Научная статья на тему 'Педагогическая технология оценки учителем личностного развития ученика часть 2'

Педагогическая технология оценки учителем личностного развития ученика часть 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА / PUPILS PERSONAL GROWTH EVALUATION / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНИКА / SOCIAL PUPILS COMPETENCE / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INDICATORS OF EFFECTIVENESS FOR EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL POSITION OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Олег Викторович

Разработка педагогической технологии оценки учителем личностного развития ученика (ПТ ОЛРО) это попытка преодолеть сложившиеся противоречия в образовательном процессе школы, вовлечь в процесс оценки личностного развития учащихся на равных всех заинтересованных участников учителя, ученика, родителей, психолога, оптимальным образом соединить возможности школьной психологической службы с образовательным задачами школы. Теоретическая модель технологии, ее сущность и назначение были раскрыты в предыдущем номере в статье автора «Оценка личностного развития ученика». В этом номере автор показывает действие технологии на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетников Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic technology of the personal pupil‘s growth evaluation by teacher

The development of pedagogy technology to evaluate individual growth of a pupil this is the attempt to overcome present contradictions in the school educational school process; to involve into the students evaluation process all interested participants a teacher, a pupil, the parents, a psychologist; moreover to connect the opportunities of school psychologist service with educational tasks of school. Theoretic model of technology, its substance and purpose were described in previous issue, in the article «Personal pupils growth evaluation». In this issue the author shows the action of technology in practice.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология оценки учителем личностного развития ученика часть 2»

ЭШШША,.......ШМ1Ш,......Д НА ГИ О СТИНЯ

Педагогическая технология оценки учителем личностного развития ученика

Часть 2

Олег Викторович Решетников,

доцент Российского государственного социального университета,

психолог средней школы № 1910, психолог-консультант Женского делового центра,

кандидат педагогических наук, dobrovolec@inbox.ru

• оценка личностного развития ученика • социальные компетенции ученика • показатели эффективности образовательного процесса • профессиональная позиция учителя •

Организация оценочной деятельности педагога в личностно ориентированном образовательном процессе

Первая особенность технологии состоит в том, что она направлена, прежде всего, на повышение компетентности педагога в процессе оценки личностного развития учащихся в связи с целями и задачами учебного процесса.

Сущность технологии заключается в развитии условий, способствующих эффективной оценки учителем личностного развития учащегося, формировании системы оценочной деятельности педагога. Личностное развитие учащегося в данном случае актуально как важнейший фактор, влияющий на образовательный процесс.

Под условиями нами понимаются следующие составляющие профессионального педагогического сознания:

1. Личностная осознанность и личностная компетентность педагога в процессе личностного развития учащегося.

2. Профессиональное мастерство и компетентность педагога в оценке личностного развития учащегося.

3. Практическая осведомлённость и информированность педагога о показателях и критериях личностного развития учащегося.

4. Единство личностной осознанности, практической осведомлённости и профессионального мастерства педагога в оценке личностного развития учащегося.

Особенно важным видится четвёртое условие — единство осознанности, осведомлённости и профессионального мастерства педагога. Собственно, достижению этого единства и должна, в первую очередь, способствовать данная педагогическая технология. Оценочная деятельность педагога, построенная по технологии, своими результатами предполагает:

во-первых, всесторонность, взвешенность, полноту и объективность оценки состояния личностного развития учащегося, необходимые для управления собственной педагогической деятельностью;

во-вторых, приведение в единую систему оценочной деятельности самого педагога и поддержание функционирования этой системы, как важнейших составляющих его профессионального сознания и мастерства;

в-третьих, формирование объективной самооценки учащимся собственного личностного развития, осознанность им педагогических требований, показателей и критериев в отношении личностного развития, мотивирующих к саморазвитию.

Таким образом, отправной точкой нашей экспериментальной работы была необходимость создания условий для полноты получения педагогом информации о личностном развитии учащегося и сформированность системы оценочной деятельности педагога, как составляющих профессионального мастерства.

При описании условий эффективного осуществления профессиональной системы для оценочной деятельности педагога мы будем говорить о следующих составляющих этих условий:

1. Внешние составляющие — информационное, методическое и техническое обеспечение осуществления педагогом оценочной деятельности.

2. Внутренние (субъективные) составляющие — профессиональное мастерство, установки, компетентности педагога, осуществляющего оценочную деятельность.

Вторая особенность технологии — вовлечение учащихся в процесс самооценки личностного развития. Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, требует своевременного выявления, поддержки и развития учебных способностей и интересов учащихся, поддержки их личностного роста и формирования мотивации саморазвития. Учащиеся должны адекватно оценивать собственные возможности и мотивацию в связи с участием в образовательном процессе на разных уровнях.

Оценка личностного развития учащихся и помощь в построении индивидуальной программы личностного роста позволят повысить мотивацию личностного саморазвития в целом и мотивацию познавательной деятельности в частности.

Своевременные выявление, поддержка и развитие учебных способностей позволят учащимся выбрать оптимальную образовательную модель, что в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности подготовки специалиста и его высокой конкурентоспособности.

Третья особенность технологии — кон-венциальный процесс, позволяющий достичь единства и осознанности в оценке личностного развития учащихся учителем, самим ребёнком родителями, администрацией школы. Психолог в этом процессе выступает в качестве эксперта, фасилитатора и вдохновителя.

Характеристика этапов оценочной деятельности педагога в личностно-ориентированном образовательном процессе

Для развития указанных условий достижения эффективных результатов оценочной деятельности необходимо осуществить следующие этапы деятельности:

• Предварительным этапом деятельности должно стать определение профессиональных установок педагога в отношении личностного развития учащихся вообще и конкретно оцениваемого в частности.

1. Структурировать наблюдения педагога за личностным развитием учащегося в образовательном процессе.

