Клюев А. В., Ляшко С. В., Тарасов С. В
Оценка качества образовательного результата в учреждениях общего и профессионального образования Ленинградской области
Клюев Анатолий Владимирович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой социологии и социальной работы Доктор философских наук, профессор [email protected]
Ляшко Светлана Всеволодовна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры социологии и социальной работы Кандидат социологических наук, доцент [email protected]
Тарасов Сергей Валентинович
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Председатель
Доктор педагогических наук, профессор [email protected]
РЕФЕРАТ
В результате проведенного социологического исследования выявлены основные тенденции, происходящие в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования Ленинградской области, а также оценены отношение учащихся к обучению и уровень усвоения базовых компетенций. В исследовании использовались когнитивные и аксиологические подходы, позволившие определить качественные показатели и результативность образовательного процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
образовательный результат, учащиеся, компетенции, процесс обучения, базовые знания, мотивационная составляющая, самооценка, профессионализм, ценностные качества, познавательный интерес
Kluev A. V., Lyashko S. V., Tarasov S. V.
Assessment of Quality of Educational Result in Institutions the General and Professional Education of the Leningrad Region
Kluev Anatoly Vladimirovich
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public
administration (Saint-Petersburg, russian federation)
head of the Chair of Sociology and Social Work
doctor of Philosophy, Professor
Lyashko Svetlana Vsevolodovna
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public
administration (Saint-Petersburg, russian federation)
associate Professor of the Chair of Sociology and Social Work
Phd in sociology, associate Professor
Tarasov Sergey Valentinovich
Committee of General and Professional Education of leningrad region (Saint-Petersburg, russian federation) head
doctor of Science (Pedagogic), Professor [email protected]
о
ш Lû
О
3 ABSTRACT
J As a result of sociological research are identified major trends occurring in the educational process
o of general secondary education in institutions of the Leningrad region. Also the attitude of students
2 to the educational process and the level of basic skills are measured. The study used a cognitive and axiological approach that will determine the quality indicators and may impact the educational
^ process.
H KEYWORDS
w educational result, pupils, skills, educational process, basic knowledge, motivational part, self-
3 attitude, professional competence, value-quality, cognition interest
m
В современном обществе одной из актуальных задач общественного развития является совершенствование системы образования, что обусловлено появлением новых социальных реалий, потребностью в специалистах, активных гражданах, способных решать возникающие проблемы и отвечать на вызовы времени.
С другой стороны, становится все более актуальной проблема изменения общего образовательного пространства, вызванная новыми тенденциями, происходящими в социально-экономической сфере жизнедеятельности. Неслучайно модернизация общего образования является основой образовательной политики, поскольку она непосредственно определяет будущее России.
Несомненна значимость проблематики выбора направлений модернизации общего образования, как образования, востребованного российским социумом, необходимого для развития человеческого потенциала современной России.
Новая целевая система государственной образовательной политики в сфере общего образования ориентирована на повышение доступности качественного основного общего образования и включает в себя следующее:
• разработку и внедрение новой модели образования, адекватной вызовам XXI в. и растущим запросам россиян;
• модернизацию институтов образования как инструментов социального развития;
• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;
• обеспечение инновационного характера базового образования. Современная модель общего образования означает расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий развития учащихся; про-филизацию обучения в соответствии с интересами и ценностями личности; формирование базовых компетентностей.
Говоря о государственной политике в сфере образования, необходимо иметь в виду, что, согласно объективной закономерности децентрализации современного российского общества, значительная часть вопросов регулирования общего образования передается на региональный уровень с учетом его особенностей.
В этом отношении Ленинградская область, как один из крупных российских регионов, представляет важный объект для исследования состояния и процессов, происходящих в сфере общего образования.
Своего рода оценочным показателем результативности образовательного процесса является степень соответствия ожидаемым нормативно-заданным стандартам. Обобщающим показателем обучения выступает качество образовательного результата.
С целью выявления последнего, по заказу Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области было проведено социологическое исследование. Ставились следующие задачи:
• охарактеризовать мотивацию учащихся к обучению;
• проанализировать мнение родителей относительно мотивационных установок обучающихся;
• рассмотреть когнитивные компетенции обучающихся;
• выделить функциональные компетенции старшеклассников.
