Научная статья на тему 'К вопросу изучения мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

К вопросу изучения мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ВЫБОРОЧНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / STUDENT WITH HEALTH LIMITATIONS / TEACHER''S MOTIVATIONAL READINESS / SELECTIVE SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазков Александр Владимирович, Кучергина Ольга Викторовна

В статье показана актуальность выявления и повышения мотивационной готовности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области, а также студентов, ориентированных на поствузовскую работу в школах региона, к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены диагностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазков Александр Владимирович, Кучергина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Studying the Motivational Readiness of Employees of General Education Organizations for Implementing Inclusive Education for Students with Health Limitations

The paper highlights the importance to reveal and increase the motivational readiness of teachers of general education institutions, and students focused on the postgraduate work at schools of Irkutsk region for implementing the federal state educational standards of primary education for students with health limitations and the federal state educational standards for students with intellectual disabilities. The authors present a series of indicators to assess the teachers’ readiness for implementing the listed above standards and suggest the diagnostic materials for a selective sociological survey.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

А

^ГАУДПО НРО/

УДК 371.9

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

К вопросу изучения мотивационной

готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

А. В. Глазков

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

О. В. Кучергина

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье показана актуальность выявления и повышения мотивационной готовности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области, а также студентов, ориентированных на поствузовскую работу в школах региона, к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены диагностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.

инклюзивное образование, особые образовательные потребности, федеральный государственный образовательный стандарт, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, мотивационная готовность педагога, выборочный социологический опрос.

Для цитирования: Глазков А. В., Кучергина О. В. К вопросу изучения мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 130-141.

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-130-141

Дата поступления статьи в редакцию:

3 сентября 2018 г. Говоря о готовности педагогов к организации

инклюзивного образования, прежде всего, необходимо определиться, что собственно понимается под «инклюзивным образованием» в современной школе.

На сегодняшний день в практике работы отечественных школ под инклюзивным образованием, как правило, понимают совместное обучение нормотипич-ных учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью, что противоречит действующему законодательству. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4, с. 4]. Таким образом, инклюзивным образованием в школе будет считаться не только образование лиц с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, но и детей-мигрантов, одарённых детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних детей, признанных эмансипированными, и прочих, имеющих те или иные особые образовательные потребности.

Таким образом образование обучающихся с ОВЗ является только одним из направлений инклюзивного образования в школе. Оно строится исходя из учёта особых образовательных потребностей разных типологических групп обучающихся с ОВЗ. В соответствии с рядом статей Федерального закона «Об образовании в РФ» среди обучающихся с ограниченными возможностями выделяется ряд типологических групп, в т. ч.:

1. обучающиеся с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);

2. обучающиеся с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие);

3. обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

4. обучающиеся с расстройствами аутистического спектра;

5. обучающиеся с умственной отсталостью;

6. обучающиеся с задержкой психического развития;

7. обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи;

8. обучающиеся со сложными дефектами.

Свои особые образовательные потребности присущи каждой из перечисленных выше типологических групп обучающихся с ОВЗ и обусловлены имеющимися нарушениями психического и (или) физического развития, но есть ряд общих образовательных потребностей, присущих всем обучающимся с ОВЗ, которые необходимо учитывать при организации общего образования (В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» в системе общего образования нашей страны установлены следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.):

- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- получение общего образования, начиная с уровня дошкольного образования, в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих относительно легко устранимые трудности, до детей-инвалидов [6] с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы и (или других) жизненно важных органов и систем организма. От ребёнка, способного при специальной поддержке практически на равных обучаться совместно с нормотипичными сверстниками, до детей, нуждающихся в разработанной применительно к их возможностям индивидуальной программе развития. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» для лиц с ОВЗ, к которым относятся обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды), разрабатываются адаптированные образовательные программы: «Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [4, с. 6].

До вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» на уровне региона преобладающее большинство обучающихся с ОВЗ получали образование в условиях специальных (коррекционных) школ. На сегодняшний день в Иркутской области функционирует дифференцированная сеть из 37 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, в т. ч. двух образовательных организаций для обучающихся с нарушениями слуха: одна - для обучающихся с нарушениями зрения, одна - для обучающихся с тяжёлыми

^ГАУДПОПГОГ

нарушениями речи, одна - для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, одна - для обучающихся с задержкой психического развития и остальные - для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общеобразовательные организации коррекционного типа являются самодостаточной частью общей педагогической системы региона, обеспечивают вариативность получения школьного инклюзивного образования детьми с нарушениями развития, что представлено в виде схемы на рис. 1. Однако такого количества специализированных общеобразовательных организаций недостаточно для полного охвата школьным образованием всех обучающихся с ОВЗ. Как показывают статистические данные за 2017-2018 учебный год, свыше 70 % обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учились в общеобразовательных организациях массового типа.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ.МОДЕ.1И ИНКЛЮЗИВНОГО ОЬРА ММШШЯ ЛИЦ С ОВ ( В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОВНЯХ НАЧАЛЬНОЮ, ОСНОВНОГО II СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I

Т

] [неполивные ( ИIII Cl рнрОВ .llllll. U" J форм м обличи И Я R С1ГС7 г\ге Ч1 Ii II и II 11 II, I II IIЫ V UÖ III f OÖ It full il [ 1.1Ы1 ы *

lOKftll IUI осукцк' rni'MMMX I Ю

Совместно* Ылчквн С ДГТЪМЯ, HÎ имеющими шраннчениЛ но IU'[|.|H1,m (массовые классы)

(МдгамШ! ПИИШио opi ими юванньп классах ли я обучающиеся с OR} {ннкиотвные (mtif нршнш) _классы)_

Индивидуальное обучение на. 1ПЧ у или в мелыиыисш о|м лншиннях

ш 5

Umemшжые формы оЯучсння и системе шшиыш (коррекинониых) ШКОЛ

/-\

37 специальных (коррскиноннъп)

ШКОЛ II ШКОЛ НЯГСрНЙТОИ 1.111 Р&1НЫХ

групп обучающихся с ОВI

^_У

OS> чеыме б Dpi nui пни и Ii i.i I классах (группах)

Индивидуальное обучен не на дому плн в мелнпннекпх органниннях

Рис. 1. Реализуемые модели инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Иркутской области

Кроме того, пребывание в специальной (коррекционной) школе наряду с положительным опытом обременяет обучающихся специфическими проблемами, накладывает отпечаток на все стороны жизни детского коллектива, превращая его в достаточно замкнутый социум, в рамках которого общение с внешним миром носит зачастую ограниченный и (или) фрагментарный характер. Перечисленные факторы, безусловно, негативно влияют на развитие личности и социализацию обучающихся с ОВЗ. Однако не следует умалять роли специальных (коррекционных) школ в вопросах организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов. Именно в условиях этих специализированных образовательных организаций осуществляется комплексное психолого-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся, коррекция имеющихся у них нарушений психофизического развития, их предпрофессиональная подготовка и пр. В настоящее время специальные (коррекционные) школы Иркутской области являются методическими центрами по распространению эффективного педагогического опыта по различным

аспектам организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Но следует отметить, что сложившаяся многолетняя практика обучения лиц с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) школ привела к тому, что большинство коллективов общеобразовательных организаций массового типа в Иркутской области оказались не в полной мере готовы к приёму на обучение лиц с ОВЗ в условиях стандартизации школьного образования. Проведённый нами анализ научных исследований, статистических данных, публикаций в периодических изданиях выявил актуальность данной проблемы не только для Иркутской области, но и других регионов страны. Так, в работах Н. Н. Малофеева, Н. Н. Назаровой, С. В. Алехиной, Е. Н. Кутеповой, Т. В. Волосовец и др. авторов неоднократно подчёркивалась важность выявления готовности педагогов массовых школ к организации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ, определения эффективных путей повышения компетентности коллективов общеобразовательных организаций по различным аспектам обучения, воспитания и социализации учащихся, имеющих отклонения от нормативного развития.

Под готовностью работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ. (В данном случае имеются в виду ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нами понимается наличие у них совокупности определённых мотивов, знаний и умений, а также профессиональных компетенций, обеспечивающих качественную реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ [5; 3] на уровне школы. Мы сделали предположение, что чем меньше затруднений испытывают работники школы при организации образования лиц с ОВЗ, тем выше уровень их готовности к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.) Поэтому с целью выявления наиболее типичных затруднений в вопросах обеспечения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в условиях муниципальных общеобразовательных школ Иркутской области нами с декабря 2016 года и по настоящее время проводится выборочный социологический опрос административных и педагогических работников, размещённый на сайте ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (http:// iro38.ru). Опрос проходит анонимно, без указания ФИО и места работы респондентов.

