Научная статья на тему 'Мониторинг здоровья обучающихся в системе управления процессом здоровьесбережения в коррекционной школе'

Мониторинг здоровья обучающихся в системе управления процессом здоровьесбережения в коррекционной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
527
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / МОНИТОРИНГ / ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PUPILS’ HEALTH / MONITORING / TASKS AND MONITORING FUNCTIONS / PHYSICAL HEALTH / SOCIAL HEALTH / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суходольская Любовь Владимировна, Тихомирова Лариса Федоровна

В статье раскрывается понятие психолого-медико-педагогического мониторинга, а также возможность его использования в процессе управления здоровьесберегающим процессом в специальном коррекционном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суходольская Любовь Владимировна, Тихомирова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of Pupils’ Health in the Management System of Health Saving Process in Correctional School

In the article the notion psycho-medico-pedagogical monitoring is revealed, and also the possibility of its use in the management process of the health saving process in a special correctional educational institution.

Текст научной работы на тему «Мониторинг здоровья обучающихся в системе управления процессом здоровьесбережения в коррекционной школе»

УДК 37.0

Л. В. Суходольская, Л. Ф. Тихомирова

Мониторинг здоровья обучающихся в системе управления процессом здоровьесбережения в коррекционной школе

В статье раскрывается понятие психолого-медико-педагогического мониторинга, а также возможность его использования в процессе управления здоровьесберегающим процессом в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Ключевые слова: здоровье школьников, мониторинг, задачи и функции мониторинга, физическое здоровье, социальное здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.

L. V. Sukhodolskaya, L. F. Tikhomirova

Monitoring of Pupils' Health in the Management System of Health Saving Process

in Correctional School

In the article the notion psycho-medico-pedagogical monitoring is revealed, and also the possibility of its use in the management process of the health saving process in a special correctional educational institution.

Key words: pupils' health, monitoring, tasks and monitoring functions, physical health, social health, mental health, social health.

Сохранение и укрепление нравственного и физического здоровья школьников занимает особое место в деятельности педагогов образовательных учреждений. Ученые Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко, Л. Ф. Тихомирова отмечают, что функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школе имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и ограничения со стороны состояния здоровья. Одно из условий реализации программы здорового образа жизни является организация и проведение мониторинга здоровья учащихся.

Под мониторингом понимается информационно-аналитическая система, позволяющая осуществлять диагностику текущего состояния объекта и диагностическое наблюдение за его изменением в ходе деятельности и корректирующих воздействий. Любая информационно-аналитическая система будет иметь высокую эффективность, если в ней воспроизведены существенные характеристики исследуемого предмета, правильно выбран объект исследования, соблюдены общие правила и требования к проведению мониторинга [2, с. 86]. О целесообразности мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях пишут Н. К. Смирнов, Л. Ф. Игнатова,

Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. [4] Методику медико-социально-педагоги-ческого мониторинга рассматривают как систему диагностических средств, методов, технологий их применения, предназначенных для проведения многоуровневого анализа комплексной информации о состоянии исследуемого предмета и объекта.

Основными задачами мониторинга являются:

1. Выявление общей картины состояния здоровья учащихся, физического развития, заболеваемости,

2. Выявление основных форм патологии,

3. Выявление факторов риска заболеваемости школьников,

4. Определение группы управляемых факторов,

5. Отслеживание результатов работы.

Основные функции мониторинга:

1. Выявление противоречий, которые помогут определить существующие проблемы в деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

2. Ранжирование проблем для определения очередности управленческих проблем.

3. Прогнозирование изменений.

4. Обозначение границ возможного вмешательства в систему.

5. Обратная связь, помогающая скорректировать решение.

© Суходольская Л. В., Тихомирова Л. Ф., 2012

6. Информационно-обобщающая.

В качестве первичной документации с целью получения информации для проведения мониторинга могут быть медицинские карты, содержащие данные профилактического осмотра школьников, справки о временной нетрудоспособности, акты обследования жилищно-бытовых условий, составленные социальными работниками школы, протоколы тестов психолога и учителя физкультуры.

Использование медико-социально-педагогического мониторинга дает возможность узнать уровень здоровья учащихся, факторы риска, направления работы, результативность по сохранению и укреплению здоровья.

Использование мониторинга для написания программы «здоровья», для корректировки совместных усилий всех служб учебного учреждения по сохранению здоровья учащихся стало

вводиться в учебные заведения. Предлагаем на примере одной коррекционной школы-интерната за период один год проследить процесс изменения состояния здоровья школьников и их отношения к собственному здоровью. Для этого сначала было определено понятие «здоровье».

Здоровье - это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия и осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождении и воспитании детей, овладения достижениями культуры [1].

Физическое здоровье школьника можно рассмотреть с двух сторон: медицинские показатели состояния здоровья и физические данные. В ходе диспансеризации 2011 г. у школьников специальной коррекционной школы были выявлены следующие заболевания (см. таблицу 1).

Таблица 1

Распространенность заболеваний у учащихся Михайловской школы-интерната (по данным профилактического осмотра)

невролог отолорпнг. офтальмолог ортопед ортодонт эндокрнн.

