Научная статья на тему 'Оценка личностного развития ученика в образовательном процессе школы, как проблема смысла и целей современного образования'

Оценка личностного развития ученика в образовательном процессе школы, как проблема смысла и целей современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / LEARNING PROCESS / PERSONALITY DEVELOPMENT ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Олег Викторович

В статье рассматривается значимость оценки развития личности, как одно из условий эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils personal development in school learning process assessment as modern education sense and aims problem

Personality development assessment significance as one of learning process efficiency conditions is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Оценка личностного развития ученика в образовательном процессе школы, как проблема смысла и целей современного образования»

Библиографический список

1. Купчин А.Н. Материалы круглого стола «Взаимодействие крупных компаний с вузами: на пути к эффективному партнерству». - М., Ассоциация менеджеров, 2007.

2. The official Bologna Seminar on Employability in context of the Bologna Process, Bled. Slovenia. -2004. - 21-23 October.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998.

4. Иванов В.Г., Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Подготовка и переподготовка устойчиво компетентных специалистов с соблюдением принципа природосообразности // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - N° 9 (33).

УДК 371.3

Решетников Олег Викторович

кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный социальный университет, г. Москва

[email protected]

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ, КАК ПРОБЛЕМА СМЫСЛА И ЦЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается значимость оценки развития личности, как одно из условий эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, оценка личностного развития.

Школа, претендующая на значимое влияние как институт социального развития, не может замкнуться только на предметных оценках, игнорируя такие вопросы как личностное развитие ученика, его гражданственность, социальные навыки и компетенции. Потеря понятия «личностное развитие» для современного образовательного процесса школы - это потеря собственного образовательного смысла процесса происходящего в стенах школы, превращения его из воспитательного, образовывающего взаимодействия в процесс «натаскивания» и «выучивания». Оценки, полученные учеником в школе по физике или по физкультуре, важны и традиционно всегда были важны. Но образование лишенное личностного смысла, нравственной и гражданской позиции, социализирующей актуальности не может претендовать на социальный институт развития, также как не способно подготовить конкурентно способного специалиста. Современные рекрутинговые компании, как одно из основных требований к будущему сотруднику называют «высокую мотивацию личностного развития и добросовестное отношение к труду». Ученик, выйдя на рынок труда, оказывается не готов к позиционированию, карьерному росту, ответственному труду с учетом собственных особенностей личностного развития, осознания личностных потребно-

стей, понимания смысла и целей личностного роста, как ключевого процесса социализации.

Совет Европы называет восемь ключевых компетенций необходимых для качественного полноценного развития личности европейского гражданина:

1. Общение на родном языке.

2. Общение на иностранных языках.

3. Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии.

4. Компьютерная грамотность.

5. Освоение навыков обучения.

6. Социальные и гражданские компетенции.

7. Чувство новаторства и предпринимательства.

8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Но в современной российском образовательном процессе нет системной поддержки формирования подобных компетенций начиная уже с 4-го номера в списке. Навыкам обучения специально не обучают, уповая по сложившейся практике, что сам процесс школьного обучения сообщит эти навыки. В результате в Высшую школу приходят студенты вершиной информационной культуры, считающие способность выловить в интернете чужой реферат и представить как собственный результат работы с информацией.

Социальные и гражданские компетенции, такие как планирование личностного профессио-

нального и карьерного роста, активное гражданское участие, умение работать в команде, социальное служение и социальная ответственность отринуты современной школой вместе с коммунистическим воспитанием и не нашли никакой замены.

Чувство новаторства и предпринимательства не может возникнуть там, где нет свободного творчества, простора для реализации идей, проектов, инициатив, где нет инновационной среды и творчество не является критерием образованности. Более того в условиях перехода на жесткие образовательные стандарты отсутствие системы качественной профориентации на уровне школы грозит обернуться колоссальными материальными убытками как для семьи, так и для государства. Ошибочный выбор учеником узкого образовательного коридора приведет к убыткам семьи, но обернется и потерей времени и государственных средств на подготовку специалиста.