Предметом изучения данного опроса является наличие затруднений у работников муниципальных общеобразовательных школ в вопросах обеспечения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов мотивационного, теоретического и практического характера. Опрос респондентов ведётся в рамках самостоятельного заполнения анкеты, состоящей из четырёх разделов:

- 1 раздел состоит из восьми вопросов общего статистического характера

1. Пожалуйста, укажите, к какой категории работников муниципальной общеобразовательной школы Вы относитесь:

- Административный работник

- Педагогический работник.

2. Пожалуйста, укажите свой пол:

Ж

^ГАУДПОПГОГ

- женский

- мужской.

3. Пожалуйста, укажите свой уровень образования:

- Среднее профессиональное (непедагогическое)

- Среднее профессиональное (педагогическое)

- Высшее профессиональное (непедагогическое)

- Высшее профессиональное (педагогическое)

- Высшее профессиональное (дефектологическое)

- Иное.

4. Пожалуйста, укажите свой стаж работы с обучающимися с ОВЗ и (или) детьми-инвалидами:

- до 5 лет

- от 5 до 10 лет

- от 10 до 20 лет

- более 20 лет.

5. Пожалуйста, укажите, с какой группой (группами) обучающихся с ОВЗ Вы работаете:

- С нарушениями слуха

- С нарушениями зрения

- С нарушениями опорно-двигательного аппарата

- С задержкой психического развития

- С расстройствами аутистического спектра

- С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- С тяжёлыми нарушениями речи

- Со сложными дефектами.

6. Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по проблемам обучения детей с ОВЗ в 2014-2017 гг.?

- Да

- Нет.

7. Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по проблемам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2015-2017 гг.?

- Да

- Нет.

8. Проходили ли Вы профессиональную переподготовку по проблемам обучения детей с ОВЗ в 2014-2017 гг.?

- Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Нет.

- 2 раздел содержит 10 вопросов по выявлению затруднений мотивационно-го характера (перечень затруднений представлен в табл.1);

- 3 раздел содержит 10 вопросов по выявлению затруднений теоретического характера (перечень затруднений представлен в табл.1);

- 4 раздел содержит 10 вопросов по выявлению затруднений практического характера (перечень затруднений представлен в табл. 1).

Таблица 1

2 раздел анкеты 3 раздел анкеты 4 раздел анкеты

Затруднения мотиваци-онного характера Затруднения теоретического характера Затруднения практического характера

1 вопрос: принятие педагогом обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов 2 вопрос: наличие желания у педагога работать с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами 3 вопрос: самооценка готовности педагога к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов 4, 5, 6, 7 вопросы: принятие педагогом ФГОС инклюзивного образования 8 вопрос: наличие желания у педагога работать с учётом требований ФГОС инклюзивного образования 9, 10 вопросы: самооценка готовности педагога к реализации ФГОС инклюзивного образования 1, 2, 3, 4, 5, 6 вопросы: знания педагогов в области отдельных аспектов федеральной нормативно-правовой базы по получению образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами 7, 8, 9, 10 вопросы: знания педагогов в области отдельных аспектов ФГОС инклюзивного образования 1, 2 вопросы: наличие затруднений при разработке программного обеспечения образовательного процесса 3 вопрос: наличие затруднений в выборе методов, средств и форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 4, 5, 6, 7, 8 вопросы: наличие трудностей в создании специальных условий для образования обучающихся с ОВЗ 9 вопрос: наличие трудностей во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов 10 вопрос: наличие трудностей в межпрофессиональном сотрудничестве

С формулировкой вопросов и формой проведения опроса можно ознакомиться на сайте ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (http:// iro38.ru). Следует отметить, что данный опрос вызвал интерес у представителей муниципальных общеобразовательных школ Иркутской области (см. рис. 2), о чём свидетельствует количество принявших в нём участие респондентов. Всего за период с 01.12.2016 по 31.03.2018 в опросе приняли участие 922 человека, из них 148 чел. (16 %) - это административные работники и 774 чел. (84 %) - педагогические работники. Проведённый предварительный анализ результатов опроса выявил недостаточный уровень мотиваци-онной, теоретической и практической готовности его участников к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих школьное образование лиц с ОВЗ.

