УДК 373:376
Яковлева Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация:
В статье приведены данные исследования качества образования школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих адаптированную основную образовательную программу, и в условиях инклюзивного образования. В сравнении оцениваются критерии обучения, пространственная среда развития и обеспечение специальным оборудованием, УМК, психолого-педагогические условия для групповой и индивидуальной работы, качество обученности.
Ключевые слова:
качество образования, инклюзия, адаптированная образовательная программа, психолого-педагогические условия, ограниченные возможности здоровья, жизнедеятельность.
Yakovleva Natalia Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of Special (Correctional) Education Department, Saint Petersburg Academy of Postgraduate Teachers' Training
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE QUALITY OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN A VARIETY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Summary:
The article presents the data of the study concerned with the quality of education of students with disabilities enrolled in the educational institutions implementing an adapted basic education program in the conditions of inclusive education. The author assesses in comparison the learning criteria, spatial environment of development, provision of special equipment, teaching materials, psychological and pedagogical conditions of group and individual work, quality of teaching.
Keywords:
quality of education, inclusion, adapted educational program, psychological and pedagogical conditions, disabilities, life activity.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья - не новое направление в педагогической науке. Существует целостная система, направленная на обучение детей с разными отклонениями в развитии: двигательными, сенсорными, интеллектуальными, атипичными. В последние годы одной из тенденций образования детей с ОВЗ является внедрение инклюзивного образования. Оно предполагает совместное обучение со сверстниками (обучение детей с нормой физического и (или) психического развития и детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе); увеличение степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательного учреждения; а также уменьшение уровня изоляции учеников во всех процессах внутри школы и социально-культурной среде города. Речь идет о создании в школах условий для обеспечения качественного обучения любого ребенка с учетом его психофизических возможностей и оказания ему своевременной коррекционной помощи («школа для всех»).
Анализ внедрения инклюзивного образования в мировой практике показывает, что существуют две организационно-административные модели этого процесса: «поглощение» и «сосуществование». Наиболее приемлемой является вторая, не искажающая ключевые понятия интеграции. Опыт интеграции, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в России подтверждает использование модели «поглощение», в которой нарушен фундаментальный принцип инклюзивного образования - свобода выбора места обучения [1].
Процесс инклюзии не может быть стихийным, так как речь идет о качестве жизнедеятельности каждого человека. Ограничение жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья ставит их в невыгодное положение по сравнению со здоровыми, ухудшает качество жизни, то есть приводит к социальной дезадаптации.
Измерителями социальной недостаточности являются так называемые критерии «выживания». Экспертами ВОЗ выделены шесть ключевых критериев «выживания»: ориентация в окружающем мире, физическая независимость, мобильность, общение (социальная интеграция), занятия, экономическая независимость. Данные показатели подтверждают необходимость созда-
ния специальных условий для обучения, воспитания, реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях общего типа. Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки снижают качество обучения.
Качество образования, по определению А.М. Каца, - совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением [2].
Исходя из того, что основными участниками образовательных отношений являются педагоги, дети, родители, рассмотрим их запрос на получение образования. Для учащихся образование является той ступенькой, которая позволяет им находиться в системе среднего или высшего профессионального обучения, реализовывать собственные мечты, удовлетворять амбиции. Кроме того, благоприятная образовательная среда способствует личностному росту; формированию межличностных отношений со взрослыми, сверстниками; сохранению здоровья (физического, психического, социального).
Для родителей основополагающими являются условия пребывания ребенка в младшем школьном возрасте в образовательном учреждении, обеспечивающие комфорт, сохранение его здоровья, учет индивидуальных особенностей. В старших классах на первый план выступает обучение, причем предметное, способствующее дальнейшему профессиональному самоопределению.
Педагоги в большинстве своем являются трансляторами перечисленных запросов. Но и для них основными становятся создание условий для качественного образования, положительное взаимодействие с семьями школьников, организация качественных обучения и воспитания. Для учителя в поддержании качества преподавания помимо запроса родителей и детей важен социальный заказ, который требует социальной адаптации, обеспечивающей привитие культурно-исторических ценностей, возможность адекватно жить в обществе, принимая его законы, традиции, нормы.