О формировании какой конкурентно способной личности может идти речь, если к современному ученику не предъявляются требования, выражаемые в педагогической оценке, к развитию социальных навыков необходимых для личностного роста, активной гражданственности, реализации социальной ответственности, культурной осведомленности и т. п. Если в сознании ученика закрепится установка, что успешный ученик - этот кто сдал экзаменационные тесты, то это будет соответствовать сознанию работника успешность, которого будет заключаться в своевременной сдаче формального рабочего отчета.

Школа не является единственным социальным институтом несущим ответственность за личностное развитие ученика, но не использовать колоссальный потенциал школы как института социализации, не использовать достижения отечественной школы именно в сфере личностного развития ученика - это преступная расточительность.

В современной школе необходимо воссоздавать систему поддержки личностного развития ученика и отправной точки такой системы может стать верифицированная оценка личностного развития ученика. Мы не должны вернуться к тому времени, когда ученику давали характеристики и навешивали стигматизирующие ярлыки. Но мы должны и можем в системе школьного образования дать ученику необходимые ориентиры в построении индивидуальной траектории личностного и карьерного роста, необходима поддержка в формировании социальных компетенций.

По моему мнению, решению этой задачи может способствовать системный подход к оценке личностного развития ученика в образовательном процессе школы, с последующим выходом на создание системы формирования современных социальных компетенций.

Трансформация образования - от нравственного нейтралитета к активной гражданственности и морали - одна из наиболее значимых тенденций в развитии школьного образования в западных странах с развитой демократической культурой.

Эофф Мулган (Эофф Ми^ап) известный британский социолог и политолог в предисловии к книге Амитая Этциони «Дефицит родительства» [1, с. 7] пишет о том, что развитие либерализма, наличие свободы выбора привело к резкому индивидуализму, преодоление которого состоит в том, чтобы уделять равное внимание как правам, так и обязанностям граждан. Но сообщение обязанностей не может вернуть к процессу авторитарного навязывания, а должно стать сферой особой заботы государства и общества с тем, чтобы привести граждан к пониманию своей ответственности. Сам Этциони в данной работе пишет о том, что рождение ребенка это моральный акт родителей, ответственных за его воспитание и, в особенности в первые, годы развития ребенка ответственные родители должны инвестировать себя в общение с ним, больше чем в собственную карьеру.

Во-первых, наличие все возрастающего потока информации стало трансформироваться из блага в серьезную опасность, поскольку вместе с все увеличивающимся потоком информации стали увеличиваться «информационные шумы», а в полезной информации без соответствующей личностной подготовленности стало все труднее ориентироваться. Чаемое многими поколениями демократов информационное общество обернулось новой «вавилонской башней» на стенах которой смешалась полезная и опасная информация, и вместо информационного пространство сгрудились информационные лабиринты.

Во-вторых, преувеличенное значение прав и свобод обернулось забвением обязанностей и сфер гражданской ответственности. Граждане с юных лет твердо ориентируются в своих правах и слишком неуверенно, часто с эгоистичной выгодой для себя, осознают собственные обязанности.

В-третьих, либеральное образование чрезмерно сосредоточилось на подготовке граждан к че-

стной конкуренции на рынке труда и в формировании необходимых для этого процесса компетентностей. Но реальная социально-экономическая практика показывает, что в отсутствии укорененной моральной ответственности, закрепленной в социальной практике, люди перестают понимать общие заботы, различая только собственные интересы.

Наконец, в-четвертых, образование вынуждено возвращаться к формированию элементарных поведенческих навыков. Государство забрало функции воспитания у Церкви, затем передало эти функции родителям, которые в свою очередь переложили всю ответственность на масс-культуру, одновременно кляня и уповая на нее.

Примером внимания к личностному развитию ученика в образовательном процессе может служить образовательная программа «PSHE education» [2], которая стала неотъемлемой частью начального и среднего образования в Великобритании и включает в себя образование в сфере личностного и социального развития, здоровья и экономики. Отдельным учебным блоком в британских школах является гражданское образование.

