Научная статья на тему 'Социальное воспитание в системе дополнительного образования. Детские общественные объединения'

Социальное воспитание в системе дополнительного образования. Детские общественные объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журкина А.Я.

В статье рассмотрены возможности реализации требований государственных образовательных стандартов по социальному воспитанию школьников, формированию компетенции XXI в. в системе дополнительного образования. Показана практическая деятельность детских объединений по направлениям Российского движения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журкина А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание в системе дополнительного образования. Детские общественные объединения»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Я. Журкина

Социальное воспитание в системе дополнительного образования. Детские общественные объединения

В статье рассмотрены возможности реализации требований государственных образовательных стандартов по социальному воспитанию школьников, формированию компетенции XXI в. в системе дополнительного образования. Показана практическая деятельность детских объединений по направлениям Российского движения школьников.

Ключевые слова: социальное воспитание, дополнительное образование, детские объединения, Российское движение школьников.

Современные запросы и ожидания в сфере образования, требования к нему со стороны обучающихся, семьи, общества и государства акцентируют внимание всех участников образовательного процесса на школьном периоде образования, который является решающим в обеспечении готовности к жизни - осознания выбора последующей профессиональной деятельности, овладения опытом решения практических дел, развития способности к взаимодействию с обществом и государством - социализации личности. Определены важнейшие задачи современного общества: обеспечение качественного образования, культуры отношений, достижение социального согласия, развитие механизмов социальной адаптации.

Суть социализации можно объяснить как процесс развития человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей его средой, когда происходит усвоение и воспроизводство социальных и культурных ценностей при его (человека) саморазвитии и самореализации в обществе. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе педагогически организованного воспитания, когда человек воспроизводит систему социальных связей в ходе активной деятельности в социальной среде [4, с. 6].

Федеральные государственные образовательные стандарты, на реализацию требований которых направлена деятельность современной школы, задачи развития социальных компетенций обучающихся определяют как личностные результаты образования. Обязательным является и овладение обучающимися социальными знаниями наряду с достижениями ими метапредметных и предметных результатов обучения. Создание в образовательной среде необходимых условий для освоения каждым обучающимся социально-культурного опыта, привлечения их к общественно полезным действиям, участию в жизни местного социума путём вовлечения в активные образовательные практики, в общественно значимые дела - задача современных педагогов. Успешность выпускника школы в современном обществе зависит от уровня сфор-мированности основных компетенций XXI в., позволяющих быть социально активным и ответственным [8].

Воспитательная работа в образовательных учреждениях опирается на детские и подростковые общественные объединения, которые характеризуются большим разнообразием деятельности и разномасштабностью, но для которых справедлива главная задача - научение и оказание помощи в самоопределении каждого подростка. Их деятельность поддержана нормативно-правовыми государственными законами «Об общественных объединениях» (1990 г.), «О поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (1995 г.), «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (2015 г.), а также региональными правовы-

ми актами. Важно отметить, что приоритетной формой современного российского детского движения признано и закреплено в государственных документах детское общественное объединение, представленное в практике многообразием видов, типов, способов создания и функционирования.

Детские общественные объединения возникают, оформляются, действуют, реализуют свои воспитательные возможности для получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных действий; формирования гражданской позиции в рамках рационально организованного свободного времени детей; предоставляя в процессе работы объединения доступ к знаниям и опыту, опережающим школьные [6; 7] Однозначно можно отметить, что наблюдается рост различного типа профильных объединений. Изменилась в целом направленность их деятельности [9].

Как уже было отмечено, особенность воспитательной системы детских объединений придаёт социальная среда деятельности объединения, пространство общественного воспитания. А движущей силой воспитательной системы выступает самодеятельность детей как их активность, имеющая позитивную ценностно-смысловую направленность, стимулирующую развитие личности ребёнка, индивидуальности, гражданина, физически и духовно здорового. Направлениями деятельности выступают:

Военно-патриотическое: юнармейцы, юные спасатели, юные пограничники, юные друзья полиции, юные инспектора движения и т. д.

Гражданская активность: добровольческая деятельность, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология и т. д.

Информационно-медийное: создание редакции газеты, радио, телевидения; работа с социальными сетями; подготовка информационного контента, дискуссионной площадки и т. д.

Личностное развитие: творческое развитие в любом из направлений деятельности; популяризация ЗОЖ и спорта; выбор будущей профессии и т. д.

Все эти направления деятельности выходят за пределы школьного обязательного, формального образования, где практически оказываются все государственные программы. Неформальное образование организуется по запросу, интересам детей. В планировании таких программ принимают (непосредственное или опосредованное) участие обучающиеся [1]. (Определение неформального образования представлено в Меморандуме Европейского СОЮЗА). Сегодня идеи неформального образования, реализуемого в различных объединениях образовательных учреждений, распространяются в системе отечественного дополнительного образования [2]. Его цель - обеспечение условий для личностного самостроительства детей и подростков. Создание позитивного социального окружения, социальных связей и отношений на основе формирования устойчивой потребности к освоению многообразия культуры, накопленной человечеством [5].

