Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся при организации физического воспитания в семье'

Критерии и показатели эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся при организации физического воспитания в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8755
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / КАЧЕСТВО / QUALITY / "РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ" / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ШКОЛА / SCHOOL / СЕМЬЯ / FAMILY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / PARENTS' PEDAGOGICAL CULTURE / "TEACHING PARENTS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Т.К.

В статье автор размышляет о том, что реализация программы «Родительский всеобуч» позволяет повысить уровень педагогической культуры родителей, сформировать у них необходимые знания и навыки организации физкультурнооздоровительной деятельности в рамках семейного быта, потребность в самообразовании и самосовершенствовании, а также выработать ценностное отношение родителей к взаимодействию со школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author argues that implementation of the teaching parents program allows to raise the level of parents pedagogical culture, to develop their necessary knowledge and skills for organizing physical fitness work in their family life, their need for self-education and self-improvement, as well as to develop parents value attitude to the interaction with the school.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся при организации физического воспитания в семье»

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Т. К. Ким

Аннотация. В статье автор размышляет о том, что реализация программы «Родительский всеобуч» позволяет повысить уровень педагогической культуры родителей, сформировать у них необходимые знания и навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках семейного быта, потребность в самообразовании и самосовершенствовании, а также выработать ценностное отношение родителей к взаимодействию со школой.

Ключевые слова: взаимодействие, оценка, качество, «Родительский всеобуч», физическое воспитание, школа, семья, педагогическая культура родителей.

Summary. The author argues that implementation of the "teachingparents"program allows to raise the level of parents' pedagogical culture, to develop their necessary knowledge and skills for organizing physical fitness work in their family life, their need for self-education and self-improvement, as well as to develop parents' value attitude to the interaction with the school.

Keywords: interaction, assessment, quality, "teachingparents", physical training, school, family, parents' pedagogical culture.

131

В процессе осмысления любой из современных проблем образования и воспитания подрастающего поколения всегда затрагиваются вопросы семейного воспитания. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, в их воспитании и развитии. Именно поэтому постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи и соответственно возрастает роль семейного воспитания в развитии ребенка.

Содержание воспитания ребенка в семье обусловливается генеральной целью любого цивилизованного общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей учебной, трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое и трудовое воспитание. То есть основной

132

целью воспитания ребенка в семье является всестороннее и гармоничное развитие его личности. И физическое воспитание, как уже было сказано, -неотъемлемая часть этого процесса.

Хорошо известно, что традиционные занятия физическими упражнениями, организуемые в образовательных учреждениях, не вполне обеспечивают эффективное физическое воспитание детей и подростков, и данную проблему можно решить через привлечение к сотрудничеству семьи. Ведь известно, что решающее влияние в приобщении ребенка к занятиям физическими упражнениями и спортом оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, физкультурно-спортивные умения и навыки и физкультурная грамотность, правильная оценка культурно-воспитательной ценности факторов физической культуры и спорта [1-5].

Как показывает практика, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями, необходимыми для организации занятий с детьми, и испытывают определенные трудности, обусловленные незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные особенности ребенка в различных ситуациях, неправильно выбранным стилем общения с ребенком, то есть низким уровнем педагогической культуры.

В ходе анкетирования и бесед, проведенных в период с октября 2006 по декабрь 2009 г. при участии 1132 родителей в возрасте от 26 до 52 лет, большинство респондентов (76,8%) выказали свою готовность активно участвовать в интеллектуальном и физическом воспитании своих детей. Но, как показал опрос, этому мешает отсутствие у них

знаний и умений организации и проведения подобной работы. Именно поэтому педагогический коллектив образовательного учреждения, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителям в процессе формирования здорового образа жизни детей в семье, может организовать деятельность, направленную на повышение физкультурной грамотности родителей и воспитательного потенциала семьи.

