Научная статья на тему 'Оценка личностного развития ученика'

Оценка личностного развития ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1829
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников О. В.

В статье рассматривается роль оценки личностного развития обучающихся в повышении эффективности образовательного процесса, необходимость учета более широкого, чем только ЕГЭ, спектра показателей успешности образовательного процесса и возникающая в этой связи проблема профессиональной позиции современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетников О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка личностного развития ученика»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №5, 20-27

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА ASSESSMENT OF STUDENT PERSONAL DEVELOPMENT

Решетников О.В.

Заместитель директора Академического института социального служения РГСУ, научный руководитель ГЭП на базе ГОУ СОШ № 1910 г. Москвы, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Reshetnikov O.V.

Deputy director of the Institute of Social Service of the Russian State Social University, scientific supervisor of the city experimental area in the school № 1910 (Moscow)

Candidate of science (Education)

Аннотация. В статье рассматривается роль оценки личностного развития обучающихся в повышении эффективности образовательного процесса, необходимость учета более широкого, чем только ЕГЭ, спектра показателей успешности образовательного процесса и возникающая в этой связи проблема профессиональной позиции современного учителя.

Annotation. This paper discusses the role of evaluation of personality development of students in improving the educational process, the need to address broader than just the exam, the spectrum of indicators of success of the educational process and in this context arises the problem of professional positions of the modern teacher.

Ключевые слова. Оценка личностного развития ученика, социальные компетенции ученика, показатели эффективности образовательного процесса, профессиональная позиция учителя.

Keywords. Assessment of student personal development, social skills a student performance of the educational process, professional position teacher.

Современная дискуссия о правомерности ЕГЭ как ключевой оценки качества образовательного процесса в общеобразовательной школе в целом мало затрагивает общую проблему педагогической оценки в школе. По сути, на сегодняшний день ЕГЭ является единственным общедоступным показателем школьной успешности ученика.

Школа, претендующая на значимое влияние как институт социального развития, не может замкнуться только на предметных оценках, игнорируя такие вопросы как личностное развитие ученика, его гражданственность, социальные навыки и компетенции. Потеря понятия «личностное развитие» для современного образовательного процесса школы - это потеря собственного образовательного смысла процесса, происходящего в стенах школы, превращения его из воспитательного, образовывающего взаимодействия в процесс «натаскивания» и «выучивания». Оценки, полученные учеником в школе по физике или по физкультуре, важны и традиционно всегда были важны.

Но образование, лишенное личностного смысла, нравственной и гражданской позиции, социализирующей актуальности, не может претендовать на социальный институт развития, также как не способно подготовить конкурентноспособного специалиста. Современные рекрутинговые компании как одно из основных требований к будущему сотруднику называют «высокую мотивацию личностного развития и добросовестное отношение к труду». Ученик, выйдя на рынок труда, оказывается не

готов к позиционированию, карьерному росту, ответственному труду с учетом собственных особенностей личностного развития, осознания личностных потребностей, понимания смысла и целей личностного роста как ключевого процесса социализации.

Совет Европы называет восемь ключевых компетенций, необходимых для качественного полноценного развития личности европейского гражданина:

1. Общение на родном языке

2. Общение на иностранных языках

3. Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии

4. Компьютерная грамотность

5. Освоение навыков обучения

6. Социальные и гражданские компетенции

7. Чувство новаторства и предпринимательства

8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Но в современном российском образовательном процессе нет системной поддержки формирования подобных компетенций, начиная уже с 4-го номера в списке. Навыкам обучения специально не обучают, уповая по сложившейся практике, что сам процесс школьного обучения сообщит эти навыки. В результате в высшую школу приходят студенты, вершиной информационной культуры считающие способность выловить в Интернете чужой реферат и представить как собственный результат работы с информацией.

Социальные и гражданские компетенции, такие как планирование личностного профессионального и карьерного роста, активное гражданское участие, умение работать в команде, социальное служение и социальная ответственность отринуты современной школой вместе с коммунистическим воспитанием и не нашли никакой замены.

Чувство новаторства и предпринимательства не может возникнуть там, где нет свободного творчества, простора для реализации идей, проектов, инициатив, где нет инновационной среды, и творчество не является критерием образованности. Более того, в условиях перехода на жесткие образовательные стандарты отсутствие системы качественной профориентации на уровне школы грозит обернуться колоссальными материальными убытками, как для семьи, так и для государства. Ошибочный выбор учеником узкого образовательного коридора приведет к убыткам семьи, но обернется и потерей времени и государственных средств на подготовку специалиста. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере школой без сопротивления передается субкультурным подростковым группам, которые способствуют не культурной интеграции, а сепарации и подчас довольно агрессивной.

