Научная статья на тему 'Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников'

Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES AND STUDENT TEACHERS / ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧЕНИКА / THE FORMATION OF SCIENTIFIC AND COGNITIVE INTERESTS OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаева Елена Вячеславовна

Рассматривается роль образовательных технологий в процессе формирования и развития научно -познавательных интересов старшеклассников. В современной педагогической деятельности широко применяются различные образовательные технологии, в том, числе и в сегменте дополнительной подготовки учащихся. Педагог выступает в роли организатора, помощника, консультанта активной научнопознавательной деятельности учащегося, а это требует от педагога более высокого уровня профессионализма. Ученик старшеклассник позиционируется как приемник новых знаний, и на основе полученной информации анализирует новые знания путём самоподготовки, взаимодействия с другими учениками. Приводятся результаты интервьюирования учителей на предмет их профессиональной комфортности, удовлетворенности использования образовательных технологий. Учащиеся старших и выпускных классов считают, что подготовка к предметным олимпиадам различного уровня способствует успешности их дальнейшего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES CONTRIBUTING TO DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND COGNITIVE INTERESTS SENIOR

The role of modern educational technologies in the process of formation and development of scientific and educational interests of high school students. The teacher plays the role of organizer, assistant, consultant active scientific and cognitive activity student, and this requires a higher level of teacher professionalism. The results of interviewing teachers for their professional comfort, satisfaction with the use of modern educational technologies. Students of undergraduate and graduate classes believe that the preparation for the subject Olympiads of different levels contributes to the success of their further education. It is important to apply a variety of educational technology, in particular in preparation for the subject Olympiads student to take into account personal characteristics. Pedagogical technology detects system professionally significant skills of teachers on the organization influence on the pupil, a method of understanding the technological teaching.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников»

Копаева Елена Вячеславовна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ...

УДК 372.881.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2016

Копаева Елена Вячеславовна, соискатель

Пензенский государственный университет, Пенза (Россия)

Аннотация. Рассматривается роль образовательных технологий в процессе формирования и развития научно-познавательных интересов старшеклассников. В современной педагогической деятельности широко применяются различные образовательные технологии, в том, числе и в сегменте дополнительной подготовки учащихся. Педагог выступает в роли организатора, помощника, консультанта активной научно- познавательной деятельности учащегося, а это требует от педагога более высокого уровня профессионализма. Ученик - старшеклассник позиционируется как приемник новых знаний, и на основе полученной информации анализирует новые знания путём самоподготовки, взаимодействия с другими учениками. Приводятся результаты интервьюирования учителей на предмет их профессиональной комфортности, удовлетворенности использования образовательных технологий. Учащиеся старших и выпускных классов считают, что подготовка к предметным олимпиадам различного уровня способствует успешности их дальнейшего обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, образовательная деятельность ученика и учителя, формирование научно- познавательных интересов ученика.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES CONTRIBUTING TO DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND COGNITIVE INTERESTS SENIOR

© 2016

Kopaeva Elena Vyacheslavovna, applicant

Penza State University, Penza (Russia)

Abstract. The role of educational technologies in the process of formation and development of scientific and educational interests of high school students. The teacher plays the role of organizer, assistant, consultant active scientific and cognitive activity student, and this requires a higher level of teacher professionalism. The results of interviewing teachers for their professional comfort, satisfaction with the use of modern educational technologies. Students of undergraduate and graduate classes believe that the preparation for the subject Olympiads of different levels contributes to the success of their further education. It is important to apply a variety of educational technology, in particular in preparation for the subject Olympiads student to take into account personal characteristics. Pedagogical technology detects system professionally significant skills of teachers on the organization influence on the pupil, a method of understanding the technological teaching.

Keywords: educational technology, educational activities and student teachers, the formation of scientific and cognitive interests of the student.

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, образованию, культуре - новое явление для социально —педагогической действительности в нашей стране. И сегодня, в современной педагогической деятельности широко применяются различные образовательные технологии, в том, числе и в сегменте дополнительной подготовки учащихся.

Участие в предметных олимпиадах различного уровня способствует в том числе и развитию научно- познавательных интересов старшеклассников. Развивать научно- познавательные интересы старшеклассникам необходимо. Согласно требованиям, обозначенным в ФГОС ООО выпускник старшей школы должен использовать полученные знания в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, строить индивидуальную образовательную траекторию, владеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Селевко Г.К. считает, что «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [1,14].