В Австралии с 2005 года идет процесс формирования национальной структуры нравственного воспитания в школе (National Framework for Values Education in Australian Schools), поскольку, по мнению многих учителей и родителей, школа перестала быть нейтральной в процессе ценностного воспитания. По справедливому мнению авторов книги «Ценностное воспитание и качественное обучение» [3, c. 34] - вопрос нравственного воспитания это не только вопрос гражданственности и личностной ответственности, но и центральная проблема качества обучения.

Оценка развития личности, как одно из условий эффективности образовательного процесса.

Место оценки личностного развития в образовательном процессе. Если образовательный процесс ставит перед собой цель - содействовать личностному развитию, то необходимо выделить показатели и критерии оценки успешности выполнения поставленной цели. В современном образовательном процессе эти показатели размыты. В результате участники процесса не могут сориентироваться в успешности достижения данной цели. Но насколько эти оценки важны для образовательного процесса? Все чаще высказывается мнение, что такие оценки могут манипулировать личностным сознанием, оказывать из-

лишнее давление на свободный выбор учеником личностных ценностей. Но оценка личностного развития все равно осуществляется. Она осуществляется косвенными высказываниями учителя, других учеников, внутренним самоанализом учебного материала. Поэтому речь идет о придании такой оценки официального статуса и о выборе тех критериев и показателей, которые достаточно объективно могут быть оценены в ходе учебного процесса. Такая оценка личностного развития может сыграть значительную положительную роль в повышении эффективности образовательного процесса.

Оценка личностного развития придает личностный смысл процессу образования. Оценка личностного развития ориентирует ученика на реализацию не только учебных, но личностных целей и придает учебному процессу большую личностную значимость. Концепция образовательного процесса должна учитывать уровень ответственности, который может быть реализован в отношении личностного роста ученика.

Оценка личностного развития ориентирует в нравственных ценностях. Оценка личностного развития ученика помогает ему воспринимать себя как личность и ориентирует в нормах и ценностях нравственного совершенствования. Оценка личностного роста поддерживает ценностное развитие ученика, позволяющее воспринимать, в том числе и образовательные ценности, не как утилитарные, а как личностно значимые.

Оценка личностного развития наполняет деятельность смыслом. Учебная деятельность имеет для ученика смысл не только сугубо когнитивного развития - эта деятельность связана с его амбициями, потребностями, ценностными отношениями. Вне вектора личностных оценок деятельность перестает быть значимой. Популярный тезис о том, что ученик учится для своего успешного будущего, не актуален - ни в средней школе, ни в высшей школе. Ученик живет здесь и сейчас, и он хочет получать моральное, нравственное удовлетворение от осуществляемой деятельности.

Оценка личностного развития устанавливает личностный диалог между учеником и учителем. Вне личностных оценок общение студента и профессора, ученика и учителя превращается в своеобразное натаскивание, лишается силы личностного общения. Учитель, апеллирующий к личностным ценностям, восприни-

мающий ученика как личность способен установить диалог необходимый для успешной совместной деятельности.

Оценка личностного развития содействует гражданской социализации личности. Современная система образования, как впрочем, и во все другие времена, не может тешить себя иллюзией оставаться полностью вне идеологич-ной. Школа может быть вне определенной политической системы, но она всегда несет идею. В противном случае она перестает быть школой и в лучшем случае превращается в факультативный курс повышения квалификации. Задача школы нести идею - гражданственности, творчества, образованности и на этой идеи строить все здание образовательной системы.

Оценка личностного развития делает образовательный процесс более справедливым. В школьной среде, как и в любом обществе, существует несправедливость. Одни дети от природы наделены необходимыми для школы природными талантами - устойчивая нервная система, усидчивость, быстрота мышления. Другие наделены иначе. Современная школа предъявляет ученику достаточно однобокие требования - усредненная подвижность, творчество, инициативность. Если ученик не обладает требуемыми качествами он с трудом адаптируется к учебному процессу. Более того даже тип знаний может быть востребован строго определенный. Например, в школе сложилась ситуация когда успехи в математике считаются более престижными чем успехи в гуманитарных науках. И родители старается всеми силами талантливого в гуманитарном развитии ребенка отдать в математический класс. Или другой пример. Ученик не обладает природными возможностями для успешной учебной деятельности, но старается и получает хорошую оценку. Другой ученик обладает достаточными природными данными и не прикладывая усилий также получает хорошую оценку. При существующей системе оценивания, не учитывающей личностные усилия - эти ученики находятся в совершенно равном положении. Оценка личностного развития могла бы, в первую очередь самим ученикам, показать настоящую цену их отметок.