Оценка качества образовательного результата осуществлялась по целому ряду показателей. Среди традиционных оценок образовательных результатов преобладают знания, умения, навыки учащихся.
Однако сегодня во все большей мере учитываются оценки таких результатов обучения, как мотивы учебной деятельности, способности, формируемые в процессе обучения, качество полученных знаний по критериям предметности, системности, обобщенности, умение учиться и т. д.
Весьма продуктивным представляется компетентностный подход, который выступает разноплановым и многосторонним, производным от понятий «компетенция» и «компетентность».
В компетентностной парадигме акцент делается на развитие определенных способностей личности, усвоение компетенций, необходимых для осуществления соответствующих видов профессиональной деятельности.
Следовательно, компетентностный подход позволяет в качестве главного результата образования рассматривать готовность, способность и мотивированность выпускников школ включаться в активную социальную и профессиональную жизнедеятельность и нести ответственность за свои действия.
Оценка качества образовательного результата складывается на основе как объективных показателей, так и субъективных самооценок. В этом отношении самыми заинтересованными лицами в образовательном процессе являются обучающиеся, их родители и педагоги, поэтому важно выявить отношение данных категорий к обучению в конкретной школе и гимназии.
На эмпирическом уровне наиболее распространенным методом оценки компетентности и образовательного результата является анкетирование, которое позволяет выявить ключевые результаты обучения и воспитания, достижения социального, познавательного, коммуникативного, гражданского развития обучающихся, а также ценностные ориентации, мотивацию, социальные приоритеты и т. д.
В качестве инструмента социологического исследования разработаны и использованы: анкета старшеклассника, анкета родителя, анкета педагога.
В соответствии с базовыми качествами и компетенциями, отражающими качество образовательного результата, анкета старшеклассника включала следующие блоки:
• оценочная шкала образовательной подготовки;
• степень удовлетворенности обучением в школе;
• профессиональные предпочтения;
• ценностные ориентации;
• степень приобретения практических навыков, необходимых для повседневной жизни, нерешенные проблемы.
Анкета родителя позволила конкретизировать и оценивать результаты обучения, а также воспитания в школе по следующим блокам:
• удовлетворенность учебным процессом;
• оценка личных качеств и способностей своих детей;
• отношение к планам и профессиональным предпочтениям детей;
• роль школы в развитии способностей и воспитании социально-нравственных качеств;
• степень влияния учителей на формирование личности ученика;
• приобретение базовых ценностей в процессе обучения.
Анкета педагога содержала вопросы о сформированности ключевых компетенций, ценностных ориентаций и поведенческих установок старшеклассников. Она включала следующие блоки:
• отношение учащихся к преподаваемым предметам;
• оценка степени ответственности старшеклассников;
о
ш
ш
О
з • удовлетворенность деятельностью учеников по овладению знаниями и их мотивацией к учебе; 0 • включенность учеников в общественную работу; £ • оценка качества знаний старшеклассников;
^ • эффективность воспитательной и профилактической работы в школе; ° • применение инновационных методик в образовательном процессе. о Сравнительный анализ полученных результатов опроса и систематизация отд ветов позволили выявить порой полярные представления о мнимых и подлинных ш ценностях старшеклассников и учителей, различие отношения учеников к одним и тем же процессам, происходящим в школе.
Выборочную совокупность составили учащиеся — выпускники образовательных учреждений общего среднего образования Ленинградской области — 428 чел.; родители — 274 чел.; педагоги — 262 чел.
Мотивация старшеклассников к обучению
Наиболее профессиональная и объективная оценка ответственности, мотивации к учебе, уровня познавательного интереса, качества знаний учащихся содержится в ответах преподавателей на вопросы анкеты.
Преподавательский состав Ленинградской области, согласно характеристике выборочной совокупности по опыту преподавания и профессионализму, выступает в качестве экспертов и осуществляет самооценку своей образовательной деятельности, дает основание для социологического исследования качества образовательного результата.
Анализ результатов статистической обработки данных позволяет сделать вывод о том, что ответы преподавателей, касающиеся отношения учащихся к преподаваемым предметам, носят дифференцированный характер в зависимости от ценностных ори-ентаций и мотивации учащихся. Соответственно, напрашивается вывод о трех группах учащихся:
1) имеющие высокий познавательный уровень;
2) имеющие средний уровень;
3) те, кто избирательно относится к преподаваемым предметам.
