Научная статья на тему 'Модель сетевого межкультурного образовательного пространства как условие формирования языковой практики'

Модель сетевого межкультурного образовательного пространства как условие формирования языковой практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / NETWORK INTERCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ГЛОБАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ КУЛЬТУРА / GLOBALIZING CULTURE / ADAPTATION OF PEOPLE / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LINGUAL EDUCATION / INFORMATIONAL METHODICAL ENVIRONMENT / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Р.В.

В статье проведён структурно-функциональный анализ сетевого межкультурного образовательного пространства (СМОП), представляющего собой, по мнению автора, сферу взаимодействия, в рамках которой происходит коммуникация подразделений учебно-воспитательной работы и окружающих сфер, интегрирующих и дополняющих друг друга в целях способствования формированию социализированной и адаптированной к условиям глобализирующегося мира личности. В качестве инструмента формирования такой личности в рамках сетевого образовательного пространства школы автор представляет структуру, нацеленную на создание единого информационно-методического образовательного пространства и формирование предметных, межпредметных, личностных, языковых компетенций, а также на учёт местных геополитических условий и организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений через реализацию инициатив государства и программ, связанных с развитием языкового образования. Исследуемая структура нацелена, кроме того, на создание и поддержку единой информационно-методической среды в системе образования, обеспечивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала и образовательных ресурсов сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF NETWORK OF INTERCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION TO FORM LINGUAL PRACTICES

The article presents the results of a structural-functional analysis of the network of intercultural educational environment, which shows the sphere of interaction in the framework, of which communication takes place consisting the educational work and surrounding spheres units that integrate and complement each other to contribute to the formation a person socialized and adapted to the conditions of the globalized world. As a tool for the formation of a suchlike person in the framework of network educational intercultural school environment the author gives a structure, aimed at the formation of a single informational methodical educational environment and the formation of subject-matter, intersubject-matter, personal, lingual competences, as well as making sense of the local geopolitical conditions and the organization of network interaction of educational institutions via the realization of the initiatives and programs of the government connected to the development of lingual education. The studied structure is also aimed at the creation and support of a single informational methodical environment in the system of education providing the preservation, development and effective use of pedagogical potential and educational resources of network.

Текст научной работы на тему «Модель сетевого межкультурного образовательного пространства как условие формирования языковой практики»

кодекса чести, и выделяет уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников, в том числе кадетов.

В существующей системе образования принято выделять следующие этапы формирования правовой культуры школьников в учебно-воспитательном процессе: целенаправленное формирование правовых знаний и терминов, выработка правовых убеждений, формирование правовых установок, воспитание правовых чувств, формирование законопослушное поведение, формирование активной социально-правовой позиции. Отечественные педагоги также определили три основных направления формирования правовой культуры, которые соответствуют взаимосвязанным и взаимозависимым, главным компонентам правовой культуры в виде интеллектуального формирования правовых знаний, умений и навыков, которые реализуются в жизнедеятельности человека, а также эмоционально-ценност-ное-формирование системы взглядов и нравственно-правовых ценностей, которые обеспечивают правильную оценку качеств правовой культуры общества, и, наконец, практическое формирование исполнения правовых норм и социально-активной позиции в правовой культуре общества [11].

Мы полностью согласны с такой градацией, однако считаем целесообразным определить и возрастные периоды формирования правовой культуры. Уместно так же, на наш взгляд, конкретизировать подходы к формированию правовой культуры и с точки

Библиографический список

зрения будущей профессиональной принадлежности ее потенциального носителя. Для кадетов этот показатель должен быть выше, чем для школьников в целом.

Успешность формирования правовой культуры учащихся кадетских классов обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала, в том числе информации военно-патриотического и гражданско - правового характера;

2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности, на примерах из существующей гражданско-правовой практики;

3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции, ответственного отношения к военной службе и гражданскому долгу;

4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава, привлечение практикующих юристов, кадровых военных и представителей правоохранительных структур [9].

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением, активным правовым мироощущением. Воспитание школьников в кадетских классах несет за собой цель воспитания школьника как гражданина и патриота России, способного защитить свою родину в военное время, и отстаивать ее интересы в мирное.

1. Bырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006; 3.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы». Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы BНПК. Брянск. БИПКРО, 2006.

3. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания: методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006; 3.

4. Друкарев A.A. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. Москва: 2006.

5. Завьялова М.С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов. Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях. РНПК. Красноярск: КГТЭК, 2007; Часть 1: 101 - 155.

6. Корсаков ^B. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания. Российский юридический журнал. 2010; № 3 (май-июнь): 194 - 201.