Обеспечение качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья решается на уровне государства, семьи, образовательного учреждения. В настоящее время дети могут учиться в общеобразовательной и коррекционной школах (по Закону об образовании в РФ -в ОУ, реализующем адаптированную основную образовательную программу). Современное общество предоставляет ребенку с ограниченными возможностями возможность обучаться в тех организациях, которые выбрали для них родители. Возникает вопрос - школа осуществляет запрос родителей или детей? Второй вопрос - в какой из перечисленных организаций качество образования выше?
В настоящее время в системе образования России произошли изменения, относящиеся к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в организационно-педагогических условиях. С одной стороны, право на образование в разных учреждениях, которые выбирает родитель, становится благом, с другой - право есть, но условия получения качественного образования (комплексное психолого-педагогическое сопровождение; материально-техническое обеспечение; формирование образовательного процесса, соответствующего потребностям обучающихся) созданы далеко не во всех школах.
Аналитические материалы, представленные далее, - попытка проанализировать качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обучаемых в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные и адаптированные основные образовательные программы. Такая выборка неслучайна. В коррекционных школах сложилась традиционная система оказания помощи детям с оВз, в общеобразовательных школах обучение данной категории детей является новым, не всегда понятным процессом. Каково качество образования школьников, которые обучаются в различных организационно-педагогических условиях? Зависит ли оно от того, как организовано обучение - традиционно или по-новому? На эти вопросы мы попытались ответить путем эмпирического анализа.
Объектом нашего исследования стало обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, а предметом - качество образования школьников с ОВЗ, обучаемых в различных организационно-педагогических условиях. Была определена цель работы, которая заключалась в сравнительном анализе качества образования детей с ограниченными возможностями, обучаемых в различных организационно-педагогических условиях.
Основные вопросы, на которые мы постарались ответить в ходе исследования:
- создание организационных и психолого-педагогических условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в разных типах образовательных учреждений;
- сравнительный анализ результатов обучения в условиях инклюзивного образования и специального (коррекционного) обучения.
Исследование включало в себя:
- анкетирование;
- анализ результатов годовых контрольных работ учащихся с ограниченными возможностями здоровья в 4-х классах общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ;
- анализ результатов ОГЭ (ВГЭ) в 9-х классах и ЕГЭ в 11-12-х классах общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.
Для оценки качества образования мы проанализировали следующие параметры:
1) условия образования детей с ОВЗ в разных образовательных организациях;
2) обученность школьников начального, основного и среднего общего образования.
При исследовании условий мы оценивали кадровые условия, взаимодействие с родителями, пространственную среду развития и обеспечение специальным оборудованием, УМК, психолого-педагогические условия для групповой и индивидуальной работы.
В обследовании приняли участие 32 общеобразовательные школы, 16 школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Анализ условий образования детей показал следующие результаты. Общее количество учеников с ограниченными возможностями здоровья в рассматриваемых общеобразовательных учреждениях, включенных в исследование, составило 906, что равно 4,3 % от общего числа детей с ОВЗ в школах. Большую часть из данной категории школьников представляли дети с нарушением зрения (30 %); 21,3 % - с задержкой психического развития; 10 % - с тяжелыми нарушениями речи; около 2 % - с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Данные сравнительного анализа количества обучающихся с инвалидностью в общеобразовательной (3 %) и коррекционной школах различаются, так как дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем учатся в коррекционных школах.
Интерес для более глубокого анализа представляет количество детей с надомной формой обучения в общеобразовательных и коррекционных школах. В первых учатся 40 % детей, причем далеко не все являются инвалидами, во второй таких учащихся всего 10 %, и, как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Остальные дети с ОВЗ в общеобразовательном учреждении из числа исследованных обучаются в классе. Из них 24 % - по индивидуальному учебному плану, 36 % - полное включение, 15,5 % детей не имеют статуса ребенка с ОВЗ, будучи таковыми, поскольку не проходили ПМПК. 132 школьника частично включены в дистанционное обучение, что составляет 14,5 % от общего количества детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Исследование материально-технического обеспечения школ позволило выделить следующее. В общеобразовательных учреждениях создана доступная среда для передвижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но специальные технические средства, необходимые для их обучения, а также для детей с нарушением зрения, слуха, предоставлены лишь частично. Кроме того, анализ ответов респондентов дает возможность сделать вывод, что представители общеобразовательных организаций недостаточно владеют информацией о потребностях детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об обеспечении их специальными учебно-методическими пособиями.