Участие в опросе представителей МОУ СОШ Иркутской области за 2016-2018 гг.

600 -500 -400 -3DD 200 -1DD

2015 2017 2018

■ адцнипрадииые работники ■ педагсги-жкиеработники

Рис. 2. Участие в опросе представителей школ Иркутской области

К сожалению, ограниченные рамки данной статьи, а также продолжающееся проведение опроса ещё не позволяют нам представить в полном объёме полученные результаты, поэтому остановимся более подробно лишь на отдельных аспектах мотивационной готовности респондентов.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что большинство участников опроса не принимают обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, не допускают их присутствия в одном классе с нормотипичными сверстниками.

Таблица 2

№ Вопрос 2016 год 2017 год 2018 год Средний

Ответили Ответили Ответили показатель

«ДА» «ДА» «ДА»

1 С Вашей точки зрения, все дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и (или) инвалидность, должны иметь возможность учиться? 66 % 67,5 % 72 % 68,5 %

2 С Вашей точки зрения, все дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и (или) инвалидность, должны иметь возможность учиться совместно со здоровыми сверстниками в одном классе? 31 % 33 % 20 % 28 %

Из данных, представленных в таблице 2, видно, что только 68,5 % участников опроса считают, что все дети с ОВЗ и (или) инвалидностью должны иметь возможность учиться. О том, что эти дети должны иметь возможность учиться в одном классе совместно со здоровыми сверстниками, заявили только 28 % респондентов.

В чём же причина такого неприятия со стороны работников школы учащихся с нарушениями развития?

Нам видится, что основная причина заключается в отсутствии у участников опроса профессиональных знаний об особенностях организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью. Несмотря на достаточно высокий уровень образования, 82,8 % респондентов имеют высшее профессиональное образование, только 7 % из них имеют высшее дефектологическое образование, а около 2 % прошли профессиональную переподготовку по организации обучения и воспитания школьников с ОВЗ. Незнание особенностей развития детей с ОВЗ, их образовательных потребностей, невладение специальными методами организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья вызывает у административных и педагогических работников школ массового типа страх, нежелание работать с данной категорией обучающихся, предубеждение, что организация инклюзивного образования только усложнит их работу, негативно скажется на качестве оказываемых школой образовательных услуг.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что с целью повышения мо-тивационной готовности педагогов-практиков, работающих в муниципальных общеобразовательных школах Иркутской области, необходимо проведение для них курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по различным аспектам организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, организационно-педагогических мероприятий (семинаров, конференций, дискуссий, мастер-классов, стажировок) на уровне региона; составление методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); оказание адресной консультативной помощи и пр.

Также нам видится необходимым введение в программы профессионального обучения будущих педагогов разделов, разъясняющих особенности организации инклюзивного образования для разных типологических групп обучающихся с ОВЗ. Для детализации этого вопроса социологическое исследование, представленное выше, было проведено в пилотном режиме среди выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (ФГБОУ ВО) «Иркутский государственный университет» (ИГУ), ориентированных на поствузовскую работу в школах. В опросах приняли участие 42 выпускника 2018 г. и 86 студентов четвёртого курса на период 2017-2018 учебный год. В проведении опроса были задействованы участники отряда волонтёров «Звезда надежды и спасения» ФГБОУ ВО «ИГУ». Как показали результаты опроса, мотивационная готовность этих студентов не отличается на статистическом уровне от результатов, полученных на выборке педагогических и административных работников, а в абсолютном выражении даже снижает эти значения. Только 64 % студентов полагают, что дети этой категории вообще должны учиться, и только 17 % допускают их совместное обу-

у4

^ГАУДПОПГОГ

чение с детьми, традиционно относимыми к норме. Это позволяет сделать вывод о том, что проблема низкой сформированности мотивационной готовности закладывается ещё на этапе профессионального обучения будущих педагогов.

На основе дополнительных опросов о формах работы, которые повлияли или могли бы, по мнению студентов, повлиять на повышение мотивационной готовности, были сделаны следующие выводы.