7. Маслова E.B. Психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации к жизнедеятельности кадетского училища. Сборник материалов всероссийского форума «Обучение. Воспитание. Развитие». Сочи, 2012: 78 - 82.

8. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. Под редакцией Н.И. Резника. Москва: 12 ЦТ МО РФ, 2005.

9. Олешко Л.И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет. Молодой учёный. 2016; № 1.1: 22 - 24.

10. Терентьева E.B. Модели правового образования и воспитания в школе. Право в школе. 2010; 3: 63.

11. Зимина H.B. Bоспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету. Учитель в школе. 2010; 6: 64 - 66.

References

1. Vyrschikov A., Kusmarcev M. Patriotizm na sluzhbe Rossii. Vospitanie shkol'nikov. 2006; 3.

2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2010 - 2015 gody». Grazhdanskoe obrazo-vanie: cennostiiprioritety. Materialy VNPK. Bryansk. BIPKRO, 2006.

3. Gejngardt N.S. Programma patrioticheskogo vospitaniya: metodicheskij zhurnal zamestitelya direktora shkoly po vospitatel'noj rabote. 2006; 3.

4. Drukarev A.A. O patrioticheskom vospitanii vkadetskih korpusah. Moskva: 2006.

5. Zav'yalova M.S. Iz opyta raboty po primeneniyu aktivnyh metodov obucheniya v processe formirovaniya pravovoj kul'tury buduschih spe-cialistov. Formirovanie professional'noj kompetentnosti cherez sozdanie aktivnoj obuchayuschej sredy v srednih special'nyh uchebnyh zave-deniyah. RNPK. Krasnoyarsk: KGT'EK, 2007; Chast' 1: 101 - 155.

6. Korsakov K.V. Problemy metodiki processa pravovogo obucheniya i vospitaniya. Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2010; № 3 (maj-iyun'): 194 - 201.

7. Maslova E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie vospitannikov v period adaptacii k zhiznedeyatel'nosti kadetskogo uchilischa. Sbornik mate-rialov vserossijskogo foruma «Obuchenie. Vospitanie. Razvitie». Sochi, 2012: 78 - 82.

8. Teoriya i praktika vospitaniya voennosluzhaschih: Uchebnoe posobie. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.

9. Oleshko L.I. Patrioticheskoe vospitanie kadet kak osnova razvitiya intellektual'nyh i tvorcheskih sposobnostej kadet. Molodoj uchenyj. 2016; № 1.1: 22 - 24.

10. Terent'eva E.V. Modeli pravovogo obrazovaniya i vospitaniya v shkole. Pravo vshkole. 2010; 3: 63.

11. Zimina N.V. Vospitanie pravovoj kul'tury shkol'nikov cherez organizaciyu vneklassnoj deyatel'nosti po predmetu. Uchitel' v shkole. 2010; 6: 64 - 66.

Статья поступила в редакцию 21.04.17

УДК 377.031

Nikonov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Principal of Municipal Budgetary Comprehensive School No. 49 Specializing in English (Chita, Russia), E-mail: rusnikonov@mail.ru

THE MODEL OF NETWORK OF INTERCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION TO FORM LINGUAL PRACTICES. The article presents the results of a structural-functional analysis of the network of intercultural educational environment, which shows the sphere of interaction in the framework, of which communication takes place consisting the educational work and surrounding spheres units that integrate and complement each other to contribute to the formation a person socialized and adapted to the conditions of the globalized world. As a tool for the formation of a suchlike person in the framework of network educational intercultural school environment the author gives a structure, aimed at the formation of a single informational methodical educational

environment and the formation of subject-matter, intersubject-matter, personal, lingual competences, as well as making sense of the local geopolitical conditions and the organization of network interaction of educational institutions via the realization of the initiatives and programs of the government connected to the development of lingual education. The studied structure is also aimed at the creation and support of a single informational methodical environment in the system of education providing the preservation, development and effective use of pedagogical potential and educational resources of network.

Key words: network intercultural educational environment, educational environment, globalizing culture, adaptation of people, lingual education, informational methodical environment.

