Таблица
Показатели сформированности коммуникативной компетентности в контрольной и экспериментальной
группах
Показатели сформированности коммуникативной компетентности студентов Контрольная группа Экспериментальная группа
Интегральный компонент 3,34 3,51
Когнитивный компонент 3,59 3,70
Деятельностный компонент 3,67 3,99
Личностно-мотивационный компонент 3,50 3,87
суждение; дебаты; Open Space (Открытое пространство); интерактивная экскурсия; метод ментальных карт; мастерская будущего; формат международного кафе; диалог идей - легализованный шпионаж; метод случайных слов; карусель; дерево решений; займи позицию (да - нет); армрестлинг; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; тренинг [5, с. 12].
Опытно-экспериментальное исследование было проведено в Сибирском институте управления - филиале РАНХ и ГС при президенте РФ. В группе, к которой была применена педагогическая модель формирования культуры межличностного и делового общения студентов - будущих государственных служащих, результаты сформированности коммуникативной компетентности выше (см. таблицу).
Современный выпускник высшего учебного заведения, в том числе будущий государственный служащий, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями и умениями в области культуры общения. Поэтому сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в
него содержания, предусматривающего обучения студента общению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностно-го подхода) // Высш. образование в России. 2004. № 11.С.17-22.
2. Приказ министерства образования об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта от 17 января 2011 г. № 41.
3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 26.
4. Колтунова, М. В. Деловое общение : нормы, риторика, этикет: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М.: Логос, 2005. 312 с.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апр.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONDITIONS OF FORMATION OF CIVICISM FOR STUDENTS OF THE INITIAL VOCATIONAL TRAINING
О. А. Портнова
В статье рассматриваются вопросы создания условий воспитания гражданственности в подразделении начального профессионального образования на примере профессионального училища № 3 города Калуги. Выделены отдельные компоненты процесса формирования гражданственности и модель воспитания в целом.
O. A. Portnova
The article contains the question of creating conditions for training of civil consciousness in the subdivision of the initial vocational training with an example of work with students of Kaluga professional school No. 3. It outlines the individual components of the formation of civicism and a model for upbringing as a whole.
Ключевые слова: гражданственность, учебно-познавательная деятельность, интериоризация, общекультурная компетентность, правосознание.
Keywords: civicism, educational and cognitive activity, interiorization, overall cultural competence, legal consciousness.
Значительная группа ученых рассматривает создание условий для формирования гражданственности как эффективное функционирование педагогической системы. Следует отметить, что условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются. Структура комплекса условий должна быть гибкой, динамичной, отвечающей состоянию системы в данное время, отмечает Г. Я. Гревцева [1]. Она развивается в зависимости от целей и задач, которые стоят перед педагогическим коллективом. Процесс формирования гражданственности у учащихся представляет собой педагогическую систему, следовательно, необходимо разработать педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели воспитания гражданственности у подростков.
Педагогические условия уже достаточно изучены исследователями в этой области. Так, О. В. Галкина считает, что организационно-педагогические условия целесообразно рассматривать как совокупность взаимосвязанных информационных комплексов (предпосылка, обстановка, требования), создаваемых субъектом-руководителем на управленческом уровне и обеспечивающих управление педагогами и их профессиональной деятельностью, а также обучаемыми их деятельностью по достижению образовательных целей [2]. В. И. Андреев рассматривает педагогические условия как результат «...целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [3].
Л. М. Фенева и Н. А. Иванова выделяют в педагогических условиях усиление аксиологического ядра гуманитарных дисциплин [4]. В. И. Горбатов считает, что процесс формирования гражданственности в условиях учебно-воспитательного процесса будет эффективен при соблюдении взаимосвязанных педагогических условий, среди которых основными являются разработка форм, методов и средств гражданского воспитания с применением новых информационных технологий. Также большое значение он придает психолого-педагогической подготовке педагогов в области гражданского воспитания учащихся [5]. Е. Р. Евдокимова относит к педагогическим условиям осознание подростками «малой родины» как социально и личностно значимой ценности путем расширения регионального компонента дисциплин социально-гуманитарного цикла [6].
Г. Я. Гревцева в определении педагогических условий большое значение придает интегративному подходу, который, по ее мнению, обеспечивает целостность системы обучения [1].