В наглядной форме данные представлены в табл. 1.
Такая группировка вполне объективна, она еще не дает достаточных оснований для оценки когнитивных компетенций.
В общественном сознании бытует мнение о снижении ответственности учащихся за результаты обучения, но если судить по ответам преподавателей, то, наоборот, наблюдается тенденция к повышению ответственного отношения учеников к учебе и в обобщенном виде составляет 72,1% (табл. 2). Можно высказать гипотезу, что, возможно, это связано с необходимостью сдачи ЕГЭ с целью поступления в вуз.
Положительная оценка удовлетворенности учителей деятельностью учеников по овладению знаниями составляет 75,9% (табл. 3), что практически совпадает с показателями ответственности (72,1%); а количество учеников, у которых не растет ответственность (22,5%), совпадает с количеством учеников, не стремящихся к овладению знаниями (23,3%).
В то же время исследование зафиксировало некоторую противоречивую тенденцию снижения мотивации к учебе у обучающихся (табл. 4). Так считают 57,6% учителей; не видят такой тенденции 41,2%.
Не удалось выявить единого мнения учителей по вопросу о динамике успеваемости учащихся. Примерно половина (49,2%) преподавателей отмечают, что успеваемость снижается, и практически такое же количество респондентов считает, что
снижения не наблюдается — 49,7%. По всей вероятности, это отражает реальное з
состояние заинтересованности учащихся к учебе. ^
Познавательный интерес в значительной степени наблюдается у 44,3% учащихся, §
а в меньшей — у 48,5%. Он является одной из важных мотиваций к обучению и мо- £
жет быть выражен в стремлении познания одного или ряда предметов. Поскольку ^
развитие познавательного интереса в большей степени происходит в школе, то он °
выступает одним из показателей результативности учебного процесса. Его фикси- о
рование у 44,3% учащихся можно оценить как удовлетворительный показатель об- ^
разовательного результата. ш
Творческий подход к обучению обусловлен в определенной мере познавательной мотивацией и является высшим уровнем ее проявления. Однако познавательный интерес не всегда приводит к творческому процессу обучения. В этом отношении
Таблица 1
Обобщенные данные ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете в целом отношение учащихся к преподаваемым предметам?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Высоко 51 19,5
Средне 86 32,8
Избирательно 119 45,4
Низко 6 2,3
Всего 262 100,0
Таблица 2
Обобщенные данные ответов на вопрос «повышается ли сегодня ответственность учащихся за результаты обучения?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Да, повышается 70 26,7
Скорее да, чем нет 119 45,4
Скорее нет, чем да 59 22,5
Нет 8 3,1
Затрудняюсь ответить 6 2,3
Всего 262 100,0
Таблица 3
Обобщенные данные ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, Вашу удовлетворенность деятельностью учеников по овладению знаниями»
Вариант ответа Количество ответивших %
Полностью удовлетворен 32 12,2
Частично удовлетворен 167 63,7
Далеко не в полной мере 50 19,1
Не удовлетворен 11 4,2
Затрудняюсь ответить 2 0,8
Всего 262 100,0
о Обобщенные данные ответов на вопрос «Как Вы считаете,
ш наблюдается ли сегодня у Ваших учеников
^ снижение мотивации к учебе?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Да 44 16,8
Скорее да, чем нет 107 40,8
Скорее нет, чем да 86 32,8
Нет 22 8,4
Затрудняюсь ответить 3 1,1
Всего 262 100,0
Таблица 5
Обобщенные данные ответов на вопрос «В какой степени, по Вашему мнению, наблюдается творческий подход к обучению?»
Вариант ответа Количество ответивших %
В значительной степени 76 29,0
Не в значительной степени 134 51,1
Совсем в незначительной степени 44 16,8
Затрудняюсь ответить 8 3,1
Всего 262 100,0
показатель 29,0% творческого отношения учащихся к обучению можно считать приемлемым. В наглядной форме данные представлены в табл. 5.
Была выражена достаточно высокая оценка качества знаний учеников со стороны педагогов, которая составляет 55,7%, но, вместе с тем, удовлетворительно осваивают базовые знания 37,0%, что свидетельствует о весьма среднем оценочном показателе у значительной части учащихся.