Р.В. Никонов, канд. пед. наук, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка», г. Чита, Е-mail: rusnikonov@mail.ru

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПРАКТИКИ

В статье проведён структурно-функциональный анализ сетевого межкультурного образовательного пространства (СМОП), представляющего собой, по мнению автора, сферу взаимодействия, в рамках которой происходит коммуникация подразделений учебно-воспитательной работы и окружающих сфер, интегрирующих и дополняющих друг друга в целях способствования формированию социализированной и адаптированной к условиям глобализирующегося мира личности. В качестве инструмента формирования такой личности в рамках сетевого образовательного пространства школы автор представляет структуру, нацеленную на создание единого информационно-методического образовательного пространства и формирование предметных, межпредметных, личностных, языковых компетенций, а также на учёт местных геополитических условий и организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений через реализацию инициатив государства и программ, связанных с развитием языкового образования. Исследуемая структура нацелена, кроме того, на создание и поддержку единой информационно-методической среды в системе образования, обеспечивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала и образовательных ресурсов сети.

Ключевые слова: тетевое межкультурное образовательное пространство, учебно-воспитательная работа, глобализирующаяся культура, адаптация личности, языковое образование, информационно-методическая среда.

Научная проблема, решаемая автором, ее актуальность и новизна. Влияние глобализирующейся культуры на образование объясняется воздействием глобальных изменений на регуляцию механизмов управления данной системой. Другая сторона изменений заключается в появлении полилогической составляющей процесса расширения взаимодействия в межкультурном образовательном пространстве [1, с. 9]. Интенсификация процессов международной интеграции предъявляет особые требования к качеству подготовки специалистов, а это отражается на практике языковых образовательных учреждений, вынужденных совершенствовать методологический инструментарий. Поскольку межкультурное образовательное пространство есть поле совершенствования языковых компетентностей, обучение иностранным языкам переходит из разряда личных потребностей в необходимость развития общества и государства, что представляет собой актуальную проблему и требует повышенного исследовательского внимания.

Краткий обзор работ предшественников. Различные аспекты теории межкультурного образовательного пространства в контексте концепции межкультурного взаимодействия разрабатываются такими исследователями, как Е.В. Бондарев-ская, А.П. Валицкая, И.Е. Видт, А.Я. Данилюк, И.А. Колесникова, Б.Г. Корнетов, С.В. Кульневич, Н.Б. Крылова [2; 8, с. 96]. Межкультурное образовательное пространство понимается ими как система областей взаимодействия (в том числе отношений) учебной деятельности и межкультурных связей, которые, инте-грируясь, дополняют друг друга. В то же время дополнение положений исследований межкультурного образовательного пространства разработками теории информационного общества, проведенными на основании трудов Д. Белла, Н. Винера, У. Дай-зарда, Р. Дарендорфа, П. Дракера, Р.Ф. Инглхарта, В.Л. Иноземцева, A.B. Костиной, М. Маклюэна, У.Д. Мартина, Й. Масуды, Ф. Махлупа, Г. Рейнгольда, Д. Ритцера, Т. Сакайи, Т. Стоуньера, Т. Стюарта, Н.К. Тальнишних, Д. Тапскотта, О. Тоффлера, А. Турена, Т. Умесао, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы [3, с. 22], позволило бы сформировать методологию структурного анализа сетевого межкультурного образовательного пространства как фактора совершенствования мастерства педагогов и учащихся современной языковой общеобразовательной школы.

Значимость исследования для теории и практики. Проведение данного исследования может послужить фактором трансформации и развития межкультурного образовательного пространства, который влияет на рост мастерства педагогов, уделяющих больше внимания актуальным культурным формам, производство которых стимулирует процессы социокультурной организации и развития молодежи.

Перспективность (значимость данного исследования на обозримый период времени). Эту же цель преследует

практика проведения исследований сетевого межкультурного взаимодействия, которая включает деятельность различных общественных организаций, занимающихся проведением веби-наров, конференций, нацеленных на формирование языковых компетенций. На этой базе формируется сетевое межкультурное образовательное пространство (СМОП), где развивается деятельность российских и других стран. Отличительной характеристикой данного пространства является распространение в нём новых социокультурных универсалий и гетерогенной сетевой идентификации.

Уровень проблемности (неочевидность решений, необходимость теоретического поиска, преодоление трудностей на практике). В исследовании разрабатывается гуманитарная составляющая развития сетевого межкультурного пространства, в которой, как доказывает Ю.А. Сухарев, уделяется особое внимание распространению языковых практик, так как востребованной в новых условиях является поликультурная личность [4, с. 9].

Соответствие или несоответствие положений и выводов автора в работе современным научным концепциям, существующим в данной области исследования. Проведенное в статье исследование подтверждается концепциями сетевого информационного взаимодействия в условиях глобализирующейся культуры таких исследователей, как М. Кастельс, Д. Белла, А. Тоффлер, И.В. Малыгина, М.М. Шибаева, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко, В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, Л.В. Скворцова, Т.Н. Суминова [5, с. 6].