Таким образом, мы можем выделить следующие педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию гражданственности подростков:
• высокий уровень педагогической и гражданской культуры педагогов;
• использование педагогами эффективных педагогических технологий, позволяющих обеспечить необходимый уровень гражданского самосознания и соответствующего ему поведения учащихся.
• реализация модели формирования гражданственности обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов;
• поэтапная интериоризация гражданских ценностей в ходе специально организованной ценностно-ориентационной деятельности;
• интеграция воспитательных сил образовательного учреждения, семьи, внешних организаций.
Попытаемся последовательно объяснить свой выбор вышеизложенных условий и их значимость. Гражданственность не заложена генетически, а привносится человеком извне, сначала семьей, родителями, затем учителем, коллективом, и в то же время нормами общества и права. Процесс формирования гражданственности по своей сути непрерывный, он начинается с момента рождения ребенка в семье и далее в процессе формирования его как личности продолжается в течение всей жизни. Под формированием понимается «совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных социальных ценностей» [7].
Примером гражданского воспитания может служить преподавательская деятельность А. П. Куницына (17831841), просветителя, философа и юриста, автора трудов по истории права. Идеи воспитания гражданственности звучат буквально в каждом слове «Наставления воспитанникам»: государственный человек должен быть беспорочных нравов, его поступки и слова служат правилом для сограждан и «если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властью». Этим примером было его собственное служение Отечеству, что, в свою очередь, способствовало формированию гражданского общества в России [8; с. 141-145]. На современном этапе высокий уровень педагогической и гражданской культуры педагогов не теряет своей актуальности, напротив, требует своего дальнейшего развития.
Создавая свою модель воспитания гражданственности, мы опирались на уже имеющийся опыт исследователей в этой области. Модель, как считают многие ученые, определяет стратегию и тактику взаимодействия педагога и ученика. Так, А. М. Фактор в своей работе «Теория и практика формирования гражданственности в системе первоначальной профессиональной подготовки учащейся молодежи» в основу формирования гражданственности ставит деятельность, объясняя тем, что гражданственность, имея нравственную составляющую, проявляется в действиях, поступках. Воспринимая ту или иную ситуацию и пропуская через сознание, ребенок мотивирует свое дальнейшее поведение, выражаемое в поступке или, если они повторяются, в деятельности [4, с. 162]. В зависимости от научных основ понимания человека и процесса его развития появляются разные концепции и модели воспитания.
Можно представить определенную модель воспитания гражданственности, которая состоит из взаимосвязанных элементов (см. рисунок).
Каждый из этих элементов по-своему важен и необходим. Нельзя формировать гражданственность, не видя
цели своей деятельности или не понимая для чего (социальный заказ). Для определения содержания педагогической деятельности необходимо провести диагностику испытуемых (выявление исходного уровня). Диагностика, в свою очередь, имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития обучающихся.
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность взаимосвязаны. Как известно, любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой, используя необходимые формы (срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений и др.) и методы (беседа, наблюдение, эксперимент, анкетирование и др.)
Формирование гражданственности в период профессиональной подготовки, на наш взгляд, содержит следующие компоненты поэтапного действия:
• Учебно-познавательная деятельность, являясь основой как теоретической, так и производственной подготовки обучающихся, требует организации и управления процессом.
• Интериоризация от социальных форм общения к формированию умственных действий протекает в сознании обучающихся в большей степени в зависимости от успешности первого этапа.
• Общекультурная компетентность сочетает в себе социальную компетенцию и правовую культуру. Этот этап рассматривается скорее как результат совместной деятельности педагогов и учеников (сотрудничество).