Особенно это становится актуальным в свете происходящих в нашей стране политических, экономических и социальных изменений, закономерно приводящих к модернизации отечественной системы образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1) одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема заявлена также в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г.), где подчеркивается важнейшая роль семьи в решении задач воспитания. Повышенное внимание государства к вопросам сотрудничества семьи и школы нашло отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в котором говорится о том, что ФГОС сегодня представляет собой «общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством».

В связи с этим при разработке «Концепции физического воспитания в си-

стеме "семья-школа"», особое внимание было уделено нами вопросам организации взаимодействия с семьей, просвещения родителей, повышения их педагогической культуры [6]. В рамках реализации основных положений Концепции нами были разработаны проекты и программы повышения педагогической грамотности родителей, такие как «Родительский всеобуч», «Родительский университет», «Спортивная семья», «Мамина школа», «Папина школа» и др.

Основной формой просвещения родителей является «Родительский всеобуч» - многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимодействию в процессе воспитания (образования и развития) своих детей. Система просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи по вопросам физического воспитания детей, охраны их здоровья, отражает ведущие принципы, орга-ни зационно-педагоги ческие условия построения педагогического просвещения родителей и его содержание, определяет основные компоненты педагогической культуры родителей, возрастание уровня которой рассматривается как общий результат действия педагогического просвещения в целом.

Целью «Родительского всеобуча» является выработка единого взгляда школы и семьи на сущность физического воспитания с целью создания оптимальных условий для развития физически и психически здоровой личности ребенка; формирование знаний, умений, навыков и приобретение опыта организации физ культур но-оздоровительной работы в семье; формирование устойчивой мотивации родителей к приобщению своих детей к здоровому образу жизни, выработке у

них потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом при активном включении самих родителей в физкультурно-оздоровительную деятельность [6].

В рамках обозначенной нами проблемы целью нашего исследования явилось обоснование критериев и оценка качества взаимодействия педагогического коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся при организации физического воспитания в семье.

Методы и методика исследования. Исследования проводились с октября 2006 по декабрь 2009 г. на базе образовательных учреждений г. Москвы, г. Нальчика, Московской области (МОУ № 27 г. Нальчика; Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации Рублево; ДЮСШОР № 1, г. Москвы; Социально-педагогический колледж МГППУ; МОУ № 1 пос. Чегем Кабардино-Балкарской республики; Воскресная школа при Храме Рождества Христово в Измайлово г. Москвы и др.). В исследовании приняли участие 314 школьников в возрасте 7-13-ти лет, в том числе 154 мальчика и 160 девочек, отнесенных I33 по состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности к основной и подготовительным медицинским группам, на момент исследования не имевших противопоказаний к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Реализации экспериментальной программы в образовательных учреждениях проходила на протяжении 9-18 месяцев. В контрольную группу были привлечены 78 школьников, занимающихся в основной и подготовительной медицинских группах, в том числе 35 мальчиков и 42 девочки в возрасте 7-12 лет. На момент обследо-

134

вания (октябрь 2006 г.) учащиеся экспериментальной и контрольной групп не имели статистически достоверных различий по показателям здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, по оценке владения знаниями по вопросам физического воспитания, основ здорового образа жизни и др. (р>0,05).

В контрольной группе занятия физическими упражнениями детей и подростков осуществлялось на основе «Программ...» для определенного типа образовательного учреждения (общеобразовательная школа, ДЮСШ и т.п.) утвержденных и рекомендованных Министерством образования РФ, экспертно-методическими советами и методическими объединениями соответствующих ведомств и организаций курирующих соответствующие образовательные учреждения.

В процессе занятий физическими упражнениями в экспериментальной группе дополнительно реализовыва-лась разработанная нами Программа «Спортивная семья», с использованием разнообразных средств: гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, дыхательных упражнений, элементов йоги и др. и имеющая свои особенности, зависящие от возможностей образовательного учреждения, интересов детей, запросов родителей. Во всех группах занятия проводились с одинаковой кратностью и продолжительностью. Программа каждого года была рассчитана на десять месяцев (с сентября по июнь). Экспериментальная программа помимо обязательных урочных форм занятий включала обязательные внеурочные формы, реализуемые в условиях семейного быта - утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и

паузы, занятия тренировочного типа, физ культур но-оздоровительные и семейные досуговые мероприятия.