Личный вклад автора статьи в решение рассматриваемой проблемы состоит в том, что он разрабатывает механизмы функционирования СМОП в рамках общеобразовательной языковой школы, которая призвана сыграть значимую роль в подготовке современной языковой личности и научить подростков преодолевать трудности межкультурного общения, избегать конфликтов в этой сфере, выходить из спорных ситуаций. Это означает, что в рамках школьного образования становится актуальной проблема организации соответствующего требованиям времени образования, включающая вопрос определения его содержания, нацеленного на формирование поликультурной личности в современном межкультурном образовательном пространстве.

Современные общеобразовательные учреждения обязаны соответствовать новой информационной реальности и руководствоваться в своей деятельности программами, максимально учитывающими ее условия [6, с. 15]. Первичной задачей программ, ориентированных на современное поликультурное образование, является конструирование сетевого межкультурного пространства, которое становится эффективным инструментом поликультурного образования. Новые программы развития основываются на положении о необходимости формирования у уча-

щихся ряда компетенций. Ведущее место среди них занимает позитивное отношение к своей и иным культурам, толерантность к различиям в культуре и этничности, умение продуктивно взаимодействовать с представителями других культур, культура межнационального общения [7, с. 53].

Реализации задачи формирования СМОП должна способствовать принимаемая школой стратегия развития, в которой отражаются, во-первых, позиции и возможности педагогического коллектива и предложения по их применению; во-вторых, анализ корпоративных возможностей социального окружения школы и предложения по вовлечению в образовательную деятельность СМОП; в-третьих, оценка творческого потенциала формирующейся общности; в-четвертых, готовность к восприятию позитивного творческого опыта. Ведущим посылом программы стратегического развития школы признается стремление к улучшению мира с использованием средств образования. В программе отражаются как планируемые образцы и стандарты получаемого образования, максимально возможная для опубликования информация, касающаяся учебно-образовательного процесса и возможностей воздействия на него, так и предложения по организации совместной работы [8, с. 98]. Непосредственная разработка параметров СМОП должна ориентироваться на необходимость формирования в его рамках личности, отличающейся своим социальным, активно-творческим характером, становление которой возможно только при условии максимальной мобилизации воспитательного потенциала школы, помогающей подрастающему поколению раскрывать наследие исторического опыта, традиций бережного отношения к культуре и природе. Как полагают исследователи современных проблем образования, в качестве направлений воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений выступают такие виды, как интеллектуально-познавательная, духовно-нравственная, оздоровительная, художественно-эстетическая, семейно-воспитательная, а также саморазвитие.

Практическим основанием для формирования системы сетевого, информационного взаимодействия в рамках СМОП должны стать положения, касающиеся развития интеграции на основе применения новейших достижений информатизации, экстраполяции ведущих принципов межкультурного взаимодействия в образовательный процесс [9; 14]. Формирование этих структур должно привести к развитию образовательной и академической мобильности учащихся, росту их интеллектуального и творческого потенциала и формированию консолидированного сетевого экспертного сообщества в рамках школьного межкультурного пространства, гармонизации соотношения общего среднего и языкового образования в рамках школьной программы, качественному обновлению сетевых коммуникационных возможностей и интеграции общеобразовательных школ в мировую образовательную систему с учётом международных критериев качества языковой подготовки учащихся [10, с. 14].

Развертывание такой программы предусматривает нацеленность на воспитание личности, гармонично саморазвивающейся в современных условиях на основе приобщения к базовым ценностям российской истории и культуры и вместе с этим к общечеловеческим ценностям и достижениям современной культуры, что послужит формированию гражданской идентичности. Реализации этих целей будет способствовать система мероприятий, нацеленных на приобщение обучающихся к практике, позволяющей применять полученные ранее знания в условиях реальной коммуникации; организация урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которая учитывает как общемировую, так и региональную специфику; активная деятельностная позиция, формируемая у учащихся.

В целом отраженные в программе мероприятия несут в себе ряд структурирующих смысловое пространство планируемого взаимодействия идей, которые могут быть сведены к необходимости представления всех сторон человеческой деятельности, способствующих развитию человека; к ориентации представляемых программ на формирование творческой, образованной, гуманной, способной к равноправному взаимодействию с партнерами по общению личности; к соответствию содержания программ тем требованиям и возможностям, которые связаны с их влиянием на развитие ребенка; к ориентации на региональную специфику и социальную обстановку в конкретных регионах; к вниманию роли семьи как равноправного участника в воспитательном процессе в школе; к воспитанию ребенка в социуме; к процессам взаимодействия ведомственных, общественных и государственных учреждений и образовательных организаций