Учебно-познавательная деятельность на этапе получения начального профессионального обучения, в свою очередь, состоит из двух подразделений: теоретическое обучение и производственное обучение в мастерских
формирование гражданственности
национальная идея
диагностика
социальный заказ
г содержание
задачи цель
Рис. Модель воспитания гражданственности
образовательного учреждения. Воспитательная работа по формированию гражданственности не может прерываться, независимо от того, где находится учащийся: на уроке истории или в учебной мастерской штукатурных работ. Обучая навыкам профессии, мастер производственного обучения воспитывает в учащемся упорство, трудолюбие, работоспособность, профессиональную ответственность. Если мастер производственного обучения проявляет нетерпение, неудовольствие, раздражительность или безразличие, то в такой ситуации у обучающегося возникает когнитивный диссонанс, состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта [7]. В результате этого подросток очень быстро обучается «двойной» морали, приспосабливается и, в конечном счете, становится недобросовестным работником, а впоследствии, может быть, даже нарушителем закона. Эту мысль подчеркивает Ю. П. Азаров в статье об искусстве воспитания духовной личности в пророческой педагогике И. А. Ильина: «Что воспитывает ребенка? Атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному в семье, в окружающем мире» [9]. Элементы нравственной культуры - совесть, честь, ответственность, правдивость, добросовестность в этом случае становятся фундаментом профессиональной этики и правовой культуры.
Второй этап формирования гражданственности в период профессиональной подготовки мы назвали интери-оризацией, то есть качественным измененением взглядов подростка, его представлений об образе жизни, обществе, о роли рабочего, об отношении к своему здоровью и др. Интериоризация (от лат. interior 'внутренний') - это переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом социальных форм общения [7].
Создавая в процессе направленной деятельности общественные установки и нравственные ориентиры, мы формируем умственные действия сознания подопечных, ставим в качестве приоритетных задач образования духов но-нравственное развитие человека. Важная мысль нашла свое отражение в работе И. В. Следзевского о патриотическом воспитании молодежи [10]: «Обращаясь к идеалам гражданственности, социальной солидарности, справедливости, мы восстанавливаем важную традицию русской общественной мысли и создаем возможность
для передачи заключенного в этой традиции духа общественного подвижничества одним поколением российских граждан другому».
Здесь, несомненно, нужно говорить о пользе и выгоде строительных профессий, возможностях профессиональной карьеры, успешности выпускников. Очень важно участие будущих рабочих в конкурсах профессионального мастерства, на первом этапе внутри образовательного учреждения, затем уже в областных конкурсах, добровольческих инициативах.
Нельзя не согласиться с утверждением И. А. Ильина, что «образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять» [11]. Пророческими оказались слова патриота России о том, что «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации [11]. Как часто, к сожалению, сегодня мы узнаем о воровстве образованных высокопоставленных лиц. Тем сложнее педагогу «пробуждать совестное братство», воспитывать «волю к справедливости», развивать «в каждом живое и чуткое правосознание, которое готово поступиться своим и отстаивать чужое» [9]. Общекультурная компетентность обучающихся достигается обычно лишь к третьему курсу и то не у всех учащихся, так как требует значительных духовных усилий и педагогов, и учащихся. Мы выделяем третий этап скорее как третью ступень формирования гражданственности у молодых рабочих и общекультурную компетентность понимаем как достаточный уровень образованности для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Человек, обладающий цивилизованным правосознанием, будет вести себя в соответствии с законами, окажется законопослушным гражданином, он способен защитить свои права и права других, а значит, стать достойным членом гражданского общества, что соответствует целе-определяющей формуле: «Я могу и хочу принести пользу своему городу, семье, обществу».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: автореф. дис. ...
д-ра пед. наук: 13.00.06; Челяб.гос. пед ун-т.
Челябинск, 2006. 42 с.
2. Галкина О. В. Роль и место понятия «организа-
ционно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
4. Фенева Л. М. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006.
5. Горбатов В. И. Модель формирования гражданина в современном российском обществе [Электронный ресурс]. URL: http://smolpedagog.ru/ article%2048.html (дата обращения 3.10.2013).
6. Евдокимова Е. Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеобразовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наука. Магнитогорск, 2006.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 176 с.
8. Куницын А. П. Наставления воспитанникам. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. 560 с.
9. Азаров Ю. П. Педагогика И. А. Ильина // Воспитание школьников. 2000. № 7.
10. Следзевский И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2007. № 7. C. 9-15.
11. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // Русская государственность [Электронный ресурс]. URL: http://gosudarstvo.voskres.ru/ilin/ ilin6.htm (дата обращения 03.09.2013).
12. Беспалов П. В. Педагогические условия воспитания социальной ответственности подростков-спортсменов в детско-юношеских спортивных школах: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011.
13. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестн. Костромского гос. унта им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.
14. Фактор А. М. Теория и практика формирования гражданственности в системе первоначальной профессиональной подготовки учащейся молодежи. М., 2004.