О формировании какой конкурентноспособной личности может идти речь, если к современному ученику не предъявляются требования, выражаемые в педагогической оценке, к развитию социальных навыков, необходимых для личностного роста, активной гражданственности, реализации социальной ответственности, культурной осведомленности и т.п. Если в сознании ученика закрепится установка, что успешный ученик - тот, кто сдал экзаменационные тесты, то это будет соответствовать сознанию работника, успешность которого будет заключаться в своевременной сдаче формального рабочего отчета. Профессиональная позиция будет лишена социальной ответственности и гражданственности, инициативности, творчества, новаторства, понимания профессионального пути как части личностного роста - главное, сдать «красивый» отчет. Но на «красивых» отчетах без гражданственности, личностной осмысленности и социальной ответственности не могут выйти на орбиту спутники.

«Прокрустово ложе» ЕГЭ как единственного свидетельства о личности ученика, сомнительного даже в оценке предметной успешности, вытесняет из образовательного процесса важные личностно развивающие и социализирующие навыки, лишает ученика оценок, ориентирующих в современных требованиях, предъявляемых к нему как к личности.

Школа не является единственным социальным институтом, несущим ответственность за личностное развитие ученика, но не использовать колоссальный потенциал школы как института со-

циализации, не использовать достижения отечественной школы именно в сфере личностного развития ученика - это преступная расточительность.

В современной школе необходимо воссоздавать систему поддержки личностного развития ученика, и отправной точкой такой системы может стать верифицированная оценка личностного развития ученика. Мы не должны вернуться к тому времени, когда ученику давали характеристики и навешивали стигматизирующие ярлыки. Но мы должны и можем в системе школьного образования дать ученику необходимые ориентиры в построении индивидуальной траектории личностного и карьерного роста, необходима поддержка в формировании социальных компетенций.

По моему мнению, решению этой задачи может способствовать системный подход к оценке личностного развития ученика в образовательном процессе школы, с последующим выходом на создание системы формирования современных социальных компетенций.

Оценка развития личности как одно из условий эффективности образовательного процесса

Место оценки личностного развития в образовательном процессе

Если образовательный процесс ставит перед собой цель - содействовать личностному развитию, то необходимо выделить показатели и критерии оценки успешности выполнения поставленной цели. В современном образовательном процессе эти показатели размыты. В результате участники процесса не могут сориентироваться в успешности достижения данной цели. Но насколько эти оценки важны для образовательного процесса? Все чаще высказывается мнение, что такие оценки могут манипулировать личностным сознанием, оказывать излишнее давление на свободный выбор учеником личностных ценностей. Но оценка личностного развития все равно осуществляется. Она осуществляется косвенными высказываниями учителя, других учеников, внутренним самоанализом учебного материала. Поэтому речь идет о придании такой оценке официального статуса и о выборе тех критериев и показателей, которые достаточно объективно могут быть оценены в ходе учебного процесса. Такая оценка личностного развития может сыграть значительную положительную роль в повышении эффективности образовательного процесса.

Оценка личностного развития придает личностный смысл процессу образования

Оценка личностного развития ориентирует ученика на реализацию не только учебных, но личностных целей и придает учебному процессу большую личностную значимость. Концепция образовательного процесса должна учитывать уровень ответственности, который может быть реализован в отношении личностного роста ученика. При существующей потребности действительно формировать образ ученика, от этой ответственности нельзя уходить. Ответственность за личностный рост должны разделить и учитель, и ученик, тогда процесс образования перестанет быть чисто механистическим, а приобретет личностный смысл.

Оценка личностного развития ориентирует в нравственных ценностях

Оценка личностного развития ученика помогает ему воспринимать себя как личность и ориентирует в нормах и ценностях нравственного совершенствования. Оценка личностного роста поддерживает ценностное развитие ученика, позволяющее воспринимать, в том числе, и образовательные ценности не как утилитарные, а как личностно значимые.

Оценка личностного развития наполняет деятельность смыслом

Учебная деятельность имеет для ученика смысл не только сугубо когнитивного развития - эта деятельность связана с его амбициями, потребностями, ценностными отношениями. Вне вектора личностных оценок деятельность перестает быть значимой. Популярный тезис о том, что ученик учится для своего успешного будущего, не актуален - ни в средней школе, ни в высшей школе.