Таким образом, при сложных и порой неоднозначных результатах реформирования общего образования, общие показатели успеваемости, мотивация к обучению, проявление ответственности учеников и т. д. оцениваются преподавательским составом как достаточно положительные. Но педагоги более критично относятся к оценке сформированности когнитивных компетенций у выпускников. Только 19,5% педагогов высоко оценивают отношение учащихся к преподаваемым дисциплинам и еще меньшее количество педагогов удовлетворено отношением старшеклассников к овладению знаниями, таких всего 12,2%. Наличие познавательного интереса у учащихся отмечают 44,3% педагогов, участвовавших в опросе. Но, как известно, познавательный интерес зависит от качества преподавания, умения заинтересовать ученика. Конечно, здесь необходим обоюдный интерес, но если рассматривать личность преподавателя как фактор, побуждающий, развивающий интерес, то, судя по ответам учащихся, они высказали некоторую неудовлетворенность, в той или иной степени, преподаванием конкретных предметов: математики — 17,7%; русского языка — 16,5%; химии — 28,3%; иностранного языка — 15,2% и т. д. Это может быть обусловлено либо необходимостью глубокого освоения знаний, либо другими, порой субъективными причинами. Но, в любом случае, при оценке образовательного результата необходимо учитывать все причины, влияющие на его качество.
0_
О ©
ш 0_
О
со —
о
ш ш
о
Таблица 6
Обобщенные данные ответов учеников на вопрос «Как бы Вы в целом оценили свою образовательную подготовку на момент опроса?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Высоко 157 36,9
Средне 247 57,7
Низко 14 3,3
Крайне низко 4 0,9
Затрудняюсь ответить 5 1,2
Всего 428 100,0
Таблица 7
Обобщенные данные ответов на вопрос «Ваша цель в процессе обучения?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Стремление быть образованным человеком 283 66,0
Получать отличные и хорошие оценки 18 4,2
Получать необходимые знания для подготовки к ЕГЭ 103 24,1
Отсутствие конкретной цели 9 2,1
Другое 15 3,5
Всего 428 100,0
Важной представляется оценка основных компетенции выпускников в аспекте оценки качества образовательного результата.
Оценка основных компетенций и ценностных установок выпускников
Под основными компетенциями нами подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они — надпредметны.
К основным компетенциям обучающихся мы отнесли когнитивные, функциональные, социальные, коммуникативные, информационные компетенции, а также ценностные ориентации, выступающие в качестве метакомпетенций. С позиций оценки сформированности когнитивных компетенций выпускников были проанализированы ответы на вопросы обучающихся, их педагогов и родителей относительно образовательной подготовки и целей учащихся в процессе обучения. Обобщенные данные ответов на вопросы представлены в табл. 6 и 7.
Как видим, старшеклассники весьма положительно оценивают свою образовательную подготовку (табл. 6). В частности, 94,6% опрошенных высоко или, по крайней мере, средне удовлетворены полученными знаниями в школе. Дополнительным показателем оценки образовательной подготовки являются целевые установки старшеклассников получения знаний, которые нашли свое отражение в табл. 7.
Как видно из табл. 7, целевые установки школьников на процесс обучения раз-ноплановы по своей направленности в силу разной мотивации. Большая часть
з старшеклассников (66,0%) выражает стремление стать образованными людьми, 24,1% — получить необходимые знания для подготовки к ЕГЭ, а 4,2% просто хотят ^ иметь отличные и хорошие оценки.
£ Если даже сомневаться в искренности ответов, то все равно полученные данные ^ отражают общую тенденцию превалирования в современных условиях инструмен-° тальных ценностей над терминальными. В нашем исследовании все-таки домини-о руют терминальные ценности, выражающие важные смысловые цели.
Весьма высока оценка удовлетворенности родителей уровнем преподавания ш в школе, составляющая в целом 76,8%; и только 9,1% из них выражают низкую удовлетворенность (табл. 8).
Позитивная оценка преподавания родителями коррелируется с мнением учеников, приведенным выше.
Однако показательным в плане реальной самооценки полноты получаемых знаний в школе является ответ о необходимости дополнительных занятий с репетитором для поступления в вуз.