Мотивационная готовность была выше у студентов:

- которые имели непосредственный относительно длительный контакт с такими детьми (в быту, в том числе в собственной семье; в рамках общественной работы, в том числе волонтёрской; в рамках образовательной программы, в том числе экскурсии в соответствующие организации для таких детей);

- осваивали учебные дисциплины, раскрывающие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем объёме не менее 72 часов;

- активно участвовали в коммуникативных тренингах.

Соответственно, для эффективной организации инклюзивного образования в регионе с целью повышения мотивационной готовности педагогических работников необходимо использование в процессе подготовки будущих педагогов форм работы, предполагающих практику не только в группах детей нормы, но и среди детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также тренинги, позволяющие лучше понимать других людей, и прежде всего, детей, принимать их и строить продуктивные коммуникации. Кроме того, необходимо усиление аспекта коррекционной педагогики в теоретическом обучении.

Таким образом, в рамках проведённого исследования были получены данные, показывающие низкий уровень мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обоснованы рекомендации по повышению этой мотивационной готовности у педагогов и студентов, ориентированных на педагогическую профессию.

Как уже было отмечено выше, эти результаты не раскрывают всей полноты исследуемой проблемы, итоговые результаты выборочного социологического опроса работников муниципальных общеобразовательных школ Иркутской области будут представлены по его окончании в дальнейших публикациях.

Заявленный вклад авторов:

Глазков А. В.:

- анализ научных исследований (Н. Н. Малофеева, Н. Н. Назаровой, С. В. Алехиной, Е. Н. Кутеповой, Т. В. Волосовец и др.), статистических данных, публикаций в периодических изданиях по проблемам выявления готовности педагогов к организации образования обучающихся с ОВЗ;

- определение структуры, объёма и содержания статьи, формулирование выводов проведённого исследования. Составление аннотации статьи;

- оформление результатов социологического опроса выпускников и студентов ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», ориентированных на поствузовскую работу в школах.

Кучергина О. В.:

- анализ нормативно-правового сопровождения организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях обще-

образовательной организации (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и др.);

- формулировка определения «готовность работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ»;

- анализ результатов выборочного социологического опроса педагогов муниципальных общеобразовательных организаций Иркутской области за 2016-2018 гг., разработан и представлен в статье перечень вопросов, используемых при проведении опроса;

- техническое оформление текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Вестник образования. 2016. № 3.

2. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. consultant.ru (дата обращения: 01.06.2017).

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 01.08.2017).

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 01.06.2017).

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. URL: https://минобрнауки.рф/документы/6260 (дата обращения: 01.06.2017).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 01.06.2017).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5133 (дата обращения: 01.06.2017).

у4

^ГАУДПОПГОГ

On Studying the Motivational Readiness of Employees of General Education Organizations for Implementing Inclusive Education for Students with Health Limitations

A. V. Glazkov

Irkutsk State University, Irkutsk O. V. Kuchergina

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract: The paper highlights the importance to reveal and increase the motivational readiness of teachers of general education institutions, and students focused on the postgraduate work at schools of Irkutsk region for implementing the federal state educational standards ofprimary education for students with health limitations and the federal state educational standards for students with intellectual disabilities. The authors present a series of indicators to assess the teachers' readiness for implementing the listed above standards and suggest the diagnostic materials for a selective sociological survey.

Keywords: Inclusive education, special educational needs, federal state educational standard, student with health limitations, teacher's motivational readiness, selective sociological survey.

Глазков

Александр Владимирович

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии

Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К.Маркса, 1

тел.: +7(3952)201904 e-mail: Glazcov_2001@mail.ru

Кучергина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией коррекционного образования

Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10 А

тел.: +7(3952)500904 e-mail: o.kuchergina@iro38.ru

Glazkov

Alexandr Vladimirovich

Doctor of Science (Psychology), Professor, the Head of the Social, Extreme, and Penitentiary Psychology Department

Irkutsk State University

1 K. Marx St, Irkutsk, 664003

tel.: +7(3952)201904 e-mail: Glazcov_2001@mail.ru

Kuchergina Olga Viktorovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Laboratory of Special Education

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 А Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: +7(3952)500904 e-mail: o.kuchergina@iro38.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.