В 2017-2018 учебном году более 10600 девчонок и мальчишек Московской области стали участниками детских общественных объединений «Российское движение школьников». Это огромный отряд неравнодушных, активных взрослых и ребят, ежедневно реализующих множество интересных и полезных дел. Организация движения направлена на помощь социализации и воспитания детей и подростков. Цель любого направления деятельности - вызвать заинтересованность обучающихся, вовлечь их в сплочённую команду, где каждый сможет проявить свои таланты и способности. В их числе учащиеся Центра «Романтик», ставшие победителями Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения.

12 сентября 2018 г. в Щёлковском районном культурном комплексе прошёл Первый Слёт активистов Московского областного отделения РДШ, участниками кото-

рого стали 470 ребят из 56 образовательных учреждений 36 муниципальных образований Подмосковья. На слёте наградили победителей по четырём направлениям: военно-патриотическому, информационно-медийному, личностному развитию и гражданской активности.

Слёт активистов РДШ стал не только местом улыбок, веселья, знакомств, но и стартовой площадкой для новых школ и УДОД региона, которые в 2018-2019 учебном году включились в реализацию деятельности Российского движения школьников. В их числе 13 образовательных учреждений Щёлковского муниципального района, которым были вручены сертификаты, подтверждающие статус объединений организаций, реализующих деятельность РДШ. Центр «Романтик» стал первым учреждением дополнительного образования Московской области, реализующим деятельность РДШ. Стать партнёром РДШ для коллектива центра - это возможность приобщиться к огромному и дружественному по духу и направлениям работы движению, чтобы повысить эффективность учебно-воспитательной работы образовательной организации и демонстрировать таланты и способности участников районных проектов на новом уровне.

В рамках Российского движения в Щёлковском муниципальном районе реализуется программа по социальному воспитанию детей «Компас жизни» на 2018-2021 гг. (до 2018 г. действовала программа «Радуга успеха»), которая охватывает все возрастные категории обучающихся и направлена на повышение эффективности социального воспитания в системе образования и уровня педагогической поддержки социализации детей и подростков. В рамках этой программы плавательный центр «Нептун» реализует 6 проектов по маршруту «Моя высота»: проект «Старт» - для учащихся 1-4-х классов; проект «Навстречу рекордам»- для учащихся 5-8-х классов; проект «Ступени к мастерству» - для учащихся 9-11-х классов; проекты «Спортивные состязания», «Президентские состязания», «Спартакиада школьных команд». Проекты включают очные и заочные творческие конкурсы, участие школьников в муниципальных этапах областных и Всероссийских соревнований («Президентские спортивные игры», «Весёлые старты», «Школа безопасности», «Спасение на воде», спартакиады школьников по различным видам спорта). Школам района предоставляется возможность подготовки команд учащихся к соревнованиям по плаванию. Эти тренировки проводятся при поддержке и помощи инструкторов по ФК плавательного центра.

Более 15 лет в Центре «Романтик» работает вокальная студия «Гармония», в которой дети от 5 до 17 лет занимаются эстрадным пением, где вместе с вокально-музыкальным развитием осуществляется социальное воспитание участников детского коллектива. Студия активно участвует в благотворительных акциях «Рождественское чудо» по сбору подарков для детей, воспитывающихся в детских домах, социальных центрах, для детей с ограниченными возможностями, проживающими на территории Щёлковского района Московской области. Участники студии выступают в благотворительных концертах акции «Восстановим порушенные святыни», инициатором которой является Комитет по образованию, Совет депутатов Щёлковского района и Щёлковского благочиния. Традиционными являются концерты для юных читателей и читателей старшего поколения в районной библиотеке семейного чтения, приуроченные к праздничным датам. Участие в благотворительных акциях способствует осознанию своей нужности, сопричастности, своего вклада в общее дело помощи и поддержки людей в трудной жизненной ситуации. Дети приобретают социальный опыт, учатся сопереживанию, сочувствию, терпимости.

Приводя детей в студию, родители решают не только вопросы вокального развития ребёнка, его социального воспитания, но и проблемы укрепления здоровья. Поскольку эстрадный вокал - синкретический вид вокального искусства, требующий от исполнителя не только вокальных навыков, но и элементарных навыков хореографии,

актёрского мастерства, то все дети в разной степени становятся более раскрепощёнными, общительными, эмоциональными и артистичными.