В опросных методах приняли участие 1132 родителя в возрасте от 26 до 52 лет, имеющих детей в возрасте от 3-х до 22-х лет и проживающих в указанных выше регионах, 867 - матерей и 265 - отцов; из них в реализации проекта «Родительский всеобуч» участвовали 302 родителя в возрасте от 29 до 49 лет, среди них 162 - матери и 113 - отцов, 27 - других членов семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди, крестные и т.д.). Родители представляли 84,3% полных и 15,7% неполных семей, большая часть которых представляла собой семьи с двумя детьми -67,4%, один ребенок - 19%, трое и более детей - 13,6% семей. Более 50% родителей имеют высшее образование.

Теоретические занятия проводились один раз в неделю в вечернее время и включали, помимо лекций, практические и семинарские занятия; также в рамках работы «Родительского всеобуча» использовались интерактивные методы и формы обучения. Основное требование экспериментальной программы заключалось в обязательных занятиях родителей совместно с детьми во внеурочное время в спортивных секциях и секциях по общей физической подготовке 2 раза в неделю, которые были организованы и функционировали при образовательном учреждении.

Работа по повышению педагогической культуры родителей проводилась по следующим направлениям:

1. Культурно-просветительское направление. Представляется целесообразным в федеральных и местных средствах массовой информации (телевидение, радио, пресса, информационные стенды и бюллетени при школах и др.) создание серии развлекательно-образова-

тельных передач и мероприятий, интересно, доступно и ненавязчиво несущих информацию по различным аспектам воспитания ребенка, педагогической культуры семьи. Разумеется, в создании сценариев подобных мероприятий должны принимать самое непосредственное участие профессиональные педагоги, медицинские и социальные работники, психологи. Реализуется данное направление при создании необходимых условий со стороны органов местного самоуправления (финансирование, материально-техническое обеспечение, правовая защита и др.).

2. Педагогическое просвещение родителей силами образовательного учреждения представляет собой второе направление названной работы. Реализуется данное направление при создании необходимых условий в образовательном учреждении и при непосредственном участии администрации и педагогического коллектива. Важно отметить, что наиболее удачным периодом для формирования у родителей мотивации к воспитанию у детей физической культуры и культуры здоровья является период начального обучения детей. Поэтому главной целью педагогического просвещения родителей на этапе начальной школы наряду с решением задачи, определяющей основы развития и образования ребенка (заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей), является знакомство родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, а также формирование представлений об особенностях физического и психического развития детей, о методах сохранения здоровья, в том числе с использованием средств физического воспитания. Целесообразно начинать проводить данную работу еще

на стадии подготовки дошкольников к поступлению в школу, как один из элементов такой подготовки.

3. Педагогическое просвещение школь-ников. Подготовка школьников к будущей семейной жизни должна включать и их ознакомление с семейной педагогикой. Это требует соответствующей коррекции содержательной стороны курсов «Этика и психология семейной жизни», «Семьеведение» и др. (с включением обязательных разделов, посвященных физическому воспитанию, здоровому образу жизни), но ими не ограничивается. Такое просвещение школьников оказывает не только прямое воздействие на развитие ребенка, но и косвенно влияет на общую обстановку в семье.

Одно из ведущих мест в системе физического воспитания занимает образовательное направление. Основу физкультурного образования составляют знания по укреплению и сохранению физического и психического здоровья, по психологии и педагогике здоровья, гигиене и др., а также умения и навыки организации и проведения различных физкультурно-оздоровительных меро- 135 приятий. Постановка физкультурного образования должна быть такой, чтобы человек, овладевший определенным объемом знаний в этой области, сформировал у себя мотивы, убеждения и потребности в занятиях физическими упражнениями, в укреплении здоровья. Главная особенность физкультурного образования - это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, на занятия физическими упражнениями и спортом. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирую-

136

щей, определяющей поведение детей, их стремление вести физически активный и здоровый образ жизни.