Оказывается, что в репетиторстве нуждаются 63,9%, а могут обойтись без него 23,7%. Это в определенной мере согласуется с предыдущими ответами, в которых 36,9% оценили свою образовательную подготовку высоко, 57,7% средне и 4,2% низко. С другой стороны, данную тенденцию можно назвать как «подстраховочное поведение».
Важным показателем образовательного результата является функциональная компетентность учащихся, которая связана с умением оперировать полученными знаниями и реализовать их в практической деятельности и социальном поведении. Вполне понятно, что это одна из проблемных задач образования.
Для получения необходимых данных по выявлению общей функциональной компетентности в анкете старшеклассника содержались вопросы, позволяющие ее оценить.
На закрытый вопрос о перспективах и возможностях добиваться жизненных и профессиональных результатов 62,1% старшеклассников ответили положительно и «скорее да» — 28,3%. Данные показатели в большей мере отражают не столько мотивированную ориентацию на достижение цели, а скорее юношеский эмоциональный оптимизм. Но это тоже можно отнести к положительному показателю.
На открытый вопрос о том, какие события в школьной жизни запомнились больше всего (табл. 9), получены эмоционально-ситуативные ответы типа: школьные праздники и мероприятия, последний звонок — 13,8%. Более содержательные ответы связаны с участием в олимпиадах, конкурсах — 4,8%, школьной общественной деятельностью — 8,5%. Все это свидетельствует о том, что значительная часть старшеклассников оценивает события школьной жизни весьма ситуативно, что свойственно юношескому восприятию.
Таблица 8
Обобщенные данные ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем преподавания в вашей школе?» (родители)
Вариант ответа Количество ответивших %
Да 133 48,5
Скорее да 105 38,3
Скорее нет 16 5,8
Нет 9 3,3
Затрудняюсь ответить 11 4,0
Всего 274 100,0
Обобщенные данные ответов на вопрос «Какое событие в Вашей школьной жизни Вам запомнилось больше всего?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Нет ответа 91 13,5
Школьные праздники и мероприятия 176 46,6
Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях 18 4,8
Школьная (общественная) деятельность 32 8,5
Учебная деятельность 18 4,8
Выпускной/последний звонок 52 13,8
Школьные поездки и походы 18 4,8
Взаимоотношения с одноклассниками/ровесниками 11 2,9
Затрудняюсь ответить 12 3,2
Всего 428 100
В ходе исследования был обнаружен большой разброс ответов на открытый вопрос о достижениях учебы в школе, к которому старшеклассники отнеслись более серьезно (табл. 10). Наиболее значимые ответы касаются успехов в учебе — 18,9; расширения кругозора — 16,9; получения наград — 10,3; приобретения важных качеств и навыков — 9,8%. Вместе с тем, 39,4% вообще не дали ответа на данный вопрос.
При определении ценностных ориентаций (табл. 11) на первое место старшеклассники среди более значимых ценностей выделяют семью — 90,8%. Значительное место отводится образованию — 83,0; здоровью — 81,6; любви, верности — 76,2; друзьям, товарищам — 71,0; духовности — 53,6%.
К менее значимым ценностям они относят патриотизм — 41,0; гражданственность — 55,0; солидарность — 48,1%; к совсем не значимым они относят религию — 35,0%.
Таблица 10
Обобщенные данные ответов на вопрос «что Вы считаете своим главным достижением за годы учебы в школе?»
Вариант ответа Количество ответивших %
Нет ответа 170 39,4
Нет достижений 8 1,9
Много достижений 8 1,9
Успехи в учебе/сдаче экзаменов 81 18,9
Получение знаний/расширение кругозора 72 16,8
Окончание школы 15 3,5
Формирование характера(личности) 18 4,2
Получение наград 44 10,3
Высокая успеваемость по некоторым предметам 8 1,9
Приобретение новых важных качеств и навыков 42 9,8
Хорошее отношение с учителями 16 3,7
Затрудняюсь ответить 9 2,1
Всего 428 100,0
Обобщенные данные ответов на вопрос «Какие ценности для Вас являются значимыми, менее и совсем не значимыми?»