На протяжении ряда лет на территории Щёлковского муниципального района в Центре «Романтик» действуют экологические объединения учащихся. В рамках реализации муниципальной программы «Экология окружающей среды Щёлковского муниципального района» на 2017-2021 гг. действует образовательный проект «Юный знаток природы». В апреле 2019 г. состоялась научно-практическая конференция «Ноо-сфера-2019». Цель конференции - духовно-нравственное, патриотическое, творческое развитие обучающихся посредством включения в исследовательскую деятельность, изучения экологического состояния окружающей среды и активной природоохранной деятельности. Тема - «Вода на земле. Охрана, восстановление и рациональное использование водных ресурсов». Участники конференции отметили важность формирования нравственно-экологических ценностей обучающихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования как значимой социально-педагогической и природоохранной задачи для обеспечения устойчивого развития России, необходимость продолжения работы по созданию и укреплению системы экологического образования и просвещения, способствующей сотрудничеству и обмену опытом между учреждениями базового, дополнительного и профессионального образования. В заключение конференции было принято обращение к жителям городского округа Щёлково Московской области.

Объединение «Будущие полицейские» существует с 2013 г. на базе Центра «Романтик». Оно создано по инициативе общественной организации «Ветеран милиции» и призвано дать участникам объединения - учащимся общеобразовательных учреждений базис правовых знаний, основы оказания первой медицинской помощи. Проект имеет социально-педагогическую направленность. Его целью является социальное воспитание членов объединения на основе совершенствования патриотического, нравственного, правового развития личности. Воспитание у подростков уважения к правоохранительной службе. Поскольку важно с юных лет овладеть элементарными медицинскими знаниями и практическими умениями по уходу за пострадавшими и больными, оказанию себе и другим первой помощи - быть готовым к действиям в экстремальных условиях. Программа деятельности объединения рассчитана на 2 года. По завершении программы успешно освоившим все профильные дисциплины выдаются Свидетельства о дополнительном образовании. Эти свидетельства дают существенные преимущества при поступлении в средние и высшие учебные заведения, связанные с правоохранительной деятельностью.

Обращаясь к эффективным социокультурным практикам, к опыту успешной социализации детей и молодёжи, необходимо отметить, что в настоящее время востребованы и успешно реализуются социальные технологии по включению детей в волонтёрскую деятельность. Волонтёрство как образовательная технология отвечает естественным потребностям подростка быть членом группы (команды), разделять её ценности и цели. Развитие добровольческого (волонтёрского) движения в образовании, вовлечение обучающихся и их родителей в проекты социальной направленности становится показателем готовности детей, педагогов и родителей к сотрудничеству и участию в жизни своего района, города [3].

В условиях современной социально-экономической ситуации, повышения конкурентоспособности среды «нарастают вызовы к системе дополнительного и непрерывного образования человека» через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений в связи со складывающейся экономической ситуацией в условиях города, модернизации всего образования, изменении роли семьи и т. д. Ещё одной предпосылкой к учёту возможностей дополнительного образования является введение новых стандартов (ФГОС), которые диктуют новые требования к

деятельности общеобразовательных школ. В настоящее время школе одной не под силу решить учебно-воспитательные задачи современного образования. Поэтому взгляды педагогической общественности обращены к дополнительному образованию, имеющему богатый опыт воспитательной деятельности. Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства. Это система, которая обладает открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на образовательные запросы общества, семьи, формировать осознанную гражданскую позицию. На основе «Концепции» дополнительное образование является инструментом развития человеческого потенциала страны [10].

Список литературы

1. Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н., Смирнов Д. В. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3. С. 90-109.

2. Горский В. А. , Смирнов Д. В. Взаимодействие и преемственность формального и неформального образования в современном муниципальном образовательном пространстве // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / Мин-во образования Респ. Башк., Ин-т развития образования Респ. Башк. Уфа : Изд-во Ин-т развития образования Респ. Башк., 2010. С. 11-14.

3. Гринько А. А., Кирпичёва Е. Е. Вектор движения - культурное экологическое волонтёрство - экспериментальная площадка по развитию РДШ // Бюллетень Школа формирования гражданской идентичности. Из опыта инновационной деятельности МАОУ «Школа № 172» г. Нижний Новгород. 2019. № 2(62).

4. Загладина X. Т. Социализация и социальная инклюзия: два ракурса одной проблемы // Б-чка «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования: условия и инструменты реализации» (кол. монография, ч. 1). 2019. №2. С. 6.

5. Поволяева М. Н., Попова И. Н. Неформальное образование в современном образовательном пространстве: культурные традиции, вызовы и перспективы // Народное образование. 2013. № 8. С. 43-48.

6. Смирнов Д. В., Холодцова И. И. Социально-педагогические предпосылки саморазвития и самореализации подростков и молодежи средствами учебно-исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие. 2008. Т. 2. № 8. С. 166-171.

7. Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 59-64.

8. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года. От 29.05,2015 г.

9. Хорунжая Л. Н. Детские общественные объединения - неформальный подход к воспитанию // Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи». 2019. № 3.

10. Шульгина И. Б. Эффективные технологии социально-педагогической деятельности в решении задач социальной адаптации школьников // Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи». 2019. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.