Экспериментальная работа, проведенная нами в рамках диссертационного исследования по различным аспектам семейного воспитания, дает основание утверждать, что, воспитывая детей, школа тем самым способна весьма активно воздействовать на родителей. Поэтому общее просвещение школьников способно позитивно повлиять на развитие воспитательного потенциала современной семьи.

Для оценки эффективности качества педагогического взаимодействия школы и семьи проводилось:

а) оценивание уровня педагогической культуры родителей как интегра-тивного показателя эффективности функционирования разработанной нами модели взаимодействия;

б) отслеживание позитивных изменений в уровне образованности школьников под влиянием работы с семьей (анализ результатов будет представлен нами в последующих публикациях).

Оценка педагогической культуры родителей проводилась на основании данных анкетирования, тестирования педагогически-значимых личностных качеств, оценки стиля взаимодействия родителей с педагогами и детьми, изучения работ детей и родителей.

Объектом экспертной оценки просвещенности родителей и их готовности к организации физического воспитания в условиях семейного быта выступает конечный положительный результат, то есть совокупность продуктов образовательной деятельности родителей (ее эффективность в повышении качества взаимодействия школы и семьи, в росте педагогической культуры родителей школьников, в повыше-

нии квалификации, личностном росте, в уровне образованности школьников). При диагностике педагогической культуры родителей нами принималась во внимание имеющаяся информация о теоретических знаниях и практических умениях в сфере образовательной деятельности [7-10].

Оценка готовности родителей к взаимодействию со школой проводилась на основе методики проф. В. П. Симонова, частично нами переработанной с учетом особенности исследуемого контингента и задач исследования) [11-13]. Она предполагала изучение:

а) теоретической готовности;

б) операционно-деятельностной (технологическая)готовности;

в) личностной готовности.

Параметр «теоретическая готовность» (Т) включал в себя:

Т = (Т1 + Т2 + ... + Т6): 6, где:

Т1 - владение системой знаний о человеке как совокупности биологического, социального, духовно-нравственного начал; знание основ возрастной психологии, педагогики, физиологии, анатомии и др.;

Т2 - знание основ теории и методики физического воспитания, включающее социально-биологические основы физической культуры, основы здорового образа и стиля жизни, современные оздоровительные системы, средства физического воспитания и их влияние на организм занимающихся, методику физ культур но-оздоровительных мероприятий в условиях семейного быта, самоконтроль и др.;

Т3 - владение основами коммуникативной культуры и конфликтологии для обеспечения эффективного взаимодействия в парах: «педагог-родитель», «родитель-родитель», «родитель-ребенок», «педагог-ребенок»;

Т

знание основ семейного вос-

пи тания;

Т5 - владение методикой рефлексивного управления качеством взаимодействия и основами моделирования управленческих действий, обеспечивающими получение полезного результата;

Т6 - знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих образование и воспитание школьников, в том числе и физического воспитания.

По каждому из шести показателей производилось определение уровня теоретической подготовленности родителя к реализации воспитательной и физкультурно-оздоровительной функции в семье. Среднее количественное значение Т, равное 4,5-5 баллам, определяемое по вышеприведенной формуле, характеризует оптимальную теоретическую готовность; 3-4 балла - допустимый уровень и 2-2,5 балла - критический (недопустимый) уровень готовности.

В параметр операционно-деятель-ностной (технологической) готовности родителей (Д) входили:

Д1 - владение технологией физкультурно-оздоровительной деятельности в целом;

Д2 - владение технологией физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках семейного быта;

Д3 - владение технологией организации педагогического взаимодействия школы и семьи;

Д4 - владение технологией коммуникации;

Д5 - владение технологией субъект-субъектного общения с педагогами, детьми и другими членами семьи;

Д6 - умение стимулировать потреб ностно-мотивационную сферу ребенка.

Оценка результатов проводился по формуле, аналогичной определению параметра теоретической готовности.

