УДК 37.02
Н. А. Мёдова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье анализируются условия предоставления доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях сельской муниципальной образовательной системы. На основании полученных данных предложена программа формирования инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе, которая позволит сформировать условия для обеспечения доступности и высокого качества образования детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: доступное образование, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, муниципальная образовательная система.
В ходе реализации многочисленных проектов сельские системы образования в целом, школы в частности так и не решили традиционными способами противоречие между образовательными потребностями сельского социума, формируемыми в том числе и со стороны государства, и недостаточным уровнем качества, доступности, эффективности вариативных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями (ОУ) [1].
Особое внимание в данном вопросе заслуживает предоставление доступных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями. Одной из самых актуальных задач школы в муниципальных образовательных системах (МОС) на современном этапе является слабая степень сформированности ресурсной базы для включения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в среду общеобразовательной школы. Практически отсутствуют специальные условия ее организации: учебно-методические, материально-технические, педагогические, кадровые. Школе, обеспечивающей образование для всех, нужен компетентный учитель, способный помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), интегрированному в класс [2]. Тот факт, что только 20 % сотрудников образовательных учреждений разделяют перспективы инклюзивного образования, остальные педагоги не готовы к инклюзивному обучению, обуславливает необходимость формирования инклюзивной компетентности у учителей и определяет важность формирования технологии подготовки учителей к реализации инклюзивных образовательных программ [3; 4].
Анализ МОС Первомайского района показал наличие условий, с одной стороны показывающих необходимость организации интегрированного (инклюзивного) образования в условиях образовательной системы района:
- территориальные особенности;
- ограниченность транспортной доступности;
- стабильное снижение показателей здоровья учащихся.
С другой стороны - наличие материально-технических, учебно-методических и кадровых показателей и их способности к развитию.
Образовательная сеть Первомайского района характеризуется как территориальной удаленностью от районного центра, так и значительной дифференциацией системы по численности, вариативности образовательных программ, уровнем развития материально-технического и кадрового обеспечения.
Положительным фактом реализации инклюзивного образования можно считать соотношение учащихся на одного педагога - оно составляет в среднем 7 человек в общеобразовательных учреждениях (ООУ) [5].
Однако проводимый мониторинг состояния здоровья учащихся в рамках целевой ведомственной программы «Здоровье» на 2010-2012 годы показывает, что общая заболеваемость среди учащихся остается высокой [6].
Таким образом, на сегодняшний день важным аспектом является создание специальных условий для обеспечения доступного образования для детей с различными ограничениями здоровья.
МОС Первомайского района можно охарактеризовать как:
- центральную образовательную сеть с вариативной моделью инфраструктуры (с развитой внутренней сетью, где радиальные «пучки» образованы местными автодорогами, и с неразвитой сетью внутренних дорог);
- достаточно компактное расположение отдельных (в том числе и отдаленных) ОУ (4 радиальных пучка примерно одинакового радиуса);
- пространственную модель территории, которая характеризуется как структура, находящаяся на значительном отдалении от городов и сохраняющая традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевыми и природопользовательскими;
- с преобладающими поселениями со средним числом жителей; сеть, где генеральная тенденция
последних лет такова, что возможна потеря структурной устойчивости, переход к концентрации жителей в крупных сельских поселениях при общем уменьшении численности населения;
- сеть, которая бы удовлетворяла запросам потребителей в доступности, качестве, эффективности образования, практически не сформирована, хотя сложились предпосылки и условия: деятельность образовательных округов, в том числе и по подвозу учащихся (всего 19 % школьников); формируется сетевая методическая служба; создаются материально-технические, управленческие, финансово-экономические условия развития сети ОУ [5].
Согласно данным табл. 1 очевидно, что для части детей, обучающихся в учреждениях Первомайского района, требуются специальные условия для получения доступного образования. Это обусловлено спецификой состояния их здоровья и, как следствие, особыми образовательными потребностями.
