радовать нас своими успехами. Мы уверены - труд наш не напрасен. Он вносит немалый вклад в формирование личностных качеств выпускника, которые несомненно будут очень важны в будущей трудовой деятельности.
Литература
1. Соловова, Е. Н. Задачи вузов, факультетов и кафедр в условиях перехода на ФГОС ВПО - стандарты третьего поколения [Текст] / Е. Н. Соловова // Иностранные языки в высшей школе. - 2010. - №2. - С.21-24.
2. Сенашенко, В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности [Текст] / В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова, В. С. Кузнецов // Высшее образование в России. - 2010. - №6. - С.19.
3. Исаева, Е. Ю. Учимся общаться [Текст] / Е. Ю. Исаева, В. А. Озолье. - Красноярск, 2007. - 11 с.
4. Какова сегодня языковая политика Евросоюза? [Электронный ресурс] // еи-ronews.net : информационно-аналитический портал. - 2008. - Режим доступа: http://ru .euronews.net
5. Абрамова, И. Е. Модернизация системы преподавания языков в вузе [Текст] / И. Е. Абрамова, А. В. Ананьина // Высшее образование в России. - 2010. - № 8/9. -С. 93.
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Горшкова Е.Б., аспирантка Московский гуманитарный педагогический институт г. Москва, Россия
Обосновывается идея значимости объединения усилий всех участников образовательного процесса (ребёнка, родителей, учителей) при решении вопроса воспитания у младших школьников ценностного отношения. Раскрывается роль учителя как инициатора сотрудничества с родителями учеников.
There is substantiated the idea of significance of combining the efforts of all the participants of the educational process (child, parents, teachers) while deciding the issue of development of primary school children value. There is revealed the role of a teacher as the initiator of collaboration with the parents ofpupils.
Российская система образования традиционно ставила во главу угла духовные ценности, занимаясь большей частью именно воспитанием личности, будь то допетровская школа, или просветительская система XVII в., или советская школа XX века.
Конец XX века ознаменовался ростом значимости межнациональных отношений в жизни страны. События в бывших республиках СССР, а теперь независимых государствах, привели к национальному разобщению народов, взаимному неуважению ими чужой истории и культуры, политическому противостоянию. Духовный кризис вызвал неопределенность идеалов и ценностей, недоверие к ним молодого поколения.
Во-первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-х годах. Во-вторых, отношения детей с внешним миром очень часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, а также компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зре-
ния нравственности и высокую популярность среди юных россиян. В-третьих, можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей. Школьники изменились вместе с преобразованиями в обществе. Под влиянием новых социальных условий в их жизни появились следующие черты: информированность, пластичность в освоении новых объектов и явлений окружающей действительности, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, определенная независимость и самостоятельность в решении проблем отношений со сверстниками и др. Все это, с одной стороны, проявляется в более независимом от взрослого восприятии мира и поведении, а с другой стороны, повышает ориентированность на авторитеты сверстников. Данные особенности детерминируют применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В обществе появилась еще одна проблема, отмеченная многими философами, педагогами, психологами, учителями школ, - это потеря семьей своего воспитательного потенциала. Современная семья не играет той роли, на которую претендовала раньше. К сожалению, в семьях формируется позиция «пассивного воспитателя». Меняется стиль внутрисемейных отношений, что является следствием изменения, как системы общественного воспитания, так и самой семьи. Любая деформация семьи формирует отклонения от социализационной нормы, а это ведет к закреплению дисфункционального характера процесса социализации. Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), современные семьи разобщены, родители мало общаются с детьми и не проявляют перед ними свои лучшие личностные качества, на втором месте ценности социализационного процесса. К сожалению, в современных условиях резко снизилась роль родителей как образцов для подражания. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, поэтому авторитет родителей падает. Дети с недоверием относятся к их образу жизни, отвергают семейные нравственные ценности. В итоге разрывается преемственная связь между поколениями. Поэтому первостепенная задача педагога, родителей - не просто дать набор ценностей, а помочь их осмыслить ребенку, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.
Это свидетельствует о социальной потребности общества в воспитании молодого поколения на гуманистических началах. Очевидны основные предпосылки формирования духовных, нравственных ценностей и ценностных ориентаций у школьников младшего возраста.
В настоящее время происходит гуманизация всей системы образования и переориентация на личностно-ценностный подход, переход к ценностной парадигме. Современные идеи зарубежной и отечественной гуманистической педагогики предполагают воспитание у ребенка позитивного отношения к себе и к миру, к ценности жизни.
Ценностное отношение к жизни понимается как осознание ее значимости, восприятие ее как дара, переживания счастья от каждого дня. Это ценностное отношение порождает целый круг других ценностных отношений. Осознание ценности жизни даёт возможность понять уникальность каждого человека.
Традиционно в социально-психологических теориях ценностное отношение рассматривается как взаимосвязь трех компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. По этой причине кардинально меняется концепция государственной национальной политики в России. В ней все законодательные, социально-экономические, образовательные, культурно-просветительские меры направлены на согласование интересов народов, формирование их духовного единства, дружбы,
развитие их культуры, сохранение исторического наследия всех наций в рамках мировой культуры.
В Национальной образовательной инициативе президента Российской Федерации Д.А. Медведева «Наша новая школа» отмечается, что реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от «воспитания поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками» [3].