Имеются специальные помещения для индивидуальной и подгрупповой работы: в общеобразовательных школах их 66 (27 кабинетов для логопедической работы, 30 для психологического сопровождения и др.), в коррекционных школах - 118.
Анализ кадрового обеспечения специалистами показал, что в общеобразовательных школах практически равным оказалось количество психологов. Но следует учитывать, что число обслуживаемых детей различно. Так, в коррекционной школе количество школьников на одного психолога составляет 121 человек, а в общеобразовательной - 627, из них 29 учеников с ОВЗ. Число тьютеров - 2 % в общеобразовательном учреждении, а нуждаются - 10 % детей.
Базовое дефектологическое образование в общеобразовательной школе преимущественно у специалистов (учителей-логопедов, психологов). В коррекционной школе от 80 до 90 % педагогов имеют профильное образование или окончили курсы профессиональной переподготовки.
Анализ обученности по основным предметам показал незначительную разницу между детьми специальных коррекционных школ и общеобразовательных. В коррекционных учреждениях значение этого критерия выше, чем в общеобразовательных организациях, на 0,2-0,4 % (на основании анкет).
Обучающиеся с сенсорной, двигательной депривацией, тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития получают образование в соответствии с ФГОС начального общего образования. Поэтому мы оценивали показатели за первые два года обучения и на старто-
вом этапе анализировали сформированность метапредметных результатов. Итоги диагностических контрольных работ учеников 1-го и 2-го классов не позволили выделить детей, включенных в общеобразовательные ОУ, но показатели выполнения этих работ детьми, обучающимися в коррекционных классах и школах, свидетельствуют в их пользу (на 5-7 %).
Средние показатели итоговой аттестации основного общего образования по результатам анкетирования за 2013-2014, 2014-2015 учебные годы подтверждают, что у учащихся коррекционных школ уровень знаний по русскому языку в среднем на 0,3 выше, чем у школьников общеобразовательных учреждений.
Оценки по русскому языку могут быть выше в силу того, что с детьми с разными видами нарушений в течение всего периода обучения занимается учитель-логопед. Результаты ЕГЭ по этому предмету у учащихся коррекционных школ в среднем на 8 % лучше, чем у обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах.
Результаты итоговой аттестации по математике у учащихся коррекционных школ в среднем на 0,5 ниже, чем у школьников с ОВЗ общеобразовательных школ. Успеваемость по данному предмету на 7 % ниже у учеников коррекционных школ.
Таким образом, на основании анализа становится понятным, что главными проблемами при обеспечении качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе являются следующие:
- недостаточное оснащение учебного процесса специальными средствами обучения;
- недостаток программно-методических материалов;
- отсутствие в некоторых ОУ специалистов сопровождения (психолога, логопеда и др.);
- обеспечение надомного обучения для обучающихся при возможности их обучения в ОУ;
- компетентностная неготовность педагогов, работающих в классе, к индивидуализации обучения детей с ОВЗ.
Ссылки:
1. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Вестник Московского городского педагогического университета : научный журнал. 2009. № 3 (9). С. 8-18.
2. Кац А.М. Качество образования: подлинный смысл и бессмысленные процедуры // Директор школы. 2001. № 3. С. 39-50.
References:
1. Nazarova, NM 2009, 'Integrated (inclusive) education: the genesis and implementation problems', Bulletin of Moscow City Pedagogical University: scientific journal, no. 3 (9), pp. 8-18.
2. Katz, AM 2001, 'Quality of education: the true meaning and meaningless procedures', Headmaster, no. 3, pp. 39-50.