2. Осуществить сбор объективных данных о личностном развитии учащегося.

3. Обсудить полученные данные с заинтересованными участниками образовательного процесса.

4. Обобщить и объективизировать информацию о личностном развитии учащегося в форме характеристики.

5. Выработать на основе характеристики рекомендации для заинтересованных участников образовательного процесса.

• Заключительным этапом оценочной деятельности по технологии должно стать развитие профессиональных установок педагога в отношении личностного развития учащихся вообще и конкретно оцениваемого в частности.

Для каждого этапа оценочной деятельности свойственны сущностно значимые:

— цели и задачи;

— ожидаемые результаты;

— показатели и критерии;

— технологические операции;

— приёмы и методы;

— методическое обеспечение.

ОДЕ НОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНО С ТЪ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБРАЗ ОКАТЕ Л ЪНЫИ ПРОЦЕСС

—► УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА > получгяше обратной связи о р зз у ль тат ах д еят ельн о с ти

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

—► ВС)СБИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГ1 ОГ А ПЕДАГОГА

Е

ОШ1ДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ДАДЮГА

Формирует самооценку обучающегося в образовательном процессе, его личностно ори актированное шнхше

Корректирует деятельность ледаг ог а в соответствии с по с т ав л (зш ымя целями и задачами

Способствует развитию профессионального личностно ориентир ивашшг о сознания и глас т ер ств а педаг ог а

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТ ОВ

Единство личностной осознанности, практической осведомленности и яр офессионального мает (5? ства педаг от а в оценке личностного развития обучающегося

Личностная осознанность и личностная компетентность педагога в процессе личностного развития обучающвгося

Практическая осведомленность и информир ованность педаг от а о пок аз а телях и кр ит ¡у икх лигчн ос тног о развития обучающегося

Профессиональное маст^ство и компетентность педагога в оценке личностного ра;вития обучающегося

1 1 г

В^'^еккяе (субъективные) составляющие -профессиональное мастерство, установки, квмистекунпстн зге^тагога, осуществляющего оценочную деятк ль но стъ Внешние составляющие - ккф ер магисонное, методическое н техническое обеспечение осуществления педагогог.т оценочной деятельности

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЭТАП Развитие компетентности педагога

I ЭТАП

Структурирование наблюдений педагога

II ЭТАП

Сбор объективных данных о личностном развитии обучающегося

III ЭТАП

Обсуждение полученных результатов

IV ЭТАП

Обобщение полученных результатов в характеристику

V ЭТАП

Составление рекомендаций для дальнейшей работы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ЭТАП

Определение компетентности педагога, оценивающего личностное развитие

Для характеристики этапов деятельности нас в первую очередь интересуют цели и задачи, ожидаемые результаты, показатели и критерии.

— определить профессиональную компетентность педагога для эффективного оценивания личностного развития учащегося.

Этапы реализации технологии

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Оценка профессиональной компетентности педагога, осуществляющего оценочную деятельность

Обоснование необходимости

Одно из основных условий успешности оценочной деятельности педагога — его профессиональная компетентность. Основанием профессиональной компетентности служит педагогическое сознание, то есть внутренняя, личностная осознанность педагогом ценностей, целей, задач и форм его профессиональной деятельности. Никакая успешная технология деятельности не может гарантировать успешности деятельности в случае несформированности внутренней осознанности и готовности к осуществлению личностно ориентированной педагогической деятельности самим педагогом.

Задачи предварительного этапа:

— определить представления педагога о личностном развитии учащегося с целью дальнейшей проверки этих представлений;

— определить общие представления педагога о личностном развитии учащихся с целью дальнейшего развития данных представлений;

Некоторые конкретные формы и методы осуществления деятельности на данном этапе

Поскольку данный этап оценочной деятельности не является составляющим для технологии, то здесь мы приводим только некоторые формы и методы осуществления деятельности на нём:

> Корректировочные тестовые задания «Личностное развитие обучаемого».

Данные тестовые задания могут включать тесты, анкеты, упражнения, педагогические задачи, опросные листы, собеседования со специалистами, направленные на определение понимания педагогом особенностей личностного развития учащихся.

> Схемы самоанализа деятельности педагога. Схемы самоанализа позволяют педагогу выявить структуры собственного педагогического сознания, влияющие на осуществление им личностно ориентированного образования и воспитания. Схемы самоанализа могут применяться самостоятельно или при поддержке специалистов.

> Вариативные корректировочные тесты (тестовые задания) с учётом ежегодных возрастных и этапных изменений в личности обучаемого. Даже при успешном общем определении компетентности

педагога в личностно ориентированном образовательном процессе, в оценке его целей, задач и ожидаемых результатов необходимо проводить самоанализ с учётом ежегодных изменений в личностном развитии учащихся.

> Корректировочные тесты (тестовые задания) по представлениям об отдельных критериях личностного развития учащихся. Помимо более подробного изучения личностных особенностей учащихся, существенно значимых на определённом возрастном этапе, следует особо обратить внимание на отдельные критерии личностного развития, актуальные либо в связи с оценкой личностного развития конкретного ученика, либо в связи с местной спецификой, либо в связи со специфическими целями и задачами частного педагогического процесса.

> Ежегодная рабочая тетрадь учителя по составлению характеристики ученика, в которой следует учитывать последние достижения науки и современное положение. В современную учебную практику вошли рабочие тетради для учеников, являющиеся опорой для самостоятельной работы. По аналогии с ними вполне уместно создание рабочих тетрадей для учителей, которые бы содержали современный информационный материал и оригинальные задания для самопроверки и самостоятельной работы по повышению квалификации.

> Проведение курсов, семинаров и других форм повышения квалификации преподавателя в области оценки личностного развития учащихся. Проведение учебной работы для педагогов по повышению их квалификации и компетентности должны стать регулярной практикой в области современных педагогических процессов личностно ориентированного образования.