Ученик живет здесь и сейчас, и он хочет получать моральное, нравственное удовлетворение от осуществляемой деятельности. Тогда личностно ценным становится не только результат деятельности, но и сам процесс. Если задать вопрос «среднестатистическим» студентам или школьникам: «С какой целью они учатся?», то они искренне ответят - «Для того чтобы получить аттестат или диплом». Личностные оценки позволят придать смысл самой деятельности, а не только формальный смысл ее результатам.

Оценка личностного развития устанавливает личностный диалог между учеником и учителем

Вне личностных оценок общение студента и профессора, ученика и учителя превращается в своеобразное натаскивание, лишается силы личностного общения. Учитель, апеллирующий к личностным ценностям, воспринимающий ученика как личность, способен установить диалог, необходимый для успешной совместной деятельности.

Оценка личностного развития содействует гражданской социализации личности

Современная система образования, как впрочем и во все другие времена, не может тешить себя иллюзией оставаться полностью вне идеологии. Школа может быть вне определенной политической системы, но она всегда несет идею. В противном случае она перестает быть школой и в лучшем случае превращается в факультативный курс повышения квалификации. Задача школы - нести идеи гражданственности, творчества, образованности и на этих идеях строить все здание образовательной системы. Если школа перестанет интересоваться личностью ученика, его гражданской позицией, проблемами его личностного роста, то из ее стен выйдут инфантильные, безответственные граждане.

Оценка личностного развития делает образовательный процесс более справедливым

В школьной среде, как и в любом обществе, существует несправедливость. Одни дети от природы наделены необходимыми для школы природными талантами - устойчивая нервная система, усидчивость, быстрота мышления. У других детей иначе. Современная школа предъявляет ученику однобокие требования - усредненная подвижность, творчество, инициативность. Если ученик не обладает требуемыми качествами, он с трудом адаптируется к учебному процессу. Более того, даже тип знаний может быть востребован строго определенный. Например, в школе сложилась ситуация, когда успехи в математике считаются более престижными, чем успехи в гуманитарных науках. И родители стараются всеми силами талантливого в гуманитарном развитии ребенка отдать в математический класс.

Или другой пример. Ученик не обладает природными возможностями для успешной учебной деятельности, но старается и получает хорошую оценку. Другой ученик обладает достаточными природными данными и, не прикладывая усилий, также получает хорошую оценку. При существующей системе оценивания, не учитывающей личностные усилия - эти ученики находятся в совершенно равном положении. Оценка личностного развития могла бы, в первую очередь, самим ученикам показать настоящую цену их отметок.

Оценка личностного развития повышает здоровые амбиции образовательного процесса

Уход образовательного процесса от оценивания личностного развития ведет к ухудшению качества образовательного процесса, поскольку значимо снижается уровень образовательных целей. Если школа или вуз только учат, то их амбиции передаются и ученикам - главное - знания, это есть основная цель образования. Но, в таком случае, образовательный процесс не достигает своей цели, формируя однобокий, нежизнеспособный образ ученика.

Проблемы оценки личностного развития в современном образовательном процессе

Преодоление проблем, возникающих в связи с оценкой личностного развития ученика, позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Отсутствие нравственного вектора в образовательном процессе

Отсутствие четкой системы оценки, характеристики личностного развития ученика в образовательном процессе исключает нравственный вектор этого процесса. Образование сводится только к получению суммы знаний. Общая декларация об осуществлении современным образованием личностных подходов без каждодневной социальной практики системного анализа состояния личностного развития ученика не имеет силы ни для учителя, ни для ученика.

Школа ставит задачу воспитания и обучения, но при этом оценивается только обученность. Это так, если бы от водителя такси требовалось перевозить различное число пассажиров на различные расстояния, но деньги он бы получал только за количество пассажиров.

Но для образования такая односторонность оценок оборачивается полной девальвацией значимости личностных характеристик ученика и в конечном итоге катастрофическим снижением качества образования. Образовательный процесс без востребованной нравственной составляющей создает незаконченный образ ученика, который может быть завершен любым манипулятором.

Значимость для ученика сферы личностного развития

Для ученика, как и для любого работающего человека, значимо то, за что с него спросят. Если с ученика не спрашивается его ответственное, трудолюбивое, честное отношение к образованию, то в его сознании не может возникнуть значимость таких ценностей. В результате современный ученик ассоциирует баллы учебных отметок с суммой зарплаты, считая отметку единственным результатом обучения, а зарплату единственным критерием оценки трудовой деятельности. Пропадает личностный смысл, понимание собственного предназначения, ответственности за талант и в целом значимость личностной сферы развития.