Параметр «личностной готовности» (Л) определялся в соответствии с разработанными И. К. Шалаевым показателями [15]. В этот параметр были включены:

Л1 - гуманистическая направленность;

Л2 - уровень общей культуры, эрудиция;

Л3 - потребность взаимодействовать с педагогами, позитивное отношение и интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности;

Л4 - социальная зрелость, активность, ответственность;

Л5 - креативность;

Л6 - коммуникативные способности и качества;

Л7 - перцептивные способности;

Л8 - рефлексивно-аналитические качества;

Л9 - организаторские способности и качества;

Л10 - состояние психического и физического здоровья;

Л11 - эстетический вкус.

Следует оценить в количественных показателях проявления личностных качеств при организации взаимодействия:

7-9 баллов (оптимальный уровень) - обладает данными качествами в большой степени;

6-8 баллов (допустимый уровень) -обладает, но не в достаточной степени;

4-5 баллов (критический уровень) - качества проявляются слабо, их недостаточность может создавать проблемы;

0-3 баллов (недопустимый уровень) - большинством указанных ка-

137

□ оптимальный уровень ■ допустимый уровень н критический уровень ее недопустимый уровень

1 - теоретическая готовность, октябрь 2006 г.; 2 - теоретическая готовность, май 2009 г.; 3 - технологическая готовность, октябрь 2006 г.; 4 - технологическая готовность, май 2009 г.; 5 - личностная готовность, октябрь 2006 г.; 6 - личностная готовность, май 2009 г.

Рис. 1. Динамика готовности родителей к взаимодействию со школой (В. П. Симонов, 1997, частично переработано) по результатам реализации программы «Родительский всеобуч», п = 302, (октябрь 2006 - май 2009 гг.)

138

честв не обладает, не считает необходимым их развивать.

По каждому из 11 показателей личностной готовности определялся средний показатель по следующей формуле:

Л = (Л1 + Л2+ ... + Ли) : 11. Результаты готовности родителей по различным аспектам представлены на рис. 1. Как видно из рисунка, к концу экспериментального периода большинство родителей вышли на оптимальный и допустимые уровни готовности к взаимодействию с педагогами и к реализации задач физического воспитания в условиях семейного быта.

На основе разработанных технологий повышения качества взаимодействия школы и семьи оцениванию подлежал уровень педагогической культуры родителей учащихся как интегративный показатель эффективности взаимодействия в системе «семья-школа».

Известно, что педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию, и выступает ин-тегративной характеристикой педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания и механизма, системы и целей и включает единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

В данном исследовании под педагогической культурой родителей мы понимали конкретно-исторический специфический способ сознательного решения стоящих перед ними воспитательных задач. С точки зрения содержания, педагогическая культура представляет собой совокупность определенных знаний, умений, опыта личности, специ-

1 - октябрь 2009 г.; 2 - май 2009 г.

Рис. 2. Динамика уровня сформированности педагогической культуры родителей (по карте «Диагностика педагогической культуры родителей» (Недвецкая М. В., 2007, частично переработано), п=302, по результатам реализации экспериментальной программы

(октябрь 2006 - май 2009 гг.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фических «механизмов» и средств, определяющих меру эффективности в решении воспитательных задач, и проявляется в способности родителей организовывать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями и личными интересами членов семьи. Ее уровень определяет степень зрелости человека как воспитателя и реализуется в процессе практической деятельности по общественному и семейному воспитанию.

В ходе проведенного анализа литературных и иных информационных источников нами были обобщены и разработаны критерии и показатели педагогической культуры родителей, а также уровни их проявления, которые позволяют в образовательном процессе педагогу эффективно планировать и организовывать работу с родителями. В качестве критериев оценки уровня педагогической культуры родителей,

мы опирались на данные, приведенные в работе М. В. Недвецкой (2007) и частично переработанные нами с учетом специфики предмета исследования [12; 14] (табл. 1). Результаты опытно-экспериментальной проверки уровня педагогической культуры родителей наглядно представлены на рис. 2.

На основе проведенной работы были определены уровни взаимодействия в паре «педагог-родитель».

Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия «педагог-родитель» характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. Такое взаимодействие возможно при следующих условиях: педагог четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его родителям, профессионально компетентен; родители настроены на общение с педагогом, в меру требователь-

139

Таблица

Уровни педагогической культуры родителей учащихся (М. Н. Недвецкая, 2007, частично переработано)

Критерии педагогической куль-туры родителей

Высокий

Уровни и показатели проявлений

Средний

Низкий

1. Осознание родителями целей и задач образования и воспитания

Родители осознают главную цель воспитания - формирование гармонично развитой, социально активной личности. Понимают, из каких направлений состоит содержание воспитательной работы, имеют представление об основных качествах личности, которые они формируют у детей на данном этапе его возрастного и индивидуального развития

Родители имеют поверхностное представление о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания. Понимают, какие качества личности необходимо формировать у детей, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка

Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы. Могут определить отдельные качества личности, которые необходимо формировать у ребенка, но испытывают затруднения в их конкретизации применительно к собственному ребенку

2. Отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни

Проявляют интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом, приобретению новых знаний; имеют высокий уровень мотивации к физическому совершенствованию, считают двигательную активность неотъемлемым компонентом образа жизни семьи и др.

Положительно относятся к занятиям физическими упражнениями и спортом, поощряют увлечения детей спортом, но сами в зависимости от конкретной ситуации включаются в процесс физического воспитания или спортивной тренировки

Индифферентно относятся к занятиям физическими упражнениями и спортом, соблюдению здорового образа жизни в семье. Проявляют полное равнодушие к спорту и приобщению к нему ребенка, так как считают, что существуют более значимые вещи - «главное, чтобы вырос хорошим человеком», «получил хорошую профессию», «устроил личную жизнь» и т.п.

3. Уровни сформированное™ основ здорового образа жизни в семье

Представление о здоровом образе жизни и его компонентах четко выражено, осуществлена дифференциация средств и методов сохранения и укрепления здоровья по степени их значимости, присутствует ясное представление и месте валеологических знаний в системе общечеловеческих ценностей; прослеживается наличие устойчивой связи между знаниями о ЗОЖ и ведением ЗОЖ

Обобщенное представление о здоровом образе жизни, первоначальное системное отражение закономерностей его внутренней целостности, что выражается в развернутом суждении о факторах риска, роли факторов физической культуры и других средствах и методах сохранения и укрепления здоровья. При этом представления о средствах и методах сохранения и укрепления здоровья дифференцируются, наблюдается интерес к приобретению валеологических знаний

Выделяются отдельные черты и признаки здорового образа жизни; представления о средствах и методах сохранения и укрепления здоровья недифференцированы, основаны на эпизодическом привлечении к участию в физкультурно-спортивной деятельности и обрывочных сведениях о роли факторов физической культуры в сохранении и укреплении здоровья; уровень мотивации познания системы валеологических знаний не выражен

Ф

и>

4. Владение

методиками

организации

семейного

образования

в области

физического

воспитания

В семье используются разнообразные методы образования и воспитания, преимущественно позитивные. Родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о представлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитания, способствуют его самообразованию. Приучают к преодолению трудностей. Среди членов семьи имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания.

В семье активно используются разнообразные формы занятий физическими упражнениями и организации досуговой деятельности. Члены семьи активно занимаются в спортивных секциях или самостоятельно и являются инициаторами привлечения детей к системно организованной двигательной деятельности

В семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, но недостаточно заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, не побуждают его к анализу своего поведения и к самосовершенствованию. Недостаточно приучают его к преодолению трудностей. В отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи.

В семье используются разные формы занятий физическими упражнениями, но они носят бессистемный характер -организация физкультурно-спортивной досуговой деятельности, только при благоприятном стечении обстоятельств (выезд с друзьями на природу, наличие путевки в спортивно-оздоровительный лагерь, отпуск в горах). Члены семьи не занимаются организованно в спортивных секциях, но всячески поощряют увлечения ребенка занятиями спортом

Выбор методов воспитания ограничен. Предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание). Родители не опираются на положительные качества ребенка, подавляют его инициативу и самостоятельность либо, напротив, предоставляют широкую возможность действий без должного контроля, не побуждают к анализу своих поступков и к самовоспитанию. В семье имеет место рассогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи (от безразличия до серьезных наказаний).