Оценка личностного развития повышает здоровые амбиции образовательного процесса. Уход образовательного процесса от оценивания личностного развития ведет к ухудшению качества образовательного процесса, поскольку зна-

чимо снижается уровень образовательных целей. Если школа или ВУЗ только учат, то их амбиции передаются и ученикам - главное знания, это есть основная цель образования, но в таком случае образовательный процесс не достигает своей цели, формируя однобокий, не жизнеспособный образ ученика.

Отсутствие нравственного вектора в образовательном процессе. Отсутствие четкой системы оценки, характеризования личностного развития ученика в образовательном процессе исключает нравственный вектор этого процесса. Образование сводится только к получению суммы знаний. Общая декларация об осуществлении современным образованием личностных подходов без каждодневной социальной практики системного анализа состояния личностного развития ученика не имеет силы ни для учителя, ни для ученика.

Школа ставит задачу воспитания и обучения, но при этом оценивается только обученность. Это так если бы от водителя такси требовалось бы перевозить различное число пассажиров на различные расстояния, но деньги он бы получал только за количество пассажиров. для образования такая односторонность оценок оборачивается полной девальвацией значимости личностных характеристик ученика и в конечном итоге катастрофическим снижением качества образования.

Значимость для ученика сферы личностного развития. Для ученика, как и для любого работающего человека, значимо то, за что с него спросят. Если с ученика не спрашивается его ответственное, трудолюбивое, честное отношение к образованию, то в его сознании не может возникнуть значимость таких ценностей. В результате современный ученик ассоциирует баллы учебных отметок с сумой зарплаты, считая отметку единственным результатом обучения, а зарплату единственным критерием оценки трудовой деятельности. Пропадает личностный смысл, понимание собственного предназначения, ответственности за талант и в целом значимость личностной сферы развития.

Учебный процесс обезличивается. Учебный процесс сколь часто бы мы не говорили о нем, как о личностно-ориентированном без повседневной апелляции к личности ученика остается обезличенным. Если ученик интересует нас только как носитель формальных знаний мы никогда не наполним смыслом и значением наш с ним диалог.

Цель образовательного процесса - формирование человека остается только декларацией. Существует формальная причина включения системной оценки личностного развития ученика в образовательный процесс - поставленные цели и задачи современного образования. Школа демонстрирует безответственное отношение, декларируя цель личностного развития ученика и не обладая системой оценки эффективности достижения этой цели.

Субъективность участников образовательного процесса. Кроме того без системы оценки личностного развития ученика, без систематических наблюдений - характеристика личностного развития становится крайне субъективной. Например учитель утверждает,что данный ученик не хочет учиться, а следовательно его научить невозможно. Что значит - не хочет? Кто или что причина? Виноваты родители, ученик, личные проблемы ученика, а может сам учитель «отбивший охоту учиться»? В школе, где нет системы оценки личностного развития, эти вопросы остаются без ответа.

Потребность работодателя в характеристике личностного развития ученика. Ученик получил свидетельство об окончании образовательного процесса и приходит на работу где еще целый ряд претендентов с одинаковыми документами. Они могут пройти тесты, но это не даст ответа на вопрос кто из пришедших более ответственно будет относиться к работе, кто уже исчерпал свои возможности в самообразовании, а кто к этому постоянно стремится. Кто из претендентов будет проявлять социальную ответственность, как поведет себя человек в коллективе.

Преемственность в деятельности учебных заведений. При переходе с одной образовательной ступени на другую учащийся не будет каждый представать как чистый лист. Новые учителя будут ориентироваться в его возможностях, ограничениях, в тех личностно значимых подходах, которые необходимо осуществлять в его отношении.