> Справочные материалы по критериям оценки. Особенно необходимы для самостоятельной работы педагога различные справочные материалы, ориентирующие его в сложной проблематике осуществления педагогической деятельности и оценке ожидаемых результатов собственного труда.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Структурирование наблюдений педагога за личностным развитием учащегося в образовательном процессе

Обоснование необходимости

«Метод объективного наблюдения — стратегия исследования с фиксацией определённых характеристик процесса без вмешательства в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования» (электронный психологический словарь).

Метод наблюдения — наиболее доступный и эффективный в педагогической практике. Его эффективность зависит от уровня организации и структурирования по отношению к педагогическим задачам.

Цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обобщить представления педагога о личностном развитии учащегося в образовательном процессе за определённый период его развития.

2. Структурировать представления педагога о личностном развитии учащегося.

3. Выделить в процессе обобщения и структуризации наблюдений педагога области развития учащегося, требующие более пристального внимания.

Задачи:

1. Предоставить педагогу структурированные показатели и критерии личностного развития учащегося, чётко увязанные с педагогической системой оценки личностного развития.

2. Организовать возможность для предварительной, ориентирующей оценки данных критериев и показателей.

3. Придать процедуре структурирования наблюдений оптимально эффективную форму, с учётом профессиональной подго-

товленности педагога и возможных временных затрат.

4. Оказать рекомендательную и методическую поддержку педагогу в предварительном анализе и обобщении структурированных наблюдений.

5. В процессе анализа и обобщения наблюдений выделить сферы развития обучаемого, требующие более детализированного и более профессионального анализа при сборе объективных данных.

6. Выделить те сферы развития, которые требует дополнительного обсуждения с коллегами.

7. Выделить те сферы развития, которые требуют дополнительного вмешательства специалистов, не участвующих в педагогическом процессе (врачи, криминологи, наркологи и т.д.).

8. Выделить те сферы личностного развития, оценка которых показалась педагогу наиболее затруднительной в силу недостаточной профессиональной компетентности и требующая дополнительной подготовленности.

торов личностного развития, мы не всегда можем соотнести эти факторы и формы поведения. Поэтому особо следует выделить те формы поведения, которые педагог не может соотнести с оцениваемыми факторами. Также необходимо выделить те формы поведения, которые особенно тревожат и настораживают педагога.

3. Делает краткий прогноз на основании проведённого анализа о возможных серьёзных отклонениях в поведении учащегося. Если педагог при оценке личностного развития обучаемого обращает внимание на возникающие негативные тенденции в его развитии, следует особо обратить внимание на прогноз дальнейшего поведения.

4. Выделяет те сферы развития, которые требуют дальнейшего анализа и более детального подхода при сборе объективных данных. Для более тщательного анализа могут быть выделены наиболее актуальные сферы личностного развития или их отдельные критерии и показатели. Причём сюда могут быть отнесены как негативные тенденции, требующие коррекции, так и позитивные, требующие дальнейшего развития.

9. Также выделить те сферы личностного развития, которые являются наиболее конфликтными в процессе личностного развития.

Методика структурированного наблюдения педагога даётся в приложении.

На основе полученных данных структурированного наблюдения педагог решает следующие задачи:

1. Выделяет те сферы личностного развития, которые оказывают наибольшее влияние на поведение обучаемого. Речь идёт, в первую очередь, об основных сферах (указанных при соотнесённости показателей). Важно понять, что в большей степени влияет, например, на низкую учебную мотивацию: нравственное развитие, социальное или психическое.

2. Выделяет особенности поведения обучаемого, вызывающие особую настороженность. Поскольку мы говорим о поведении учащегося, как о следствии различных фак-

5. Выделяет те сферы развития, которые при оценке требуют обсуждения с коллегами. Некоторые особенности поведения и развития обучаемого педагог, в силу специфичности общения и взаимодействия, может быть не готов оценить. Например, при оценке отношения к труду или к физическому развитию и здоровью может быть запрошено мнение тех специалистов, которые лучше знают оцениваемого с данной стороны.

6. Выделяет те сферы развития и формы поведения, которые требуют дополнительного анализа специалистами, не задействованными в процессе оценки личностного развития обучаемого. К специалистам, не задействованным в процессе оценки, чьи заключения могут быть важны по различным вопросам личностного развития учащегося, можно отнести: криминолога, нарколога, специалиста социальной защиты, врачей различных направлений, более квалифицированных или более узко специализирующихся педагогов и психологов.

7. Выделяет те сферы развития, которые требуют при их оценке повышения компетентности педагога. Данная область обобщения является важной составляющей при оценке собственного профессионального развития педагога.

ВТОРОЙ ЭТАП

Сбор объективных данных (психолого-педагогическое исследование) о личностном развитии учащегося

Оценка личностного развития будет иметь наибольшую эффективность в том случае, если методика наблюдения будет дополняться и поддерживаться методиками объективных психолого-педагогических исследований.

Данный этап оценочной деятельности необходим для полноценного информирования педагога о процессах личностного развития обучаемого.

Важно, чтобы эта часть процесса оценочной деятельности выполнялась педагогом-психологом, иным специалистом, способным выступить в качестве эксперта по мониторингу личностного развития, по следующим причинам:

• это позволит включить в процесс оценочной деятельности относительно независимого эксперта, что снизит субъективность оценки педагога;

• отсутствие необходимости для педагога осваивать специфические методики исследования позволит высвободить его время и возможности для самостоятельного анализа.