Данное положение применительно и к процессу подготовки к предметным олимпиадам и формированию в процессе этой подготовки научно- познавательных знаний у учащихся- старшеклассников. Важно применяя различные педагогические технологии, в частности, в процессе подготовки к предметным олимпиадам учитывать личностные особенности ученика. Так же педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности [2].

Рассмотрим подробнее технологию личностно- ориентированного обучения, где в центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения.

В технологиях личностной ориентации опираются на методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.

Полезной с точки зрения формирования научно- познавательного интереса у учащихся старшей школы будут и технологии, основанные на активных методах обучения. Активизация личностных качеств в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения основан не на увеличении объема передаваемой информации, не на усилении и увеличении числа контрольных мероприятий, а создании дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

По мнению А. А. Вербицкого технология активного обучения знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [3].

Отличительные особенности технологии активного

Копаева Елена Вячеславовна педагогические

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ... науки

обучения выделяет М. Новик:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый

вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых [4].

Значимыми в процессе подготовки к предметным олимпиадам для учителя являются и современные авторские педагогические технологии. Эти технологии возникли благодаря авторским методикам обучения различных педагогов-практиков и имеют большую практическую направленность.

Технология витагенного обучения, разработанная А.С. Белкиным использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Опора на подсознание витагенном обучении — это, прежде всего, творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесса [5].

Наряду с авторской технологией А.С. Белкина технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого не менее перспективна для использования педагогом в процессе подготовки к предметным олимпиадам.

По А.А. Вербицкому, обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным, или, для простоты, контекстным обучением. Главное, чтобы учение не замкнулось само на себе (учиться, чтобы получить знания), а выступило той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста

[3].

Технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов С.Н. Лысенковой [6]. Концептуальные положения технологии таковы:

• личностный подход в педагогике сотрудничества;

• успех — главное условие развития детей в обучении;

• комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

• предупреждение ошибок, а не работа над ними;

• последовательность, системность содержания учебного материала;

• дифференциация, доступность задания для каждого;

• к полной самостоятельности — постепенно;

• через знающего ученика учить незнающего.

В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

• предварительное введение первых порций будущих знаний;

• уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

• развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое распределенное усвоение учебного материала

обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий. Он называется пробно- порциональным.

Практическое применение методики С.Н. Лысековой, когда в обсуждение необходимо вовлекать сначала сильных учеников, затем слабых, исходя из практического применения, на наш взгляд, небесспорно. Если сначала выскажет свое мнение по теме сильный ученик, то слабому дополнить уже будет нечего и менее сильный ученик не сможет включится в обсуждение темы или проблемы.

Электронные средства и технологии широко применяются в современной школе всеми участниками образовательного процесса. Информационные технологии обучения (ИТО) можно определить, как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты.

Одним из ярких примеров применения информационных технологий в обучении является проведение интерактивных занятий с применением мультимедиа-технологии обучения [7-15].

По сравнению с традиционным уроком- лекцией, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, изложение материала, построенное по предлагаемой методике, имеет важное преимущество — интерактивность. Интерактивность дает ученикам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала [16].

Одной из новых форм организации образовательного процесса является и технология дистанционного образования. Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт учителя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств.

В системе дистанционного образования ученикам предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия, даются рекомендации по изучению, организовывается совместный просмотр онлайн материала в сети интернет с последующим обсуждением.

Главное в дистанционном обучении — не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а четкая и продуманная система организации комфортного обучения для ученика, выявление и развитие творческих способностей участников. Достижению этих целей способствуют следующие факторы, отличающие дистанционные эвристические олимпиады от традиционных:

• эвристические задания, в результате выполнения которых участник создает личный образовательный продукт.

• форма проведения- возможность соревноваться в творчестве и общаться с учащимися из разных городов России и других стран, с помощью дистанционных телекоммуникаций [17].

Таким образом, на качественном уровне для подбора или создания собственных курсов учителю можно сформулировать основные требования к методике построения курса с использованием дистанционного образования:

• разработка модулей дистанционного образования должна выполняться на основе единой формальной модели;

• информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;

• содержание модуля (элемента) должно учитывать АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

Копаева Елена Вячеславовна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ...

(включать) варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;

• в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;

• процедуры оценивания также должны обладать контекстными

свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;

• в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста [18].

Перечисленные требования являются общими и обеспечивают достаточный уровень унификации для создания систем дистанционного образования, но при этом не зависят от способа реализации предмета.

Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать, как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях, значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе.