Ценности Значимые Менее значимые Совсем не значимые
Семья 90,8 6,4 2,8
Друзья, товарищи 71,0 26,2 2,8
Патриотизм 46,1 41,0 12,9
Гражданственность 32,9 55,5 11,6
Социальная 41,5 48,7 9,8
Солидарность 43,2 48,1 8,7
Образование 83,0 14,4 2,6
Здоровье 81,6 14,6 3,8
Любовь, верность 76,2 18,9 4,9
Духовность 53,6 37,0 9,5
Религия 20,9 44,1 35,0
Ряд социально значимых ценностей еще недостаточно осознан старшеклассниками. Между тем в Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования молодежи является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом, и особенно молодежью, гражданских ценностей.
Между тем значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Но, как известно, традиционное воспитание патриотизма начинается с уважения к «малой Родине». Оно должно воспитываться школой совместно с семьей.
Патриотизм — это чувство нравственное, и природа его, как и любого чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, ему дается возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно патриотизм — сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека, поэтому его измерение требует комплексного подхода.
Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, обладающего нравственным здоровьем, образованного и просвещенного, почитающего своих предков и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
Существенным оказалось влияние школы и особенно семьи на выбор профессии, хотя превалирует личное осознание своих способностей — 60,1%, побуждающее поступать в вуз (табл. 12).
Более 80% родителей удовлетворены отношениями между учениками в классе, уровнем отношений между педагогами и учениками, внедрением инновационных методов обучения, справедливой оценкой учеников и т. д.
Вполне определенные мнения высказывают родители о критериях оценки школы, в которой учатся их дети: качество результата образования, успеваемость, умения применять знания в реальной жизни, уровень знаний, позволяющих поступить в вуз.
Кто больше всего повлиял на формирование Вашего профессионального выбора (отметить не более трех позиций)
Вариант ответа Количество ответивших %
Семья 201 47,4
Школа 241 56,8
Друзья 121 28,5
СМИ, книги 52 12,3
Востребованность и популярность профессии 94 22,3
Личное осознание своих потребностей 255 60,1
Другое 8 1,9
Из основных социальных качеств, которые больше всего ценят дети, родители отметили духовно-нравственное развитие — 67,5% и дружелюбие — 19,4%. Однако такие качества, как развитие умственных способностей, коммуникативность, трудолюбие, профессионализм, оказались малоценными. Видимо, в фокус внимания в структуре семейных ценностей в большей мере попадают неформальные, нравственные качества.
Достаточно высокая оценка всех направлений воспитательной работы в школе, по всей вероятности, завышена родителями, поскольку она не совпадает с базовыми ценностями, отмеченными самими учениками. Например, это относится к патриотизму, который в качестве более значимого называют 46,1% старшеклассников, а 92,3% родителей оценивают уровень патриотического воспитания у них как высокий и средний. Завышение оценки воспитательного воздействия относится и к другим его направлениям.
Из всех качеств, которые считаются наиболее устоявшимися у детей, родители отмечают духовно-нравственные — 57,5%. Отсутствие негативных качеств, проявляющихся у учащихся, отмечают 38,1% родителей, а к качествам, наиболее беспокоящим их, они относят жестокость — 21,5% и безразличие — 19,9%.
Конкретизируя результаты обучения в школе, родители отмечают, что она способствовала: развитию способностей — 66,4%; социализации и адаптации — 59,1; развитию умения общаться — 42,3; выбору профессии — 35,4; преодолению трудностей в жизни — 26,3%.
Таким образом, следует отметить, что образовательный процесс обусловлен воздействием со стороны школьной системы преподавательского состава, влиянием родителей, семьи и ценностными ориентациями, мотивационной составляющей самих старшеклассников.
Наряду с позитивными показателями компетентностной, образовательной и воспитательной подготовки старшеклассников Ленинградской области результаты исследования фиксируют тенденцию снижения позитивных жизненных ориентаций учащихся. Наблюдаются признаки утраты интереса к творческой образовательной подготовке, размыванию смысла патриотизма.
Стремление старшеклассников к получению высшего образования можно оценить позитивно. В нашем исследовании, как уже отмечалось, 91,1% старшеклассников желают поступать в вузы. Однако ценность образования связывается сегодня, прежде всего, с его статусной функцией и в гораздо меньшей степени с ценностью знания.
В данном исследовании основной целью обучения старшеклассники считают стремление быть образованными людьми, но вместе с тем, мотивация к обучению
з имеет тенденцию к снижению. Высокий познавательный интерес выражен только у 44,3% учащихся.