в рамках образовательного процесса; к построению программы на принципах познавательной, игровой, спортивной, творческой, коммуникативной, досуговой, общественно-организаторской, профессиональной и иных видах деятельности; к ориентации обучающихся на восприятие ценностей Семьи, Отечества, Труда, Знаний, Здоровья, Культуры, Мира, Земли, Человека [11, с. 15]. Необходимость организации сетевого межкультурного образовательного пространства школы обусловлена значимостью установления системы оптимальных связей между общественными организациями, чему должен способствовать процесс сближения и взаимодействия между сетевыми структурами, в рамках которого интеграция развивается в соответствии с градацией сетевого межкультурного пространства по уровням управления (локальный, муниципальный, региональный, национальный) и по субъектам образовательного процесса (учитель, ученик, родитель, общество) [12; 17, с. 247].

В рамках процесса интеграции происходит интенсификация сближения школы и различных общественных организаций, вместе с этим синхронизируются их действия, формируется единое сетевое образовательное пространство как наиболее эффективная форма, способствующая достижению задач формирования языковой компетенции. Универсальный и деятельностный характер учебной дисциплины «Иностранный язык» позволяет включать иноязычную речевую коммуникацию в другие виды деятельности: научно-исследовательскую, художественную, эстетическую и т. д., что предполагает основной результат в освоении совокупности языковых компетенций обучающимися и формирование языковой и этнически толерантной личности. Сетевое межкультурное образовательное пространство (СМОП), основанное на коммуникативной модальности и сетевом обмене информацией, ставит следующие задачи: создание универсальных социальных практик, площадок, во время которых происходит непосредственное и опосредованное установление языковых контактов; определение технологий и содержания языковых практик в сетевом межкультурном образовательном пространстве в учебной / внеучебной, урочной / внеурочной деятельности; обеспечение доступа к максимальному количеству информационных ресурсов [13, с. 56]. Организация пространства сетевого межкультурного взаимодействия должна способствовать более надежному функционированию каждого конкретного образовательного учреждения и всей образовательной системы в целом. Причиной этого является то, что сетевое межкультурное пространство, как правило, имеет разветвленную структуру, состоящую из множества равноценных и взаимозаменяемых вариантов [14].

Для создания сетевого межкультурного образовательного пространства формируется временная рабочая группа, выступающая в роли проектной команды потенциальных участников сети: учителей и администраций общественных организаций, сотрудников управления, представителей родительской общественности и профессионального образования. В дальнейшем они составят костяк сетевого сообщества. Данная группа должна обеспечить реализацию проектной деятельности, к которой относится формирование административного ресурса, и организацию доступа к информации о возможностях образовательных учреждений, а также выработку алгоритмов принятия и реализации решений и т. д. [15, с. 43].

Планирование и организация сетевого межкультурного образовательного пространства (СМОП) осуществляется поэтапно. Первый этап - формирование прототипа сети; второй этап - обучение участников сети; третий этап - информационная кампания; четвертый этап -базовое исследование востребованности СМОП; пятый этап - формирование инфраструктуры СМОП; шестой этап - запуск функционирования сети [16, с. 43]. В результате организация СМОП должна обеспечить функционирование единой точки доступа, откуда все участники сообщества получат возможность осуществлять ознакомление с необходимыми ресурсами, просматривать их, проводить копирование. Увеличиваются возможности участников, использующих общественный ресурс во имя формирования и распространения среди других участников образовательных материалов высокого качества; создаются сообщества для обмена информацией между участниками сетевого пространства по определению единой платформы повышения и оценки качества как ресурсов сети, так и самого СМОП; разрабатываются технологии оценки уровня развития СМОП, учитывающие показатели, мониторинг которых осуществляется международными организациями (индекс развития электронного правительства (Е^1) и рассчитывается Организацией

Объединенных Наций; индекс развития ИКТ (Ю1) и Международным союзом электросвязи; индекс готовности к сетевому обществу (NRI) рассчитывается Всемирным экономическим форумом.

Модель структуры сетевого межкультурного образовательного пространства поликультурного воспитания включает в себя следующие элементы: модель будущего выпускника, модель классного руководителя, родителей, учителей-предметников, Совета школы, общественности и т. д. Среди них базовые образовательные ценности сосредоточены, главным образом, в модели выпускника, который понимается в качестве личности здоровой, конкурентоспособной, творчески развитой, умеющей выстраивать достойную для человека жизнь, делать сознательный выбор жизненного пути в контексте творческой направленности, давать адекватную оценку своим познавательным возможностям и ставить творческие задачи, вести продуктивное общение с учетом образовательного и жизненного опыта, организовывать жизнь применительно к конкретным условиям и определять перспективы своего роста. Выпускник, зная о своих реальных профессиональных возможностях и качествах, осознанно выбирает профессиональную деятельность [17].