В общем контексте закрепленного в статье 43 Конституции РФ права человека на образование проблема непрерывности образования может рассматриваться как реализация «права на развитие личности». Право на образование, соотносимое с его основной целью - развитием личности, основывается на определенных принципах, изложенных в статье 2 «Принципы государственной политики в области образования» Закона Российской Федерации «Об образовании» [5]. В Законе декларируются шесть основных принципов, два первых из которых непосредственно относятся к разрабатываемой нами проблеме «Актуальные направления в развитии ценностных отношений младших школьников»:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
В новом Федеральном государственном стандарте появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания», являющийся наиглавнейшим в пакете документов стандарта второго поколения. Это идеологический фундамент нового стандарта. Он задаёт те параметры ценностных ориентиров, которые являются результатом общественного договора, согласия. Впервые за постсоветский период перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на отечественные традиции и преемственна по отношению к воспроизводству идеалов прошлых времён, наши дети должны быть укоренены в традициях российского государства, отражающих самобытность отечественной культуры.
В ФГОС ценностями признаются:
• патриотизм, гражданственность (любовь к России, своему народу, малой родине, служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личностная и национальная, доверие к людям и институтам государства и гражданского общества);
• труд и творчество (созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие и бережливость);
• научные представления (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии (представления о вере и духовности, религиозной жизни человек и общества, религиозной картине мира).
В стандарте начального общего образования отмечается, что «начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными
умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы. Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:
• познавательной культуры,
• коммуникативной культуры,
• нравственной культуры,
• эстетической культуры,
• трудовой культуры,
• физической культуры [4, с.12].
Реализация безусловного приоритета ценностно-нормативного (духовно-нравственного) ядра содержания современного российского образования [1, 6, 15], единство обучения, воспитания, развития [1, 14], рассматривается нами как основная цель начального образования — развитие личности младшего школьника, развитие ее общей культуры, формирование ценностных ориентаций по отношению к Миру, к обществу, к другим людям, к себе, к труду, созиданию, через интеграцию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную [2, 21].
Воспитание ценностных отношений является содержанием современного образования на всех ступенях, но именно младший школьный возраст является сензитив-ным для развития и укрепления нравственных ориентиров. Среди предпосылок актуальности исследований нравственной сферы современных учеников начальных классов, выделяют возрастные особенности и личность самого младшего школьника. Младший школьный возраст (семь - десять лет) является периодом ученичества, способствующего формированию творческих способностей личности. Представления о себе, отношение к себе, своему «Я» (потребность в изменении себя и развитии способностей), выход за пределы ограниченных представлений и знаний о внешнем мире, личностное приятие таких ценностей, как отчий дом, семья, отчизна, родной край, родной язык, нация (российский народ), осознание себя человеком, перешагнувшим границу детства, - это базисное основание личности младшего школьника, его ценностных ориентаций (личностных, национальных). Очень важно заметить у школьника положительные задатки, которые; можно и нужно развивать, не допускать негативизма в его отношении к окружающим, и, главное, ставить вопрос не о том, каков ребенок есть, а каким он может стать. Этому способствует деятельностный, личностно-ориентированный, системный подход к воспитанию нравственности и духовности детей этого возраста. Семья с высокой рефлексией (отзывчивостью) и ответственностью позволяет направить ценностные ориентации ребенка на проникновение в ценности социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития.
Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия, становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность.
Хочется подчеркнуть, что работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни является одним из основополагающих направлений деятельности учителя начальной школы и поэтому требует от педагога особой осознанности и ответственности. Современным педагогам дана возможность самим моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям.
Наше дальнейшее исследование предполагает найти ответы на следующий вопрос «могут ли быть определенны оценочные (качественные и количественные) процедуры применительно к характеристикам («требованиям») общей культуры в процессе переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [4].
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М., 2008.
2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.
3. http://educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
4. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
5. http://www. edu. ru/abitur/act.34/index. php
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ
Мальцев И.С., аспирант Кубанский Государственный Университет г. Краснодар, Россия vanya. maltsev@gmail. com
Дана характеристика гражданственности; воспитанию гражданских качеств у студентов-архитекторов будет содействовать использование в содержании и организации учебного процесса возможностей архитектурной графики; выявлен ряд педагогических условий, которые могут обеспечить гражданское воспитание студентов архитекторов в ВУЗах.
The characteristics of civil education are given; the civil education within architecture students would be supported by the use of architectural graphics possibilities in educational process contents and organization; the list of pedagogical conditions would be defined to help provide civil education of architecture students in higher educational establishments.
20 января 2005 года на совещании работников Прокуратуры РФ Президент нашей страны В.В. Путин в своём выступлении заявил, что основной задачей развития современного общества в государстве, которое рассчитывает на достойное будущее, является формирование гражданина - человека независимого, свободомыслящего и чётко сознающего свои права и обязанности. Гражданина, у которого есть силы, возможности и стремления реализовывать все свои лучшие качества, независимо от его занятий, веры и национальности. Свобода выбора, избавление от диктатуры власти в современном демократическом обществе в то же время должны сочетаться для гражданина с уверенностью в крепости государственных институтов и гарантией его полноценного становления как личности. Очевидно, что сегодня преобразования в российской действительности закономерно выдвигают на передний план научных педагогических исследований комплексное изучение методов повышения качества образования и нововведений учебно-воспитательного процесса, содержащего систему, формирую-