка три, ставится, если особенный ребенок выполнил менее 30% заданий ( даже с помощью учителя; оценка два не рекомендуется для таких детей. К формам и видам контроля можно отнести: индивидуальную работу у доски, индивидуальную работу по специальным карточкам, дискуссионные площадки на уроке; контрольная итоговая работа. Основное требование к проведению занятий - это создание обратной связи на уроке и психологического позитивного климата в классе.

Выводы и рекомендации. Различные виды практической деятельности необходимы для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы, явления [19], анализировать слова и предложения, различные структуры; выделять основную сюжетную линию в литературных произведениях. Развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета, формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нужна также специально разработанная оценочная система полученных знаний. Таким образом, главным итогом реализации адаптированной основной общеобразовательной программы будет достижение всеми учащимися высокого уровня знаний, соответствующего их диагнозу, готовность учащихся к профессиональному самоопределению. Успешность образовательной программы для обучающихся будет зависеть от применения системного подхода и от взаимодействия триады педагог-родитель-ученик [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина ; под общ. ред Н.В. Лалетина ; Сиб. Федер. унт, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. - С. 71-95.

2. Адаптированная образовательная программа на для обучающегося с ОВЗ http://pmckursk.info/ images/ doc/2015/luo.pdf.

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова - М: Просвещение, 2013. - С. 136-141.

4. Библиотека журнала «Директор школы» :Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах // Особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья М.: № 7Сентябрь, 2014. — №7. С. 73-79.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. реком. [Текст] / под ред. Е.Н. Степанова. -М,: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 111-132.

6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А Тишков. -М.: Просвещение, 2009. - С. 21-24.

7. Ильина А.В. Управление разработкой адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ// Нижегородское образование. 2014. № 3. С. 136-141.

8. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М.2 Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образование. 2011. № 09. С. 224-231.

9. Лятифова Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 576-578.

10. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.С. 75-78.

11. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников [Текст] / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2010. -С. 205-209.

12. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.sudact. ru. (дата обращения: 09.12.2013)._

13. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2013. С. 19-26.

14. Организация обучения на основе индивидуальных образовательных программ: сборник статей / М.А. Мкртчян, Г.В. Клепец, В.Б. Лебединцев [и др.]; сост. Г.В. Клепец. Красноярск, 2007.С. 10-13.

15. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.

16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. N ВК-1748/07. http://krcppms.ru/ center-files/docs/federal/OGosAkkreditacii.pdf

17. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа умственно отсталых обучающихся/ http://ipk74.ru//images/stories/contentimages/ documents/3181-4982.pdf

18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.С.42-49.

19. Система воспитательной работы в коррекцион-ном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение [Текст] / авт. сост. Р.П. Карлина. - Волгоград : Учитель, 2012. - С. 149-165.

20. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» / науч. ред. к.ф.н. Г. Л. Серова. Самара : Современные образовательные технологии, 2010. - С. 120 -141.

Мантрова Мария Сергеевна, Степаненко Наталия Александровна АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.