Модель классного руководителя предполагает наличие требований, согласно которым проводится диагностическая деятельность, изучается личностный рост учащихся, являющийся основой организации воспитательной работы; анализируется успеваемость сильных и слабоуспевающих учеников; создается благоприятная атмосфера среди преподавателей и учащихся, осуществляемая в союзе с администрацией школы, заместителем директора по воспитательной работе, социальными педагогами, учителями-предметниками, вожатыми, учащимися, родителями, культурными и массовыми организациями. Как показывают данные, деятельность классных руководителей направлена на реализацию общих школьных или социально-значимых программ и в большинстве принимается учащимися, которые посещают творческие объединения, участвуют в работе кружков, секций, что показывает их умение распределять время на отдых, общение и работу. Особую функцию во многих образовательных и воспитательных программах выполняют учителя-предметники, задействованные не только в программах интенсификации процесса обучения и проведения научных исследований, но и в подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными датами, событиями, процессами в истории, культуре, природе, окружающем мире. Содержание подобных мероприятий во многом помогает формировать представления о морально-нравственном облике гражданина, гражданскую активность учащихся, духовный мир школьников, способствуя их эмоциональному и духовному благополучию [18].

В программу формирования СМОП школы входит такой элемент, как организация работы службы психолого-педагогической поддержки, в задачу которой включено проведение круглых столов, конкурсов, бесед, оформление презентационных материалов по истории психологии и психологическим проблемам учащихся, формирование корпуса позитивных пожеланий, бесед и встреч с родителями. Привлечение родителей к деятельности СМОП является насущной необходимостью, так как школьное и семейное воспитание практически полностью совпадают, при этом оставляя за семьей приоритет, поэтому в данной области важно изучать особенности семейного воспитания детей; организовывать систему мероприятий совместно с родителями учащихся; создавать условия, обеспечивающие права родителей на их участие в организации управления школой; оказывать помощь родителям в построении приемлемого, здорового, нравственного образа жизни в семье, в профилактике наркомании, иных деструктивных проявлений в поведении учащихся [19].

Реализация программы деятельности СМОП невозможна без формирования проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая заключается в организации системы мероприятий, где каждому дается возможность показать как свои научно-исследовательские, языковые знания, так и способности ораторского искусства, умение найти выход в неожиданных ситуациях, умение вести диалог и т. п. Опыт, приобретаемый детьми во время подготовки и проведения указанных мероприятий, воодушевляет их новыми идеями, желанием снова участвовать и совершенствовать свои способности [20, с. 35]. Большое значение в организации совместной деятельности школьников и разнообразных общественных организаций отводится клубам и детским творческим объединениям.

Несомненно, воспитательный процесс в условиях стремительно трансформирующихся социальных и культурных условий не может существовать без привлечения в полном объеме

волонтерского движения. Участники волонтерского движения добровольно отдают свое время и силы другим людям. В результате у подростков формируется потребность совершать добрые поступки, важно, что это происходит в коллективе добровольцев [21]. Важной частью организации СМОП является школьное самоуправление, которое представляется частью педагогического процесса, контролируется педагогами на основе этических, социальных, правовых принципов. С помощью современных сетевых технологий коммуникации дается возможность активного участия учеников в управлении школой. Процесс самоуправления решает вопросы самоактивизации у максимально большого количества школьников, проблемы организационного саморегулирования ученических коллективов, способных самостоятельно менять структуру с целью успешного решения актуальных задач. Также разрешаются вопросы коллективного самоконтроля деятельности ученического коллектива, что является основой для поиска наиболее эффективных решений стоящих перед школой проблем [22].

Завершает перечень элементов пространства сетевой межкультурной коммуникации при школе далеко не последний по значимости в деле формирования навыка межкультурной коммуникации Центр языковой социализации, являющийся важным фактором поликультурного развития личности. К функциям Центра, действующего в рамках СМОП, относится создание условий для овладения языком как коммуникативным средством, обуславливающим социальное взаимодействие в обществе. Языковая социализация означает формирование языковой и коммуникационной компетенции и является в то же время инструментом социализации личности, завершающим её психическое развитие. Наряду с изучением языка человек усваивает нормы поведения, формирует алгоритмы познавательной и социальной активности, которые, в свою очередь, находятся в зависимости от социального влияния. Начавшийся в Школе процесс языковой социализации детей будет продолжаться в течение всей их последующей жизни, однако наиболее интенсивная его фаза, безусловно, будет приходиться на школьные годы. Таким образом, современная школа должна быть максимально открытой, публичной и принимать участие в жизни гражданского общества, города, страны, мира во взаимодействии с окружающим её культурным многообразием, в чём сегодня ей помогают средства, связанные с развитием сетевого межкультурного образовательного пространства, целенаправленно развиваемые школой во имя интенсификации процесса гуманитарного образования и социализации учащихся в условиях стремительно развивающейся мировой культуры.