Ученик не ориентируется в личностно значимых показателях развития

Даже если ученик сознательно стремится к нравственному совершенствованию, то образовательный процесс без оценки личностного развития не позволяет ему сориентироваться в показателях личностного развития. Ученик не может проанализировать собственный личностный рост, а, следовательно, построить адекватный план своего развития.

Учитель не имеет возможности продемонстрировать личностное отношение

Учитель также лишен возможности выказать свое отношение к личностному росту ученика. Не в экспрессивной, подчас уничижающей форме, а в форме обоснованной рекомендации, ответственного совета, профессионального направления развития.

Если одни учителя, ответственные, учителя старой школы, анализируют личностное развитие ученика, то другие, если этого не требуется, такую работу не проводят. Учитель, даже если он видит, что проблемы успешного участия в образовательном процессе ученика кроются в его личностном развитии, отстранен от необходимости проводить такой анализ.

Учебный процесс обезличивается

Учебный процесс, сколь часто бы мы ни говорили о нем как о личностно-ориентированном без повседневной апелляции к личности ученика остается обезличенным. Если ученик интересует нас только как носитель формальных знаний, мы никогда не наполним смыслом и значением наш с ним диалог.

Цель образовательного процесса - формирование человека остается только декларацией

Существует формальная причина включения системной оценки личностного развития ученика в образовательный процесс - поставленные цели и задачи современного образования. Школа демонстрирует безответственное отношение, декларируя цель личностного развития ученика и не обладая системой оценки эффективности достижения этой цели.

Нет возможности оценить деятельность учителя

Отсутствие четких критериев и показателей оценки личностного развития ученика также не позволяет в полной мере оценить эффективность деятельности учителя. Могут быть проведены инспекторские проверки, специальные контрольные, открытые уроки, которые будут свидетельствовать об учителе-предметнике. Но отсутствует система оценки учителя-воспитателя. А без этой стороны профессиональной деятельности не может состояться полноценный образовательный процесс. И проблема не в том, что необходимо создать инструмент давления на учителя, а в том, чтобы оказать учителю профессиональную помощь в анализе собственной деятельности, в раскрытии резервов повышения качества и эффективности образовательного процесса.

Субъективность участников образовательного процесса

Кроме того, без системы оценки личностного развития ученика, без систематических наблюдений характеристика личностного развития становится крайне субъективной. Например, учитель утверждает, что данный ученик не хочет учиться, а, следовательно, его научить невозможно. Что значит - не хочет? Кто или что причина? Виноваты родители, ученик, личные проблемы ученика, а может сам учитель, «отбивший охоту учиться»? В школе, где нет системы оценки личностного развития, эти вопросы остаются без ответа.

Потребность работодателя в характеристике личностного развития ученика

Ученик получил свидетельство об окончании образовательного процесса и приходит на работу, где еще целый ряд претендентов с одинаковыми документами. Они могут пройти тесты, но это не даст ответа на вопрос, кто из пришедших более ответственно будет относиться к работе, кто уже исчерпал свои возможности в самообразовании, а кто к этому постоянно стремится. Кто из претендентов будет проявлять социальную ответственность, как поведет себя человек в коллективе. Характеристика ни в коем случае не должна стать ярмом для тех, кто не удовлетворен достигнутыми результатами, в конце концов, он должен иметь право распоряжаться - предоставлять её или нет. Но тот ученик, который вложил свою душу и силы в образовательный процесс, должен иметь право подтвердить свои успехи и возможности.

Преемственность в деятельности учебных заведений

При переходе с одной образовательной ступени на другую учащийся не будет представать как чистый лист. Новые учителя будут ориентироваться в его возможностях, ограничениях, в тех личностно значимых подходах, которые необходимо осуществлять в его отношении.

Координация действий участников образовательного процесса

Для образовательного процесса очень важно рассматривать ученика с общих позиций, искать общее понимание происходящих процессов. Современная практика образования и в средней школе, и в высшей школе отличается крайней разобщенностью учительских позиций. Многие учителя считают, что их предмет в равной степени необходим всем ученикам, а методы преподавания универсальны для всех учеников. В отношении же личностного развития ученика каждый учитель может иметь свое собственное мнение и поступать, сообразуясь с этим мнением. При этом, анализ личностного развития ученика, проведенный с участием всех заинтересованных сторон, позволит педагогам лучше скоординировать свои усилия, направленные на развитие каждого ученика.