Координация действий участников образовательного процесса. Для образовательного процесса очень важно рассматривать ученика с общих позиций, искать общее понимание происходящих процессов. Современная практика образования и в средней школе и в высшей школе отличается крайней разобщенностью учительских позиций.

Диагностика эффективности образовательного процесса. В современной школе и в ВУЗе проведение аттестации, оценки качества деятельности образовательного процесса преимущественно строится на учебных данных и формальных признаках осуществления образовательного процесса. Включение в оценку деятельности образовательного учреждения показателей личностного развития ученика позволит сделать вывод о том, насколько хорошо, для учебного процесса, учитель знает и понимает ученика, насколько обоснованно принимаются те или иные педагогические решения. С другой стороны такая диагностика будет способствовать лучшему пониманию образовательного процесса и повышению его качества.

Особенности личностной позиции учителя в современной школе.

Чем определяется личностная позиция учителя в образовательном процессе? Его профессионализмом, уровнем развития личности, социальной и профессиональной ролью. Но в значительной степени эта роль определяется сложившейся системой образования, теми системными требованиями, которые предъявляются ко всем участникам процесса. В этом смысле современный образовательный процесс не требует от учителя личностного воздействия на ученика, ограничиваясь только требованиями обучения. Такое состояние дел, казалось бы, облегчает педагогическую задачу учителя. Но в реальной педагогической практике такое снижение педагогических требований многократно усложняет деятельность учителя:

- Учитель заложник безличностных отношений.

- Ограничен арсенал педагогических воздействий.

- Отсутствие личностной и профессиональной удовлетворенности учителя.

- Снижение уровня профессионального самообразовании.

- Профанация целей образовательного процесса.

Учитель, не имеющий возможности личностного воздействия на ученика подобен человеку, плывущему в лодке безе весел. Течение движется, лодка есть, цель есть, но средств достижения этих целей нет, и лодка образовательного процесса кружится на одном месте.

Библиографический список

1. Etzioni А. The Parenting Deficit. - Demos, UK, 1993.

2. Personal, social, health and economic (PSHE) education is a planned programmer of learning opportunities and experiences that help children and

young people grow and develop as individuals and as members of families and of social and economic communities. www.pshe-association.org.uk

3. Values Education and Quality Teaching. The Double Helix Effect. - Springer, 2009. - C. 34.

УДК 37.013

Приступа Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор Московский гуманитарный педагогический институт

[email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Автор размышляет о становление индивидуального социального здоровья ребенка как части общего здоровья, которое зависит от характера процесса социального воспитания.

Ключевые слова: социальное воспитание, здоровье, воспитанность.

щ щ еленаправленная социализация лично-

I I сти ребенка происходит в педагогичес-Д 1 ки организованной среде и теснейшим образом связана с социальным воспитанием, которое, в свою очередь, является ведущим фактором социального развития, влияющим на процесс формирования социального здоровья личности ребенка.

Воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Эти структуры направлены, в том числе, на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации.

Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Задачами социального воспитания являются, по мнению Ю.В. Васильковой: 1) индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка; 2) организация защиты прав на достойную жизнь в обществе; 3) помощь в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни; 4) организация охраны здоровья ребенка, а также его соци-

альную, физическую, познавательную и творческую деятельность [1, с. 54-55].

Основными принципами социального воспитания, сформулированными Ю.В. Васильковой, являются: 1) принцип природосообразности (изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии); 2) принцип народности (учет национальной культуры, традиций и родного языка); 3) принцип гуманности (признание индивидуальности каждого ребенка, его физического, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации); 4) принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Исследования Е. Павличенко доказательно показали, что в процессе психолого-педагогичес-кого сопровождения образовательного процесса необходимо учитывать, на каком уровне воспитанности находится ребенок. Так, автор формулирует следующие характеристики уровней воспитанности [2].

Первый уровень (высокий) характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве: целостностью личностной характеристики, наличием устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявлением активной общественной позиции и устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличие коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.