Подведём итоги:

1. Сетевое межкультурное образовательное пространство (СМОП) представляет собой сферу взаимодействия, где происходит коммуникация подразделений учебно-воспитательной работы и окружающих сфер, которые интегрируются и дополняют друг друга в целях способствования формированию социализированной и адаптированной к условиям глобализирующегося мира личности. В качестве инструмента формирования такой личности в рамках сетевого образовательного пространства школы выступает структура, нацеленная на поддержание творческой активности учащихся; активизацию ученического самоуправления; создание условий для формирования общешкольного коллектива; развитие детской организации как основы для межкультурного взаимодействия, социальной адаптации, развития личности учащегося; совершенствование сотрудничества с родителями и работы, направленной на создание условий научно-исследовательской и художественно-эстетической деятельности учащихся; продолжение деятельности, нацеленной на повышение эффективности педагогов; разработку проектов с образовательными, культурными, общественными организациями, творческой, социальной, интеллектуальной и др. сфер.

2. Методическая сеть, объективированная СМОП, направлена на создание единого информационно-методического образовательного пространства и решает следующие задачи: реализация приоритетных направлений государственной образовательной политики как вызовов социально-экономического развития страны; формирование предметных, межпредметных, личностных, языковых компетенций; учёт местных геополитических условий(дистанционная удаленность от центральных регионов России, трансграничный регион); организация сетевого взаимодействия образовательных организаций через реализацию инициатив государства, программ, связанных с развитием языкового образования; создание и поддержка единой информационно-методической среды в системе образования, обеспе-

чивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала и образовательных ресурсов сети.

3. Вышеперечисленные задачи определили содержание сетевой методической службы образовательных организаций языкового профиля, цель которой - диссеминация эффективных технологий, направленных на обеспечение возрастающих потребностей в языковых практиках при научно-методическом, кадровом и информационном сопровождении в образователь-

Библиографический список

ных организациях лингвистической направленности. Обеспечение оптимальных условий для непрерывного профессионального совершенствования учащегося и педагога является важным фактором их интенсивной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности в рамках глобализирующейся мировой культуры, предъявляющей новые требования к решению профессиональных задач, обозначающих наступление нового этапа развития образования.

1. Сетевое межкультурное образовательное пространство. Available at: http://school49chita.my1.ru/

2. Никонов РВ. Практика освоения системы менеджмента. Чита: ЗабГГПУ, 2011.

3. Ким М.В. Современный межкультурный диалог в контексте сетевых (информационных) взаимодействий образовательного пространства СНГ. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

4. Сетевое межкультурное образовательное пространство. Available at: http://school49chita.my1.ru/

5. Лучихина Л.П. Обмен знаниями в межкультурных сетях современного образовательного пространства. Сибирский педагогический журнал. 2012; 7: 41 - 45.

6. Карягина Ю.А. Воспитание поликультурности подростка в образовательном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2007.

7. Никонов Р.В. Создание межкультурного образовательного пространства и управление его развитием. Учёные Записки Забайкальского государственного университета. 2011; 96 - 99.

8. Никонов РВ. Практика освоения системы менеджмента. Чита: ЗабГГПУ, 2011.

9. Программа развития воспитательной системы лицея «Школа здоровья и успеха» на 2012 - 2017 годы. Available at: httpV/ли-цей-10.рф/programma/programma_razvitija_vr_ispravlennaja_1.doc

10. Сетевое межкультурное образовательное пространство. Available at: http://school49chita.my1.ru/

11. Тен Э.Г. Лингводидактические основы формирования межкультурной компетенции. Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Электросталь, новый Гуманитарный институт, 2011: 245 - 249.

12. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.

13. Никонов Р.В. Создание межкультурного образовательного пространства и управление его развитием. Учёные Записки Забайкальского государственного университета. 2011; 5: 96 - 99.

14. Пенькова Т.Н., Харитонова Л.Г. Создание условия для формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях гимназического образовательного пространства. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013; 5: 51 - 55.