Повышение эффективности образовательного менеджмента

Введение системной оценки личностного развития ученика позволит решить проблему повышения эффективности педагогического менеджмента, поскольку будет получена востребованная для принятия управленческих педагогических решений информация, произведен ее необходимый анализ.

Диагностика эффективности образовательного процесса

В современной школе и в вузе проведение аттестации, оценки качества деятельности образовательного процесса преимущественно строится на учебных данных и формальных признаках осуществления образовательного процесса. Включение в оценку деятельности образовательного учреждения показателей личностного развития ученика позволит сделать вывод о том, насколько хорошо для учебного процесса учитель знает и понимает ученика, насколько обоснованно принимаются те или иные педагогические решения. С другой стороны, такая диагностика будет способствовать лучшему пониманию образовательного процесса и повышению его качества.

Особенности личностной позиции учителя в современной школе

Чем определяется личностная позиция учителя в образовательном процессе? Его профессионализмом, уровнем развития личности, социальной и профессиональной ролью. Но в значительной степени эта роль определяется сложившейся системой образования, теми системными требованиями, которые предъявляются ко всем участникам процесса. В этом смысле современный образовательный процесс не требует от учителя личностного воздействия на ученика, ограничиваясь только требованиями обучения. Такое состояние дел, казалось бы, облегчает педагогическую задачу учителя. Но в реальной педагогической практике такое снижение педагогических требований многократно усложняет деятельность учителя.

Учитель - заложник безличностных отношений

Состояние здоровья опытного учителя близко к состоянию здоровья человека, профессионально занимающегося спортом. Одна из основных причин нервных перегрузок, болезней голосовых связок, других нарушений здоровья - отсутствие взаимопонимания учителя и ученика, негативное межличностное взаимодействие. Оказывая на учеников давление, пытаясь принудить их к послушанию, соблюдению дисциплины учитель в ответ получает точно такое же давление со стороны учеников, пусть это давление и не столь ярко выражено.

Учитель становится заложником отношений, в которых отсутствует межличностное эффективное взаимодействие и страдает от этого не в меньшей степени, чем и ученики. Во многом перегрузки учеников связаны не только с напряженностью и объемом учебного процесса, но и в результате напряженных межличностных отношений. Казалось бы, чего проще - ни учителю нет дела до личностных проблем ученика, ни ученикам нет дела до личности учителя - все экономят собственные силы и энергию. Но возникает парадокс, чем более безличностные отношения возникают во взаимодействии учителя и ученика, тем больше ими затрачивается энергии и душевных сил на взаимопонимание. Проявить интерес и внимание к личности оказывается «легче», чем проявить равнодушие.

Этот парадокс не учитывает ни сам учитель, ни организованный образовательный процесс. Учитель, который относится к своим ученикам со всей душой, вызывает «сочувствие» коллег - «Стоит ли на них столько тратить времени и душевных сил?». Но эти коллеги сами не понимают, что их собственные силы иссякают с геометрической прогрессией, и они становятся заложниками, вместе с учениками, ложно понятого профессионального долга.

Ограничен арсенал педагогических воздействий

Без оценки личностного развития ограничивается арсенал педагогических воздействий. Современный учитель все реже апеллирует к совести ученика, и все больше полагается на формулу: «не учатся - их проблемы».

Учитель не может поставить точный диагноз - почему ученик не учится, а следовательно не может применить соответствующие педагогические воздействия.

Отсутствие личностной и профессиональной удовлетворенности учителя

Позиция учителя-«урокодателя», личностно не вовлеченного в образовательный процесс, не может принести такому учителю полного профессионального и личностного удовлетворения, и, как следствие, происходит профессиональное выгорание, в первую очередь, мотивационное.

Снижение уровня профессионального самообразования

Учитель, не ставящий перед собой цели личностного развития ученика и не оценивающий его личностный рост, сам перестает работать над собой и расти как профессионал и личность.

Профанация целей образовательного процесса

Учитель, не имеющий возможности личностного воздействия на ученика, подобен человеку, плывущему в лодке безе весел. Течение движется, лодка есть, цель есть, но средств достижения этих целей нет, и лодка образовательного процесса кружится на одном месте.

Учитель осознает, слышит на совещаниях, читает в распоряжениях о высоких целях образовательного процесса. И в то же время понимает, что у него нет реальных средств достижения этих целей, и понимает, что руководители образовательного процесса это тоже понимают. Происходит опаснейшая профанация образовательного процесса, девальвация его ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.