3 кл. 16% 0 33% 66 % 50% 66 %

4 кл. 0 16% 84% 16% 33% 33%

5 кл. 50% 50% 0 100 % 100% 100 %

7 кл. 33% 33 % 33% 33 % 0 66 %

8 ктт 12% 12 % 37% 37% 50% 12 %

9кч, 17% 50% 50% 83% 17% 0

Из таблицы видно, что дети имеют заболевания связанные с челюстными аномалиями или с проблемой санацией зубов, болезни органов зрения (косоглазие, гиперметропия, нарушение аккомодации), заболевания эндокринной системы (ожирение, низкорослость), катастрофическое нарушение осанки и плоскостопие. Эти заболевания должны будут учитываться в составлении

плана мероприятий по проведению недели здоровья, рассаживании учащихся в классе.

В таблице 2 нами представлены и другие показатели физического здоровья школьников, по которым ведется мониторинг: координация и быстрота движений, осанка, двигательная активность, мелкая моторика.

Динамика показателей физического здоровья учащихся школы-интерната

Таблица 2

Критерии Начало года Середина года Конец года

Осанка, походка 4 4,1 4,2

Координация, быстрота и точность движений 4 4,2 4,3

Развитие мелкой моторики 4,1 4,3 4,4

Двигательная активность 4,5 4,6 4,6

Учитывая, что отношение к здоровью школьников складывается из ценностно-смыслового, когнитивного, мотивационного компонента, а также поведенческого компонента, нами были исследованы и такие показатели, как забота о

своем здоровье, интерес к спорту, занятия спортом, владение навыками личной гигиены, соблюдение режима дня, посещение занятий о здоровом образе жизни (см. таблицу № 3).

Таблица 3

Отношение к здоровью учащихся школы-интерната

Показатели Начало года Середина года Конец года

Интерес к спору 4,4 4,5 4,5

Занятие спортом 4,4 4,4 4.4

Занятие о ■здоровом образе жизни 4,5 4.5 4.6

Их выполнение 4,3 4,4 4,4

Навыки личной гигиены 4,4 4,5 4.6

Самообслуживание 4,4 4,5 4,5

Соблюдение режима питания 4,7 4,7 4,7

Учитывая данные показатели, ставятся сле- - Формирование навыков здорового образа дующие задачи на следующий учебный год: жизни у школьников и профилактика вредных

- Реализация программы «Здоровье», привычек,

- Формирование ценностного отношения к своему здоровью у учащихся,

- Обобщение опыта педагогов по реализации программы здоровье.

Психологическое здоровье - внутреннее состояние комфорта ребенка.

Внешним проявлением комфорта детей в школе является количество прогулов без меди-

цинского освобождения, количество побегов (самовольных уходов) из интерната. Школьный психолог проводит мониторинг эмоционального здоровья детей на трех временных отрезках (начало, середина, конец года), используя пятибалльную систему (см. таблицу 4).

Таблица 4

Эмоциональное здоровье учащихся школы-интерната

Показатели Начало года Середина года Конец года

Эмоционально-психологическая организация личности 3,7 3.7 3.8

Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными средствами 4.1 4Л 4.1

Понимание своих чувств и адекватность их выражения невербальными средствами 3,9 4,1 4,2

Понимание эмоциональных состояний других людей и учет этих знаний в своем поведении 3,8 4,1

Превалирующие эмоции в отношениях с людьми 4.1 4,: 4.3

Инициативность в поведении, взанмод ейсты п I 4,1 4,1 4.2

Самоконтроль и саморегуляция поведения 3,6 3,7 3,8

Динамика роста эмоционального здоровья детей есть, но он очень мала. Необходимо усилить работу по коррекции эмоционально-волевой сферы, формирование эффективной саморегуляции и самоконтроля.

Показатели социального благополучия мы нашли в социальных картах учеников - это со-

став семьи, полная или неполная семья, опекаемые или приемные дети, условия проживания (благоустроенное или неблагоустроенное жилье, существование спального и рабочего места ребенка). Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели социального благополучия воспитанников школы-интерната

Структура семьи Показатели Количество детей Показатели

Полная семья 43,7% Один ребенок 25%

Неполная семья 56,3% Многодетная семья 40,6 %

Опекаемые дети 16%

Итак, мы видим, что основная масса школьников из многодетных семей. Значительный процент составляют семьи неполные. Дети имеют жилье, но не всем хватает в доме кровати (38 %), не всем определено место для занятий, игры (72 %). Попадая в интернат, ребенок на определенное время получает чистую пастель, тумбочку, шкаф для одежды. Дети в интернате всегда накормлены и под круглосуточным присмотром взрослых. Именно здесь определен круг общения: сверстники из соседней школы, волонтеры, педагоги и обслуживающий персонал, трезвые родители.

Анализируя показатели здоровья школьником, можно заметить, что в школу приходят уже больные дети. Задача коррекционной школы научить воспитанников жить и выживать в современных условиях, сохраняя оставшийся запас здоровья и формируя ответственное отношение к здоровью.

Использование мониторинга здоровья учащихся позволяет увидеть существующие про-

блемы в этой области, вычленить приоритетные задачи, обозначить пути их решения, наладить обратную связь, скоординировать пути взаимодействия разных структур.

Библиографический список:

1. Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Здоровье и здоровый образ жизнит [Текст] : пособие для педагогов и воспитателей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. -Ярославль. 1997. - 72 с.

2. Тихомирова, Л. Ф. Школа-территория здоровья [Текст] : монография / Л. Ф. Тихомирова. -Ярославль, 2011. - 136 с.

3. Кисляков, П. А. Псхолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе [Текст] / П. А. Кисляков. - Шуя, 2009.

4. Шамова, Т. И. Давыденко, Т. М. Управление образовательными прцессами в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.