15. Летов Е.В. Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

16. Гам В. И., Филимонов А. А., Бугрова Н. С., Бузина Е. В. Организация сетевого профильного обучения. Управление школой. 2008; 20: 37 - 44.

17. Переходченко Е.В. Поликультурное воспитание. Available at: http://direktoria.org/konferencia/pub/6154/

18. Понятие диссеминации педагогического опыта. Available at: http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html

19. Сухарев И.А. Интеграционный потенциал межкультурного диалога в Евразийском образовательном пространстве. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; 11 (697): 9 - 20.

20. Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка» за 2011-2012 учебный год. Available at: http://school49chita.my1.ru/Doki/pub-lichnyj_otchet_shkoly_49_za_2011-12_uch_god-avt.docx

21. Лучихина Л.П. Обмен знаниями в межкультурных сетях современного образовательного пространства. Сибирский педагогический журнал. 2012; 7: 41 - 45

22. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие под редакцией М.И. Рожкова. Москва: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС 2001.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Setevoe mezhkul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo. Available at: http://school49chita.my1.ru/

2. Nikonov R.V. Praktika osvoeniya sistemy menedzhmenta. Chita: ZabGGPU, 2011.

3. Kim M.V. Sovremennyj mezhkul'turnyj dialog v kontekste setevyh (informacionnyh) vzaimodejstvij obrazovatel'nogo prostranstva SNG. Dis-sertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

4. Setevoe mezhkul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo. Available at: http://school49chita.my1.ru/

5. Luchihina L.P. Obmen znaniyami v mezhkul'turnyh setyah sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 7: 41 - 45.

6. Karyagina Yu.A. Vospitanie polikul'turnosti podrostka v obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

7. Nikonov R.V. Sozdanie mezhkul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva i upravlenie ego razvitiem. Uchenye Zapiski Zabajkal'skogo gosu-darstvennogo universiteta. 2011; 96 - 99.

8. Nikonov R.V. Praktika osvoeniya sistemy menedzhmenta. Chita: ZabGGPU, 2011.

9. Programma razvitiya vospitatel'noj sistemy liceya «Shkola zdorov'ya i uspeha» na 2012 - 2017 gody. Available at: http://licej-10.rf/program-ma/programma_razvitija_vr_ispravlennaja_1.doc

10. Setevoe mezhkul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo. Available at: http://school49chita.my1.ru/

11. Ten 'E.G. Lingvodidakticheskie osnovy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii. Sovremennye tendencii v obuchenii inostrannym yazykam i mezhkul'turnoj kommunikacii. 'Elektrostal', novyj Gumanitarnyj institut, 2011: 245 - 249.

12. Stupnickaya M.A. Chto takoe uchebnyjproekt? Moskva: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2012.

13. Nikonov R.V. Sozdanie mezhkul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva i upravlenie ego razvitiem. Uchenye Zapiski Zabajkal'skogo gosu-darstvennogo universiteta. 2011; 5: 96 - 99.

14. Pen'kova T.N., Haritonova L.G. Sozdanie usloviya dlya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii uchaschihsya v usloviyah gimnazicheskogo obrazovatel'nogo prostranstva. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2013; 5: 51 - 55.

15. Letov E.V. Setevaya identichnost' v kontekste kul'turnyh processov informacionnogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

16. Gam V. I., Filimonov A. A., Bugrova N. S., Buzina E. V. Organizaciya setevogo profil'nogo obucheniya. Upravlenie shkoloj. 2008; 20: 37 - 44.

17. Perehodchenko E.V. Polikul'turnoe vospitanie. Available at: http://direktoria.org/konferencia/pub/6154/

18. Ponyatie disseminaciipedagogicheskogo opyta. Available at: http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html

19. Suharev I.A. Integracionnyj potencial mezhkul'turnogo dialoga v Evrazijskom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; 11 (697): 9 - 20.

20. Publichnyj doklad municipal'nogo byudzhetnogo obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya «Srednyaya obscheobrazovatel'naya shkola № 49 s uglublennym izucheniem anglijskogo yazyka» za 2011-2012 uchebnyj god. Available at: http://school49chita.my1.ru/Doki/publichnyj_otch-et_shkoly_49_za_2011-12_uch_god-avt.docx

21. Luchihina L.P. Obmen znaniyami v mezhkul'turnyh setyah sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 7: 41 - 45

22. Klassnomu rukovoditelyu. Uchebno-metodicheskoe posobie pod redakciej M.I. Rozhkova. Moskva: Gumanitarnyj Izdatel'skij Centr VLADOS 2001.

Статья поступила в редакцию 05.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.