0 Значителен процент старшеклассников (37,0%), которые лишь удовлетворитель-£ но осваивают базовые знания.
^ Имеет место завышенная оценка родителями основных направлений воспитания ° и снижение своей ответственности в формировании гражданских и патриотических о ценностей.
Следовательно, наряду с позитивными оценочными характеристиками со сторо-ш ны педагогов, родителей и самих старшеклассников существует много проблем, связанных с компетентностной подготовкой и повышением качества образования и воспитания.
Проведенное социологическое исследование на тему «Качество образовательного результата» в образовательных учреждениях общего среднего образования Ленинградской области позволило выявить основные тенденции, происходящие в образовательном и воспитательном процессе, а также отношение учащихся к обучению, уровень усвоения базовых компетенций и т. д.
Естественно, что полученные эмпирические данные не дают абсолютного и полного представления о происходящих образовательных процессах, но их анализ в режиме мониторинга позволяет определить основные образовательные тренды и оценить отношение старшеклассников к обучению и качественному уровню преподавания.
Измерить качество образовательного результата в математических показателях представляется достаточно сложным. Судить о нем только по результатам успеваемости, оценкам, конечно, необходимо, но при этом не будет учитываться вся социальная, социально-ценностная палитра, мотивационная составляющаяся и глубина получаемых знаний. Поэтому в нашем исследовании мы использовали когнитивный и аксиологический подходы, которые позволили выявить качественные аспекты обучения.
Основные полученные результаты исследования
Во-первых, выявлены позитивные результаты в сфере общего среднего образования. Общеобразовательная подготовка старшеклассников, по их самооценке, а также оценке преподавателей и родителей, в целом достаточно высокая, что отражено в представленных таблицах сопряженности.
Во-вторых, весьма однозначно выражено мнение преподавателей о стремлении старшеклассников овладевать знаниями (72,2%). У большинства учащихся определенно прослеживается целевая установка — учиться, чтобы быть образованным человеком, получить необходимые знания для подготовки к ЕГЭ. Осознанные цели на этапе обучения в школе закладывают хорошие основания для последующей активной жизнедеятельности. При этом, как отмечают родители, у старшеклассников выражен интерес к конкретным областям знаний (гуманитарным — 54,2; естественным — 26,9; математическим — 22,5%).
Можно также отметить, что на формирование профессиональных ориентаций старшеклассников, помимо родителей, оказала влияние школа.
Следующим аргументом, подтверждающим сложившуюся целевую установку на продолжение образования и получения знаний, является полная осмысленность выбора будущей профессии — 53,3% и частичная — 38,7%.
В-третьих, качественными показателями обучения в школе являются выраженные духовно-нравственные ценности старшеклассников, о которых можно судить по следующим оценкам родителей: по удовлетворенности отношениями между учениками в классе, приобретению базовых ценностей, присущих опрашиваемым старшеклассникам — честность, верность, духовность, уважение семейных ценностей.
Данные качества в современных условиях недостаточно широко распространены, з поэтому их значимость в воспитательном процессе значительно возрастает. ^
В-четвертых, отмечая в целом сформированность социальных компетенций, § следует обратить внимание на менее выраженную функциональную компетентность, £ что проявляется в недостаточной практической реализации некоторых социальных ^ качеств. °
Так, старшеклассники воспринимают зачастую функциональные компетенции на о декларативном уровне. Это даже прослеживается в ответах на вопрос: «Какие ^ практические навыки и умения, необходимые для повседневной жизни, Вы приоб- ш рели в школе?». Так, 42,3% не ответили вообще на данный вопрос, 4,8% считают, что нет таких навыков. Коммуникативные навыки приобрели 8,6%; хотя 91,1% нацелены на поступление в вузы, но только 2,5% считают себя целеустремленными. Общественная активность сводится к выполнению непонятных общественных поручений (61,2%), но вот участие в волонтерском движении, как наиболее конкретной форме благотворительной деятельности, оказалось на последнем месте.
Таким образом, в данном исследовании выявлены лишь некоторые аспекты качественных результатов образования. Для всестороннего анализа необходимы дальнейшие мониторинговые исследования с замерами на основе использования широких индикаторов и применения дополнительных методик.