В семье не используются никакие формы двигательной активности, никто из членов семьи не занимается физическими упражнениями и не проявляет интереса к занятиям спортом

5. Методическая грамотность

Родители способны самостоятельно: сформулировать цель занятий по сохранению и укреплению своего здоровья и членов семьи; выбрать адекватные средства и методы достижения поставленной цели; организовать занятие, направленное на сохранение и укрепление здоровья; методически верно использовать выбранные средства и способы выполнения упражнений; осуществить контроль, оценку реакции своего организма на использованные средства и методы по сохранению и укреплению здоровья

Родители способны к переносу знаний о способах двигательной деятельности, запоминанию информации по ее организации, к применению присваиваемых знаний для решения личных проблем человека и текущих задач окружающей и личной жизни (при необходимости могут организовать самостоятельные занятия физическими упражнениями, при наличии весомого стимула, например, по рекомендации врача)

Родители не владеют методическими знаниями по организации занятий физическими упражнениями и не проявляют интереса к их освоению

Продолжение таблицы

6. Способность родителей к сотрудничеству с детьми Предъявляемые требования носят разумный характер. Соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком. Возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа. Отношения «взрослый - ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении Требования к ребенку носят разумный характер, но не систематический. В разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся к созданию отношений сотрудничества и предпочитают позицию главенствующего Содержательный аспект предъявляемых требований ограничен семейно-бытовыми отношениями. Интерес родителей к проблемам детей слабо выражен или отсутствует вовсе. Между родителями и детьми не установлены отношения взаимопонимания, доверия, уважения

7. Взаимодействие родителей с педагогическим коллективом Родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в образовательном процессе; советуются с педагогами по вопросам образования и воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность. Помогают детям в их общественной работе Родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом всеобуче. Однако редко совещаются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации. Не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя. Глубоко не вникают в общественную жизнь своего ребенка Родители контактируют с педагогами только по прямой инициативе последних, не посещают занятий педагогического всеобуча, игнорируют советы и рекомендации педагогов по вопросам воспитания детей, не умеют их реализовать. В общественной жизни образовательного учреждения участия не принимают. Равнодушны к общественным делам своих детей

8. Участие в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности Родители активно участвуют в физкультурно-оздоровительных и спортивно-мас-совых мероприятиях, проводимых образовательным учреждением и по мест/ жительства; владеют навыками организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий, подвижных и спортивных игр и развлечений, самостоятельных занятий играми и другими видами спорта (проведение лыжных прогулок, походов выходного дня и др.); владеют навыками подбора и выполнения упражнений, направленных на укрепление здоровья, профилактику нарушений осанки, зрения, навыками выполнения массажа и самомассажа, выполнения закаливающих процедур, восстановительных процедур после физических нагрузок и умственной работы, составление рационального режима дня; навыками контроля за функциональным состоянием органов и систем Родители эпизодически участвуют в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях организуемых образовательным учреждением; имеют представление об организации физкультурных занятий, спортивных игр, развлечений в рамках семейного быта; имеют неполные знания о средствах и методах физического воспитания, подборе упражнений и их дозировании, контроле двигательной подготовленности, психофизиологических особенностях детей и подростков, средствах укрепления здоровья и поддержания работоспособности и др. Родители не проявляют интереса кдеятель-ности школы и класса, не участвуют в физкультурно-спортивных мероприятиях, организуемых образовательным учреждением; не владеют необходимыми знаниями и навыками проведения самостоятельных физкультурных занятий и не проявляют активности в направлении овладения новыми знаниями. Не мотивированы в физическом и духовном самосовершенствовании

Ф

ны к себе и педагогу, у них достаточно высокий уровень общей и педагогической образованности.

