СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Н. П. Эпова
Статья посвящена вопросам создания условий доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание обращается на необходимость тщательного проектирования адаптированных основных образовательных программ, решения задач развития психологопедагогических компетенций педагога, связанных с работой с детьми разных вариантов развития.
The article deals with the creation of conditions affordable and quality education for children with disabilities. Particular attention is drawn to the need for competent design of the adapted basic educational programs and solving problems of psycho-pedagogical competences of a teacher working with children of different development options.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, профессиональный стандарт педагога, доступная среда, федеральные государственные образовательные стандарты, непрерывное образование
Key words: disabilities, teacher professional standard, accessible environment, federal state educational standards, continuous education.
Развитие образовательной системы Российской Федерации характеризуется нормативным закреплением и программно-методическим обеспечением прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на получение образования. В ряду нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010); Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и для обучающихся с умственной отсталостью; Профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда России от 18.10.2013); «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (от 28 мая 2014 г.). Ратификация в 2012 г. «Конвенции о правах инвалидов» является показателем готовности Российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом. Программа предусматривает создание условий для предо-
47
ставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Планируется к 2016 г. увеличить количество региональных и муниципальных образовательных организаций (детских садов и школ), отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 10 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных организаций). Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, реализацию инклюзивного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил важнейшие позиции в организации условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содержит следующие определения: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «особые образовательные потребности», «адаптированная образовательная программа», «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ».
Принятые в России Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) для всех уровней образования, начиная с дошкольного, призваны обеспечить доступность качественного образования для всех категорий обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Стандарты нового поколения ориентированы на педагогику достоинства и сотрудничества, нацелены на обеспечение непрерывного вариативного развивающего образования. Для реализации ФГОС в образовательной организации разрабатывается основная образовательная программа, которая предполагает наличие раздела «Программа коррекционной работы» в том случае если в образовательной организации обучаются дети с ОВЗ. Существуют рекомендации по разработке данного раздела на каждом уровне образования, содержащие целевые установки и совокупность задач, среди которых задача организации системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная система должна включать механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации на всех уровнях образования и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
48
В связи с этим возникает необходимость создания базовых организационнопедагогических условий реализации адаптированных образовательных программ: нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса; внедрения современных технологий, методов, приемов, форм обучения; организации взаимодействия всех участников образовательного процесса; обеспечения социального партнерства. Это следующее условие обеспечения непрерывности образования детей данной категории.
Утвержденный профессиональный стандарт педагога впервые зафиксировал новые аспекты деятельности современного педагога с диверсифицированным контингентом: (а) с одаренными детьми; (б) с детьми, для которых русский язык не является родным; (в) с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; (г) с учащимися социально запущенными и девиантным поведением. Это предполагает освоение педагогом столь необходимых психолого-педагогических компетенций и трудовых функций, что, по мнению разработчиков профессионального стандарта, позволит «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, органических возможностей». К числу обобщенных трудовых функций педагога отнесены две функции: (1) педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса; (2) педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Как видим, особое внимание уделено такой трудовой функции педагога, как развивающая деятельность, что соответствует идеологии ФГОС о том, что результаты образования должны быть прямо связаны с направлением личностного развития всех обучающихся. Каждый педагог должен ответить на вопрос: «Что я знаю и умею, а какие компетенции еще предстоит освоить?». Определение профессиональных дефицитов собственной деятельности, поиск условий их устранения - это актуальная задача современного педагога, а также всей педагогической инфраструктуры (системы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования). Владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состоянии психического и физического здоровья -становится важнейшим условием обеспечения непрерывного доступного и качественного образования детей с ОВЗ. Принятая Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников также ориентирована на овладение педагогами современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Таким образом, сформирована системная совокупность нормативных правовых документов, нацеленных на обеспечение непрерывного характера образования детей с ОВЗ в системе российского образования, установившая организационно-управленческие и программно-методические параметры деятельности участников образовательного процесса.
49