Объём исследования предполагает включение в деятельность ассистентов эксперта, в роли которых могут выступать ученики старших классов или другие участники учебных групп, прошедшие специальную психолого-педагогическую подготовку. Включение в работу старшеклассников или сокурсников также имеет положительное влияние на процесс оценочной деятельности:

• ученики старших классов, сокурсники получают личностно важный педагогический опыт;

• обучаемые лучше осознают её цели и задачи;

• это способствует лучшему взаимодействию обучающих и обучаемых.

Данный этап также имеет особое значение для самооценки обучаемого:

• информирует его об объективных показателях и критериях личностного роста;

• ориентирует в требованиях, предъявляемых к его личностному развитию;

• позволяет сформировать собственную самооценку.

В то же время данный процесс не рассматривается в отрыве от оценочной деятельности педагога, поскольку подчинён его целям и задачам.

Цели этапа

Информирование педагога об объективных показателях психолого-педагогического исследования личностного развития обучаемого.

1. Сообщение учащемуся индивидуальных результатов психолого-педагогического исследования, необходимое для формирования его самооценки.

2. Экспертная поддержка оценочной деятельности педагога.

Задачи

1. Сбор данных, в ходе психолого-педагогического исследования, по показателям и критериям личностного развития.

2. Сообщение данных в форме, доступной для выполнения педагогом оценочной деятельности.

3. Сообщение педагогу экспертных комментариев специалиста по психолого-педагогическому мониторингу личностного развития.

4. Сообщение обучаемому экспертных оценок личностного развития.

5. Включение в оценочную деятельность экспертов.

6. Включение методик вспомогательного характера в оценочную деятельность обучаемых.

7. Включение в сбор объективных данных самооценки учащихся и оценочных мнений заинтересованных участников образовательного процесса.

8. Отслеживание динамики изменения объективных данных по показателям и критериям личностного развития.

9. Соотнесение данных, полученных педагогом в ходе педагогического наблюдения, и объективных данных психолого-педагогического исследования.

Формы, методы и последовательность осуществления деятельности на данном этапе

Для определения конкретных форм и методов проведения исследования, исходя из имеющихся целей, задач и ожидаемых результатов, определяется следующая технологическая последовательность сбора объективных данных (психолого-педагогического исследования) о личностном развитии учащегося:

• Определение значимых условий, влияющих на характер исследования.

• Определение показателей, которые необходимо включить в исследование в связи с общими целями и задачами и определёнными значимыми условиями.

• Формирование методического обеспечения, необходимого для проведения исследования.

• Организация проведения исследования в соответствии со сформированным методическим обеспечением.

• Формирование исследовательской группы в соответствии с организацией проведения исследования.

• Оформление результатов исследования.

• Анализ результатов исследования.

• Сообщение результатов исследования заинтересованным участникам образовательного процесса.

Определение значимых условий, влияющих на характер исследования

Показатели, по которым должен быть произведён сбор объективной информации, определены представлением о показателях личностного развития учащегося в образовательном процессе.

Но прежде, чем приступить к исследованию, следует проанализировать дополнительные условия, являющиеся актуальными для данного этапа образовательной деятельности и существенно влияющие на образовательный процесс. К дополнительным условиям следует отнести новые образовательные цели и задачи, возникающие в образовательном процессе с сохранением прежних. К примеру, если ученик продолжает обучение в прежнем классе, но известно, что в следующем учебном году класс будет переведён на гимназическую программу, то готовность к участию в этой программе будет новой целью для ученика.

К таким условиям относятся:

1. Личностная готовность к переходу на определённый этап активного участия в образовательном процессе (новый тип обучения, класс, курс, аспирантура, курсы повышения квалификации и т.д.).

2. Личностная адаптированность (приспособленность) к активному участию в образовательном процессе на новом этапе.

3. Возрастные и личностные кризисы. Так в процессе школьного образования у обучаемого в течение полного срока обучения несколько раз сменяется ведущий тип деятельности, что ведёт к изменению условий личностного участия в образовательном процессе.

В целом, применительно к средней общеобразовательной школе, необходимо выделить следующие дополнительные условия (табл).

Класс Возраст Дополнительные условия в связи с этапами образовательного процесса Дополнительные условия в связи с объективными возраст кризисами ыми

0. 6-7 Готовность к обучению Возникновение учебной мотивации, мотивации ведущего типа деятельн как ости

1. 7-8 Готовность к школьному обучению

2. 8-9 Адаптированность к школьному обучению

3. 9-10 Готовность к обучению в средней школе

4. 9-10 Готовность к обучению в средней школе

5. 10-11 Адаптированность к обучению в средней школе Кризис учебной мотивации в связи со сменой типа обучения началом с ведущего типа деятельности мены

6. 11-12 Адаптированность к обучению в средней школе (продолжение развития процессов, начинающихся в 5-м классе)

7. 12-13 Готовность к внешне групповому профильному (по типу учебных интересов и возможностей) дифференцированному обучению Профессиональные интересы учащ1 (по общим направлениям знаний: гу тарное, естественнонаучное, матем ческое, техническое (ремесленное)) >1хся мани-ати-

8. 13-14 Адаптированность к внешне групповому профильному (по типу учебных интересов и возможностей) дифференцированному обучению Кризис учебной мотивации и самоо в связи с максимальным развитием тимно-личностного общения как вед го типа деятельности ценки ин-уще-

9. 14-15 Готовность к обучению в старших классах средней школы или к переходу в профессиональное образование Возникновение профессиональной идентификации, как ведущего типа ятельности ;амо-де-

10. 15-16 Адаптированность к обучению в старших классах средней школы Возникновение научного, критическ типа мышления ого

11. 16-17 Готовность к продолжению образования на более высоком уровне или к профессиональной деятельности Готовность к дальнейшему личность саморазвитию ому

Дополнительные условия в связи с этапами образовательного процесса могут выступать в качестве интегральной, обобщённой оценки по всем показателям личностного развития, свидетельствующей о готовности и адаптированности учащегося к новым

учебным целям и задачам. Но также дополнительные условия предполагают включение в исследование специфических методик оценки их влияния на личностное развитие обучаемого.