С целью выявления отношения к работе, роли педагога в современной школе была приведена беседа— интервьюирование учителей, работающих в старших классах. Ответы характеризовались по определенному критерию. В интервьюировании приняли участие 27 педагогов высшей категории, работающие в 10- 11 классах. Были получены следующие результаты: с утверждением, что первоочередная задача школы - дать ученикам глубокие и прочные знания, согласились 14 человека (57,1 %), с утверждением, что школа должна способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельного мышления, согласились 13 человека (42,7%).

В процессе беседы и обсуждения были высказаны следующие мнения о роли преподавателя в современной школе:

• в процессе решения различных задач научить детей получать удовольствие от процесса учения, через умственные усилия дать им возможность ощутить радость победы и творчества;

• направить их природный внутренний интерес на получение новых познавательных знаний;

• развивать творческий потенциал, внимание, память, логическое и образное мышление, интуицию;

• помочь воспитать такие деловые качества как честность, целеустремленность, ответственность, лаконичность, последовательность, настойчивость.

Следует отметить, тот факт, что все интервьюированные педагоги в своей деятельности используют передовые методики обучения и воспитания, ведут работу, направленную не только на усвоение учениками знаний, но и формируют у детей умение учиться, стимулируют самостоятельную деятельность в получении знаний, развивают универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Многие преподаватели, в частности, отмечают, что научно-познавательная деятельность должна быть адекватна характеру будущих практических задач и функций обучаемого; в процессе данного вида деятельности необходимо формировать эмоционально-личностное восприятие нового знания.

Для решения современных психолого-педагогических задач, в системе обучения и воспитания на первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств

личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.

Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Все вышеперечисленные педагогические технологии в той или иной степени используются в процессе подготовки к предметным олимпиадам в школе и их использование оценивается педагогами и учащимися положительно.

Эффективность применяемых педагогических технологий зависит не только от их качественного применения педагогом, но и от того как видят себя в данной деятельности учащиеся. По мнению старшеклассников, высокая степень удовлетворенности процессом подготовки к предметны олимпиадам будет в случае, если:

• понятен излагаемый материал (70 %)

• интересна выполняемая работа (55%)

• получаю новые, актуальные знания (15%)

Большинство опрошенных учащихся старших классов в своей деятельности направлены на осознание фактов и явлений действительности, стремление к глубокому проникновению в их сущность, установлению причинно- следственных связей и отношений между ними, объяснению их внутренней структуры и определению их места в общей системе изучаемых явлений, овладение методами научного познания и операциями творческого мышления. Нужно отметить, что многие учащиеся старших или выпускных классов считают, что подготовка и участие в олимпиадах различного уровня по актуальным для них предметам способствует в том числе и успешной сдаче экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации (ЕГЭ), а от этого в дальнейшем зависит поступление в престижный ВУЗ.

Таким образом, процесс подготовки к предметным олимпиадам обучающихся можно планировать, а эффективное применение современных педагогических технологий способствует его проведению. Исходя из этого, рекомендуется при подготовке к предметным олимпиадам педагогу применять одну или несколько педагогических технологий. Использовать данные педагогические технологии в своей деятельности учителю нужно с учетом личностных качеств ученика, его интересов, способностей, с ориентацией на конечный результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. Москва. Народное образование, 1998. 14 с.

2. Атутов П.Р. Технология и современное образование. // Педагогика. 1996. Вып 2. с 11-14.

3. Вербицикий А. А. Монография. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Москва. 1999. 75 с.

4. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. Пособие. Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб. СПбГИЭУ, 2010. 59 с.

5. Белкин А.С. Витагенное обучение с голографиче-ским методом проекций. // Школьные технологии. 1998. Вып.3. с 10- 12.

6. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. Педагогика. Москва. 1985. 175 с.

7. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116._

Копаева Елена Вячеславовна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ..

8. Нечитайло А.А., Прядильникова Н.В., Депцова Т.Ю., Гнутова А.А., Шокова Е.В. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.

10. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

11. Репинецкая Ю.С. Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 103-106.

12. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.

13. Моллаева К.Р. Интерактивное обучение как важное средство в развитии исследовательских навыков учащихся // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 98-104.

14. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

15. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

16. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. 1998 г. 180 с.

17. Скрипкина Ю.В. Дистанционные эвристические олимпиады - инновационный педагогический феномен. // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. доступ по ссылке: http://www.еidos.ru/joumal/2009/0115-1.htm (дата обращения 05.07.2009).

18. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига. Эксперимент, 1995. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.