Таблица 1
Наличие детей с ОВЗ от общего количества обучающихся
Учреждение Всего учащихся, чел. Дети с ОВЗ, СООП, % - ил ав % нв % 1 э ид ет еД част , ^ І § а 3 I н ^ & о & л ^ в
Аргат-Юльская СОШ 62 14.2 - -
Березовская СОШ 128 86.5 - -
Ежинская СОШ 116 23.2 1.2 -
Комсомольская СОШ 279 76.3 8.98 -
Куяновская СОШ 118 13 - -
СОШ п. Новый 115 20 1 -
Ореховская СОШ 90 10 - -
Первомайская СОШ 737 81.5 5.2 1
Сергеевская СОШ 205 54 2 -
Туендатская СОШ 117 24 1 -
Улу-Юльская СОШ 206 61.1 0.9 -
Альмяковская ООШ 58 9.1 1.7 -
Беляйская ООШ 111 13.1 1.8 -
Торбеевская ООШ 105 9 - -
Однако данные эффективности использования ресурсов при организации доступного образования для детей с ОВЗ ООП в рамках МОС Первомайского района, приведенные в табл. 2, показывают низкий показатель наличия специальных условий для формирования доступного и эффективного образования для детей с ОВЗ.
Также на основании диагностики показателей доступности образования для детей с ОВЗ можно констатировать, что по данным на 2009-2010 учебный год на основе изучения документации средний уровень обеспечения доступности образования для детей с ОВЗ можно отметить только в Первомай-
ской СОШ. В остальных учреждениях МОС отмечается низкий уровень доступности образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями.
Таблица 2
Степень эффективности использования ресурсов при организации доступного образования для детей с ОВЗ, ООП в рамках МОС Первомайского
района
Параметры Обобщенные показатели по Первомайскому району
Субъектный (педагоги, родители, учащиеся, сотрудники и представители учреждений и организаций средний
Педагогические кадры низкий
Нормативно-правовое обеспечение средний
Взаимодействие средний
Методическое обеспечение низкий
Материально-технические ресурсы средний
Информационное обеспечение средний
Содержание образовательного процесса низкий
Использование технологий поэтапного включения низкий
Вариативная составляющая ОП низкий
Внеурочная деятельность средний
Дополнительные занятия с узкими специалистами низкий
Муниципальная образовательная система Первомайского района, работающая в инновационном режиме, на основе новых педагогических технологий, адекватных изменяющимся условиям, способна создать вариативную, адаптивно-развивающую, учебно-воспитательную среду, отвечающую особым образовательным потребностям и возможностям каждого ребенка. Готовясь к работе по новому стандарту, школы на основании примерной образовательной программы разрабатывают собственную. Все ОУ провели заказ на приобретение новых учебно-методических комплексов (УМК) для начальной школы, прошедших экспертизу в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основные УМК: «Школа 2100», «Школа России», «Перспективная начальная школа» [5].
Структурные блоки и основные положения прописаны, за исключением программы коррекционной работы. В Концепции специального Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на понимании того, что дети с ОВЗ - неоднородная по составу группа школьников, определено, что именно блоки воспитательной и коррекционно-развивающей (в том числе и социально-адаптационной) работы становятся наиболее значимыми, особенно при получении образования ниже цензового уровня, уменьшении академического компонента [7]. Следовательно, разработка
коррекционного блока общеобразовательного учреждения, основанного на Концепции специального ФГОС с учетом потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, является значимой проблемой на этапе формирования инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе.
Создание в школе вариативной образовательной среды является не только признаком готовности учреждения признать индивидуальные особенности учащихся, но и создать условия для улучшения качества образования. Образовательная область нового образовательного стандарта помимо базового компонента предполагает введение вариативного компонента.
Если базовая (инвариантная) часть жестко регламентирована организационной нормативноправовой документацией ОУ (Уставом, договором с родителями и локальными актами), то вариативная часть регламентируется содержанием раздела «Примерная программа коррекционной работы» образовательной программы ОУ, которая разрабатывается каждым учреждением в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и согласно выявленному инклюзивному компоненту.