Определение показателей, которые необходимо включить в исследование в связи с общими целями и задачами и определёнными значимыми дополнительными условиями

Основные показатели личностного развития и показатели, оцениваемые в ходе психолого-педагогического исследования

Показатели личностного развития Показатели психолого-педагогического исследования

1. Нравственное развитие Ценностное развитие, общая мотивация

2. Готовность к саморазвитию Обобщённая оценка, получаемая в ходе анализа полученных результатов по другим показателям*

3. Учебная мотивация Учебная мотивация

4. Социальная зрелость Социальная зрелость

5. Психоэмоциональное состояние Психоэмоциональное состояние

6. Психическое развитие Психическое, интеллектуальное (умственное) развитие

7. Развитие общеучебных умений и навыков Обобщённая оценка, получаемая в ходе анализа полученных результатов по другим показателям

8. Положение в группе Результаты социометрии (включается для анализа в оценку социальной зрелости)

9. Положение в семье Обобщённая оценка, получаемая в ходе анализа полученных результатов по другим показателям

10. Дополнительная информация об учащемся Интересы, увлечения и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование методического обеспечения, необходимого для проведения исследования

В соответствии с исследуемыми свойствами личностного развития нам необходимо методически обеспечить процесс оценки с учётом следующих требований к методикам:

1. Возрастное соответствие.

2. Признанная валидность (надёжность) методик.

3. Соответствие результатов исследовательских методик целям и задачам нашего исследования.

4. Трудоёмкость выполнения методик должна соответствовать временным возможностям, отводимым для проведения исследования.

5. Методики должны соответствовать требованиям формирования методического обеспечения.

Требования к формированию методического обеспечения:

1. Все методики должны быть включены в единый комплекс, систему исследовательских заданий.

2. Весь комплекс заданий должен иметь единую логику целей и задач исследования.

3. Комплекс заданий должен определять чёткую последовательность их выполнения.

4. Для выполнения всего комплекса заданий обучаемому школьного возраста должно отводиться не более 45-90 мин.

5. Комплекс заданий должен сопровождаться чёткими инструкциями к их выполнению, указанными обязательно письменно и устными комментариями.

6. Комплекс заданий должен предполагать стандартную процедуру и дополнительную, уточняющую, необходимую в случае затруднений с оцениванием.

7. Дополнительные задания должны иметь логику основных, но быть вынесенными в отдельный вспомогательный комплекс.

8. Отдельный вспомогательный комплекс может состоять из модулей, направленных на оценку одного из свойств или полностью дополнять комплекс основных заданий.

Формирование методического обеспечения и комплекса исследовательских заданий должно производиться по плану, утверждённому администрацией образовательного учреждения или образовательной системы.

Требования к плану методического обеспечения:

1. Должен быть единым для образовательного процесса, включённого в единую систему оценки.

2. Учитывает специфические цели и задачи участников образовательного процесса.

3. Утверждается администрацией и методической комиссией, ответственной за обеспечение поддержки личностного развития учащихся.

4. Учитывает необходимость длительного наблюдения за динамикой изменений показателей и результатов личностного развития учащихся.

5. План должен включать порядок организации проведения исследования в соответствии со сформированным методическим обеспечением.

Оформление результатов исследования

1. Результаты исследования протоколируются в установленной форме.

2. При оформлении результатов исследования в обязательном порядке сохраняются все рабочие материалы, которые архивируются в установленном порядке.

3. Результаты исследования оформляются в установленном порядке комплектации:

• для архивного хранения;

• для администрации;

• для использования в работе педагогов;

• для дальнейшей работы экспертов;

• для ознакомления обучаемых;

• для ознакомления заинтересованных участников образовательного процесса.

4. В случае необходимости оформленные результаты исследования сопровождаются инструкциями, помогающими в ознакомлении с материалами.

5. Порядок оформления результатов регламентируется исследовательским планом.

6. Оформление результатов исследования предполагает возможность включения результатов других этапов оценочной деятельности.

7. Исследовательская группа несёт полную ответственность за конфиденциальность полученных материалов и особо инструктируется по закрытым результатам исследования.

8. Оформление результатов исследования должно включать как прямые результаты проведённых исследовательских методик, так и результаты, полученные в ходе анализа.

Анализ результатов исследования

Анализ результатов исследования должен включать:

1. Сравнения: с наблюдаемыми результатами в течение определённого времени; между наблюдаемыми группами; с результатами по показателям конкретного обучаемого в течение определённого времени; с результатами аналогичных исследований в других учреждениях; со среднестатистическими нормами.

2. Обобщённую оценку эксперта по полученным результатам.

3. Рекомендации в случае необходимости проведения дальнейшего исследования.

4. При анализе результатов необходимо учесть, кому и в какой форме их необходимо сообщить.

Сообщение результатов исследования заинтересованным участникам образовательного процесса

Важнейший заключительный этап исследовательского процесса — сообщение результатов исследования заинтересованным участникам образовательного процесса.

1. Результаты исследования в первую очередь сообщаются педагогу для его дальнейшей оценочной работы.

2. В обязательном порядке некоторые результаты исследования сообщаются участникам в той форме, которая этически оправдана и доступна для компетенции обучаемого.

Дальнейшее обсуждение производится уже по решению консилиума с привлечением родителей, учащегося, специалистов (нарколог, психиатр, криминалист и другие), товарищей учащегося, иных заинтересованных участников образовательного процесса.

В ходе обсуждения возможно наилучшим образом составить предварительные рекомендации для участников образовательного процесса и сформировать предварительную программу дальнейшей работы с обучаемым.