Такие родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и другие мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом при критичном отношении к нему. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностной ориентации педагога, с одной стороны, и творческий характер и инициативность педагога во взаимодействии - с другой.

Благоприятно-неустойчивый уровень взаимодействия «педагог-родитель». Для этого типа взаимодействия характерна доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития детей. Однако по ряду вопросов между педагогом и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое-то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.

Нейтральный уровень взаимодействия «педагог-родитель» отличается относительной свободой, нерегламентированностью. Взаимодействие учителя с родителями ситуативно, скоротечно и не отличается взаимной заинтересованностью в совместной деятельности.

Несогласованный уровень взаимодействия «педагог-родитель» характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит, как правило, рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требований и оценок педагога и родителей не благоприятствует развитию ребенка. Сами же педагоги и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности.

Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия «педагог-родитель» характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Педагог и родители регулярно выясняют отношения, выказывают недовольство друг другом, сомнения в педагогической компетенции друг друга. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности его знаний, взглядов или действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, порождает чувство его незащищенности и вины.

В результате проведенной экспериментальной работы произошли позитивные сдвиги во взаимодействии в паре «педагог-родитель». Так, преобладание оптимального и благоприятно-неустойчивого уровня, зафиксированного в июне 2009 г., достиг показателя 77,4% (против 34,6% в октябре 2006 г.), конфликтность же снизилась до уровня 6,7% (против 22,3%, зафиксированных в начале экспериментальной работы).

В целом реализация проекта «Родительский всеобуч» и других аналогичных программ просвещения родительской общественности позволили выстроить систему индивидуального педагогического сопровождения его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия учителя и родителей; обеспечить полную информированность обеих сторон (семьи и школы) по актуальным вопросам воспитания; своевременно и согласованно оказать взаимопомощь; скорректировать и отрегулировать возможности ребенка в достижении определенных образовательных результатов и др.

143

144

Таким образом, результатом освоения программы просвещения родителями стала нацеленность семьи на стремление совместно со школой способствовать формированию у всех участников образовательного процесса физической культуры личности и культуры здоровья, а также мотивов, убеждений и потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности, в здоровом образе жизни.

В заключении отметим, что работу по повышению педагогической культуры семьи невозможно уложить в рамки единовременной компании уже в силу того, что она требует значительных социально-экономических изменений в масштабах всего общества и связана с определением места и значения прежде всего школы и семьи в системе общественных ценностей как самых массовых социальных институтов воспитания и образования подрастающего поколения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т. Н. Доронова [и др.] - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 191 с.

2. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 80 с.

4. Ким Т. К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи. - М.: НУ ОАОУ, 2008. - 208 с.

5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112 с.

6. Ким Т. К. Концептуальные основы физического воспитания в системе «семья-школа» // Международная научно-практическая конференция «Физическое воспитание и спорт как факторы физического и духовного оздоровления нации (научно-практическая школа профессора В. Н. Кряжа)», (9-10 апреля 2009). - Минск: БГУФК, 2009. - С. 109-113.

7. Вержбицкая Е. Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Майкоп, 2006. - 27 с.

8. Замолоцких Е. Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 49 с.

9. Панасюк В. П., Салова P. Т., Белова Н. И. Системная диагностика и оценивание качества обучения и обучаемости в общеобразовательной школе // Квалиметрия человека и образования: методология и практика (материалы III симпозиума). - М.: Лана, 1994.

10. Родионов В. У. Методология оценивания обученности // III Международный симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика» / Под ред. А. И. Субетто и Н. А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.

11. Ким Т. К. Подготовка педагогических кадров к организации физического воспитания в системе «семья-школа». - М.: МПГУ, 2010. - 150 с.

12. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. - М.: Академия, 2006. - С. 32-46.

13. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. - М., 1997.

14. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 128 с.

15. Шалаев И. К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотива-ционного программно-целевого управления: монография. - Барнаул: Изд-во Алт-ГПА, 2010. - 203 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.