Составление учебных планов для детей с ОВЗ в соответствии с базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений находится на этапе разработки в связи с тем, что положение о лицензировании образовательной деятельности не дает возможности учреждениям реализовывать индивидуальные образовательные программы коррекционного вида, а положение о типах и видах учреждений не помогает (без нарушения нормативных документов) реализовывать в общеобразовательной школе коррекционные программы и соответствующим образом аттестовать учащихся.
В связи с этим нами предложены изменения в учебном процессе в рамках реализации Программы по формированию инклюзивного образования в условиях МОС:
1. Разработан и внедрен пакет нормативных документов учреждения:
- Положение о психолого-медико-педагогиче-ском консилиуме;
- договор в рамках взаимодействия различных организационных структур по сопровождению детей с ОВЗ;
- нормативно-правовая база для льготного по-
ступления детей с ОВЗ в училища, техникумы, вузы и др.;
- нормативно-правовая база по трудоустройству выпускников;
- нормативно-правовая основа по сетевому взаимодействию;
- договор о предмете сотрудничества.
2. Сформирован учебный план, изменено количество недельных часов в соответствии с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.
3. Изменены режимные моменты.
4. Выбран вариант организации инклюзивного образования для данной МОС.
5. Сформирован пакет коррекционных курсов (элементов коррекционных курсов для сопровождения на занятиях).
Таким образом, инклюзивное образование стало представлять собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса и реализовываться через различные виды деятельности учащихся (игровую, проектную), а также тренинги, образовательные экскурсии.
Повышение эффективности обучения, реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ на этапе введения ФГОС в начальной школе реализуется в условиях оптимального сочетания базового и дополнительного образования, за счет внеурочной деятельности в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений.
На сегодняшний день в МОС Первомайского района ведется работа по наполнению блока внеурочной деятельности. Составлена примерная схема организации внеурочной деятельности в первых классах общеобразовательных учреждений Первомайского района на 2011-2012 учебный год. Работа по наполнению блока внеурочной деятельности идет по 5 направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовное, социальное, спортивно-оздоровительное. Однако ни одно направление не учитывает потребности детей с ОВЗ. Данный факт указывает на то, что для многих детей с ОВЗ, ООП внеурочная деятельность будет недоступна. В связи с этим было предложено расширить рамки межведомственных взаимодействий с учетом возможностей детей с ОВЗ.
Таким образом, разработанная программа формирования инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе позволит сформировать условия для обеспечения доступности и высокого качества образования детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы
1. Сартакова Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101).
2. Браславски Сесилия Куррикулум // «Просвещение» - периодическое издание № 37 2010 г.
3. Ахметова Л. В. Проблемы современной школы: интегрирование или инклюзирование? URL: http://old.firo.ru/index2.php?option=com_ docman&task=doc_view&gid=531&Itemid=88
4. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Астрахань, 2008. С. 213: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1016.
5. Программа развития сети образовательных учреждений Первомайского района на 2008-2012 гг. с. Первомайское. 2008. URL: http:// pmrpruo.edu.tomsk.ru
6. Паспорт районной целевой программы «ЗДОРОВЬЕ» на 2010-2012 гг. URL: http://pmrpruo.edu.tomsk.ru
7. Головинская Е. Ю. Внеурочная деятельность, предусмотренная БУП ФГОС, как ресурс развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзив-
ного обучения.
Мёдова Н. А., ст. научный сотрудник.
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.11.2011.
N. A. Medova
PECULARITIES OF THE MUNICIPAL RURAL EDUCATIONAL SYSTEM IN THE FORMATION OF INCLUSIVE EDUCATION
The article analyzes the conditions for the provision of affordable education for children with special educational needs in the rural municipality of the educational system. Based on these data the authors suggested formation of inclusive education program in the municipal educational system that should create conditions for ensuring the availability and quality of education for children with special educational needs.
Key concepts: available education, inclusive education, children with special educational needs, municipal educational system.
Tomsk Regional Institute of Professional Development of Teachers.
Ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]