Цели этапа:

• Учесть мнение иных заинтересованных участников образовательного процесса.

3. В случае получения результатов, свидетельствующих о серьёзных патологических нарушениях в поведении обучаемого, следует немедленно обратиться к компетентным специалистам.

• Ознакомить с полученными предварительными результатами заинтересованных участников образовательного процесса, чьё мнение необходимо для составления окончательной оценки.

4. Необходимо определить круг заинтересованных участников образовательного процесса и форму сообщаемых им результатов исследовательского этапа.

ТРЕТИИ ЭТАП

Обсуждение полученных данных с заинтересованными участниками образовательного процесса

• Систематизировать полученные результаты.

• Наметить предварительные рекомендации для участников образовательного процесса.

• Сформировать предварительную программу дальнейшей работы с обучаемым.

Задачи:

Предыдущие этапы оценочной деятельности включали в этот процесс педагога, обучаемого, эксперта, родителей. Обсуждение позволяет включить в этот процесс других участников, в той или иной степени заинтересованных в оценочной деятельности: коллег по педагогической работе, ранее не участвовавших экспертов и специалистов, более широко привлечь к оценке мнение родителей и самого воспитанника.

Обсуждение может также проходить в несколько этапов. Применительно для общеобразовательной школы основным этапом обсуждения является педагогический консилиум с приглашением ответственного педагога, эксперта, членов администрации и коллег педагога, работающих с оцениваемыми учащимися.

• Учесть более широко мнение заинтересованных и компетентных участников образовательного процесса.

• Устранить возможные противоречия в полученных результатах.

• Сделать процесс оценивания более открытым.

• Систематизировать полученные результаты для дальнейшей работы педагога.

• Получить новые, ранее не учтённые, необходимые, экспертные сведения, имеющие значение для оценочной деятельности.

• Определить необходимость дальнейшего обсуждения полученных результатов.

• Довести полученные предварительные результаты до сведения заинтересованных участников образовательного процесса.

• Обсудить предварительные рекомендации для участников образовательного процесса, с учётом полученных данных.

• Наметить предварительную программу дальнейшей работы с обучаемым.

• Сформировать единую позицию участников образовательного процесса по оценке личностного развития учащегося.

Конкретные формы, методы и последовательность осуществления деятельности на данном этапе:

• Педагогический консилиум.

• Встречи с родителями.

• Консультации экспертов, специалистов.

• Беседа с обучаемым.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП

Обобщение и объективизация информации о личностном развитии учащегося в форме характеристики

По совокупности полученных данных о личностном развитии ученика педагогом составляется краткая характеристика личностного развития, отражающая успешность участия ученика в образовательном процессе и проблемы, препятствующие успешности.

ПЯТЫЙ ЭТАП

Составление рекомендаций для заинтересованных участников образовательного процесса

На данном этапе на основе характеристики личностного развития ученика составляются рекомендации, способствующие построению индивидуальной траектории личностного и профессионального развития ученика, как для самого учащегося, так и для заинтересованных участников

образовательного процесса: родители, учителя, администрация образовательного учреждения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности участников образовательного процесса

Для педагогов

Заключительным этапом оценочной деятельности по технологии должна стать индивидуальная программа развития профессиональной компетентности педагогов, создающих условия для личностного развития ученика. На основе выделенных возникающих типичных проблем, ошибок и определённых перспектив развития образовательного учреждения строится конкретная программа дальнейшего развития компетентности учителей, предполагающая как самообразование, так и различные формы дополнительного профессионального образования.

Для родителей

Во многом успешность создания условий для личностного развития ученика будет зависеть от участия родителей. В этой связи важнейшей формой работы должна стать программа формирования родительской компетентности в вопросах личностного развития ребёнка, построения индивидуальной траектории его образовательного, карьерного и личностного роста.

В качестве примера реализуется программа «Школа родительской компетентности».

Для учеников

Формирование социальной компетентности учащихся — следующее важнейшее условие достижения целей и задач технологии, формирования компетентного, ответственного, самостоятельного в вопросах личностного саморазвития учащегося.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ (ОЛЮ)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО--ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Дата про в едення Штшеякьйза провезшие:

ч 11 т

ПОКАЗА ТЕЛИ

1. 2. 3. •*. 6. 7. 8. 10-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительное развитие, интересы, участием общественной нзкн

Выполненне рекомениаиш! преиьпушшоиенок . 1Р:

ЛНЧНОСШОЕРА1ШПИЕаИДЛЮШЕ0Вга-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Фамилия Класс

Имя Дата записи Возра ст

,1 .1 ,

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. 2, 4. 5 6. Т. в. 9. 10,

ср. пар.

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. б.

2. 7.

3. 8.

4. 9.

5, 10.

1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

1 ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложении даны некоторые бланки и методики, которые используются в процессе реализации педагогической технологии оценки учителем личностного развития ученика.

Фамилия Имя Отчество Класс

Дата заполнения Заполнил (а):

Качества Показатели Сумма оценки

1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 2. 3. 4. 5.

2. ГОТОВНОСТЬК САМОРАЗВИТИЮ 2. 3. 4. г.

3. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ 2. 3. 4. 5.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ 2. 3. 4. 5.

5. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬ НОЕ СОСТОЯНИЕ 2. 3. 4. 5.

6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 2. 3. 4. 5.

1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫК. 2. 3. 4. 5.

8. ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ (индексы) 2. 3. 4. 5. б/о

9. ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ (индексы) 2. 3. 4. б/о

Комментарии к карте наблюдения личностного развития (для учителя)

Инструкция

Инструкция может быть отражена на опорном материале либо прилагаться к нему. Только прочтение инструкции недостаточно ввиду сложности и многофакторности её характера.

Текст инструкции:

«Уважаемые коллеги!

Для оценки личностного развития обучаемого просим Вас:

3. УЧЕБНЛЯЫОТИВАЦИЯ

4. С ОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

сайга

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЗ'ЧЕБИЫХ НАВЫКОВ

сщсга

I. Зафиксировать Ваши наблюдения в предлагаемой нами форме.

Перед Вами находится перечень свойств личностного развития обучаемого. Каждое из свойств сопровождается рядом показателей, которые необходимо определить оценками от 1 до 9 по следующему принципу:

Оценка Степень выраженности показателя по группам оценок Степень выраженности по каждой оценке

1. Слабо выражен Крайне слабо, практически не выражен

2. Очень слабо

3. Слабо

4. Достаточно выражен Слабо достаточно

5. Средне достаточно

6. Достаточно выражен

7. Вполне выражен Выражен выше среднего

8. Сильно выражен

9. Полностью выражен

Оцениваются утверждения с 1 по 7 (см. ниже).

Оценка выставляется в каждой клеточке, соответствующей номеру показателя определённого утверждения. Показатели описаны в опорном материале. После оценки показателей по каждому из свойств необходимо в графе «средняя оценка» поставить среднее арифметическое суммы оцененных показателей (с точность до десятых). 8 и 9 утверждения описываются с помощью цифровых индексов таким образом, как это задано в опорном материале.

10 пункт описывается в произвольной форме в соответствии с рекомендациями, заданными в опорном материале.

1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ:

1. Ответственность учебная (трудовая).

2. Ценностные ориентации.

3. Сформированность системы нравственных ценностей.

4. Развитие чувства долга, патриотизм.

5. Товарищество, готовность к взаимопомощи.

2. ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ:

1. Осознание сильных и слабых сторон собственного развития.

2. Способность намечать ближайшие и перспективные цели собственного развития.

3. Постоянный динамический рост развития личностных качеств.

4. Способность к анализу собственных успехов и неудач в личностном росте.

5. Достаточная самостоятельность в достижении поставленных целей.

3. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ:

1. Внутренняя осознанность учебных требований.

2. Обучаемый способен активно участвовать в учебном процессе без особых дополнительных «побуждающих мер репрессивного характера».

3. Учебная деятельность занимает важное место в системе личностных ценностей обучаемого.

4. В ходе обучения обучаемый проявляет интерес и инициативу.

5. Обучаемый осознаёт личностный характер собственных учебных неудач и успехов.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ:

1. Готовность и способность к сотрудничеству.

2. Способность поставить себя на место другого.

3. Способность увидеть себя со стороны.

4. Обучаемый соизмеряет собственные права и обязанности.

5. Общественное поведение соответствует возрасту, нет черт инфантилизма.

5. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ:

1. Личностная напряжённость.

2. Тревожность.

3. Недоверие к окружающим.

4. Состояние постоянного стресса, утомлённости.

5. Истеричность, экзальтированность.

6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

1. Соответствие психического развития возрасту.

2. Умственное развитие, интеллект.

3. Развитие психических процессов (память, внимание, восприятие и проч.).

4. Развитие волевых процессов, психическая активность.

5. Развитие способностей.

7. РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

1. Работа с текстом.

2. Устное выступление.

3. Анализ учебного материала.

4. Организованность учебного труда.

5. Соответствие развития уровню обучения.

8. ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отношение родителей к учебному процессу:

1. Семья уделяет достаточно времени учебному процессу.

2. Семья не уделяет достаточно времени учебному процессу.

3. Семья полностью не интересуется учебным процессом

4. Отношение обучаемого к семейным требованиям:

1st) положительное отношение, доверие; 2nd) безразличие; 3rd) эмоциональный страх; 4th) полная подчинённость семейным требованиям;

5th) настойчивое стремление к большей самостоятельности

10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Записываются в произвольной форме (на обратной стороне бланка с указанием номеров описываемых пунктов) без цифровых индексов и могут содержать следующие сведения:

1. Лидеры (обладатели наибольшего индекса предпочтительности).

2. Предпочитаемые.

3. Принятые.

4. Не принятые (ситуативно не принятые).

5. Аутсайдеры (постоянно отвергаются в общении).

9. ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ:

1. Тип воспитания:

(1) Гиперопека (сверхжесткий контроль).

(2) Гипоопека (попустительский стиль в воспитании).

(3) Безнадзорность.

(4) Эмоциональная отчуждённость (семья интересуется только бытовыми сторонами жизни обучающегося).

(5) Жестокое обращение с ребёнком школьного возраста.

(6) Уважительное и требовательное отношение к ребёнку.

2. Полная или неполная семья: 1 — полная; 2 — неполная (2М только мать, 2О только отец); 3 — воспитывают опекуны (в т.ч. дедушка и бабушка).

1. Отклоняющееся поведение:

• О склонности к криминальному поведению.

• Об употреблении наркотических веществ.

• Участие в экстремистских группировках.

• Участие в религиозных сектах.

• Табакокурение.

• Алкоголизация.

• Низкий контроль агрессивного поведения и т.д.

2. Свойства и показатели личностного развития, которые оказывают наибольшее влияние на поведение обучаемого.

3. Краткий прогноз на основании проведённого анализа о возможных серьёзных отклонениях в поведении учащегося.

4. Свойства развития и их показатели, которые требуют дальнейшего анализа и более детального подхода при сборе объективных данных.

5. Свойства развития и их показатели, которые требуют обсуждения с коллегами.

6. Свойства развития и их показатели, которые требуют дополнительного анализа специалистами, не задействованными

в процессе оценки личностного развития обучаемого.

7. Свойства развития и их показатели, которые требуют при их оценке повышения компетентности педагога

При необходимости делаются иные уточняющие замечания.

КОММЕНТАРИИ К КАРТЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Поставьте оценку от 1 до 9 в зависимости от степени выраженности указанных личностных качеств:

7-8 — 9 Выше среднего

4-5 — 6 Среднее

3-2 — 1 Ниже среднего

1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ:

1. У меня развита учебная (трудовая) ответственность — готовность выполнять работу без напоминаний и внешних побуждений.

2. Мои интересы, желания, побуждения, стремления носят положительный общественно значимый характер.

3. Я придерживаюсь строгих нравственных правил в своём поведении, человек чести.

4. Я считаю своим долгом готовность к служению Родине и обществу.

5. Я всегда готов помочь товарищам, хороший друг.

2. ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ:

1. Я осознаю сильные и слабые стороны собственного развития.

2. Я способен намечать ближайшие и перспективные цели собственного развития.

3. У меня постоянный рост развития личностных качеств.

4. Я способен к анализу собственных успехов и неудач в личностном росте.

5. Я достаточно самостоятелен в достижении поставленных целей.

3. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ:

1. Внутренне я осознаю учебные требования.

2. Способен активно участвовать в учебном процессе без особых дополнительных «побуждающих мер репрессивного характера».

3. Учебная деятельность занимает важное место в системе моих личностных ценностей.

4. В ходе обучения я постоянно проявляю интерес и инициативу.

5. Я осознаю личностный характер собственных учебных неудач и успехов (их зависимость от моих собственных усилий).

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ:

1. Я готов и способен к сотрудничеству и взаимопомощи.

2. Способен поставить себя на место другого.

3. Способен увидеть себя со стороны.

4. Способен соизмерять собственные права и обязанности.

5. Моё поведение соответствует моему возрасту.

5. РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

1. Работа с текстом.

2. Устное выступление.

3. Анализ учебного материала.

4. Организованность учебного труда.

5. Развитие моих учебных навыков соответствует уровню обучения. □

КАРГА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Фамилия Имя Отчество Класс Дата заполнения

м т

Качества Показатели Сумма оценки

I. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 1. 2, 3. 4. 5,

п. ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ 1. 2, 3, 5,

ш УЧЕБНАЯ МОТИВ АЦИЯ 1. 2. 3. 1. 5.

IV СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ 1. 2. 3 1. 5.

V. РАЗВИТИЕ ОБЩЕ"!"ЧЕБНЫХ ^'МЕНИЙ И НАВЫК. 1. 2. 3 1. 5.

Внешкольные тнялшя Бгфшая профессия.

Оценки по предметам реальные и возможные:

Прел. Р В Пред. К в Прел. К в Прел. К в Прел. К в

1 i 7 10 13

2 5 И 14

3 6 9 12 15

Сильные и слабые стороны характера

На обратной стороне листа напишьгте:

1 Что значит быть р азкнтой лично стьго.

Что дляэтого необходимо. 3. Что необходимо лично Вам.

Фамилия имя класс дата

9

1. Номера натваннн под нлл» стр вциями отметьте маком ]

р натвання может

1 2

4 6

5 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 11 11

2. ДиАферевсиальвый два гностический оиросадк:

За

86

10а 11а 136 16а

13а

156

результат

17а

186

3- До какого класса ты бы х отел учиться е школ*—до 9 или до 11 (обведи з 4. В этой школе или в друг он (подчеркни верное)

.5. С какой степенью вероятности тыбудешь поступать в ВУЗ (от 1 до 1.0)_

6. На какую специальность или пр о фэссню ты ориентиру ешься по окончании школы;_

7. Какие предметы, дополнительно, ты Ьыхотел изучать в старших классах

8. Какой род пр офесснональнон деятельности кажется теб е наиб ол ее прим екательнъам. обьеди номера на б о лее трах:

1 Преподавательская деятельность, научно-теоретическая

2 . Педагогика, работа с подростками и молодежью

3. Социальная работа н социальная политика

4. Инженерная, техническая

5. Культура, искусство

6. Бизнес, экономика

7. Государственная служба

3. Военная служба и силовые ведомства 9 . Юриспруденция

10. Меднпнна

11. Психология, философия

12. Журналистика

9. Напиши фамилии трах учеников твоет о класса, с кам бы ты хотел продолжить совместное обучение:

I I

10. На обратной стороне нчтпгггтн неб олыпоэ сочиненна Мое професснональноа будущее»

11. Нарисуй рисунок на тему «Чел о век:- и рисунок на тему «Мое будущее»

КАРТА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Качества Пошзагелн Суижа оценок

1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 1. 2. 3. 4. 5.

2. ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ 1. 2. 3. 4. 5.

3. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ 1. 2. 3. 4. 5.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛО СТЬ 1, 2. 3, 4, 5,

5. РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕЕНЫХ УМЕНИИ И НАВЫК. 1, 2. 3, 4, 5,

Внешкагьные запятил

Усечен ия__ДУ-сН'ЩйА профессия.

Опенки по предметам реальные н: возможные:

Г в К К в К В К в

1 4 10 13

а п и

3 ( * и ь

Сильные к слабые стороны характера

1. Что значит бытьражитойличяостью.

2. Что для этого необходимо.

3. Что нес ¿х о дим о л ично Бам.

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Журнал о секретах профессионального мастерства для учителей-предметников, учителей начальной школы и дошкольных педагогов.

Как сделать, чтобы не педагог к детям приставал с вопросами, а они к нему? Как заставить слушать, и не только себя, но и детей — друг друга? Как наладить по-настоящему деловую и дружественную атмосферу? Как растормошить тихоню и озадачить торопыжку? Как заинтриговать детей учебным материалом? Как организовать взаимодействие с родителями? Как построить педагогический процесс, чтобы дети и учились с интересом, и собственную судьбу обретали, и поколение складывалось?

Индекс по каталогу Агентства «Роспечать» (красный) № 82396

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.